1
Тяжёл портрет, исполненный Репиным, тяжёл…
Мусоргский – точно растерзанный, размётанный, разорванный пороком, имеющий окрас национального, вглядывающийся мутноватыми глазами в перспективу, где его музыка обретает ещё большую мощь…
Рвётся Борис, захлёбываясь невероятной партией своей, рвётся, боясь и ликуя, трепеща, и вовлекая в трагедию свою поколения слушателей.
Мусоргский – Достоевский музыки: психологические орнаменты людского естества были открыты композитору, и, живописуя их звуком, как Достоевский словом, он приближал звучание запредельности к факту обыденности людского бытия.
Его не поняли.
Признали, не признавая главного.
Он бился в нервной лихорадке и избыточно прибегал к алкоголю.
Космос его слишком тяжёл: не зря же – такой портрет.
…трудами Римского-Корсакова, обвинённого в волюнтаризме толкования, оперы Мусоргского вошли в мировой обиход и закрепились вершинами классики; 15 прижизненных представлений «Бориса Годунова» сложно воспринимались публикой, а после смерти оперу и вовсе сняли.
Нервно-жгучие изломы людские, мощью колокольно-набатной проведённые через оперу, которая должна быть итальянски- сладчайшей, слишком напряжённо вибрировали.
…русское, национальное – разнообразно проявлялось в пантеоне созданного Мусоргским: он интересно взаимодействовал с народной песней и церковной музыкой – в том числе древнерусской монодией; нестандартная аккордика, неквадратные метры ритмики… словно выводил математически-точно новые формулы звучания.
Сюжета из русской жизни динамичны и сложны; но – Мусоргский враг рутины, всего стандартного, он… словно пишет, как нельзя, и становится можно, а через десятилетия признаётся эталонным.
Русская стихия широко вливалась в торжество его суммы сумм.
В музыке вокальной стремился к реализму, но – вместе: к необыкновенному раскрытию красочности и выразительности слова.
Обращался ко крестьянской жизни: о! богатством музыкальной живописи отмечены песни этого ряда.
Разумеется, предельное выражение его индивидуальности дано в опере: он называл свои – музыкальной драмой.
Они тяжеловесны.
В них заложены история и человек в ней, и гудящий космос речитативов требует предельной концентрации слушательских способностей.
…он порывает со стандартами тогдашнего оперного театра, отныне музыкальная драма вершится только специфически-музыкальными средствами.
Никакого романтизма – раскол и бунт «Хованщины» рвут с ним окончательно, хотя и не привлекают публику.
Он сам писал либретто.
«Хованщина» - в отличие от Бориса – вовсе не драма одного лица: но: историософская, величественно-безликая драма.
Композитор понял нечто из дебрей истории: и передал коды её сложнейшей своей, повышенной густоты музыкой.
Он не мог быть полноценно признан.
И он, полагаясь на века, оставил своё наследие – плыть в грядущее, где оценили, как гениальные, эти громадные музыкальные корабли.
2
В истории видя… отчасти народную стихию, черпал из неё, стремясь насытить звуки такой густотой, какая в них, кажется, не заложена.
…властвует Иван Хованский, в рогожу хованщины завернув власть; мальчишка Пётр слишком… мальчишка для трона; Софья сама хочет ощутить хребет вседержавия…
В письмах Мусоргского упоминается начало работы над «Хованщиной» в недрах 1972 года; В. Стасов помогал ему, и размах задуманного был столь велик, что композитор правил оперу уже до смертного конца своего…
Сил довести до завершения не хватило – оркестровку заканчивал Римский-Корсаков.
…в поисках основы для будущей оперы Мусоргский погружается в литературу, трактующую тему раскола…
Древо жизни рассечено: не склеить.
Справедлив бы раскол?
Но стрельцы крутонравны: именно - выявить многонравность разных бытийных слоёв людей и стремился музыкальными волнами Мусоргский.
Как можно бунт выхлестнуть на оперную сцену, залив её суммами характеров?
Масса людская – безликость драмы истории: а музыкальное напряжение таково, что рвёт пластины обыденности, всякие стандартные представления уничтожая.
Досифей и Марфа: музыкальные лучи симпатии сходятся на них, руководителях раскола.
…древнее, дремучее мерцает: потом вспыхивает многоволоконным огнём.
Жуть.
Страсть.
Досифей, сильно отдающий Аввакумом, поведёт своих в бездну: страха нет.
Музыка взлетает в такие высоты, какие ещё не открывались оперным искусством.
Песенность и широкая распевность используется во всех партиях персонажей оперы.
…методы переключений работают своеобразно: речитатив путём незримого поворота сменяется распевными песнями.
Персонажи характеризуются музыкой: ей высветляются, поднимаются благородством и опускаются в низины духа тяжестью земной плоти.
Бушует опера: сложно заключённая в определённом времени, обращённая ко всем-всем временам.