К 185-летию М. Мусоргского

0
60
Время на чтение 4 минуты

1

Тяжёл портрет, исполненный Репиным, тяжёл…

Мусоргский – точно растерзанный, размётанный, разорванный пороком, имеющий окрас национального, вглядывающийся мутноватыми глазами в перспективу, где его музыка обретает ещё большую мощь…

Рвётся Борис, захлёбываясь невероятной партией своей, рвётся, боясь и ликуя, трепеща, и вовлекая в трагедию свою поколения слушателей.

Мусоргский – Достоевский музыки: психологические орнаменты людского естества были открыты композитору, и, живописуя их звуком, как Достоевский словом, он приближал звучание запредельности к факту обыденности людского бытия.

Его не поняли.

Признали, не признавая главного.

Он бился в нервной лихорадке и избыточно прибегал к алкоголю.

Космос его слишком тяжёл: не зря же – такой портрет.

…трудами Римского-Корсакова, обвинённого в волюнтаризме толкования, оперы Мусоргского вошли в мировой обиход и закрепились вершинами классики; 15 прижизненных представлений «Бориса Годунова» сложно воспринимались публикой, а после смерти оперу и вовсе сняли.

Нервно-жгучие изломы людские, мощью колокольно-набатной проведённые через оперу, которая должна быть итальянски- сладчайшей, слишком напряжённо вибрировали.

…русское, национальное – разнообразно проявлялось в пантеоне созданного Мусоргским: он интересно взаимодействовал с народной песней и церковной музыкой – в том числе древнерусской монодией; нестандартная аккордика, неквадратные метры ритмики… словно выводил математически-точно новые формулы звучания.

Сюжета из русской жизни динамичны и сложны; но – Мусоргский враг рутины, всего стандартного, он… словно пишет, как нельзя, и становится можно, а через десятилетия признаётся эталонным.

Русская стихия широко вливалась в торжество его суммы сумм.

В музыке вокальной стремился к реализму, но – вместе: к необыкновенному раскрытию красочности и выразительности слова.

Обращался ко крестьянской жизни: о! богатством музыкальной живописи отмечены песни этого ряда.

Разумеется, предельное выражение его индивидуальности дано в опере: он называл свои – музыкальной драмой.

Они тяжеловесны.

В них заложены история и человек в ней, и гудящий космос речитативов требует предельной концентрации слушательских способностей.

…он порывает со стандартами тогдашнего оперного театра, отныне музыкальная драма вершится только специфически-музыкальными средствами.

Никакого романтизма – раскол и бунт «Хованщины» рвут с ним окончательно, хотя и не привлекают публику.

Он сам писал либретто.

«Хованщина» - в отличие от Бориса – вовсе не драма одного лица: но: историософская, величественно-безликая драма.

Композитор понял нечто из дебрей истории: и передал коды её сложнейшей своей, повышенной густоты музыкой.

Он не мог быть полноценно признан.

И он, полагаясь на века, оставил своё наследие – плыть в грядущее, где оценили, как гениальные, эти громадные музыкальные корабли.

2

В истории видя… отчасти народную стихию, черпал из неё, стремясь насытить звуки такой густотой, какая в них, кажется, не заложена.

…властвует Иван Хованский, в рогожу хованщины завернув власть; мальчишка Пётр слишком… мальчишка для трона; Софья сама хочет ощутить хребет вседержавия…

В письмах Мусоргского упоминается начало работы над «Хованщиной» в недрах 1972 года; В. Стасов помогал ему, и размах задуманного был столь велик, что композитор правил оперу уже до смертного конца своего…

Сил довести до завершения не хватило – оркестровку заканчивал Римский-Корсаков.

…в поисках основы для будущей оперы Мусоргский погружается в литературу, трактующую тему раскола…

Древо жизни рассечено: не склеить.

Справедлив бы раскол?

Но стрельцы крутонравны: именно - выявить многонравность разных бытийных слоёв людей и стремился музыкальными волнами Мусоргский.

Как можно бунт выхлестнуть на оперную сцену, залив её суммами характеров?

Масса людская – безликость драмы истории: а музыкальное напряжение таково, что рвёт пластины обыденности, всякие стандартные представления уничтожая.

Досифей и Марфа: музыкальные лучи симпатии сходятся на них, руководителях раскола.

…древнее, дремучее мерцает: потом вспыхивает многоволоконным огнём.

Жуть.

Страсть.

Досифей, сильно отдающий Аввакумом, поведёт своих в бездну: страха нет.

Музыка взлетает в такие высоты, какие ещё не открывались оперным искусством.

Песенность и широкая распевность используется во всех партиях персонажей оперы.

…методы переключений работают своеобразно: речитатив путём незримого поворота сменяется распевными песнями.

Персонажи характеризуются музыкой: ей высветляются, поднимаются благородством и опускаются в низины духа тяжестью земной плоти.

Бушует опера: сложно заключённая в определённом времени, обращённая ко всем-всем временам.

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Александр Балтин
Все статьи Александр Балтин
Последние комментарии
О чём говорят американские конспирологи
Новый комментарий от Александр Волков
27.04.2024 03:11
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Сергей Швецов
27.04.2024 00:09
Страх и подвиг
Новый комментарий от Константин В.
26.04.2024 23:09
Иван Ильин как идеологическая мишень
Новый комментарий от РомКа
26.04.2024 23:08
Об Иване Ильине sine ira et studio
Новый комментарий от Константин В.
26.04.2024 22:25
История капитализма в России. Куда идем?
Новый комментарий от Русский Сталинист
26.04.2024 22:06