Бабье лето

Рассказ из современной русской глубинной жизни

0
1337
Время на чтение 8 минут
Фото: Марины Михайловой, РНЛ

 

 

Есть народное поверье о Бабьем лете. Бабье лето коротенькое, две недели, даётся труженикам после лета перед зимой для краткого отдыха. Если оно тёплое, ясное, солнечное - значит, его женщины заслужили. Ни в чём перед Богом не виноваты. И мы им благодарны. А если холод, ненастье, дожди, ветры, то поёживаемся и говорим: «Ну, женщины, ну, бабы, вот услужили, вот уж, видно, нагрешили, нагрешили».

Но нынешнее Бабье лето было такое, что такого и не вспомнишь. Началось раньше обычного и всё тянулось, и никак не кончалось. И мне радость улыбнулась: жил в это время в своей милой Вяточке. Зелень деревьев уже подрумянилась, листья начинают опадать, цветы в палисадниках ликуют, птицы носятся стаями, деточки после школы всё время на улице, звенят их голоса, проносятся велосипеды. Приехал, живу. А на родине жить - это значит постоянно служить вместе с батюшкой, отцом Александром. Служит он практически ежедневно - по праздникам и воскресениям Литургии, в остальное время молебны, панихиды. Кроме того, и отпевания, и Крещения. Ну и, слава Богу, жениться вятские люди не перестали - венчания.

Самое обычное время выезда на службу - пять утра. А в этот раз была Литургия вообще в четыре утра. То есть вставать в три. Но тогда батюшка-то когда встал? Ночует в монастыре, за тридцать с лишним километров, ему за мной заезжать неблизко, да ещё в машине с нами едут двое мальчишечек, алтарники, тоже не рядом живут. И надо заехать за Николаем Андреевичем, и за матушкой Марией. И к месту встречи с матушкой Анастасией. Матушки певчие. Для меня загадка, когда батюшка спит? За мной, видимо, из снисхождения к сединам, он заезжает за последним.

Оделся, вышел, стою. Минута в минуту машина. Иду к ней, здороваюсь с сидящими в ней.

- Батюшка! - раздаётся вдруг крик в рассветных сумерках. Приближается явно не совсем трезвый, небритый мужчина. - Батюшка, помните меня?

- Тебя не забудешь.

- Да! - радуется мужчина. - Это я и есть. Я сколько-то денег на церковь положил. Армянину лес грузили, заработал.

Я спрашиваю:

- Весь русский лес загрузили, или чего-то себе оставили?

- Поехали, поехали, - торопит батюшка. - А ты иди проспись, - советует он мужчине. - Деньги на церковь положил, спасибо, а сколько пропил?

- А можно мне бороду завести? - спрашивает мужчина, - можно? Бриться надоело.

- Так ты, гляжу, уже начал заводить. Всё! Едем!

Тронулись. Пронеслись по спящему посёлку, поднялись в гору, вырвались на шоссе. Никого. Несёмся. Рассвет. Красота редчайшая. «Очей очарованье, прощальная краса, люблю я пышное природы увяданье», куда без Пушкина?

Вылетаем на взгорье - открываются золотистые дали, спускаемся в низину - деревья стремительно надвигаются, мелькают, проносятся. Мы быстро мчимся, но нас все равно обгоняют лихие иномарки. Вздымают листву и мы мчимся сквозь её желтые завихрения.

Батюшка знает дорогу наизусть, конечно, от этого он так уверенно правит одной рукой, другой держит телефон. «Умер, так не убежит, - говорит он кому-то. - Я же сказал: завтра с утра отпоём. А пока обязательно Псалтирь читайте, семнадцатую кафизму, псалом 118-й».

Летим на восток, навстречу восходу. Солнце приподнимается, разгибается, раздвигает тёмные облака, посылает вверх лучи, сообщая о приходе нового дня.

Николай Андреевич, а с ним мы ещё в 1960-м работали вместе в пионерлагере, потом он был директором и средней и воскресной школ, пересказывает мне увиденное и услышанное по телевизору; матушка Мария, намаявшись с семейством, дремлет. Матушка Анастасия молится по чёткам. Мальчишки шепчутся. Телефон у батюшки непрерывно трещит, всем уже с утра нужен батюшка. Все знают, что он рано встаёт и что перед службой телефон отключит, надо успеть посоветоваться, получить благословение. Меня восхищает манера его разговора. Он уважителен, но с ним долго не поговоришь. Ему всё о всех нас ясно. «Не надо это тебе», - отвечает он на чей-то вопрос. - «Ну и не переживай», - это другому. - «Благословляю», - это третьему. - «Не благословляю, - это четвёртому. - Ну, смотри сам, - это ему же. - Но я не благословляю». Следующий прорвался, это уже пятый. Батюшка ему: - «Надо обязательно надо освятить. Давайте в … - задумывается, - во вторник. В десять». - «Да как же это ей не венчаться? - это шестой. - Ты подумай сама. Сколько ты мне рассказывала о своей жизни, дочери такую же хочешь?»

Приехали. У всех свои обязанности, все знают, что делать. Берём благословения. В церкви копятся люди. Приехали из окрестных деревень. Пишут записки о упокоении, о здравии, ставят свечи. Я читаю Акафист иконе Державной Божией Матери, матушка Анастасия сменяет меня, ещё Акафист. Батюшка принимает исповедь. Мальчики убираются в алтаре, потом облачаются.

Опять сменяю матушку, читаю Третий и Шестой часы. В алтаре Проскомидия, то есть батюшка извлекает частицы из просфор, читая имена по запискам. Выходит с кадилом, обходит храм. Тишина благоговейная. Поклоны навстречу каждению со скрещенными на груди руками. Благоухание кадильного дыма.

У алтаря справа наш маленький хор плюс две местные женщины. Разбираем папки с надписью «Божественная литургия». Тишина. Возглас из алтаря: «Благословенно царство Отца и Сына и Святаго духа ныне и присно и во веки веков!» Мы дружно подтверждаем: «Аминь». А далее прошения и наше «Господи, помилуй».

Оконные рамы проявляются в свете начинающегося дня. Но это и от свечей, которых много зажгли у икон. Литургия оглашенных, Литургия верных. Херувимская. Символ веры. «Приимите, ядите, сие есть Тело моё. Пийте от Нея вси, сия есть Кровь Моя Нового Завета за вас и за многие грехи изливаемая во оставление грехов». Отче наш. «Святая святым!» Вынос чаши. Общая молитва. Причастие.

Читаю Благодарственные молитвы, идём ко Кресту, окропляемся святой водой. Слушаем проповедь. Проповеди у батюшки просты и вразумительны. «Без Бога, как без солнца. Закройся от солнца, но оно же есть. Не веришь в Бога, но Он же есть. Вездесущ и Всемогущ. Хоть чем отгораживайся, любой наукой, атеизмом, телевизором, ленью своей, Он же все равно есть. А что у тебя в огороде вырастет без солнца? А дети какие вырастут без Бога?»

Завтракаем. Батюшка спрашивает мальчишек: «Как в школе у вас история с географией? Или с физикой история?», - потом спрашивает их об их старших братьях, которые помогали ему. «Едут в училище? Так надо молебен напутный на доброе дело отслужить».

Встаём из-за стола. Батюшка отправляет матушек и мальчишек домой на машине, в которой есть свободные места. А у нас с ним впереди ещё три молебна, Панихиды. В деревнях служим, где в часовне, где в молельном доме (вспоминаю Пестерево, Карманкино, в другой раз Троицкое, Селино, Вихарево, Дамаскино, Большой Порек, Максимовскую, Донаурово, Плотбище, Рыбную Ватагу, Каменный Перебор…), везде нас ждут. Конечно, мало людей приходит, одни почти старухи. Но такие лица, такая молитвенность, так нам рады, что исчезает всякая усталость.

Пьём чай со старушками. Батюшка, конкретно ни к кому не обращаясь, рассуждает: «Плохо без мужичков. А когда были живы, всё вы на них жаловались, всё они были во всём виноваты, всё вам было неладно. А теперь: пусть бы пил, пусть бы бил, лишь бы рядом был. Так? Некому дров принести. Грядки некому перекопать. Даже поругаться не с кем. Ох, женщины-женщины: ребро Адама, кость упряма». Старухи дружно соглашаются. Вставляют и свои слова: «А как работали-то! Нынешним не снилось. На току в это же время сколь зерна перелопатить, затарить. Мешки по 60 килограмм, да и больше». - «А картошка! Ветер, мокредь. Даже на костре кирпичи грели, к пояснице привязывали. Ночью и крючит всю и микрючит, а утром, ещё до свету, бригадир в окно барабанит». Соседка её по столу замечает: «Вот тогда мы и наломались, да так, что уже и не хотим больше надрываться. Смотрите: на всё Пестререво две коровы. Куриц-то можно держать?»

Снова едем. Снова трещит мобильник у батюшки: «Давно писем нет? А когда там писать? Молись, мать, молись». Кому-то делает выговор: «Но теперь-то понимаешь, что сам виноват, ты же за деньгами погнался, вот и расплата… Попробуй договор расторгнуть… А на что ты надеялся, на деньги надеялся? Это самое ненадёжное. Они передачи тебе носить не будут».

Уже и солнышко. Всё вокруг повеселело. Приехали в Пестерево к часовне. Её в предыдущий мой приезд не было. Снова служим.

И это обычно для каждого дня батюшки. А ведь он мог бы остаться в райцентре, служить в храме в посёлке. Но кто приедет с молитвой, со словами утешения к этим старухам? И уже много времени он постоянно в дороге. Смеётся: «Не считал, но думаю, что земной шар уже раза три-четыре объехал» - «Сорок тысяч километров по экватору», - вспоминаю я школьную географию. - «Сорок? - батюшка настраивает приёмник на волну православной радиостанции. Думает. - Сорок? Тогда, конечно, раз пять проехал».

На просёлке, на дороге золотой ковёр осенней листвы, будто специально расстелен для нас. «Здесь редко машины ездят, ветер не поднимают, листья не разгоняют, - объясняет батюшка. - Вон, видел на федеральной трассе Казань - Пермь какие скорости, от машин прямо ветер, листва садиться не успевает».

Стая крупных птиц перелетает через дорогу. «Тетёрки, - говорит батюшка. - Скоро у них начнутся потери, сезон охоты откроется. Пойдёт пальба».

Держу в памяти эти наши поездки, этих молитвенниц. Как они, милые, трудно живут, как дороги нынче дрова, газ уже тридцать лет обещают, и где он? цены на всё растут, а старухи не сдаются, ещё и шутят. Самая бойкая: - «Айда-ко-те все ко мне, и у меня чаю попьём. Морковного. И пряники есть. Давно лежат, окаменели. Но мы их молотком расколотим».

Возвращаемся в посёлок. Батюшка покупает коробку конфет: «Надо заехать к имениннице. Девяносто лет. Нина Павловна. Учительница. Пела в церкви. Живёт одна, но дочь ежедневно заходит».

Проходим по двору. Чистота идеальная. Ещё цветут розы, золотые шары, мальвы, астры. Двери в дом открыты. Старушка ждёт. Приготовила чай с шиповником, напекла блинов. Чай в большом чайнике, закрытом шерстяным платком. Кот хозяйки сразу кидается к батюшке, а ко мне не подходит. Смотрит подозрительно. На подоконниках цветы. Конечно, герань, алоэ, Ванька мокрый, какие-то и не знаю, как назвать. Прямо оранжерея.

Вспоминаем начало возрождения храма в посёлке. «Колоколов не было, подвешивали газовые баллоны и звонили. А народ-то как шёл!» - говорит батюшка. - «Почему же сейчас-то не рвутся?» - спрашиваю я. - «А чего рваться: церковь открыта, всегда успеем, думают. А нет того, чтобы радоваться, да Бога благодарить. Как будто кто их усыпил. Но уж как прижмёт, так приходят. Сейчас вот за погибших свечи приходят ставить».

Старушка пододвигает домашнее печенье и вспоминает: - «Тогда мы, когда позвали вы нас, батюшка, по-моему, в девяносто первом, пошли в певчие, три учительницы. И неприятности были у нас. Но обошлось. Зато, Бог наградил: все мы долгожительницы, всем за девяносто». - «Вперёд, к столетию!» - возглашает батюшка и встаёт для чтения благодарственной молитвы.

Хозяйка сетует, что мы уходим, тем более, что и кот привык ко мне и трётся мордой о штанину. И мне с ним грустно прощаться.

Едем. И на том же месте, где ранним утром был мужчина, он же и стоит. Вздымает руку. Мужчина извиняется, что ночью огорчил. Выглядит нормально.

- А что ж ты побрился? - спрашивает батюшка, — бороду же хотел отращивать.

- Жена! Так взвилась, закричала: с бородатым лешим жить не собираюсь.

Батюшка высаживает меня. Говорит, когда мне, в какое время, быть готовым к следующему выезду. «Полежи немного. К шестнадцати надо на соборование, поможешь читать».

Возвращаюсь в свой дом. Школьники идут к началу занятий. Лихой мальчишка на велосипеде обгоняет меня, возвращается и резко тормозит.

- Здравствуйте! Вы писателем работаете?

- Да вроде.

- А об чём пишете?

- Об жизни.

- А сколько получаете?

- Ничего не получаю.

- А зачем тогда пишете?

Я не нашелся, что ответить, а мальчишка умчался.

 

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Владимир Николаевич Крупин
Фонарик
Крупинки
06.11.2024
«Владыка стал для нас духовным мобилизующим центром»
Сегодня нам не хватает такого духовного лидера, как митрополит Иоанн (Снычёв)
02.11.2024
Тысячелетняя раба
О русофобии
27.10.2024
Солженицын разрушал, а Распутин созидал Россию!
О церемонии открытия памятной доски Валентину Григорьевичу Распутину
23.10.2024
Все статьи Владимир Николаевич Крупин
Последние комментарии
Религиозная амбивалентность?
Новый комментарий от иерей Илья Мотыка
07.11.2024 13:14
«Хиджабы, никабы, ещё нужно разобраться, что это такое»
Новый комментарий от Русский танкист
07.11.2024 12:49
Уроки от Иуды
Новый комментарий от Русский Сталинист
07.11.2024 12:33
Стоит ли православным праздновать дату Октябрьской революции?
Новый комментарий от иерей Илья Мотыка
07.11.2024 12:31
Православный или «квазижидовский»?
Новый комментарий от Сергей Сидоренко
07.11.2024 11:59
«Начнёт самодеятельность – получит пулю в голову»
Новый комментарий от Георгий Н.
07.11.2024 11:59