Всякий, кому доводилось сталкиваться со всевозможными российскими «конторами» – регистрирующими, оформляющими, разрешающими… – знает, что единственный способ «не впасть в отчаяние» от соприкосновения с ними состоит в том, чтобы относиться к ним с юмором и научиться существовать параллельно им.
Это «не впасть в отчаяние» восходит к тургеневскому стихотворению в прозе, посвященному русскому языку, который помогал «не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома» и позволял верить, что не может быть, «чтобы такой язык не был дан великому народу»…
Замечу кстати, что русский язык, – а «язык» это еще и синонимом «народа», – появился на нашей земле уж точно до появления «контор», которые особенно развелись у нас в эпоху царствующих подражателей немецким «порядкам» – и с тех пор зажили собственной жизнью, устремляясь к нынешнему глобально-цифровому «идеалу» и подготавливая условия для воцарения того, кто перед кончиной мира дерзнет подменить собою Христа…
А ведь в свое время, когда у нас был уже язык и, главное, вера – и «конторы» не подчинили еще народную жизнь, – можно было бы, наверное, на очередной исторической «развилке» сделать иной выбор и повести дело так, чтобы, по возможности, обходиться без них… Ведь существовали «низовые» общины, вроде нынешних наших небольших деревень, где все всë обо всех знают и где не требуется никаких письменных или цифровых идентификаций личности, – в которых все были объединены общими целями, и в которых, как правило, поверх всех прочих жизненных целей, была главная общая цель – спасение души. Вот и выдвигала бы каждая такая община лучших и способнейших своих представителей наверх, для обустройства нашей жизни в более широком охвате. Понимая, что от их решений зависит и благоденствие в их местной жизни… А из тех, избранных наверх, избирались бы представители на еще более высокий уровень… И, естественно, это должны были бы быть люди любящие и боящиеся Бога, потому что без этого человек на высших уровнях имеет свойство портиться… И сверху должна быть встречная объединяющая сила, обеспечивающая соборность и преемственность, – не позволяющая возобладать местной и региональной ограниченности и обеспечивающая «связь времен», дабы сиюминутное не возобладало над вечным…
Предвижу, что и спасаться – во всех смыслах – из того положения, в которое мы неотвратимо теперь погружаемся, – нам придется посредством стихийного создания именно таких малых «общин», объединенных не только общими целями, связанными с выживанием, но и спасением души…
Русская литература посвятила «конторам» множество проникновенных страниц. Достаточно вспомнить хотя бы гоголевского «Ревизора», в финале которого руководители «контор» во главе с городничим предстают перед тем Высшим Ревизором (выше, чем из Петербурга), Который в итоге будет всех нас судить за наши «деяния»…
И многие другие наши писатели, в разные времена, осмеливались на то, чтобы осветить «конторы» с «небесной» точки зрения, пренебрегая «земными» за это последствиями…
Мне же при последнем посещении «конторы» вспомнилась известная песня Высоцкого, который, наверное, точно также – с юмором и несколько отстраненно – отнесся в свое время к «конторе», когда в очередной раз выслушивал в ее стенах «инструкцию перед поездкой за рубеж». После чего написал шуточную песню о «потомственном кузнеце», передовике производства, который «два плана залудил» и за это «в загранкомандировку от завода угодил», и которому перед этой поездкой надлежало выслушать в соответствующей «конторе» «инструкцию» – на тему «что там можно, что нельзя»… В песне воспроизводится непосредственное восприятие простым человеком, ковавшим сталь и обеспечивавшим могущество нашей страны, той «продукции», в виде всевозможных «инструкций», которые выдают «на горá» подобные «конторы»…
Первым делом нашего кузнеца предупредили:
"Там у них уклад особый —
Нам так сразу не понять,
Ты уж их, браток, попробуй
Хоть немного уважать…»
Это «хоть немного уважать» возникло не просто так, а как следствие деятельности тех же «контор» – в виде принятой у нас в советское время (и продолжающейся до сего дня) оголтелой «оптимистической» пропаганды, расчесывавшей нашу гордыню и вбивавшей в головы, что мы, советские люди, самые лучшие, самые великие и так далее, – наслушавшись которой человек, «вчера закончивший ковку», мог бы не совладать с законным презрением к иным, не столь великим народам… Помню как в советские годы жил в студенческом общежитии с никарагуанскими студентами, бывшими партизанами, которые при всем добром отношении к Советскому Союзу всегда очень смеялись, когда преподаватели начинали им внушать, что Советский Союз – самая большая страна, которая первая построила социализм, освоила космос и тому подобное и прочее.
Для начала «инструктор» дал нашему «передовику производства»
…прочесть брошюру
как наказ,
Чтоб не вздумал жить там сдуру,
как у нас.
И далее, уже на словах, принялся натаскивать его на принятые у нас фарисейство и показуху: ибо он должен был продемонстрировать «ребятам-демократам», что и водку мы будто бы не пьем, и что «добра такого» у нас «завались», и что «с этим делом мы покончили давно»…
Для простого человека, который «не агитатор», а всего лишь «потомственный кузнец», это было делом непростым, ведь и с тем же фарисейством требовалось суметь соблюсти баланс, чтобы не переборщить и, демонстрируя презрение к тамошнему комфорту, не умереть «с сухомятки» – потому что тогда вся демонстрация пошла бы насмарку, и в результате мог бы получиться конфуз…
Эта песня, остроумно изобличала ложь и фарисейство, гнездившиеся в наших «конторах» и, заодно, нашу болезненную зависимость от «забугорного» мнения, от установленных «за бугром» стандартов – что, в числе прочих наших «добродетелей», привело нас впоследствии к печальному концу в 90-х. Но при этом, несмотря на всю критику запредельного «конторского» фарисейства, песня действовала всегда «освежающе», вселяя веру в то, что если мы еще способны над всем этим смеяться, то, значит, с нами не все так плохо… И я находил единственный в ней изъян – в многократном повторении шутки насчет незнания нашим посланцем специфики тех стран, куда он едет и где он должен агитировать… Это многократное повторение «в чешском Будапеште», «польский город Будапешт», «к болгарам уезжаю – в Будапешт», «к полякам в Улан-Батор» – казалось мне излишним, употребляемым ради смысловой связки… Однако, впоследствии оказалось, что Высоцкий и тут угадал…
Более того, на поверку вышло, что незнанием специфики окружающего нас мира, с катастрофическими последствиями для всей страны, отметились не простые люди, пахари и кузнецы, а сами обитатели наших «контор»…
Песня Высоцкого, касавшаяся внешнеполитического вектора деятельности наших «контор», заставила вспомнить о поистине судьбоносном внешнеполитическом их «деянии» последнего времени, могущим наглядно проиллюстрировать эффективность их работы. Речь, конечно же, идет о долгожданном для всей «русской Украины» дне 24-го февраля 2022-го года, когда РФ всей силой, всем интеллектом и всем ресурсом своих «контор» двинула на Киев, рассчитывая на то, что там это «мероприятие» будет встречено «хлебом и солью». И в результате – особенно после непонятного ни для кого глупейшего затем отступления – добилась только того, что проиллюстрировала своим «маневром» известную песню военных лет про «двадцать второе июня ровно в четыре часа», подыграв киевской пропаганде, которая, еще начиная с майдана, презентует нынешнего нашего главного «городничего» не иначе как новым Гитлером, готовящимся «вот-вот» напасть…
Изумительная несостоятельность российских «контор», занимающихся внешней политикой, тем более поражает, что на Украине любой простой человек, пахарь или кузнец, хотя бы раз ходивший на выборы, безошибочно знает, что нынешний Киев – это не Севастополь, и в нем «гостям» из России рассчитывать на «хлеб-соль», к сожалению, уже не приходится. А потому в Киев надо было идти не в надежде покушать там «хлеба», хоть и немного подсоленного, и тем более, не отступать – а, начавши уже дело, довершать его до конца, после чего требовалось напомнить местным обитателям подзабытую ими истину, что Киев – «мать городов русских», древняя наша столица, возглавлявшая единую нашу державу в первой трети нашей общей истории, и что всякие Зеленские с Коломойскими, как и Бандеры с Шухевичами, – люди в нем посторонние…
Всякий украинский обыватель, кто был хоть сколько-нибудь погружен в многолетнее политическое противостояние на Украине и кого на протяжении тридцати «нэзалэжных» лет водили в качестве «электоральной единицы» на многочисленные выборы, за это время давно уяснил, что на всех этих выборах, несмотря на личные качества отдельных кандидатов и программы тех или иных партий, симпатии голосовавших разделялись, прежде всего, в зависимости от отношения этих кандидатов или партий к России. Поэтому любой почти житель Украины примерно знает, какой процент «хлеба» и какой «соли» будет преподнесен при встрече, если Россия войдет в тот или иной регион.
К примеру, до майдана и последующих кровавых событий можно было рассчитывать на то, что в Одессе и в Харькове (при всем многолетнем доминировании западной и проукраинской пропаганды) – примерно 3/4 обывателей встречали бы Россию с «хлебом» и лишь четверть – с «солью», в Днепропетровске – в пользу «хлеба» настроены были примерно 2/3 жителей, в Херсоне и в Кировограде – немногим больше половины, а вот в Киеве и на Подолье – примерно четвертая часть, на Волыни – еще меньше (хотя еще незадолго до революций 1917-го года население Волыни почти поголовно состояло в «Союзе русского народа»), во Львовской же или в Тернопольской областях (исключая район Почаева) – пришлось бы вкушать почти одну «соль»…
После 2014-го года отношение, конечно, изменилось… И не в российскую пользу…
И очень странно, что эта не секретная ни для кого информация оказалась секретом для тех деятелей российских внешнеполитических «контор», которые «командовали парадом» в судьбоносном феврале 2022-го… Выяснилось, что для обитателей этих «контор», как для недалекого персонажа песни Высоцкого, путавшего Венгрию с Румынией, безразлично, что Крым что Киев, что Армения что Азербайджан, как безразлична судьба страны, доставшаяся им в управление – и небезразличен, пожалуй, лишь их «карман», оказавшийся уязвимым для наших противников…
Прокатившиеся затем, одно за другим, геополитические отступления по окраинам некогда русской земли – подтвердили, что, к сожалению, мы имеем дело не с досадной случайностью, а с неким почти уже «правилом»…
Вспоминается фильм советского времени «Иван Васильевич меняет профессию», где некий злопыхатель, столкнувшись с недостатками в деятельности «контор», обслуживающих население, делает на этой основе глобальные выводы и сетует: «И они еще борются за почетное звание дома высокой культуры и быта…». Оценивая результаты деятельности наших «контор», трудно удержаться, чтобы не посетовать вслед за ним: «И они еще говорят, языками своих пропагандистов, о каких-то своих геополитических упованиях…»
На этом фоне особенно удивительно, что сдавая одну за другой позиции по окраинам русской земли, наши «конторы» оказались чрезвычайно успешны в деле внедрения у нас цифровизации всего и вся – так что оставили далеко позади даже многих из наших западных «учителей»… И подумалось, в связи с той, едва ли не финальной эпохой, в которую мы, по всем признакам, постепенно вступаем: по какому «ведомству», в конечном итоге, «прикреплены» наши «конторы» – Божьему или какому-то иному, противоположному?.. Ведь ясно, что Господь и так всех нас видит – во всех подробностях и в самых глубинных наших душевных поползновениях, тогда как именно его противнику требуется детальный «учет и контроль». И для удобства этого контроля – желательно наше максимальное упрощение. Поэтому и запускаются «программы» по нашему упрощению до оболванивания – дабы все наше душевное «разнообразие» привести в соответствие с программами нашего «учета и контроля» (в этом и разгадка нынешних тенденций в культуре, в образовании, в информационной политике…) Поэтому и сегодня наш славянский народ, в названии которого слышатся ключевые смысловые символы «славить» и «слово», – заставляющие вспомнить о том «Слове», которое было «вначале», – эти самые «конторы» потихоньку переводят на «цифру», для которой то самое «Слово» ничего вообще не значит…
События последнего времени убедительно продемонстрировали несостоятельность «контор» в противостоянии с идейно мотивированным, «сознательным» народом (даже в том случае, если эта «сознательность» – «свидомая»). А потому – не пора ли дело спасения «утопающей» в цифре России понемногу передавать от «контор» в руки живущего тут народа. А для этого – вместо удобного для «контор» оглупления и «упрощения» народа – начать дело подлинного и ответственного его воспитания, – для чего постепенно передавать это воспитание – страшно писать, но надо! – из рук популярных певцов, артистов и политических шоуменов, вроде Соловьева и К° – в руки церкви, на протяжении тысячелетия воспитывавшей наш народ и наделяющей его той силой, которая помогала ему выстаивать в лихолетьях и выдерживать все испытания…