Поморское согласие в истории русского старообрядчества

0
849
Время на чтение 7 минут

 

В середине XVII века в Русской Церкви произошел печально известное разделение, тяжелые последствия которого сказываются и до настоящего времени. Внешним поводом к нему было решение Патриарха Никона провести исправление текстов богослужебных книг и некоторых церковных обрядов и обычаев с целью установления единообразия с современной ему греческой богослужебной практикой. Наиболее важными исправлениями была замена двуперстного крестного знамения троеперстным, сугубой аллилуии трегубой. Они были утверждены Соборами Русской Церкви 1654, 1655 и 1656 годов. В докладе митрополита Ленинградского и Новгородского Никодима, прочитанном на Поместном Соборе Русской Православной Церкви, проходившем в Троице-Сергиевой Лавре в 1971 году, эта реформа характеризуется как «крутая и поспешная». Принятая в силу ошибочного взгляда, что «существующие у нас с греками разности растлевают нашу веру».

Часть русского духовенства и мирян выступила против этой реформы, считая недопустимым для Русской Церкви следование современным ей греческим образцам. Это обстоятельство объясняется установившемуся к тому времени на Руси среди многих православных людей ошибочному мнению о греках, как не сохранивших чистоту Православия. Нельзя не признать реакцию противников реформ вполне естественной, тем более, как выяснилось, они оказались правы в том отношении, что никоновские справщики действительно пользовались не древними славянскими и греческими книгами, как утверждали апологеты реформ долгое время, а современными им.

К тому же они выступали в защиту действительно более древних форм обрядности. Эти выводы были установлены рядом известных православных исследователей Раскола как дореволюционных, так и современных (4). Апологеты реформы ссылались на то, что Церковь вправе производить перемены в обрядах, чему многочисленные примеры мы встречаем в ее истории. Но, к сожалению, и сторонники, и противники реформ придерживались неправильных воззрений на обряд как на догмат, и смотрели на изменение внешних обрядовых форм как на повреждение основ веры, что, в конечном счете, привело к Расколу.

Московские Соборы 1666-1667 годов, проходившие при участии Восточных Патриархов, утвердили окончательно проведенные Патриархом Никоном реформы, и наложили клятвы на их противников.

Сторонники старых обрядов окончательно обособились.

Единое вначале старообрядчество довольно скоро разделилось. Главным вопросом, разделившим его, был вопрос о священстве. Часть старообрядцев считала, что с принятием реформ Патриарха Никона Русская Церковь впала в ересь, и в ней воцарился антихрист, и потому в ней не стало истинного священства, а следовательно, и Таинств. Эти старообрядцы стали называться безпоповцами.

Это опровергается прямыми свидетельствами Священного Писания, святых отцов, и даже теми книгами, к которым сами безпоповцы относятся с большим уважением, а именно: Большим Катехизисом, Кириловой книгой, Книгой о вере и другими. Так, например, об антихристе они учили, что тот будет царствовать неопределенно долгое время, а в Священном Писании (Дан. 7.25; Апок. 13.5), и в творениях святых отцов, таких как Иоанн Златоуст и Кирилл Иерусалимский говорится, что оно будет непродолжительным, а именно, три с половиной года. (5)

Безпоповцы называют свое общество церковью, а в Большом Катехизисе указывается, что существенными признаками истинной Церкви является: а) содержание ею православной веры; б) существование в ней Таинств; в) наличие в ней иерархии (6). Отсюда видно, что поскольку они не имеют Таинств и священства, то, следовательно, истинной Церкви не составляют. О том же, что священство будет в Церкви до Второго Христова Пришествия, в Кирилловой книге сказано так: «Как Христос никогда не умирает, так и священство Его по чину Мельхиседекову не престает» (7).

Что касается ссылок безпоповцев на то обстоятельство, что некоторые вечные обетования Бога в Ветхом Завете не исполнились из-за беззаконий людей, например, обетование жречеству Ааронову пребывать во веки (Числ. 18.8), то они также неосновательны. Дело в том, что с одной стороны, под словом «вечный» необходимо понимать время до наступления Царства Христова (8), когда эти обетования исполнились, а, с другой стороны, они продолжают исполняться в настоящее время на других предметах.

Блаженный Августин в своем сочинении «О граде Божием» говорит, что «священство по чину Ааронову как тень будущего вечного священства установлено, и потому, когда ему обещается вечность, то не тени обещается и образу, но прообразуемому и прознаменуемому» (9).

Особенно неосновательно учение безпоповцев о том, что с наступлением царства антихриста в 1666 году истинной жертвы Христовой в Церкви не стало, и что, следовательно, спасение возможно и без таинственного причащения. При этом они ссылаются, в частности, на пророчество Даниила, где говорится, что «прекратится жертва и приношение и на крыле святилища будет мерзость запустения…» (Дан.9.27), а также на примеры некоторых святых мучеников и подвижников, которые будто бы не причащались. Но, согласно толкованию святого Иоанна Златоуста, это пророчество относится к Церкви подзаконной, а не христианской. (10)

Что же касается указания безпоповцев на примеры некоторых святых, которые будто бы не причащались, то относительно только двоих – св. мученика Александра (память 9 июля) и св. мученицы. Дросиды (память 22 марта) можно утверждать, что они вовсе не причащались. Но св. Александр не был даже и крещен, потому что после исповедания себя христианином, он был в тот же день и замучен, а св. Дросида по крещении жила только семь дней и не имела возможности причаститься. Что же касается большинства остальных, то они призывали к себе священников, или ходили в ближайшие церкви и там причащались. Некоторые же держали при себе запасные Святые Дары. Самое же главное, это то, что основания для утверждений о пребывании в Церкви Таинства Евхаристии до Второго Пришествия Христова, и о необходимости его для спасения, мы имеем в Священном Писании (Ин.6.53; 1 Кор.11.26).

Окончательное обособление безпоповцев произошло после новгородских старообрядческих соборов 1692 и 1694 годов. В это же время на севере России Даниилом Викуловым был основан знаменитый Выговский монастырь, ставший крупнейшим центром безпоповства. В 1722-1723 годах здесь были составлены известные «Поморские ответы», которые большинством безпоповцев были приняты как изложение основ своего вероучения, а богослужебный устав этого монастыря как образец в своей богослужебной жизни.

Так сформировалось поморское согласие, к которому в течение последующих столетий постепенно присоединилось большинство старообрядцев-безпоповцев.

Долгое время старообрядцев, в том числе и поморцев, всячески преследовали, ограничивали в правах, запрещали им строить культовые здания и т.п. Положение существенно изменилось лишь после Указа о веротерпимости, который был издан 17 апреля 1905 года. Это обстоятельство позволило поморцам провести свои I и II Всероссийские Соборы, проходившие, соответственно, в 1909 и 1912 годах. На этих Соборах была выработана система вероучения и избраны центральные органы. Задача создания единого Центра, поставленная Соборами, была отчасти разрешена лишь в 1945 году, когда в г. Вильнюсе, в результате Съезда безпоповцев, был создан Высший Старообрядческий Совет (ВСС). Как отмечал председатель ВСС И.И. Егоров в докладе на Поморском Соборе, проходившем в г. Вильнюсе 14 июля 1974 года, ВСС духовно опекает свыше 350 общин (10), то есть большинство безпоповских общин в СССР. Кроме того, в ВСС обращаются безпоповские общины из Польши, Румынии, США и других стран за разрешением духовных и организационных вопросов, за старообрядческими календарями. В докладе отмечался тот факт, что в поморство продолжают добровольно переходить верующие федосеевского, филипповского и других согласий. Проблема кадров в поморстве, как, впрочем, и в других религиозных организациях, находящихся на территории СССР, стоит остро. Егоров был вынужден признать плохое состояние дел с заменой умерших наставников. Так, на место умерших со времени предыдущего Собора, состоявшегося в 1966 году, 49 наставников было подготовлено и принято лишь 39. (11) Материалы этого Собора находятся в официальном печатном органе поморцев – «Старообрядческом церковном календаре», издаваемом с 1945 года совместными усилиями ВСС, Рижской Гребенщиковской федосеевской общиной, поморской и федосеевской общинами г. Москвы, которые, кстати, не подчиняются ВСС.

 

Главным событием в послевоенной истории отношений между поморством и русским православием, было решение Поместного Собора Русской Православной Церкви 1971 года об отмене клятв на старые обряды. Собору предшествовала первая в истории официальная встреча представителей Русской Православной Церкви и ВСС, которая состоялась 20 июля 1970 года в Ленинграде (12). Отмена клятв на старые обряды рассматривается руководителями поморства как мера, которой устраняется «взаимная отчужденность и неприязнь» (13). Вместе с тем они подчеркивают, что этот шаг поморство «не считает поводом для соединения с Русской Патриаршей Церковью» (14).

В заключении необходимо отметить, что время, прошедшее с момента отмены клятв, не привело к каким-либо существенным переменам в решении проблемы церковного единства и последствия Раскола остаются неуврачеванными. К важнейшим средствам уврачевания Раскола, как отмечал еще известный противораскольничий деятель XIX века Субботин, следует отнести строгое соблюдение уставности и благочиния в совершении богослужений в православных церквах, особенно находящихся в непосредственной близости от поморских молелен, а также назначение в эти церкви ревностных священников.

Список использованной литературы:

1.Библия на рус. яз. М., 1972;

2.Св. Иоанн Златоуст «Творения» в рус. переводе (изд. СПб. Духовной Академии);

3.«Поместный Собор Русской Православной Церкви». М., 1972;

4.Н. Ф. Каптерев «Патриарх Никон и его противники в деле исправления церковных обрядов». Сергиев Посад, 1913;

5.Е. Голубинский «К нашей полемике со старообрядцами». М., 1905;

6.Н. И. Ивановский «Руководство по истории и обличению старообрядческого Раскола», ч.2 Каз., 1912;

7.Б. И. Сове «Проблема исправления богослужебных книг». БТ, 1962, №3;

8.Н. Д. Успенский «Коллизия двух богословий», БТ., 1972 №13;

9.ЖМП, 1970, №11;

10.Старообрядческий церковный календарь за 1972 г. М. 1972;

11.Старообрядческий церковный календарь за 1974 г. М. 1974.

Примечание: данная статья представляет собой сочинение автора, написанное во время учебы в 3-м классе МДС (1982 г.).

 

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Игумен Кирилл (Сахаров)
«Хотелось поклониться им за их уникальный труд»
На Рогожском прошла презентация альбома росписей Покровского кафедрального собора
06.11.2025
Старый обряд в лоне Московского Патриархата
К 225-летию учреждения единоверия (окончание)
17.10.2025
Старый обряд в лоне Московского Патриархата
К 225-летию учреждения единоверия
15.10.2025
Памяти о.Льва Лебедева
К 90-летию со дня рождения
06.10.2025
«Экуменизм о.Александра напоминал суперэкуменизм»
К 35-летию трагической гибели отца Александра Меня
02.10.2025
Все статьи Игумен Кирилл (Сахаров)
Последние комментарии
Библейский взгляд на сущность царской власти
Новый комментарий от Михайлов
14.12.2025 14:26
Еврейская община Земуна против Креста
Новый комментарий от Бузина Олесь
14.12.2025 14:15
Война двух образов России
Новый комментарий от Алексей Ощепков
14.12.2025 12:22
Плюс негрификация всей страны
Новый комментарий от Советский недобиток
14.12.2025 11:03
Марксизм и глубинная Россия
Новый комментарий от Владимир С.М.
14.12.2025 10:26
Справедливость – лествица Любви
Новый комментарий от Александр Волков
14.12.2025 07:46
Почему русские ослабли?
Новый комментарий от учитель
13.12.2025 19:40