Ко дню Военно-Морского флота
Гвардии матрос 810-й отдельной гвардейской ордена Жукова бригады морской пехоты Иван Борисович Лукин – разведчик-пулемётчик, поэт, прозаик и сценарист, актёр, студент Литературного института им. А.М. Горького, член Союза писателей Москвы – погиб в Мариуполе 14 марта 2022 года во время выполнения разведывательного рейда в тылу противника (район завода «Азовсталь», ул. Гравёрная, д. 2).
«Я смотрю фотоальбомы,
Я листаю лет страницы:
Мы – у речки, мы – у дома,
Дни мелькают, время мчится…»
Иван Лукин приходится мне троюродным братом. Да, приходится, а не приходился. Потому, что он жив в моей памяти. Конечно, он называл меня «дядей», разница в возрасте – 38 лет.
Ушла в прошлое добрая традиция хранить фотографии в семейном альбоме, время от времени раскрывая его и рассматривая родные лица. Но у меня такие альбомы сохранились, и Ваня появился в них на рубеже 20-го и 21-го веков, в 2000-м году. Пролистаем фото-страницы памяти.
Лето 2000 года. Боря, Галя и маленький Ваня приехали на наш небольшой садовый участок, огороженный забором, который я называл «враг не пройдет» (ржавые железные листы, скрепленные колючей проволокой). На фото – Ваня в высокой траве, у забора. Мальчик, чуть выше зарослей у ржавого железа, сразу затопал на «разведку». Вот бабочка на цветке, а это – маленький самолет – стрекоза, стремительно проносится мимо его удивленного взгляда. Как тянутся ручки, надо потрогать, ухватить, рассмотреть! Но на пути этот невозможный забор, и лоб малыша окрасился красным цветом, уколола железная колючка. Не заплакал, удивился. Подскочила мама Галя, заохала, стерла кровь. А он уже бежит дальше, столько вокруг интересного…
2002 год. Зима. Большая семья Лукиных живет в Нижнем Новгороде, мы встречаемся чаще. Длинные новогодние праздники, застолье. Совместное фото в доме на улице Нестерова. На Ване мой милицейский китель и фуражка. Он серьезно смотрит в объектив. Наверно, представляет себя военным. Конечно, долго сидеть не получается. У дяди Андрея в коридоре над дверью – баскетбольное кольцо. Надо обязательно забросить мяч, и чем больше раз промахивается, тем азартнее старается попасть маленький «баскетболист». Попал, ура! Тут еще перекладина для подтягивания, качели в дверном проеме. Некогда сидеть!
2005 год. Август. Боря, Галя и подросший Ваня в гостях у моих родителей на улице Богородского в Нижнем Новгороде. Групповое фото:
«Вот и всё семейство сня́лось.
Улыбаясь, смотрим прямо.
Жаль, недолго оставалось
Видеть, как смеются мамы…»
Грустное воспоминание – нет с нами Гали и Вани, моей сестры Лены и моей мамы. Царствие им Небесное!
Тогда же, в августе, когда Боря был занят писательскими делами, а Галя гуляла с дочкой Полиной, мы с Ваней отправились на Волжский пляж, с нами была Люда, моя жена. Сначала спустились по зеленому откосу к набережной (я держал Ваню за руку), потом, перейдя оживленную автомагистраль, пошли вдоль берега к Гребному каналу. Неточно сказано: пошли. Ваня сразу вырвал свою руку из моей, и стремглав побежал по бетонному покрытию.
– Осторожно, не споткнись!
Куда там, не остановишь. Нестарому тогда еще «дяде-брату» пришлось проделать путь до пляжа «фривольным галопом» (около километра). Домчавшись до пляжа, Ваня сбросил майку и прыгнул в воду. И пошло веселье – крик, брызги. Вода в Волге в августе уже прохладная. Прошло десять минут, пятнадцать.
– Ваня, выйди, погрейся!
– Не хочу!
Пришлось включить «строгого дядю».
На обратном пути – соревнование: кто первый добежит до дороги? Мальчик нипочем не хотел уступать «дяде-брату». И не уступил.
Следующая страница. Август 2011 года. Семья Лукиных живет уже в Подмосковье, в селе Архангельском. В Нижнем учится одна из дочерей Бори – Аня, заканчивает Водную академию по специальности «транспортное право». Боря с Ваней приехали к нам в гости на улицу Нестерова.
Фото в квартире на втором этаже: 13-летний Иван в фуражке речного капитана отдает честь. Это уже вполне уверенный в себе подросток. Смотрит в объектив с немного ироничной улыбкой.
Еще фото – в тот же день на дороге у сквера Нестерова, Ваня – с «богатырской палицей» (подарок сестры Ани), поджарый, мускулистый, светловолосый, светлоглазый. Юный былинный воин.
Детство минуло. Август 2014 года. Я со старшим сыном Сашей приехал (наконец-то!) в село Архангельское поздравить Борю с 50-летием. С Иваном большей частью общался Саша. Привожу его воспоминания:
«В августе 2014 года мы с папой поехали в село Архангельское, чтобы поздравить Бориса Ивановича Лукина с 50-летием. Мы договорились, что Борис Иванович с Ваней встретят нас на машине после того, как мы выйдем с Курского вокзала в Москве. Тогда я не видел Ваню уже достаточно много времени и помнил его маленьким. И тут ко мне подлетает белобрысый здоровенный парень выше меня ростом и кричит: «Саша, привет!» Я в первые секунды и не понял, что это Ваня. Но потом, отойдя от шока, наконец, поздоровался в ответ.
Пока мы ехали в Архангельское, я, в основном, слушал разговор Бориса Ивановича с Ваней. Меня тогда поразило то, сколько в нем было чистой светлой юношеской энергии и энтузиазма.
После приезда мы с Ваней пошли на прогулку с собакой Ньюби к водоёму, который был посреди песчаного карьера недалеко от села. Мы просто гуляли с собакой, не разговаривая ни о чем значительном.
Вечером, когда сидели во дворе дома и пили чай, Ваня был весёлый, дурачился и задирал окружающих. Помню, он тогда сказал, что хочет пойти в спецназ.
Поговорить нам довелось на велопрогулке на следующий день. Мы сели на велосипеды и поехали до соседнего населенного пункта. Говорил тогда, в основном, я. Рассказывал про то, как делал всякие сайты, а Ваня слушал и в конце назвал меня «хакером».
Когда мы вернулись, Ваня показал мне свою комнату. Оказалось, что у него были акустическая и электрическая гитары, и у нас даже получилось сыграть на две гитары проигрыш из песни «Пачка сигарет» группы «Кино». Я изображал мелодию, а Ваня играл аккорды. Жаль, что к тому времени, как мы добрались до гитар, нам нужно было уже уезжать. Это была наша последняя встреча с Ваней».
Последнее совместное фото. 2018 год. Август, опять август. Иван ненадолго заехал в гости на улицу Нестерова (та поездка у него была с посещением многих городов и мест). Сидим на кухне, разговариваем, немного выпиваем (сладкую вишневую наливку). Он уже двадцатилетний мужчина, высокий, красивый, все так же уверенный в себе, но стал, кажется, менее порывистым. Рассказывает об учебе в Литературном институте (студент 2-го курса!), о своих планах – стихи, сценарии, роли в театральных постановках. С гордостью показывает удостоверение члена Союза писателей города Москвы. На прощание Люда нас фотографирует. Ваня, вспомнив прежние фото, надевает мою милицейскую фуражку. А думает, наверно, о том, что пора надевать другую военную форму.
Закрыт альбом воспоминаний.
«Наш ловец стрекоз,
О, как же далеко ты нынче забежал!»
02.08.2018 г. А.Альпидовский и И.Лукин