Не навычен в теологии, но знаю, что в трактате Священномученика Дионисия Ареопагита «О Божественных Именах» глава седьмая посвящена Божественным Именам «Премудрость», «Ум», «Слово», «Истина», «Вера». В описании Имени Бога «Премудрость» Ареопагитом говорится:
«Ибо Бог не только исполнен премудростью, “и разума Его нет числа” (Пс. 146, 5), но Он и выше всякого слова, разума и премудрости».
В первую очередь Богослов Ареопагит ссылается на слова Святого Царя Давида: Прему́дрость созда́ себѣ́ до́мъ и утверди́ столпо́въ се́дмь (Притч. 9: 1). А потом и на Апостола Павла: Изъ Него́же вы́ есте́ о Христѣ́ Иису́сѣ, И́же бы́сть на́мъ Прему́дрость от Бо́га, пра́вда же и освяще́нiе и избавле́нiе (1 Коринф. 1: 30). Премудрость Божия ничем не ограничена, и наиболее возможное приближение к Богу как Премудрости, по слову Апостола Павла, возможно через непрерывную Иисусову Молитву Непреста́нно моли́теся. О все́мъ благодари́те: сiя́ бо е́сть во́ля Бо́жiя о Христѣ́ Иису́сѣ въ ва́съ. Ду́ха не угаша́йте (1 Фес. 5: 17–19)».
Почему в Церкви Христовой уже с древних времен в Годичном Кругу торжеств существовало календарное чествование только одного из Божиих Имен — Софии, то есть Премудрости Божией, объяснить не могу, но принимаю как исторический факт, что уже в самом начале IV века такой Праздник был, и Святой Царь Константин такому торжеству решил посвятить храмовые престолы по крайней мере в двух городах Империи.
Из известных самый ранний храм во Имя Софии Премудрости Божией был возведен при Святом Равноапостольном Императоре Константине в 311–313 годах во Фракии, в городе Сардика. Именно в том храме проводился в 347 году Сардикийский Собор против ариан. Святой Благоверный Император Юстиниан Великий в 537 году Сардикийский Софийский храм перестроил в большой кафедральный собор, существующий и ныне. Позже Фракийская область племени сардов вошла в Болгарское Царство, и город стал именоваться на славянский манер Сре́дец. В XI столетии город перешел во владение Ромейской Империи и стал именоваться Триа́дица в честь Пресвятой Троицы, но c XIV века болгары стали город именовать в честь здешнего кафедрального собора Софией, он хорошо известен всем нам как современная столица Болгарии[1].
Кафедральный Собор Святой Софии в болгарской Софии
В 324–337 годах при том же Святом Императоре Константине был построен Софийский храм в небольшом босфорском порту Византии на рыночной площади Августеон. Вскоре город переименовали в Константинополь или Новый Рим. Первоначальный Софийский храм был разрушен пожаром во время восстания «Ника» 532 года и в 537 году он был возобновлен Императором Юстинианом. Император Юстиниан построил самый большой христиански собор в мiре. После по Уставу Великой Церкви 22 Декабря праздновалось воспоминание отверзения её врат, а 23 Декабря праздновалось освящение Святителем Миной, Патриархом Константинопольским, Святой Божьей Великой Церкви[2].
Айя-София в Истамбуле-Константинополе
Третий из известных Софийских храмов был построен на рубеже V и VI веков в фракийском городе Менебрия, а ромеи его назвали Месембрия, сейчас это болгарский город Несебыр или Несебр.
Четвертый храм, посвященный Премудрости Божией, был возведен в Никее повелением все того же Императора Юстиниана в VI веке.
Пятый из известных Софийских храмов был возведен в период между 690 и 730 годами в Салониках.
Здесь стоит пояснить, что традиции праздновать в Церкви Имя Божие — Софию, как одно из Имен Иисуса Христа на христианском Западе не сложилось.
Правда, на Юге Италии, в Кампании, в городе Беневенто есть древний Софийский храм, строительство которого относят к правлению лонгобардского князя Арехиса II во второй половине VIII века[3]. Но дело в том, что Юг Апеннинского полуострова до завоевания его лонгобардами находился под протекторатом Константинополя, там служили по греческому чину. И вполне вероятно, что Софийский храм в Беневенто, в центральной конструкции которого присутствуют явные мотивы Софии Константинопольской, создавался христианами Юга Апеннин по греческому чину, тем более что в итальянских описания храма встречается указание на то, что князь Арехис II около 760 года храм возобновил или обновил, то есть сам храм был выстроен гораздо раньше, возможно в VI веке, когда возводился и Константинопольский храм.
Санта-София Беневенто. В расчищенной кладке разных эпох видны греческие плинфы, да коринфские капители колонн указывают на восточную традицию
Седьмой храм построили в Македонии, в Охриде во времена первого Болгарского Царства между 852–889 годами.
Восьмой Софийский храм был заложен в Киеве при Святом Благоверном Великом Князе Ярославе Владимировиче Мудром в 1037 году на месте битвы с печенегами. Однако некоторые исследователи считают, что ещё в середине Х века в Киеве была небольшая домовая церковь во имя Божественной Премудрости при дворе Святой Равноапостольной Великой Княгини Ольги. Немецкий хронист Титмар Мерзебурский упоминает под 1017/1018 годами действующий Софийский монастырь, который мог разместиться в бывшем Дворце Святой Княгини Ольги.
София Киевская. Рисунок Абрахама Ван Всестерфельда 1651 года
Почти одновременно с Киевским Софийским на родине Матери Великого Князя Ярослава — Княгини Рогнеди-Гориславы Рогволодовны в Полоцке в конце 1030-х годов начали также строить Софийский Собор, его строительство было завершено в 1060-х годах.
В 1045–1050 годах Великий Князь Ярослав вместе со Своей Супругой Ингигердой-Ириной создал Велико-Новгородский Софийский храм[4].
И хотя Полоцкий храм начал строиться раньше Новгородского, его строительство затянулось до 1060-х годов. По нашему счету, Полоцкий и Велико-Новгородский Софийские соборы делят между собой на равных девятую и десятую очередь в мiре.
В 1209–1325 годах на Кипре в Никосии тоже был поострен одиннадцатый Софийский храм, но из-за временного латинского господства он на время стал латинским, потом вернулся в Православие, но после нашествия османов был переоборудован в мечеть, и в таком оскверненном виде храм пребывает и ныне, хотя мусульмане сохранили древние мозаики. Вот за все время от Софии в Болгарии — от 311 года до сей поры, то есть на протяжении более 1700 лет, мне известно только два случая, когда Софийские храмы были связаны с латинским обрядом, и сейчас Беновентская София единственная у «католиков».
Судьба двенадцатого Софийского собора в Трапезунде, построенного в 1238–1263 годах при Императоре Мануиле I, была такая же, как и у Никосийского храма. В 1461 году Мехмед II захватил Трапезунд и превратил собор в мечеть.
После падения Ромейской Империи и нашествия татаро-монголов на Руси в появлении новых Софийских храмов возникла пауза, которую прервал Благоверный Великий Князь всея России Иоанн Васильевич, при котором в Москве было возведено сразу два Софийских храма.
Деревянный храм Софии Премудрости Божией у Пушечного двора, что на Лубянке, известен с 1480 года. В 1650 году там была построена новая деревянная церковь, но она сгорела в пожаре 1685 года, каменную церковь вместо сгоревшей возвели к 1692 году.
Второй деревянный Софийский храм того времени был устроен выходцами из Великого Новгорода напротив Кремля, в Замоскворечье, в Садовниках в 1493 году. Каменный храм был построен на месте деревянной церкви в середине XVII века. В честь того храма москворецкая набережная получила наименование Софийской. Два московских Софийских храма — тринадцатый и четырнадцатый по счету.
Колокольня на Софийской набережной Москвы-реки
Благоверный Царь и Великий Князь всея России Иоанн Васильевич Грозный продолжил традицию Великого Князя Ярослава Мудрого, а также своего Деда Иоанна. В 1568–1570 годах он возвел Софийский собор в Вологде. По его замыслу, из Александрова сюда должны были перенести Столицу Опричнины. Замысел осуществлен не был, но Вологодский Кремль и Софийский собор вошли в духовно-державное наследие России. Он стал пятнадцатым Софийским храмом.
Софийский собор в Вологде. Фото С.Болотиной. 2023
В XVII веке столицей Сибири именовался Тобольск. Здесь был устроен Кремль, а в нем пятикупольный деревянный Софийский храм, построенный в 1622 году. Когда он сгорел в пожаре в 1648 года, на его месте построили другой деревянный храм с тринадцатью куполами. По пожар не пощадил и его. Поэтому в 1689 году на опаленном святом месте возвели первый каменный собор Сибири как Софийско-Успенский. Его номер шестнадцатый.
Только через 80 лет в Казанской губернии, в древнем селе Лаишево к предполагаемому приезду сюда Императрицы Екатерины Второй в 1767 году был возведен следующий Софийский храм. Седьмая Софийская церковь на Руси и семнадцатая в мiре.
У Императрицы Екатерины Великой в 1780 году возникла идея умножить число своих подданных за счет православных греков, проживающих в неправославных странах. По такому замыслу на окраине Царского Села предполагалось создать греческий городок. В 1782 году там состоялась закладка Софийского собора по проекту архитекторов Чарлза Камерона и Ивана Старова. Освящение храма состоялось 20 Мая 1788 года в присутствии Самой Государыни и Наследника Великого Князя Павла Петровича.
К концу XVIII века было построено 18 Софийских храмов. В XIX веке строительства Софийских храмов ни в России, ни в остальном мiре не было.
Надо отметить, что некоторые храмы называются Софийскими, но они посвящены Святой Мученице Софии — Матери Дев-Мучениц Веры, Надежды, Любови. Почему в названии тех храмов нетрадиционно стоит имя Софии, это, видимо, объясняется волей устроителей храмов, у которых имя София могли носить Супруги, Матери, Сестры. Поэтому встречающиеся в католицизме, униатстве, протестантизме храмы, которые именуются Софийскими, не имеют отношения к почитанию Премудрости Божией, которое от Константиновых времен сохранилось только на Православном Востоке, хотя христианам Запада, безусловно, было известно о существовании самого большего христианского собора Софии Премудрости Божией в Константинополе. Очевидно, на Западе такое игнорирование было вполне сознательным и происходило от их решительного отвержения в молитвенно практике традиции Исихазма.
После Царскосельского Софийского храма XVIII века только в 1904 году Константинопольский патриархат решил учредить Софийский приход в Вашингтоне — в Северо-Американских соединенных штатах. Потом, уже в 1962 году та 19-я Софийская церковь была возведена в ранг кафедрального собора от Константинопольской юрисдикции.
В начале прошлого века русские возвели двадцатый Софийский храм в Харбине, который малым чином освятили 4 Марта 1907 года, а 1908 году Архиепископом Евсевием (Никольским) было совершено великое освящение. Он стал двадцатым Софийским храмом. Сейчас в нем музей.
В 1952 году голливудский киномагнат греческого происхождения Чарльз Скурас для Константинопольской юрисдикции построил Софийский собор в Лос-Анджелесе — двадцать первый по счету. Ныне община храма знаменита тем, что их прихожанином и попечителем является известный киноактер Томас Хэнкс. По счету Софийских храмов, известных по историческим источникам и справочникам, греческий Софийский храм в Лос-Анджелесе двадцать первый по счету в мiре.
В 2003 году в связи со 100-летием прославления в лике святых Преподобного Серафима Саровского решено было строить большой храм в Самаре, тогда состоялось освящение места под храм, надо полагать, в честь Преподобного Саровского Чудотворца. Однако стройка затянулась и возобновилась только в 2010 году. Как теперь пишут в кратких аннотациях по истории Самарского храма, в 2013 году было решено, что строящийся храм будет посвящен Софии Премудрости Божией. 23 Сентября 2018 года состоялось малое освящение храма. Событие было приурочено к 1030-летию Крещения Руси. 27 сентября 2019 года Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил чин великого освящения Софийского собора в Самаре.
В кратких аннотациях по истории того храма даты или месяцы освящения места под храм, освящение закладки храма в 2005 году, начало строительства в 2010 году, малого великого освящения указаны точно. А вот решение посвятить храм Софии Премудрости Божией обозначено общо — 2013 годом. Смею предположить, что именно повлияло на такое решение относительно уже наполовину построенного храма. 11 Июня 2013 года исполнилось ровно 590 лет со дня обретения пастухами на Сахотском болоте Небоявленного Распятия. В тот памятный день в Годеново по благословению Митрополита Ярославского и Ростовского Пантелеимона была осуществлена торжественная закладка храма в честь Софии — Премудрости Божией.
Прочитав о том, в Самарской митрополии, видимо, решили, что не стоит отставать от передовых идей в современном Русском Православии. Можно ли здесь усмотреть элемент соперничества? Не мне судить, хотя я знаю, что идею возведения Софийского собора в Годеново во образ Софии Константинопольской Матушка Игумения Евстолия высказывала ещё в 2000-е годы, а к 590-летию явления Годеновского Креста в 2013 году так сложился Промысл Божий, чтобы осуществить закладку Годеновского Софийского храма и широко о том заявить. И даже если торжество в Годеново подсказало сотрудникам Самарского Священноначалия наречь уже строящийся стопообразный одноглавый храм в честь Софии Премудрости, ничего плохого в том нет. Так уже достроенный Самарский храм стал двадцать вторым Софийским храмом в мiре.
14 Мая 2023 года был освящен православный Софийский храм в Варшаве, строительство которого началось 8 лет назад[5], несколько позже, чем в Годеново, но, полагаю, два замысла были независимы друг от друга. Варшавский храм стал 23-м, по моему счету.
Три новых Софийских храма в первом столетии третьего тысячелетия — есть великое духовное благо и для России, и для Вселенского Православия. Исключительная ценность Софийского храма в Годеново заключается в том, что он созидается во образ Софии Константинопольской, с которой в 988 году начинался духовный путь к Владимирову Крещению Руси.
На строительстве Софийского храма в Годеново
И в связи с тем дерзаю предложить, чтобы во внешнем или внутреннем убранстве Годеновского Софийского Храма — двадцать четвертого в мiре — в мозаичных или барельефных медальонах была бы отражена история Софийских соборов изображениями Софии Софийской, Софии Константинопольской, Софии Солунской, Софии Киевской, Софии Полоцкой, Софии Новгородской, Софии Вологодской, Софии Тобольской. Возможно, было бы уместно и изображение Софийской набережной в Москве с выразительной колокольней Софийского храма, которая так украшает вид из Кремля на Замоскворечье.
Переяславль Залесский, 18/31 Марта — Москва, 10 Июня 2023 года
Леонид Болотин, историк, научный редактор Информационно-исследовательской службы «Царское Дело»
ПРИМЕЧАНИЯ
[1] Стефан Бояджиев, Вера-Надежда Динова-Русева, Георги Бакалов, Марина Младенова. Раннохристиянски храм «Св. София» — премъдрост Божия / The Early Christian Church of St. Sofia — God`s Wisdom. 2 прераб. и доп. изд. София, УИ, 2009, 170 с.
[2] Дмитриевский А.А. Современное Богослужение на Православном Востоке. Историко-археологическое исследование. Киев, 1891. С. 57.
[3] Флоровский Георгий, протоиерей. О почитании Софии, Премудрости Божией, в Византии и на Руси // Труды V съезда русских академических организаций”. ч. 1. София, 1932. С. 485—500.
[4] Штендер Г.М. Первичный замысел и последующие изменения галерей и лестничной башни Новгородской Софии // Древнерусское искусство. Проблемы и атрибуции. М. Наука, 1977. С. 30–54.
[5] 5 Декабря 2015 года Константинопольский патриарх Варфоломей уложил закладной камень собора. Poświęcenie stołecznej cerkwi Hagia Sophia // Polski Autokefaliczny Kościół Prawosławny