«Симфония псковских фресок. Высокий русский стиль»

Впечатление от петербургской премьеры

0
751
Время на чтение 8 минут
Фото: фестиваль «Истоки»

30 апреля, традиционно в Неделю Жен-мироносиц, открылся уже четвертый по счету Всероссийский фестиваль православных певческих традиций и колокольного звона «Истоки». Открылся «Мироносицкой встречей» в духовно-просветительском центре «Святодуховский» Свято-Троицкой Александро-Невской Лавры.

А 16 мая 2023 г. в зале Екатерининского собрания состоялась долгожданная петербургская премьера грандиозной музыкально-художественной композиции под названием “Симфония псковских фресок. Высокий стиль”. Это действо объединило таланты двух одаренных современных композиторов - Евгения Петрова и Екатерины Ивановой-Блиновой - и стало одним из самых знаковых событий как Всероссийского фестиваля «Истоки», так и культурной жизни всей Северной столицы.

***

Пришедшие зрители - а их собрался полный зал - не только услышали музыку в лучших традициях русской классики, написанную при этом смелым современным языком, но и увидели архитектурные шедевры Мирожского и Снетогорского монастырей г. Пскова, Успенского храма деревни Мелётово Псковской области, фрески этих древних святынь, а также живописные псковские ландшафты, под впечатлением которых и была создана музыка «высокого стиля симфонии Псковских фресок».

И раз речь идет о Псковщине, то естественно было и присутствие на этом действе гостей из Пскова. Со вступительным словом выступила искусствовед Марина Мариненко, являющаяся одним из авторов проекта. В частности, она зачитала приветственное письмо правительства Псковской области. Продюсер состоявшейся в декабре 2022 года псковской премьеры и соавтор проекта Михаил Герасимов вручил композиторам памятные подарки.

Затем в сопровождении видеоряда зазвучал первый раздел композиции, повествующий о великих псковских правителях и о знаковых событиях истории псковского края. Знаменательно и название этого раздела - "Время" (автор его - Екатерина Иванова-Блинова). Хочется обратить внимание, что в музыке этого раздела композитор использует дорогой для любителей древнерусского пения знаменный распев, который органично переплетается с собственными музыкальными темами. Все темы знаменного распева “пропеты” духовыми - как наиболее близкими человеческому голосу инструментами.

Все темы знаменных распевов отданы духовым инструментам - в первой части нет хора, потому распевы «поют» наиболее близкие к человеческому голосу инструменты.

Второй раздел представляла симфония № 2 Евгения Петрова, состоящая из из трех частей: “1. Полет над куполами”, “2. Фрески. Allegro moderato” и “3. Фрески. Sostenuto“. К симфоническому оркестру здесь присоединился камерный хор.

Ввиду масштабности и глубины замысла на этом центральном разделе музыкально-художественной композиции хотелось бы остановиться подробнее.

Симфония Евгения Петрова дает возможность зрителю как услышать по сути все основные евангельские события, так и узреть их в удачно подобранных псковских фресках.

Начинается она с эпической оркестровой музыки, во время которой на большом экране разворачиваются великолепно снятые с воздуха виды знаменитых Мирожского, Снетогорского монастырей и Успенского храма деревни Мелётово, и это воистину полет над куполами… Но вот, после оркестровой кульминации и проведения темы у струнных, во второй части вступает хор, возвещая славу Господню словами 65 псалма, знакомыми многим православным по пасхальному литургическому богослужению: “Воскликните Господеви вся земля, пойте же имени Его, дадите славу хвале Его…”

После инструментального аллегресса музыкальный взор автора обращается к Пресвятой Деве: иллюстрируемые соответствующими фресками и музыкой, звучат слова, величающие Её родителей Иоакима и Анну, Её Рождество и Вхождение во Храм. Далее хоровое пение, инструментальная музыка и визуальный ряд охватывают евангельские сюжеты Благовещения, Рождества Христова, Сретения, Крещения Господня… И вот уже звучит оркестровая фуга, отображающая вместе с фресками творимые Христом чудеса (улов рыбы, укрощение бури, различные исцеления…), после которой величественно звучат слова тропаря на Преображение Господне: “Преобразился еси на горе, Христе Боже…”.

Наконец, наступает третья часть симфонии, которая своей мистериозностью сопоставима с известными Пассионами и проводит зрителя-слушателя по трагическим событиям Страстной седмицы.

Начинается она с “Осанны!” во время Входа Господня во Иерусалим. И автор, видимо, предвосхищая дальнейшую неустойчивость этих восклицаний еврейского народа, удачно передает их не мощным ликованием, что, казалось бы, логично, а легкими перекличками, как бы эхом, разносящимся по Палестине и угасающим в исторической ветхозаветной дали, не разглядевшей в Иисусе Назарянине Того Самого Мессию…

Не успели умолкнуть слова справедливого, но, увы, вскоре забытого и растоптанного восхваления, как мы слышим дорогие каждому христианину установительные евхаристические слова (партия баса) “Приимите ядите - сие есть Тело Мое… сия есть Кровь Моя…” Тотчас - издевательское приветствие Иуды (партия тенора): “Радуйся, Равви!” И вот мы видим Христа пред первосвященниками (как же эффектен здесь ропот в хоре на словах-приговоре “Повинен смерти” - это не пение и даже не речитатив, а злобное шуршание, напоминающее змеиное шипение!). А вот уже суд у Пилата, “распни! распни Его!”, распятие, снятие со Креста и оплакивание.

Далее композитор “на мгновение” отходит от собственно канонических текстов и аккуратно вводит в повествование слова о Сошествии во ад из известных апокрифов, принимаемых христианами в качестве Священного Предания, что подкреплено видеопоказом соответствующей иконографии псковских фресок. Затем, после восходящего оркестрового хода, символизирующего восшествие из ада, звучат ангельские слова, возвещающие о Воскресении Христовом: “Что вы ищете живого между мертвыми? Его нет здесь: Он воскрес”. И вот, трижды a cappella звучит знаменитый хорал, с которого начинается все пасхальное богослужение: “Воскресение Твое, Христе Спасе, ангели поют на небесех, и нас на земли сподоби чистым сердцем Тебе славити”. Автор прибегает к заимствованию известного церковного распева стихиры 6 гласа, что вместе с колокольным звоном эффектно дает возможность тем, кто не раз встречал Пасху, почувствовать трепет осознания Воскресения Христова и окунуться в атмосферу пасхальной службы.

После насыщенного "колокольного" инструментального раздела, образно связанного с Вознесением, звучит умилительное величание Успению Пресвятой Богородицы, затем оркестровый апофеоз, объединяющий две основные темы симфонии, и, наконец, венчающий весь потрясающий центральный раздел музыкально-художественной композиции жизнеутверждающий возглас: “Аминь!”

Авторство третьего раздела принадлежит Екатерине Ивановой-Блиновой. Он называется “Память”. Память - это своеобразная ожившая фреска нашего времени.

Начинается раздел с ликующего Трисвятого, которое разносится над рекой Великой, над Троицким собором и над всем Псковского Кромом - на это указывает живописный видеоряд Пскова. Праздничная атмосфера дальнейшего развития музыкальной канвы подкреплена фрагментами современных псковских гуляний-празднеств - автор показывает нам современных людей, которые живут, чувствуют, любят, празднуют точно также, как жили, чувствовали, любили наши предки многие столетия назад. Екатерина Иванова-Блинова использовала здесь подлинные фольклорные песни Псковской земли. Лейтмотивом проходит фраза "Россия начинается здесь", которая гигантскими буквами выстроена на набережной реки Великой возле Псковского кремля. И снова - Трисвятая песнь. А в конце мы снова слышим «Яко с нами Бог…» знаменного распева, с которого начиналась вся музыкально-художественная композиция, но на этот раз уже с хором.

Таким образом, в этом эпическом произведении показана история Псковских земель от времен княгини Ольги и до настоящего времени, а также евангельская история, отображенная в псковских фресках.

По окончании этого музыкально-художественного полотна слушатели одарили авторов и исполнителей бурными овациями и благодарными восклицаниями “браво!”

Несколько слов об авторах и исполнителях.

Евгений Петров хорошо знаком Всероссийскому фестивалю православных певческих традиций и колокольного звона “Истоки” - два года назад в рамках Второго фестиваля в Санкт-Петербургской филармонии с успехом прошла его симфония-кантата для смешанного хора, рогового оркестра и ударных инструментов “Монастыри Русского Севера”. А в свое время он выступил как автор новаторской инструментальной оперы под названием “Ольга Российская”. Так что касаемо псковской земли и религиозной тематики Евгений Петров зарекомендовал себя и как самобытный композитор, и как человек, бережно относящийся к этому материалу, который ему весьма и весьма хорошо известен.

Музыка Екатерины Ивановой-Блиновой звучала в рамках Всероссийского фестиваля “Истоки” впервые и произвела очень яркое впечатление. Это не первый опыт прикосновения талантливого композитора к историко-религиозному пласту (среди ее сочинений есть кантата “Монах” и несколько хоров на духовные тексты). Искренне надеемся, что столь удачное воплощение в музыке образов древнего русского города - с органичным применением знаменного распева в первой части и фольклорных цитат в финале - приведет автора к новым сочинениям, прославляющим величие и духовную силу родной страны.

“Симфония псковских фресок" прозвучала убедительно и мощно под руководством дирижера Павла Петренко в исполнении Симфонического оркестра Санкт-Петербурга (художественный руководитель и главный дирижер оркестра - народный артист России Сергей Стадлер) и Петербургского камерного хора (художественный руководитель - заслуженный деятель искусств России Николай Корнев).

Фото предоставлены организаторами Всероссийского фестиваля православных певческих традиций и колокольного звона «Истоки»

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Священник Димитрий Кулигин
В целях сохранения и укрепления русской духовной культуры
В уральской столице завершился II фестиваль церковного искусства «"Истоки" в Екатеринбурге»
14.11.2024
«Звоны над Свирью»
Закончился VI фестиваль колокольного искусства
01.08.2024
Радостное и значимое для всех православных событие
О пребывании крестопоходных икон в храме во имя иконы Божией Матери «Державная» г. Санкт-Петербурга
30.04.2024
«"Истоки" в Екатеринбурге»
На Урале в рамках IV Всероссийского фестиваля православных певческих традиций и колокольного звона прошёл фестиваль церковного искусства
14.11.2023
«Звоны над Свирью»
В Александро-Свирском монастыре завершился Пятый Фестиваль колокольного искусства
02.08.2023
Все статьи Священник Димитрий Кулигин
Последние комментарии
Астафьев – русский писатель
Новый комментарий от Сергей из НН
27.12.2024 11:09
Русский дух повержен на обе лопатки
Новый комментарий от иерей Илья Мотыка
27.12.2024 10:34
«Этого прощать нельзя!»
Новый комментарий от катин
27.12.2024 09:46
Мне стыдно за моего Президента
Новый комментарий от Апографъ
27.12.2024 09:36
Трагедия деревни
Новый комментарий от учитель
27.12.2024 09:10
«Почему не бьём?»
Новый комментарий от РОНОЛ
27.12.2024 08:55
Ладушки – нескладушки
Новый комментарий от Туляк
27.12.2024 08:45