30 апреля, традиционно в Неделю Жен-мироносиц, открылся уже четвертый по счету Всероссийский фестиваль православных певческих традиций и колокольного звона «Истоки». Открылся «Мироносицкой встречей» в духовно-просветительском центре «Святодуховский» Свято-Троицкой Александро-Невской Лавры.
А 16 мая 2023 г. в зале Екатерининского собрания состоялась долгожданная петербургская премьера грандиозной музыкально-художественной композиции под названием “Симфония псковских фресок. Высокий стиль”. Это действо объединило таланты двух одаренных современных композиторов - Евгения Петрова и Екатерины Ивановой-Блиновой - и стало одним из самых знаковых событий как Всероссийского фестиваля «Истоки», так и культурной жизни всей Северной столицы.
***
Пришедшие зрители - а их собрался полный зал - не только услышали музыку в лучших традициях русской классики, написанную при этом смелым современным языком, но и увидели архитектурные шедевры Мирожского и Снетогорского монастырей г. Пскова, Успенского храма деревни Мелётово Псковской области, фрески этих древних святынь, а также живописные псковские ландшафты, под впечатлением которых и была создана музыка «высокого стиля симфонии Псковских фресок».
И раз речь идет о Псковщине, то естественно было и присутствие на этом действе гостей из Пскова. Со вступительным словом выступила искусствовед Марина Мариненко, являющаяся одним из авторов проекта. В частности, она зачитала приветственное письмо правительства Псковской области. Продюсер состоявшейся в декабре 2022 года псковской премьеры и соавтор проекта Михаил Герасимов вручил композиторам памятные подарки.
Затем в сопровождении видеоряда зазвучал первый раздел композиции, повествующий о великих псковских правителях и о знаковых событиях истории псковского края. Знаменательно и название этого раздела - "Время" (автор его - Екатерина Иванова-Блинова). Хочется обратить внимание, что в музыке этого раздела композитор использует дорогой для любителей древнерусского пения знаменный распев, который органично переплетается с собственными музыкальными темами. Все темы знаменного распева “пропеты” духовыми - как наиболее близкими человеческому голосу инструментами.
Все темы знаменных распевов отданы духовым инструментам - в первой части нет хора, потому распевы «поют» наиболее близкие к человеческому голосу инструменты.
Второй раздел представляла симфония № 2 Евгения Петрова, состоящая из из трех частей: “1. Полет над куполами”, “2. Фрески. Allegro moderato” и “3. Фрески. Sostenuto“. К симфоническому оркестру здесь присоединился камерный хор.
Ввиду масштабности и глубины замысла на этом центральном разделе музыкально-художественной композиции хотелось бы остановиться подробнее.
Симфония Евгения Петрова дает возможность зрителю как услышать по сути все основные евангельские события, так и узреть их в удачно подобранных псковских фресках.
Начинается она с эпической оркестровой музыки, во время которой на большом экране разворачиваются великолепно снятые с воздуха виды знаменитых Мирожского, Снетогорского монастырей и Успенского храма деревни Мелётово, и это воистину полет над куполами… Но вот, после оркестровой кульминации и проведения темы у струнных, во второй части вступает хор, возвещая славу Господню словами 65 псалма, знакомыми многим православным по пасхальному литургическому богослужению: “Воскликните Господеви вся земля, пойте же имени Его, дадите славу хвале Его…”
После инструментального аллегресса музыкальный взор автора обращается к Пресвятой Деве: иллюстрируемые соответствующими фресками и музыкой, звучат слова, величающие Её родителей Иоакима и Анну, Её Рождество и Вхождение во Храм. Далее хоровое пение, инструментальная музыка и визуальный ряд охватывают евангельские сюжеты Благовещения, Рождества Христова, Сретения, Крещения Господня… И вот уже звучит оркестровая фуга, отображающая вместе с фресками творимые Христом чудеса (улов рыбы, укрощение бури, различные исцеления…), после которой величественно звучат слова тропаря на Преображение Господне: “Преобразился еси на горе, Христе Боже…”.
Наконец, наступает третья часть симфонии, которая своей мистериозностью сопоставима с известными Пассионами и проводит зрителя-слушателя по трагическим событиям Страстной седмицы.
Начинается она с “Осанны!” во время Входа Господня во Иерусалим. И автор, видимо, предвосхищая дальнейшую неустойчивость этих восклицаний еврейского народа, удачно передает их не мощным ликованием, что, казалось бы, логично, а легкими перекличками, как бы эхом, разносящимся по Палестине и угасающим в исторической ветхозаветной дали, не разглядевшей в Иисусе Назарянине Того Самого Мессию…
Не успели умолкнуть слова справедливого, но, увы, вскоре забытого и растоптанного восхваления, как мы слышим дорогие каждому христианину установительные евхаристические слова (партия баса) “Приимите ядите - сие есть Тело Мое… сия есть Кровь Моя…” Тотчас - издевательское приветствие Иуды (партия тенора): “Радуйся, Равви!” И вот мы видим Христа пред первосвященниками (как же эффектен здесь ропот в хоре на словах-приговоре “Повинен смерти” - это не пение и даже не речитатив, а злобное шуршание, напоминающее змеиное шипение!). А вот уже суд у Пилата, “распни! распни Его!”, распятие, снятие со Креста и оплакивание.
Далее композитор “на мгновение” отходит от собственно канонических текстов и аккуратно вводит в повествование слова о Сошествии во ад из известных апокрифов, принимаемых христианами в качестве Священного Предания, что подкреплено видеопоказом соответствующей иконографии псковских фресок. Затем, после восходящего оркестрового хода, символизирующего восшествие из ада, звучат ангельские слова, возвещающие о Воскресении Христовом: “Что вы ищете живого между мертвыми? Его нет здесь: Он воскрес”. И вот, трижды a cappella звучит знаменитый хорал, с которого начинается все пасхальное богослужение: “Воскресение Твое, Христе Спасе, ангели поют на небесех, и нас на земли сподоби чистым сердцем Тебе славити”. Автор прибегает к заимствованию известного церковного распева стихиры 6 гласа, что вместе с колокольным звоном эффектно дает возможность тем, кто не раз встречал Пасху, почувствовать трепет осознания Воскресения Христова и окунуться в атмосферу пасхальной службы.
После насыщенного "колокольного" инструментального раздела, образно связанного с Вознесением, звучит умилительное величание Успению Пресвятой Богородицы, затем оркестровый апофеоз, объединяющий две основные темы симфонии, и, наконец, венчающий весь потрясающий центральный раздел музыкально-художественной композиции жизнеутверждающий возглас: “Аминь!”
Авторство третьего раздела принадлежит Екатерине Ивановой-Блиновой. Он называется “Память”. Память - это своеобразная ожившая фреска нашего времени.
Начинается раздел с ликующего Трисвятого, которое разносится над рекой Великой, над Троицким собором и над всем Псковского Кромом - на это указывает живописный видеоряд Пскова. Праздничная атмосфера дальнейшего развития музыкальной канвы подкреплена фрагментами современных псковских гуляний-празднеств - автор показывает нам современных людей, которые живут, чувствуют, любят, празднуют точно также, как жили, чувствовали, любили наши предки многие столетия назад. Екатерина Иванова-Блинова использовала здесь подлинные фольклорные песни Псковской земли. Лейтмотивом проходит фраза "Россия начинается здесь", которая гигантскими буквами выстроена на набережной реки Великой возле Псковского кремля. И снова - Трисвятая песнь. А в конце мы снова слышим «Яко с нами Бог…» знаменного распева, с которого начиналась вся музыкально-художественная композиция, но на этот раз уже с хором.
Таким образом, в этом эпическом произведении показана история Псковских земель от времен княгини Ольги и до настоящего времени, а также евангельская история, отображенная в псковских фресках.
По окончании этого музыкально-художественного полотна слушатели одарили авторов и исполнителей бурными овациями и благодарными восклицаниями “браво!”
Несколько слов об авторах и исполнителях.
Евгений Петров хорошо знаком Всероссийскому фестивалю православных певческих традиций и колокольного звона “Истоки” - два года назад в рамках Второго фестиваля в Санкт-Петербургской филармонии с успехом прошла его симфония-кантата для смешанного хора, рогового оркестра и ударных инструментов “Монастыри Русского Севера”. А в свое время он выступил как автор новаторской инструментальной оперы под названием “Ольга Российская”. Так что касаемо псковской земли и религиозной тематики Евгений Петров зарекомендовал себя и как самобытный композитор, и как человек, бережно относящийся к этому материалу, который ему весьма и весьма хорошо известен.
Музыка Екатерины Ивановой-Блиновой звучала в рамках Всероссийского фестиваля “Истоки” впервые и произвела очень яркое впечатление. Это не первый опыт прикосновения талантливого композитора к историко-религиозному пласту (среди ее сочинений есть кантата “Монах” и несколько хоров на духовные тексты). Искренне надеемся, что столь удачное воплощение в музыке образов древнего русского города - с органичным применением знаменного распева в первой части и фольклорных цитат в финале - приведет автора к новым сочинениям, прославляющим величие и духовную силу родной страны.
“Симфония псковских фресок" прозвучала убедительно и мощно под руководством дирижера Павла Петренко в исполнении Симфонического оркестра Санкт-Петербурга (художественный руководитель и главный дирижер оркестра - народный артист России Сергей Стадлер) и Петербургского камерного хора (художественный руководитель - заслуженный деятель искусств России Николай Корнев).
Фото предоставлены организаторами Всероссийского фестиваля православных певческих традиций и колокольного звона «Истоки»