И знаю опять, как можно. А зачастую, и как нужно.
В.С.Черномырдин.
Восторженных слов о работе фонда «Возрождение Тобольска» и деятельности его председателя Аркадия Григорьевича Елфимова написано немало, и ещё напишут. И правильно сделают, ибо таких активно и плодотворно работающих организаций, подвизающихся на продвижении культурных проектов и не присосавшихся ни к каким государственным бюджетам, во всей стране много не наберётся. Одни только издательские достижения чего стоят!
Взять хоть Евангелие Достоевского, хоть «Остров Сахалин» Чехова – что рядом с ними поставить можно? Ничего! А потому никакие комплименты, которыми осыплют фонд накануне его тридцатилетия, не лишние. Сам я не стану тратить на них слова и бумагу, найдутся люди, которые это сделают профессионально, а выскажу-ка некоторые свои соображения о том, как одно из направлений его работы можно сделать ещё лучше. Если конкретно – речь о выставочной работе фонда в самом Тобольске, в самом сердце его культурных забот. Эта часть деятельности фонда крайне важна потому, что самый надёжный путь воспитания человека идёт именно через прекрасное, и прекрасное хочется иметь перед взглядом повсеместно: на улицах родного города, в магазинах, в офисах разных посещаемых гражданами служб, в первую очередь, – в выставочных залах и музеях – для того они и созданы. Иосиф Бродский подчёркивал много раз, что эстетика идёт впереди этики, и с этим трудно спорить.
Я осмеливаюсь поделиться изложенными ниже замечаниями только потому, что сам немного поучаствовал в выставочном проекте фонда: в 2011 году в комплексе «Ермак» прошла и моя персональная выставка фотографий о Русском Севере. Считая, что я вправе писать только о том, в чём разбираюсь, а различных выставок, в которых я принимал участие не только в качестве автора фотографий, но и как экспозиционер, было достаточно, я возьму на себя ответственность за несколько советов. Ну, почти по Ленину – советы постороннего. Хотя, в данном-то случае, как раз не совсем постороннего, чем и надеюсь оправдаться.
Собственно, полный комплект «выставочных услуг» – извините, если у вас аллергия на казённый канцелярский язык – выставочное помещение, дизайн экспозиции плюс развеска (подразумевая, что уже есть, что не стыдно развешивать), реклама и каталог. Чуть подробнее о каждом пункте.
Часто можно слышать, что возрождение России начнётся с её регионов. Глядя на Тобольск, этому начинаешь верить. Побродив по центру города, понимаешь, что Тобольск – город музеев. Выставочный зал в торговом комплексе «Ермак» не самый крутой, как принято нынче выражаться. Зато выставки в нём разнообразны и интересны. Календарь выставок насыщен – месяц-полтора, и экспозиция меняется. Больше сотни выставок за время его существования – не шутка, только и успевай осматривать всё новые и новые. Потому и хотелось бы иметь для сменных экспозиций помещение более приспособленное, отвечающее пусть не самым высоким, но принципиально важным требованиям.
Во-первых, мне хотелось бы видеть помещение побольше, попросторнее. Я смог разместить в «Ермаке» только 46 работ из шестидесяти, составляющих костяк выставки «Северная сторона». Больше можно было впихнуть, только запредельно уплотнив развеску, что для экспозиции в целом губительно. Если с первого же взгляда, скользнувшего по стенам, человеку видится «визуальная каша», то впечатление от выставки сильно подпорчено с самого начала. Да и размер моих фотографий не велик, а если там вешать живописные полотна хотя бы размером в метр по длинной стороне? Да, зал хотелось бы больше. С одной стороны, посетителю надо дать возможность видеть целиком блок работ, связанных сквозным авторским высказыванием, объединённых общей композицией. Для этого хорошо бы отойти от стенки подальше. С другой, нужно иметь возможность подойти к работе и рассмотреть её с близкой дистанции, но так, чтоб взгляд не отвлекался на соседнюю, то есть между работами должен быть зазор, «приватное» пространство вокруг каждой из них. Грамотное размещение изображений не только по смыслу картинок, но по геометрии и заполненности выставочных плоскостей зала чувствуется насмотренным зрителем подсознательно, хотя в явной форме умом может не фиксироваться.
Тут, к слову, раз уж речь зашла о репрезентации выставок, обращу внимание на одно обстоятельство: и подбор работ для экспозиции, и макет развески работ в пространстве выставки выполняют, как правило, (или исключительно?) сами приглашённые авторы. Они же и реализуют задуманное. Опытный художник, конечно, соберёт стенки и блоки работ на стенах гармонично, уравновешенно по пятнам и цветам – эстетическое чутьё его не подведёт. Но для создания выставки хорошо бы привлекать грамотного куратора. Это не технический работник, который нужен как помощник автору. Куратор предлагает концепцию выставки, основываясь на собственном взгляде на творчество автора, на опыте осмысления обширных коллекций, больших подборок. У автора взгляд на плоды собственного творчества «замылен», что неизбежно. У куратора взгляд свеж, и из привычной подборки работ он может сочинить новую выставочную фабулу, увидеть новые смыслы, найти неожиданные закономерности внутри привычной и обкатанной не раз коллекции. Не буду говорить о том, чтобы нанять на работу в выставочный зал такого готового куратора – это всё равно, что посоветовать для написания текстов деловых писем пригласить известного писателя. Но, если приглядеться к тем, кто регулярно участвует в выставочной работе фонда, могут же среди них найтись люди, которые подобные способности уже проявили. Вот было бы здорово найти такой талант в своих рядах!
Но, возвращаясь непосредственно к залу. Второе требование к выставочному помещению – хороший свет на работах, то есть достаточная освещённость, чтоб работы можно было детально рассмотреть, и обеспечить минимум бликов на стёклах, на масляных красках холстов. Вот с этим в «Ермаке» всё не так плохо. Не самый хороший вариант использования люминесцентных ламп для восприятия цвета, но чёрно-белые фотографии выглядят пристойно и при нём. К тому же человеческий глаз выработал сумасшедшую способность адаптации к условиям освещения, так что и цвета на картинах зритель не попутает.
На посещаемость выставок влияет не только место их расположения и притягательность близлежащих магазинов, но и информация о них, распространяемая всеми доступными средствами и как можно шире. Реклама – двигатель всего, не одной торговли. Маленький сюжетик в новостях местного канала ТВ, заметка в газете, объявление на людном месте. Реклама выставки не обязательно должна быть креативной и дорогой, но она должна быть повсеместной. Как реклама какого-нибудь банка. Тинькофф – он такой один, а рекламы – будто их полно. Не надо же замахиваться на охват всей страны, только бы плакаты появились хоть на некоторых заборах Тобольска! Пусть и недолго повисят, прикрывая заодно и традиционные заборные слова, пусть помозолят глаза тоболякам – кто-то, глядишь, заинтересуется событием. И, разумеется – интернет. Не могу себе представить, чтоб у администрации города не было своего сайта, чтоб она отказала фонду «Возрождения Тобольска» в информационной поддержке.
И вот ещё что немаловажно: выставки в «Ермаке» бесплатные. Про бесплатный вход на выставку в любой рекламе должно быть написано ОЧЕНЬ БОЛЬШИМИ БУКВАМИ! Думайте, что хотите, но наши люди на «халяву» падки до невозможности. А эффективная реклама обязана учитывать умонастроения тех, к кому она обращена.
Выставка хоть живописи, хоть фотографий дело замечательное, но у всех выставок есть один имманентный недостаток: они временные. Разве только владелец шедевров рад календарной ограниченности – расставание с частью дорогой сердцу коллекции долго не длится. Если есть возможность, то выставки надо посещать, ибо это единственный шанс увидеть оригиналы работ. Показывать по возможности надо именно оригиналы, и к фотографиям это относится в первую очередь, как бы странно это не казалось. Если выставляются фотографии в традиционной плёночной технологии, то хорошо бы показывать авторские отпечатки, если в цифровой, то принтерные отпечатки, сделанные под авторским контролем. Иначе никаких гарантий, что зритель увидит то, что хотел показать художник. И когда выставка завершена, экспозиция разобрана, то обидно, что остаются после неё только воспоминания, а они, увы, ненадёжны. После хорошей выставки должен остаться её каталог.
У серьёзных музеев каталоги нынче издаются не хуже подарочных альбомов: бумага дорогущая, репродукции – высший класс. Не подозревайте, пожалуйста, автора этих строк, что он тут ёрничает, и виртуально подмигивает читателю, намекая, что Аркадий Елфимов, как раз в качестве издателя себя и зарекомендовал, так пусть и каталоги, мол, дорогие выпускает. Не то, чтоб совсем без намёков, но хоть простенький каталожик на скрепочке и цифрой напечатанный издать под хорошую выставку надо бы! И тираж пусть не велик, скажем, экземпляров 50-60. Каталог же не только память, отчёт о проделанной работе. Для автора это документ о событии, страничка в портфолио, памятка о том, что именно, где и когда было показано, подсказка для коллекционеров и искусствоведов, которые годы спустя обратятся к творческому наследию художника. Да и просто зафиксированная информация самого широкого назначения. И для посетившего выставку, если она на душу легла, хорошее напоминание о тех прекрасных моментах, что он пережил, глядя на произведения искусства. Затраты не велики, а польза огромна.
Есть и совсем простой выход: делать цифровой каталог и размещать его на сайте фонда. Фотоклуб «Новатор», членом которого я состою уже почти сорок лет, так и поступает. Аренда залов для наших московских выставок сжирает львиную долю скудных клубных средств, цифровой каталог – единственный доступный выход, благо сверстать его – никаких проблем для умельцев из нашего творческого коллектива. Изображения для интернета с разрешением 72 dpi есть у любого фотографа и приличного качества. Репродуцировать живописные полотна для интернета сегодня можно даже хорошим смартфоном. Зато у такого цифрового каталога есть и плюс: заглянуть в него можно из любой точки мира. Ну, как такую возможность упускать?
Ладно, с советами пора закругляться – не перебрал ли я с ними, погрузившись в воспоминания и залезши в профессиональные дебри? Понимаю отчётливо, что далеко не все мои советы воплотятся в выставочную жизнь благословенного Тобольска. Ну, может, хоть некоторые. А те, что воплотить в обозримом времени нельзя, пусть будут письменно зафиксированы всё равно, как повод, чтоб критически посмотреть на текущую работу, как ориентир для совершенствования. Это же так хорошо, когда есть поле для развития, стимул для роста, планы работы на лучшие времена! Я так хочу, чтоб эти времена настали скорее! Для фонда «Возрождение Тобольска», для города Тобольска, для нас всех.
Александр Николаевич Фурсов, фотограф, член СФР