Нижегородскому поэту Сергею Николаевичу Карасеву в этом году должно бы было исполниться 70 лет. Но ушёл он из жизни рано, прожив всего 42 года. Однако и этого срока хватило, чтобы оставить добрую память о себе в сердцах тех, кто его знал, с кем дружил.
Родился Сергей в северной нижегородской глубинке, в Урене. Жил и учился в школе в Княгинине. Теперь на родном доме прикреплена памятная мемориальная доска в честь поэта.
Окончив Казанский государственный университет по специальности «журналист», вернулся в Горький, стал работать в газетах сначала комсомольской «Ленинской смене», затем в «Нижегородской правде». Стихи же, как начал писать с раннего детства, так и не переставал.
По первым двум сборникам, вышедшим в Волго-Вятском книжном издательстве, в 1983 году был принят в члены Союза писателей СССР.
Третья книжка стихов «Ночные поезда», которую Сергей подготовил к печати, но уже не увидел, вышла в 1995 году. Из типографии её выкупали друзья. Сергей был похоронен в ветреный и дождливый день 20 октября 1995 года.
Высказывания литераторов, критиков, любителей поэзии и подборку стихов для публикации подготовила вдова С.Н. Карасева, поэт Ирина Дементьева.
Трофей
Там, в Берлине,
когда уезжал,
Подарила товарищу рота
С темной надписью
светлый кинжал.
«С нами бог!» – перевел ему кто-то.
И солдат,
как вернулся домой,
Где его победителем ждали,
Резал хлеб,
тот, что был с лебедой,
Тем кинжалом
из крупповской стали.
Темный сахар
в ладони колол,
Чистил крупные ломти селедки,
И, накрыв незатейливый стол,
Он кинжал
положил посередке.
Чтобы жители,
сколько их есть
(Пусть встречало солдата немного),
Знали:
воина русского честь
Посильней чужеземного бога.
Другой значительной публикацией в рубрике «Поэзия» стали два цикла Михаила Попова.
Михаил Михайлович больше известен читающей публике как автор многих повестей и романов, завоевавших широкую известность и получивших солидные литературные премии. Хотя в его творческом багаже есть и сборники поэзии. О том, что прозаик талантливый поэт, свидетельствуют его подборка стихов «Тигры перемен выходят из засад» и большой цикл четверостиший «Люди, звери и герои».
Законы Божьи в общем-то просты,
И вывод представляется мне ясным:
В глазах смотрящих столько красоты,
Что целый мир нам кажется прекрасным.
И чтобы закончить с поэтическим разделом, назовём других авторов рубрики. Это опять же цикл стихов Евгения Кухтина «Вененц терновый увенчает сны», поэма для детей «Сказка про муравья» постоянного автора «Вертикали. ХХI век» Андрея Альпидовского, к которой смело можно применить строки русского гения: «Сказка ложь, да в ней намёк». Новичок журнала Лариса Егоршина открыла новую рубрику издания: поэтическое краеведение («Озеро Светлояр», «Китеж», «Катунки»).
Завершается в 78-м выпуске публикация сразу двух больших документальных книг: Валерия Сдобнякова «Забытая дорога назад» и Алексея Коломийца «Жизнь в профессии». О них в прошлых обзорах «Вертикали» довольно подробно говорилось. Теперь лишь напомню: первая – это последовательный ежедневный дневник событий (как считает сам автор – судьбоносных) 2022 года; вторая – воспоминания известного геолога, учёного, организатора производства о своей жизни в профессии.
Из новинок прозы стоит отметить два рассказа Сергея Овчинникова «Вавилонская башня» и Николая Бондаренко «Испытание рифмой».
Повествование Овчинникова обращено к «болезненным» темам сегодняшнего дня, в то время как Бондаренко написал сугубо фантастическое произведение.
У Овчинникова любящие друг друга мужчина и женщина ощущают неловкость в своих отношениях. Он живёт в России, она на Украине. Вот что при расставании говорят герои «Вавилонской башни»:
«– Главное для нас, пишущих, – сказал он вслух больше для себя, чем для Алины, – сохранить живыми душу, язык народа. Остальное вторично!
– Это и моей Украины касается, – согласилась Алина. – Самое гиблое, если начнут воевать Россия и Украина. Я, наверное, тогда просто умру! Я ведь люблю и русских, и украинцев!»
Бондаренко помещает героя рассказа «Испытание рифмой» (тоже литератора) в некое особенное пространство – «Литературный лабиринт», в котором и происходят с поэтом, возжелавшим научиться «хорошо писать», всевозможные приключения.
Традиционно очень насыщены разделы критики и публицистики. Тут материалы на любой вкус для гурманов, любящих поразмышлять о прочитанном, о творчестве, задаться «вечными» вопросами бытия.
Священник Евгений Юшков продолжает написание книги «Обитель твоя Там какая будет», публикуя в очередном номере новую серию заметок, которые войдут в книгу при полном её издании.
Валерий Сдобняков в статье «Духовное чадо отца Наума» рассказывает о судьбе интереснейшего живописца, графика, иллюстратора книг и иконописца Г.А. Скотиной.
«В помещении Нижегородской областной организации Союза писателей России на стенах висят большие картины, привлекающие к себе всеобщее внимание своей красотой и радостностью восприятия мира. Автор полотен – художник Галина Алексеевна Скотина. Необычность видения мира автором отмечается всеми. Есть в живописной манере Скотиной что-то от русской былинности, от иконописи. Это проступает как бы исподволь, ненавязчиво, как основа мировоззрения художника. Потому не залюбоваться этими произведениями, пройти мимо эмоционально не откликнувшись на них – невозможно. Это картины, дарящие осознание жизни – как великого и не случайного дара».
Михаил Рубцов в статье «Надежды свет» вспоминает о проведённом десять лет назад крестном ходе, которым он руководил. Ход прошёл от Нижнего Новгорода до Москвы и завершился на Красной площади. О его значении и «невыученных уроках» и размышляет автор статьи. Непременно стоит отметить, что книга-репортаж «Ход особого назначения» об этом значимом событии, которую написал Михаил Иванович, вышла тогда же в издательстве «Вертикаль. ХХI век».
Литературная критика и литературоведение представлены статьями Татьяны Антиповой «Перекличка памяти с судьбой, Татьяны Криницкой «События нейтральны. Окраску даём мы сами», Валерия Сдобнякова «Всякий честный художник творит не сам по себе».
Материал В.В. Сдобнякова вмешает в себя пять, довольно конспективно написанных статей о книгах П.В. Анненкова «Н.В. Гоголь в Риме летом 1841 года» и «Замечательное десятилетие 1838-1848»; романе М.Е. Салтыкова-Щедрина «История одного города»; монографии Л.А. Смирновой «Иван Алексеевич Бунин: Жизнь и творчество»; книги К.Г. Паустовского «Золотая роза»; двухтомники повестей и рассказов Г.Д. Гребенщикова «Сибирские повести и рассказы (1911-1919)».
Наталья Павлова публикует подробный репортаж о прошедшем вечере в Нижегородском Доме актёра, посвящённого 20-летию литературно-художественного журнала «Вертикаль. ХХI век» и 65-летию его основателя Валерия Сдобнякова.
В торжестве приняли участие такие известные в городе актеры Нижегородских государственных академических театров драмы и оперы и балета, как народный артист России Валерий Никитин, заслуженные артисты РФ Александр Мюрисеп, Юрий Котов, многократные лауреаты международных и всероссийских театральных фестивалей и конкурсов Наталья Кузнецова, Виктор Ряузов, а также студенты Нижегородской консерватории и Нижегородского театрального училища, которые прочитали отрывки и полные произведений Юрия Бондарева, Василия Белова, Валентина Курбатова, Олега Шестинского, Юрия Адрианова, исполнили песни русских композиторов.
В завершении отдельно хочется упомянуть о небольшой, но милой сказке Леонида Чигина «Волнушки», учащей детей состраданию и взаимопомощи.
Александр Мюрисеп подготовил в раздел «Из исторического наследия» большой отрывок (переиздаваемый впервые) из Филиппа Вигеля «Воспоминания», посвященного Нижегородской ярмарке. В своём предисловии публикатор объясняет:
«Автор широко известных и популярных мемуаров: «Воспоминания» (или «Записки»), которые содержат богатейший материал по истории и культуре дворянского общества, Русском вестнике» после смерти автора (1864) и пользовались широкой популярностью. … Подготовка текста к публикации осуществлена журналом «Вертикаль. XXI век» по вышеназванной книге издания 1865 года. Публикуются эпизоды воспоминаний из II, III, XI-XVI глав части пятой упомянутой книги. Нумерация глав опущена».
Остаётся традиционно сообщить, что редакция продолжает знакомить читателей с рисунками из записных книжек художника Н.П. Мидова, которые он передал ей перед своей кончиной.
Также в «Нашей хронике» кратко представлены те события, к которым имели отношение авторы и редакторы журнала.
Обложку украшают репродукции картин нижегородского живописца Владимира Заноги «Облака – крепости над городом», «Ветки цветущих деревьев», «Сентябрьские плоды».
Павлова Наталья родилась и училась в Нижнем Новгороде. Окончила Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет (ННГАСУ) по специальности «Промышленное и гражданское строительство». Постоянный автор журнала «Вертикаль. ХХI век». Живёт и работает в Нижнем Новгороде.