Уходящая натура. Рассказ художника

Памяти журналиста и писателя Анатолия Павловича Воробьева

0
564
Время на чтение 18 минут
Фото: Забытое подворье. Живопись автора

Село Успенское уходило в небытие. Так уж случилось, что побывать в нём, бывшем известном на всю округу посаде, впервые удалось только тогда, когда из него почти ушли люди. Ещё стояли дома, над селом возвышалась единственная действовавшая в районе и не разрушенная в годы богоборчества церковь. На центральной площади стоял памятник землякам, погибшим в годы войны, – большой лик скорбящей матери, да бронзовый бюст земляка, дважды Героя Советского Союза танкиста Льва Уланского, непритязательно и безвкусно закрашенный черной краской. Может быть, это и спасало монумент от любителей цветного лома.

По улицам еще ходили редкие жители, а маршрутный автобус совершал регулярные рейсы до Успенского и обратно. Взвалив на плечи этюдник я шёл выбирать очередную, в буквальном и переносном смысле, уходящую натуру. Почему-то мне казалось, что только художник может запечатлеть и передать неприкрытую жуть всего этого.

Запах «тления» и признаки мародерства уже коснулись этого старинного села, как живого погибающего существа, беззащитного перед лицом надвигающегося конца. Окна стояли с выбитыми стеклами и зачастую вырванными рамами, поразительным контрастом к которому были еще висевшие на окнах занавески. Сквозь сорванные с петель ворота, поваленные и растащенные на доски заборы, чернели проемы распахнутых настежь дверей. Заходить во внутрь я не решался, что-то сдерживало, — это ведь как приход чужака или незваного гостя к умирающему. Лишь однажды, спасаясь от дождя и переборов себя, шагнул через порог. В глаза бросилась полуразвалившаяся русская печь, стоящая посреди комнаты, уже начатая разбираться на кирпичи, раскрытые сундуки, лежащая на полу старая одежда, обувь. У окна стоял простой дощатый стол, вокруг валялись разбросанные стулья. На стенах еще висели бумажные репродукции картин в самодельных рамках, в углу стояли пустые киоты от икон. Ощущением полной безысходности и покинутости был проникнут весь этот беспорядок. Казалось, отсюда бежали как застигнутые врасплох неприятелем. Из всего виденного мной там это зрелище брошенного жилья сильнее всего врезалось в память.

Известная на всю округу церковь к тому времени уже была разграблена. Пустой иконостас зиял провалами вынутых и унесенных в неизвестном направлении образов. Но ещё стоял в храме дух единения с Богом и запах ладана не выветрился из ее покрытых сосновым брусом стен. Сюда ещё заходили безмолвные печальные старушки и подолгу стояли перед пустым алтарем, возможно, перебирая в уме прожитые годы и мысленно расставаясь со всем тем, что им было дорого и мило.

Высилось ещё в селе и новое кирпичное двухэтажное знание сельского дома культуры, построенного вскоре после Чернобыльской катастрофы – распоряжение из Москвы об отселении пришло только через три года, – на открытие которого приезжал сам Уланский, генерал-полковник, в то время начальник командирских курсов «Залп». Теперь дорогостоящая мебель, оббитые красивой материей стулья зрительного зала валялась вокруг, никому не нужные. Также выглядело и здание средней школы.

Впрочем, кое-кому брошенное на произвол судьбы добро приглянулось. Опустевшие улицы иногда заполнял звук мотоциклетных моторов, проезжали и грузовики. Были это и местные жители, которые возвращались за тем скарбом, который не смогли увезти сразу, но в основном – пришлый люд, слетевшийся как грифы на падаль. Одни приезжали, чтобы набрать в кузов или мотоциклетную люльку что-нибудь стоящее на их взгляд. Однажды видел, как они собирали яблоки со спиленного ими же дерева. Другие, а это в основном бомжи, так и оставались жить, поселившись в приглянувшемся и не совсем обрушенном доме. Их сгорбленные серые фигуры иногда мелькали в моем поле зрения, нарушая отрешенность видимого бытия.

В очередной раз, в осенний солнечный день, когда октябрь уже позолотил и расцветил всё вокруг, выйдя из маршрутного автобуса, отправился на поиски подходящего пейзажа. Несмотря на угасание жизни, село, его улицы, дома и сады ещё сохраняли живописность. Осень вносила толику тоски по ушедшему лету, некоторые деревья в садах были ещё с поздними яблоками, пряный запах поздних цветов стоял среди обветшалых домов и некошеных бурых трав на подворьях, улицах, за оградой храма. Была в этом своя притягательность, в чем-то, может быть, и несуразная, но всё равно влекущая и побуждающая к творчеству.

Я особо не торопился, до вечернего автобуса ещё было много времени, однако, всё же долго выбирать не стал. Приглянувшийся двор остановил моё внимание и я, сняв с плеча этюдник, устроился на проезжей части. Первые краски легли на грунтовку легко и свободно, вскоре проявились и очертания нового этюда. Через час работа стала близка к завершению и, отойдя на несколько шагов, я невольно отвлекся от привычной сосредоточенности. В это время и услышал сзади негромкий женский голос:

– Наше село пишете…

Почти рядом со мной, глядя на мою картинку стояла пожилая худощавая женщина, одетая, как все живущие здесь, скромно и просто. И поразило не столько её тихое присутствие, сколько неожиданное: «пишете».

За все годы моей практики с красками и кистями, пожалуй, только пару раз встречался на пленэре с правильно формулировкой. Но это среди интеллектуальной публики, а не здесь, в глухом месте, отдаленном, как мне казалось, от центров культурной жизни. И кто? Простая сельчанка… Я невольно стал разглядывать её.

Между тем, та продолжила:

– Нужно было раньше приехать, до этого проклятого Чернобыля, – она горестно взмахнула рукой, как бы отмахиваясь

– А что же Вы не уезжаете? – спросил я. – Почти все уже покинули село.

Она удивленно и, как показалось, с укором посмотрела на меня.

– Некуда мне бежать. Да и не хочу, – она подошла ближе ко мне и заглянула в лицо. – А Вы откуда, с Новосельска? Издалёка к нам уже не ездят.

– Оттуда, – подтвердил я, – из райцентра.

Затем добавила:

– Не последняя я. Еще несколько моих товарок здесь живут. Вот еще Скворцов Лёша, по старой памяти заезжает. Недавно явился.

Алексея Скворцова, московского журналиста, я знал лично, познакомились мы недавно в городе, в редакции районной газеты «Светлый путь», куда я приносил свои статьи о местных художниках, а он иногда привозил свои очерки. Он был родом с Успенского, уехал отсюда еще в пятидесятых годах, работал в известной столичной профсоюзной газете. Мне нравились его публикации в нашей районке, с которой он делился своим литературным творчеством.

Был он намного старше меня, и я особо не хотел набиваться, хотя спросил, где его здесь отыскать. Затем продолжил разговор.

– Разве Вам не предлагали место в городе?

– Приезжали на той неделе, звали в общежитие. А что мне там одной в комнате делать? Мне здесь хорошо, родилась я тут. Видно и помирать в родном кутку буду.

– А на что живёте?

– Пока пенсию привозят каждый месяц. Автолавка раз в неделю приезжает. А там что Бог пошлет.

– И не боитесь одной?

– Ой, боюсь. Много людей лихих нынче здесь развелось. Понаехали незнамо откуда. Шастают по ночам. Ко мне несколько раз стучались. Как стемнеет, запрусь и никуда не хожу. Страшно.

– Красивое село было? – перевел я разговор на другую тему.

– Ой, никакого другого лучше не было. Как вспомню, так слёзы прямо льются. Мы же почти все здесь староверы. Когда-то наши прадеды от Никона бежали, да возле святого источника, что здесь нашли, и остановились. Церковь во всем районе единственная у нас сохранилась. Уж как мы любили в неё ходить. Образа в ней какие красивые висели. Раньше, при посаде, у нас и иконописная мастерская была...

После этих слов я сразу понял, почему она так осведомлена в живописных делах. А та между тем рассказывала:

– Чего только у нас не было. Мельница своя, маслобойня, два магазина. Колхоз богатый был, на выставку в Москву скот возили. Как голод после войны пережили, одному Богу известно, но потом не бедствовали. Всегда с хлебом были. – Она опять взмахнула руками, словно опомнившись. – Да что теперь об этом говорить… – побежала дальше по своим делам.

Хотел её вернуть и спросить имя, но она уже завернула за угол.

Я сменил еще раз место чтобы написать второй этюд и, когда до автобуса оставалось ещё больше часа, зашел на центральной площади села в один из домов, на который мне указали.

Строение, действительно, находилось под присмотром и неплохо сохранилось. Скворцов был там, что-то готовил себе на печной плите, от которой исходило тепло. Рядом лежала связка дров. Поздоровавшись, пригласил в светлицу, как он назвал самую большую комнату. В доме был еще отдалённый порядок, хотя жильцы его давно покинули. Светёлка выглядела пустой, если не считать стола с бумагами, пары стульев да кровати в углу. На одном окне даже висели шторы.

– Вот, собрал по сусекам, принёс, – сказал он после рукопожатия, заметив мой любопытный огляд.

– Это Ваш дом? – спросил я его.

– Да, здесь я родился, но после смерти отца с матерью здесь жили другие люди. Теперь вот, волею случая, опять здесь обитаю.

– И чем занимаетесь, если не секрет?

– Садись, расскажу, – показал он мне на стул. – Вот только предложить ничего не могу. Разве что макароны. Припасы закончились. Завтра в город поеду.

– Я не голоден, – парировал я. – Если что нужно, могу в следующий раз привезти. Я тоже сюда наездами.

Скворцов выдержал паузу:

– Кстати, рядом стоит дом Уланского. Когда ты шёл сюда, то мимо проходил.

– Того, самого? – переспросил я.

– Именно. Отсюда он уехал ещё до войны поступать в военное училище. Потом воевал. Первую награду, орден, получил за Халхин-Гол. Мать здесь его жила. А после войны – другие люди.

– Я был у мемориала, там кроме его бюста скульптура скорбящей матери стоит с именами погибших.

– Да, немцы многих расстреляли, мать его тоже, – он немного помолчал. – И с войны половина не вернулись. Кстати, – заметил он, – лицо на памятнике вылепили с матери Льва Уланского. Так что скульптор увековечил не только генерала.

Я молчал. Мне было интересно, что рассказывал Скворцов и поэтому не перебивал его.

– А я пишу здесь в газету, московскую и другие, – продолжил он. – По старой памяти. Мне здесь хорошо работается. Тишина.

Многое из написанного Скворцовым я уже читал. Это были очерки о его земляках, других людях из близлежащих сёл, живущих неспокойно, с неординарными судьбами. Почти все недавние публикации посвящены были последствиям отселения, истории села и покинувшим его людям. Знал, что у него издана и книга.

– Тишина здесь тревожная, – вставил слово я и рассказал про сегодняшнюю встречу с жительницей села, ее горькое повествование.

– Её я хорошо знаю, – заявил он после моего описания. – Она мне хлеб приносит.

– Почему нельзя было сохранить село? Неужели все так было неизбежно?

Скворцов дернулся лицом. Его глаза оживились. Достал сигарету и закурил. Я понял, что затронул больную для него тему.

– А знаешь, мы стали просто заложниками ситуации. – мой собеседник повысил голос. – Пришла сверху разнарядка – отселить для показухи. Никого вокруг ведь не тронули. Вон в Высоком, соседнем селе, такой же уровень радиации, а они живут. Правда, председатель там умный оказался. На бумаге перевел всех в другой колхоз. Земля там почище от этого цезия и стронция. Они в нём числятся, а живут и работают дома. А на нас свет клином сошёлся… Некому было об Успенском подумать. Начальство всё, как только прознало об отселении, сразу разбежалось.

– Да, заражение в десять раз превышает норму, – вставил я, – Привозил с собой дозиметр, измерял, правда в разных местах по-разному.

– В том-то и дело, – Скворцов перевел дух, затем продолжил. – Нужно было только взять и заменить на крышах домов кровлю, – она то всю в себя радиоактивную пыль впитала, – и все. Живи – не хочу, – он смахнул пот со лба. – Это прежняя политика на выживание крестьянства. Сначала раскулачивали, потом голодом морили, в колхозы загнали. Наконец, уже после войны, объявили половину деревень неперспективными. Теперь оказались в зоне отселения… – он глубоко затянулся. – А какое было село, какие тут ярмарки проходили, сколько людей жило. Теперь нет у него будущего. Да что там будущее – нет ничего. Никогда бы раньше не подумал, что переживу свою малую родину…

Он встал и стал прохаживаться по комнате, пуская дым. Его подтянутая, моложавая фигура никак не вязалась в моём представлении с образом заядлого курильщика. Чтобы разрядить обстановку я раскрыл кассетницу и показал только что написанные этюды. Скворцов сразу угадал изображенные на картонках уголки родного села, хотя там были только тронутые разрушением дома. В живопись не вникал, но было понятно, что ему мои работы приглянулись.

– Это будет единственное, что от Успенского останется, – вдруг резюмировал он.

И тут, взглянув на него, я понял, что мне нужно.

– Вот, готовлю выставку. К юбилею Чернобыля хочу показать. Мне нужна статья в выставочный каталог, – рубанул я, осознав, что нужно сказать об этом именно сейчас.

Он вопросительно взглянул на меня.

– Ты хочешь, чтобы я её написал?

– Вот именно, это было бы очень неплохо, – я был рад, что он догадался.

– Я в искусстве не совсем разбираюсь, да и не знаю о чем писать.

– И не надо. Напишите просто свое видение того, что происходит. У вас всё очень правильно и проникновенно везде изложено.

Он поднес руку с сигаретой ко рту, глубоко затянулся, потом наклонил голову, выпустил дым и замолчал. Наконец произнёс:

– Хорошо, я подумаю.

– Выставка намечается не скоро, минимум через полгода. Так что время есть, и на Вас надеюсь, – я сообразил, что согласие получено.

– Если что, я оставлю материал в редакции «Светлого пути», – заверил он.

Я посмотрел на часы. До прибытия автобуса осталось четверть часа, поэтому стал собираться. Он проводил меня до калитки, и я направился в сторону остановки, находящейся недалеко от храма.

– Я найду Вас в городе, – уже пройдя несколько метров произнес я, обернувшись.

Он ничего не сказал, только махнул мне рукой и с какой-то печальной улыбкой посмотрел вслед.

***

В Успенское я больше не поехал. Впечатления умирающего села, особенно после последней поездки сильно подействовали на меня. Даже стали сниться апокалиптические картины. Сделал ещё несколько выездов в другие места: маленький поселок Балунцы возле Успенского и деревеньку Глубокую, которые тоже попали в зону отселения. Это были далеко не первые и не последние поездки на мой тематический пленэр, – до этого пришлось исходить немало мест, где поработала радиация. Поэтому всерьёз решил готовиться к будущему вернисажу. Тем более в природе резко похолодало, ушло тепло и рано выпал снег.

Где-то через пару месяцев, когда в районной газете увидел очередную публикацию за подписью: «А. Скворцов», заглянул после работы в редакцию. Знакомый ответсекретарь на мой вопрос сразу отослал в одну из комнат.

– Здравствуйте, Алексей Петрович! – приветствовал я его, узнав по склонившейся над столом голове, украшенной аккуратной шевелюрой. Перед ним лежали листы бумаги с напечатанным текстом, и он что-то правил. Во рту держал дымящуюся сигарету, рядом стояла пепельница, полностью забитая окурками.

– А, это ты. Привет свободным художникам! – просто и непринужденно обратился он ко мне. – Раздевайся, садись.

– Да не совсем свободный, – парировал я, смахивая снег с шапки. – Преподаю ещё. Вы тут давно?

– Да уже с недельку работаю. Съездил один раз в Успенское, но там в стылость нечего делать.

– Какие новости из зоны?

Скворцов внезапно посуровел.

– Ничего хорошего, – он выдержал паузу. – Убили ту женщину, с которой ты в прошлый раз разговаривал. Ещё месяц назад.

На мгновенье я потерял дар речи.

– Как убили? За что?

– Так, ни за что. Точнее, за деньги. Получила пенсию, ночью взломали дверь, ворвались в дом, убили и ограбили. Ударили по голове чем-то тяжелым, и всё. Милиция только через два дня явилась. Ничего до сих пор не нашли.

Я замолчал, не зная что говорить. В мыслях представил её, стоящую рядом со мной в тот октябрьский день. В ушах ясно звучал её голос: тот разговор я запомнил до мельчайших подробностей.

– Кстати, – добавил Скворцов, – звали её, хотя это тебе ни о чем не говорит, Дарья Усова.

– Кем она была? – спросил я чтобы продолжить разговор.

– Простая колхозница. До пенсии дояркой работала. – Скворцов достал ещё одну сигарету и предложил мне. Я отказался. В комнате висел такой дым, что забежавшая машинистка редакции сразу попросила проветрить помещение.

В лежащей на стульях рядом со мной раскрытой подшивке газет я увидел статью, посвященную Окуджаве, и которая, видимо, заинтересовала Скворцова. Заметив мой взгляд, он сказал.

– Давно знал Булата. Мы с ним вместе работали.

Я поднял глаза и вопросительно посмотрел.

– Да, я начинал как учитель, в Калужской области. Потом увлекся журналистикой, и вот, теперь дослужился.

– А Окуджава тоже учительствовал? – эта страница биографии известного барда была мне совсем незнакома.

– Да, он работал учителем в сельской школе. Тогда никто не мог предположить, что он достигнет такой известности, и совсем не в педагогике.

– Теперь он стал в некотором роде символом времени.

– Да, полноправный шестидесятник, я очень люблю его стихи и песни...

– Алексей Петрович, – обратился я к нему, вспомнив основную цель моего визита, – Вы обещали мне статью в каталог.

– Да, чуть не забыл, – он стал рыться в своих бумагах. – Вот, посмотри, если что, можешь отредактировать. Это моя старая публикация на эту тему, – он протянул мне два листа машинописного текста.

– Спасибо, что не забыли, – взял листки в руки и пробежал глазами. Они были с его пометками и исправлениями, но в целом всё хорошо читалось.

Перекинувшись еще парой фраз, не стал больше мешать ему работать, и после традиционных прощальных слов покинул редакционный кабинет, пожелав ему успехов на его поприще.

– Заглядывай, – обнадежил он меня. – Я сюда иногда заезжаю.

***

Выставку мне удалось представить не только к юбилею Чернобыльских событий. Прошла она и в областном центре, и в соседней Белоруссии. Скворцова в это время в городе не оказалось. Впрочем, вскоре он совсем перестал сюда наведываться. Встретились мы с ним и с селом Успенским гораздо позже, когда оно официально и уже окончательно исчезло из списков населенных пунктов области. Там ничего и никого не осталось: ушли последние жители, сгорела подожженная кем-то церковь, порушены были все дома. Растащили на кирпичи дом культуры и школу и совсем заросли лебедой и молодой березовой порослью бывшие подворья и улицы. Перевезли в райцентр памятник погибшим вместе с бюстом уже умершего к тому времени генерала Уланского.

Но не исчезло оно из памяти его бывших жителей. Два раза в год, на Радуницу да на престольный праздник бывшего храма, собираются они со всех краев, куда разбросала их судьба, к месту прежней и, как они сами об этом вспоминали, счастливой жизни. Встретился я там однажды и с бывшим журналистом Алексеем Скворцовым. Правда, люди его профессии бывшими не бывают. Он хотя и ушёл из своей московской редакции, по-прежнему писал и публиковался в других изданиях. Всё ходил задумчиво по исчезнувшим улицам, по пепелищу храма, побывал вместе со всеми на кладбище. Опять много курил и думал свою горькую думку. Как оказалось потом, это был последний его визит на родину. Через год помянули и его на очередной такой встрече.

И теперь, перелистывая каталог, как память о минувшем, неизменно перечитываю статью за его подписью, хотя знаю ее почти наизусть. В памяти всплывает всё, что было дорого ему, его односельчанам, да и мне тоже. И кто знает, не придется ли вновь собирать камни, так неразумно и поспешно разбросанные когда-то. Свято место ведь всегда таким и остается. Навечно.

2022 г.

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Константин Попов
В.Ф. Губарев: Остановленный на взлёте
К юбилейной дате со дня рождения
14.02.2024
Дядя Дима
Рассказ
23.01.2024
Видение
Памяти Евгения Потаповича Мосягина
21.09.2023
Все статьи Константин Попов
Последние комментарии
Об Иване Ильине sine ira et studio
Новый комментарий от Константин В.
28.04.2024 21:45
Слава великому воину Михаилу Дитерихсу!
Новый комментарий от Русский Сталинист
28.04.2024 18:04
Привет от Евгения Пригожина
Новый комментарий от Ленчик
28.04.2024 17:28
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Константин В.
28.04.2024 17:05