Дорога рабства и тропа свободы в дебрях глухомани

О новом сборнике мистического фэнтези «Что скрывает Глухомань?»

0
448
Время на чтение 5 минут

В октябре 2022 года опубликован сборник мистического фэнтези «Что скрывает Глухомань?». Эта книга – третья часть «Тайной история Тартарии» – литературного проекта российских и донбасских писателей-фантастов, пишущих о всевозможных границах и рубежах Русского мира. В предыдущих книгах проекта описана мистическая и магическая история западных и южных границ России. В них сказка соседствует с постмодернистской сатирой, а фэнтезийный приключенческий жанр сменяется детективным сюжетом. В проекте «Тайная история Тартарии» читатель едва успевает следить за сменой эпох и народов, времен и культур, идей и жанров. Несмотря на общий предмет и сохраняющуюся команду основных авторов, у каждой книги проекта есть своя специфика. Есть она и у третьей книги о Глухомани.

Замысел книги раскрывается в предисловии. Современные писатели решили обратить внимание на русскую глухомань и посмотреть, что же там происходит, понять, почему русская глубинка раз за разом и век за веком становится ареной и источником всемирных потрясений, а также находит способы в этих потрясениях выжить. Что далеко ходить, в текущем 2022 году всё самое важное и интересное происходит в Донбассе, в его городах, деревнях и поселках, которые до 2014 года были самой настоящей глухоманью, а оказались рубежом, фронтиром, боевым пограничьем, на котором разбивается чужая сила и совершается ежедневный подвиг. Это пример из реальной жизни, а фэнтезийные вариации дают авторы в своих произведениях. Посмотрим же, что скрывает Глухомань.

Третий том состоит из двенадцати произведений разного объема, от небольшого очерка до полноценной повести. Временные и культурные границы, выбранные авторами, также разнообразны.

Наталия Ипатова пишет мистический детектив «Сорни-Най» в стиле исследований о перевале Дятлова, только действие происходит на Урале в царствование Анны Иоанновны, и в борьбу с потусторонними силами вступает русская военная команда и вогульский охотник.

На Урале также разворачивается действие увлекательной повести Людмилы и Александра Белашей «Земные врата», где описывается действительно состоявшаяся в царствование Николая Павловича ревизия уральских заводов, оба участника которой стали министрами и до конца жизни интересовались археологией. Что они искали в земле и под землей – на этот вопрос и отвечает повесть.

Рассказ Михаила Афонина «Новая жизнь» – хорошая добротная научная фантастика о секретных исследованиях подземных пещер и о попытках советских и российских спецслужб открыть тайны вымершего северного народа. Научно-фантастическим является также рассказ Татьяны Андрущенко «Недостающий элемент», посвященный созданию клона человека международной командой исследователей в недалеком сай-фай будущем.

В повести Вука Задунайского «Чудовище с озера Бросно» реализован характерный для этого писателя подход – опираться на реальные исторические события и добавлять им магическое измерение. В этой повести автор пишет об истории водного бассейна, включающего озеро Бросно в Тверской области, сетью подземных рек связанное с Чудским озером, Западной Двиной и Балтийским морем. Наши современники, желающие провести отпуск в глухой деревне у озера, оказываются на границе не только земного и подводного мира, но и разных эпох русской истории.

Рассказ Натальи Резановой «Малый Китеж» описывает события наших дней в маленьком волжском городке, связывающие провинциальную жизнь русской глубинки как с языческой древностью, так и с российской современностью.

Жанр классического фэнтези представлен рассказом Ядвиги Врублевской «Песнь василиска», об охотнике за монстрами, решающем очередную загадку в польских лесах, а также рассказом Владислава Русанова «Черные косы, черные очи», где дается интерпретация украинской народной песни о Гале, которую казаки привязали к сосне косами, как архаичного обряда борьбы с нечистью.

Рассказ Михаила Афонина «Сестра и два брата» начинается с бытовых зарисовок полицейской службы в глухой деревне, а заканчивается возрождением тайного мистического союза, хранящего людей с помощью магии. В рассказе Елены Адинцовой и Виктории Семибратской «Я есть» разрабатывается тема нескольких сознаний в едином теле, решаемая в магическом ключе.

Один рождественский вечер описан в новелле Инны Девятьяровой «Накануне Рождества», где выпечка хлеба в деревенской хате оказывается древним обрядом, соединяющим дом, лес и реку, мир людей и мир демонов.

Рассказ Гексия Деева «Шестеро убийц» – единственный в книге, действие которого происходит в столице империи Санкт-Петербурге. Однако главный герой, который живым так и не появляется в тексте, это сибирский крестьянин, принесший глухомань в столицу и влиявший на судьбы мира.

Спецификой третьей книги «Что скрывает Глухомань?», ее основной идеей является концепция жертвоприношения. Договор с потусторонними силами и человеческая жертва во исполнение этого договора присутствует почти в каждом произведении сборника. Жертва может быть и бескровной, как в «Чудовище с озера Бросно» и «Земных вратах», и полноценной кровавой расправой, как в «Малом Китеже», «Песне василиска», рассказе «Черные косы, черные брови», и даже массовым убийством, как в «Сорни-Най». Рассказ «Шестеро убийц» прямо посвящен своеобразному жертвоприношению. В научно-фантастическом рассказе «Недостающий элемент» отсутствует мистика, однако решение научной проблемы, найденное героями, представляет собой самоубийство, и только волей автора, построившего мир, где такой странный метод работает, история заканчивается благополучно.

Таким образом, на вопрос, что скрывает Глухомань, авторы книги отвечают однозначно и довольно мрачно – глухомань скрывает языческую старину, оживляет время, когда люди были в рабстве у демонов и покупали необходимое им единственно ценной монетой – человеческой жизнью. Жертвы приносят жрецы или сами просящие, но ситуация от этого не меняется: языческий мир – это мир магии и рабства человека у потусторонних существ, постоянно требующих крови.

Такая Глухомань не позволит найти решение проблем и выйти из антропологического кризиса расчеловечивания человека, ведь этот кризис сам порожден отказом от христианских идей в постхристианском мире и возрождением языческого почитания силы и кровавой жертвы. Неслучайно захваченные весной 2022 года на Азовстали украинские боевики, которых признал своим символом современный западным мир, украсили свои тела татуировками языческих божеств и даже Бафомета, потому что естественная для язычества модель взаимоотношений – рабство за блага и человеческая жертва как выкуп – является нормальной в постхристианском мире.

Завершает книгу стихотворение луганской поэтессы Елены Заславской «Маргиналии Дикого поля», представляющее степное пограничье рубежом третьего Рима. Это единственное в сборнике произведение, явно выражающее христианское мировоззрение. Человек полагается на Бога, и ему ничего не нужно, кроме дороги и песни, пути и творчества. Здесь нет древних сил, договоров с нечистой силой и архаичных ритуалов. Финальная точка книги – выход в донбасскую степь, на территорию свободы.

Таким образом, идейное содержание всей книги меняет знак, переворачивается и превращается в свою противоположность. Языческий мир Глухомани – это не желанный источник здоровой силы мира, а предупреждение о том, чего не должно быть, о ложной тропе, по которой не нужно идти. Человек рожден свободным, его рабство у монстров недопустимо. Первый шаг к освобождению человек делает сам, когда понимает, что в мире нужно полагаться на Бога, не требующего кровавых жертв, а единственно достойный путь – это путь Христа, возможность положить душу свою за других. Этот путь доступен каждому в любой глуши, и на эту дорогу через дебри глухомани выходит читатель, прочитавший книгу.

Нина Ищенко, литературный критик, философ, культуролог, член СП ЛНР

 

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Нина Сергеевна Ищенко
Кого убивает Пушкин в романе Павича?
О романе М.Павича «Пейзаж, нарисованный чаем»
20.10.2024
Тревожная пастораль Донбасса
В книге Александра Сигиды
08.09.2024
Превращение читателя в автора
По фильму Марка Захарова «Дом, который построил Свифт» (1982)
11.06.2024
Все статьи Нина Сергеевна Ищенко
Последние комментарии
Похоже, русские патриоты заскучали без гражданской войны
Новый комментарий от Закатов
04.02.2025 06:15
Уход Державной
Новый комментарий от Vladislav
04.02.2025 00:08
Война «красных» и «белых» как антироссийский пиар-проект
Новый комментарий от Владимир С.М.
03.02.2025 21:02
США списывают Зеленского в утиль?
Новый комментарий от Рабочий
03.02.2025 20:08
Николай Васильевич Гоголь – патриот Российской Империи
Новый комментарий от Рабочий
03.02.2025 18:26
Почему русские не рожают?
Новый комментарий от Денис Никонов
03.02.2025 18:24