Смотрю сериал «Преступление и наказание». Первая серия очень хороша. Получилось не хуже, чем «Мастер и Маргарита». Я очень люблю Достоевского, основные его романы перечитываю регулярно, и всегда нахожусь в суперпозиции двух состояний: «читаю Достоевского» и «недавно читала Достоевского». Два года назад, зимой, перечитывала «Преступление и наказание», летом, во время отпуска в Крыму – «Братьев Карамазовых». Я очень рада, что появился фильм, передающий основные идеи автора с использованием современных художественных средств, а это именно такой фильм.
Действие происходит в наши дни. В сериале соединены идеи, сюжеты и образы разных романов Достоевского. Черт, преследующий Раскольникова, пришел из «Братьев Карамазовых», но и в романе «Преступление и наказание» Раскольников говорит, что старуху черт убил, то есть эта идея присутствует. Услышанный на улице разговор, болезненное состояние Родиона – это есть в романе. История с булкой и собакой – это история Красоткина и Ильюши из «Братьев Карамазовых», но все, кто читал роман, помнят, что она закончилась не так, как рассказывает Родион, и дрессировка собаки в конце серии показывает, как будет развиваться эта линия (надеюсь).
Единственный минус – это Дуня, обнимающаяся со Свидригайловым, когда он говорит о ее целомудрии и стремлении к святости. В романе Дуня встречалась со Свидригайловым, чтобы убедить его, как хорошо быть верным жене, и это показывает ее характер, не такой, как в сериале. Но еще увидим.
***
Посмотрела еще пару серий. Впечатление не изменилось, мне всё нравится. Всё отлично – по-прежнему кроме Дуни.
Характер Дуни заметно изменили – не видно целомудрия и святости, о которых постоянно говорят разные персонажи, причем словами автора. Поэтому Дуня сильно деформирует сюжет, в частности, Лужина. Лужин оказывается не холодным расчетливым негодяем, главным злодеем истории, а робким нерешительным человеком, который сам не знает чего хочет. Дуня выходит за него не ради жертвы, которой ищет в оригинале, а из-за своих непростых отношений со Свидригайловым. В романе они тоже непростые, но не так всё заострено и проговорено до конца.
Противостояние Раскольникова и Лужина на поминках Мармеладова – это столкновение сильных характеров и равных противников. Похоже, здесь этого не будет. Посмотрим, какой вариант реализуется.
***
Сериал досмотрела. Сериал хороший. Создатели использовали многие произведения Достоевского. Даже второстепенные персонажи говорят словами Достоевского, особенно много отдано, как ни удивительно, Марфе Петровне. Лебядкинская песня про таракана в устах Катерины Ивановны – это находка.
Многие сюжетные линии и образы собраны из разных книг автора, и это правильно. Свои идеи Достоевский обдумывал постоянно и одни и те же образы использовал в разных книгах. Самые заметные примеры:
слабоумная Лизавета, поминутно беременная (ПиН) / Лизавета Смердящая (БК); брак выдающегося парня с больной, убогой, неадекватной женщиной (Раскольников и Аграфенушка / Ставрогин и Марья Тимофеевна).
Герой-богоборец – вообще сквозной персонаж, его идеи одинаковы во всех романах. Это и Раскольников, и Ставрогин, и Кириллов, и Иван Карамазов. Неудивительно, что Раскольников говорит словами их всех. Параллели с Кирилловым тут особенно заметны, от Ивана Карамазова пришел черт, так что финал некоторым образом закономерен.
Меня как-то спрашивали, как можно для удовольствия перечитывать такое мрачное произведение как «Преступление и наказание». Посмотрев сериал и особенно его финал, я еще раз утвердилась в мысли, что это самый жизнеутверждающий роман автора: главный герой не сошел с ума, не повесился, не застрелился. Автор его любит и оставил жить.
Если бы у создателей сериала хватило смелости довести сюжет до нравственного перерождения Раскольникова, это было бы замечательно. Но не все вещи, наверно, можно показать. И того, что получилось, достаточно.
Очень хорош оказался Свидригайлов, канонный. Лужин сильно изменился: здесь это типичный маленький человек русской литературы, с детства унижаемый, не имеющий никакого капитала, кроме собственного терпения и угодливости, такой Молчалин, добивающийся всего любыми средствами. Это тоже лицо известное вплоть до Новосельцева Анатолия Ефремыча, но это не Лужин. Лужин в романе более уверен в себе и ему отводится роль главного антагониста, а не Свидригайлову. В сериале его попытка опорочить Соню вообще не мотивируется никак, думай что хочешь, а в романе это дьявольский расчет, который мог бы решить все его проблемы.
Соня более спокойная и просветленная, чем в романе. У Достоевского она на грани сумасшествия, думает о самоубийстве, и только мысль о детях ее останавливает. Раскольников вытащил ее из пропасти, появившись в ее жизни. По отдельности они оба почти неадекватны, вместе смогли спастись. Справедливо замечание Ницше: «Евангелия приводят нам точь-в-точь те самые физиологические типы, которые изображены в романах Достоевского».
Я рада, что у нас есть этот сериал. Искренне рекомендую.