О книге Льва Анисова «Царю Небесному верный»

Обратите внимание

0
4207
Время на чтение 11 минут

В «интерьере» русской истории

Сквозной линией предлагаемой вниманию читателя книги, является изложение основных вех биографии «апостола Алтая» митрополита Московского и Коломенского Макария (Невского) в «интерьере» истории последних предреволюционных десятилетий Российской Империи в ее православном осмыслении.

Сама история крестьянского мальчика из беднейшей семьи, сумевшего без всяких связей и знакомств подняться на высшие ступени Табели о рангах Российской Империи служит наглядным опровержением народническо-либерально-большевицких мифов о непроходимых социальных барьерах Великой православной державы.

По сравнению с нынешним положением вещей, когда «большие деньги», известным образом добытые «из ничего», сосредоточили в себе «большую власть», к которой близко никого не собираются подпускать, можно считать, что в Царской России этих барьеров и вовсе не было. Во всяком случае в последние предреволюционные десятилетия. Иной раз кажется, что будь эти барьеры тогда покрепче, «то может еще все бы и обошлось».

Главные причины русских бед где искать?

Одним из очевидных достоинств книги Льва Анисова является прямо высказанный и иллюстрируемый всем ее содержанием вывод, что «главные причины всех русских бед нам надобно искать все же в самих себе. Никакие злоумышленники не смогли бы раскачать Российскую Империю, если бы русские сами не ослабили ее, помрачив русское национальное самосознание и подточив духовные основы державной мощи России».

Основой же этой мощи было Православие, хранимое Самодержавием.

В книге приведено много живых, и, что важно, не слишком известных свидетельств, о том, как высшие слои Империи своими руками завязывали петлю на ее шее. И как следствие – на шеях уже своих собственных.

Ну, и понятно, что, начиная с головы, стало гнить в России и все остальное, включая верхушку церковного синодального руководства, в котором только такие «монстры православия», как главный герой книги митрополит Макарий, да петербургский митрополит Питирим оставались «охранителями» и «удерживателями».

Остальные в массе своей просто стремились в «новомученики» от власти, приходу которой сами способствовали едва ли не больше всех остальных сил, включая революционные. Хотя те, естественно, тоже старались, тем паче деньги от «всемирного кошелька» поступали в количестве достаточном.

Народное сознание, если вообще можно говорить о таковом, скорее уж о «коллективном безсознательном», благодаря «флюидам», исходящим от «образованных верхов», страдало тяжелой формой шизофрении, от которой не излечилось доныне. И поэтому и было [и есть] столь легко управляемо «кем надо».

О. Иоанн Восторгов о «тысячном ура крыс и сусликов, грядущих стихийно»

«Управляемость» эта отчетливо отображена в дневниковых записях в записках о. Иоанна Восторгова о начале февра-мартовской революции 1917 года в Москве, отрывок из которых приведен в книге на страницах 356-357. Отрывок не длинен, и увы, малоизвестен, потому позволю уже здесь воспроизвести его, дополнив в квадратных скобках опущенными в книжной цитате строками:

«По Пятницкой к Кремлю почти сплошно движется по тротуару толпа фабричных рабочих, беженцев, беженок и множество откуда-то появившихся жидов и жидовок.

Толпа сосредоточенно молчит, идет себе и идет… Ни шутки, не возгласа, ни мальчишек…

Так, я видел в детстве, шли стихийно на сотни десятин и верст переселяющиеся зайцы, в другой раз суслики, в третий раз мыши и, наконец, в четвертый раз в Киеве перед наводнением от ливня шли в чердаки крысы.

Безмолвно, словно очарованныеЧем?

Грядущим бедствием – ответ подсказала мне память, воспоминание о массовом стихийном, вне воли проявляющимся следствиям безсознательных велений мировой необходимости.

[Зрелище неоцененное для наблюдателя, изучающего биологические проявления мировой жизни...

И подумал я: как плоска, бедна количественно и, главное, качественно современная наука, неспособная не только прочесть, но и заметить, как ясно сказывается уже готовое будущее на этих якобы сознательных людях, и животных, несущихся по течению какого-то не то вихря, не то потока будущих событий...

Безспорно, эти люди шли, думая, что идут по воле...

А со стороны видно было, что-воли-то нет у них... Что есть высший приказ.

И что остановить камень не в их власти. Они проделают все, что надо, и сами никогда, в большинстве, не дадут себе отчета, что они сделали и делали.

Большинство шло, как мне казалось, как в неполном гипнозе, иные будто уверяя себя, что они ясны и трезвы, иные конфузливо ‒ как-бы смутно задавая себе вопрос ‒чего я иду? ‒ а некоторые как щепка по вешней воде...

Но все необычайно серьезно, как серьезные исполнители серьезной, роковой игры...

Жутко было наблюдать эти первые ряды исполнителей "толпы", "народа" "et les autres"[1]...]

Толпа, повторяю, истово шла… серьезно, священнодействуя шла… Это был не ход вроде церковного, а скорее облеченных во плоть привидений

Да это, вероятно, и глубоко верное сравнение. «Рок влек»…

[Одни только жиды пробовали затевать разговоры с толпой проходящих привидений, но ответов почти не было.

Кто-кто, а жиды были вне "одержания"... Эти шли как зрячие среди слепцов.

Очевидно, они знали и наперед учли, и разочли и свою роль, и события...] …

[… артиллерия едет по Тверской и Воскресенской площади. На пушках красные флаги.

У казаков пики вниз и... красные флаги.

Кто и когда успел их наделать? Приготовили что ли?

Значит, господа офицеры и военные перевелись в кадеты или они и были раньше в кадетском заговоре? Офицеры едут в автомобилях, на автомобилях красные флаги.

Офицер, стоя на автомобиле, гордо держит красный флаг, офицер из не воюющих, не воевавших, спрятавшийся в тыловых организациях купно с жидами, фармацевтами, фельдшерами, со всей сволочью из интеллигенции, со всеми сынами и племянниками тыловых мародеров, с жидами, надевшими изобретенную тыловую (с орудиями) форму].

Появление военных с красными тряпками сказало нужное толпе слово: оно разъяснило толпе, чего требует данная минута. Каков “лозунг” передовой интеллигенции, дающий моду, определяющий мотив передовой песни…

Гучковы, Милюковы¸ Сытины и Рябушинские дали камертон. Толпа подхватила тон, и… тысячное ура крыс и сусликов, грядущих стихийно, положило начало Великой русской революции в Москве».

В принципе, у о. Иоанна Восторгова одно из наиболее тонких и проницательных наблюдений о «психической природе» революций, и тех, кто находится вне «одержания». Недаром его так быстро убрали большевики, ‒ учуяли врага понимающего.

Любопытно, что до записи в дневнике прот. Восторгова я считал автором термина «одержание» братьев Стругацких в их «Улитке на склоне», где «одержание» означает поглощение неким Лесом последних оставшихся в нем людских деревень.

Что-то очень близкое по смыслу, необычайно актуальное именно сегодня. Но это так, в скобках.

Так же изумительно верно наблюдение «как плоска, бедна количественно и, главное, качественно современная наука, неспособная не только прочесть, но и заметить, как ясно сказывается уже готовое будущее на этих якобы сознательных людях, и животных, несущихся по течению какого-то не то вихря, не то потока будущих событий...».

Здесь явно понимание того, что именно будущее влияет на настоящее и прошлое.

Ну, и конечно, просто математически точно звучат слова Восторгова, что начало революции в Москве, да и во всей России, положило «тысячное ура крыс и сусликов, грядущих стихийно».

Одна эта фраза стоит половины томов о «Февральской революции». Из-за нее одной уже стоит прочесть «Царю Небесному верный».

А таких материалов в книге много. Записки же Восторгова я выделил потому, что сам посвятил немало сил и времени «Фантому Февраля», но мнение о. Иоанна оставалось вне поля зрения, и я весьма благодарен автору «Царю Небесному верный» за знакомство с ним.

У Господа случайностей не бывает

Очень интересна и собственно биографии митрополита Макария, одного из выдающихся сынов земли Русской, как и большинство из таких, не дооцененного ни современниками, ни потомством.

Благодарен автору за дорогие русскому сердцу слова Макария: «Кто не молится о Царе Русском, православном, тот не русский, не православный человек, тот не слуга верноподданный, не сын Отечества. Он, как пришелец, только живет на русской земле, но в действительности не имеет нравственного права именоваться русским». Может за грехи прародителей и нас грешных и сократилась под «пришельцами» как шагреневая кожа территория бывшей Империи – Единой и Неделимой?

С большим также удовольствием, надеюсь, ознакомится читатель с мнением преосвященного Феодора (Поздеевского) о духовном состоянии в 1912 году Духовной Академии, где единственным верующим оказался о. Павел Флоренский. О чем архиеп. Феодор не без элемента черного юмора рассказал соседу по нарам в Лефортовской, кажется, тюрьме, Алексею Федоровичу Лосеву.

Также малоизвестны и весьма информативны приведенные в книге отрывки из записок полковника 2-го Стрелкового лейб-гвардии полка Николая Александровича Артабалевского о последних днях Царской Семьи в Царском Селе и о проводах Императора на станции «Александровская»[2]. В книге воспроизведена фраза полковника Артабалевского:

«И как странно ‒ в эти минуты никто из служителей Церкви не пришел благословить Крестом Того, Кто был ее Миропомазанным Главою.

И никто из них не пошел разделить тяжелые последние дни земной жизни Царя и Его Семьи, так глубоко и полно хранившими в Своих душах нашу Православную Веру».

Ведь у Господа случайностей не бывает, и то, что довелось испытать после октября 1917 года священнослужителям во многом является следствием их поведения в те февральско-мартовские дни. Но, повторю, в целом очень сложная тема Падения Старой России в книге Льва Анисова отражена достаточно адекватно, что выгодно отличает ее от большинства как «анти-царистских», так и «благонамеренно-монархистских» сочинений на эту больную до сих пор тему.

Книга при своем не слишком большом объеме сообщает непредвзятому читателю много интересного и с любовью подобранного материала.

Личная «деталь»

Не могу удержаться и не привести одну совсем мелкую деталь. В своем рассказе о пребывании Григория Ефимовича Распутина в Москве автор упоминает, что владыка Макарий мог встречаться со своим знакомцем еще по алтайскому служению «в старом купеческом доме на Царицынской улице, в котором останавливался Григорий Ефимович, и где, по словам московских старожилов (в частности, второй жены писателя М.А. Булгакова ‒ Л.А. Белозерской), у того была молельня».

Оказывается, в этом самом доме жил в 1930-е годы Булгаков с Белозерской и именно там состоялся его знаменитый телефонный разговор со Сталиным. Сама Любовь Евгеньевна жила в этом доме и в 1970-е годы, и мне довелось бывать у нее в гостях.

Но вот то, что на втором этаже была молельня Распутина – узнал только из «Царю Небесному верный». Так что еще раз скажу, книга заслуживает прочтения, и не равнодушный к родной истории читатель узнает из нее много интересного.


[1] И прочих (фр.).

[2] Артабалевский Н.А. Тернистый путь. Царскосельская быль 1917 г. //Памятные дни: из воспоминаний гвардейских стрелков. Кн.2. /под ред. Верцинский Э.А. – Таллин, 1937. С. 82-103.

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Борис Галенин
Все статьи Борис Галенин
Последние комментарии