Воспитать человека, чтобы он был счастлив…
Вероятно, такая задача стояла перед А. Макаренко: создателем уникальной коммуны и уникальной поэмы, живописавшей оную.
…переделывать людей – с уже искривлёнными, искажёнными судьбами: выпрямлять их, готовя к социализации: и достойной! что может быть замечательнее, ярче, человечнее…
Слог Макаренко деловит, не лишён изящества, поэтичен.
…первое пятнадцатилетие постреволюционных лет – слабое снабжение школ, и зыбкость метафизической почвы нового мира; практическая неработоспособность рабочих педагогических методов того времени: в чём убедился Макаренко, заведуя колонией для малолетних правонарушителей под Полтавой; вектор поиска верных решений: дерзновенный вектор…
Народное общее дело: включающее в себя вовлечение в труд, своеобразные ритмы философии Горького, демократические основы системы, созданной Макаренко: таковы составные элементы успеха его педагогической практики.
…с детства болезненный, он в жизнь врывался… как закрученный онтологический ветер; и книги, которые покупал, отказывая в другом, были для него важнее семьи.
…возможно, предчувствовал, какую большую семью ему предстоит создать.
После четырёхклассного училища и одногодичных педагогических курсов начинает работать учителем, чувствуя родную среду…
Колония имени Горького просуществовала недолго; а коммуна имени Ф. Дзержинского воссияла – пиком педагогических идей Макаренко, воплощённых на практике.
Он писал и художественные произведения: хотя после первого рассказа, признанного Горьким слабым, тридцать лет не возвращался к сему занятию; но высшим пиком его литературных возможностей становится поэма: сквозь образный строй показывающая метод педагогики, рассчитанный на раскрытие человека в человеке: на пределе возможностей, и вместе – вполне счастливо.
Его воспитанники были счастливы в коммуне…
За пределами?
Кто знает – судьбы складывались очень по-разному, но то, что Макаренко был признан одним из немногих среди лучших педагогических умов – очевидно.