Об отце

К 80-летию прорыва блокады Ленинграда

Великая Отечественная война (1941-1945) 
0
888
Время на чтение 7 минут

 

Оборона Ленинграда навсегда вписана в историю России как невероятно трагическое и одновременно героическое событие. Осада города продолжалась с 8 сентября 1941 года и длилась 872 дня.

18 января мы отмечаем одну из самых значимых дат нашей истории – 80-ю годовщину прорыва блокады Ленинграда.

Мой отец - ТКАЧЕНКО Иван Ефимович (1921- 2002 гг.) – наводчик пушки ЗИС-3, красноармеец 220 Артполка (командир - майор П. Долгачев), 201 стрелковой Гатчинской дивизии, участник оборонительных сражений за ЛЕНИНГРАД. Немецким снарядом ему в бою оторвало под Ленинградом левую руку. Награждён медалями: «За оборону Ленинграда» № 38935 – 22 декабря 1942 года, «За боевые заслуги» № 72349 – 6 марта 1944 года. Ветеран и инвалид Великой Отечественной войны.

***

…Давно мне мечталось разузнать историю своего рода, вычертить родословное древо. По наивности думалось, что это обязательно прибавит мне если не сил, то уверенности что ли, устойчивости в этой такой непостоянной и изменчивой жизни. Я и не подозревал, чем это может для меня обернуться.

И вот наконец по архивным материалам и рассказам отца я проследил, насколько это было возможно, историю рода по отцовской линии. Как и положено многим древним родам, начинался он с Якова, выразителя традиционной, ветхозаветной справедливости. Начинался род на Кубани с казака запорожского Староджерелиевского куреня Якова Ткаченко, тридцатилетним, со всеми черноморцами переселившегося на обетованную кубанскую землю, прародину казачества.

Как сладко и тревожно было мне печалиться над таинственными, незнакомыми именами своих дедов, пока выискивал их по старинным станичным спискам, пока не вычертил свое родовое древо. И только тогда вдруг увидел, заметил, что столь разветвленное, невероятно расширенное в самом начале миновавшего немилосердного века, в канун революционной смуты, когда у деда моего было четырнадцать детей, оно заканчивается, пресекается мною...

Это неожиданное открытие поразило и обескуражило меня. И я не знаю, что теперь делать, когда в растерянности и беспомощности вижу, как на моих глазах медленно падает могучее, шелестящее листьями судеб моих многочисленных предков родовое древо...

Эту ли истину я искал и зачем она мне теперь? Зачем я узнал об этом? Не лучше ли было жить, не ведая о том, что тобою заканчивается то, чем жили пять кубанских казачьих колен. Но не может же быть так, что всё, чем они жили, не имело никакого смысла и значения и теперь обречено на бесследное исчезновение… Как с этой истиной теперь жить мне?..

Может быть, эта вдруг открывшаяся невесёлая истина уже сама собою что-то подскажет, как-то повернёт мою жизнь, сделает её менее, уязвимой. Но теперь, глядя на то, как рушится, как истаивает, прекращается вековечная жизнь, я действительно не знаю, что делать, как устоять пред этой, кажется, уже неминучей участью. Что есть у меня ещё, кроме этой невыносимой тоски и печали, кроме душевной боли, кроме ясного осознания непоправимости всего свершённого, чтобы противостоять слепой немилосердной силе? Ничего иного у меня нет... Но разве этого мало, разве недостаточно этого... Это ведь, пожалуй, единственное и самое надёжное, что ещё связывает нас с таким прекрасным и вместе с тем таким неустроенным и неласковым миром...

 

Отец мой, Иван Ефимович Ткаченко (1921-2002), несмотря на все испытания, которые ему довелось перенести с детства, жестокую войну – около четырёх лет на передовой, – уцелевший на ней, можно сказать, чудом или провидением, остался человеком спокойным, покладистым и рассудительным, умевшим ладить с самыми разными людьми, за что его уважали.

Но была в его жизни одна особенность, которая угадывалась мной с детства смутно, но со временем уяснилась довольно определённо. Ведь он, высланный с Кубани на Урал в девятилетнем возрасте, воспитанный в детском доме, и после войны, ранения и излечения вернувшийся на родину, уже не был человеком сельским. И ему пришлось постигать станичную жизнь заново, постепенно врастая в неё. Родная стихия кубанской жизни оказалась для него абсолютно незнаемой. Да и что он мог помнить из детства, если в сохранившемся его свидетельстве о рождении, выданном в 1939 году, к совершеннолетию, указано, что отчества матери он не знает. Подумать ведь только, – к восемнадцати годам он не знал полного имени своей матери. До такой степени оказались разорванными нити человеческого родства и духовной преемственности…

Почему свидетельство о рождении выдавалось столь поздно? Надо полагать, что детям спецпереселенцев, в детских домах свидетельств о рождении не полагалось, и они оставались до совершеннолетия как бы не вполне законными…

Итак, отцу пришлось заново врастать в станичную, сельскую жизнь. Это проявлялось в некоторых деталях, смысл которых мне открылся только потом. Мама иногда попрекала его за то, что он делает что-то не так, «как надо», «як нада». Хотя это могло происходить и не от незнания, а потому, что ему непросто было управляться с сельскими заботами одной рукой… Он окончил курсы зоотехников и проработал всю жизнь зоотехником, хотя, вернувшись в станицу и не зная, где приклонить голову, начинал простым пастухом. Со временем он действительно стал сельским жителем, устойчивым против всякого волюнтаризма. Во всяком случае, когда началась хрущёвская кампания отбирания скота из подсобных хозяйств, он корову так и не сдал, хотя это стоило немалых трудностей. И держал её в хозяйстве до своих последних дней… А потом не мог поверить в то, что такими трудами и муками стяжаемые колхозные хозяйства, наконец-то наладившиеся, могут быть так легко и просто разрушенными. Это стало для него поистине потрясением...

Несмотря на трудную, исковерканную репрессиями судьбу, отец сохранил доброту. Обладал непосредственным восприятием всего сущего. И, видимо, с детства был наделён образным мышлением. Удержался в памяти и дошёл до меня такой забавный эпизод из его детства. Он, ещё совсем маленький, выйдя на хозяйственный двор и увидев стаю воробьёв, взвившихся в небо, побежал к отцу-матери с криком: «Тату, мамо, наши курчата улэтилы…».

В память об отце, точнее – в том числе и об отце, мне удалось в своё время установить памятник в станице. Причём, никакой преднамеренности у меня не было. Всё сложилось как бы само собой.

Когда в 1973-74 годах в журнале «Октябрь» были опубликованы воспоминания выдающегося конструктора артиллерийских систем периода Великой Отечественной войны Василия Гавриловича Грабина (1900-1980) из них я с удивлением узнал, что он в юности жил в моей родной станице Старонижестеблиевской, работал помощником у своего отца на нашей станичной мельнице. Но ещё более меня удивило то, что о выдающемся конструкторе, в том числе знаменитых пушек ЗИС-2, ЗИС-3, пушек для танков КВ и Т-34, Герое Социалистического Труда, генерал-полковнике технических войск, четырежды лауреате Государственной премии, никто не знал ни в станице, ни на Кубани. Никакие краеведы о нём не ведали. В 1975 году я встретился с Василием Гавриловичем в подмосковном Калининграде (ныне – Королёве), где он жил, и был поражён цельностью, широтой и масштабностью его личности. Тогда же познакомил Василия Гавриловича с отцом. Было трогательно наблюдать за перепиской ветеранов – генерал-полковника, создателя пушки ЗИС-3 и сержанта, наводчика этого орудия. Потом письма и открытки Василия Гавриловича к отцу я передал в станичный музей Боевой славы, где его «хранитель» А.К. Троян пустил их по халатности на прокорм мышам…

Пушка ЗИС-3, установленная в парке в честь знаменитого станичника конструктора В.Г. Грабина

В память о конструкторе мне хотелось установить в станице его знаменитую пушку ЗИС-3. И тогда я, в то время сотрудник журнала «Пограничник», майор обратился к первому секретарю Краснодарского крайкома партии Георгию Петровичу Разумовскому, который и распорядился доставить пушку в станицу. Да, были такие «тоталитарные» времена, когда молодой журналист не только мог запросто встретиться с главою края, но и положительно разрешить поднимаемую им проблему…

Вот уже сорок лет пушка ЗИС-3 красуется в парке, у музея Боевой славы. Она явилась памятником и выдающемуся конструктору, и моему отцу, и всем станичникам – участникам Великой Отечественной войны.

***

Отрывок из рассказа «Славны были наши деды» об отце в книге Петра Ткаченко "Где спит казацкая слава". Станичные рассказы. По страницам кубанской культуры. Как возрождается казачество. М., «Пресс-Соло», 1995 г. Стр. 4 – 28.

Краевое краснодарское радио. Сентябрь 1995 года. Рассказ «Славны были наши деды» читал народный артист РСФСР А.С. ГОРГУЛЬ.

 

Петр Ткаченко "Оружие Победы конструктора Грабина". Авторский литературно-публицистический альманах "Солёная Подкова", выпуск четвёртый, М., издательство "ООСТ", 2007 г., (с.328-331). Об истории появления памятника пушке ЗИС-3 в парке станицы Старонижестеблиевской.

 

Пётр Ткаченко. «Встретимся на том свете или Возвращение Рябоконя» Ненаписанная повесть. Запоздалые и современные рассказы. М.: ИПО «У Никитских ворот», 2018 г. «Славны были наши деды». Стр. 324 – 326

 

Катерина Беда. К 100-летию И.Е. Ткаченко. Гатчинская правда. 30 мая 2021 г. https://vk.com/wall304160767_12315.

 

Материал к публикации подготовила Катерина БЕДА

 

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Пётр Иванович Ткаченко
Оружие победы конструктора Грабина
Рассказ из новой книги «Прекрасная Елена из Дербентской»
12.05.2024
«Встань за веру, Русская земля!..»
Театру песни «ЯР» исполняется пять лет
02.02.2024
В поисках подковы
Об одном образе Осипа Мандельштама
18.10.2023
Балакачка золотая…
К выходу 5-го издания словаря кубанского диалекта
31.07.2023
Все статьи Пётр Иванович Ткаченко
Великая Отечественная война (1941-1945)
Памяти героя!
В обновлённом зале спортивной борьбы Калязина прошёл турнир памяти лётчика Сергея Пичугина
12.11.2024
Звёздный час его жизни – Эстергомский десант
4 года с нами нет героя Советского Союза Михаила Владимировича Ашика
09.11.2024
Сколько украинцев было героями Советского Союза?
Почему многих записали в украинцы объяснил президент России Владимир Путин
08.11.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
Царь Иоанн Грозный не виновен в смерти святителя Филиппа
Новый комментарий от Александр Васькин, русский священник, офицер Советской Армии
13.11.2024 13:57
Русскому человеку нужно одуматься и покаяться
Новый комментарий от Русский танкист
13.11.2024 13:54
Два полюса украинского Православия
Новый комментарий от Сергей из НН
13.11.2024 13:31
Религиозная амбивалентность?
Новый комментарий от иерей Илья Мотыка
13.11.2024 13:24
Церковные дела в Германии
Новый комментарий от иерей Илья Мотыка
13.11.2024 12:02
«Общий тренд есть общий тренд»
Новый комментарий от Ленчик
13.11.2024 11:53
Главное – «народный порыв» к появлению монумента вождю?
Новый комментарий от Владимир Николаев
13.11.2024 10:57