15-17 ноября на Сахалине проходил форум «Русско-японская война. Историческая память». Организаторами мероприятия выступили Сахалинское отделение Императорского Православного Палестинского Общества при поддержке Правительства Сахалинской области, а также Южно-Сахалинской и Курильской епархии. Одним из главных спикеров форума стал московский гость Константин Александрович Залесский, историк, журналист, публицист, автора целого ряда работ по военной истории России. Своими впечатлениями он поделился с читателями.
***
Константин Александрович, Вы впервые приехали на Сахалин. Каким Вам запомнился самый восточный регион России?
Я нахожусь под большим впечатлением от этой поездки. Никогда ничего подобного раньше не видел, хотя довольно много где бывал. Природа – потрясающая, солнце стоит непривычно высоко. Конечно, восьмичасовая разница во времени между Южно-Сахалинском и Москвой тоже оставляет сильное впечатление. Помимо Южно-Сахалинска довелось побывать еще в Холмске и в Невельске. К сожалению, на север острова из-за нехватки времени попасть не удалось.
Расскажите, пожалуйста, о своем участии в форуме.
Мое выступление на форуме, также, как и состоявшаяся в рамках поездки на Сахалин лекция для студентов СахГУ, было посвящено новым подходам к изучению этой периода отечественной истории. Дело в том, что значительную часть участников форума составляли школьные учителя истории и сотрудники учреждений культуры - музейные работники. У большинства из них сформирован подход к русско-японской войне, характерный для школьных учебников и рожденный еще советской историографией. Выступая перед сахалинцами, я как раз говорил о том, что эта война окружена большим количеством мифов. О ней сложилось устойчивое впечатление, как об авантюре, которая была затеяна царским правительством, бездарные генералы и адмиралы проигрывали сражение за сражением и, в результате, – катастрофическое позорное поражение, которое показало насколько прогнил царский режим.
По всем этим пунктам я и прошелся, настолько подробно, насколько позволял регламент выступлений, а он составлял час-полтора. Никого не агитируя за свою точку зрения, отличную от упомянутой, я приводил фактический материал, который должен был заставить слушателей задуматься, критически оценивать то, как у нас традиционно трактуется русско-японская война и ее итоги. Если мы будем рассматривать этот вопрос с точки зрения фактов, а не политических концепций, возникает очень много интересных трактовок, которые отнюдь не связаны с позором для России. Наоборот, получается, что, во-первых, Российская империя не проводила авантюристическую политику, а во-вторых, хоть война и не завершилась победой, но это не была катастрофа.
Насколько явственен был интерес к этой теме у островной аудитории?
Интерес был явный, слушали достаточно внимательно, а один из выступающих на форуме приводил факты массовых казней японскими военными русских пленных на Сахалине. Чувствовалась вовлеченность людей, которые, возможно, раньше не задумывались над такими вопросами. В ходе обсуждений мы сошлись на том, что лучшей характеристикой этой войны является та, которую высказал историк академик Александр Николаевич Сахаров: «в этой войне была невыигравшая Япония и не проигравшая Россия».
После моей лекции выступили несколько человек, в том числе с критическими замечаниями. Когда я общался со студентами еще одного местного ВУЗа, то один из них высказал точку зрения совершенно противоположную моей. Правда потом оказалось, что он основательно прочитал одну книжку, по которой делал студенческий доклад и свято в нее поверил, а с другими книгами по этой теме не был знаком. Соответственно я ему объяснил, что есть еще и другие источники, к которым стоит обратиться. Нельзя строить свою позицию только на одной книге, тем более, что это издание, условно говоря, тридцатых годов.
В целом, не могу сказать, что велись горячие дискуссии, но люди достаточно активно высказывали свою позицию. В ряде случаев она была в рамках как раз тех мифов об этой войне, которые складывались на протяжении почти века и которые мы уже тридцать лет пытаемся развенчать. С мифами надо бороться, чтобы дойти до исторической правды. Вообще, изучать историю нужно для того, чтобы не делать ошибок в будущем, не наступать на одни и те же грабли. Если же мы изучаем историю фальсифицированную и политизированную, то мы избегать граблей не научимся – нельзя учиться на том, чего не было.
Живя в Москве, имея доступ к архивам, вам, вероятно легче исследовать проблематику русско-японской войны, чем школьному учителю с Сахалина. Что вы посоветуете тем сахалинцам, кто заинтересовался вашей фактологией и хотел бы действительно основательно ее проанализировать?
Знаете, это взгляд – что все сосредоточено в Москве, уже устаревший. Сейчас все давно изменилось. Есть Интернет. В Сеть выложено колоссальное количество документов и научных работ. Сахалин – это единственное место в России, которое имеет прямое и непосредственное отношение к русско-японской войне. Здесь шли военные действия. Когда я посещал институт истории и востоковедения Сахалинского госуниверситета, то говорил с профессором Василевским. Он рассказал, что на Сахалине очень серьезный и очень богатый архив. Столь же обширны архивы Хабаровска и Владивостока. В целом, на Дальнем Востоке есть очень серьезная архивная база, которая недоступна в Москве.
Другими словами, было бы желание, все можно найти…
Абсолютно верно. Другое дело, что желания глубоко изучать русско-японскую войну у историков нет как раз из-за того, что довлеет расхожий миф о позорно проигранной войне. Никому не хочется изучать «позорно проигранную войну»! А на самом деле там было много хорошего, важного и нужно для нашей страны. Как только исследователи начнут критически относиться к этому мифу, появиться много новых интересных работ, причем теперь уже и на дальневосточном архивном материале. Будущие студенты-историки, которые могли бы этим заняться сейчас еще сидят на школьной скамье и от того, что именно в них заложат школьные учителя, будет зависеть очень многое.