В отечественной историографии достаточно большое количество работ, посвященных Александру Васильевичу Суворову – одному из самых известных русских полководцев (даже более – в конкуре «Имя Победы» он признан лучшим полководцем за всю нашу тысячелетнюю историю!). Часть библиографии сформировалась уже в дореволюционный период, другие издания вышли в советские годы, да и в настоящее время эта личность не обделена вниманием исследователей.
По числу посвященных ему работ А.В. Суворов является одним из безусловных лидеров. При этом необходимо обратить внимание на такой факт: все авторы, в том числе биографы, описывают его жизненный путь с упором на боевые заслуги и на конкретном примере демонстрируя роль личности в истории. Кроме того в последнее время в фокус внимания попала проблема возможной его канонизации.
Конечно, можно до бесконечности долго и много рассуждать о нем как о человеке, семьянине, верноподданном, военачальнике и т.п., однако все это должно быть вторично по отношению к одному – ключевому, на наш взгляд, – аспекту. Достаточно взять в руки десяток-другой выпущенных в разное время разными издательствами исследований (не суть важно: узкоспециализированных или научно-популярных) и сравнить между собой приводимые датировки событий. Когда знакомишься и воспринимаешь информацию от одного автора, то это не бросается в глаза, а когда перед тобой страницы или выписки из нескольких книг, то становится очевидным: оперируют разными датами! Поэтому мы предлагаем задуматься не о том, чем и как прославился А.В. Суворов, а о хронологии отдельных вех его жизни. Принципиально важно это с позиций уже упомянутого выше вопроса о канонизации. Сразу оговоримся, что нами в ходе анализа рассматривается не весь спектр созданных к настоящему времени биографий великого полководца, в фокусе внимания – та его часть, которая создана в последние годы и наиболее доступна читателю. Тем не менее, даже такое небольшое число исследований дает характерный срез.
Начнем с даты рождения. Какие варианты приводят авторы биографических исследований? Возьмем для примера недавно вышедшие издания как более доступные массовому читателю:
– 13 ноября 1730 г.1
– 24 ноября 1730 г.2
Кстати и год рождения полководца называется разный: то 1727-й, 1729-й, то 1730-й! Не углубляясь в этот аспект, отметим, что хорошая характеристика дискуссии, ее причин и аргументов сторон дана в книге Вячеслава Лопатина, выпущенной издательством «Молодая гвардия» в серии «Жизнь замечательных людей»3.
Попутно обратим внимание и на вариативность места рождения: одни специалисты называют Москву («Наиболее вероятным местом рождения можно признать дом на Арбате, неподалеку от Серебряного переулка, возле церкви Николы Явленного»4), другие – Москву или пригородное село Покровское («Дом в Покровском может рассматриваться как предположительное место рождения великого полководца, но арбатский предпочтительнее»5), третьи – Москву или какое-либо из поместий («Некоторые историки считают, что он родился в Москве, там у его отца был дом. Но у него было и несколько поместий в разных местах – под Москвой, около Пензы, около Суздаля, около Орла, в Новгородском крае»6). Словом, и этот вопрос – хорошая тема для будущего исследования.
Уже с детства маленький Саша увлечен военной историей. Стол в его комнате завален повествованиями о разных битвах прошлого. А тут еще живым примером стал один из близких знакомых отца – генерал-аншеф Абрам Ганнибал. Словом, выбор вариантов карьерного пути особо даже не стоял. Начав в 1748 г. «действительную» капралом в лейб-гвардии Семеновском полку, в 1754 г. юноша выпущен офицером в полевые полки. Известность он приобрел в Семилетней войне против короля Пруссии Фридриха Великого. Дальше в его послужном списке – война с Барской конфедерацией (русско-польская война 1768–1772 гг.), русско-турецкая война 1768–1774 гг., подавление восстания Емельяна Пугачева в 1774 г. и «операция» против крымского хана Девлет-Гирея в 1777 г., разгром ногайцев в 1783 г. и, наконец, участие в русско-турецкой войне 1787–1791 гг.
Первое крупное сражение русско-турецкой войны 1787–1791 гг. состоялось на Кинбурнской косе. Биографы (как и специалисты по военной истории) едины во мнении: эта битва – триумф русских войск и полководческого таланта А.В. Суворова: «турок сбросили в море», из 5000 (по другим данным – 6000) нападавших спаслось лишь около 500 человек, остальные были убиты или пленены. Потери русских войск, имевших к началу сражения около 2000 человек, составили 138 убитыми и 300 ранеными. На фоне такого тождества оценок итогов сражения мы снова наблюдаем некоторое расхождение в приводимых в изданиях датах:
– 1 октября 1787 г.7
– 1 (12) октября 1787 г.8
В литературе одним из самых детальных и ярких является описание штурма турецкой крепости Измаил. В комбинированном изложении выглядит это примерно так:
«Генералы собрались на военный совет, и пришли к мнению – взять крепость невозможно, надо отступить. Дали команду войскам снимать палатки и уходить. Доложили об этом Потемкину. Но Григорий Александрович вспомнил про Суворова, творившего чудеса. Назначил его командовать всеми войсками под Измаилом. Дал ему полную свободу действий. Пускай сам посмотрит. Если уж он сочтет, что крепость взять нельзя, значит – действительно нельзя. Но Александр Васильевич даже не думал о таком. С ходу послал приказ: остановить войска, не уводить их от Измаила»9. «Имя Суворова значило для осажденных больше, чем известие о прибытии под стены крепости крупных подразделений с многочисленной осадной артиллерией. После Фокшан и особенно Рымника турецкие военачальники выделили “Топал-пашу” из числа русских военачальников»10. «Под стенами Измаила Суворов проводил чрезвычайно спешные, хотя насыщенные и продуманные учения. Беседовал с войсками, вспоминал о прошлых победах. Чтобы каждый проникся важностью измаильского штурма. Вот здесь и понадобилась фольклорная репутация Суворова – как заговоренного колдуна, который и в воде не тонет, и в огне не горит. Который не может не победить… На специально устроенный валах и во рву солдаты отрабатывали приемы преодоления этих преград»11. 7 декабря Суворов передал командовавшему крепостью Мехмет-паше свое письмо, очень короткое: «Я с войсками сюда прибыл. Двадцать четыре часа на размышление – воля. Первый мой выстрел – уже неволя. Штурм – смерть. Что оставляю на ваше рассмотрение»12. И эпилог события: 11 декабря Суворов отправил главнокомандующему победный рапорт: «Нет крепчей крепости, ни отчаяннее обороны, как Измаил, падший пред Высочайшим троном Ее Императорского Величества кровопролитным штурмом!», «Никакое подробное описание штурма Измаила не дает лучшего представления о подвиге Суворова и руководимых им войск, чем эти скупые строчки донесения на небольшом листке бумаги, пожелтевшем, словно от порохового дыма и гари пожарища. Взятие и по сей день поражает знатоков военного искусства. Это был переворот в военном деле: за девять суток подготовить и осуществить штурм сильной крепости, гарнизон которой значительно превосходил силы осаждавших!»13.
И снова две даты штурма Измаила фигурируют в публикациях:
– 11 декабря 1790 г.14
– 11 (22) декабря 1790 г.15
В 1796 г. императрица Екатерина Великая «отошла в вечность». Новый Император Павел I, «этот засидевшийся в наследниках фанатичный поклонник прусской муштры, прусской формы, прусского шага», начал реформировать русскую армию под свой боготворимый образец. Эти действия вызывали неприятие со стороны А.В. Суворова, и он не скрывал этого в своих разговорах и «записочках» друзьям. А в ответ посыпались выпады против него самого: отмена назначений, выговоры по малейшему поводу. Александр Васильевич подает заявление о предоставлении ему годичного отпуска, следует отказ и требование немедленно явиться в Санкт-Петербург. Он подает прошение об отставке, но дело обставляют так, что приказ об его увольнении вышел не как удовлетворение просьбы, а как самостоятельная воля государя.
Поначалу А.В. Суворов выехал в свое имение в Белоруссии, но оттуда повелением императора ему надлежало перебраться в более отдаленное – в село Кончанское в Новгородской губернии. Как отмечает Вячеслав Лопатин, «в длинном списке выигранных Суворовым баталий нет Кончанского. Но здесь он одержал одну из самых выдающихся побед – нравственную победу над силами разрушения». Правнук священника Феодора Попова из соседнего с Кончанским села Сопина сохранил семейное предание, согласно которому А.В. Суворов «как человек совершенно по-русски религиозный, отчаянию не предавался, а питал себя верою в Бога и надеждою, что в трудную минуту “вспомнят и его, старика”. Особенное утешение находил он в посещении церковных богослужений»16. И вот, во время своей опалы, А.В. Суворов регулярно посещал храм, усердно молился, пел с певчими на клиросе, читал апостол, звонил в колокола и т.д. В декабре 1798 г. полководец даже хотел уйти в монастырь, отправил соответствующее ходатайство царю…17
Важно отметить, что даже в этот страшный для себя период «отлучения» у А.В. Суворова никогда не возникало и мысли о выступлении против императора. В.С. Лопатин приводит такой показательный факт: по свидетельству будущего героя Отечественной войны 1812 года А.П. Ермолова, А.М. Каховский «однажды, говоря об императоре Павле, сказал Суворову: “Удивляюсь вам, граф, как вы, боготворимый войсками, имея такое влияние на умы русских, в то время как близ вас находится столько войск, соглашаетесь повиноваться Павлу?”. Суворов подпрыгнул и перекрестил рот Каховскому. “Молчи, молчи, – сказал он, – не могу. Кровь сограждан!”»18. Своего собеседника полководец не выдал, и это тоже яркая характеристика его личности.
Между тем в Европе складывалась напряженная ситуация. Революционная Франция разгромила и захватила целый ряд государств: Нидерланды, некоторые германские королевства и княжества, Швейцарию, Мальту, Италию… Возникла прямая угроза Австрии! И, естественно, что как всегда в трудный час Вена (да и другие царственные дома) вспомнили о «матушке России». Более того, просили, чтобы объединенной армией в Италии командовал не кто иной как А.В. Суворов. В Кончанское прискакал фельдъегерь с рескриптом императора от 4 февраля 1799 г., в котором вместо ожидаемого ответа отпустить в монастырь значилось: «Сейчас получил я, граф Александр Васильевич, известие о настоятельном желании Венского Двора, чтоб Вы предводительствовали армиями Его в Италии, куда и Мои корпуса Розенберга и Германа идут. И так по сему и при теперешних европейских обстоятельствах долгом почитаю не от своего только лица, но и от лица других предложить Вам взять дело и команду на себя и прибыть сюда для отъезда в Вену»19.
Полководец не мог отказаться – ему предлагали дело! Как всегда стремительный, он собрался и, нигде долго не задерживаясь, направился к войскам. Чин фельдмаршала, полученный от австрийского императора, значил для него меньше, чем возможность снова оказаться в строю и взять на себя командование. Ситуация в Италии между тем складывалась напряженная, чаша весов колебалась то в одну, то в другую сторону. Однако австрийцы в отличие от французов не пользовались плодами своих побед, и их частные успехи нивелировался общим промедлением. А.В. Суворову пришлось переламывать психологию союзников, заставить их принять свою манеру ведения боя. Поэтому «итальянский поход» стоит воспринимать не только как еще один элемент в послужном списке, но и как образец науки выстраивания отношений. А.В. Суворов и здесь смог добиться своего.
Очередным триумфом русского оружия стала битва при Нови – крупнейшее сражение Итальянского похода А.В. Суворова. Первоначальная недооценка численности противника, медленные действия австрийских союзников склоняли фортуну на сторону французов. Однако гениальное военное искусство А.В. Суворова привело к тому, что это сражение является одним из единичных примеров военной истории, когда умелая обороняющаяся армия, количественно не уступающая атакующим, терпит поражение. При этом битва была одной из самых кровопролитных, по числу убитых уступив лишь штурму Измаила.
И опять следует отметить разницу в датах:
– 4 августа 1799 г.20
– 4(15) августа 1799 г.21
– 4–6 августа 1799 г.22
Вскоре А.В.Суворов тяжело заболел и скончался. Причем с датой его смерти наблюдается аналогичная всему вышерассмотренному картина:
– 6 мая 1800 г.23
– 6(18) мая 1800 г.24
Внешне все отмеченные выше расхождения в датировках событий легко объяснимы: декретом Совета народных комиссаров РСФСР от 26 января 1918 г. вместо юлианского календаря был введен григорианский (западноевропейский) и принято «первый день после 31 января сего года считать не 1-ым февраля, а 14-м февраля, второй день – 15-м и т.д.»25. В настоящее время все даты до 1 февраля 1918 г. в энциклопедических, справочных и научных изданиях указываются либо с двойной датировкой (по старому стилю и по новому стилю), либо с оговоркой используемого стиля. В научно-популярной литературе (а именно ее в большинстве своем и берут в руки рядовые читатели) этот момент присутствует далеко не всегда – в целях «разгрузки» и себя, и читателя автор зачастую использует только одну дату по своему усмотрению.
Однако, как отмечает кандидат исторических наук, специалист по средневековой хронологии Павел Кузенков, «Русская православная церковь при переводе дат праздников и памятных дней на новый стиль руководствуется текущим правилом пересчета (+13)», и «поскольку юлианский календарь как был, так и остается календарем Русской Церкви, нет никаких оснований переводить даты иначе, чем это принято в современных церковных изданиях, – то есть с разницей в 13 дней независимо от даты конкретного события»26.
С учетом всего вышесказанного ключевые даты жизни А.В. Суворова могут быть представлены в следующих вариациях (в нашем случае речь идет только об упомянутых по тексту датах):
1. Дата рождения:
– 13 ноября 1730 г. (по старому стилю),
– 24 ноября 1730 г. (по новому стилю в гражданском варианте),
– 26 ноября 1730 г. (по новому стилю в церковном варианте);
2. Дата Кинбурнского сражения:
– 1 октября 1787 г. (по старому стилю),
– 12 октября 1787 г. (по новому стилю в гражданском варианте),
– 14 октября 1787 г. (по новому стилю в церковном варианте);
3. Взятие Измаила:
– 11 декабря 1790 г. (по старому стилю),
– 22 декабря 1790 г. (по новому стилю в гражданском варианте),
– 24 декабря 1790 г. (по новому стилю в церковном варианте);
4. Битва при Нови:
– 4 августа 1799 г., или с расширительной вариацией 4–6 августа 1799 г. (по старому стилю),
– 15 августа 1799 г. (по новому стилю в гражданском варианте),
– 17 августа 1799 г. (по новому стилю в церковном варианте);
5. Дата смерти:
– 6 мая 1800 г. (по старому стилю),
– 18 мая 1800 г. (по новому стилю в гражданском варианте),
– 19 мая 1800 г. (по новому стилю в церковном варианте).
Важно учитывать и то обстоятельство, что в православных странах при датировке того или иного события внимание уделялось и уделяется не только собственно числу месяца, но и обозначению этого дня в привязке, например, к празднику или памяти святого.
Применительно к нашим датам это следующие параллели:
13(26) ноября 1730 г. – день памяти Святителя Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольского27;
1(14) октября 1787 г. – день Покрова Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии28;
11(24) декабря 1790 г. – день памяти преподобного Даниила Столпника29;
4(17) августа 1799 г. – день памяти Семи отроков Эфесских30;
6(19) мая 1800 г. – день памяти праведного Иова Многострадального31.
Дополнительно ко всему названному добавим к характеристике А.В Суворова такой яркий факт: он впервые в военной истории России (и истории страны в целом) поставил вопрос и добился положительного решения о награждении представителя духовенства за подвижничество на поле брани (и этот момент из биографии полководца, на наш взгляд, обязательно нужно учитывать как аспект при рассмотрении вопроса о канонизации).
Произошло это после штурма Измаила, во время которого отличился священник одного из полков. Вот как это выглядит в описании биографов: «Вдруг открылись соседние ворота, высыпало множество янычар, отрезали казаков от своих. Суворов увидел, в каком положении они очутились. Послал на подмогу Полоцкий полк. Солдаты кинулись в штыки, и тут пуля сразила командира полка, бойцы дрогнули, стали отходить. Тогда вперед выбежал священник, отец Трофим Куцинский. Поднял над головой крест и закричал: «Стойте, ребята! Вот вам командир!» Священник был ранен, крест пробили две пули, но воодушевленные солдаты и казаки смели турок»32.
13 декабря А.В. Суворов пишет Г. Потемкину: «Сегодня у нас будет благодарственный молебен у нашего нового Спиридония (речь идет об одной из измаильских мечетей, в которой расположился походный воинский храм, посвященный святителю Спиридону Чудотворцу. – О.С.). Его будет петь Полоцкий поп, бывший со крестом перед сим храбрым полком». В более позднем письме полководец рассказал о подвиге батюшки подробнее и присовокупил просьбу: «Уважая таковую его неустрашимость и усердие, осмеливаюсь просить о пожаловании ему креста на шею». Речь, как считают исследователи, шла о награждении Георгиевским крестом. Однако в статуте ордена о священниках не говорилось ни слова и подобных прецедентов не было! Пришлось пойти на юридическое ухищрение: священнику был пожалован наперсный крест с бриллиантами на георгиевской ленте, и по ходатайству императрицы он был возведен в сан протоиерея33.
По своей исторической и духовной значимости праведный воин Александр Суворов может быть уподоблен таким святым в земле Российской просиявшим как его небесный покровитель Александр Невский, Димитрий Донской или знаменитый суворовский современник Феодор Ушаков.
Как известно, канонизация святых всегда мыслилась церковным сознанием как факт проявления в Церкви святости Божией, действующей через облагодатствованного подвижника благочестия. Потому во все времена основным условием прославления святых было проявление подлинной освященности, святости праведника. В жизнеописании Александра Суворова свидетельствами такой святости могут быть большие заслуги перед Церковью и народом Божиим, выразившиеся в служении Отечеству, благотворительности и созидании храмов; добродетельная и молитвенная жизнь, великодушие полководца; знамения и чудеса, совершаемые Богом по молитвам и известные нам благодаря народным преданиям; отраженное в тех же преданиях прижизненное почитание его народом как святого.
Подытоживая наше небольшое исследование, хочется сказать всем своим единомышленникам: стоит ли так стремиться к канонизации Александра Суворова? Или лучше, не торопясь в одном, совершенствоваться и преуспеть в другом: в его почитании и прославлении? При этом помня, что по церковным нормам дни его жизни не тождественны привычному обществу гражданскому календарю. И этот аспект должен быть объектом пристального нашего внимания и методичного разъяснения.
Степанов Олег Константинович, руководитель регионального отделения общества «Царьград» в Чувашской Республике
Примечания
1 См.: Замостьянов А. Александр Суворов. Наука побеждать. Боевой путь великого триумфатора. М.: ЭКСМО, 2019. С. 11; Лопатин В. Суворов. М.: Молодая гвардия, 2019. С. 8.
2 См.: Шамбаров В. Непобедимый Суворов. М.: Родина, 2021. С. 7.
3 См.: Лопатин В. Указ. соч. С. 8–13.
4 См.: напр.: Замостьянов А. Указ. соч. С. 14.
5 См.: Лопатин В. Указ. соч. С. 17.
6 См.: Шамбаров В. Указ. соч. С. 7.
7 См.: Лопатин В. Указ. соч. С. 441, Шамбаров В. Указ. соч. С. 359.
8 См.: Замостьянов А. Указ. соч. С. 163.
9 См.: Шамбаров В. Указ. соч. С. 189
10 См.: Лопатин В. Указ. соч. С. 221.
11 См.: Замостьянов А. Указ. соч. С. 194–196.
12 См.: Шамбаров В. Указ. соч. С. 192.
13 См.: Лопатин В. Указ. соч. С. 223.
14 См.: Лопатин В. Указ. соч. С. 441, Шамбаров В. Указ. соч. С. 360.
15 См.: Замостьянов А. Указ. соч. С. 203; Шамбаров В. Указ. соч. С. 187.
16 См.: Лопатин В. Указ. соч. С. 328, 332
17 См.: Лопатин В. Указ. соч. С. 340; Шамбаров В. Указ. соч. С. 275.
18 См.: Лопатин В. Указ. соч. С. 327.
19 См.: Замостьянов А. Указ. соч. С. 250; См.: Лопатин В. Указ. соч. С. 340–341.
20 См.: Лопатин В. Указ. соч. С. 370, 443.
21 См.: Замостьянов А. Указ. соч. С. 303.
22 См.: Шамбаров В. Указ. соч. С. 362.
23 См.: Лопатин В. Указ. соч. С. 416, 443.
24 См.: Замостьянов А. Указ. соч. С. 347; Шамбаров В. Указ. соч. С. 363, 340.
25 О введении западноевропейского календаря: Декрет СНК РСФСР от 26 января 1918 г. // СУ РСФСР. 1918. № 19. Ст. 289.
26 Кузенков П. Старый и новый стиль в исторических датах // Православие.ру: [электронный ресурс]. URL:
https://pravoslavie-ru.turbopages.org/pravoslavie.ru/s/61003.html
27 См.: Церковный календарь. 13(26) ноября // Азбука веры: [электронный ресурс]. URL: https://azbyka.ru/days/2021-11-26.
28 См.: Церковный календарь. 1(14) октября // Азбука веры: [электронный ресурс]. URL: https://azbyka.ru/days/2021-10-14.
29 Церковный календарь. 11(24) декабря // Азбука веры: [электронный ресурс]. URL: https://azbyka.ru/days/2021-12-24.
30 Церковный календарь. 4(17) августа // Азбука веры: [электронный ресурс]. URL: https://azbyka.ru/days/2021-08-17.
31 Церковный календарь. 6(19) мая // Азбука веры: [электронный ресурс]. URL: https://azbyka.ru/days/2023-05-19.
32 См.: Шамбаров В. Указ. соч. С. 196.
33 См.: Замостьянов А. Александр Суворов. «Мы Русские – враг перед нами дрожит!». М.: Яуза, Эксмо, 2014. С. 213–214.
1. Александр Васильевич Суворов: проблема датировки событий Подробнее: https://ruskline.ru/analitika/2022/11/24/aleksandr_vasilevich_suvorov_problema_datirovki_sobytii