У руля Союза Православных братств

Воспоминания. Часть 2 (окончание)

0
869
Время на чтение 43 минут

Часть 1

 

В связи с тем, что исполнилась очередная дата передачи Донбасса Украине, Союз «Христианское Возрождение» и Евразийское движение выпустило заявление. Ниже приводится его текст:

«Донецкая и Луганская области – части Российской Федерации -  большевиками были переданы УССР «в целях увеличения доли промышленного пролетариата в населении братской республики».

После развала СССР Донбасс превратился в зону бедствия: закрылось множество шахт, смертность возросла в несколько раз больше, чем в западных регионах Украины. Случайно ли? Не способствуют ли этому процессу с помощью специальных технологий силы, враждебные Русскому миру, заинтересованные в освобождении этой земли от пророссийски настроенных жителей?

Можно себе представить, как трудно жить здесь ныне донским казакам, а ведь значительная часть Донбасса – это территория Области войска Донского. А каково православным здесь, в контексте неуклонно ползущей автокефалии?

Пострадало немало священников, выступавших за церковное единство с Москвой.  Повсеместно  из церковных документов были исключены упоминания о принадлежности  к Московскому Патриархату.

После оранжевого переворота процесс украинизации Донбасса резко активизировался, множество этнических русских или имеющих одного из родителей украинца записаны во время переписи украинцами. А пресловутый ров на границе Луганской области с Ростовской чего стоит!

Мы считаем, что нужно все эти вопросы ставить и не бояться реакции международного сообщества, угроз со стороны Украины, что она уйдет в НАТО и т. д.

Очевидно, что вступление Украины в НАТО, скорее всего, произойдет, несмотря ни на что.

В этой связи мы должны отстаивать и защищать каноническое Православие, а также права русских людей. И первым важным шагом в этом направлении будет признание  передачи Донбасса Украине, также как и Севастополя с Крымом – СПОРНОЙ».

В редакции газеты «Русский вестник» 26 мая 2008 г. прошел Круглый стол, посвященный последним событиям в Украинской Православной Церкви. В Круглом столе приняли участие члены Союза Православных братств и члены редакции газеты «Русский вестник». Основными докладчиками были я и Лукияник В.Б.

Как я сказал в своем выступлении, вопрос об автокефалии УПЦ – это серьезный духовный вопрос. Его невозможно воспринимать только плотским разумом. Известны пророчества, например, прп. Лаврентия Черниговского и прп. Кукши Одесского о пагубности разделения, а также завещание духовного старца нашего времени схиархимандрита Зосимы.

Причина надвигающейся автокефалии не столько в кажущейся логичности тезиса «нэзалэжней дэржаве – нэзалэжна цэрква», а гораздо глубже и серьезнее.

Камень преткновения – теория «Москва – Третий Рим». В чем здесь суть? Миссия хранения чистоты Православия после падения Второго Рима – Константинополя – падения в начале духовного (Флорентийская уния 1439 года), а потом завоевания турками в 1453 году, переходит к Москве, Московскому государству - единственной свободной православной державе в то время. А что же Киев, «мать городов русских»?

Киевская митрополия тогда была в составе Константинопольского Патриархата – следовательно, несет все последствия, происшедшего с Константинополем, в смысле утраты первородства. Вот эти вещи, как говорится, и не обойти и не объехать. Нужно только смиренно воспринять это духовным разумом и сделать выбор в пользу Третьего Рима. К сожалению, многие на Украине не могут этого понять, искренне недоумевают – почему мы должны быть под Москвой, мы ведь корень, колыбель крещения и т. п.

Если Украинская Православная церковь станет автокефальной, будет то, о чем СПБ предупреждал с самого начала: активное внедрение украинского языка в Богослужение, вероятный переход на новый календарный стиль (как «в европейском доме»), объединение с автокефалистами и филаретовцами на минимальных условиях под патронажем Константинополя. Следующий этап – Единая Нэзалэжная Христианская Церковь Украины вместе с униатами под протекторатом римского папы. Эта церковь, каноническая несостоятельность которой будет очевидна, активно включится в построение антироссийской самостийной державы.

Лукияник В.Б. рассказал о сложностях на пути к празднованию к 1020-летия Крещения Руси. Администрация президента, выступившая с инициативой празднования события, стремится максимально ослабить акцент на общецерковное единство, минимализировать последствия визита Патриарха Алексия II. Приглашен без согласования с Москвой и Константинопольский патриарх Варфоломей. С этой целью в Стамбул специально ездил П. Ющенко – брат президента. Власти стремятся сделать это событие знаковым. Например, бывший президент Украины Кравчук, один из главных виновников раскола, назначен руководителем комиссии по празднованию юбилея. Теперь он уже в роли примирителя. Конечно, фигура бывшего митрополита Филарета (Денисенко) неудобна для властей. Гораздо более удобны для них такие деятели «Киевского патриархата», как ректор КДА «архиепископ» Димитрий Рудюк и недавно «рукоположенный» во «епископы» «архимандрит» Евстратий (Зоря). Продолжается зачистка основных противников автокефалии – митрополит Одесский Агафангел освобожден от должности председателя Учебного комитета, епископ Глуховский Иннокентий отправлен за штат, пресс-служба во главе с В. Анисимовым подчинена Отделу церковного просвещения. В Хустской епархии, после удаления неуступчивого епископа Ипполита, уже в 15 храмах совершается поочередное служение с униатами или раскольниками. В устав УПЦ, где говорится о ее самостоятельности в управлении, добавлено слово и «в устройстве». И в такой редакции устав был зарегистрирован в юридических инстанциях. Теперь получается, что выступать против, означает выступать против государства.

В Киеве должен быть представитель Патриархии; необходимо предоставить ставропигию всем тем монастырям и приходам, которые этого пожелают. Не всегда вызывает понимание среди православных позиция ОВЦС в отношении статуса УПЦ МП. Что касается общеполитической ситуации на Украине, то здесь царит анархия, ни у одной из ветвей власти нет полноты властных функций.

Все, однако, стремятся создать Поместную Церковь, отдельную от Москвы. Епископат УПЦ МП разобщен, многие архиереи опасаются открыто выступить в защиту церковного единства. Огромное влияние на Предстоятеля УПЦ имеет его секретарь епископ Александр (Драбинко) – сторонник либерально-автокефалистских тенденций. Митрополита Черновицкого и Буковинского Онуфрия часто отправляют в зарубежные командировки, так что он не может регулярно участвовать в заседаниях Синода. Хотелось бы, чтобы Москва более четко обозначила свою позицию и последовательно ее отстаивала. Власти сменили прежний грубый подход на тонкое манипулирование. В народе нарастает усталость и соглашательство. К большому сожалению, многие православные голосовали за избрание нового мэра Киева, члена протестантской харизматической секты.

Жизнь УПЦ должна быть введена в правильное каноническое русло. Прежний ее статус широкой самостоятельности сработал на стабилизацию ее положения, а теперь он стал помехой. Вообще властям нужна не сильная каноническая Церковь, а либеральная карманная псевдоправославная церковная организация.

Обособленческие настроения с запада Украины, пройдя центральную ее часть, уже имеют место и на востоке. Во многом из-за соглашательской политики Партии регионов.

Желательно, чтобы визит Патриарха длился бы несколько дней. Можно было бы во время визита провести общецерковное прославление иконы Божией Матери «Аз есмь с вами и никто же на вы» и ряда новомучеников.

В связи с 45-летием в Москве 29 мая был награжден председатель Союза Православных братств Украины Лукияник В.Б. В этот день в Международном фонде славянской письменности и культуры ему была вручена Почетная грамота за труды, направленные на сохранение единства Святой Церкви. Лукияника В.Б., который, помимо руководства СПБУ, является еще и сопредседателем Союза Православных братств, наградило медалью святых благоверных князей Бориса и Глеба «За подвижническое служение» также Общественное движение «Россия православная».

Союз Православных братств 30 мая провел крестный ход в честь 1020-летия крещения Руси, за единство Церкви, против угрозы автокефалии Украинской Православной Церкви. Крестный ход прошел  в день, когда прославляются святые отцы Семи Вселенских Соборов, из церкви святителя Николы на Берсеневке по Золотому острову в центре Москвы.

На собрании СПБ, прошедшем после крестного хода, была выражена озабоченность планами создания Галицкой митрополии, автономной от Киева, для того, чтобы всем, и православным, и филаретовцам, и автокефалистам на западе Украины объединиться под омофором Константинопольского патриарха, затем объединиться с униатами, и тогда будет создана Киевская Церковь в единстве с Римом и Константинополем, о чем твердят униаты со времен Андрея Шептицкого. Не исключено и то, что автокефалии вообще не будет и УПЦ вернется в лоно «Вселенского Патриархата – Матери Церкви».

Опять-таки реализация суперэкуменического проекта – объединения всех христиан вокруг «вселенского пастыря» - Римского папы – будет более успешной, если Поместных Церквей будет не так много. В Римско-Католической церкви есть чисто титулярные патриархаты, например, в Венеции. Почему бы не иметь таковых и в лоне Константинопольского Патриархата? Главное – оторвать от Москвы. Кстати, когда Польская Православная Церковь стала автокефальной, католики разрушили несколько сот православных церквей, а около 150 превратили в костелы. Вполне вероятно, что на Украине епископы и священники, учившиеся в России и рукоположенные до 1991 года, будут постепенно вытесняться.

Участники Собрания выражали также озабоченность судьбой епископа Ипполита, отправленного за штат. В Закарпатье, где он и епископ Агапит были на кафедрах, 560 православных приходов, 350 униатских и 14 филаретовских. Здесь около 40 населенных пунктов, в которых имеют место конфликтные ситуации православных с униатами за владение храмами (например, в поселке городского типа Королево Виноградовского района, в г. Тячев).

Епископам Ипполиту и Агапиту удавалось здесь давать отпор поползновениям униатов, они выигрывали суды, а это очень раздражало определенные силы, так как препятствовало превращению Закарпатья в полигон для расчленения Украины по «югославскому варианту».

Кстати, Ватикан не признает Закарпатье в составе Украины; как римско-католическая, так и униатская епархии здесь подчиняются лично Римскому папе. Когда происходила закладка кафедрального собора Украинской Православной Церкви Московского Патриархата в Киеве, то даже в присутствии нескольких архиереев из России на службе не поминали Патриарха – видимо, чтобы не раздражать представителей власти. Часто поминают просто «Святейшего Патриарха Алексия», без упоминания «Московского». В архиерейской присяге на Украине уже 15 лет нет пункта о верности Патриарху – только митрополиту Киевскому.

Нынешняя территория Украины - это приблизительно 1/7 или 1/8 той территории, которая вошла в состав Московского государства в XVII веке. Спрашивается, почему мы должны спокойно согласиться с потерей для Русской Церкви Новороссии, Крыма, Донбасса, и даже Слобожанщины – земли Московского государства, на которых наши цари разрешали селиться малороссам, бежавшим с западных регионов из-за преследований за веру?

Если бы все было бы благополучно в церковной жизни нынешней Украины, если бы была гарантия, что в случае отделения от Москвы там не пойдут обвальные процессы из-за резкого усиления пресса со стороны Запада и власть предержащих, разве мы бы так переживали за опасность разделения?

За 350 лет совместного существования со стороны Москвы было положительное влияние на развитие церковной жизни Украины. Тысячи выходцев оттуда учились в Духовных учебных заведениях России. Приобретенные знания помогали им предпочитать строгие иконописные лики, которые они видели в храмах Троице-Сергиевой Лавры и в церковно-археологическом кабинете МДА, тем, часто аляповатым «малюнкам» (по-русски - рисункам) на религиозные темы, которые нередко встречаешь в храмах на территории Украины. Как быть с этими оазисами «московского Православия» (на самом деле святоотеческого, канонического)?

Ведь очевидно, что все эти вещи не вписываются в стандарты «просвещенного, цивилизованного Православия», а на самом деле апостасийного, их будут выжигать каленым железом.

Вообще, когда предоставляли УПЦ нынешний статус в 1990 году, тогда ведь сказали мощное «А», а теперь постепенно приближается «Б». Ведь если только митрополит Киевский приезжает на Синод в Москву, а остальные архиереи с Украины –  на редкие Соборы, то ясно, что связи со временем будут ослабевать и рано или поздно произойдет полное обособление. Нужно сделать все возможное для сохранения единства.

Что касается СПБ в целом, то главная его значимость заключается в том, что он остается важной площадкой, где православные могут собираться, обсуждать в духе соборности и любви наболевшее и выражать свою боль и тревогу в виде заявлений, обращений, молитвенных стояний, крестных ходов.

После окончания юбилейных торжеств в Киеве, посвященных  1020-летию Крещения Руси, СПБ издал следующее заявление:

«Несмотря на то, что в период празднования 1020-летия Крещения Руси никаких катастрофических событий для единства Церкви не произошло, процесс автокефализации Украинской Православной Церкви (УПЦ) неуклонно продолжается. Так, например, архиепископ Черкасский Софроний – единственный  из епископата УПЦ, проголосовавший накануне юбилея за автономный статус УПЦ, стал митрополитом. Епископ Антоний (Поканич), автор проавтокефалистских поправок к Уставу УПЦ, стал архиепископом.

Священный Синод УПЦ обратился к Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси с прошением предоставить ему право самому решать вопросы с запрещениями, лишениями сана, отлучениями. Тем самым, в случае каких-то обострений в отношениях с Москвой, будет гарантия невозможности каких-либо прещений со стороны Патриархии в отношении активных проводников автокефалии.

По-прежнему остается нерешенным вопрос об односторонних поправках в устав УПЦ, открывающих дорогу к ее отделению от Русской Церкви. Главным в этих поправках является то, что УПЦ самостоятельна не только в управлении, но и в своем устройстве. Статус митрополита Киевского был обозначен как пожизненный, за что в свое время резко критиковали бывшего митрополита Филарета.

В конце сентября в одном из монастырей Волыни (в 30 км от границы с Польшей) прошел расширенный Синод УПЦ, на котором было решено принять приглашение Патриарха Константинопольского Варфоломея участвовать в совещании глав Поместных Православных Церквей. На этом совещании митрополит Киевский и всея Украины Владимир обратился к Предстоятелям Православных Поместных Церквей с просьбой содействовать в уврачевании церковных разделений на Украине. Тем самым, сугубо внутренний вопрос Русской Православной Церкви был выведен на всеправославный уровень, где доминирует Константинополь, не заинтересованный в укреплении Русской Церкви, в сохранении УПЦ в составе РПЦ.

Все более вероятным становился «эстонский вариант» развития событий на Украине. То, что в совещании в Константинополе принимал участие глава так называемой Эстонской Апостольской Церкви митрополит Стефан и то, что он сослужил вместе с Патриархом Алексием II Патриарху Варфоломею – укрепляет легитимность структуры Константинополя на территории Эстонии и может послужить прецедентом для Украины.

Таким образом, угроза отделения УПЦ от РПЦ значительно увеличилась. Это должно подвигнуть всех нас к усилению противодействия этой угрозе.

В 2008 году исполнилось пять лет Всеукраинскому братству во имя св. блгв. князя Александра Невского. Братство было создано по благословению митрополита Киевского и всея Украины Владимира 18 ноября 2003 года. Все эти годы братство возглавляет Ю.Н. Егоров.

Братство – принципиальный противник автокефалии УПЦ МП, видя в этом путь к унии. Активно противодействует угрозе вступления Украины в НАТО. Только в этом году братство провело 19 крестных ходов, в том числе 9 из них – против этой угрозы. Кстати, местное телевидение полностью игнорирует мероприятия братства, направленные против членства Украины в НАТО. Братство инициировало пять судебных исков на высших должностных лиц Украины, подавших заявку на вступление ее в НАТО.

Большая разъяснительная работа проводилась братством по поводу истинных масштабов голодомора. Документально подтверждено 800 тысяч погибших. Официальные же власти утверждают, что жертв было от 3 до 10 миллионов.

Особенно активное участие братство приняло в праздновании 1020-летия Крещения Руси, основные торжества которого проходили этим летом в Киеве с участием Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. Получив благословение от Предстоятеля УПЦ Блаженнейшего Владимира, братство было одним из непосредственных организаторов подготовки массовой встречи Святейшего Патриарха Алексия II в Киеве, участия православных верующих в праздничной торжественной Литургии на Владимирской горке и многотысячного Крестного хода от памятника князю Владимиру к Киево-Печерской Лавре.

Братство является коллективным членом Всеукраинской организации русских соотечественников «Русское содружество», а его руководитель Ю.Н. Егоров – членом Координационного Совета этой организации, а также членом секретариата Центрального округа Российских соотечественников Украины (РСУ). На Всеукраинской конференции РСУ 18-19 октября 2008 г. в Киеве Ю.Н. Егорова также избрали членом Главного Совета РСУ.

Особенностью третьего (с 2007 года) срока моего пребывания на посту сопредседателя СПБ было то, что я осмелел в большей степени, чем прежде, в плане публичных выступлений на площадках столицы, где проходили православно-патриотические мероприятия. Так было в день празднования иконы Божией Матери «Державная» в 2009 году, когда я говорил о необходимости противодействия алкоголизации нашего народа. Неизменным организатором этих стояний был глава Союза «Христианское Возрождение» В.Н. Осипов. Было очень важно, что возглавляемая им организация имела регистрацию, благодаря чему получала разрешения на патриотические мероприятия. Осипов на мартовском стоянии говорил о государственном перевороте в феврале 1917 года, следствием которого была невероятная смута.  В очередной раз он потребовал переименовать станцию метро «Войковская», восстановить преподавание «Основ православной культуры» в школах, прекратить навязывание глобалистской системы. В 2010 году в этот день глава Союза «Христианское Возрождение» напомнил, что это самый скорбный, самый горький и самый роковой день в русской истории, день злодейского свержения царя Николая Второго генералами-изменниками (Алексеевым, Рузским и их сообщниками). Он одновременно и день надежды, русской надежды, это день явления иконы Богоматери «Державная», взявшей нашу Родину под Свой омофор. Осипов с горечью сказал, что президент Медведев намерен в ближайшие недели подписать пораженческий, капитулянтский договор с Америкой, Договор СНВ–3 о сокращении, а фактически ликвидации ракетно-ядерного потенциала России – последней гарантии нашей независимости и территориальной целостности. Параллельно с этим осуществляется мошенническая операция министром образования и науки Фурсенко по недопущению преподавания «Основ православной культуры» в школах России.  Оратор выразил также протест против участия войск НАТО в день Победы 9 мая 2010 года в Москве на Красной площади, в сердце России. Заместитель главы Союза «Христианское Возрождение» А.А. Коренев обратил особое внимание на опасность пресловутой ювенальной юстиции, которая, если её узаконят, приведет к распаду семей и гибели государства. Он также ещё раз напомнил о необходимости переименования станции метро «Войковская» и предложил всем в индивидуальном порядке направлять письма новому префекту Северного округа Митволю с требованием об этом переименовании, так как недопустимо оставлять прежним название этой станции в честь изувера, убийцы Царской Семьи, убийцы детей и мародёра. На молитвенном стоянии звучали призывы молиться об узниках совести, о наших православных братьях, приговоренных за символические «хлопушки» и «бенгальские огни» возле офисов колдунов, ночных клубов, подпольных казино к пожизненному заключению. Под воздействием русофобской бульварной прессы Московский городской суд 25 мая 2008 года (судья В.Г. Усов, прокурор А.В. Чумичев) приговорил Николу Королева, Сергея Климука, Илью Тихомирова, Олега Костарева к пожизненному(!) заключению, а Валерия Жуковцова – к 20 (!) годам лишения свободы. Они содержатся в тяжелейших условиях, испытывают голод и холод. Наш долг – помочь им молитвой и, если возможно, материально. Немного скажу об Украине. В связи с истечением срока действия Государственного договора с Украиной Союз Православных братств России, Украины и Белоруссии направил письмо-обращение Президенту РФ Д.А. Медведеву, в котором содержится призыв не продлевать этот договор дальше.  В письме-обращении говорилось: «В связи с приближением срока окончания Большого договора между Россией и Украиной в 2007 году СПБ предлагает приостановить действие этого договора до обязательного выполнения украинской стороной следующих условий:

1. Прекращения «пробандеровской» политики этноцида по отношению к русскому населению: а) русский язык должен иметь реальный статус второго государственного языка республики Украины; б) создать теле– и радиопрограммы на русском языке; в) допускать российские теле– и радиопрограммы на территорию Украины; г) отменить все языковые ограничения, запрещающие прокат фильмов на русском языке; д) восстановить русские школы и преподавание в средних и высших учебных заведениях на русском языке.

2. Эти права для русских областей Украины можно реально гарантировать только путем ее федерализации, что мы видим на примере Испании, Великобритании, Бельгии, Канады, при международном контроле и активном участии в нем России.

3. Передача Н. С. Хрущевым, первым секретарем ЦК КПСС, в 1954 году Крыма Украинской ССР без всякого обсуждения этого вопроса среди русского населения Крыма создала юридическую коллизию, закрепленную Большим договором 1997 года. Выходом из сложившегося положения является национально-государственная автономия Крыма по образцу испанской Каталонии, Шотландии в составе Великобритании, Квебека в Канаде.

4. Стремление изгнать российский флот, в угоду НАТО, из своей исторической базы в Севастополе стало маниакальной идеей президента Ющенко. Разрешение этого вопроса возможно на пути утверждения Россией своего законного суверенитета над военно-морской базой и городом Севастополем. Город Севастополь, в отличии от базы Великобритании в Гибралтаре и американской базы в Гуантанамо, всегда был органической частью России.

5. Нынешний посол России на Украине В.С. Черномырдин не является той фигурой, которая способна оказывать помощь прорусскому движению и защищать интересы русских и самой России, поэтому смена посла является насущной необходимостью.

6. В этой тяжелой геополитической ситуации для России особенно важным является срочное заключение российско-белорусского договора о союзном государстве».

В начале 2009 года в день памяти св. Петра, митрополита Киевского и всея Руси Московского чудотворца из храма свт. Николы на Берсеневке по Золотому острову прошел крестный ход с молебным пением святителю. Крестный ход, в котором приняли участие члены православно-патриотических организаций, был проведён в защиту гонимых русинов. После крестного хода я рассказал собравшимся о ситуации в Закарпатье, о дискриминации там русинов. Участники крестного хода приняли заявление в поддержку русинов. Весной этого года на территории церкви свт. Николы на Берсеневке был установлен поклонный крест в память исповедников Православия Карпатской Руси. 

Важным было заявление Союза Православных братств Украины о событиях на Украине накануне кончины Святейшего Патриарха Алексия II. Вот его содержание: «Синод УПЦ МП 11 ноября без видимых причин принял решение об отзыве благословения на нашу деятельность. Тем самым нанесен мощный удар по тем силам на Украине, которые выступают за сохранение УПЦ в составе Московского Патриархата. Нам стало известно, что непосредственной причиной этого решения было резкое письмо из Администрации Президента. В связи с этим решением мы обратились в Церковный суд.  Большой резонанс вызвало наличие слова «геноцид» в обращении Синода по поводу голодомора. Ряд националистически настроенных деятелей, глава так называемого Киевского Патриархата Филарет (Денисенко) и лично президент Ющенко выразили свое глубокое удовлетворение в связи с этим обращением. Утверждение в синодальном документе о геноциде мы расцениваем как духовное падение, потакание русофобской политике режима Ющенко, сервилизм и угодничество по отношению к нему. Негативное впечатление от подобных утверждений Синода УПЦ усугубилось участием ряда архиереев в освящении памятника жертвам голодомора, в художественную композицию которого включены антихристианские языческие элементы (распятые аисты в терновом венце, поверженные кресты, языческое капище у подножия памятника и т. д.). Не лишены основания опасения, что ряд украинских епископов будет голосовать за того кандидата в Патриархи, кто пообещает автокефалию УПЦ. Мы считаем, что наилучшим вариантом касательно избрания нового Патриарха было бы использование жребия по примеру Сербской Церкви». О желательности использования жребия при избрании Патриарха говорилось в обращении Союза Православных братств к иерархам Русской Православной Церкви в связи с предстоящим избранием Патриарха Московского и всея Руси. В связи с 10-летием начала бомбардировок НАТО Югославии СПБ провел Круглый стол, посвященный Сербии и Украине. Процессы церковной жизни, похожие на те, которые протекают на Украине, наблюдались и в Черногории. СПБ выразил свою солидарность и поддержку митрополиту Амфилохию, как единственному законному Черногорско-Приморскому православному митрополиту Сербской Православной Церкви на территории Черногории. В тексте заявления говорилось о том, что СПБ «… решительно осуждает попытки секты Мираша Дидеича, лишенного сана и отлученного от Церкви, именующего себя митрополитом черногорским Михаилом, занять место законного иерарха, провозгласив так называемую Черногорскую Автокефальную Церковь, в которой законная церковная иерархия отсутствует как таковая. Пользуясь поддержкой некоторых власть имущих, Дидеич претендует на церковное имущество митрополии и пытается внутри Черногории и за ее пределами создать видимость существования черногорской автокефалии, которой никогда не было, и нет. В этой связи сектой проводится политика культивирования ненависти к Сербской Церкви и ее законному представителю в Черногории митрополиту Амфилохию, а также ненависти ко всему сербскому народу, как народу-оккупанту, что само по себе нелепо».  В конце заявления СПБ призывал священноначалие РПЦ «…занять более активную позицию в этом вопросе, всемерно поддержать братскую Церковь на территории Черногории и её законного иерарха митрополита Черногорско-Приморского Амфилохия, как единственную каноничную Православную Церковь на территорию Черногории. Необходимо осудить антицерковную деятельность секты Мираша и призвать власти Черногории остановить гонения на Сербскую Православную Церковь». Семнадцатого июля – день злодейского убиения Царской Семьи. В этот день СПБ, СХВ также проводили традиционные молитвенные стояния. В Новопушкинском сквере читался акафист Царю-мученику Николаю Второму. В начале молитвенного стояния в 2009 году помолились об упокоении души замечательного русского патриота – руководителя Нижегородской организации «Отчизна» В.Ф. Калентьева. Его обнаружили умершим в 8 утра 17 июля 2009 года.  С речью на этом стоянии выступил глава СХВ В.Н. Осипов, который обличил наследников февраля и октября, пресмыкающихся сегодня перед хозяевами однополярного мира. Был выражен резкий протест против ратификации пресловутой европейской социальной хартии, согласно которой отныне в школах России будет введено обязательное половое просвещение, включая благожелательное отношение к гомосексуализму и другим порокам. Горько слышать, сказал оратор, о радикальном сокращении, в 10 раз, количества танков в Вооруженных Силах России. Их теперь будет две тысячи единиц на огромную страну от Пскова до Владивостока. Получается, что военная реформа в том и состоит, чтобы в разы сократить армию и разоружиться. За одно только преступное уничтожение танков в Российской армии глава СХВ предложил предать министра обороны Сердюкова и начальника генерального штаба Макарова суду военного трибунала. Я снова выступил на тему эпидемии алкоголизации, говорил о том, как спивается провинция, особенно на селе, и призвал к принятию срочных неотложных мер по спасению нации от чумы алкоголизма. Известный общественный деятель (ныне председатель Союза русского народа (СРН) и Монархической партии «Самодержавная Россия») Д.Н. Меркулов говорил о необходимости единства патриотических сил, напомнил собравшимся о заслугах только что скончавшегося монархиста В.Ф. Калентьева. На стоянии опять вспоминали невинно осужденного С.Ф. Климука, которого по наводке черкизовской мафии ни за что приговорили к пожизненному заключению. Надо отметить, что те, кто обвиняется в причастности к взрыву 21 августа 2006 года на Черкизовском рынке, оказались жертвой провокации. Черкизовская мафия, видимо, решив создать себе ореол «гонимых инородцев», вызвать слезу у либерального лобби для дальнейшей противозаконной коммерции, подстроила реальный, а не игрушечный взрыв. Олег Костырев, Илья Тихомиров, Никола Королев приговорены к пожизненному (!) заключению, а их сподвижник Валерий Жуковцев получил 20 (!) лет лишения свободы! Молодые люди думали попугать «хлопушками» пришельцев из Вьетнама и Китая, но кто-то, по-видимому, умышленно подложил в «нужное место» газовый баллон, и он взорвался на беду защитников русского поля от «тихой» оккупации. Кроме традиционных молитвенных стояний на праздник иконы Божией Матери «Державная» и на память Царственных мучеников, СПБ вместе с другими православно-патриотическими организациями и, прежде всего, с Союзом «Христианское Возрождение», регулярно проводил стояния и в праздник Рождества Божией Матери, отмечая, таким образом, очередные годовщины победы на Куликовом поле. На молитвенном стоянии в праздник Рождества Божией Матери 21 сентября в 2009 году В. Н. Осипов в своем выступлении говорил не только о Мамаевом нашествии, но и о сегодняшней драматической ситуации в мире. Новый президент США Барак Обама пытается навязать Российской Федерации еще одно пораженческое соглашение о сокращении ядерного потенциала. Нас вынуждают подписать Договор по СНВ-З и сократить стратегическое ядерное оружие до 1500 единиц в этом году и до одной тысячи единиц – в 2010 году. Американцы уже обманули нас, заставляя уничтожать свои ракеты, в то время как сами значительную часть носителей (ракет) складируют, чтобы в любой момент поставить их вновь на боевое дежурство.  «Ядерный потенциал – наша последняя гарантия независимости и территориальной целостности. Никакого СНВ-З не должно быть. СНВ-З – это капитуляция, западня, ловушка, это предательство национальных интересов России», – говорил оратор в конце своего выступления. В связи с вероятным приездом в Россию римского папы СХВ выпустил специальное заявление. Вот его текст. Очевидно, что с установлением дипломатических отношений России с Ватиканом перспектива встречи Патриарха с римским папой серьезно приблизилась. Привычные обвинения католиков в прозелитизме и в поддержке униатов потеряли прежнюю остроту. Для католиков важен сам факт визита папы в Россию, хотя бы на государственном уровне. Теперь уже это вполне возможно. Естественно, в ходе этого визита папа встретится с Патриархом, в программе его визита будет существенный церковный компонент. Что в этом плохого? Вспомним заявление председателя ОВЦС архиепископа Иллариона о том, что эта встреча должна иметь не просто протокольный, а символический характер, т. е. это не просто формальная встреча, а встреча, закрепляющая определенную веху на пути сближения, а потом и объединения с католиками. Подавляющее большинство православных русских людей с тревогой наблюдают за этими процессами и с большой озабоченностью воспринимают скорую вероятность встречи. По-человечески они бессильны что-либо сделать и как-то воспрепятствовать приезду папы. Ведь, если папа приедет, как глава государства, в страну, с которой Ватикан установил дипломатические отношения, все попытки протеста будут жестко пресекаться. Нам надо усилить наши молитвы о сохранении чистоты Православия. СХВ сделал подробное заявление и в связи с тенденцией на объединение с армянами-монофизитами. Члены СПБ вместе с членами СРН и СХВ, нижегородской патриотической организацией «Отчизна» и других православных патриотических организаций 1 января прошлого года в день памяти прп. Илии Муромца совершили паломничество в г. Муром на родину Преподобного. На обратном пути участники паломничества под руководством главы общества «Отчизна» В.Ф. Калентьева провели совещание, на котором были намечены пути единения Союза Русского Народа (СРН). Свято-Сергиевский СРН был признан нелегитимным как общероссийская организация. По вопросу об избрании Патриарха была единодушно поддержана позиция, чтобы это избрание произошло через жребий. В мае прошлого года в Москве прошли Иоанновские чтения. Тема чтений: «Соборность и сословное представительство. Партийная система и ее альтернативы». Летом прошлого года в Международном независимом экологополитическом университете прошла встреча посла Сербии Е. Курьяк с преподавателями и студентами. На этой встрече я поделился своими впечатлениями о посещении Сербии и участии в Международной конференции, проходившей в Белграде и посвящённой годовщине начала бомбардировок. Сербия одна держала удар от агрессивной коалиции с огромным боевым потенциалом. Она на полтора десятилетия задержала реализацию идеи глобального управления миром из одного Центра. Цель агрессии на Балканах – раздробить и уменьшить славянское пространство, разделить его на маленькие национальные квартиры. Я призвал извлечь уроки из югославской трагедии, никогда не терять контроля над ситуацией, строго блюсти баланс сил и сохранять ключевые позиции народам, исторически проживающим на территории России; продумать вопрос о возвращении российского миротворческого контингента в Косово, что явилось бы большой моральной поддержкой сербам, проживающим там.  Еще ранее мне довелось выступить в Доме кино на вечере, посвященном 80-летию со дня кончины известного духовного писателя С.А. Нилуса и 200-летию со дня рождения Н. В. Гоголя. Очень важным был круглый стол нашего Союза в редакции газеты «Русский вестник», посвященный актуальным вопросам церковной и общественной жизни. Участники Круглого стола поддержали открытое письмо епископа Пермского и Соликамского Иринарха, в котором содержится призыв к родителям в соответствии с российским законодательством требовать «запрещения проведения уроков толерантности и других подобных им уроков без согласия родителей». Выражена также поддержка епископу Сумскому и Ахтырскому Евлогию в связи с преследованиями его Службой безопасности Украины после выступления владыки с докладом «Самосвятский раскол в Украине» в Сумском госуниверситете. Тревогу участников Круглого стола вызвала российская инициатива о создании под эгидой ООН консультативного совета религий. Это было воспринято как опасный шаг суперэкуменического плана на пути к созданию Организации объединенных религий, подготовку которой глобалисты поручили разрушителю исторической России М.С. Горбачеву.  Была отмечена активизация выступлений в пользу созыва Всеправославного собора (Восьмого Вселенского), об опасности которого предупреждали многие старцы. В программу этого собора намечено включить большой спектр реформ святоотеческого Православия, подрывающих его каноническую базу. Озабоченность участников Круглого стола вызвали усиливающиеся призывы уже в этом году провести встречу с римским первосвященником. Следствием ее может быть «прорыв» в отношениях между Московским Патриархатом и Ватиканом в сторону «союзнических отношений». Кроме того, такую встречу рассматривают как важный шаг на пути к приведению Русской Церкви в подчинение римским папам. Участники Круглого стола поддержали заявление движения «Народный Собор», требующее ликвидировать действующую в центре Москвы крупную сеть порноторговли. О деятельности Союза Православных братств Украины отмечу еще, что награждение меня Синодом УПЦ МП грамотой и орденом св. князя Владимира я, конечно, отношу ко всему нашему Союзу, который много делает для укрепления канонического Православия на Украине. В Киеве в этом году я принял участие в традиционном крестном ходе от Киево-Печерской Лавры к Софийскому собору, где был совершен чин покаяния в грехах русского народа. В палаточном храме отца Олега Сирко у Верховной Рады состоялось собрание СПБУ. Подробно эту поездку я описал в статье «В «посторанжевом» Киеве».  В феврале я был избран духовником Общероссийского общества «Офицеры России», руководство которого вошло в состав СПБ. Считаю важным свое участие в работе Общественного Совета по возрождению российских деревень, возглавляемого известным писателем А.Н. Арцыбашевым. Прошло четыре заседания Совета, на трёх из них мне довелось выступить. В мае СРН провел в Москве третью Международную национально-патриотическую конференцию, посвященную И.Л. Солоневичу и актуальным проблемам православнопатриотического движения. Возглавил работу конференции председатель СРН Д.Н. Меркулов, являющийся членом Совета нашего Союза. Духовно окормлял конференцию я вместе с о. Павлом Поваляевым. По инициативе СПБ участники конференции приняли Обращение по так называемой проблеме Курил, в котором призвали отстаивать территориальную целостность России и не поддаваться давлению со стороны Японии. Также по инициативе СПБ на этой конференции СРН признал несправедливыми гонения на старообрядцев и призвал священноначалие МП выразить сожаление по этому поводу, а также рассмотреть вопрос о признании белокриницкой старообрядческой иерархии. На ежегодной конференции СПБ с основным программным докладом выступил сопредседатель СПБ, глава Союза «Христианское Возрождение» В.Н. Осипов. Большое внимание на конференции было уделено положению Православной Церкви на Украине. Кроме сопредседателя СПБ, председателя СПБУ В.Б. Лукияника на эту тему выступили участники конференции, приехавшие из Донбасса, Днепропетровска, Черкасс, Чернигова, Одессы, Крыма и других регионов Украины. Неизбежно зашел разговор об экономическом положении Украины, которое ухудшается. Выражалась тревога по поводу переговоров с неканоническими группировками. Выступление председателя белорусского отделения СПБ В.М. Ерчака было посвящено анализу ситуации в Белоруссии, критике прозападного курса президента Лукашенко. Участников конференции возмутило намерение определенных кругов Белоруссии переименовать Музей Суворова в г. Кобрине в музей Костюшко. Об объединительных процессах в Союзе Русского Народа рассказал его председатель Д.Н. Меркулов. На ключевые политические посты необходимо выдвигать православных воцерковленных людей – отметил выступающий. О гонениях на православных патриотов в Петербурге рассказал член СПБ из «Северной Пальмиры» М.Н. Любомудров: «Идет свирепая, безпощадная война на уничтожение русского народа, – отметил он. – Необходимо принять закон, наказывающий за русофобию».  Почетным членом СПБ был утвержден Г.Г. Копаев, бывший председатель СПБ. Режиссёра фильма «Отец солдата» Р.Д. Чхеидзе избрали почетным попечителем СПБ.  По окончании конференции перед её участниками выступил известный исполнитель патриотических песен В.М. Кобзев. Летом 2010 года Союз Православных братств призвал Патриарха Московского и всея Руси благословить введение знаменного пения в каждом московском храме. Призыв прозвучал в моем выступлении как сопредседателя СПБ на семинаре по древнерусскому знаменному пению, открывшемуся в Патриаршем центре древнерусской богослужебной традиции в Москве при Покровской церкви в Рубцово. Я считаю, что знаменный распев наиболее соответствует духу православного богослужения, является молитвой на музыкальном уровне и представляет собой церковное искусство того же эстетико-художественного уровня, что и всемирно прославленные древнерусская икона и зодчество. Была также проведена конференция, посвященная 70-летию окончания советско-финской войны. Участники конференции единодушно выступили за установку памятного креста воинам, павшим во время «зимней войны» 1939-1949 годов. СПБ принял обращение к президенту РФ Д.А. Медведеву, в котором говорилось о категорическом несогласии с официальной позицией властей РФ в отношении катынской трагедии.  Самым главным вопросом на сегодня является вопрос с подготовкой Всеправославного Собора. Этого вопроса СПБ касался трижды: на Круглом столе в редакции газеты «Русский вестник», в интервью В.Н. Осипова, в заголовок которого были вынесены его слова:  «Нет никаких сомнений, что готовящийся Всеправославный Собор нанесет огромный удар по святому Православию» и в моем выступлении на круглом столе «Выбор пути: альтернативы современному либерализму». Это мероприятие провел в Институте Философии Российской Академии Наук Клуб национальной прессы 1 октября. Я писал эти строки накануне ежегодной конференции СПБ в год 20-летия его учреждения. Срок моих полномочий как сопредседателя СПБ завершался, я решил не выдвигаться вновь на этот пост. Три срока в качестве руководителя СПБ явились для меня огромной жизненной школой. Мероприятий на благо нашей Церкви и народа было проведено великое множество. Часть из них освещена в этих записках. Дай Бог, чтобы все это послужило нам во спасение. Слава Богу за все!

В этом же году по окончании ежегодной конференции СПБ я дал интервью, в котором, в частности, ответил на вопрос об оценке размежевания СПБ с хоругвеносцами два года тому назад.

– Прошло два года с того момента, когда СПБ размежевался с Союзом Православных хоругвеносцев. Как Вы сейчас расцениваете события того времени?

– Кого бы я не спрашивал в нашей среде на эту тему – все в один голос говорят, что все, что тогда было сделано, было сделано правильно. Никто не отрицает того, что хоругвеносцы много сделали и делают, я лично считаю их руководителя Леонида Донатовича Симоновича-Никшича харизматическим патриотическим деятелем. Но… Они декларировали, что вопросы чистоты Православия, соблазны экуменизма, т.е. главное в деятельности братств – это не их вопросы; начальству, мол, видней и т. п. Это значит, что они сдали позиции, спустили флаг под предлогом послушания – так это оценивали участники конференции. Что это как не отказ от того пути, которым СПБ шел изначально? Я уже не говорю о том, что вопреки Уставу СПБ без всякого переизбрания по истечении очередного срока своих полномочий Леонид Донатович продолжает себя считать председателем СПБ. Обсуждались на конференции и вопросы о соборности в церковной жизни. Учреждено Межсоборное присутствие, но это, на мой взгляд, не исключает возможности высказывать народу свои пожелания и сомнения. Да, смиренно, да конструктивно, и зачем же сразу навешивать ярлыки экстремистов и раскольников?! Не нужно забывать, что согласно православному вероучению, хранителями веры у нас являются не только архиереи и священники, но весь народ Божий.

Важным по содержанию было также мое интервью в связи с обвинениями писателя С. Фомина в развале Союза Православных братств.

Корр: Отец Кирилл, как Вы восприняли критику С. Фомина в Ваш адрес, обвинения в сознательном развале СПБ? (см. газету «Русский вестник» №12 за 2011 г.)

Игумен Кирилл: В общем-то, спокойно. Каждый имеет право на выражение своего мнения. Критика, особенно для монаха, полезна. Плохо, когда преобладают дифирамбы. Единственное, что неприятно – это слова С. Фомина, что мои действия (как он их трактует и понимает) его травмировали. Вот за это я переживаю.

Корр: А что скажете по существу обвинений?

Игумен Кирилл: Почти ничего, потому что у обвинителя полностью отсутствует фактология и конкретика. Он пишет, что помнит, «как несколько лет назад при его (т.е. при моем – иг. К.) непосредственном руководстве был развален, по заданию/ благословению сверху, Союз Православных братств в целом и практически все братства в отдельности». Вопросы: Когда конкретно? Каким образом? Какие именно братства? СПБ существует в прежнем режиме как существовал изначально. Возглавляется он четырьмя сопредседателями, в числе которых глава Союза «Христианское Возрождение» Осипов В.Н. В 1994 году было решение Архиерейского Собора, предписывающее СПБ в целом и братствам в отдельности пройти перерегистрацию. Все попытки СПБ ее пройти были заблокированы сверху. Тем не менее, он не прекратил своего существования и полнокровно существует до настоящего времени. Наше ближайшее мероприятие – молитвенное стояние в Неделю всех Русских святых в защиту о. Олега Сирко, палаточный храм которого недавно был разгромлен у здания Верховной Рады в Киеве.

Корр: Может быть С. Фомин имеет ввиду конфликт с хоругвеносцами четыре года назад?

Игумен Кирилл: В 2007 году произошло организационное размежевание с Союзом Православных хоругвеносцев. Главной причиной этого были идейные разногласия, отход хоругвеносцев от изначальной позиции СПБ, основанной, прежде всего, на защите чистоты святого Православия. Произошедшее было выражением соборного мнения подавляющего числа членов СПБ, посчитавшего, чтобы каждый занимался своим делом: хоругвеносцы крестными ходами, а СПБ защитой святого Православия от попыток его реформировать и модернизировать, с чьей бы стороны эти попытки не предпринимались. Как Вы понимаете, это острый момент, сопряженный с критикой, чреватый последствиями.

Корр: В 90-е годы тоже ведь было нечто подобное?

Игумен Кирилл: Не совсем. Тогда произошло размежевание с братством прп. Сергия из г. Сергиев Посад и с Союзом «Христианское Возрождение». С СХВ недоразумения были быстро преодолены, а братство прп. Сергия продолжило существование в автономном режиме. Впрочем, и с ним через некоторое время было восстановлено взаимодействие.

Корр: Действительно ли, СПБ был, как пишет С. Фомин, «мощной по силам и даже по численности» организацией?

Игумен Кирилл: Это преувеличение. К тому же все братства были самостоятельными, и председатель СПБ не имел никаких административных рычагов воздействия на них. Изначально это был добровольный союз, в котором оказались люди разных ориентиров, понимающие свои задачи различно. Крупнейшие братства – во имя Всемилостивого Спаса в Москве и во имя св. Александра Невского в Нижнем Новгороде проводили большую просветительскую, издательскую, социальную работу. Их членство в СПБ было чисто формальным, оно выражалось в том, что в первые годы существования СПБ их представители присутствовали на наших ежегодных съездах. То же самое можно сказать о «Радонеже». Спасскому братству и братству из Нижнего Новгорода претило, как говорили их представители, «заниматься политикой». Братство «Сретение», возглавляемое о. Георгием Кочетковым, вышло из СПБ в 1992 году, после 2-го съезда, проходившего в Петербурге.

Корр: В чем выражалась деятельность братств и СПБ в целом?

Игумен Кирилл: Об этом я подробно пишу в книге своих «Воспоминаний». Братства, подчеркну еще раз, существовали изначально, как самостоятельные организации и в разной степени были интегрированы в структуры епархий. Никаких рычагов воздействия, кроме моральных, у председателя не было. Он не мог снять руководителя какого-либо братства, распустить само братство и т.п. Как это было бы возможно, когда все церковные институции в регионах замыкаются на правящем епископе? По сути, у председателя СПБ оставались функции самой общей координации, которая осуществлялась на наших встречах в рамках Совета СПБ. Все решения на нем принимались соборно, в особых случаях тайным голосованием. Хочу сказать, что, несмотря на все трудности и угрозы, СПБ остается верным себе, своей изначальной позиции, о чем свидетельствуют его последние заявления об опасности созыва т.н. Всеправославного Собора, нежелательности приезда в Россию Римского папы, противодействие автокефалистским тенденциям на Украине и т.д.

Корр: А что Вы скажете на обвинения в том, что этот, получается, мнимый развал СПБ, Вы осуществили по «заданию/благословению сверху»?

Игумен Кирилл: Эти обвинения голословны, это бездоказательные домыслы уважаемого С. Фомина. За все эти годы у меня была только одна краткая встреча с Патриархом Алексием II в начале 90-х годов. Никаких ц.у., заданий и т.п. сверху по линии СПБ я не получал. Эти обвинения на совести обвинителя. Скажу больше: действующему клирику, возглавляющему церковно-общественную организацию, позволяющему себе критику невзирая на лица, было очень не просто. Да, мне прямо не угрожали, не наказывали, но о глухом недовольстве, намерениях применить прещения мне было известно. Несмотря на это, до последнего я оставался на посту председателя СПБ. Совесть моя чиста, а там Господь рассудит.

В ноябре 2011 года в Международном фонде славянской письменности и культуры прошла Ежегодная конференция  Союза Православных братств. Перед началом конференции я и иерей Павел Поваляев совершили молебен по старому обряду святым равноапостольным Кириллу и Мефодию учителям славянским. Сугубые молитвы на молебне были вознесены об укреплении славянского единства. В работе конференции приняли участие более восьмидесяти человек. Самой крупной делегацией была делегация из Белоруссии во главе с председателем белорусского отделения СПБ Ерчаком В.М. Сопредседатель СПБ, глава Союза «Христианское Возрождение» Осипов В.Н. посвятил свой доклад проблеме, связанной с введением предмета «Основы православной культуры» в учебную программу. Ерчак В.М. рассказал о ходе судебного преследования его за книгу «Слово и дело Иоанна Грозного». Как раз в день работы конференции Калужский областной суд принял решение об отказе в возбуждении дела против автора в связи с обвинениями его в экстремизме. Председатель Монархической партии России Д.Н. Меркулов рассказал о сложностях, возникших внутри партии в последнее время, и привел цифры, свидетельствующие о большом количестве людей, ратующих за восстановление монархии в России. Глава Ассоциации православных экспертов К.А. Фролов в своем выступлении подчеркнул большое значение прошедшего 21-го ноября в новой резиденции Патриарха в Кремле Совещания Глав и представителей семи Православных Поместных Церквей, расценив это как удар «по восточному папизму, гегемонии Константинопольского Патриархата». На этом Совещании было заявлено о недопустимости ревизии каких-либо канонических норм и догматических положений. Выступавший также отметил, что между Президентом Украины Януковичем и ЕС наметился серьезный раскол. В связи с этим, по мнению Фролова, для Украины нет другого пути, как присоединиться к Евразийскому Союзу. Присутствовавший в качестве наблюдателя на конференции член Русской Православной Старообрядческой Церкви А.В. Шишкин отметил, что в настоящее время, в обстановке необъявленной войны против России, заниматься какими-либо внутренними спорами нецелесообразно. «Мы можем взаимодействовать в рамках гражданских мероприятий – вместе бороться против глобализации, ювенальной юстиции и т.д.», – сказал он. На конференции выступили также члены СПБ В.Кононов (Симбирск), М. Любомудров (Санкт-Петербург), председатель Донбасского отделения Ю. Недобега, член СПБ из Днепропетровска Н. Торба и др. Конференция СПБ приняла следующие резолюции:

1. О недопустимости перевода богослужения с церковно-славянского языка на современный русский. 22 июня 2011 г. в кулуарах руководства Московской епархии был подписан циркуляр о начале узкокелейного обсуждения роли церковно-славянского богослужебного языка в жизни Русской Православной Церкви и его постепенной РУСИФИКАЦИИ и УПРОЩЕНИЯ. Фактически благочинным дана рекомендация проводить эти обсуждения в русле «добровольно-обязательного», как при советском режиме, согласия на русификацию богослужения. Причем делается это вне широкого обсуждения с православными. Узкая группа лиц, в отрыве от широких кругов духовенства и мирян, собирается внести разлад или даже раскол в мирную жизнь нашей Церкви. С отменой церковно-славянского богослужения будет прервана благодатная духовно-мистическая молитвенная связь со многими поколениями наших благочестивых предков, молившихся на протяжении столетий в православных храмах на церковно-славянском языке. Отказ от церковнославянского языка – языка православного богослужения и книжности, сформировавшего наш народ как нацию, неизбежно приведет к тому, что мы потеряем самих себя и утратим объединяющую нас духовную силу. Как отметил игумен Сергий (Троицкий), тенденция к переходу на русский язык в богослужении – это не только ошибка, но серьезный удар по церковной культуре, своего рода акт антицерковного вандализма и варварства. И эта тенденция вполне однозначно должна квалифицироваться как обновленчество. Конференция Союза Православных братств полностью солидарна с мнением ревнителей Православия и настаивает на прекращении всякого рода «обсуждений» данной темы.

2. О необходимости более широкого использования в богослужебной практике старого обряда.

3. О возвращении одного из храмов на Самокатной площади в Москве, где до революции был центр единоверия, единоверческой общине РПЦ МП.

4.  О необходимости учреждения епископской кафедры для окормления единоверческих (старообрядных) приходов Московского Патриархата.

5.  О необходимости широкой публикации документов, подготовленных делегацией Московского Патриархата в связи с предстоящим т.н. Всеправославным Собором. Союз Православных братств, как и вся православная общественность, встревожены закулисным, подковерным обсуждением важнейшего вопроса о созыве т.н. Всеправославного собора (чуть ли не «Восьмого»!). Мы требуем полной ясности и полной гласности в этом вопросе. Нередко в истории Церкви супостаты тайно готовили раскол и потом внезапно навязывали ересь клирикам и мирянам. Если кому-то понадобилось переходить на григорианский календарь, отменять посты, разрешать второбрачие священников и брачность епископата, то этим лицам следует просто уйти из Православия в какое-нибудь лютеранство, но не колебать тысячелетние каноны. СПБ призывает всех верующих внимательно следить за происками раскольников и не допустить революции в Церкви.

6.  В поддержку решений Совещания Глав и представителей семи Православных Поместных Церквей, прошедшего 21-го ноября с.г. в Москве. 21 ноября 2011 г. в Патриарших палатах в Московском Кремле состоялась встреча Предстоятелей Русской, Грузинской, Польской Православных Церквей и Православной Церкви Чешских земель и Словакии, а также представителей Антиохийской, Румынской и Болгарской Православных Церквей. Касаясь проблемы созыва Всеправославного Собора, посланцы семи Церквей заявили, что он должен быть ТЩАТЕЛЬНО ПОДГОТОВЛЕН не только с содержательной, но и с процедурной стороны. На нем должны быть учтены позиции каждой из Поместных Церквей. Для этого необходимо строго следовать принципу КОНСЕНСУСА, как в подготовительном процессе, так и на самом Соборе. По мнению участников московской встречи, «Соборные деяния должны в полной мере соответствовать догматическому и каноническому Преданию и НЕ ВНОСИТЬ НИКАКИХ НОВШЕСТВ, угрожающих единству Святой Церкви». Союз Православных братств солидарен с мнением семи Поместных Православных Церквей и также ратует против внесения каких-либо новшеств на предполагаемом Соборе.

7. О необходимости направить православных священников на корабли ВМФ России, находящихся у берегов Сирии.

8. В защиту узника совести, православного писателя К.Ю. Душенова. Союз Православных братств выражает протест против водворения в лагерь на 3 года лишения свободы православного писателя К.Ю. Душенова за христианские убеждения. Беззаконным судилищем попрана Конституция РФ и все международные акты по правам человека. При этом Душенова дополнительно подвергали в зоне необоснованным наказаниям и даже избиению стражами правопорядка. Мы требуем немедленно освободить узника совести Константина Юрьевича Душенова и прекращения преследований по религиозным мотивам.

9. О возвращении разрешительного грифа Издательского Совета Московской Патриархии редакции журнала «Благодатный огонь». Союз Православных братств выражает недоумение по поводу отмены разрешительного грифа журналу «Благодатный огонь» со стороны Издательского совета Московской Патриархии. Журнал «Благодатный огонь» не только никогда не уклонялся от православного вероучения, но, наоборот, всегда придерживался строго православной позиции, решительно выступал за каноническую чистоту Православия. Мы призываем Издательский совет МП восстановить разрешительный гриф журналу, который заслуженно пользуется одобрением и поддержкой православной общественности.

10. О необходимости ускоренного укрепления обороноспособности России, восстановления в полной мере всеобщей воинской повинности, введения в школах предмета «Начальная военная подготовка», восстановления системы высшего военного образования и об отмене моратория на поступление в военные училища. Союз Православных братств встревожен и обеспокоен растущей напряженностью в мире. После циничных актов агрессии со стороны США и НАТО против Югославии, Ирака и Афганистана мир был изумлен чудовищным неспровоцированным нашествием в Ливию, уничтожением вооруженными силами Северо-Атлантического блока неугодного им режима и превращением цветущей нейтральной страны в руины. Даже начальник Генерального штаба Макаров признал, что военная угроза нависает на границах России. В этих условиях мы должны помнить о необходимости резкого наращивания вооружений, в первую очередь ракетно-ядерного потенциала, высокоточного оружия и национальной системы ПРО. Необходимо восстановить в полной мере всеобщую воинскую повинность, ввести в школах начальную военную подготовку, восстановить систему высшего военного образования и отменить мораторий на поступление в военные училища. Силы зла готовят провокации против России. Слабых бьют. И только боеспособная Армия и высокая планка вооружений может удержать бесноватых от вторжения.

11. Об отмене антирусской 282-й статьи УК РФ. 28 июня 2011 г. пленум Верховного Суда РФ выразил обеспокоенность значительным ростом количества преступлений «против основ конституционного строя и безопасности государства». Так, в 2004 г. их было зарегистрировано 130, а к 2011 г. – 656. По факту «возбуждения ненависти либо вражды, либо унижения человеческого достоинства» (ст. 282 Уголовного кодекса РФ) в 2009 г. было осуждено 65 чел., а в 2010 г. – уже 161. Верховный суд определил пределы экстремизма. Критика политиков и должностных лиц не может приравниваться к экстремизму, как и критические оценки религий или какой-либо социальной группы. В этой связи Союз Православных братств считает необходимым вообще отменить 282-ую статью УК РФ, как направленную де-факто исключительно против русских, носящую антирусский характер.

12. О гарантиях сохранения социального статуса в случае отказа от универсальной электронной карты. Злополучный закон о введении универсальной электронной карты для всего населения России с трансграничной передачей персональных данных россиян штабам НАТО и другим супостатам формально предусматривает право на отказ от УЭК. Но это право не прописано, оно голословно и чиновники на местах на него не обращают внимание. Необходима альтернатива. Необходимо прописать в законе МЕХАНИЗМ ОТКАЗА от УЭК. Надо думать об интересах сограждан и о национальной безопасности, а не о требованиях мировой закулисы и Мирового правительства.

13. Против устройства развлекательных учреждений сомнительного нравственного характера на Золотом острове в центре Москвы, особенно т.н. «Рая».

14.  О переименовании станции метро «Войковская». Союз Православных братств вновь призывает посткоммунистическую власть прекратить почитание уголовного преступника, мародера и изувера, убийцы Царской Семьи и Царских Детей, троцкиста Пинхуса Войкова, именем которого названа в Москве станция метро «Войковская». В начале перестройки быстро и без колебаний власти переименовали станцию «Ждановская» в «Выхино», хотя у Жданова куда меньше «минусов», чем у детоубийцы Войкова. Царская Семья канонизирована всей полнотой Русской Православной Церкви. Продолжать славить киллера – это плевок в лицо всем православным. Мы требуем немедленно переименовать станцию метро «Войковская», стереть ненавистное клеймо с карты столицы. Были также приняты обращения к Госдуме РФ с призывом восстановить преподавание «Основ православной культуры» в полном объеме в программе средней школы и к Президенту Украины В. Януковичу с просьбой отменить запрет местных властей на наличие икон в государственных учреждениях.

Несколько раз в году (в очередную годовщину Куликовской битвы, в праздник Рождества Пресвятой Богородицы и в Царские дни) СПБ проводил молитвенные стояния, после которых были выступления. Так, после молитвенного стояния на Чистопрудном бульваре у памятника Грибоедову я сокрушенно поведал о гибели российской деревни, а также об эпидемии алкоголизма. Священник Виктор Кузнецов вспомнил события осени 1993 г.. В частности, он напомнил, что демократ Гавриил Попов умышленно пропагандировал взятки, чтобы растлить государство. Бывший член Совета Федерации писатель Е.А. Павлов сообщил, что иностранный капитал у нас составляет 90 % и он фактически повелевает всеми сторонами жизни в РФ. Он опроверг также домыслы о якобы «необходимости» для нашей экономики иностранных рабочих из Узбекистана и Таджикистана. «У нас в стране одних только охранников 15 миллионов, не говоря о других категориях лиц досужих занятий». Православный писатель Леонид Болотин рассказал о мытарствах, которые испытывает не только узник совести Константин Душенов, но и его семья. Председатель Русско-сербского общества Илья Числов дал яркую картину драматической ситуации в Европе и в мире. Как всегда, на стоянии развевались хоругви, православные держали иконы и возносили молитвы Господу нашему Исусу Христу, Пресвятой Богородице, чье Рожество мы праздновали, и Святому Царю Николаю. Собирались члены СПБ для сугубой молитвы в поддержку В.Н. Осипова, который подвергался судебному преследованию в связи с изданием своей книги «Корень нации. Записки русофила», в которой он подверг серьезной критике разрушителей единого государства и хулителей Православия. Молились о заключенных русских патриотах; в поддержку Сирии и Антиохийской Церкви; о Приднестровье, в защиту гонимого протоиерея Димитрия Сидора – духовного лидера русинов; о восстановлении Православного самодержавного царства; по поводу массовых поджогов православных храмов в Татарстане; против притязаний Японии на Курилы и т.д. После каждого такого молитвенного стояния принимались соответствующие заявления.

На конференции СПБ в ноябре 2013 года я выступил с отчетным докладом. В докладе акцентировалось внимание на последних событиях в Бирюлево. Известный писатель В.П. Филимонов рассказал об опасностях, исходящих из антихристианской глобализации на современном этапе. Было также отмечено, что «более 50% граждан России выступают за возвращение в паспорт графы национальность. Реакция граждан возымела свое действие. Советский паспорт образца 1974 года был продлен до 2030 года». Председатель общественного движения «Православный выбор», глава православного братства во имя св. Александра Невского Ю.Н. Егоров и другие делегаты с Украины в своем выступлении коснулись последних событий на Украине. «Вступление Украины в ЕС будет означать, что он будет заниматься ее границами. России будут предъявлены территориальные претензии на Ставропольский и Краснодарский край, часть Ростовской, Воронежской, Белгородской и Курской областей, где живет значительное количество выходцев с Украины. УПЦ будет втягиваться в юрисдикцию Константинополя по эстонскому сценарию. Эта юрисдикция легко может быть распространена на территорию России, где в среде духовенства много выходцев с Украины, уже много лет существует украинский греко-католический экзархат и две епархии т.н. «Киевского патриархата». В таком случае в эту юрисдикцию потянутся все недовольные, и формально, с точки зрения Константинополя, все будет канонично. Пока переход под юрисдикцию Константинополя планируют осуществить в Галичине, где во Львовской епархии новоназначенный епископ УПЦ МП Филарет ведет переговоры с «митрополитами» Киевского патриархата и автокефальной церкви Дмитрием Рудюком и Макарием Малетичем об их выходе из раскольничьих юрисдикций и объединении в единую Львовско-Галицкую митрополию под эгидой Константинополя. Если бы Москва приняла два-три прихода в качестве ставропигиальных, то это бы встряхнуло сторонников автокефалии в Киеве. Говорят, что прежде чем факсы, посылаемые с Украины, доходят до Патриарха, они отправляются в Киев в митрополию. Не исполнено решение Синода об открытии подворья Троице-Сергиевой Лавры в Киеве и Киево-Печерской Лавры в Москве. В Крыму назревает новое Косово. На полуостров возвращаются сотни крымских татар, воевавших на стороне оппозиции против Б. Асада. Не менее двух третей мусульманского духовенства здесь являются сторонниками ваххабизма». «Сразу после интеграции с Европой начнутся активные действия по навязыванию автокефалии. Мы стоим на пороге автокефалии. Ни на одно наше обращение в митрополию ответа мы не получили. Партия регионов резко уменьшила влияние Русской общины в Крыму. Она обескровила русские патриотические организации. Все наши инициативы блокируются. Ни одно наше мероприятие не было освещено в СМИ. В то же время акции «Свободы» активно освещаются. 15 октября все архиереи УПЦ получили из канцелярии митрополии письмо с призывом к миру и толерантности. По сути, в этом письме содержится призыв к поддержке известного обращения религиозных деятелей Украины, в том числе митрополита Владимира (Сабодана), в котором говорится о европейском выборе Украины, о необходимости вступления в ЕС. 4 ноября, в праздник Казанской иконы Богородицы, мы намечаем провести в Киеве большой крестный ход» – отметил он. Зам. председателя Донбасского отделения СПБ Е.В. Мерзляков рассказал о крестных ходах в Луганске, прошедших там после 17-летнего перерыва. Об угрозах, связанных с присоединением Украины к ЕС, говорил глава Ассоциации православных экспертов К.А. Фролов. «Вступление Украины в ЕС означает потерю ею суверенитета. Глава Кабмина Украины Н.Я. Азаров, будучи в Калуге, сказал, что Украина не будет принимать то, что ей не понравится. Это – лицемерие. Выборочно поступать не удастся». Фролов отметил, что на УПЦ МП оказывается «бешеное давление». Он также отметил ряд странных смертей, произошедших на Украине в последние годы: филаретовских «архиереев» Иакова Панчука, Феодосия Пецины, Андрея Горака, епископа УПЦ МП Тихона (Жилякова), протоиерея Михаила Шувара и недавнюю странную смерть преемника известного борца за церковное единство схиархимандрита Зосимы (Сокуры) схиархимандрита Алипия, скончавшегося через пару дней после обращения братии обители с критикой митрополита Киевского и всея Украины Владимира, поддержавшего вступление Украины в ЕС. Выступавший рассказал об откровенной войне против строительства в Москве новых храмов (на Ходынском поле, в Гагаринском районе, Перово, Гольяново и др). Мария Титенич, режиссер, член Союза журналистов Украины (г. Львов) выступила с докладом о протопресвитере Гаврииле Костельнике. Вот выдержки из него: «Земли Галицкой (Червонной) Руси издревле славились своими подвижниками и исповедниками Православия. Митрополит Петр, чей жезл сегодня вручают при интронизации Патриарху всея Руси, также был выходцем из Галичины. Среди мучеников концлагерей Талергофа и Терезина (в годы Первой мировой войны) было около 800 православных русинов-священнослужителей. Эту когорту исповедников веры пополнил приснопамятный убиенный в 1948 г. протопресвитер Гавриил Костельник, возглавивший присоединение греко-католиков Галичины к Русской Православной Церкви, на Соборе в 1946 году. О его жизненном и творческом пути, становлении личности и мученической кончине, о догадках и вымыслах вокруг имени о. Гавриила, его учителях, соратниках и недругах – главные акценты доклада. Эта тема очень неоднозначно трактуется разными исследователями в Галичине и еще далеко не исследована, не до конца изучены архивы. Работа по серьезному и тщательному изучению всех обстоятельств жизни, творчества и смерти только начинается. Просим святых молитв о ниспослании Божией помощи в этом труде». Председатель Русско-сербского братства И.М. Числов рассказал о последних событиях в Сербии и в Сербской Церкви. «То, что Сербия изменилась – это ложь. По большому счету она осталась прежней» – такими словами закончил он свое выступление. Член Совета СПБ В.И. Соломонов доложил о работе Антикоррупционного комитета при СПБ.

В январе 2014 года накануне госпереворота в Киеве СПБ выступил с заявлением "Не допустить свержения законной власти в Киеве". Заявление на эту же тему тогда же было принято СПБ совместно с Советом Землячеств Украины.

 

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Игумен Кирилл (Сахаров)
«Богатство обязывает»
К 100-летию кончины П.П.Рябушинского
26.04.2024
Терпение и спокойствие
Записки пациента НИИ урологии
25.04.2024
Как меня развели на «наместника Троице-Сергиевой Лавры»
Об одном из проявлений мошенничества
20.04.2024
Три дня в гостях у Григория Распутина
Как я жил на квартире Григория Ефимовича
01.04.2024
«Было необычно видеть такое большое количество людей»
На престольном празднике Данилова монастыря
20.03.2024
Все статьи Игумен Кирилл (Сахаров)
Последние комментарии
О чём говорят американские конспирологи
Новый комментарий от Александр Волков
26.04.2024 06:25
К 305-летию выхода Робинзона Крузо
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
26.04.2024 02:37
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Константин В.
26.04.2024 00:55
«Регионы должны укрупняться»
Новый комментарий от учитель
26.04.2024 00:27
История капитализма в России. Куда идем?
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
25.04.2024 23:57
Откуда берутся товарищи Ивановы?
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
25.04.2024 23:44