Критиков в горьковской-нижегородской литературе никогда много не было. Не филологов, литературоведов, а именно критиков. Из старшего поколения тут можно вспомнить Ариадну Николаевну Алексееву и Ивана Кирилловича Кузьмичева. Из тех, кто наиболее интересно проявил себя в 70-80-х годах прошлого века – Галину Егоренкову, Вячеслава Харчева.
Если же взять период последних тридцати лет, то недостаток критической мысли в нижегородской литературе ощущается очень остро, а ярких, широко известных в современном литературном процессе России нижегородских критиков и вовсе не назвать. Нет таких имён.
Тем отраднее, что в Сарове, на краю области, в городе физиков-атомщиков журналистка Татьяна Криницкая, знающая и любящая литературу, сначала начала пробовать свои силы в написании небольших отзывов на книжные новинки, а затем перешла и к написанию полноценных, серьёзных литературно-критических статей, стараясь в них осмыслить творчество того или иного писателя.
Отличительная черта работ Криницкой – она не отделяет судьбу автора анализируемой книги от созданного им произведения. В её шкале ценностей – это всегда нечто единое, дополняющее и взаимопроникающее.
«Форточка души» – первая книга критика.
Как бывает почти у всех тружеников этого литературного цеха, составлялась она довольно долго. В сборник вошли статьи, написанные в течении более чем десяти лет. За это время начинающий критик успешно поучаствовала в творческих семинарах, получила некоторые литературные награды. Но самое главное – представила свои труды читателям со страниц авторитетных литературных журналов и газет, которые придерживаются своей самостоятельной позиции в общероссийском литературном процессе. Позиции выстраданной и продуманной десятилетиями. Публикация на их страницах текстов Криницкой – главное признание, что как критик их автор уже состоялась.
Дополнительно отмечу: в содержании предоставленной читателю книги Криницкой речь идёт не о знаменитых авторах или произведениях, прочно занявших «тронное место» в истории отечественной литературы. Тут происходит попытка через прочитанное осмыслить те нравственные, культурологические и политические события, которые происходят не только в России, но и вообще в современном мире.
В этом, я убеждён, и есть главная задача критики. Особенно если она анализирует текущую литературу, ещё не прошедшую отбор временем и искушённым читателем.
В.Г. Белинский в восьмой статье, посвящённой бессмертному произведению А.С. Пушкина «Евгений Онегин» замечает: «Чтоб верно изображать какое-нибудь общество, надо сперва постигнуть его сущность, его особенность – а этого нельзя иначе сделать, как узнав фактически и оценив философски ту сумму правил, которыми держится общество».
Я впервые прочитал эти строки в далёком 1978 году. Тогда же подчеркнул их в книге статей Виссариона Григорьевича. Но, конечно, не предполагал, что спустя столько лет вспомню слова классика русской литературной критики, как подтверждение того пути, по которому пытается идти и критик из Сарова.
Татьяна Криницкая в своих статьях обильно цитирует (и это правильно, это хорошо, это позволяет читателю уяснить, что хочет ему сказать критик, на что обратить особое внимание) те произведения, которые подвергает оценке.
Я воспользуюсь этим же приёмом, и в конце своего предисловия приведу ещё одно высказывание В.Г. Белинского.
«Много прекрасного в живой действительности, или, лучше сказать, всё прекрасное заключается только в живой действительности; но чтобы насладиться этою, мы сперва должны овладеть ею в нашем разумении, а это возможно только при двух условиях: мы должны обнимать её в целости и притом предметно, так, чтоб наша личность, наши отношения не заслоняли её от нас» («Стихотворения М. Лермонтова»).
Мне кажется, Татьяна Криницкая в своей литературной работе идёт именно по такому, правильному пути.
Нижний Новгород