itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

Пасха Господня в духовной пустыне глубинки

0
435
Время на чтение 14 минут
Фото: из архива автора

 

После долгого перерыва мы снова в одном из регионов ближайшего Подмосковья. В зимнее время от поездок в глубинку решили воздерживаться, т.к. ехать в это время туда малопродуктивно.

В холодное время в неотапливаемые храмы на службу никто не придет (топят только в одном из опекаемых нами храмов – в Скорбященском в с. Залазино). Снежные завалы не позволят выйти на прогулку. Служить вдвоем на Пасху и в Светлую седмицу – роскошь непозволительная, т.к. упускается возможность сделать очередной шаг в трудах по духовному возрождению глубинки. Некоторые прихожане пытались отговаривать от поездки, ссылаясь, в частности, на холод. Но мое желание непременно ехать было неудержимым и непреклонным. Оно не изменилось и после последнего диагноза врача «артрит ног с тенденцией к артрозу». Вернувшись через неделю, я, анализируя поездку, был изумлен, как с утра до позднего вечера удалось послужить в храмах, часовнях и у поклонных крестов в двух десятках деревень, посещая по три точки в день и почти ежедневно проводя крестные ходы не только вокруг храмов и часовен (в некоторых деревнях крестные ходы прошли с пением Пасхального канона и прочих последований утрени).

При выезде из Москвы остановились у храма Рождества Христова на Ленинградском шоссе. Неожиданно было увидеть здесь на территории храма до полутора десятка росгвардейцев плюс несколько полицейских. У нас, в центре Москвы, было всего двое полицейских. Молодой священник, по-видимому, пакистанец, энергично передвигался по территории и внутри храма. Благословляет людей на расстоянии, руку целовать не дает. Наверное, так будет продолжаться еще долго и после окончания всех эпидемий. Подъехали к святому источнику у деревни Марьино – испили потрясающе чистую освежающую воду.

Далее по пути в д. Владычня располагается скит Владычня Марфо-Мариинской обители. После закрытия обители в 1926 году здесь подвизались сестры обители и их духовник архимандрит Сергий. Пять лет назад в честь этого преподобноисповедника в скиту был построен красивый деревянный храм. Поклонились Поклонному кресту, установленному на месте разрушенного Вознесенского храма в с. Кава. В клубе напротив заманчиво мерцает светомузыка – наверное, в разгаре молодежная дискотека. К общему удивлению, в клубе был только один мальчик лет двенадцати. В Троицком храме с. Первитино нам предстоит совершить полунощницу, крестный ход и Пасхальную заутреню – впервые за последние 100 лет. Проходившая мимо стайка молодежи пообещала прийти на крестный ход, однако, не пришли. Накануне разговаривал со старостой храма. Он активно советовал надевать в храме каску, т.к. периодически сверху падают кирпичи. Нам, однако, это не грозило, т.к. служба проходила под колокольней, где более-менее все было благоустроено. Литургию служил в Никольской церкви села Змеево. К сожалению, пришла только одна семья моих духовных чад, поселившихся здесь, и отец одного нашего прихожанина – из местных не было никого. Очень печально… Программа по внутреннему благоустройству этого храма на текущий год была выполнена досрочно. Внутри его был обшит досками потолок. Вечерня в д. Колмодворки прошла не у Поклонного креста на месте разрушенной Ильинской часовни, а в доме ответственной за крест. На утрени в Скорбященской церкви с. Залазино была только казначей. На Литургии было шесть местных, трое из которых причащались. Отрадно, что мои помощники завершили работы по устройству иконостаса и покрытию пола в главном приделе храма. Огромный алтарь не узнать. После снятия досок с окон внутри много света. С технологической точки зрения делать пол и иконостас в храме в то время, когда купол не покрыт, кажется абсурдным. Но, во-первых, таких денег, чтобы его покрыть, на сегодня нет. А, во-вторых, по опыту знаю, что такие нелепые с точки зрения здравого смысла вещи, как настил пола в доме без крыши, приводили к позитивным результатам. Они наглядно показывали для приходящих положительную динамику изменений и вызывали цепную реакцию следующих действий. Но главное, конечно, это как можно скорее начать совершать в таком, пусть пока руинированном, храме службы. На Литургии в Покровской церкви с. Пиногощи была только одна старушка (приехала в родовое гнездо из райцентра). Накануне на вечерне не было никого. Рядом с храмом вырос огромный дом переселенца из Москвы. Непривычно было видеть у него длиннющую бороду. К сожалению, на службу он не пришел…

Порадовало, что на утреню в Георгиевскую часовню д. Ананкино пришло пять человек. Одна из женщин попросила рассказать об артосе (артусе, по-старому). Сказала, что 40 лет посещает церковь. Огорчило то, как примитивно она понимает Таинство причащения. Вечерня в Казанской часовне д. Иваньково и утреня у Поклонного креста на месте разрушенной Тихвинской часовни в д. Райки прошли без прихожан (в Петропавловской церкви с. Назарово на вечерне их тоже не было). Дорога была очень разбита, похожа на стиральную доску. Часто моросил дождь. Множество лягушек усеивали дорогу.

В школе с. Микшино – родине прп. Никона Воробьева – была встреча с учениками 5-6-х классов. На встрече присутствовало пять учителей. Планировалось, что она будет длиться пол урока – 20-25 минут, а получилось на целый урок. Задавали множество вопросов. Запомнился вопрос одной девочки: «Мы произошли от Адама и Евы или от обезьяны?» Призвал изучать и помнить свои карельские традиции – по реакции учеников и учителей понял, что здесь этот фактор весьма слабо звучит. Учитель физики сетовал: «На неокрепшие души детей очень негативно влияет интернет». Обедали в школьной столовой. Вечерню служили у Поклонного креста д. Волхово, а утреню с крестным ходом в д. Долганово. В последней поразила целая улица полуразрушенных деревянных домов. На отдельных участках крестного хода продирались сквозь заросли с колючками. Неухоженность, замусоренность здешних деревень сильно контрастировало с тем, что я видел в Германии, где каждый клочок земли буквально вылизан. Вокруг некоторых Поклонных крестов и часовен обвалились деревянные ограды. Я понял, что они недолговечны и делать их опять смысла мало. Нужно ориентироваться на металлические сетки, закрепленные на железных столбах. В д. Заболотье поселилась семья из Винницкой области Украины. Говорили, что настроены они не очень доброжелательно, к тому же неправославные. В здешних местах это первая ласточка, на будущее, наверное, будут еще такие поселенцы. В Микшино в Сретенской церкви на часах и обеднице была только семья местной старосты (только они были и накануне на вечерне). Храм закрывался в 1938-м году. Последний священник – о. Михаил Зайцев – был репрессирован в 37-м году. Храм стал возрождаться с 2005 года. В 2014-м году прошла первая служба – молебен с водоосвящением. Вместо Царских врат в храме пока только завеса. Вышли на крестный ход и сразу увидели, как из микроавтобуса выходит группа детей (они приехали из райцентра) для того чтобы сделать уборку вокруг Микшинских храмов (они уже несколько дней ездят по району для уборки вокруг храмов и на кладбищах). После часов и обедницы в часовне в честь священномученика Власия в Бронино решили ее прокрасить и внутри и с внешней стороны, несмотря на значительные разрушения. Заключительным аккордом программы был крестный ход с параллельным совершением утрени в с. Змеево. На обратном пути совершили обедницу у самого высокого креста, установленного нами в пос. Приозерный. Установлен он был у дороги, высота креста около 6 метров. К сожалению, никто из местных не пришел, хотя поселок намного больше, чем все опекаемые нами деревни вместе взятые. В с. Дмитровское в храме св. великомученика Димитрия Солунского пропели Пасхальные стихиры (стихеры, по-старому). За зиму на полу храма образовались кучки из падающей со стен и потолка штукатурки. Икона покровителя храма, казалось, грустно взирала на печальную картину разрушений. Когда в храме редко бывают люди, то происходят такие вещи, как срыв креста над входными дверями, установка памятников при подходе к храму и пр. В с. Медное у стены Казанского храма помолились на могиле прот. Игоря Седова – настоятеля храма, скончавшегося в прошлом году. Даже по московским меркам храм довольно благоустроен и благоукрашен. Пожалуй, он один из лучших сельских храмов митрополии. При входе в храм обратили внимание на объявление: «В храме связь только с Богом. Пожалуйста, выключите мобильный телефон». Преемник о. Игоря о. Владимир, уроженец Кубани, был рукоположен всего пару недель назад. Он такой же веселый и общительный, как и его предшественник.

В поездке за трапезами и в машине много общались между собой. Вспоминали живых и умерших прихожан. Некоторые из них были довольно колоритными. У одной прихожанки национальность состояла из трех слов. На настойчивые попытки узнать, какой она национальности, неизменно был ответ: «Все национальности равны». Причудливо переплетались в обиходе цифры 6 и 9. Я, например, рассказал, что накануне поездки при входе в наш храм увидел большое количество экскурсантов. Знакомый экскурсовод тепло меня приветствует и представляет им. Перечисляет мои регалии, заканчивая словами: «И написал шесть книг воспоминаний». Терпеливо выслушав его, я сказал следующее: «Вы упомянули 6 моих книг (их на самом деле уже 9), я вспомнил, как в  одной семье очень талантливого народа одна из гостей, прощаясь, сказала: «Сарра, все было очень прекрасно, угощение было великолепным. Мне особенно понравились пирожки, испеченные тобою, я с удовольствием съела их 6 штук. Хозяйка в ответ: «Ну, положим, не шесть, а девять, ну, так кто ж вам тут будет их считать». Как всегда в поездках, ее участники раскрывались с неожиданной стороны. Были интересные рассказы. Запомнился рассказ одного мужчины, приехавшего к нам с севера, про их священника. Родом из кубанских казаков, он вел себя очень жестко и независимо. В конце часов вместо возгласа «Молитвами святых отец...» он вдруг начинал импровизировать, молиться своими словами: «Господи, испепели содомитов, пошли нам хорошую погоду…» и т.п. Этого мужчину – своего прихожанина, казак наставлял: столкнешься с поползновениями со стороны извращенца, не задумываясь, бей по морде, и отходи в сторону. Что-то в этом роде мне в юности советовал делать не так давно почивший иеромонах Павел (Лысак). Я, как всегда, был требователен и строг, досталось, однако, и мне. Так, этот мужчина мне сказал: «Вот Вы требуете, чтобы мы все были готовы к выезду в назначенное время, а сами встаете в последний момент». Я в свое оправдание: «Не забывайте, что по совокупности своих заболеваний я инвалид 2 группы».

В целом, поездка прошла при большом подъеме. Все, что намечено, было, с Божией помощью, сделано. Удивительно, что вернулись мы в аккурат к началу всенощного бдения. Слава Богу за все!

Пасха Господня в духовной пустыне глубинки

После долгого перерыва мы снова в одном из регионов ближайшего Подмосковья. В зимнее время от поездок в глубинку решили воздерживаться, т.к. ехать в это время туда малопродуктивно.

В холодное время в неотапливаемые храмы на службу никто не придет (топят только в одном из опекаемых нами храмов – в Скорбященском в с. Залазино). Снежные завалы не позволят выйти на прогулку. Служить вдвоем на Пасху и в Светлую седмицу – роскошь непозволительная, т.к. упускается возможность сделать очередной шаг в трудах по духовному возрождению глубинки. Некоторые прихожане пытались отговаривать от поездки, ссылаясь, в частности, на холод. Но мое желание непременно ехать было неудержимым и непреклонным. Оно не изменилось и после последнего диагноза врача «артрит ног с тенденцией к артрозу». Вернувшись через неделю, я, анализируя поездку, был изумлен, как с утра до позднего вечера удалось послужить в храмах, часовнях и у поклонных крестов в двух десятках деревень, посещая по три точки в день и почти ежедневно проводя крестные ходы не только вокруг храмов и часовен (в некоторых деревнях крестные ходы прошли с пением Пасхального канона и прочих последований утрени).

При выезде из Москвы остановились у храма Рождества Христова на Ленинградском шоссе. Неожиданно было увидеть здесь на территории храма до полутора десятка росгвардейцев плюс несколько полицейских. У нас, в центре Москвы, было всего двое полицейских. Молодой священник, по-видимому, пакистанец, энергично передвигался по территории и внутри храма. Благословляет людей на расстоянии, руку целовать не дает. Наверное, так будет продолжаться еще долго и после окончания всех эпидемий. Подъехали к святому источнику у деревни Марьино – испили потрясающе чистую освежающую воду.

Далее по пути в д. Владычня располагается скит Владычня Марфо-Мариинской обители. После закрытия обители в 1926 году здесь подвизались сестры обители и их духовник архимандрит Сергий. Пять лет назад в честь этого преподобноисповедника в скиту был построен красивый деревянный храм. Поклонились Поклонному кресту, установленному на месте разрушенного Вознесенского храма в с. Кава. В клубе напротив заманчиво мерцает светомузыка – наверное, в разгаре молодежная дискотека. К общему удивлению, в клубе был только один мальчик лет двенадцати. В Троицком храме с. Первитино нам предстоит совершить полунощницу, крестный ход и Пасхальную заутреню – впервые за последние 100 лет. Проходившая мимо стайка молодежи пообещала прийти на крестный ход, однако, не пришли. Накануне разговаривал со старостой храма. Он активно советовал надевать в храме каску, т.к. периодически сверху падают кирпичи. Нам, однако, это не грозило, т.к. служба проходила под колокольней, где более-менее все было благоустроено. Литургию служил в Никольской церкви села Змеево. К сожалению, пришла только одна семья моих духовных чад, поселившихся здесь, и отец одного нашего прихожанина – из местных не было никого. Очень печально… Программа по внутреннему благоустройству этого храма на текущий год была выполнена досрочно. Внутри его был обшит досками потолок. Вечерня в д. Колмодворки прошла не у Поклонного креста на месте разрушенной Ильинской часовни, а в доме ответственной за крест. На утрени в Скорбященской церкви с. Залазино была только казначей. На Литургии было шесть местных, трое из которых причащались. Отрадно, что мои помощники завершили работы по устройству иконостаса и покрытию пола в главном приделе храма. Огромный алтарь не узнать. После снятия досок с окон внутри много света. С технологической точки зрения делать пол и иконостас в храме в то время, когда купол не покрыт, кажется абсурдным. Но, во-первых, таких денег, чтобы его покрыть, на сегодня нет. А, во-вторых, по опыту знаю, что такие нелепые с точки зрения здравого смысла вещи, как настил пола в доме без крыши, приводили к позитивным результатам. Они наглядно показывали для приходящих положительную динамику изменений и вызывали цепную реакцию следующих действий. Но главное, конечно, это как можно скорее начать совершать в таком, пусть пока руинированном, храме службы. На Литургии в Покровской церкви с. Пиногощи была только одна старушка (приехала в родовое гнездо из райцентра). Накануне на вечерне не было никого. Рядом с храмом вырос огромный дом переселенца из Москвы. Непривычно было видеть у него длиннющую бороду. К сожалению, на службу он не пришел…

Порадовало, что на утреню в Георгиевскую часовню д. Ананкино пришло пять человек. Одна из женщин попросила рассказать об артосе (артусе, по-старому). Сказала, что 40 лет посещает церковь. Огорчило то, как примитивно она понимает Таинство причащения. Вечерня в Казанской часовне д. Иваньково и утреня у Поклонного креста на месте разрушенной Тихвинской часовни в д. Райки прошли без прихожан (в Петропавловской церкви с. Назарово на вечерне их тоже не было). Дорога была очень разбита, похожа на стиральную доску. Часто моросил дождь. Множество лягушек усеивали дорогу.

В школе с. Микшино – родине прп. Никона Воробьева – была встреча с учениками 5-6-х классов. На встрече присутствовало пять учителей. Планировалось, что она будет длиться пол урока – 20-25 минут, а получилось на целый урок. Задавали множество вопросов. Запомнился вопрос одной девочки: «Мы произошли от Адама и Евы или от обезьяны?» Призвал изучать и помнить свои карельские традиции – по реакции учеников и учителей понял, что здесь этот фактор весьма слабо звучит. Учитель физики сетовал: «На неокрепшие души детей очень негативно влияет интернет». Обедали в школьной столовой. Вечерню служили у Поклонного креста д. Волхово, а утреню с крестным ходом в д. Долганово. В последней поразила целая улица полуразрушенных деревянных домов. На отдельных участках крестного хода продирались сквозь заросли с колючками. Неухоженность, замусоренность здешних деревень сильно контрастировало с тем, что я видел в Германии, где каждый клочок земли буквально вылизан. Вокруг некоторых Поклонных крестов и часовен обвалились деревянные ограды. Я понял, что они недолговечны и делать их опять смысла мало. Нужно ориентироваться на металлические сетки, закрепленные на железных столбах. В д. Заболотье поселилась семья из Винницкой области Украины. Говорили, что настроены они не очень доброжелательно, к тому же неправославные. В здешних местах это первая ласточка, на будущее, наверное, будут еще такие поселенцы. В Микшино в Сретенской церкви на часах и обеднице была только семья местной старосты (только они были и накануне на вечерне). Храм закрывался в 1938-м году. Последний священник – о. Михаил Зайцев – был репрессирован в 37-м году. Храм стал возрождаться с 2005 года. В 2014-м году прошла первая служба – молебен с водоосвящением. Вместо Царских врат в храме пока только завеса. Вышли на крестный ход и сразу увидели, как из микроавтобуса выходит группа детей (они приехали из райцентра) для того чтобы сделать уборку вокруг Микшинских храмов (они уже несколько дней ездят по району для уборки вокруг храмов и на кладбищах). После часов и обедницы в часовне в честь священномученика Власия в Бронино решили ее прокрасить и внутри и с внешней стороны, несмотря на значительные разрушения. Заключительным аккордом программы был крестный ход с параллельным совершением утрени в с. Змеево. На обратном пути совершили обедницу у самого высокого креста, установленного нами в пос. Приозерный. Установлен он был у дороги, высота креста около 6 метров. К сожалению, никто из местных не пришел, хотя поселок намного больше, чем все опекаемые нами деревни вместе взятые. В с. Дмитровское в храме св. великомученика Димитрия Солунского пропели Пасхальные стихиры (стихеры, по-старому). За зиму на полу храма образовались кучки из падающей со стен и потолка штукатурки. Икона покровителя храма, казалось, грустно взирала на печальную картину разрушений. Когда в храме редко бывают люди, то происходят такие вещи, как срыв креста над входными дверями, установка памятников при подходе к храму и пр. В с. Медное у стены Казанского храма помолились на могиле прот. Игоря Седова – настоятеля храма, скончавшегося в прошлом году. Даже по московским меркам храм довольно благоустроен и благоукрашен. Пожалуй, он один из лучших сельских храмов митрополии. При входе в храм обратили внимание на объявление: «В храме связь только с Богом. Пожалуйста, выключите мобильный телефон». Преемник о. Игоря о. Владимир, уроженец Кубани, был рукоположен всего пару недель назад. Он такой же веселый и общительный, как и его предшественник.

В поездке за трапезами и в машине много общались между собой. Вспоминали живых и умерших прихожан. Некоторые из них были довольно колоритными. У одной прихожанки национальность состояла из трех слов. На настойчивые попытки узнать, какой она национальности, неизменно был ответ: «Все национальности равны». Причудливо переплетались в обиходе цифры 6 и 9. Я, например, рассказал, что накануне поездки при входе в наш храм увидел большое количество экскурсантов. Знакомый экскурсовод тепло меня приветствует и представляет им. Перечисляет мои регалии, заканчивая словами: «И написал шесть книг воспоминаний». Терпеливо выслушав его, я сказал следующее: «Вы упомянули 6 моих книг (их на самом деле уже 9), я вспомнил, как в  одной семье очень талантливого народа одна из гостей, прощаясь, сказала: «Сарра, все было очень прекрасно, угощение было великолепным. Мне особенно понравились пирожки, испеченные тобою, я с удовольствием съела их 6 штук. Хозяйка в ответ: «Ну, положим, не шесть, а девять, ну, так кто ж вам тут будет их считать». Как всегда в поездках, ее участники раскрывались с неожиданной стороны. Были интересные рассказы. Запомнился рассказ одного мужчины, приехавшего к нам с севера, про их священника. Родом из кубанских казаков, он вел себя очень жестко и независимо. В конце часов вместо возгласа «Молитвами святых отец...» он вдруг начинал импровизировать, молиться своими словами: «Господи, испепели содомитов, пошли нам хорошую погоду…» и т.п. Этого мужчину – своего прихожанина, казак наставлял: столкнешься с поползновениями со стороны извращенца, не задумываясь, бей по морде, и отходи в сторону. Что-то в этом роде мне в юности советовал делать не так давно почивший иеромонах Павел (Лысак). Я, как всегда, был требователен и строг, досталось, однако, и мне. Так, этот мужчина мне сказал: «Вот Вы требуете, чтобы мы все были готовы к выезду в назначенное время, а сами встаете в последний момент». Я в свое оправдание: «Не забывайте, что по совокупности своих заболеваний я инвалид 2 группы».

В целом, поездка прошла при большом подъеме. Все, что намечено, было, с Божией помощью, сделано. Удивительно, что вернулись мы в аккурат к началу всенощного бдения. Слава Богу за все!

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; Челябинское региональное диабетическое общественное движение «ВМЕСТЕ»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне.

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/ru/documents/7755/
https://ria.ru/20201221/inoagenty-1590270183.html
https://ria.ru/20201225/fbk-1590985640.html

РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:
Игумен Кирилл (Сахаров)
«К сожалению, не было укоров»
На праздновании 75-летия старообрядческого митрополита Корнилия
04.06.2022
«Воин духа, воин света»
В Москве прошёл Вечер, посвящённый 100-летию журнала «Молодая гвардия»
27.05.2022
О судьбе Православия на Украине
В Институте стран СНГ прошёл Круглый стол
27.05.2022
«Украинский национализм зародился в крови Талергофа»
О презентации книг о мучениках Западной Руси
18.05.2022
Все статьи Игумен Кирилл (Сахаров)
Последние комментарии
Каковы условия нашей победы?
Новый комментарий от Русский Сталинист
02.07.2022 12:05
За что мы воюем?
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
02.07.2022 11:59
Российское общество не готово к очищению через православную веру
Новый комментарий от Александр Волков
02.07.2022 11:33
Чехарда с переименованиями
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
02.07.2022 11:29
I. Россия и европейское образование
Новый комментарий от C. Гальперин
02.07.2022 10:04
Перенос столицы на Восток
Новый комментарий от Человек
02.07.2022 06:18
Признать Украину террористическим квазигосударством
Новый комментарий от Vladislav
02.07.2022 06:10