Созвездие людей, каждый – вселенная: столь же значительная, сколь – не расшифровать тайны, кроме тех, что отразились в творчестве: Поленов, Головин, Коровин, Врубель, Левитан…
Марк Антокольский, явивший пик русской скульптуры, давший в равной мере великолепных Сократа, Иисуса, Ивана Грозного, был вдохновителем кружка, возникшего вокруг Абрамцево, сам бывал в нём не часто, однако, в письмах из Италии выражал своё почтение участникам…
Левитан практически вырос в феноменальными флюидами насыщенном Абрамцево…
Ну и конечно – сам Мамонтов: идея кружка родилась в Италии, где он сблизился с русскими художниками, жившими там.
Есть люди, не причастные непосредственно художественному творчеству, но такие, что без их энергии, напоминающей вулканическую, только без разрушительных последствий, не было бы многого, что украсило человеческую жизнь.
Нет!
Живопись не украшение: она – постижение яви через образный строй, через краску, мазок, характерную манеру…
С. Мамонтов чувствовал живопись сердцем сердца: так, будто сам мог творить её, разводя в пространстве краски своей мечты.
Он был из Сибири: вероятно, ширь эта и сила отразились в силе личности его: деятельной и целеустремлённой, деловой и мечтательно-романтической: сколько может соединиться в алхимическом сосуде под названием – человек.
Мамонтов был наследственным купцом: дед торговал вином, отец продолжил линию; воспитание в семье Мамонтовых созидалось домашним путём…
В юношестве Савва увлёкся театром: дневник пестрел записями впечатлений и анализом увиденного.
Отец, не разделявший увлечений сына, отправил его в Баку, где учреждал первые нефтепромыслы, надеясь оторвать сына от богемно-театральных соблазнов: дело пошло: азы предпринимательской деятельности Савва впитывал легко и естественно: сказывалась кровь, играли свою партию гены…
Капитал, унаследованный от отца, позволяет Савве открыть собственное дело: он становится членом правления общества Московско-Ярославской железной дороги: дела растут, финансовая мощь крепнет.
Современники оценивают деятельность Саввы Мамонтова с определённым скепсисом: однако – возникает Абрамцево.
Оно возникает, собирая лучшие художественные силы, оно, словно волшебный остров, испускает в мир лучи созидания и великолепного горения: и мир расцветает – в последствии – суммами незаурядных полотен.
Таких красивых холстов.
Мера прекрасного прекрасно совмещалась в образе Мамонтова с неистовством капиталистического действа: хватало сил и на то, и на то…
Музыка была постоянным фоном в Абрамцево: частная опера – и её расцвет, и гул грандиозного Шаляпина – тоже во многом связаны с деятельностью Мамонтова.
Издательские проекты, Мир искусства, одноимённый журнал; архитектурные проекты: казалось – идеи разрывают Мамонтова: но, все стягивая неистовой своей, неукротимой волей – он реализовывал их: постоянно, одну за другой, с великолепными результатами.
И жизнь его – словно сгусток творческого сияния.
…Гоголь хотел показать христолюбивого миллионщика, и создал образ Муразова: не слишком живой, уступающий философу еды – Петуху; но природа сама создала миллионщика, столь щедро обогатившего нивы всех искусств, что никакая писательская фантазия не додумалась бы; создала – явив миру феномен Саввы Мамонтова.