У армян на Олимпийском проспекте столицы

0
855
Время на чтение 4 минуты

 

Длительное время армяне в Москве имели единственный храм – в честь Воскресения на Армянском кладбище (рядом с Ваганьковским). Теперь же, на Олимпийском проспекте столицы возвышается красивый вместительный собор в честь Преображения. Облицован он розовым туфом с рельефными изображениями святых (за алтарем – Христа). Ежедневно можно слышать красивый перелив звона колоколов (почему-то в канун Рождества колокола не звонили).

Красивый народ. Многострадальный – как, наверное, ни один из других народов. Ревностно хранит национальные традиции и культуру, память о своих мучениках и героях. Армянские кресты – хачкары – можно нередко встретить не только в Москве (здесь, в Даниловом монастыре и у храма Христа Спасителя), но и в российской глубинке. Армения – первая страна в мире, где христианство стало государственной религией (301 г.). Потрясающе! Не буду подробно говорить о догматике Армянской Церкви. Лучше того, что написал на эту тему преподаватель Свято-Тихоновского университета о. Олег Давыденков, не скажешь. Если коротко, они, к сожалению, – монофизиты, хотя и умеренные. Армянскую Церковь относят к Восточным Нехалкидонским Церквам.

На Олимпийском проспекте у армян есть все: помимо великолепного собора - храм поменьше (для совершения треб), подземный музейный комплекс, где можно ознакомиться с экспозицией древних храмов и природных красот Армении. С тернистым путем христиан Армении, образцами их иконописи и книжности. В конференц-зале прослушать концерт армянской духовной музыки, для песнопений которых характерна тоска по небесному, скорбь и надрывная мольба. Возникает ассоциация с архитектурным аналогом такого стиля пения – готическими соборами, с их воздетыми в небо «руками» из камня. В армянском центре всегда многолюдно, чувствуется, что собор и его территория – «место сборки» армянской диаспоры столицы. Духовенство, в основном, молодое – оно всегда в гуще людей, доступно и демократично.

Роспись внутри собора осуществлена в светло-голубых тонах – на мой взгляд, она значительно уступает древнерусским образцам. А вот и еще разочарование – когда наблюдал крещение младенца через обливание. Изредка мелькали мужчины в головных уборах, немало женщин было без платков. Обратило на себя внимание наличие не одного, а нескольких канонов, в политой водой песочной основе которых полыхают огоньки множества свечей. Армяне очень трепетно относятся к своим усопшим. В течение всей службы можно наблюдать, как они стоят вокруг канонов, иногда и спиной к алтарю, и сосредоточенно молятся о них.

Не зная языка, об армянском богослужении говорить трудно. Тем не менее, в общих чертах о Литургии в канун Рождества можно сказать следующее. Предварялась она, очевидно, общей исповедью. Священник, стоя лицом к народу, называл грехи, а люди говорили «каемся» или «прости нас, Господи» (общая исповедь повторилась, по-видимому, для пришедших позже, еще и в конце Литургии). Огромная завеса  с изображением Преображения Господня (собор посвящен этому событию) отделяла алтарь от основной части храма. Началось антифонное чтение псалмов (что-то типа нашего великого повечерия). Затеплили лампады на двух массивных подсвечниках, стоящих по краям завесы. Четверо служителей в белых стихарях (двое из них были с орарями) вышли (чуть не сказал «на сцену») на алтарную возвышенность с длинными свитками в руках, и стали попеременно зачитывать тексты, содержащиеся в них. Служители со свитками напоминали наших дьяков времен Ивана Грозного, зачитывающих царские указы с Лобного места. Здесь же они, по-видимому, читали отрывки из Ветхого Завета (по-нашему, паремии), предсказывающие Рождество Мессии. Медленно отверзается завеса и перед лицом молящихся открывается алтарь с изображением над ним Девы Марии с Предвечным Младенцем на руках. Пред престолом священник в митре и старенький диакон, а по сторонам с десяток, в основном, молодых диаконов и стихарных. Нужно отметить, что у армян Литургию совершает, как правило, один священник. Хлеб для Евхаристии – опресноки, как у католиков. Вино не размешивается с водой, хотя в Евангелии мы читаем, что после прободения копием ребра Спасителя «абие изыде Кровь и вода». В процессе службы часто совершается каждение – практически постоянно, в том числе, один раз по всему храму и во время чтения Евангелия. Неоднократно во время службы священник поворачивался лицом к народу, благословляя его. Единственное, что читалось на русском языке – Апостол (после него один раз пропели «Аллилуия»). Евангелие после обнесения вокруг престола (что-то типа нашего малого входа) красивой погласицей читалось лицом к народу. Умеренно звучал орган. Участники богослужения довольно мощно, все одновременно, возглашали краткие молитвы (что-то типа наших прошений на ектениях). Также мощно прозвучало «Верую» и на словах «возлюбим друг друга» все молящиеся стали лобызаться со словами приветствия. Перед началом важнейшей части Литургии (Литургии верных) священник снял митру и сандалии. Произнося установительные слова Евхаристии («Приимите и ядите…», «Пийте от Нея вси…») священник приподнимал облатку и Чашу с вином по западному обычаю. Но это, по учению Армянской Церкви, еще не означало, что произошло пресуществление хлеба и вина в Тело и Кровь Христа. Была еще и «анафора» - призывание Святого Духа, сохраненное в практике Православной Церкви. Затем священник троекратно благословлял хлеб на дискосе и вино в Чаше, а затем также троекратно все это вместе. Этот важнейший момент сопровождался равномерными ударами в два колокольчика, висящие в алтаре. Возглас «Святая святым» произносился лицом к народу (при этом священник держал в руках Чашу с приподнятой над ней облаткой). Завеса закрылась на время причащения служителей алтаря. Причащать народ вышло три священника. Чашу вынесли со словами, помимо знакомых нам «Со страхом Божиим и верою приступите», еще и «причаститесь с чистым сердцем». Каждому причастнику давалась облатка, смоченная в потире (детей причащали через прикосновение их губ к смоченной облатке). Еще одна особенность армянской Литургии  – в самом ее конце: чтение отрывка из Евангелия от Иоанна (глава 1 стихи 1-14), где говорится о воплощении Бога Слова – видимо, для акцентирования своей догматической особенности в понимании соединения двух природ во Христе.

На территории храма устроен вертеп – один к одному, как у католиков (совсем не со старым Иосифом). Здесь же магазин сувениров и кафе с национальными продуктами.

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Игумен Кирилл (Сахаров)
Как меня развели на «наместника Троице-Сергиевой Лавры»
Об одном из проявлений мошенничества
20.04.2024
Три дня в гостях у Григория Распутина
Как я жил на квартире Григория Ефимовича
01.04.2024
«Было необычно видеть такое большое количество людей»
На престольном празднике Данилова монастыря
20.03.2024
«Личность Грозного имеет прямое отношение к современности»
К 540-летию преставления царя Иоанна Грозного
13.03.2024
Ревнитель просвещения и самый известный гонитель старообрядцев в ХVIII веке
Заметки о Нижегородском архиепископе Питириме
11.03.2024
Все статьи Игумен Кирилл (Сахаров)
Последние комментарии
Россия должна повернуть реки Сибири в Казахстан!
Новый комментарий от Александр Миронов
23.04.2024 23:34
Жизнь и деяния Никиты Кукурузника
Новый комментарий от С. Югов
23.04.2024 23:11
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Русский танкист
23.04.2024 22:27
Пророчества Ивана Ильина: почему травят любимого философа Путина
Новый комментарий от Константин В.
23.04.2024 22:09
Справедливость как воля Божия
Новый комментарий от prot
23.04.2024 22:03
«В США перестали верить в победу киевского режима»
Новый комментарий от Дмитрий_белорус
23.04.2024 21:02