Дни прославления святителя Иоасафа Белгородского

Память 10/23 декабря

0
1068
Время на чтение 14 минут
Фото: Из архива автора
 
Космическая интимность... Это когда рядом три женщины поют акафист, а казачки молча ждут вместе с нами, когда же прибудет ларь с мощами святителя Иоасафа, и вот он прибывает!
...17 сентября с.г. исполнилось 110 лет со дня прославления святителя Иоасафа Белгородского. К чему сердце и руку тогда приложил Государь Страстотерпец Николай II Александрович. А на 100-летие в 2011-м сюда приезжал Патриарх Кирилл, и это было грандиозно.
В праздник у пещерки святителя, у здания митрополии пропели с народом акафист святителю вместе с митрополитом Иоанном и иереями. Второй год из-за ковида нет Крестного хода.
Святителю отче Иоасафе, моли Бога о нас! Блог автора.

***

 

Воистину: Белгород, вся Белгородчина стали процветать, когда снова оказались под покровом святителя Иоасафа Белгородского, то есть когда его честные мощи, чудесным образом обретенные в Санкт-Петербурге вместе с мощами преподобного Серафима Саровского, возвратились в город.

Вспомним, как русское Православие отметило 100 лет со дня прославления святителя Иоасафа, состоявшееся в 1911 году по инициативе и при непосредственном содействии Государя Николая II Александровича. Утром 16-го сентября 2011 года крестные ходы, шедшие в течение нескольких дней в Белгород из Ровеньков, Алексеевки, Старого Оскола, Красного, Прохоровки, Красной Яруги, Грайворона, Губкина и других городов и районов области, а также из соседствующих с Белгородчиной областей Украины, собрались в пяти пригородных точках и двинулись по улицам Белгорода на Свято-Троицкий бульвар. Конечным пунктом их движения стал нововозведенный на Свято-Троицком бульваре, рядом с домом № 20, храм-часовня во имя святителя Иоасафа, епископа Белгородского, чудотворца.

 

 

Мощи небесного покровителя Белгорода из кафедрального Спасо-Преображенского собора в праздник Преображения Господня были перенесены через два квартала в Николо-Иоасафовский храм на старом кладбище, где находится не только знаменитый камень из иоасафовой «пещерки», на коем полтора века простояла рака с честными мощами святителя, но и некоторые личные вещи епископа.

В Николо-Иоасафовском соборе архиепископ Белгородский и Старооскольский Иоанн накануне юбилейных торжеств совместно с духовенством епархии совершил переоблачение мощей святителя Иоасафа Белгородского. Новое облачение, пошитое к празднованию 100-летия со дня канонизации, сходно с тем, что изображено на иконе святителя. В три часа дня священство, после молебна и чтения акафиста святителю Иоасафу вынесло на своих плечах раку (к юбилею была изготовлена новая) со святыми мощами и с большим числом прихожан проследовало по улицам Попова, Соборной площади и Свято-Троицкому бульвару к новому храму-часовне.

Теперь, с появлением новой Иоасафовой часовни на Троицком бульваре, закрепляется новый ритуал городского крестного хода. Сначала ларец с мощами святителя приносят сюда, а потом возвращают в Преображенский собор, где он пребывает весь год, до праздника Преображения Господня. Этот путь неизменно сопровождается шествующими и стоящими на тротуарах молящимися, поющими и плачущими, праздно и непраздно любопытствующими, причастными и сторонними. По пути следования раки улицы усыпаются дорожкой из осенних цветов и хвои. Многие затем поднимают эти памятные цветы с земли и уносят с собой.

Теперь мощи святителя Иоасафа раз в году, уже четвертый раз по счету с 2011 года, возвращаются ненадолго к месту своего первоначального упокоения.

* * *

 

 

Напомним историю с честными мощами святителя Иоасафа и его «пещеркой». Из житийной литературы известно, что перед поездкой на родину святитель, предвидя приближение кончины, приказал устроить у стены Свято-Троицкого собора одноименного белгородского монастыря склеп для погребения. Что и было исполнено в юго-западной части придела храма.

Святым мощам поклонялись не только священство и простые верующие Российской Империи, но и Екатерина II, Александр I, Николай I, Николай II

По кончине 10 декабря в 1754 года епископа Белгородского и Обоянского Иоасафа, почившего в Грайвороне после тяжелой двухмесячной болезни, тело 2 месяца пребывало без тления во гробе, доставленном в Белгород, что и изумляло притекавших прихожан, и, в каком-то смысле, соответствовало их представлениям о святости жизни почившего. В устроенной в подвальном помещении «пещерке» рака святителя простояла 156 лет (с 1755-го по 1911 год). В ней святым мощам поклонялись не только священство и простые верующие всей Российской Империи, во множестве сюда притекавшие, но и российские монархи Екатерина II, Александр I, Николай I, Николай II. Посещение Белгорода страстотерпцем императором Николаем II с августейшим семейством состоялось в 1904-м и 1911 годах. На самих торжествах по канонизации святого, инициированного, как и в случае с преподобным Серафимом Саровским (прославлен в 1903 году), самим Государем, присутствовали 4 (17 по нов. ст.) сентября 1911 года святая преподобномученица Великая княгиня Елисавета Феодоровна и Великий князь Константин Романов.

 

К слову, и в марте 1908 года Великая княгиня Елисавета молилась в пещерке Свято-Троицкого собора перед гробницей епископа Иоасафа, тогда еще не прославленного в лике святых.

В 1920 году безбожная власть извлекла мощи святителя для атеистической пропаганды. Место его первоначального погребения в 1930-1950-е годы было засыпано.

В 1920 году безбожная власть извлекла мощи святителя для атеистической пропаганды, монастырь был разобран, а на этом месте впоследствии выстроен жилой квартал. Место первоначального погребения святителя – склеп, получивший в народе название «пещерка», в 1930-1950-е годы был засыпан.

Мощи святителя, хранившиеся в архивах музея религии и атеизма в Казанском соборе Ленинграда и чудом там уцелевшие, как и мощи преподобного Серафима Саровского, были обретены в самом начале 1990-х и возвращены Церкви.

В результате исторических исследований, с помощью электроразведки, проведенной специалистами белгородского горного НИИ ВИОГЕМ, после археологических раскопок в мае 2009 года пещерка была обнаружена. В середине 2011 года рядом с пещеркой была построена часовня, а над самой пещеркой установлен стеклянный купол, увенчанный статуей ангела с крестом.

На момент канонизации было записано до 400 чудесных исцелений от мощей святителя Иоасафа. Свою историю рассказал в юбилейный год прославления и архиепископ Белгородский и Старооскольский Иоанн: «Однажды мы пришли к мощам великого чудотворца с официальной делегацией. Был вечер. Мы приложились к мощам. В этот момент привезли ветерана афганской войны в коляске. В результате ранения у него были парализованы ноги, и он не мог самостоятельно передвигаться. И когда его поднесли к мощам, он приложился – и вдруг… (а мы уже уходили из храма) все услышали такой крик! Это кричал тот человек. Он кричал, что почувствовал свои ноги сразу после того, как приложился к мощам. Потом он соскочил с коляски и начал бегать по храму. Это было на наших глазах! Свидетелями стали все участники делегации – высокопоставленные лица России, и для нас, очевидцев, это было потрясением! Можно только представить, каково было потрясение для самого человека!»

Это кричал тот человек. Он кричал, что почувствовал свои ноги сразу после того, как приложился к мощам. Он соскочил с коляски и начал бегать по храму

Рассказывают, что когда в 1911 году при канонизации святителя шла процессия, то многие, особенно страдающие болезнью ног и рук, исцелялись, и даже стоял хруст, когда мощи несли. Об этом сохранилось очень много свидетельств.

Я же отмечу такой действенный факт, свидетелем которого стал непосредственно и даже заснял на видео: когда 16 сентября 2011 года раку с мощами святителя Иоасафа проносили на самом повороте с улицы Попова на Соборную площадь, чтобы выйти затем на Троицкий бульвар, одна из пожилых женщин, стоявших в толпе, вдруг стала корчиться, жутко кашлять и закричала страшным голосом, каковой мне прежде доводилось слышать, скажем, в Троицком соборе Почаевской лавры, куда привозят на вычитку одержимых бесами.

 

 

В 17-30 в тот солнечный сентябрьский день к часовне прибыл Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл (завершив двухдневный визит в Луганскую епархию). Прибытия Святейшего Патриарха у храма-часовни ожидали многие сотни верующих, среди которых была и группа паломников из Винницкой области Украины, доставившая большую икону святителя Иоасафа и киот от нее, на стекле которого чудесным образом отпечаталось изображение святителя. Теперь в винницком храме и сама икона, и удивительное стекло выставляются для поклонения рядом. А в ночь с 16 на 17 сентября, когда св. мощи святителя Иоасафа находились в новой белгородской часовне, винничане установили чудесное стекло рядом с ракой святителя.

Эффект запечатления святого образа на стекле киота известен по случаю Богородичной иконы «Призри на смирение» в киевском Введенском монастыре (в августе 1993 года образ Богородицы с младенцем отобразился на стекле, которое прикрывало икону, но не касалось ее). Стекло киевского киота исследовалось учеными неоднократно с помощью новейших аппаратов, однако природу явления установить не удалось.

Предстоятель Русской Церкви совершил на Свято-Троицком бульваре малое освящение часовни, после чего спустился по подземному переходу в крипту часовни, где прочитал молитву святителю Иоасафу и поклонился его честным мощам.

Патриарх обратился к пастве, отметив: «Обретение нетленных мощей святителя Иоасафа, сам факт которого является дивным явлением Божественной благодати, – событие огромного духовного значения в жизни современной России, в жизни Русской Православной Церкви. И как замечательно, что сегодня, когда мы вспоминаем столетие со дня прославления святителя, его мощи среди нас – в таком прекрасном месте, как открытая и отреставрированная пещерка, созданная по воле святителя, ставшая местом его упокоения, здесь – в Святом Белогорье».

 

В тот день в Белгородском академическом драматическом театре имени М. С. Щепкина состоялся торжественный вечер, после официальной части которого участникам был показан спектакль «Сказание о Иоасафе».

В тот же день в Белгороде Архивный отдел Белгородской области открыл виртуальную выставку «Небесный покровитель Святого Белогорья».

* * *

Судьба святителя Иоасафа весьма объединительна: в миру Иоаким Андреевич Горленко, нареченный в честь родителя Пресвятой Богородицы, родился в Малороссии, 8 (19) сентября 1705 года, в селе Замостье Прилуцкого уезда Черниговской губернии (ныне Полтавская область), в семье полковника Андрея Дмитриевича Горленко и дочери гетмана Даниила Апостола Марии; служил в России, был настоятелем Мгарского монастыря, наместником Троице-Сергиевой лавры, где при нем была выстроена самая большая колокольня, любил посещать Харьков. Служение святителя Иоасафа, конечно же, является нераздельным началом Россий Великой и Малой. Святого епископа Иоасафа на Харьковщине называют святителем «Белгородским и Харьковским», образ его помещен на общей иконе Святых Слободского края.

А в 1754 году, в год своей кончины, на Харьковщине, в Замостье, пригороде города Изюма, на Песках, святитель среди угля в притворе Вознесенской церкви обрел Икону Богородицы Песчанской, которая с тех пор почитается как защитительница от нападения иноверных; известна история чудесного Ее пребывания в русских войсках на фронтах Первой мировой войны.

В 2009 году этот Образ «приходил» крестным ходом с харьковчанами к 17 сентября в Преображенский собор Белгорода, к раке святителя. И всенощную службу с 16-го на 17-е сентября юбилейного 2011 года возле новой часовни тоже осенял Образ Песчанской Богородицы, но другой.

Если мерить числами, то новые времена, пожалуй, уступят цифири столетней давности.

Тогда в Белгород, который был тихим уездным городом Курской губернии с населением в 40 тысяч человек, прибыло до 200 тысяч паломников! Сто лет спустя, по словам архиепископа Белгородского Иоанна, «начиная с 28 августа 1911 года и в дни торжеств, ежедневно к мощам святителя прикладывались по 16-20 тысяч паломников. Около 100 тысяч расположились в “стане” богомольцев – своеобразном городе паломников, в котором на возвышении раскинулось 2 000 палаток, 6 деревянных бараков, столовые, чайные. Было проведено много водопроводных кранов, устроено 5 амбулаторных пунктов. Часть паломников спала прямо на открытом воздухе». В наши дни, при населении Белгорода до 400 тысяч человек, на юбилейную Литургию утром 17 сентября 2011 года собралось, по оценкам местной полиции, 10 тысяч человек. Нам показалось, что раза в два больше, но дело не в этом. Общая атмосфера праздника в городе была и остается несомненной, однако несомненно и то, что годы безбожья сильно нас опустошили.

 

 

Автору этих строк довелось, направляясь юбилейной ночью к новой Иоасафовой часовне, пройти по Белгороду, в котором храмы были открыты для исповеди. Зашел в два, о которых достоверно известно, что в них правил службы епископ Иоасаф – в Смоленский собор (1706) и в Успенско-Николаевский храм Марфо-Мариинской обители (1701-1703, строился на средства Петра I, пожертвованные перед Полтавской битвой). В 23 часа в Смоленском соборе молилось перед исповедью четыре человека, а в Успенско-Николаевском в полночь – один. Этот храм женской обители принял на ночлег несколько десятков паломниц и паломников, отдыхавших кто в деревянных креслах, кто на полу, кто на предалтарных подиумах.

Изобильно исповедовались православные лишь возле новой часовни, можно сказать, вблизи мощей святителя. Исповедь принимали несколько батюшек, и все время к ним стоял народ в ожидании. Так же, как и не истощалась до трех часов ночи очередь в часовню – поклониться мощам и получить на лоб крест елеопомазания.

Не все измеряется числом. И в духовном деле, в духовной рати воюют не числом, а умением

Тем не менее, не все измеряется числом. И в духовном деле, в духовной рати воюют не числом, а умением.

17 сентября 2011 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию на Соборной площади Белгорода. Престол был установлен под особой сенью у здания драмтеатра, построенного в конце 1950-х на месте разрушенного в безбожные времена Богородице-Рождественского монастыря, основанного в 1622 году. После чтения Евангелия Святейший Патриарх Кирилл произнес проповедь о значении духовного подвига святителя Иоасафа для нашего времени: «Сегодня, в день воспоминания перенесения мощей святителя Иоасафа, епископа Белгородского, мы торжественно отмечаем столетие со дня его прославления. Мы собрались в таком множестве на центральной площади Белгорода для того, чтобы вспомнить его святое имя, обратиться к нему с молитвой, попросить его ходатайства пред Богом об Отечестве нашем, о всей исторической Руси, о Церкви нашей, о народе, о святой Белгородской земле и о граде сем. <…> Чтобы понять смысл служения, которое совершил святитель Иоасаф, нужно обратить особенное внимание на слова апостола Павла, которые сегодня читались всем нам в назидание. Апостол пишет к Коринфянам: “Каждый да разумеет нас как служителей Христовых и домостроителей таин Божиих; домостроители же трудятся для того, чтобы каждый оставался верным” (1 Кор. 4:1-2). <…> Речь идет о строительстве Царствия Божия, речь идет о созидании человеческого спасения, речь идет о достижении главной цели человеческого бытия. <…> Пример святителя Иоасафа подтверждает замечательные слова, сказанные великим отцом Церкви Григорием Нисским, который говорил, что каждому слову должно сопутствовать дело, а слово без дела – суетно и неплодотворно.

Обращу внимание на знаменитые слова о пастыре добром, прозвучавшие при чтении Евангелия от Иоанна на площади в это утро: “А наемник, не пастырь, которому овцы не свои, видит приходящего волка, и оставляет овец, и бежит; и волк расхищает овец, и разгоняет их. А наемник бежит, потому что наемник, и нерадит об овцах”. Слова эти позволяют задуматься и о нас самих, и о нашем отношении к нашему Отечеству, о том, кому и как вверяем мы судьбы Родины».

 

 

На вернисаже «Святитель Иоасаф – небесный покровитель Святого Белогорья» в «Белэкспоцентре» губернатор Белгородской области Е. Савченко подчеркнул: «Сегодня мы отмечаем не только столетие канонизации святителя Иоасафа, но и двадцатилетие обретения его мощей на земле Белгородской. Эти двадцать лет мы незримо чувствовали его присутствие, его участие в тех позитивных преображениях, которые происходят на Белгородчине. И эта выставка, которую я приглашаю посмотреть всех белгородцев, говорит о правде, о силе, о красоте Православия». Это слова человека, чувствующего огромную ответственность за судьбу региона и живущих в нем людей.

«Мы видим, каким стал Белгород – красивым, процветающим, духовным! Это было бы невозможно без помощи и небесного покровительства святителя Иоасафа»

Интересно, что практически ту же мысль высказала нам в личной беседе прихожанка, ожидавшая у новой Иоасафовой часовни прибытия Патриарха. Она справедливо заметила: «Мы видим, каким стал Белгород – красивым, процветающим, духовным! Это было бы невозможно без помощи и небесного покровительства святителя Иоасафа, честные мощи которого были привезены сюда в 1991 году!»

Сюда же отнесем слова Святейшего Патриарха: «Глубоко убежден в том, что многие успехи, которые сегодня очевидны и которыми отмечена жизнь Белгородской области, связаны именно с благословением святителя Иоасафа. Пусть же это благословение и далее простирается на Белгородскую землю и на всю Русь Святую».

«Взбранных воинов мужества наследниче и Христова стада пастырю предобрый, светильниче веры, на свещнице Белграда возсиявый, нищих питателю и о людех ко Христу Богу молитвенниче, похвальная восписуем ти раби Господа твоего от сердец наших к любви твоей вопиюще: Радуйся, Святителю Христов Иоасафе, чудотворче предивный!»

 

17 сентября 2014 г.

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Станислав Александрович Минаков
Все статьи Станислав Александрович Минаков
Последние комментарии
«Фантом Поросёнкова лога»
Новый комментарий от Бузина Олесь
21.11.2024 13:36
Для выживания России нужны радикальные меры!
Новый комментарий от Сергей из НН
21.11.2024 13:32
Гарри Поттер и дух растления
Новый комментарий от Владимир С.М.
21.11.2024 13:23
«Путь России — собирание народов и земель»
Новый комментарий от Сергей из НН
21.11.2024 13:03
Максим Горький и Лев Толстой – антисистемщики?
Новый комментарий от Сергей из НН
21.11.2024 12:59
Силоамские башни не перестают падать
Новый комментарий от JG
21.11.2024 12:36