От редакции: Как известно нашим постоянным читателям, 19 июня 2019 года после допроса в Главном следственном управлении Следственного комитета РФ был задержан, а затем решением суда арестован и помещён в СИЗО известный православный предприниматель и общественный деятель Василий Вадимович Бойко-Великий. «Русская народная линия» регулярно освещала ход и обстоятельства этого дела. Представители православной общественности добивались справедливости и просили о смягчении меры пресечения. Однако лишь 13 мая 2021 года В.В. Бойко-Великому была изменена мера пресечения, и он был отправлен под домашний арест. А 28 июня по решению суда домашний арест был снят, суд оставил для обвиняемого только ряд ограничений определённых действий: запрещение пользоваться интернетом, мобильной и телефонной связью. Нам удалось черед близких родственников Василия Вадимовича связаться с ним и записать интервью. Некоторые обстоятельства деятельности В.В. Бойко-Великого вызывают разного рода кривотолки, поэтому мы задали ему и ряд «неудобных» вопросов.
– Уважаемый Василий Вадимович, православная общественность недавно с вниманием следила за обвинением против Вас, которое привело к аресту и длительному заключению в СИЗО. Вас обвиняли, как сообщалось, в хищении средств из банка. Ранее Вам предъявлялось обвинение в обмане владельцев земельных наделов в Рузском районе. Но это дело вроде бы прекращено. Расскажите, пожалуйста, в чём была суть и чем завершилось обвинение по земельным наделам?
– 30 лет назад, в 1991-1992 годах, по всей стране шла реорганизация совхозов и колхозов. Делалось это всё в спешке, впопыхах, законодательство часто менялось. В различных областях страны эта реорганизация проходила по-разному. В Рузском районе, как и во многих других районах Московской области, землю в соответствии с действовавшим законодательством сначала передали в собственность совхозам, реорганизованным в акционерные общества. Этим обществам (юридическим лицам) и выдали свидетельства на право собственности на землю. Через два года, уже после расстрела Белого дома танками, Ельцин выпустил Указ раздать всю землю крестьянам – вне зависимости от того, прошла ли уже реорганизация, была ли земля уже передана до этого совхозам или еще нет. Первым этот странный Указ выполнил губернатор Нижегородской области Борис Немцов, и по его примеру, не разобравшись в чьей собственности на тот момент находилась земля, во многих хозяйствах Рузского района акционерам выдали так называемые «розовые» индивидуальные свидетельства на земельные доли. Получилось «задвоение» свидетельств – ликвидацией этой юридической ошибки впоследствии занимались суды по всей стране.
Еще до прихода в 2003 году нашей компании «Вашъ Финансовый Попечитель» как инвестора в Рузский район, почти все хозяйства еще раз переоформили землю в свою собственность в Московской областной регистрационной палате. Следствие же пыталось обвинить меня и других руководителей Агрохолдинга «Русское молоко» в том, что мы якобы каким-то образом виновны в хищении земель у крестьян. Это было вдвойне странно, потому что почти все акционеры сельхозпредприятий, которым были выданы «розовые» свидетельства, продали свои акции и права на землю компаниям-инвесторам: не только нашей компании, но и нашим конкурентам – компаниям «Нерль», «ЗНАК» и другим (к которым у следствия претензий почему-то не возникло).
Пять лет назад, в 2016 году, основное дело было закрыто за отсутствием состава преступления, а год назад, в день Успения Пресвятой Богородицы и маленький остаток этого дела был также закрыт за отсутствием состава преступления по Постановлению Рузского районного суда. Мне была выплачена компенсация за незаконное содержание под стражей, решение об этом утвердил Президиум Верховного суда России в 2020 году. Залоги, которые были внесены в 2008 году по решению Верховного суда, были возвращены.
– По новому обвинению 2019 года следственные действия продолжаются, Вам просто изменили меру пресечения на домашний арест, а потом на ограничение определённых действий. Доводилось слышать такое мнение, что, мол, «дыма без огня не бывает», что есть вина В.В. Бойко-Великого в финансовых манипуляциях. В чём Вас обвиняют и как обстоят дела с этим обвинением?
– Дело банка «Кредит Экспресс» в отношении меня тоже носит клеветнический характер. Никакого отношения к финансово-хозяйственной деятельности какого-либо банка я никогда не имел. Предприятия наши действительно кредитовались, в том числе в банке «Кредит Экспресс», лишённом лицензии в 2018 году. Меня почему-то пытаются обвинить в том, что я причастен к оформлению 12-ти фиктивных кредитов физических лиц, сотрудников наших предприятий, в этом банке на сумму 89 млн. рублей. Якобы я предоставлял на них документы в банк. Это тем более странно, потому что эти люди ранее оформляли реальные кредиты для себя в банке, и все необходимые документы и данные на них у руководства банка были. Надеюсь, что суд разберётся и в этом деле и признает отсутствие состава преступления в моих действиях. Кроме меня, никаких сотрудников наших предприятий по этому делу не обвиняют.
Удивительно, что некоторые средства массовой информации пытаются действительное дело о хищениях в банке представить, как «дело Бойко-Великого», представляют меня как руководителя группы, хотя в предъявленном мне обвинении об этом нет ни слова. Даже следствие считает меня лишь одним из рядовых участников, имеющим существенно меньше «эпизодов», чем у руководителей банка. Так, например, директору банка А.Кабановой предъявлено обвинение по 40 эпизодам и именно ей следствие вменяет организацию и руководство хищениями в банке на сумму в 190 млн. рублей, о чём прямо говорится в пресс-релизе СК РФ от 1 августа 2021 года.
– Как отразился Ваш арест на работе ваших предприятий?
– Конечно, мой арест никак не способствовал развитию деятельности наших предприятий, но они работали и продолжают работать успешно. Никаких особых потерь милостью Божией мы не понесли. Руководят ими те же топ-менеджеры, которые руководили до моего ареста, а также другие акционеры наших предприятий, в том числе и члены моей семьи.
Наши предприятия на протяжении многих лет получали кредиты на развитие, но, к сожалению, далеко не все программы развития в связи с экономическими кризисами удалось провести. Поэтому в последние годы предприятия испытывали достаточно большие сложности с погашением этих долгов. Но на сегодняшний день большинство из них погашено, в ближайшее время будут погашены все остальные. Надеемся расплатиться со всеми кредиторами в ближайшее время.
– Расскажите, как Вы перенесли двухлетнее заточение в тюрьме? Как Вы проводили время?
– Тяжелее всего, конечно, было само пребывание на ограниченном пространстве в камере (на каждого из 10-12 сокамерников приходилось по 2,5-3,5 квадратных метра площади), духота в камере и непрерывно работающий телевизор.
Но я старался, насколько это было возможно, совершать молитвенное правило, удавалось уделять молитве 2-3 часа ежедневно. Старался поддерживать себя в здоровой духовной и физической форме, соблюдал посты. Удалось за эти два года побывать 4 раза на службе в храме при СИЗО, где я исповедовался и причащался.
Помимо трудов по своей защите старался изучать творения святых отцов, которые мне передавали близкие. Составил собственное «исповедание веры» – мой взгляд как православного человека на современные вызовы православию. Составлял, прежде всего, лично для себя и для своих близких. Писал исторические работы по царствованию Иоанна Васильевича Грозного и Царя-мученика Николая.
Хочу выразить сердечную благодарность за поддержку «Русской народной линии» и всем, кто молился и поддерживал меня в трудное время заточения в темнице.
– Какие люди Вас окружали? Были ли какие-то конфликты?
– Я имел возможность сравнивать состояние людей в тюрьме в 2007-2008 годах и 2019-2021 годах. Духовные вопросы людей волнуют сегодня больше, притом речь идет не только о заключенных, но и об охранниках и даже о следователях.
Много времени я проводил в беседах с сокамерниками о духовных вопросах, о духовных проблемах современной России. Сподобился даже совершить по мирскому чину крещение одного из сокамерников, который выразил на то желание. Впоследствии, он завершил крещение в храме святителя Николая Чудотворца в СИЗО и через месяц после этого был освобождён. Такая вот милость Божия явилась на нём.
Так или иначе, православную веру исповедуют сегодня многие, больше, чем было 13 лет назад. Такое у меня сложилось убеждение, хотя, возможно, оно связано с конкретными людьми, с которыми мне приходилось общаться и тогда, и сейчас. За исключением следователей, которые неправедно меня обвиняли в том, чего я не совершал, особых конфликтов у меня не было.
– Была информация, что Вы являетесь прихожанином храма, находящегося в расколе протоиерея Алексея Аверьянова, что он является Вашим духовником. Расскажите, пожалуйста, что связывает Вас с бывшим протоиереем и состоите ли Вы сегодня членом общины и его духовным чадом?
– Мы с женой были крещены в 1989 году в московском храме Святителя Николая Чудотворца в Кузнецах. Этот храм никогда не закрывался, даже в самое богоборческое время. Многие десятилетия настоятелем этого храма был протоиерей Всеволод Шпиллер, создавший замечательную общину, из которой вышли священники, служащие сегодня во многих храмах России. Сам о. Всеволод был духовным чадом святителя Серафима Соболева, Софийского чудотворца. Поэтому и я, и моя семья считаем себя «духовными правнуками» великого святителя.
Никогда мы ни в какие расколы не уклонялись. На протяжении всей нашей духовной жизни мы с 1989 года посещали храмы Московского Патриархата и Русской Православной Церкви Заграницей, участвовали в таинствах, признавали иерархию Московского Патриархата, ни в какие ереси не уклонялись. Участвовали в жизни многих приходов Русской Православной Церкви, имели тесную духовную связь со многими епископами Московского Патриархата. На протяжении многих лет и до сего времени эти епископы и священники награждали меня грамотами и другими наградами за труды во славу Святой Православной Церкви.
В ноябре 2002 года я сподобился получить благословение старца Кирилла (Павлова), а в 2018 году старца Адриана (Кирсанова). Духовные советы и молитвенную поддержку оказывал нам с 2007 году старец Илий (Ноздрин). С 2007 года до самой кончины блаженной матушки Феодосии Скопинской в 2014 году моя семья имела счастье следовать её духовным советам и получать её молитвенную поддержку.
В конце 2003 года наша семья познакомилась с протоиереем Алексеем Аверьяновым и стала посещать храм в Подольске, где он был настоятелем. Не дерзаю давать какую-либо духовную оценку его деятельности, но то, что мы видели своими глазами и слышали своими ушами в то время, ни к какому расколу отношения не имело. Протоиерей Алексей Аверьянов исповедовал православную веру и признавал церковную иерархию. Что касается его конфликта с отдельными архиереями Русской Православной Церкви Заграницей в 1990-х годах, могу предположить, что этот конфликт носил политический характер. Во всяком случае, в начале 2012 года община протоиерея Алексея Аверьянова направила обращение о присоединении к Московскому Патриархату в рамках достигнутого в 2007 году соглашения об объединении Русской Православной Церкви Заграницей и Московского Патриархата и о включении всех общин Русской Православной Церкви Заграницей, находящихся на территории Российской Федерации, в состав Московского Патриархата. Почему этого не произошло – не мне судить. Я благодарен священнику Алексею Аверьянову за его многолетнее духовное окормление моей семьи. Благодарен и его сыну адвокату Алексею Алексеевичу Аверьянову за его защиту с весны 2007 года до лета 2019 года по моему первому уголовному делу и многим членам общины за совместные труды во славу Божию.
Однако, в силу определенных обстоятельств, с лета от 2019 года наша семья не посещает храм в Подольске и окормляется у священников, служащих в храмах Москвы и Московской области, входящих в Московскую Патриархию.
– На принадлежащей Вам земле в центре Москвы, на Пресне, Вы построили на свои средства красивый храм, который был освящён в честь Рождества Николая Чудотворца. Этот забытый на долгие годы праздник ныне возвращён в церковный календарь, но храмов в Русской Церкви в честь Рождества любимого в народе Святителя практически нет. Однако, насколько известно, «освятил» этот храм всё тот же находившийся в расколе Алексей Аверьянов и был его настоятелем. Как сейчас обстоят дела с этим храмом?
– Праздник Рождества Николая Чудотворца отмечался на Руси с древних времен, по крайней мере с XIII века. С этих времен были храмы в честь Рождества Николая Чудотворца, а в XV-XVI веках существовал в Новгороде даже монастырь Рождества Николая Чудотворца. При Императрице Екатерине II этот праздник был забыт на какое-то время, но с 2004 года возрождается по решению Патриарха Алексия II. Помимо храма Рождества Николая Чудотворца на Пресне в граде Москве, существуют уже храм в Курганской епархии, освященный в 2015 году в парке Победы г. Кургана, и храм в поселке Шушары на окраине Санкт-Петербурга, который был освящен в 2017 году. Домовый храм на Пресне был построен по благословению действующего епископа Русской Православной Церкви Заграницей Варнавы в 2010-2011 годах. С 2019 года в нём совершают молебны священники Московской Патриархии, и мы подали прошение о том, чтобы этот домовой храм был приписан к одному из приходских храмов Московского Патриархата в Москве.
– Было сообщение, что на принадлежащей Вам земле Вами была построена часовня в честь «Великомученика Царя Иоанна» (Иоанна Васильевича Грозного). Вокруг имени первого русского царя много лжи, клеветы и беспочвенных обвинений, которые требуют кропотливого исторического опровержения. Тем не менее, вопрос о канонизации Царя Иоанна остаётся спорным, и Церковью сегодня это не принимается. А значит для церковных людей, почитающих Грозного Царя, возможна только келейная молитва и келейное поминовение. Какой будет судьба часовни?
– Нами были построены две небольшие часовни-столпа. Такие часовни издревле строятся в России в память каких-либо особых событий или в честь особо почитаемых кем-то из православных христиан святых.
В связи с явленным нам в 2009 году чудом по молитвам благоверному Царю Иоанну Васильевичу Грозному, когда наше предприятие, захваченное рейдерами, буквально в полчаса было освобождено от захватчиков полицией, что бывает крайне редко, обычно полиция предлагает сторонам разбираться в судах, на территории этого предприятия – АО «АРЕМЗ-1» – была поставлена часовня, на которой размещены четыре иконы: преподобного Сергия Радонежского, преподобного Иосифа Волоцкого, благоверного Великого Князя Александра Невского и благоверного Царя Иоанна Васильевича Грозного. Четыре года назад мы это предприятие продали, и сейчас часовня находится на муниципальной территории, на улице Соколиная гора в Москве.
Другая часовня с такими же изображениями находится на Звенигородском шоссе, д. 4, на территории другого нашего предприятия, но выходит она на открытую улицу. Рядом с обеими часовнями находятся памятники воинам, отправившихся на фронт с этих предприятий и погибших в Великую Отечественную войну. У этих часовен мы молимся о упокоении в Царствии Небесном православных защитников Отечества, одним из которых, выдающимся защитником Православной Руси, без сомнения, был Царь Иоанн Васильевич. По моему мнению, часовни носят совершенно каноничный характер, потому что, сооружая их, мы опирались на соборное решение Русской Православной Церкви: в Соборной грамоте 1613 года Царь Иоанн Васильевич Грозный именовался благочестивым и христолюбивым.
Такую же оценку деятельности Царя Иоанна Васильевича Грозного давал в 1602 году святитель Иов, первый Патриарх Московский. В Коряжемских святцах, датируемых 1621 годом, Царь Иоанн Васильевич Грозный поминается как святой благоверный Царь. Его иконографические изображения с нимбом были созданы в XVII веке в Грановитой палате, в Новоспасском монастыре в Москве в храме Преображения Господня и в Успенском храме Успенского монастыря в Свияжске. Сохранились такие же изображения Царя Ивана Васильевича с нимбом на клеймах ряда икон Пресвятой Богородицы и в книжных миниатюрах XVII века.
Всё это свидетельствует о местном почитании Царя Иоанна Васильевича Грозного в XVII веке как благоверного Царя. Собственно говоря, и в XIX веке, когда по решению Императора Александра III заново расписывалась Грановитая палата, было восстановлено изображение Царя Иоанна Васильевича Грозного с нимбом (по благословению священноначалия, окормлявшего в то время храмы Московского Кремля). Поэтому, следуя многовековой традиции Русской Православной Церкви, для этих часовен мы выбрали такое же иконографическое изображение Царя Иоанна Васильевича Грозного.
Почитание Царя как святого, видимо, умалилось в конце XVII века в связи со старообрядческим расколом, по той же причине, что и прекратилось почитание преподобной Анны Кашинской, преподобного Стефана Радонежского (брата Сергия Радонежского) и некоторых других русских святых. Старообрядцы поднимали на щит решение Стоглавого собора (прошедшего по повелению Царя Ивана Васильевича в 1551 году), утвердившего двуперстное крестное знамение, а Соборами и 1656, и 1666-1667 года двуперстное крестное знамение было запрещено. К началу ХХ века умалилось почитание многих святых благоверных Князей: Даниила Московского, Ивана Калиты, Димитрия Донского. В наши дни почитание этих святых стало повсеместным, и благоверного Царя Иоанна Васильевича Грозного почитают ныне как святого многие священнослужители Московского Патриархата и миряне.
Патриарх Кирилл в мае 2016 года в своей проповеди в Нальчике на освящении собора равноапостольной Марии Магдалины дал высокую оценку Царю Иоанну Грозному и благословил установку его памятника с крестом в граде Орле в том же 2016 году. Этот памятник освящал схиархимандрит Илий (Ноздрин), духовник Патриарха, который почитает Царя Иоанна Васильевича. Старец Илий благословил и меня в 2018 году на установку памятника Царю Иоанну в граде Рузе Московской области, где бывал благоверный Самодержец всея Руси.
– Каковы Ваши планы на ближайшее будущее? Есть ли намерение продолжать заниматься общественной деятельностью?
– Я и в тюрьме продолжал заниматься, но не столько общественной, сколько просветительской деятельностью. Написал совместно с историками П.Петиным и Л.Болотиным развёрнутую экспертизу на 8-ми серийный фильм «Грозный» о Царе Иоанне Васильевиче, статью в ответ на ряд последних публикаций А.Оболенского об обстоятельствах злодейского убийства Царской Семьи и ряд других работ и обращений к Высшим органам власти Российской Федерации в защиту исторической правды.
Конечно, сейчас мне приходится заниматься изучением 240 томов уголовного дела, готовить с адвокатами выступления на судебном процессе. Стараюсь также способствовать нормальной работе наших предприятий.
Сейчас мы с историком Павлом Петиным продолжаем наш многолетний труд по подготовке Хронографа Царствования Иоанна Васильевича Грозного. С рядом других историков подготавливаем издания по эпохе Императора Николая Александровича, в том числе, проводим ряд профессиональных экспертиз для установления исторической правды. Надеюсь, что эти работы будут опубликованы уже в этом году.
4. Ответ на 3, Анатолий Степанов:
3. Ответ на 2, Миха:
Приведенная анонимным комментатором ссылка никак не может говорить о недостоверности сказанного мной. Cайт slavmoda.com принадлежит «Русскому дому одежды Валентины Аверьяновой», на котором публикуются аудиозаписи проповедей священника Алексея Аверьянова, произнесенные в храме Царственных Мучеников в Подольске. Так и 11 августа 2020 года проповедь в честь праздника Рождества Николая Чудотворца, который отмечается во многих храмах Русской Православной Церкви, была произнесена в храме в Подольске. Аудиозапись сопровождается фотографией самого проповедника на фоне иконостаса храма в Подольске. При внимательном прослушивании проповеди ясно также, что эта проповедь произносится не в храме на Пресне, так как проповедник, упоминая освящение этого храма в 2011 году, говорит о неком храме в Москве, а не о том, в котором он в данный момент находится. С мая 2019 года священник Алексей Аверьянов не служит в храме Рождества Николая Чудотворца на Пресне. Василий Бойко-Великий
2. Очередная ложь Бойко великого
А ведь летом 2020 года в нем служил Аверьянов и никаких священников из Московской патриархии я там не видел. https://www.youtube.com/watch?v=S2Gr_fSikTY
Опять Бойко лжет.
1. Спаси, Господи, раба Божьего Василия!