Музыка русского слова

К 100-летию смерти А.Блока

0
568
Время на чтение 9 минут

 

 

1

На мертвенно-бледном, синевато мерцающем фоне идут двенадцать человек; и белый венчик из роз, увенчавший гипотетического Иисуса, едва ли спасает положение: ощущение: речь о вечном антиподе Христа, закрутившим силы свои в лабиринтах революционной метели.

К этому ли образу поднимался Блок? Или, влекомый жаждой совершенства, раскрылся наиболее полно в плавном и торжественном: Сотри случайные черты – и ты увидишь: мир прекрасен?

Он прекрасен в каждом своём, даже ужасном движение, и то, что девушка, поющая в церковном хоре, вызывает слёзы ребёнка о тех, кто не придёт назад, подчёркивает его неповторимость в любом моменте, во всяком временном изгибе, изломе.

Изломов у Блока много, и многое оставляет двойственное ощущение:

 

Я сидел у окна в переполненном зале.

Где-то пели смычки о любви.

Я послал тебе черную розу в бокале

Золотого, как небо, Аи.

 

Поэтический перл, точно подъедаемый мхом кабацкой пошлости: а она не могла не коснуться завсегдатая петербургских кабаков, чей взор, казалось, всегда был обращён в такие глуби, каких нет на земле…

…мистическое мировосприятие реальности: мировосприятие, сквозь которое просвечивают слои инореальности, не подлежит никакому изучению, тем не менее, страницы Даниила Андреева о Блоке хорошо показывают погружение последнего в астральные пучины: с последующими страшными последствия для носителя… вероятно, поэтической гениальности Александра Блока.

Ибо стихи его кажутся вершиной музыки русского слова; они льются и пьются вином, они перекипают волшебной радостью, и напрягают мускулы, литые, как у борцов тогдашнего времени, дливших поединки по несколько часов; они играют всеми оттенками звука – и, более того, кажется, превышают собою возможный в юдоли звукоряд.

Зыбкая жизнь его, точно продуваемая онтологическими ветрами; гитара, подхваченная у умирающего Аполлона Григорьева; томный и сочный Фет, прожигающий глазами реальность Владимир Соловьёв – их тени определили раннего Блока, как муары и обманы символизма; и они же не смогли затушить огромную индивидуальность, влитую в каждый стих…

Снег свистит; вьюжное, страшное, разбойничье мерцает – и разворачивается русская песнь: бесконечная, как заснеженная степь.

 

2

Завихрятся столбы «Двенадцати», дохлестнут до неба…

Небо революции слишком отлично от неё низин, и двенадцать идущих скорее способны на убийство, чем на размышления о жизни; впрочем, чтобы проявилась способность ко второму, все должны иметь доступ к образованию – хотя бы…

Революционная ли поэма – или отрицающая суть революции?

Ибо мертвенный фон, на котором разворачивается шествие, никак не подходит к образу Иисуса Христа…

Утончённо-рафинированный Блок мог ли воспринять достойным почтения событием всплеск народных низов, не говоря о тоннах льющейся крови?

…Блок мистики, городских пейзажей, сквозь которые прорастают иноматериальные планы; Блок дымки, совершенных форм, круто напряжённых поэтических мускулов…

Незнакомка всегда одна: кто же подойдёт ей в пару – не пьяницы же с глазами кроликов?

Блок обрядов в честь Прекрасной Дамы, средневековья, какого-то туманного рыцарства, будто связанного с истоками жизни; да и сами «тёмные храмы», в которые надо входить ради обрядов подобных, не очень понятны…

И – «Девушка пела в церковном хоре» - стихотворение, вырывающееся в небо, и несущие в себе частички его: светозарные, сочувствующие всем…

Сострадание – ныне, в змеино-прагматичное время почти растоптанное чувство – так необходимо…

Блок, писавший:

 

Не таюсь я перед вами,
Посмотрите на меня:
Я стою среди пожарищ,
Обожжённый языками
Преисподнего огня.

 

И в самом стихотворение мелькает столько потусторонних теней, что сомнения в безднах, в какие заглядывал Блок, отпадают…

Блок, музыкально идущий от Лермонтова, вивший снежный стих тонко и нежно, страстно и темпераментно, продолжает завораживать, сколько бы ни прошло лет, не минуло эпох…

 

3

Разочаровала ли прекрасная дама, чей культ, меченный средневековьем и мистикой, долго определял пути поэта?

Балаганчик шумит…

…действие происходит зимой в Петербурге, однако Пьеро будет говорить про окно и гитару, раздражая автора…

Ох, уж этот Пьеро…

Кончено, мистики будут облачены в партикулярные платья: не в хламидах же им проходить снежным, вьюжным, недужным…

…в поэзии Блока слишком сильно дан излом: чёрным зигзагом по серебряному полю…

В «Балаганчике» много современности, которая имеет тенденцию очень быстро становиться историей; в «Балаганчике» мерцает жёсткий узел взаимоотношений, очень знакомых Блоку по собственному варианту судьбы.

Блок и снег.

Блок и мистика балаганчика.

…где всегда будет идти представление, и сколь бы ни двигалось время и не менялись люди, у Пьеро и Арлекина много общего с прошлыми, игравшими в балаганчике давно.

…мистики не договорятся.

В надрыве Пьеро есть нечто комическое: чего вовсе не сыщется в распадение старого мира.

Они всегда распадаются - миры, но новые будут повторять предыдущие, правда, иными витками.

На ветках строк зреют созвучия.

Балаганчик, как предчувствие.

Балаганчик, как загадка.

…разгадки не даётся.

И время не очень стремится предложить её.

 

4

Лунная музыка Блока, мистическая, волшебная…

Пение девочки в церковном хоре, вмещённое в лапидарное стихотворение, вырывается из него световыми лучами, потрясая… сам не поймёшь чем.

Это вообще характерно для Блока: вроде бы простейшие слова, данные в бесхитростных комбинациях, вдруг оживают запредельной музыкой, что, сочетаясь с богатством смысла, способна улучшать сознание, осветляя его…

Или нет?

У Блока много стихов страшных, будто отмеченных потусторонних чернотой; Даниил Андреев истолковывал их, как панораму других миров: миров возмездия – за содеянное.

Тут не слишком много места для оптимизма: разве, что вспомнить старинное учение, рекущее, что в конечном акте мировой мистерии все отпавшие сольются в едином свете Бога…

Чувства России у Блока обострено: через все её пороки, нелепости, дурь, она остаётся вариантом грядущего Китежа.

Сложно поверить.

Очень хочется.

Мистика Блока и в том, что поэт мог ощущать нечто, должное быть.

Поэтические его мускулы были превосходны: никакая дряблость, пустоты, лакуны не подразумевались…

Скифы вновь глядят раскосыми и жадными очами.

Мир стал слишком другим: шибко технологическим, не нуждающимся в песнях: какими бы они не были.

Но – несмотря на избыточную конкретику мира, в нем достаточно ещё благословенных областей зыбкостей, мерцаний, и без поэзии Блока панорама человечества непредставима…

 

5

Мистика мерцаний, таинственность, таящаяся за житейской бездной, плазмой, рутиной…

Пульпой – только кто изготавливает бумагу человеческую, чтобы нанести на неё письмена?..

И Блок, и Белый очевидно тяготели к мистике; пристрастия к научному поиску, отслеживание его результатов не было у Блока, но характерно для Белого: ведь «мир рвался в опытах Кюри»…

Короли, европейское средневековье, тугие гроздья ассоциаций…

Блок нежнее – хотя сталь его поэтических мышц очевидна.

Белый резче: ритмы рвутся, летят, но и тут – всё сделано жёстко, не придерёшься.

Жизнь, связывающая людей, точно определяется кем-то: и им же даются индивидуальные особенности стихов.

Какие бездны включены в наш плотский состав?

Блок жадно вглядывался в них, взыскуя пражизней, осознавая былое, как бесконечный процесс участия в нём – себя самого.

Белый более земной: хотя вполне не земными синкопами разлетается его проза: талантливейшая из того, что создавалось в двадцатом веке.

Проза Блока менее интересна, впрочем, множество блёсток рассыпано в дневниковых записях.

Блок выше – как поэт.

Белый часто вязнет в деталях, в подробностях, которые едва ли столь уж важны.

Блок – о первостатейном, о соли, и – через всю мрачность дано, как девиз:

 

Сотри случайные черты,

И ты увидишь: мир прекрасен!

 

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Александр Львович Балтин
Все статьи Александр Львович Балтин
Последние комментарии
Приятный яд тщеславия
Новый комментарий от Валерий
07.12.2024 19:48
О договорах и «договорняках»
Новый комментарий от Георгий Н.
07.12.2024 19:48
Историософия как ядро политики исторической памяти
Новый комментарий от Павел Тихомиров
07.12.2024 19:26
Иначе Россия рискует утерять функцию Удерживающего
Новый комментарий от учитель
07.12.2024 18:09
Кощунство будет продолжаться?!
Новый комментарий от Русский Сталинист
07.12.2024 17:42
«Фантом Поросёнкова лога»
Новый комментарий от Следователь-криминалист Соловьев
07.12.2024 16:30
Рамзан, извинись перед Бастрыкиным!
Новый комментарий от Сергей В.
07.12.2024 15:25