Возвращаясь к напечатанному
На днях и на сайте Русской Народной Линии, и во многих средствах массовой информации Тверской области было поведано читателям о неординарном событии, которое произошло на Тверской земле в первой декаде июля. Юнармейцы областного центра стали активными участниками проекта «Маршрутами Беринга», автором которого стал директор московской школы № 709 Владимир Дружинин. Естественно, в этом учебном заведении нашлось немало подростков, которые с энтузиазмом восприняли идею пройти маршрутами легендарного командора Витуса Беринга. Если придерживаться исторической справедливости, то без Твери (а еще – Вышнего Волочка, Ржева, Старицы…) данный проект осуществить практически невозможно! Вот почему в Тверь «высадился» десант юных московских исследователей для участия в походе на байдарках по маршруту Ржев-Старица-Тверь. Столичных гостей радушно приняли юнармейцы тверской школы № 17, представители городской власти, активисты общественных организаций.
Уже доподлинно известно, что именно Тверь сыграла ключевую роль в осуществлении Второй Камчатской экспедиции Беринга, которую потом вполне заслуженно переименовали в Великий Северный поход. Именно на тверской земле местные мастера построили для северных мореплавателей семь кораблей, здесь для трудного и длинного путешествия собирались необходимая провизия, инструменты, запасные механические части для случаев непредвиденных обстоятельств, сюда спешно со многих уголков России спешили сотни мастеров необходимых для похода специальностей. Тогда, как упоминалось, всего десятитысячный город за четыре дня принял более тысячи гостей. Это небывалый случай для Твери начала восемнадцатого века! Каждого из прибывающих гостей нужно было обеспечить ночлегом, накормить, обогреть… Как свидетельствуют современники, эту миссию жители горда выполняли с удовольствием и гордостью, ибо по праву считали себя участниками большого государственного дела. Прошло почти три столетия, а в христианских храмах Чукотки трепетно хранят память о легендарном командоре Беринге, справляют служения и гордятся тем, что именно их земля, благодаря благочестивым деяниям и помыслам легендарного командора стала прирастать огромными территориями к христианской России. Таких фактов – великое множество! К примеру, командор Беринг назвал новооткрытый удобный залив в честь празднуемого в тот день по православному календарю события - Происхождения честных древ Креста Господня. Так на карте Чукотки появился залив Креста. А в храме чукотского посёлка хранится Эквекинот, куда был доставлен ковчег с частицей Животворящего Креста и мощами святых апостолов Петра, Павла, Иакова и равноапостольной Марии Магдалины. Этот величественный христианский дар сопровождается следующей подписью, которая воспроизводит слова естествоиспытателя, немецкого врача того времени Вильгельма Штеллера: «Покойный капитан-командор Витус Беринг был по рождению датчанин, по вере праведный и благочестивый христианин, по поведению благовоспитанный, дружелюбный, спокойный человек, по этой причине любимый всею командою, снизу доверху».
Недавно, перечитывая опубликованный материал, неожиданно испытал чувство некой недосказанности, недоговорённости, недоделанности… Все эти «недо…» касаются исключительно одного человека - директора московской школы № 709 Владимира Петровича Дружинина. В материале только вскользь упомянуто, что он является автором проекта «Маршрутами Беринга» и руководителем данной юнармейской исследовательской экспедиции. Согласитесь, далеко не у каждого педагога хватит решительности и энтузиазма, чтобы в разгар летних каникул сплотить вокруг идеи более двух десятков девятиклассников, зажечь в их душах не только огонь познания доселе неведомого, но и патриотизма. А обустройство в ходе экспедиции? Ночлег? Питание? Соблюдение необходимых санитарно-профилактических норм в нынешних условиях эпидемии? Но главное – сознательная ответственность перед родителями и обществом за сохранение здоровья каждого подростка… Таких увлечённых, одухотворенных личностей всегда на Руси называли подвижниками, поэтому мне, как журналисту, очень захотелось пообщаться с Дружининым и многое прояснить в беседе. Но как это сделать? Знаю, что Владимир Петрович со своими юнармейцами спешит по следам другого российского подвижника – Витуса Беринга: согласно оговоренного маршрута группа московских энтузиастов, после тверской экспедиции на байдарках, сразу идут походом по Каме и Пермскому краю и в начале сентября завершат свой путь на Камчатке.
В наш век передовых технологий и инноваций, бурном развитии мобильной связи и интернета установить контакт с интересующим тебя человеком не составит большого труда. Узнав цель моего звонка, Дружинин с готовностью согласился пообщаться.
(Краткая биографическая справка: «Дружинин Владимир Петрович, 1963 г.р., директор Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения города Москвы «Школа № 709». Образование высшее: Академия физического воспитания и спорта, магистратура Московского городского педагогического университета, направление –«Психолого-педагогическое образование. Кандидат педагогических наук. Депутат от политической партии «Единая Россия» муниципального Собрания Северного округа города Москвы»).
«- Доброе утро! – услышал я в телефонной трубке бодрый мужской голос. - Прочитал Вашу СМС-ку и решил обязательно пообщаться. Извините, что говорю тихо – сейчас еще начало восьмого, общего подъёма еще не было, так что у нас есть несколько минут для спокойного общения. Мы сейчас находимся в небольшом городке Оса Пермского края. Для экспедиции командора он имеет не менее важное значение, чем Тверь…
- Очевидно, поэтому ваша группа попыталась быстрее по времени соединить посещение этих городов, чтобы удерживать как можно дольше у подростков высокий эмоциональный уровень…
- Конечно! Любой человек, имеющий хотя бы косвенное отношение к педагогике и воспитанию, одобрит этот шаг. У нас остались самые теплые воспоминания от встреч на знаменитой Тверской земле. По дороге в Пермский край подростки восторженно делились между собой воспоминаниями о встречах с тверичанами – теперь у нас появились не только единомышленники, а и друзья – ветераны тверского отделения «Боевое братство», бывшие подводники ВМФ, а также сверстники = юнармейцы школы №17, отряда «Ястреб» школы № 38, отряда имени Паши Ангелиной школы № 40, воспитанники сводного городского отряда юнармейцев «Сириус» имени Маресьева, с которыми мы поддерживаем дружеские отношения.
-Убеждён, что много интересных людей встретятся вам в Пермском крае, в том же знаменитом городе Оса. Удивительное дело: недавно узнал, что вокруг вашего проекта начинают объединяться многие регионы России. На сегодняшний день их уже около сорока! Вот как Беринг популярен нынче, хотя с его северного похода прошло почти триста лет.
- А это и не удивительно. Потому что, когда мы начали знакомиться с архивными материалами экспедиции и биографией командора – у многих просто дух захватывал от избытка впечатлений! Вот вы назвали город Оса знаменитым. Сейчас мы с благодарностью воспринимаем теплый прием осинцев, которые обеспечивают нас всем необходимым. Но такое радужное гостеприимство здесь имеет, как минимум, трехсотлетние корни. Вообразите себе картину: в маленький городишко под названием Оса нагрянула целая экспедиция - семь отрядов, около шестисот моряков и, как бы теперь сказали, обслуживающего персонала не счесть. (Краткая справка: «Некоторые исследователи полагают, что Оса происходит от вогульского названия рыбы хариус – ося-гуль (ося – хариус, гуль – рыба). По второй версии город получил название в честь реки, которая раньше называлась Оса. Местные краеведы придерживаются второй версии»).
Участники экспедиции прибыли сюда из далёкого Санкт-Петербурга, отправившись оттуда еще в марте – в Твери построили и загрузили суда, плыли по Тверце, Волге и Каме, в Осе пристали к берегу. Здесь и стали готовиться к зимнему переходу через Уральский хребет, курсом на Кунгур, Екатеринбург, потом дальше – на Камчатку. Одних саней-розвальней изготовили больше двухсот, да 47 обозов подтянулись из столицы. В начале ноября двинулись в путь. Обо всём этом весьма подробно можно узнать в местном краеведческом музее – там собраны просто уникальные экспонаты и документы о Великом Северном походе.
- Владимир Петрович, задам Вам вопрос, который не может относиться к разряду второстепенных: как ваши воспитанники переносят трудности экспедиции, как удаётся организовывать для них нормальные бытовые условия? Понимаю, что подобные проекты невозможно считать бизнесом, тем не менее, они все равно предполагают какие-то затраты – хотя бы приобретение железнодорожных билетов, питание, спортивный и туристический инвентарь…
- Здесь никаких секретов нет. Конечно, когда задумывался проект, я себе задавал подобные вопросы и тогда казалось, что ответы на них станут настоящей головной болью. Но всё, к счастью, не просто решилось само собой, а проект получил поддержку и во властных структурах городов и регионов, и в общественных организаций. Удивительное то, что на личность командора наши юнармейцы вышли совершенно случайно: в Северном районе Москвы, где находится 709 школа, есть проезд Беринга (еще в 1964 году переименовали Железнодорожный проезд из-за повторяемости). Вот мои пацаны и пришли с предложением: давайте подробнее узнаем об этом Беринге! Сначала по этой теме провели один воспитательный час, потом стали рыть глубже и докопались до проекта «Маршрутами Беринга».
Я очень дорожу отношениями, которые сложились между ребятами и взрослыми в нашей экспедиции. В самом начале было решено формулу общения «учитель – ученик» оставить за пределами школьного порога. В данной ситуации больше подходит вариант – «друг – товарищ и брат», равняться на известный нравственный принцип Владимира Высоцкого: ощущать надежное плечо друга, быть в одной связке и никого не подводить. Кстати сказать, в сегодняшнем большом походе, руководителем которого я являюсь и несу полную ответственность, помимо 22 юнармейцев участвуют ещё 8 взрослых, большая часть из которых родители юных волонтёров. Думаю, после таких походов вечная проблема «отцов и детей» для наших уже не будет такой болезненной и неразрешимой. Как педагог, подтверждаю, что союз образовательного туризма (дети + родители + школа) дает потрясающие результаты! Знаете, какую гордость испытывают взрослые, когда мы подводим итоги за неделю и определяем лидеров! К примеру, в этот раз стали лучшими кадеты Николай Челноков, Арина Склярук, Владимир Жаворонков… А по питанию вообще нет проблем: с каким удовольствием юнармейцы «трескают» гречневую кашу с тушенкой или кулеш, сваренный на костре! И дёшево, и сытно. Наверное, будем завершать беседу? Через пару минут будет подъем. Всего вам доброго и, если будет желание, звоните нам в начале сентября на Камчатку. Уверен – будет много интересной информации!».
Чувствуешь большое душевное удовлетворение от того, что мальчишки и девчонки, благодаря энтузиазму и бескорыстности авторов проекта, имеют возможность приобщиться к прекрасному, героическому и, действительно, патриотическому подвижничеству. Они уже сегодня убедились в том, какой легендарной личностью был Витус Беринг и какую решающую роль сыграло в судьбе его и экспедиции Прикамье Пермского края. Эту территорию по праву называют душевной акваторией командора. А сколько полезного и интересного почерпнут подростки побывав на Камчатке! Подумайте только: Великий Северный поход охватил своими исследованиями всё побережье Северного Ледовитого океана, Сибирь, Камчатку, моря и земли Тихого океана,, открыл неведомые учёным и мореплавателям северо-западные берега Америки… Эта экспедиция Беринга, бесспорно, послужила экономическим локомотивом для неосвоенных северных территорий. Вот он, настоящий пример истинного служения Отечеству, вот оно, настоящее подвижничество! Прикасаться бы молодым пытливым умам к этим российским духовным ценностям почаще…