Вернувшиеся

И.С. Шмелев и В.А. Никифоров-Волгин

0
734
Время на чтение 12 минут

Две книги, о которых пойдет речь в этой статье, писа­лись будто бы об одном и приблизительно в одно время. Писались в разных местах и людьми с разными дореволюционными судьбами. Но как эти судьбы оказались близ­ки после известных событий второго десятилетия прохо­дящего века! Близки оторванностью от Родины, эмигранствующим бесприютством, любовью к потерянному прошлому — милой их сердцу России и, наконец, обру­шившейся на них трагедией смерти.

Иван Сергеевич Шмелев, автор замечательной кни­ги "Лето Господне" до революции уже был известным писателем. Родившись в Москве в 1873 году 21 сентября в семье подрядчика на строительные работы, он оканчи­вает гимназию и юридический факультет Московского университета. С начала века, а вернее даже с 1895 года прошлого века, много печатается. Путешествует по Рос­сии, активен в литературной жизни страны. Его талант неоспорим и общепризнан, его книги издаются. Февраль­скую революцию Шмелев встречает восторженно, но Октябрь не принимает. В 1922 году, после пережитой им страшной трагедии — в Крыму его горячо любимый сын, как офицер добровольческой армии, хотя он и не поки­нул России вместе с врангелевцами, был взят "красны­ми" в Феодосии из лазарета и без суда расстрелян. Шме­лев уезжает в Берлин, а затем в Париж.

Василий Акимович Никифоров-Волгин писатель иной судьбы. Родившись 24 декабря 1900 года на берегу Волги в селе Маркуши в бедной семье сапожника в раннем воз­расте вместе с семьей переезжает в Эстонию, в Нарву. Окончив начальную школу, в гимназию поступить уже не может — нужда. Первая публикация молодого литератора состоялась в Таллинне в 1921 году. Довольно быстро Ва­силий Никифоров завоёвывает писательский авторитет, много печатается, получает литературные премии. Но пришедшая в Прибалтику советская власть круто обхо­дится со всеми русскими деятелями культуры. Никифо­рова арестовывают 24 мая 1941 года. Этапом пересыла­ют его в город Киров и там 14 декабря 1941 года расстре­ливают.

За свою жизнь писатель успел подготовить и издать только две книги: "Земля-Именинница" и "Дорожный Посох". Книга, о которой говорим мы сейчас, это избранное под названием "Заутреня Святителей'', куда в свою очередь вошли некоторые произведения, ранее не публи­ковавшиеся в названных изданиях и которая предостав­ляет возможность познакомиться с уникальной прозой писателя.

Давно и точно замечено — все, что в творчестве со­прикасается с самыми заветными уголками человеческо­го сердца, с самыми чистыми устремлениями и желания­ми, всегда получает доброжелательный и всесторонний отклик, пробивает себе дорогу сквозь завали клеветы, по­ругания и запреты. Оба автора вернулись к российскому читателю в самом конце 80-х годов. Вернулись не только своими книгами, но и многими заинтересованными ста­тьями об их творчестве, в мемуарах знавших их людей. Но если имя Ивана Шмелева сразу и прочно засветило на небосклоне отечественной словесности, то проза Васи­лия Никифорова-Волгина подспудно и долго пробивала себе дорогу. Хотя по теме, по ощущению христианского, православного духа авторы очень близки. Думаю, что и читатель у них один — это патриот любящий свою Родину, почитающий веру своих предков, придерживающийся православного мировоззрения и воспринимающий с эс­тетически душевным упоением образность, красоту, фор­му и звучание коренного, исконного русского слова. Читатель, испытавший сам не раз в жизни и восторг не­весть с чего захватывающий сердце в лунную, холодную, вызвезженную ночь, когда тишина и только скрип снега под ногой, собственное дыхание нарушают тишину, и уси­ление от соприкасания с широкой русской душой, до бес­крайности в веселье и рыдающей до последнего изнемо­жения, до бескрайней в своей беззащитности при покая­нии — такой читатель не отмахнется в безразличии ни от, несколько идеализированной предреволюционной исто­рией быта российской столицы, ни от горьких страниц того же быта российского государства в революционные и частью послереволюционные годы.

Я помню первое впечатленье от прозы Ивана Шмеле­ва. Натужно гудели двигатели ТУ-154, уносившего меня из Красноярска в Нижний Новгород, а я окунулся в теплый, солнеч­ный мир московских окраин конца ХIХ века с калачами, чаепитием, икрой, рыбой, яблоками, бубликами. И пони­мая, что это невероятное, редкостное открытие только что произошло со мной, в упоении, с взволнованным серд­цем, бережно листал недавно приобретённую книгу. Тог­да же не выдержал и поделился впечатлением от прочи­танного с товарищем, летевшим вместе со мной. Впер­вые получаю такое чувственно-эстетическое наслаждение, граничащее с восторгом от прочитанных слов, фраз, пред­ложений. Эту книгу нельзя читать сразу, но растягивать нахлынув­шее открытие как можно дольше — поглощая его небольши­ми порциями, по страницам, главам — "смакуя" и перечиты­вая. Потому, что первое прочтение оставляет в душе самый яркий и ни с чем не сравнимый, запоминающийся след.

Я понимал, что начинаю жить жизнью героем книги "Лето Господне" — Сергея Ивановича, Василь-Василича, ста­рика Горкина, вместе с ними слышу звуки, чувствую запахи, ощущаю радость в сердце и обиду от запретов и непонима­ния, вольно веселюсь и ловко, самозабвенно работаю, слу­шаю бродяжное пение в кабаках и умиленно внимаю цер­ковной молитве, колокольному звону, пению с клироса. Все это Русь. Все родное, какими-то неведомыми потаёнными силами было до времени спрятано в моем сердце.

Уже потом были прочитаны мной и "Богомолье", и "Ста­рый Валаам", и много других повестей, рассказов, статей, романов Шмелева. И, конечно, в дальнейшем восприятие несколько померкло, притушилось, хотя истинное удоволь­ствие от прочитанного получал всегда. Но то неизгладимое впечатление, тот восторг, охвативший меня на борту самолё­та, где-то над бескрайней сибирской тайгою, навсегда запе­чатлелся в моей памяти своей неповторимостью. Открытие мира прозы Ивана Сергеевича Шмелева что-то перевернуло во мне, как бы очистило от наносного, освободило глаза для иного взгляда на современную отечественную бытийность.

Постижение художественного мира Никифорова-Волги­на проходило в ином ключе — размереннее, спокойнее.

После Рождества, всей семьей поехали мы в гости к свя­щеннику. После службы сидели мы с о. Владимиром в его келье, говорили о делах сегодняшних, вспоминали прошлое и тогда он меня спросил, не читал ли я этого автора? Нет, имя написавшего книгу "Заутреня Святителей" было мне незнакомо.

— Обязательно надо прочитать. Очень хороший писатель.

Отец Владимир тут же, пока нас не позвали к ужину, прочитал вслух два рассказа: "Заутреня святителей" и "Юродивый", да, это была проза, милая моему сердцу, потребная моему разуму.

Через несколько дней я отыскал книгу в церковной лав­ке и так, как скоро уезжал по делам в Тюмень, то и забрал ее с собой в дорогу. Тогда-то и открылся мне непостижимый в своей простоте, доступности, незамысловатости истинный художественный дар этого, почти позабытого у нас, русско­го писателя.

В отличие от Шмелева Никифоров-Волгин строит своё повествование короткими, всего в несколько слов, предло­жениями. При этом его проза напрочь лишена витиеватос­ти-красивостей. Но в ней сохранены все необходимые художественные достоинства — образность, выразительность. Непостижимым способом он соединяет в одном предложе­нии, при использовании крайне ограниченных художествен­ных средств, энергию повествования и неторопливость, вдумчивость, основательность при построении сюжета про­изведения. Так, под стук вагонных колес, я читал эту книгу, а поезд уносил меня в заснеженную, по-январски проморо­женную заиндевелую даль. Стелется позёмка, звенит от мороза сугробное поле. Завевает вьюжина. Мороз леденит одинокую заснеженную землю. Но странно, не было мне холодно от этих слов. И засне­женные поля, проносящиеся за окном, обсыпанные инеем ели, стеклянно блестящие под солнцем осины и берёзы не пугали подступающим близким холодом: всего-то тонкая стенка вагона отделяла от уютного и тёплого купе. И охра­няла меня от ощущения вселенского холода, вселяла в сердце на­дежду небольшая в размерах книжка, лежащая на столике у окна, в которой "Молились святители русской земли в заб­рошенной лесной церковке о Руси — любови Спасовой, крот­кой думе Господней. А после заутрени вышли из церковки три Заступника на паперть и благословили на все четыре конца снежную землю, вьюгу и ночь ("Заутреня святите­лей").

Автор поднимается духом в заоблачные дали и в то же время беспредельно любит своё теперешнее земное существование. Юный герой из рассказа "Канун Пасхи" так переживает это чувство: “Глядя на это утро, мне захоте­лось никогда не отрываться от земли, а жить на ней вечно, — сто, двести, триста лет, и чтобы обязательно столько жили и мои родители. А если доведется умереть, чтобы и там, на полях Господних, тоже не разлучаться, а быть рядышком друг с другом. смотреть с синей высоты на нашу малень­кую землю, где прошла наша жизнь, и вспоминать ее”.

Церковь в рассказах Никифорова объединяет всех. В идеале она отчуждает от людей раздражение, брезгли­вость, зависть. В храме, в Боге все равны. В этом отноше­нии — причём без всякой видимой, внешней ломки лич­ности, но самоосознанно и добровольно — это единствен­ное место на земле, где такое возможно. И тогда проис­ходит вот что. "Спившийся псаломщик Валентин Семи­градский, обитатель ночлежного дома, славился редким "талантом" потрясать слушателей чтением паремии и Апостола, и большие церковные дни он нанимался куп­цами за три рубля читать в церкви. В длинном, похожем на подрясник, сюртуке Семиградский, с большою книгою в дрожащих руках, подошёл к Плащанице. Всегда темное лицо его, с тяжёлым мохнатым взглядом, сейчас было вдохновенным и светлым".

В рассказах писателя все гармонично, все к месту — человек, природа, вера. Они дополняют и обогащают друг друга, объединяя в нечто неразрывное, единое, немысли­мое друг без друга. Вот как описаны ощущения героя в рассказе "Двенадцать Евангелий".

"Предвечерье великого Четверга было осыпано золо­тистой зарей. Земля холодела, и лужицы затягивались хрустящей заледью. И была такая тишина, что я услышал, как галка, захотевшая напиться из лужи, разбила клювом тонкую заморозь".

Отрывок вроде бы описывающий недвижимо-застыв­ший, безжизненно-обледенелый пейзаж, внутри себя ока­зывается очень подвижен. Здесь и земля хоть и "холоде­ла" но была "осыпана золотистой зарёй", а тишина сто­яла такая, что слышно, как "галка... разбила клювом тон­кую заморозь" на луже. Все в этом отрывке живет, колы­шется. звучит, находится в неподвижности, И в этом неразгаданное чудо нашего писателя. Но вот ударили в колокол и "Нельзя было не вздрогнуть, когда по тихой земле прокатился круглозвучный удар соборного колоко­ла. К нему присоединился серебряный, как бы грудной звон Знаменской церкви, ему откликнулись журчащим всплес­ком Успенская церковь, жалостным стоном Владимирс­кая и густой воркующей волной Воскресенская церковь.

От скользящего звона колоколов город словно плыл по голубым сумеркам, как большой корабль, а сумерки колыхались, как завесы во время ветра, то в одну сторо­ну, то в другую. Здесь обратное впечатление — энергич­ного движения, неспокойствия. Но это обманчиво. Ибо колышутся сумерки и плывёт город, что само по себе не­возможно. И всё-таки, что-то в пейзаже, в его восприя­тии, ощущении меняется "когда по тихой земле прока­тился... удар соборного колокола". Да и не могло не изме­нить, потому что, как мы уже отмечали, все три ипоста­си рассказов" Никифорова-Волгина Вера, Природа, Чело­век находятся в единении, взаимосвязаны

Если в повествовании Ивана Шмелева "Лето Господ­не" мы не найдём и намёка на послереволюционное раз­рушение церкви, геноцид священства — то в рассказах Ни­кифорова об этом не только говорится, но и передаётся невыносимое ощущение боли, горя, вековой потери, даже когда говорит он об этом вскользь, мимоходом /не это главное — не внешнее событие, а то, что происходит, ка­кой след оно оставило в душе героя/, или посвящает этой теме отдельное произведение, всё равно не выступает это событие главным в рассказе. Оно вторично, побочно, по­вод для других, главных раздумий героя. Это как бы ос­новной фон, отделяющий душевную чистоту и незлоби­вость, христианское мировоззрение и взгляд на окружа­ющее. Таков старик из пасхального этюда "В березовом лесу", посвящённого автором Борису Зайцеву. И даже это посвящение во многом символично. Написан этюд в Нарве и датирован 1926 годом. Подобному же посвящены сюжеты рассказов "Алтарь затворенный", "Под колокола­ми", "Вериги". А разве случайное совпадение, что в 1937 году всем нам известных событий, Никифоров пишет по­трясающий по своей чистоте, радости рассказ "Светлая заутреня" — искреннюю песнь торжеству Православия. Тут же следуют и другие рассказы: "Солнце играет...", "Пасха на рубеже России", "Иванушка". Иные сюжеты, грустные, о разлуке, смерти. Порой путающие страшным богохуль­ством. Но странно, чувство торжества Православия, уже ранее приобретенное читателем, от этого не угасает, а на­оборот крепнет, находит волновые и новые подтвержде­ния в той, исходящей от сюжетов укрепляющей силе. Ведь все прошли, всё выдюжили. И ещё сколько пройти и вы­терпеть придётся. Но "Смотрите, не ужасайтесь: ибо над­лежит "всему тому быть /Мф. 4,6/ — поучал Христос своих учеников.

Только одно по-настоящему может ввести человечестве сердце в тоску, опечалить душу — потеря веры, как символа истинной чистоты и спасительной любви, и это произош­ло с сыном лесника Гордея из рассказа "Лесник Гордей". Какая неподдельная тоска, скорбь звучат в словах автора. Какое пронзительное горе охватывает сердце несчастного старика, что не ужаснуться от оттого и не пожалеть героя не в силах человеческое сердце. Вот в чем, по убеждению Никифорова-Волгина, истинная трагедия человека, вот в чём вечная, без ожидаемого воскресения, смерть. Высо­кой печалью, состраданием и скорбью пронизан рассказ "Мати пустыня" о последних днях жизни российского сол­дата-большевика, волжанина Семена Завитухина. Пове­ствование из-под пера писателя выходит неторопливым, немногословным, но емким и до последней черточки, до последнего движения естественным, правдивым, лишен­ным всякой фальши и недосказанности.

А какой любовью и искренней простотой пронизана вера сельского священника отца Анатолия из рассказа "Молитва"! Вот ведь и умом он скуден, и образования маленького, и ликом своим неказист и проповедь у него нескладная, что мужицкая речь". Но сколько света, доб­ра. Но сколь светла, добра и сострадательна душа его, вмещающая в себя все беды и хлопоты односельчан, что и позволяет ему в своей просьбе восстать защитником за них перед Господом.

Если у Ивана Шмелева описан православный город Москва, то у Никифорова-Волгина православная русская матушка-деревня со всеми ее обычаями, трудом, праздниками и горестями, впрочем, в последнем произведении обоих замечательных писателей схожи. Здесь их точка соприкосновения, душевная слитость. Никифоров гово­рит в рассказе "Вериги": "Долго смотрел ему в след и думал о таинственных жутких путях русской души, о ве­личайших падениях ей и величавших восстаниях, — Рос­сии разбойной и России веригоносной".

В произведениях Шмелева и Никифорова-Волгина Русь одинаково предстаёт перед нами "вкусная", хлебная, с хрустом надкусываемого яблока. И впечатления после чтения сродни — словно выкупался в чистом источнике, ключевой водой студёной умылся, жажду негасимую уто­лил. После этого и дальше можно идти, жить. Славные, редкостно-проникновенные книги, национально-русские по духу, сюжету, описанию пейзажей и характеров героев.

Но у "Заутрени святителей" есть одна особенность. Ее можно начинать читать с любого места, как поэтический сборник. У Никифорова и рассказ в размере, в дыхании чем-то схож, напоминает поэтическое произведение, каж­дое предложение в нем — будто строка в четверостишии — написано коротко, ёмко, эмоционально и насыщено ду­хом.

Человек и Вера, личность художника и Православие. Слияние этих факторов дают в жизни почти неизменно потрясающий результат, открывают безграничные воз­можности в философском и творческом постижении мира, нашего личностного бытия в историческом контексте. И дело не в христианской терминологии или использова­нии сюжетов, связанных с церковной историей, предани­ями. А в объединении духа пишущего и читающего, в благодатном соединении верящих душ. Этим замечатель­ны произведения двух русских писателей, пусть с таким опозданием, но вновь пришедших к нам в очередную, труд­ную для России годину. И в этом нет случайности! Но всему свое время и свой час!

Нижний Новгород – Тюмень – Нижний Новгород

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Валерий Сдобняков
Всё пережитое так огромно, что довоенными очами вы не можете смотреть на жизнь
Несколько замечаний по воспоминаниям Виктора Некрасова
24.04.2024
Литература должна ни на шаг не отступать от своей цели – возвысить общество
По страницам критических статей Н.А. Некрасова
09.03.2024
Шелехов
Рассказ
29.02.2024
Бог есть любовь и потому смерть – такое же благо, как и жизнь
По книге «Переписка Л.Н.Толстого с сестрой и братьями»
19.02.2024
Русофобия героев в произведениях А.Ф. Писемского и Н.С. Лескова
Роман «Люди сороковых годов» и повесть «Заячий ремиз»
12.02.2024
Все статьи Валерий Сдобняков
Последние комментарии
Правда Православия и ложь «христианских» либералов
Новый комментарий от Сергей
25.04.2024 11:35
История России на духовно-политической карте
Новый комментарий от РомКа
25.04.2024 10:37
«Царь Феодор Иоаннович – последний Рюрикович на русском престоле»
Новый комментарий от Русский Сталинист
25.04.2024 10:20
О чём говорят американские конспирологи
Новый комментарий от Павел Тихомиров
25.04.2024 09:36
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Александр Васькин, русский священник, офицер Советской Армии
25.04.2024 07:41