Нравственное помешательство

О психопатиях. Заметки врача

Дмитрий Авдеев 
0
18.05.2021 1412

Тема, о которой я решил написать, на первый взгляд, казалось бы, должна рассматриваться только в среде профессионалов: медиков или психологов. И человеку, далекому от медицины она и непонятна, и неинтересна. Попытаюсь доказать обратное. Итак, психопатия. Это личностная аномалия, которая характеризуется дисгармоничностью ее психического устроения. Клиническими критериями психопатии являются: выраженность психических нарушений, приводящая человека к социальной дезадаптации; тотальные изменения всего психического облика и относительная стабильность психических особенностей (П. Б. Ганнушкин).

Еще в первой половине XIX века характерологические аномалии описывались как «моральное помешательство» (Д.Причард, 1835). В 1857 году Б.Морель писал, что эти люди «конституционно запятнаны, и это клеймо будет их сопровождать от колыбели до могилы, оно будет тяготеть над всей личностью и давать свое влияние во все эпохи жизни».

Идея «нравственного помешательства» сразу заняла господствующее место в изучении особенностей этого психопатологического состояния. Вот основные точки зрения ученых психиатров: Пинель (1909) – нравственная дезорганизация свободной воли; Бенедикт (1895) – нравственное помешательство; Мендел (1902) – нравственное слабоумие; Причард (1925) – моральные увечия и интенсивная порочность; Блейлер (1896) называл такой тип людей «врожденные преступники»; Бирнбаум – дегенеративные фантасты, Арлоу – «сизифов» тип личности.

Учение о психопатиях сложилось в недрах русской психиатрии в связи с экспертными заключениями (на судебных процессах в отношении таких пациентов) выдающихся русских ученых-психиатров C. С. Корсакова (1880), В. X. Кандинского (1883), И.М. Балинского (1884). Описания проявлений характерологической патологии и их клинический анализ в этих заключениях были квалифицированы как конкретное болезненное состояние – «психопатия». Это понятие затем быстро распространилось не только в медицинской, но и в художественной литературе (очерки А. П. Чехова «Психопаты» и Н. А. Лес­ко­ва «Старинные психопаты» по материалам упомянутых дел и заключений).

Различают психопатии конституциональные, которые имеют генетические предпосылки; как следствие различных заболеваний, травм головного мозга, инфекций (органические психопатии), и приобретенные или нажитые. Последняя группа психопатий связана преимущественно с факторами воспитания, средовыми и ситуативными обстоятельствами. Хотя среда и воспитание оказывает свое влияние и на первые две группы расстройств. По данным разных авторов от 5 до 10 % населения имеют стойкую личностную патологию. Можно себе представить какой социальный шлейф несут эти цифры…

Проблема «нравственного помешательства» довольно долго была в центре внимания и многих отечественных психиатров, и юристов (Андрузский, Мержеевский, Дриль, Бошкин, Рейтц). Эти и другие авторы придерживались концепции дегенерации (вырождения). По их мнению, пороки (читай грехи – прим.автора) как болезненные отклонения передавались из поколения в поколение. Дети в таких семьях имели врожденный недостаток нравственных чувств и предрасположенность к моральному уродству. Эти дети, как указывают исследователи, не способны справляться со своими страстями, подвержены непреодолимым импульсам, наклонности их извращены, особенно в половой сфере. Нравственное чувство у них развито лишь в зачаточном виде или совершенно отсутствует. Среди неблагоприятных факторов особо отмечались: пьянство родителей, аморальная и порочная их жизнь, криминальная среда и т.п.

Как пишет российский психиатр В.Я.Гиндикин: «Авторы теории морального нездоровья с самого начала подчеркивали зависимость соответствующих личностных девиаций (отклонений) от неблагоприятных внешних факторов и в генезе (происхождении), и на протяжении жизни».

Первая в мире монография, посвященная описанию психопатий, была опубликована в России в 1886 году В.М.Бехтеревым. Он, в частности, писал: «Лица, страдающие психопатией, не могут считаться душевнобольными в собственном смысле этого слова, но они являются теми странными, загадочными существами, которые чувствуют, мыслят и поступают иначе, нежели здоровые лица, которые нередко уже с детства являются глубоко порочными существами и которые вместе с тем представляют собой верных кандидатов на душевную болезнь».

Известный немецкий профессор-психиатр Шнайдер писал, что психопат тот, кто из-за особенностей своего характера страдает сам и/или заставляет страдать окружающих. Нельзя не согласиться и со взглядами Кречмера (1934), который утверждал следующее: «Для того, чтобы вскрыть сущность психопатической личности, следует одновременно учитывать наследственные особенности, экзогенные (внешние) соматические повреждения в раннем возрасте и влияние среды».

Крупный отечественный психиатр В.А.Гиляровский утверждал, что «психопатами чаще делаются, чем рождаются». О возможности так называемых нажитых психопатий с полной уверенностью писали и многие другие ученые и практики.

Личностная дисгармония проявляется большим многообразием. Среди психопатов могут быть и яркие истерики, и погруженные в себя шизоиды, и постоянно во всем сомневающиеся психастеники и др. Главное в природе всех этих проявлений – устойчивая психическая дисгармония.

Наша действительность отнюдь не способствует психическому здоровью людей и зачастую является, если можно так сказать, психопатической «фабрикой». Социальная напряженность в обществе очень высока. Свой вклад, безусловно, внесла и пандемия. Но главными факторами, на мой взгляд, являются духовно-нравственные. «Совесть без Бога есть ужас, она может заблудиться до самого безнравственного», - писал Федор Михайлович Достоевский.

Особую тревогу вызывает душевное и духовное здоровье подрастающего поколения. Лавина разнообразной деструкции (информационной, культурной, цифровой) тяжелым бременем легла на неокрепшие детские души. Казанская трагедия не случилась сама по себе. У нее много корней. Об этом уже достаточно сказано.

Половина 13-летних девочек и мальчиков в нашей стране уже пробовали алкоголь. Возраст приобщения к курению в Москве снизился до 10 лет у мальчиков и до 12-ти у девочек. Аддиктивное (зависимое) поведение – без всякого преувеличения тяжелейшая проблема наших дней.

Никого не удивишь сегодня тем, что школьники сплошь и рядом вступают в половые связи. Каждый 10-й аборт делает девочка-подросток. Венерические заболевания у подростков, детская проституция, увы, печальные приметы нашего времени. Появились подростки - серийные убийцы. Таких случаев практически не знала прежде судебная психиатрия. Можно заключить, какой чудовищный уровень агрессии в обществе они отображают.

Испытания для детей начинаются уже с младенческого возраста. Вот строки из письма одной молодой мамы: "У детей украли детство. "Благодаря" телевидению и средствам массовой информации маленькие дети уже знают, что такое секс, и, как и с кем им можно заниматься. Когда они подрастут, смогут ли понять, что такое любовь? Посмотрите, какие мультфильмы показывают детям. Фильмы безнравственные и невежественные. У нас что, сознательно калечат детей? А какие игрушки продают: монстры, пришельцы из космоса и т. д. Для чего? Что эти игрушки несут детям?" Увы, подобных писем автор этих строк получает немало, и в каждом - боль и скорбь родителей по поводу происходящего вокруг.

Представляет интерес исследование, проведенное департаментами полиции и народного образования в г. Фуллертоне, штат Калифорния (США), в марте 1988 (с тех пор уже минуло больше тридцати лет). Вот его данные. Основные проблемы в школе в 1940 г.: ученики разговаривают во время уроков; жуют жвачку; шумят; бегают по коридорам; не соблюдают очередей; одеваются не по правилам; сорят в классах. И вот как изменились основные проблемы через 48 лет: употребление наркотиков; употребление алкоголя; беременности; самоубийства; изнасилования; ограбления; избиения. Комментарии, как говорится, излишни.

И еще об одной тяжелой теме в этой связи мне бы хотелось сказать. В 1992 году Всемирная организация здравоохранения исключила «гомосексуализм» из перечня медицинских диагнозов. Но, поступив так, она просто последовала за Американской психиатрической ассоциацией (AПA), которая исключила гомосексуализм из своего «Справочника по диагностике и статистике» (DSM), то есть из перечня психологических расстройств. Вот как это было. Для того чтобы понять действия АПА, нужно представлять США 60–70-х годов прошлого столетия. Тогда оказались поставленными под сомнение все традиционные ценности и убеждения. Это было время бунта против каких бы то ни было авторитетов, полным ходом шла так называемая «сексуальная революция».

В этой атмосфере небольшая группа радикально настроенных американских гомосексуалистов развернула политическую кампанию за признание гомосексуализма нормальным образом жиз­­ни. И, к великому сожалению, им это во многом удалось. Адепты признания гомосексуализма обрабатывали своих коллег, придерживающихся диаметральных убеждений, долгих 15 лет: с 1963 по 1978 года. Важный факт: в 1978 году после того как АПА решила исключить «гомосексуализм» из «Справочника», было проведено голосование среди 10 тысяч американских психиатров, являющихся членами АПА. 68 % тех психиатров, кто заполнил и вернул анкету, по-прежнему считали гомосексуальность психическим расстройством. Но дело было сделано…

Вот еще пример. Несколько лет тому назад на РНЛ я комментировал поведение небезызвестного Павленского и его скандальные акции: он то зашивал себе рот, то прибивал половые органы к брусчатке Красной площади и т.д. Психиатры считали Павленского вменяемым, а кто-то (политики, общественные деятели) утверждали, что он явно сумасшедший. Кто прав? Чья позиция верна? Причина разногласий в данном случае – разные подходы к оценке происходящего. Я поддержал тогда обе эти позиции и написал, что Павленский болен. Но болен уродством души. А среди причин такой болезни присутствуют, безусловно, и духовные. Однако, он вменяем. Павленский отдавал отчет своим действиям, готовился к своим скандальным акциям. И тут я согласился со своими коллегами, в который раз подтвердившими его вменяемость. Вменяемыми оказались, если помните, и норвежец Брейвик, и москвич Виноградов, расстрелявший в офисе своих коллег. И эти люди сегодня за решеткой…

Но вернемся к описанию психопатии. Психопатия занимает как бы промежуточное положение между психозами и неврозами. Она по некоторым характеристикам «не дотягивает» до психоза (как правило, отсутствуют в клинической картине бред, галлюцинации и другие проявления психоза), но и существенно отличается от невротических расстройств. Также при неврозе имеется связь симптомов с какими-то эмоционально значимыми переживаниями, тревожащими человека событиями и обстоятельствами жизни. А психопат, как говорится, всегда психопат. Конечно, в отдельные моменты его поведение может декомпенсироваться, а в иные периоды жизни наблюдается относительная компенсация, но общий аномальный психопатический фон остается.

Если у больного есть совесть и чувство вины – это не психопатия. У психопата, как утверждают некоторые психиатры, нет совести и чувства вины. В лучшем случае, только чувство неудобства от тех или иных проявлений психопатического характера.

Если человек, страдающий неврозом, условно говоря, вредит себе, то психопат своим поведением вредит и окружающим. Безусловно, степень выраженности психопатических черт у лиц, ими обладающих, варьируется индивидуально. Существенно разнится и клиника отдельных видов психопатических расстройств.

К неблагоприятным факторам, осложняющим течение психопатии относят: алкоголизм, наркоманию и другие химические и нехимические зависимости, черепно-мозговые травмы, соматические заболевания (также в сочетании с возрастными изменениями).

«Бред поступков» – так еще иногда говорят о психопатическом поведении. В последней психиатрической классификации вместо термина «психопатия» используется термин «расстройства личности».

Лечение психопатии – это длительный, сложный и далеко не всегда эффективный процесс. То же самое можно сказать и о духовной реабилитации психопатических личностей.

Однако невозможное человеку – возможно Богу.

Дмитрий Александрович Авдеев, врач, публицист, член Союза писателей России

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; Челябинское региональное диабетическое общественное движение «ВМЕСТЕ»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит».

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/ru/documents/7755/
https://ria.ru/20201221/inoagenty-1590270183.html
https://ria.ru/20201225/fbk-1590985640.html

РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

5. Ответ на 4, E.O. :

Им не интересно, кто во что верит. Их больше интересует, как на самом деле. И думаю эти дети, может даже не вполне осознанно, а стихийно, именно такие.

Если так определять атеистов, тогда, думаю, они в таком возрасте имеют такое же сознание, как их родители. То есть "атеисты" - их родители. И пока так обстоят дела, будут новые похожие события, не смотря ни на какие меры с охраной, с продажей оружия и т .п., не смотря на придуманную властью "идеологию".
NNNN / 20.05.2021 14:24

4. Ответ на 3, NNNN:

Эти дети вполне могут быть не атеистами.

Эти дети просто неверующие. Что, собственно, в бытовом смысле и означает атеизм. Атеистов, которые бы с пеной у рта утверждали, что Бога нет сейчас практически не встретишь. Тем более такая позиция ущербна своей бездоказательностью - поди, в самом деле, докажи, что Бога (вообще какого-нибудь) нет! В большинстве случаев атеистами сейчас называют себя люди не готовые признавать сответствующими реальности утверждения любой религии ввиду их, как они считают, бездоказательности. Т. е. люди отрицающие ценность основанного на вере религиозного мировоззрения. Им не интересно, кто во что верит. Их больше интересует, как на самом деле. И думаю эти дети, может даже не вполне осознанно, а стихийно, именно такие.
E.O. / 20.05.2021 10:51

3. Ответ на 2, E.O. :

"В окопах атеистов не бывает". Как видим - бывает и запросто!

Почему же? Эти дети вполне могут быть не атеистами.
NNNN / 20.05.2021 09:52

2.

https://clck.ru/UuKBB видео, где слышны разговоры спрятавшихся под партами детей. Мат непрерывный, никому не приходит в голову молитва - ни детям, ни учителям. Откуда у них это - из дома? Почему это так легко приживается?

Да, мат, особенно детский, это мерзко. Но главное этот ролик опровергает расхожее утверждение: "В окопах атеистов не бывает". Как видим - бывает и запросто!
E.O. / 20.05.2021 04:58

1. Д.А. Авдееву

...Половина 13-летних девочек и мальчиков в нашей стране уже пробовали алкоголь. Возраст приобщения к курению в Москве снизился до 10 лет у мальчиков и до 12-ти у девочек...

https://clck.ru/UuKBB видео, где слышны разговоры спрятавшихся под партами детей. Мат непрерывный, никому не приходит в голову молитва - ни детям, ни учителям. Откуда у них это - из дома? Почему это так легко приживается?
NNNN / 19.05.2021 17:51
Дмитрий Авдеев
Все статьи Дмитрий Авдеев
Последние комментарии
За жертвователей в храме будут молиться
Новый комментарий от Евгений Х.
21.09.2021 20:12
Возможно ли объединение патриотических сил?
Новый комментарий от Анатолий Степанов
21.09.2021 18:03
Ложь и инсинуации православных ковид-диссидентов
Новый комментарий от Анатолий Степанов
21.09.2021 17:51
Готовится антихристианское кощунство
Новый комментарий от Кочерыжка
21.09.2021 15:19
«Новые люди» как инструмент либерального транзита власти
Новый комментарий от Калужанин
21.09.2021 14:47
В новой Думе «новые люди»?
Новый комментарий от Человек
21.09.2021 12:42
«Геолог, исследователь, педагог, публицист, коллекционер»
Новый комментарий от Наталья Сидорина
21.09.2021 10:09