Памяти священномученика протоиерея Петра Скипетрова

Архимандрит Зосима (Шевчук) 
0
06.04.2021 694

1 февраля 2009 года на Святейший Престол Московских Патриархов промыслом Божиим был поставлен Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Каждому периоду истории Русской Церкви и нашего российского Отечества соответствовали свои Патриархи, которые не без промысла Божия и особенного на то Божественного изволения, воздвигались на Патриарший Престол Русской Церкви.

В 2008 году в декабре месяце закончилась земная история того Патриарха, который был фактически уже не Патриархом Церкви советского периода, а управлял церковным кораблём в годы, когда, казалось бы, была полностью сокрушена великая империя и будущего у России, по мыслям многих и многих людей, не было никакого. Деятельностью ушедшего от нас Святейшего Патриарха Алексия II в будущем будут заниматься многие не только церковные историки, но и государственные мужи-исследователи, историки государства Российского, именитые профессора истории столичных университетов. Время 1990-х годов было очень сложным, и этому периоду требовался именно такой Первосвятитель Русской Церкви.

Нужно обратить внимание, что интронизация святейшего патриарха Кирилла выпала именно на день 1 февраля 2009 года… В этот день празднуется память удивительного подвижника благочестия, святого священномученика, новомученика российского протоиерея Петра Скипетрова. Это был тот человек, который промыслом Божиим первым восшел на Голгофу страданий в годы начавшихся гонений на Церковь со стороны советской власти. Именно он был первым мучеником в Санкт-Петербурге и в России из числа духовенства, который ныне прославлен нашей Русской Православной Церковью. Промыслом Божиим сохранена его могила. И Александро-Невское братство, а также Александро-Невская лавра Санкт-Петербурга несут особое попечение о месте захоронения этого выдающегося, смелого, искреннего и святого священнослужителя.

Святейший Патриарх Кирилл многие годы трудился как архиерей, как высокий подвижник и миссионер, как академический духовный ученый в Санкт-Петербурге в тот советский период, когда город назывался Ленинградом. В бытность там Святейшего Патриарха, в то время ректора Ленинградских духовных школ, семинария и академия города Ленинграда, находились фактически на территории прежней Александро-Невской лавры, где принял мученическую кончину от пуль красноармейца протоиерей Петр Скипетров. И лично мне представляется, что не без участия и молитвенного покровительства святого священномученика Петра Скипетрова, на престол московских Патриархов 1 февраля 2009 года возведен был Промыслом Божиим для руководства нашей Церковью Святейший Патриарх Кирилл.

Совсем недавно, 14 марта этого года все мы праздновали знаменательный Юбилей нашего Святейшего отца, патриарха Московского и всея Руси Кирилла, когда в этот день исполнилось 45-ть лет со дня его архиерейской хиротонии. В те далёкие от нас ныне советские годы совершённая хиротония очень молодого епископа была делом невероятно сложным, учитывая все непростые реалии того атеистического времени.

Но и время, в которое был призван к патриаршеству ныне здравствующий Патриарх Кирилл, не менее сложное, чем и все другие времена, в которые жила-была и есть и остаётся и будет наша Россия. Когда на Земле решается кому наследовать патриарший Престол Святой Руси – на Небе тоже всё приходит в движение, Небесные воинства ликуют и славят того, на кого выпадет жребий голосов членов Поместного Собора Церкви Русской, когда Святой Дух облагодатствует тех, кто призван осуществить волю Божию. И вот свершилось… Невиданная свобода, которая была предоставлена Церкви с момента крушения коммунизма в России, в настоящее время ещё более поражает нас, видевших ранее Её несвободу советских лет, но и это грозит в любой момент большим обвалом, потому как масса сил в разных концах всего мира трудится сейчас над сокрушением России, как всё ещё великой страны, и для которых Русская Церковь – как последний «удерживающий» - особо ненавистна. Потому, как и 100 лет назад, против Святейшего Патриарха Тихона и в его лице, и против всей Российской Православной Церкви, ныне набирает волну все та же бесчинная, беспардонная и злобная критика деятельности Русской Церкви и лично Святейшего Патриарха Кирилла.

В свое время мне пришлось 7 лет жить в Ленинграде и быть прихожанином Иоанно-Богословского храма Ленинградских духовных школ, где прошло фактически мое духовное становление. Я в то время не предполагал, что каждый раз при моем проходе насквозь через территорию лавры к Обводному каналу, где располагался храм Ленинградской духовной академии, с правой стороны от меня оставалась могила святого первомученика Русской Церкви отца Петра Скипетрова, и осеняя себя крестным знамением, я невольно обращался и к нему с молитвой, не ведая его самого и его подвига.

Не зная об этом подвижнике, я любил бывать в некрополе покровителей искусства и неоднократно стоял у того самого места, где теперь восстановлена могила и стоит памятник священномученику протоиерею Петру Скипетрову. Тогда, гуляя с семинаристами по этому кладбищу, мы совершали молитвы, если среди семинаристов были рукоположенные в священный сан - служили литии у могил знаменитых деятелей культуры России.

Но никогда я не думал, что спустя многие годы, когда уже стану священником, я получу, в свое время, назначение быть настоятелем Свято-Георгиевского храма города Владимира, древнейшего храма Владимирской земли 1129 года закладки, осуществленной Юрием Долгоруким. В начале это был Егорьевский женский монастырь, впоследствии, через несколько веков, ставший мужским Георгиевским монастырем, до века секуляризационного, который известен антиклерикальными указами императрицы Екатерины о секуляризации церковных земель, которые продолжили аналогичные усилия ее предшественника императора Петра I. Императрица и император, хотя и послужили немало пользе государственности России, посеяли и немало плевел, которые в угоду политике, войне и подозрительным успехам западного образа жизни, насаждавшимися в России, привели в конечном итоге к страшным потрясениям наше общество в начале XX века.

В результате всех этих тенденций в России, ставшими повсеместными, Георгиевский храм во Владимире из первого монастыря сей Земли - стал приходским. Потом были советские годы использования храма не по назначению. И вот в весьма непрезентабельном состоянии храм был возвращен Владимирской епархии Русской Православной Церкви, а я стал его первым полноправным настоятелем, и храм получил право юридического лица, был собран Приходской совет, сформировано Приходское собрание, а Указом Владыки, в то время архиепископа Евлогия, мне было поручено в этом храме наладить духовно-просветительскую работу с молодежью. Я стал духовником молодежи города Владимира. Помню первый свой вход в храм: меня поразила необыкновенная тишина этого небольшого храма, такая тишина, которая имела «свою музыку» и свое удивительное воздействие на мою душу. Я тогда еще не подозревал, что в этом храме бывали не только такие высокие исторические деятели, как царь Иоанн Грозный, но и великие подвижники, как епископ Феофан Затворник, который был архиереем Владимирской земли…

Потом оказалось, что в этом храме псаломщиком (этого Георгиевского храма), еще во время обучения на четвертом курсе Владимирской духовной семинарии, служил краткое время отец Петр Скипетров, тогда еще не облеченный саном. Наверное, поэтому в городе Владимире, где такое великое обилие храмов, где действуют десятки лет храмы и сформированы свои приходы и где, как мне представлялось, очень трудно будет сформировать свой собственный приход с его полнокровной по всем направлениям жизнью, которые справедливо и строго требуются сейчас от всех приходов Церкви Святейшим Патриархом Кириллом, мне удастся так быстро сформировать большую общину верных, которая включит в себя не только администрацию прихода, достойных священнослужителей, но и главное, что было настоящим чудом для этого храма, - замечательный хор и чтецов этого храма, братство активной молодёжи…

Уже потом, обдумывая хронологию этих событий, я осознал, почувствовал, что за всем этим стоит, какое-то невидимое духовное покровительство мира Горнего, видимо того святого человека, который когда-то регентовал хором в этом храме, участвовал в его духовной жизни, был чтецом и духовным строителем его богослужений. А потом, возможно, когда уже стал священнослужителем в Петербурге, поскольку имел родственников во Владимире, наверняка приезжал сюда вновь и, может быть, порой сослужил здесь священником, при настоятельстве известных нам из архивов Владимирской консистории, духовных лиц...

Поэтому для меня было очень большим подарком, когда я впервые смог реально ознакомиться с прошлой жизнью протоиерея Петра Скипетрова. И вдруг, в это самое время, мне был звонок, и оказалось, что встречи со мной ищут родственники отца Петра, которые сохранились в городе Владимире. Это очень симпатичные, верующие по-своему люди, из интеллигентной среды, и встреча с ними для меня была большим открытием нового, ранее неизвестного мне мира, связанного с этим исполином духа, отцом Петром Скипетровым. К моему сожалению, Анатолий Иванович Антонов (художественный руководитель Владимирской филармонии) и его супруга Елена Константиновна, не стали сразу постоянными прихожанами храма, потому как сама их жизнь, которая их сформировала, и то, что они люди далеко не свободные и творческие… не привела их сразу, прямым Божиим промыслом, в качестве прихожан в этот храм. Мы лишь познакомились, общались редко… Но потом случилось такое скорбное событие в их семье, когда ушел от них, безвременно скончавшийся их сын, и сразу после этого, Господь молитвами священномученика Петра Скипетрова устроил так, что уже в таком почтенном возрасте Анатолий и Елена стали постоянными прихожанами храма, который всех нас объединил в молитвах об их скончавшемся сыне.

Еще раз повторюсь, что у Бога нет ничего случайного и все взаимосвязано. Каждые маленькие действия, которые ведут нас по жизни, когда мы попадаем в разные города, служим в разных храмах, посещаем и молимся в разных монастырях, часовнях, или даже посещаем какие-то духовные или светские учебные заведения – все это незримо связывает нас духовными нитями, направляющими нас в этой жизни по пути спасения. Наверное, если бы этого не наблюдали те, которых мы именуем исполинами духа, такие как святой новомученик Петр Скипетров и весь сонм мучеников, вера их могла бы поколебаться. Но это были подлинные избранники Божии, которые за святость своей жизни, за ревность своего служения, за мужество своей веры перед лицом опасности, не отступили назад и приняли свою смерть достойно от рук воинствующих безбожников. Хочется верить и никогда не терять этой веры, что Христос Спаситель, Который так протягивал руку помощи и помогал всем тем, кто стали сотнями тысяч мучеников революционного периода, - это тот самый Бог, Который всегда один и тот же, ныне и во веки, и нам, современным людям, подаст необходимые силы в тех тяжелых обстоятельствах, которые в любой момент могут обрушиться на нас.

В советские годы, как говорил в одном из своих пасхальных приветствий, блаженнейший митрополит Русской Зарубежной Церкви (за границей) Анастасий (Грибановский)… - его слова, как пожелания, звучали приблизительно так - что Христос пройдет неуловимый, сквозь запертые двери тюрем, мимо лагерной стражи в камеры к тем, кто томится там за веру, невидимый этими страшными безбожниками и неуловимый ими. Придет и даст измученным сердцам, даже в тюрьмах, ощутить радость Своего Воскресения, каждый раз уверяя такие сердца в том, что Он Воистину Воскресе…

Когда-то, в 1983-84 годах, слушая в одной из квартир Ленинграда на Невском проспекте, запись этого пасхального приветствия на магнитофонной ленте с семинаристами и академистами Ленинградских духовных школ и печалясь о разделении нашей Церкви, я не мог и предполагать, что пройдет совсем незначительное время, и Господь Бог воздвигнет иных людей из числа никому неизвестных русских людей, которые будут стоять у истоков объединения вновь нашей Русской Церкви и у кормы правления государства Российского. И уже впоследствии, когда мне пришлось даже лично памятно беседовать с митрополитом Лавром, который подписывал вместе со Святейшим Патриархом Алексием II Акт о воссоединении Церкви, я стал, как и все христиане современности, свидетелем в те дни великого акта Божественного прощения всех нас, когда Господь Бог через конкретных людей, Патриархов и митрополитов, президентов и политиков, соделал так, что вожделенное единство нашей Церкви было восстановлено. Тот Христос, который всегда один и тот же, Тот, Который является Господином истории и Который дает нам всегда мистически ощущать и святость места, как то я ощутил в Георгиевском храме города Владимира при моем назначении туда, и когда я не знал, что здесь служил когда-то такой великий мученик Петр Скипетров, ни в иных обстоятельствах, когда Господь нам показывает особенную к нам близость, Он нас никогда не оставляет Своим водительством, если мы сами не отбрасываем его помощь своими грехами, преступлениями и предательством. Мы, если будем веровать, никогда не потеряем этой нити, которая связывает нас дольних с миром Горним, Глава которого Иисус Христос, прощающий и любящий нас.

Когда-то, в предисловии, которое я писал к книге, посвященной памяти священномученика протоиерея Петра Скипетрова, я написал: «Все, кто прочитает эту книгу о подвиге великого пастыря, подвижника, горячего миссионера своего времени, члена Александро-Невского братства, нравственного и вдохновенно-верующего человека, отца Петра Скипетрова, пусть черпают свою силу веры из вдохновенных рассказов, которые запечатлены на этой мелованной бумаге, из фотографий прошлого и настоящего, а также из самого духа книги, которая написана небезразличными людьми. Мои пожелания: пусть такой читатель обретёт для себя силу веры из нравственного подвига сего великого подвижника, и чтобы эта вера наша, дорогие читатели, сообщала дерзновение нашей молитве, которую мы все с Вами должны обращать в первую очередь к Богу в духовную поддержку Предстоятеля нашей Русской Церкви, Великого Господина и Отца нашего, Святейшего патриарха Кирилла в той брани добра и зла, которая никогда не прекращалась и ныне на современном остром этапе новой истории России и Церкви, не менее напряжённа, чем ранее, но только более изощрённа и коварна».

Помню как будто это было вчера, как в одной из своих проповедей в академическом храме Иоанна Богослова в непростые 1982-1984 советские годы, архиепископ Кирилл (ныне Святейший Патриарх) произнёс пророческие слова, смысл которых был приблизительно такой: «…ныне Святая Церковь переживает непростое время, но были и такие времена, когда вера была крепящей силой народа, и ею было пронизано всё наше общество, и придёт время, когда Господь вернёт всё на круги своя и Церковь вновь будет возведена, как Кормчий нашего общества в современном нам государстве…»

Так и свершилось. Но нет ничего вечного в этом мире. Расцвет Церкви и возрождение Отечества могут быть вновь остановлены демонической силой - руками безбожников и предателей, если мы потеряем сами веру и молитву. Молитвами священномученика Петра, Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй страну нашу, народ наш многострадальный, споборствуй на враги властям, воинству нашему, Церкви Русской и Святейшему Патриарху Кириллу, и спаси нас!

Архимандрит Зосима (Шевчук), кандидат педагогических наук, доцент, руководитель образовательных курсов для монашествующих при Владимирской Свято-Феофановской духовной семинарии и преподаватель семинарии, игумен Свято-Боголюбского Алексиевского мужского монастыря г. Владимира

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; Челябинское региональное диабетическое общественное движение «ВМЕСТЕ»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр).

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/ru/documents/7755/
https://ria.ru/20201221/inoagenty-1590270183.html
https://ria.ru/20201225/fbk-1590985640.html

РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Загрузка...
Архимандрит Зосима (Шевчук)
Все статьи Архимандрит Зосима (Шевчук)
Последние комментарии
Почему социализм — это утопия
Новый комментарий от В.Р.
01.08.2021 12:38
«Власть на Украине захватили националисты»
Новый комментарий от Владимир (пенсионер)
01.08.2021 12:09
Фальстарт встречи антихриста, или Давай бояться вместе
Новый комментарий от Валерий
01.08.2021 10:47
БесогонTV «Того ли мы стыдимся?»
Новый комментарий от грешник Вова
01.08.2021 09:25
Следком против оскорбления ветеранов и матерщины
Новый комментарий от Владимир Петрович
01.08.2021 08:46
Земля Императора Николая Второго
Новый комментарий от грешник Вова
01.08.2021 08:22
Победы спортсменов и поражение страны
Новый комментарий от учитель
01.08.2021 06:29