Михаил Булгаков один из самых загадочных писателей ХХ века, о котором не утихают споры. Его последний роман «Мастер и Маргарита» во многом автобиогафичен. Писатель ощущал себя в образе гонимого Мастера, отважившегося рассказать безбожникам о Божественной сути мира через свидетелей Крестного Пути. Казнят Божьего Сына. А кто об этом знает? Крестный Путь описан полифонично свидетелями, т.е. толпой и римскими воинами.
Мастер пишет роман о Понтии Пилате, пытаясь понять психологию предательства. Глазами прокуратора Иудеи Понтия Пилата описана встреча с бродячим проповедником Иешуа Га-Ноцри. Божья птичка ласточка, зная о происходящем больше, чем люди, напомнила Пилату о возможности спасенья, поскольку перед ним Спаситель. Если б не эта посланница Небес, можно было бы предположить, что роман о Понтии Пилате написан с позиций французского писателя Эрнеста Ренана, который при описании жизни Христа, отказал Ему в Божественной сущности, приняв Сына Божьего за бродячего проповедника.
Накануне революционных потрясений, которые привели к красному террору, русская интеллигенция зачитывалась Ренаном. И современники Христа, и читателя Ренана не постигли Божественный замысел мира. Ближе всего к безбожникам падшие ангелы, над которыми возвышается тот, кто назван в романе Булгакова Воландом. Однако его сверх возможности весьма ограничены. Он похищает души, но не всегда волен удержать их в своих когтях. По милости Господа Иисуса Христа, они могут быть освобождены. Таков конец романа. Побеждает Свет, который тьма объять не может, однако пытается, а затем вынужденно отступает.
Многое в романе Булгакова зашифровано в образах неожиданных. Например, почему один из героев романа советский служащий убежденный безбожник носит фамилию известного композитора: Берлиоз? А дело, видимо, в том, что французский композитор прославился своей оперой «Осуждение Фауста», воссоздающей борьбу Света и тьмы. Носитель имени Берлиоз советский безбожник изменил своему божественному предназначению, за что и поплатился под колесами трамвая.
Не менее интересен Иван Бездомный. Прообраз этого героя романа – советский поэт Демьян Бедный, автор так называемого «Нового завета без изъяна от евангелиста Демьяна». Видимо, Михаил Булгаков читал передаваемый по рукам ответ Сергея Есенина на кощунственные стихи Демьяна Бедного (Ефима Придворова).
Нет, ты, Демьян, Христа не оскорбил,
Ты не задел Его своим пером нимало.
Разбойник был, Иуда был, –
Тебя лишь только не хватало.
Ты сгустки крови у креста
Копнул ноздрёй, как толстый боров,
Ты только хрюкнул на Христа
Ефим Лакеевич Придворов.
Так лучшие русские писатели высмеяли антирелигиозную кампанию. Сергей Есенин – в стихах. Михаил Булгаков – в прозе.
Одна из самых известных фраз романа Булгакова «Рукописи не горят» произнесена Воландом, искусителем людей, сила которого сводится к фокусам. После неудачи с постановкой пьесы о Мольере Булгаков сжег первый вариант своего романа. В отличие от Николая Васильевича Гоголя у него оставалось время написать новый, более глубокий текст. «Учитель, укрой меня своей чугунной шинелью» – сокровенная просьба Булгакова, обращенная к писателю и религиозному мыслителю, с которым он имел какую-то свою таинственную связь. Однако в противоположность Гоголю ужаса перед темной силой Булгаков, судя по его произведениям, не испытал. Видимо, ему казалось, что зло неожиданно может принести благо. Во всяком случае, эпиграф из «Фауста» Гёте он сократил, оставив: «Я – часть той силы, что вечно хочет зла и вечно совершает благо». А далее у Гёте читаем:
Итак, что вы грехом привыкли звать:
Опустошенье, зло, напасть, развал –
Своей родной стихией я назвал.
Михаил Булгаков, ощущая себя грешником, надеялся на милость Божью. В последние минуты жизни ему подумалось об упокоении и тогда он попросил вечного покоя для своего Мастера между Светом и тьмой.
Современный художник Евгений Гритчин, работая над циклом картин о Булгакове, прекрасно понимал, что писатель, при жизни гонимый, живущий в безбожной среде, ощущал себя не только Мастером и Мольером, но и распинаемым Иешуа. Созданные им картины опубликованы в книге ярославского писателя с трудной судьбой Валерия Есенкова «Рыцарь или легенда о Михаиле Булгакове» (1997).
Иешуа и Пилат
Мольер и Людовик
2. Точка зрения православных мыслителей
1. Писатель христианского миропонимания