Солнце отражается в чистых водах, а небо — в чистом сердце».
Св.Николай Сербский
Женский монастырь Грачаница
Это было осенью, юг Сербии Косово и Метохия. День празднования Святых безсеребренников Космы и Дамиана, в этот день мы встретились с Биляной Живкович и ее сыном Стефаном, молодым студентом мединститута. Это моя третья поездка в Косово и Метохию.
А за день до этого автобус компании «Ласта» поздно вечером отправился по маршруту Белград – Косовская Митровица. Водитель быстрым взглядом осматривает входящих пассажиров, доброжелательный, предложил всем сесть на любое пассажирское место. Атмосфера в автобусе молчаливая, чувствуется в людях усталость, большая часть в автобусе это мужчины среднего возраста и постарше. Автобус быстро и одновременно размеренно преодолевает путь, видно что водитель знает хорошо свой маршрут. Ближе к утру прошли блокпост по проверке документов, и вскоре приехали в пункт назначения. Автобус приехал рано утром. Выйдя с автобуса ощутила, пронизывающую прохладу, подняв голову увидела, что надомною распростерт звездный небосвод из ярких звезд, как бисер нанизанный на дорогую бархатную ткань. Эти звезды и это небо веками из поколения в поколение было над сербскими храбрыми головами. Слышу мужской голос: «Такси, такси, куда ехать?» Одев капюшон, застегнув плотно куртку, не оборачиваясь отвечаю: «Не надо!».
И устремляю свой путь по дороге, отойдя несколько метров от автобуса у попутчиков идущих в мою сторону узнаю, как добраться до церкви Святого воина Димитрия Солунского, в которой служит отец Радослав Янкович. Иду сама, кругом ночь в домах не горит свет, сербы мирно спят и готовятся прожить, преодолеть новый Божий день, восстанавливая силы во сне. Церковь находится на горе, дорога обрамляет путь по кругу поднимаясь змейкой к верхушки горы. Стоит тишина, не слышно не лая собак, не взмаха птичьих крыльев. По дороге читаю молитву «Богородица Дева радуйся», призываю святых в помощь. Вдруг слышу манящие пение на сербском со сладким голосом с нарастающим не понятными для меня песнопением. Огромное желание пойти на этот голос и узнать кто это разорвал тишину перед рассветом. Делаю несколько шагов на звук, а внутренний голос останавливает и поворачивает меня на дорогу, не давая мне сбиться с пути. Останавливаюсь, слушаю понимаю, что этот голос идет из-за реки с албанской стороны, там за мостом, где река делит город на сербскую и албанску сторону, а голос он такой протяжный, певучий и одновременно холодящий, вдруг понимаю, что это поет мула, да, серб мулла, у которого когда-то его предка потурчили, потомок серба, который предал свою веру и его род стал исповедовать ислам, но еще в крови его живет православная кровь и она плачет в этом звуке.
Охладившись от разгадки, продолжаю путь, дорога не простая, завивается между домами, забрела в какой то двор, но как и у нас в России есть окольная тропинка, она и вывела меня вновь на дорогу, уже виден купол храма и крест. Поднялась до церкви, нашла лавку на площадке перед храмом. Радость в сердце, что дошла и чувствую присутствие святых и самого Св. Димитрия Солунского. Как в русских преданиях пишут, что святые охраняют город, так и Святой Димитрий Солунский мчится на коне с копием в руке над куполом храма, над звездным небом и охраняет город Митровицу. Прочла кондак Великомученнику Димитрию Солунскому: Крове́й твои́х струя́ми, Дими́трие,/ Це́рковь Бог обагри́,/ да́вый тебе́ кре́пость непобеди́мую,/ и соблюда́я град твой невреди́м:// того́ бо еси́ утвержде́ние.
Немного отдохнула, закутавшись в пуховой мамин платок, ожидая звонка от отца духовного Радослава, он с семьей в это время возвращался из соседнего населенного пункта, перекрестив себя и предав всю себя Богу, уснула, около 6 утра позвонил отец Радослав, сказав, чтобы спускалась он будет ждать на дороге. На полпути до его дома мы встретились, радость была великая. С утра пошли на службу. После было таинство Венчания в храме, впервые увидела сербскую свадьбу. Молодые, выйдя из храма с сербским флагом и с великой радостью принимали поздравления близких. Сваты стреляли из ружей, дети бегали собирали конфеты, гильзы, монеты, дорога была услана лепестками роз, житом и играла музыка - гармонь, трубы.
Затем мы с отцом Радославом пошли к нему в дом, где радушно приняли меня в семье, накормили, обогрели. Попадья Милка, большая помощница батюшки, собрала на стол, дети пели мне сербскую песню, а малая Сарра села ко мне на колени и рассматривала мое лицо (оно конечное отличается от сербских, тем более в русском белом платке). Не по годам разумный младенец, наверное, из таких получаются великие сербкини, рождающие сербских богатырей. Семья дружная, могучие как дубы сыновья, а девчонки, грациозные как молодые лани, веет от них миром и ладом. Поговорила о своих дочерях, о муже Момчиле, прошедшем три войны. Взгляд у духовного отца остр и ничего не пройдет мимо, поговорили по душам, распрощались.
И мой путь устремился в Грачаницу к Драголюбу Поповичу из рода святого Иустина Поповича, все его предки были священниками, только он один инженер машиностроитель. Его предок, священник, написал книгу «Плач старой Сербии». Много родовых книг-летописей, составленных Поповичами, отняты, забраны и вывезены в Турцию.
Маршрутка, переехав мост, попадает на албанскую сторону Косовской Митровицы, едим, люди зашторивают окна и мне пожилая сербкиня говорит, чтобы тоже закрыла штору и пригнулась. Пока занавешиваю окно, вижу, как подростки-албанцы кидают камни в окно, один камень попадает в крышу маршрутки, и с большим грохотом скатывается на дорогу. Трасса пустая. Водитель, не останавливаясь, набирает скорость и быстро выезжает на дорогу из города. Преодолеваем путь и останавливаемся в Грачанице. Меня сербы радушно провожают, успели мы с ними познакомиться в пути. Пожилая сербкиня украдкой крестит меня. Очень благодарна сербской матери за благословение в пути. Широким большим крестом крещу уезжающую от меня маршрутку. Оглядываюсь, и не нахожу Драголюба.
Мой телефон не ловит уже здесь сигнал на русскую сим-карту, и даже не сохраняет фото. Полностью блокирован. Вижу через дорогу сербское кафе, захожу, играет музыка, народ веселится. Увидев меня, музыку прерывают. Застыла тишина, люди пытливо смотрят на меня, идущую по залу. Осознаю, что сербы празднуют свадьбу. Подхожу к бармену говорю, на ломанном сербском, мол, мне нужен телефон позвонить, дает телефон. И бармен кричит в зал: «Это русская!». Начинают вновь громыхать трубы, и сербы продолжают праздновать свадьбу. Дозвонившись до Драголюба, жду его у кафе. Он встретил своего друга и упустил мой приезд. Отправляемся к нему домой. Рассказывает мне новости, привезла ему русские лекарства для его ноги, которая периодически воспаляется после ранения. Драголюб - мужественный воин с широкой великодушной душой, называющий меня боевая казачья единица.
На следующий день рано утром посещаем женский монастырь Грачаница, который основан в 1315 году Св. Стефаном Урошем II Милутином Неманичем, одним из самых могущественных королей Сербии (1282-1321) Милутином. Располагается монастырь близ города Приштина. Посвящён Успению Пресвятой Богородицы. С 2006 года находится под защитой ЮНЕСКО. Монастырь Грачаница находится в сербском анклаве и включен в список объектов Всемирного наследия, находящихся под угрозой уничтожения.
Вспоминаю, как впервые посетила монастырь в 2009 году и увидела в веригах игуменью Евфросинию и монахиню Евдокию, аскетов преклонных лет, которые встретили меня с материнской заботой. Тогда впервые посетила Рашко-Призренскую епархию по благословению митрополита Амфилохия, исполняющего на то время обязанности Патриарха Сербии, так как патриарх Павел сильно болел и был в больнице при смерти. Наш митрополит Кубанский и Екатеринодарский Исидор ранее, в 2007 году, при встрече с Чрезвычайным и Полномочным Послом Республики Сербии в России Станимиром Вукичевичем дал Краевому югославскому обществу «Юговичи» (сербской диаспоре) благословение на строительство одного из разрушенных православных храмов на Косово и Метохии, поэтому все мои поездки были связаны с получением чертежей одного из разрушенного православного храма, которые так и не получили.
И так наш путь с Драгославом устремился в монастырь Зочиште, о котором первое упоминание встречается в 1327 году в грамоте короля Св. Стефана Дечанского монастырю Хиландар. Принадлежит монастырь Рашско-Призренской епархии, общины Ораховца. Приезжаем мы по промыслу Божиему на престольный праздник Святых безсеребренников Космы и Дамиана. Сербы празднуют Славу. Нас приглашают за стол, монастырь подготовил угощения, сербские национальные яства, гости из ближайших селений собрались на праздник. В самом селе Зочиште из 50 сербских домов не осталось ни одного сербского двора.
В 1999 году монастырь был взорван, вместе с двумя церквами а впоследствии полностью сожжен шиптарами, а святые мощи успели забрать с собою монахи в Сопочани. До бомбардировок Югославии войсками НАТО в монастыре проживало четыре монаха. Ранее в 1389 году монастырь пострадал во время Косовской битвы и был разрушен и восстановлен лишь во второй половине IVI веке, реставрирован спустя века в 1860 году.
Затем в 2004 г. монахи возвратились и под защитой КФОР выстроили заново церковь и конак и возвратились в монастырь на свое место мощи Свв. врачей безсеребренников Космы и Дамиана. В 2007 году епископ Рашко-Призренский Артемий освятил обновленный монастырь. И вновь приходят за помощью к ним люди, среди которых есть и шиптары, святые помогут всем просящим.
Сидя за праздничной трапезой вспомнила, как впервые посетила монастырь. Сидела во дворе, писала записки для помина на Литургии и вдруг монах Антоний сказал, что к нам идут шиптары. Замешкавшись, не успела уйти. Один из монахов успел тихо сообщить, чтоб сидела молча. Пришло человек десять и среди них был пятилетний мальчик, очень худой, черноволосый, в нем как будто не было жизни, кожа вся светилась и проступали по ней синие полосы, это были видны пучки бледных вен, глаза впали, ребенок был истощен и изможден. Люди были напряжены и взволнованы. Говорили с монахом на сербском, переходя на незнакомый мне язык, потом осознала, что албанский. Сидела молча, продолжая переписывать имена из листочков, что передали мне русские в Краснодаре, когда узнали, что еду в Сербию. Мужчина рассказал, что мальчик его сын и он пять дней уже ничего не ест и только пьет мало воды и не говорит. Температуры у него нет и врачи не знают, как излечить ребенка. Монах сказал людям, чтобы они с ним пошли в церковь и попросили помощи у святых. После прочтения им тропаря Свв. врачам безсеребренникам Косме и Дамиану на несколько минут мужчины должны лечь с ребенком под святые мощи в храме. Все шиптарское семейство пошло в церковь, мне представилась возможность перейти на кухню, присоединится к монаху Антонию. Застала монахов и Драголюба за почисткой чеснока. Присоединилась к их труду. Прошло два часа и во дворе монастыря послышался радостный шум и смех ребенка, люди ликовали. У всех лица святились радостью.
Монах за руку держал ребенка, который ел монастырский черный виноград и громко на албанском отвечал, что-то ликующей бабушке. Ребенок впервые ел спустя пять дней. Стал розовощеким, ни намека на болезнь. Тогда вышла к людям и разделила их радость, сняв с себя кожаную ладанку Св. Георгия Победоносца, надела на шею ребенку, погладив его по плечу. Сказала, что это русская ладанка: «Носи, не снимай и помни сегодняшний день, возможно, что ты когда вырастишь, то станешь православным воином, потому что на сербской земле в колыбели сербского православия, где вся земля пропитана сербской храброй кровью мучеников невозможно не стать православными шиптарским родам, живущим на святой земле храбрых витязей». Обязательно зерно прорастет в каждом роду и обратятся с покаянием и приклонят колени албанцы перед образом на фреске Иисуса Христа с мечом в руках в монастыре Великии Дечани, помяните данное слово, так непременно и будет.
(См. также: Прот.Геннадий Беловолов «Чудо в Зочиште или Как албанцы почитают сербские святыни». – Ред. РНЛ)
Ликование людей невозможно описать, казалось, что и солнце стало святить ярче, нас всех объяла любовь бесконечная, мы находились вне времени. Шиптары ушли. Монах Антоний принял мои записки, одарил меня подарками, книгой о святых врачах безсеребренниках Косме и Дамиане и буклетами монастыря. Посмотрев на ворота, через которые вышли шиптары, подумала: вот видно, что люди не имеют и трех классов образования, а поумнее меня будут, обратились они к святым за помощью. Разве сейчас есть, кто здоров, думаю таковых мало. Попросила монахов, а можно и мне полежать под святыми мощами врачей? На что монахи спросили, знаю ли тропарь, ответила честно, что нет. Монах прочел в церкви тропарь, попросила помощи у святых и легла под мощи на красную подушку и матрац. Пролежав минуты три, решила, что достаточно и хотела встать своевольно. Да не тут-то было. Не смогла пошевелить не рукой, не ногой, даже веками, ничем из моего тела, была как под наркозом. Внутренний голос сказал: лежи спокойно над тобою орудуют святые врачи безсеребренники Косма и Дамиан. Прошло минут сорок, потом сами глаза открылись и вернулись все жизненные функции. Встав, сделала коленопреклоненный поклон и поблагодарила Господа и святых, в нем просиявших… А наш путь с Драголюбом устремился в монастырь Архангела Михаила.
Кстати он успел полежать под мощами пока у меня монах Антоний принимал записочки. Сестра моя близняшка Тамара в эту поездку передала мне с собою на подарок фото Последней Литургии царской семьи Романовых. Подарила фото игумену мужского монастыря архимандриту Стефану, он долго смотрел на фото царской семьи и его образ был растворен в последней Литургии.
С радостным сердцем отправились в г.Призрень. На дороге оставляем автомобиль и идем пешком, сворачиваем свой путь, переходя через речку Быстрица по мостику к монастырю св. Архангела Михаила, основанному в 1352 году. На воротах нас встретила овчарка, охраняющая разрушенную территорию оборонительного монастыря, за все свое время монастырь многократно разрушали и грабили турки, сейчас албанцы. Из камней разрушенного монастыря была построена мечеть Синана-паши в Призрене в 1615 году, а сейчас эта мечеть внесена в список исключительных памятников культуры Сербии.
По левую сторону ворот выстроен корпус, в котором находится домашняя церковь небольших размеров. Монах проводит нас в церковь, мы прикладываемся к Чудотворной иконе Пресвятой Богородицы, Матерь Божия нам улыбается, это замечает и монах. Затем идем к стенам разрушенной церкви. В ней находится надгробная плита и могила сербского царя Стефана Душана, упокоившегося в 1355 году. Сами мощи царя Душана находятся в Белграде, в церкви Святого Марка в верхнем пределе в южной части наоса в саркофаге, они перенесены были туда в 1927 г. благодаря теологу и историку Радославу Груичу. Удивительно, что мощи еще одного правителя Сербии, убиенного короля Александра, правившего с 1889 по 1903 год, и убиенной кралицы Драги Обреновичей, находятся в нижнем пределе церкви Святого Марка в склепе.
После примирения в 1375 году сербской и греческой церквей в монастыре Архангела Михаила, была отслужена совместная литургия и сняты анафемы с царя Душана и его сына Уроша, патриархов Иоанникия и Саввы, за то, что те самостоятельно отделились в сербскую православную церковь. Стоит отметить, что монастырь был резиденцией патриарха Ефрема.
Монастырь с 1999 года попадал в зону контроля немецкого контингента КФОР, который и до сего дня располагается за колючей проволокой в г.Призрене и занимает площадь с целый квартал и оснащен современной бронетехникой и вертолетами. Монастырь в 1999 году обрел святого новомученика отца Харитона, который ушел из монастыря, чтоб выполнить поручение игумена, приобрести в городе продукты, и был похищен вооруженными людьми в форме и со знаками отличия бандформирований UCK (KLA) 15 июня 1999 г. (албанская армия освобождения Косово) на улице в г. Призрене. Всё это произошло на глазах бездействующих немецких миротворцев НАТО. Захват монаха Харитона был снят на камеру немецким журналистом и передан позднее в Сербскую Патриархию. Тело о.Харитона, обезглавленное и жестоко измученное, было найдено под г.Призреном 8 августа 2000 г. комиссией по эксгумации. Голову о. Харитона найти не удалось до сего дня. При исследовании тела было обнаружено, что несколько ребер и левая рука были сломаны, голова и шейные позвонки отсутствовали. Свитер был распорот, что указывает о нанесении ударов ножом в области брюшной полости, имеются отметины на подряснике и свитере, обнаруженные в районе сердца. Претерпел воин Христов монах Харитон (Лукич) до конца и принял мученическую смерть. При нем в одежде следователи нашли его удостоверение и четки. Тело долго пролежало на открытом воздухе. Все свидетельства и медицинские-судебные документы были переданы в Международный трибунал по Югославии для дальнейшего расследования преступления. Наказания за унесенную сербскую жизнь никто так и не понес. Сербская православная церковь причла к лику святых Преподобномученика Харитона (Лукич) (3 июня / 16 июня, 1999 г.)
12 ноября 2000 г. мощи монаха-новомученика были преданы земле и похоронены с почестями, сейчас находится в монастыре Черная река. Духовник монаха Харитона, отец Илия сказал: «Отец Харитон мученик за Христа». Рядом с его могилой покоится теперь и тело его духовного отца иеромонаха Илии, почившего в 2004 году.
…Преодолев трудный путь по автомагистрали, замечаю, что очень много дорожных табличек с сербскими названиями закрашены черной краской албанцами и написаны ими самовольно новые названия населенных пунктов в нарушение Европейского соглашения о международных автомагистралях (СМА)при том, что по этим дорогам ежедневно патрулируют машины КФОР.
Заезжаем в г.Призрень в город южной Метохии. Призрен - славянское имя от слова «призреть», то есть «увидеть издалека», считается, что крепость Калая дала название городу. Кос - переводится черный дрозд, а метох - церковная земля, поэтому Косово - это Сербия. Виден из города каменный красивый мост сербского Царя Душана, под ним бежит стремительно речка Быстрица, сколько раз она умывалась кровью сербских героев и сколько тайн хранит…
На горизонте виднеется гора Шар. Сейчас город практически состоит из албанских жителей, многие из которых живут в сербских домах и пользуются всем тем, что оставили сербы, когда их убивали и гнали их из родных очагов. Подъезжаем к храму Святого Георгия Победоносца, улица вся выложена старинной брусчаткой перед храмом. В 2004 г. во время погромов сербских домов была подожжена церковь, но недавно восстановлена и еще не установлен в ней иконостас. Прекрасные лампады с византийскими двуглавыми орлами излучают свет у икон в храме. Мы на улице возжигаем с Драголюбом свечи за здравие и о упокоении. И вдруг слышу многоголосую сербскую речь. Приехал сербский автобус с паломниками из Белграда их по дороге сопровождали полицейские машины.
Оборачиваюсь и вижу красивых высоких мужчин и грациозных женщин. От них пахнет ладаном. Лица светлые, радостные. Многие устремились в старинный маленький храм на территории церкви Св.Георгия Победоносца. Захожу следом за православными братьями и сестрами. И вижу, что с фресок на меня смотрят сербские святые, и люди, стоящие в храме очень внешне на них похожи, едины. Здесь на земле в небольшой церкви соединились небесная сербская церковь и земная перед моими очами.
Мелодичный голос историка повествует историю многострадальной Сербии. Выйдя из храма, жду Драголюба, который разговаривает с сербом-паломником. Мой взгляд ловит лицо женщины, в которой вижу родные русские черты. Женщина красивая и радостная, и широко смеется, видно, что ее сердце ликует. Подхожу и здороваюсь. Увидев меня, громко говорит мне: «О, ты русская!» И трижды целует. Приглашает меня пойти с ними в церковь Богородицы Левишка. Рядом появляется молодой парень, волосы у него завязаны в пучок. Видна стать. Смотрю в глаза, в них - спокойствие, глубина, умиротворение и одновременно сила, но видно в глубине и бурление молодости. Мы все вместе пошли в церковь. Издалека видна Церковь Богородицы Левишка - жемчужина, одна из красивейших сербских средневековых церквей, вокруг нее терновый венец из колючей проволоки. И звучат в душе строчки поэта Драгана Циноберского Ничича, рассказанные мне Мирославом Гучичем: «А за Призрень, когда меня спрашиваешь? Растужится сердце мое. Когда вспомню, да в нем и осталось. Не смей меня никогда отпустить, да тебя оставлю… Жду да еще один раз услышу звон с Левишки».
Заходим в храм и видим настенные фрески, которые созданы примерно между 1307-1313 годами. Их стиль близок к константинопольскому. Узнаю от историка, что расписывали храм греческие мастера Михаил Астрапа и Евтихий из Фессалоники. Жемчужиной храмовой росписи церкви является икона XIII века — Матерь Божия Милующая - Богородица Левишка, на которой запечатлена Матерь Божия с младенцем с корзинкой в руках, полной хлебов. Из корзинки младенец берёт хлеба и раздаёт страждущим. Данная фреска-икона чудотворная. В 2006 году церковь была зачислена в перечень объектов Всемирного Наследия ЮНЕСКО.
Священник служил в храме панихиду и по храму звенит кадило и клубится дым от ладана. Приложившись к чудотворной иконе, отстояв панихиду, помянув сербких и русских почивших, мы все выходим из храма. По дороге к автобусу паломников, говорим с Биляной о храбрых сербских гаагских мучениках Ратке Младиче, Радоване Караджиче, Горане Хаджиче и Слободане Милошивече. Узнаю, что Биляна сербский писатель-публицист и знакома лично с генералом Ратко Младичем и бывала у него в тюрьме.
По дороге мы встретили старинный сербский источник со времен Царя Душана, который лился ручьями сквозь каменные отверстия шедрвана. Почувствовав духом, что это святой источник, предложила Биляне попить воды и умыться крестом, как учила меня глинская монахиня Сергия. Мы сняли косынки набрали горсти воды и умылись трижды: во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь. Мы смеялись и радовались, как дети. Когда оглянулись, то увидели: в три круга вокруг нас стояли албанцы и, разинув рты, смотрели на нас. Все стояли молча, и они, и мы понимали, что находимся на православной земле и что они здесь незваные гости, которые пренебрегли гостеприимством сербов.
Нас окрикнул сын Биляны. Мы на него зашумели, мол, не вмешивайся. Повернувшись к албанцам, сказала с любовью в речи: «Перед Вами сербский царский чудотворный источник, если хотите умойтесь, как мы».
Степенно, не спеша, повязали платки, Биляна по-сербски, а я по-русски, и обновленные, свободные прошли сквозь ряды онемевших албанцев, долго смотревших нам в след. Сербские мужчины стояли скучено и были готовы дать отпор. Вспомнились слова Патриарха сербского Павла, ходившего пешком по Рашко–Призренской епархии среди недружелюбных албанцев: «Надо быть кроткими, как голуби, но мудрыми, как змеи. И ходить нам, овцам, среди волков так, чтоб не съели нас волки, но чтобы и самим не стать волками, а чтобы волки стали овцами».