Севера тьму сиянием веры озарившии...

28 декабря - Собор Кольских святых

Сергей Дарьичев 
0
28.12.2020 318

 

Тропарь Собору Кольских святых глас 1 Све́тлый со́нме подви́жников земли́ Ко́льския,/ Се́вера тьму́ сия́нием ве́ры озари́вшии/ отцы́ святи́и, благоче́стием преукраше́ннии,/ служи́телие Та́ин Бо́жиих благогове́йнии,/ боголюби́вии и́ноцы и учи́телие покая́ния,/ миря́не, чи́стым житие́м Созда́телю угоди́вшии,/ язы́ка ло́пскаго богому́дрии просвети́телие и наста́вницы,/ новому́ченицы и испове́дницы, за Христа́ души́ положи́вшии,/ в го́рьких рабо́тах да́же до сме́рти Его́ испове́давшии,// моли́теся ко Го́споду спасти́ся душа́м на́шим.

Кондак Собору Кольских святых глас 3 Дне́сь ли́к святы́х, в земле́ Ко́льстей Бо́гу угоди́вших,/ предстои́т в це́ркви и неви́димо за ны́ мо́лится Бо́гу,/ прииди́те, христоимени́тии лю́ди,/ па́мять и́х почти́м и возопии́м к ни́м:/ Ра́дуйтеся, отцы́ преблаже́ннии Три́фоне, Феодори́те и Варлаа́ме,/ со мно́гими на́шего кра́я небе́сными покрови́тели,/ вы́ бо, я́ко зве́зды светоза́рныя, во мра́це Се́вера возсия́ли есте́,/ словесы́ и чудесы́ свои́ми вся́ просвети́вше,/ и ны́не моли́теся Го́сподеви/ ве́ру Правосла́вную зде́ незы́блему соблюсти́// и дарова́ти на́м ве́лию ми́лость.

 

Собор Кольских святых (память 28/15 декабря по ст. ст.). Установлен 28 ноября 2003 года по благословению святейшего патриарха Алексия II. День празднования был приурочен к дню памяти прп. Трифона Печенгского, но первым святым на Кольской земле является его наставник и духовный отец прп. Феодорит Кольский. Он же таковым явился и для третьего святого прп. Варлаама Керетского. Я родился и жил в Мурманске, окончил Свято-Феодоритовские катехизаторские курсы, отсюда и моё особое почитание «Кольской троицы».

В 1518 году Феодорит прибыл на небольшом корабле в Кольский залив и начал многолетнюю проповедническую деятельность среди народа лопарей (нынешние саамы). Воспитанник Соловецкого и Кирилло-Белозерского монастырей, он прошёл великий искус, «умучая и покоряя плоть свою в порабощение и послушание духу», а также изучая язык и обычаи лопарей.

Преподобный Феодорит Кольский - наставник монахов и собеседник ангелов, основатель двух монастырей на Кольской земле, проповедник веры и просветитель лопарей-язычников. Он - поборник православных царей, посол в Константинополь и ходатай о даровании царского достоинства русским великим князьям. Святой Феодорит - строитель древней Благовещенской церкви в г. Кола. В XVI веке на Монастырском острове в устье Колы преподобным Феодоритом Кольским - великим православным подвижником, просветителем лопарей был основан монастырь, который не сохранился до наших дней. И вот, его именем  решено было назвать новую духовную обитель, созданную на месте Архиерейского подворья в Мурманске. Полное ее название - Свято-Троицкий Феодоритов Кольский мужской монастырь. Решение об этом было принято Священным Синодом Русской православной церкви 11 марта 2020 года.


Преподобный Феодорит Кольский

 

Любовь и сила духа – история простая.
Но эту то историю – увы, так мало знаем...


Как прежде злые силы порочат Христианство.
От заповедей Божьих зовут в разврат и пьянство.
Отчетливей и ближе над Русью запах серы.
Её оберегает лишь свет Христовой веры.
Историю извращали, а веру убивали
И долго не хотели, чтоб люди правду знали.
Не знали мы героев - подвижников и воинов,
Как шли они сражаться за Русь в колоннах стройных.
Без злобы и корысти, без страха и упрека,
И было поле брани сурово и жестоко.
На северных просторах, на островах далеких
Они в духовной битве не стали одиноки.
Христа и Русь святую, как помощь ощущали,
Оставив мир и блага не ведали печали.
Как глыбы из гранита за веру нашу встали!
Кто повторит их подвиг? Ты, сможешь? Нет, едва ли.
Строители России, империи великой,
Просторов необъятных, народов многоликих.
Любовь и преклонение, через века, примите!
Один из славных воинов - святой Феодорите.
Для северных просторов заступник и печальник.
Философ, просветитель, пустынник и молчальник.
На землях Вологодских и в Новгороде древнем
Из летописей видим его мы веры кремнем.
Прошел в трудах духовных и Соловецкий подвиг,
Там принял очень юным Христова воина постриг.
Был Соловков овеян солеными ветрами,
Среди святых российских был равным среди равных.
Не только был прославлен в суровом Кольском крае,
Его великий подвиг весь Русский Север знает!
Стал за труды святые достоин почитанья,
А чин свой – Преподобный, обрел как знак признанья.
Порой совсем не в битвах Россия возвышалась -
Любовью и смирением росла и укреплялась.
И враг, всегда и всюду, коварен и опасен,
А миг побед без крови не менее прекрасен.
Пришел пустынный житель в лопарские просторы
И осушил болота, и опрокинул горы.
Болота злобы лютой и горы заблуждений,
Обрел суровый Север возможность искупления.
Луч православной веры принес Христов служитель,
Воздвиг в «краю полночном» он не одну обитель.
И встали в устье Нивы, и встали в устье Колы*
Святой Руси опора – подвижничества школы.
Мечту свою исполнил и стал миссионером.
Весь Север обогрел он теплом великой веры.
Жаль годы лихолетий, врагов Руси набеги
Здесь выкорчевали с корнем монашества побеги.
До нас не сохранилось трудов твоих великих,
Но память сохранилась среди времён безликих.
Веками Русь Святая за веру шла на плаху,
И вот ты к нам вернулся наставниче монахов!
Вновь по твоим заветам освящена обитель.
А значит есть надежда, святой Феодорите.
Не дать ослабнуть вере, не дать случиться смуте,
Растерянности, злобе и слабости минуте.
Святой блаженный отче, искоренитель плевел
Мы ждем, угодник Божий, молитв за Русский Север.
За матушку Россию и мир не стал чтоб клетью.
За то чтоб не случились война и лихолетье.
Монах – маяк средь ночи и свет в духовной битве.
Враг испытает силу монашеской молитвы.

Твоё благословенье – для новых храмов двери.
Мы под святым покровом и молимся, и верим!

 

Кола и Нива* - реки Кольского полуострова

 

Сподвижник Феодорита – святой Трифон – основал Печенгский монастырь, в котором монахи в основном были из числа саамов – тех самых, которые когда-то, по слову летописи, «разъярялись яко звери, неисповедимые делая пакости праведнику Божию, за власы таская, и о землю метая, и толкая и избивая и вопяще на него». Итак, со времён древней Руси православные проповедники шли, подобно апостолам, «до края земли» (Деян.1:8) , проповедуя, по словам церковного песнопения, «в последних концех северныя страны». Там, где они появлялись, возникали новые монастыри, населённые пункты, зарождалась национальная письменность. Новые народы вступали в духовные узы с православной Русью, обретали защиту русского царя. Его монастырь – оплот Православия на Севере Руси. Он проповедал Святую Живоначальную, Единосущную и Нераздельную Троицу в этих краях, на границе с иноверным миром, основав Троицкую обитель на Печенге. (из книги митрополита Мурманского и Мончегорского Митрофана).

  Трифонов Печенгский монастырь


Засверкают над Печенгским краем купола монастырских церквей.
Возродилась обитель святая среди рек и морошки полей.
Русь жива! Продолжается битва, та что Трифон-монах начинал.
Для нее заполярный подвижник православный форпост создавал.

За Россию, за веру Христову! За любовь, чтоб была меж людей.
Покорял он суровый север. Оглашал и крестил лопарей.
В свет от дьявольских заблуждений выводил саамский народ.
Разве ведал? Через столетия вновь подвижников время придет.

Встали вместо лопарских погостов рядом русские города,
но за годы жизни без веры враг коварный проник сюда.
В прошлом шведов и финнов набеги и саамские кебуны.*
Тихо все. Но это не значит, что живем  сейчас без войны.

Ложь, язычество и  безверие - вот враги, что кишат кругом.
Как тогда, лишь воины Христовы могут справиться с тем врагом.
Верой, подвигом и молитвой этот край закроют собой.
Заступив на пост  пограничный за ушедших продолжат бой.

Это поле невидимой брани вновь на труд и  подвиг зовет.
Здесь когда-то белые птицы** поднялись в безсмертный полет.
Защищают страну и веру не в окопах и блиндажах.
Трифон-Печенгские монахи - пост на северных рубежах.

Труд монашеский и молитва, и угодные Богу дела.
И духовность людей обычных. Вот что надо, чтоб Русь жила!
Коль готов на духовный подвиг страха нет если враг придет.
Помолись, Преподобный Трифон! Пусть окрепнет веры оплот.

Монастырь над твоей могилой, словно витязь могучий встал.
Для спасенья любви Христовой он опять из пепла восстал***!
Вспомнит север - он православный! Слыша колокол, видя кресты.
Сквозь духовных утрат столетие, перекинет веры мосты.

*Лопарские шаманы
**при первом разорении монастыря шведами, души убитых монахов поднимались в небо белыми птицами
***сейчас монастырь восстанавливается после недавнего пожара, полностью его уничтожившего

 

В связи с недавним чудесным обретением части мощей прп. Варлаама Керетского очень хочется освежить в памяти скорбный и совершенно удивительный жизненный путь этого святого, одного из трех (наряду с Трифоном Печенгским и Феодоритом Кольским) наиболее почитаемых русских святых Кольского Севера.  С конца 16 в. прп. Варлаам Керетский наряду с Николаем Чудотворцем считается главным покровителем северных мореплавателей. Вот как наставляли опытные мореходы своих учеников перед выходом в море: «Смотри, неладное что выйдет тебе — поветрия, что ли, долго не будет, в бурю страх обуяет тебя, в великое ли сомнение впадешь и соскучишься крепко, — молитву свою Варлааму Керетскому посылай. Для того он, батюшка, в наших странах и обитель себе земную восприял. Молись ему. Пособляет». Очень подробно собирал и анализировал жизнь Кольских святых владыка митрополит Мурманский и Мончегорский  Митрофан. Он написал три книги о кольских святых  Преподобный Печенгский Феодорит Кольский" , "Преподобный Трифо " ,  Преподобный Варлаам Керетский".

 

Покаянный подвиг преподобного Варлаама Керетского

 

                1.

Белое море. Поморские дали.

Мужество русских поморов основа.

Кереть - посёлок у моря так звали.
В людях там нет ничего наносного.
В нём и родИлся когда-то Василий
В годы правленья царя Иоанна.
Русь разрасталась в просторах и силе
На удивленье держав иностранных.
Вера великое дело творила,
Строя обители, строя соборы.
Вера без боя России служила,
Крест православный охватывал просторы.

Оный Василий по слову монаха -
Феодорит* был его покровитель.
В дальние дали пустился без страха,
В Кольском остроге был нужен пресвитер.
Честен, поморского нрава крутого,
В ревностной вере Христа проповедал.
Феодорит заприметил такого
В благочестивых делах да беседах.
Был он женат и жену молодую
Очень любил. Но детишек, как видно,
Бог не давал им... Судьбу непростую
Знал наперед - для другим незавидну…
               
Чайки морские кричат над заливом.
Птицы бесстрашные с Севером спорят.
Кола с Туломой бегут торопливо,
Долг отдают свой безбрежному морю.
Море заливом сюда добегает
Вместе с тягучей водою прилива,
Скалы и сопки залив облегают,
Волны барашками плещут ретиво.
Берег скалистый – Абрамовы пахты,
Мыс Мишукова и мыс Пиногорий.
Дальше на север всё мысы и бухты,
Ветер в лицо неприветлив и вздорен.

                2
Вера Христова была здесь в упадке.
Стадо плутает коль пастыря нету.
Мысли и души людей не в порядке.
Тьма на земле, есть отсутствие света.
Бес Абрам-мыса в то время был в силе.
Некому биться с ним искренним словом.
Души лопарские словно в могиле.
Надо донесть до них слово Христово.
Ветры скликает бесовская сила,
Тучи гоняет угрюмые низко,
Смерти и жертв человечьих просила,
Страх нагоняла холодный и склизкий.

Рукоположен. Служил и молился,
Ревностный пастырь окрестного люда.
С демоном местным в молитве сразился,
Кольские дали увидели чудо.
Словом Евангельским поп убеждает,
Помощью Божьей лопарь вдохновился.
В битве нелёгкой Христос побеждает,
Демон ушёл, путь до моря открылся.
Но затаилась бесовская злоба,
Ищет Василия слабое место.
Ядом и желчью исходит утроба.
Слаб человек, ей об этом известно.

В Коле теперь монастырь и служение,
Люди в Христа научаются верить.
Кончилось в смрадных потёмках брожение,
Ну а Василий вернулся на Кереть.
Бес от монашеской чахнет молитвы,
С Кольской земли он решил убираться.
Мести он точит опасную бритву,
Чтобы с Василием ей расквитаться.
Бритвой по сердцу – жена молодая.
Ревность людская на это подмога.
Бес эту ревность как может внушает
И человеку так трудно не дрогнуть.
                3
Мир их семейный он хочет разрушить.
Вот увенчалась успехом попытка…
Грязными лапами в женскую душу
Влез, приготовив Василию пытку.
Так приключилась ужасная драма -
Бесы на козни и пакости падки.
Хрипло кричат непристойности в храме,
Матушка впала в болезнь и припадки.
Бес представляет её как блудницу,
Сердце кипит, боль дошла до предела.
И копие взял священник в десницу,
Гнать беснование хочет из тела.

Бес её трепетным телом владея,
На острие его резко бросает.
Смотрит Василий и сердцем хладеет-
Матушка кровью исходит и тает.
Так получилось. Растеряны лица.
Две православных души погибают.
И обнимается жертва с убийцей.
Две покаянных слезы истекают.
Бес же хохочет и пляшет над ними.
В оцепенении и горе Василий.
Хладное тело на руки поднимет.
Как же сей грех искупить и осилить?

Больше нельзя прикасаться к престолу-
Похоронил без креста и отпева.
Струг снаряжает и морем - на Колу.
К Терскому берегу, дальше налево.
К мысу скалистому - Терскому носу.
Лодку по мысу он тащит по суше
Жилы вздувая натянутым тросом.
Сердце тоскует, отчаяние душит…
Мурман скалистый волна омывает.
Струг одинокий кочует по морю.
Руки в мозоли гребец набивает.
Кто этот путь в одиночку повтОрит?
                4
Кольский залив - путь от моря до Колы.
Легче идти с приливною волною.
А берега неприступны и голы.
Но защищают от ветра порою.
В Кольском заливе нет рифов и мелей.
За три прилива он путь сей осилит.
Миль пятьдесят до монашеских келий.
Шибко торопится в Колу Василий.
К встрече с наставником Феодоритом
Грех его гонит и вопль покаянный.
Матушка в Керети в землю зарыта.
Он же - убийца теперь окаянный.

Феодорит был подвижник великий.
Север избрал послушанием строгим.
Здесь ниспровергнуть бесовскую клику,
Жизнью молитвенной славящей Бога.
Мудрый наставник, помощник заблудшим
Там прославлял православную веру.
Стал он на Мурмане иноком лучшим.
Всем, его знавшим, отцом и примером.
Многие тайны святому открылись,
Знал покаяния вечную силу.
Слушал он грешника, слёзы струились
И получил епитимью Василий.

Служба Христу – это путь покаянный.
С сердцем омытым, крестом понесенным.
Если по жизни ты стал окаянным,
Должен пред Богом явиться прощенным.
Феодорит наставляет сурово,
А епитимию дал он такую -
В Кереть вернуться далёкую снова,
Вынуть из гроба жену неживую.
Надо чтоб тело с молитвой истлело,
Силы бесовские этим разрушить.
Ты не жалей свое бренное тело,
Лишь отмоли её грешную душу.
                5
Плач за убийство и кровь, что пролита -
Это твоя и голгофа, и плаха.
Вымолишь душу тобою убитой,
Будешь прощён ты и станешь монахом.
Слёзы раскаянья, качка морская,
Ветры и волны в погибельном плясе.
Козни - лукавого.  Вера - людская.
Двое - живой с неживой на карбасе*.
Долгих три года в любую погоду
Грёб против ветра в посте и молитве.
Так и встречали его мореходы -
Грех искупал он в спасительной битве.

С Керети в Колу из Колы на Кереть.
Кольской губой на морские просторы.
Можно ли путь покаянный измерить?
Стал он легендой живой у поморов.
Камень греховный, огромный и тяжкий,
Долго нести на заветное место.
Мурманским морем и морем Студёным*
Сколько он раз проходил неизвестно.
Плоть не страшится уже изнуренья,
Горб на спине, намозолены руки.
Господи! Боже! Подай мне знаменье!
Тело истлело моё и супруги.

Тело истлело, но есть и сомненье.
Как от Тебя мне увидеть прощенье?
Можно ли мне провести погребенье?
Боже, ответь на моё обращенье!
Гиблое место таящее горе
Носом Святым называем мы ныне.
Там обнимаясь два северных моря
Пусть в мою лодку унылую хлынут.
Черви морские источат в ней днище,
Лодку накроет отколотой льдиной.
Только бы знать, я прощён и очищен,
Вымолил душу свою и любимой.
                6
Место сие не бывает спокойно.
Теплый Гольфстрим свою силу теряет.
Водовороты – Харибды* достойны.
Волны сулоя* стеной нависают…
Море спокойно. А черви морские
С бесом коварным куда-то убрались.
Душу покинули страсти плотские,
Ангелов песни нам морем раздались.
Там он узрел очищЕнную душу,
Взятую ввысь, убиенной супруги.
Прах же её схоронил он на суше
К Керети-веси доставив на струге.

И принимает монашеский постриг,
Имя же с тем Варлаам получает.
Вот был каков покаяния подвиг.
Бог чудотворцем его назначает.
Всем мореходам в широтах высоких,
Кто покорял Ледовитое море,
С жизнью прощался в пучинах глубоких,
Начал он помощь оказывать вскоре.
В бурях является, в шторме гремящем,
В тихие бухты ведёт корабелов.
Всем в трудный путь от земли уходящим
Время молить Варлаама приспело.

Мурманск, Архангельск, поморские веси
Чтят Варлаама из Керети древней.
Он на всём Севере чтим и известен -
Волн разрушитель губительных гребней.
В Коле есть церковь, где он покровитель.
Словно вернулся к служенья истокам.
С силами тьмы и греха победитель
В битве тяжёлой и споре жестоком.
Силу святую являют нам мощи,
Полнится список чудесных историй.
Он морякам неизменный помощник,
Он усмиряет житейское море.

 

* Преподобный Феодорит Кольский

 Карбас* - большая поморской лодка

*Харибда - морское чудище из греческой мифологии. Харибда в древнегреческом эпосе - олицетворённое представление всепоглощающей морской пучины.
*Сулой - Волнение на море, возникающее в результате резкого изменения скорости морского течения.
*Названия Мурманское, Ледовитое – древние названия Баренцева моря.
Студёным называли море Белое.

Загрузка...

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; Челябинское региональное диабетическое общественное движение «ВМЕСТЕ»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан».

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/ru/documents/7755/
https://ria.ru/20201221/inoagenty-1590270183.html
https://ria.ru/20201225/fbk-1590985640.html

РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить
Введите комментарий
Сергей Дарьичев
Все статьи Сергей Дарьичев
Последние комментарии
Православному социализму – быть!
Новый комментарий от Туляк
09.04.2021 16:49
Преступление искусства
Новый комментарий от Наталия 2016
09.04.2021 16:20
За веру, народ и Отечество
Новый комментарий от диакон Петр
09.04.2021 16:03
«Я стал англиканином, но остался православным»
Новый комментарий от Владимир Николаев
09.04.2021 15:53
Можно ли жить без поста и при этом успешно спасаться?
Новый комментарий от Валерий
09.04.2021 15:19
Короновирус, здравый смысл и неонацизм
Новый комментарий от Тюменец
09.04.2021 14:02