Шекснинские бывальщины

Часть вторая

0
576
Время на чтение 31 минут

Часть первая

ДОМ ЗА РЕКОЙ

Как-то раз ехала я со своими дочками в поезде Вологда – Петербург. Мы занимали три места и очень надеялись, что четвёртого пассажира у нас не будет. А если и будет, так чтобы был хороший человек. Поезд тронулся, но никто к нам больше не поселился. Вот уже за окном замелькали заснеженные ели, потом мост через реку Шексну, а затем и остановка на станции посёлка Шексна.

Вдруг перед самым отходом поезда к нам в купе входит пожилой мужчина, горбун, с большой дорожной сумкой. Дочки мои испугались: в сказках всегда горбуны были колдунами и приносили беду. Я освободили новому пассажиру одну нижнюю полку, а мы втроём уселись напротив. В купе повисла напряжённая тишина. Видно было, что горбун нас очень стесняется. Видимо, обратил внимание на испуганные глаза девочек. Я решила как-то смягчить эту взаимную отчуждённость. Чтобы переключить внимание детей на себя, я предложила дочкам рассказывать сказки. Ведь ехать ещё нам очень долго, да и ночь впереди. Почти час мы слушали сказки, которые рассказывали друг другу. Смотрю, и наш сосед внимательно к нам прислушивается и даже слегка улыбается. Надо как-то разговорить его, чтобы девочки почувствовали в горбуне не страшный сказочный персонаж, а обыкновенного человека. И тогда я спросила его:

– Может, и вы нам какую-нибудь сказку расскажете? Нам было бы интересно послушать.

Горбун сначала смутился, а потом и говорит:

– Я ваших сказок книжных не знаток. А вот разные деревенские бывальщины знаю.

– Так это ещё интереснее! Нам повезло! Пожалуйста, расскажите нам что-нибудь.

Наш сосед согласился, но не сразу, долго мялся. И вот, наконец, он начал своё повествование.

– Было это давно. Я тогда еще совсем молодым несмышлёнышем был. В нашем селе все хорошо знали друг друга. Как говорится, знали всех – как облупленных. И вот поселился к нам новый человек, каталем был. Тогда ведь все в деревне зимой носили валенки, по-нашему катаники. А катали их из овечьей шерсти. Много тогда овец держали в каждом дворе. Дело это важное, и председатель приезжему каталю дал на время пустующий дом на окраине села.

Наши колхозники заказывали этому человеку валенки и одновременно присматривались с любопытством: что это за человек? И вскоре пошла по селу молва, что это не простой каталь, а явно знаток, то есть колдовать научен. Мы, молодяжка, смеялись над этими сказками и, конечно, не верили им. Жизнь для нас была как ясный день.

И вот однажды мы с друзьями сидели у нас в избе после работы. Болтали, веселились и, конечно, хвалились, кто чем. Я не мог придумать, чем бы и мне похвастаться. Правда, был я тогда парнем видным, девушки меня не чуждались. Ведь тогда горба-то, как сейчас, у меня не было. Но не будешь же хвалиться и говорить: какой я красивый и ладный! А выхвалиться чем-нибудь очень уж необыкновенным мне очень захотелось. И вот нашла на меня такая дурь. Встал я и громко сказал:

– Парни, а я хочу сам проверить, колдун наш каталь или нет.

Все замолкли. А потом такой гвалт поднялся. Кто говорит:

– Зачем тебе это! И так ясно, что никакого колдовства нет.

Другие орут да с насмешкой и ехидным хохотом:

– Пусть, пусть проверит! Может, и сам научится.

Когда все разошлись, мой азарт поутих. Но слово не воробей… В этот же вечер я пошёл к этому каталю домой. А ребятам сказал, что пойду завтра, чтобы они за мной не подсматривали и не мешали мне.

Уже поздновато было ходить по чужим избам. Решил так: если горит огонь в окне, то постучусь. А если нет, то вернусь домой.

Огонь горел в избе каталя, и я несмело постучался в воротца. Каталь открыл двери и, словно уже ждал меня, ни слова не говоря, провёл в избу. Я сразу смекнул, что, видать, к нему наши деревенские ходят со своей нуждой. Привык он к поздним посещениям.

Я заволновался, так как всё-таки надеялся, что буду разговаривать с обычным человеком, а тут – на тебе! Я растерялся и не знал, с чего начать разговор. Он и к этому привык, поэтому молча показал мне на лавку у стола и сам сел напротив. Помолчали. Наконец, сам не понимая, как пришла мне в голову эта странная мысль, говорю каталю смело и прямо:

– Меня послал к вам наш комсомольский актив для проверки. Ходят слухи, что вы колдуете, по-нашему говоря, – делаете. Если это так, то вы занимаетесь тёмным делом. А мы идём в светлое будущее, нам тогда с вами будет не по пути.

Каталь хитро ухмыльнулся, глаза эдак странно закатил, и отвечает мне:

– Видать, интересуешься сам. Нечего на актив ссылаться. Ну что ж! Коли такой смелый, пошли со мной.

Мы пошли по заснеженной улице и вышли на перекрёсток дорог за нашем селом. Каталь остановился и командует:

– Ляг ничком, головой от села. Да шапку на глаза натяни, чтобы ничего не видеть. И жди, пока я не велю вставать. Только крест сними.

Я заволновался: матушка чуть не силой и со слезами надевала на меня этот крестильный крест каждый раз, когда я его сымал. А крестила она меня ещё младенцем, в Череповец возила. А тут жалко мне, неверующему, стало его снимать, даже испугался. Вру каталю:

– Да нет у меня креста.

А он мне с насмешкой отвечает:

– Вижу, что он у тебя на шее под рубахой. Не спорь, а то иди от меня подальше, не морочь мне голову.

Делать нечего. Я, как послушный телёнок, сымаю свой крест и держу в руке. Не знаю, куда его деть. Он схватил его, будто уголь какой горячий, и бросил далеко в снег. Тут уж я и сник совсем. И волю, и разум будто потерял.

А он и дальше командует, голос у него такой гулкий стал, всего меня заполнил будто.

– Теперь ложись, как я тебе сказал.

Я лёг и так лежал, пока он снова голос не подал:

– Вставай, пройди с закрытыми глазами тринадцать шагов, а потом – смотри. Только не оглядывайся, а то тебе ой как худо будет!

Встал я, прошёл тринадцать шагов и снял шапку, которая закрывала глаза. Смотрю – и не верю! Передо мной река течёт, а на том берегу большой дом в два этажа стоит и всеми окнами светится и в воде отражается. Я тут и подумал, ведь зима на дворе, а река не замёрзла. Да и нет рядом с нашим селом такой большой реки.

А гулкий голос за спиной снова командует:

– Сядь в лодку, переправься на тот берег и входи смело в тот дом. Там тебя уже ждут. Только ничему не удивляйся.

Я обмер, а куда деться! Оглядываться нельзя, иначе ещё хуже будет. Послушно сел в лодку и переехал на другую сторону. Постучал в дом, двери мгновенно распахнулись, и кто-то невидимый очень ласково женским голосом пригласил меня войти. В доме я стал с тревогой озираться по сторонам. Сроду я не видывал такого богатого убранства комнат, удивительной старинной мебели. Я переходил из комнаты в комнату, но по-прежнему нигде никого не было. Наконец я вышел в огромный зал, посередине стоял большой стол, покрытый красивой скатертью и весь заставленный всякими закусками, винами, пирогами и ещё чем-то съестным, чего я сроду не пробовал.

Вдруг опять послышался ласковый женский голос:

– Садись, угощайся с нашими гостями. Я сел с краю и тут с ужасом увидел, что в воздухе мелькают вилки и ножи, звенит посуда, а сами гости невидимы. Меня затрясло, и я вскочил. А тут ласковый голос мне сетует:

– Вам не нравится наше угощение? Сейчас мы принесём другое.

Раздался звонкий хлопок ладонями, и тут же я услышал, как по полу зацокали какие-то каблуки или копыта. На столе появились новые яства. Я уже окончательно изнемог от ужаса и бросился вон из этого бесовского дома.

Вслед мне понеслись злобный хохот и цоканье копыт.

Выскочив из страшного дома, я бросился к реке. Но тут моё сознание померкло, я словно в какую-то темную яму провалился. Сколько это длилось – не знаю. Только когда я пришёл в себя, то оказался на том же месте на перекрёстке дорог и в таком же точно положении. Кругом был снег, никакой реки, и дома на том берегу не было. Исчез и мой мучитель-колдун.

Я вскочил и перво-наперво бросился торопливо искать мой нательный крест, который колдун выбросил в снег. Я долго ползал в сугробе у дороги, но всё-таки, на удивление, нашёл его! Слава Богу! Теперь я ни за что никогда не сниму его!

Одежда моя была вся мокрая от снега, и я поспешил домой. Там уже меня давно спохватились. Матушка встретила меня крестным знамением. Потом помогла мне скорее снять мокрую одежду и дала сухую переодеться. Я даже чаю не захотел пить, а сразу забрался на нашу печь и там проспал до позднего утра. Опоздал на работу. Проснулся, когда услышал голос матушки. Она оправдывалась перед бригадиром:

– Заболел наш парень. Ты уж не обессудь, Петр. Я его быстро на ноги-то поставлю.

– Да, сын у тебя здоровяк. Поди, напился вчера, вот и заболел.

– Что ты, что ты! Он у нас сроду не напивался.

А каталь-колдун после той ночи бесследно исчез из нашего села. Я же действительно заболел после ночного приключения. Особенно болела спина. Не мог даже с печи слезть без помощи. Пришлось через несколько дней вызывать «скорую помощь» из района, и меня на носилках вынесли из родной избы и увезли в больницу. А из больницы я вернулся уже горбатым.

Матушка столько слёз пролила. Одно радостно, что моя невеста Татьяна от меня не отказалась. Таких умных да добрых по белу свету искать – не найти. Только она одна и знает в деревне, что случилось со мной в ту ужасную ночь. Матушка тоже, видно, догадывалась. Да ещё вот вам рассказал. Мы ведь всё равно скоро расстанемся и никогда больше не увидимся. Я в Волховстрое выхожу. Еду в гости к дочери.

***

Пока наш попутчик рассказывал свою страшную историю, я очень боялась за девочек. Как бы он их не испугал этим кошмаром. Однако жгучий интерес победил у них страх. А в конце они уж совсем оживились. Когда наш сосед по купе вышел на своей станции, они мне даже сказали:

– Жалко нам этого дедушку. Что же он связался с этим колдуном?

Мне нечего было им сказать в ответ. Была я рада, что этот рассказ предупредил их, сделал своеобразную прививку от разных колдунов и новомодных экстрасенсов. Ведь в наше смутное время столько людей появилось, которые в колдовство верят, а в Бога нет. Тьму и зло признают, а в Свет и Добро не верят.

ДРЕВНИЙ СТАРИЧОК

В войну у меня погиб на фронте старший сын, мой первенец. Я сильно убивалась о нём: плакала день и ночь, работу забросила. Тут приходит наша бригадирша Анна и давай стыдить меня:

Разве только ты одна сына потеряла? А все бабы работают, все на сенокосе...

Я её не слушаю, реву... Тогда она зачем-то и сказала мне, да так горячо:

– Это-то не горюшко, а горе – через полюшко!

Что она хотела сказать? Не знаю. Только я чего-то испугалась и тут же перестала плакать. Взяла грабли и пошла в поле, где бабы сено огребали да копнали.

Погода стояла жаркая – июль. И деревенские дети проводили всё время на озере: купались, на долблёнках катались. Моя младшая доченька тоже с ними была. Вот тут-то и случилась беда! Утонула моя младшенькая ...

Свет мне не был мил! Сижу дома, никого к себе не пускаю, особенно бригадиршу возненавидела за то, что накаркала мне ещё одно горе. Она тоже стала опасаться меня. Каждый день я ходила на кладбище, к родным могилкам. Однажды иду между могил, задумалась да и свернула куда-то не туда заблудилась. Кладбище-то старое, всё заросшее, некому было в те тяжёлые послевоенные годы его обихаживать. Сколько людей погибло, сколько по тюрьмам сидело, сколько по стране разбежалось ...

До того я добродила да всё по высокой траве, что выбилась из сил. Села на чью-то могилку и плачу, плачу... Вдруг слышу: кто-то сквозь заросли пробирается. Вышел ко мне древний-древний старичок с большой бородой, на палку опирается и говорит:

Что ты, милая моя, плачешь! Что ты грешишь! Твои дети в раю Господу радуются, а тебе всё печаль!

Я вскочила, как ото сна какого пробудилась. Осмотрелась – никого нету... Испугалась и давай снова дорогу искать. И что ты думаешь! Тут же и нашла. С тех пор перестала я реветь, а только молюсь об упокоении своих ребят. Да вот к вам в Череповец езжу в церкву – панихиды заказывать да сорокоусты. Рассказала на исповеди батюшке, тоже уже старенькому, что со мной было на кладбище-то. Сначала он спросил, откуда я приехала, потом подумал-подумал да и пошёл в алтарь. Выносит икону: на ней старый священник изображён. Я на него смотрю и глаз отвести не могу: так он похож на того старичка лесного. Батюшка мне объясняет:

Это преподобный Антоний Черноезерский. Слышала о нём?

Я тут всё и поняла:

Да как же не слышать! – говорю. - Ведь старый Черноезерский монастырь у нас под боком был. До революции там только одна церква стояла. А потом игуменья Таисия Леушинская женский монастырь начала строить, Троицкий храм. Его остатки до сих пор белеют над озером. Так неужто это сам преподобный Антоний меня утешить явился!

Тебе виднее! Раз чувствуешь, что он, так теперь молись ему и благодари за благодатное утешение, – сказал батюшка и накрыл меня епитрахилью.

С тех пор стала я ходить к разрушенному монастырю и молиться преподобному Антонию, благодарить его. Стала я замечать, что на Чёрном озере монастырском в любую погоду будто бы дорожка какая проходит. Такая полоса пролегает по воде. Долго я никому об этом не говорила, думала, что мне кажется это. А тут как-то была я на Квасюнине у Раисы Ивановны на Спасов день и встретилась у неё с монашкой Натальей, что из разорённого Ярославского монастыря вернулась на родину к нам. Слово за слово и рассказала им о дорожке на озере. Тут мне Наталья и говорит:

Это Преподобный дорожку-то давно уж проложил. К нам, грешным, по ней и приходит на помощь.

ГОСТЬЯ ИЗ-ПОД МОСТЬЯ

Не в укор будь сказано, ты меня, деушка, гостьей из-под мостья шутя назвала, когда я к вам в Череповец-то приехала. А знаешь ли ты, кого так зовут? Не знаешь! Так вот слушай, расскажу я тебе о ней. Только не пугайся сначала.

Было это года два назад. Хозяин мой занемог. Когда совсем худ стал, дали в колхозе лошадь, и отвезла я его в больницу. Врачи ничего уж не могли сделать. Упрекают меня:

– Что же вы пораньше-то его не привезли. Может, и помогли бы ему.

Я – реветь, говорю им:

– Да я его и сейчас-то еле уговорила поехать. Не привык он лечиться-то. Всё в работе и в работе.

Так и уехали мы назад в Дёмкино. Братец Александр, было, стал своё лекарство предлагать – шарики-те эти медовые с целебной глиной, только ничего уж не помогало. Укатали сивку крутые горки!

Умер мой хозяин. Царствие ему Небесное! А отпеть некому. В округе ни одного храма не осталось. Решила я его заочно в череповецкой церкви отпеть потом, когда к вам приеду, да все никак не могу выбраться. То погода осенняя плохая, то сама занемогла. Кругом один лес, деревни другие далеко. Ни к кому не сходишь погулять. Уныние страшное напало.

Раз вечером погасила лампу керосиновую и легла спать. Шумит лес за окном, видно, опять ветер дождь нагоняет. Только задремала, слышу какой-то стук дробный. Темнотища кромешная! Затихло, потом опять стукоток пошёл... Прислушалась: так это под моей кроватью стучит тросточка, с которой мой покойный хозяин последнее время ходил...

Неужто черти завелись в доме? Ведь сроду этой нечисти не бывало. Я всегда крещенской водой кроплю все стены в избе! Да и перед иконами молюсь перед сном. А в этот-то вечер так заунывала, что и не помолилась даже. Обмерла я и взмолилась:

– Царица небесная, спаси и защити!

Набралась смелости, встала, зажгла лампу керосиновую и посветила под кроватью-то ...

А когда увидела, что на тросточке-то корка хлеба лежит, а мышка от неё в щёлку юрк, так я всё и поняла. И такой смех на меня, грешную, напал, что долго ещё не могла уснуть, а все чего-то усмехалась. А потом заплакала и уснула.

Гостья из-под мостья, вот кто стучал! Мышь – это. Она из подполья вышла, как незваная гостья, и давай грызть корку. Вот и пошёл стукоток от этого. А всё по грехам моим этих страхов натерпелась.

На следующий же день собралась я и поехала в Череповец – отпеть моего покойного хозяина да сорокоуст заказать. А тут и ты, девушка, меня приветила - встретила ласковыми словами:

– Гостья из-под мостья!

НЕЧИСТЬ

Как-то в нашей деревне мужики с подростками сушили рожь в овине. Сидели кругом, пекли картошку в печной золе, разговаривали. В углах скреблись полевые мыши, почуяв обильный и вкусный корм. Один пожилой мужик, Павел, и говорит:

– Эти мыши полевые – тоже Божии твари. А вот крысы – это исчадье адское. Иначе не скажешь.

– Это почему же? Да противные и злые зверюги, но почему исчадье? – спросил кто-то из слушателей.

– А то и исчадье, что беду накликают, где ни появятся.

– Дак расскажи, дядя Павел, как это бывает-то?

– Ох, робята! Лучше бы вы этого никогда не ведали. Ладно, кое-то расскажу.

Павел помолчал, погружённый в воспоминания, и нехотя начал свое повествование:

«В молодости был у меня друг закадычный Венька. С пелёнок вместе играли. Матери-то наши были тоже подругами, да и жили бок о бок. Вот подросли мы, семилетку закончили и сразу нас председатель определил на работу в колхозе. А перед армией послал он нас на курсы механизаторов в район, и вернулись мы оттуда готовыми трактористами. Хорошо, ладно. Работать стали и получать хорошую зарплату. А тут и повестки в армию нам пришли. Матушки наши волнуются. Рассказывали, что дедовщина тогда была там. Но мы парни крепкие, ничего не боялись.

Мне легко было уходить в армию – никто без меня не тужил, кроме матери. А Веня больно кручинился: расставался он со своей любимой невестой Ириной. Устроили нам в клубе общий прощальный стол, как у нас говорят, отвальную. Вся молодяжка собралась, кто с нами попрощаться, а кто просто повеселиться. Мы с Веней и Ирой сидели за столом у самого окна, а напротив один хмырь уселся из соседней деревни. И чего он припёрся?

И вот когда уже все угостились и пошёл весёлый разговор и разные шуточки, мы с Веней почти одновременно посмотрели в окно и там увидели огромную крысу. Она сидела на перилах крылечка, которое было совсем рядом с нашим окном. Эта нечисть смотрела на Веню, и её взгляд был такой злобный и мрачный, что нам стало не по себе. Как будто она хотела съесть моего друга и гипнотизировала его эти страшным взглядом. Не передать то омерзение, которое мы испытали. Как будто мы неожиданно провалились в адскую бездну.

Так продолжалось несколько секунд, а потом она исчезла. Заметили её только мы с другом. А гости продолжали веселиться, ничего не замечая…

Быстро прошёл год нашей службы, начинался второй… Веня с Ириной постоянно переписывались, невеста слала ласковые письма и писала, что ждёт с нетерпением возвращения друга. И вот мы дома, в родной деревне. Радостные встречи, а потом и Венина свадьба. Председатель дал молодожёнам в кредит новый дом. Живите и радуйтесь!

После этих событий я не видел Веню несколько дней. И вот вдруг однажды утром моя матушка вернулась от колодца домой и не просто плачет, голосит, надрывая душу. Что случилось. Я подбежал к ней, а она и шепчет мне сквозь рыдания:

– Веня застрелился … и … Ирину застрелил.

Я обомлел… Ноги не держали, и я опустился на лавку. Веня, этот мой весёлый и сильный друг, убил себя и молодую жену! Не верю…

Но поверить пришлось. А дело было так. После свадьбы Венина мать и говорит втихаря сыну:

– Что же это такое, сын? Ведь Ирина-то беременна, да и срок уже месяца четыре. Мы, бабы, это на глаз определяем. Ты из армии-то вернулся и двух месяце не прошло… Куда же ты смотрел!

Бросился Веня к жене в свой новый дом. Схватил в безумии своё охотничье ружьё и застрелил сначала Ирину, а потом себя.

И была в нашей деревне необычная печаль. Хоронили их всем селом. Поминки опять были в клубе. И вспомнил я то зловещее видение в окне. Какой это ужасный знак был! Вспомнил я того хмыря из соседней деревни.

Стали поговаривать, что это он нашу Ирину соблазнил и бросил. Одним словом – ещё одна крыса, которая, кроме беды, ничего не может сделать.

СТАРУШКА ИЗ АКСЁНОВА

Давно мы не бывали в родной деревне, лет десять. Уж больно далеко мы залетели от родных мест. И вот, наконец, собрались и приехали к тёте Рае. Как-то раз пошли мы с матерью по ягоды, черницу собирать. Ходим по лесу, всё стало каким-то незнакомым за эти годы. И начали мы блудить, не можем тропинку в нашу сторону найти.

Вдруг кто-то замелькал между ёлками. Смотрим: древняя старушка с корзинкой бродит. Подошли мы к ней и спрашиваем:

– Бабушка, вы с какой деревни будете?

– А с Аксёнова, милые. Али заблудились?

– А мы с Квасюнина. Куда нам лучше-то повернуть.

Старушка как-то грустно смотрит на нас и молчит, словно расстаться с нами не хочет. Помедлила, а потом молча показала своей клюкой, куда нам идти. Мы и пошли в ту сторону, да вспомнили, что не поблагодарили старого человека. Оглянулись – а старушки и след простыл. Нигде её не видно. Мы ещё на всякий случай крикнули:

– Ау! Бабушка, спасибо!

Только эхо нам отозвалось …

Вот приходим мы домой в деревню, хвастаемся тёте Рае, что целое ведёрко черницы набрали. Рассказываем ей о своих впечатлениях. И тут я говорю нашей хозяюшке:

– Мы ведь чуть не заблудились. Спасибо старушка с Аксёнова нам дорогу показала.

А тётя Рая нам в ответ и заявляет:

– Вы, девку что-то путаете. Деревни Аксёново уже пять лет как нет. Кто уехал, кто умер. Одна вековуха Устинья дольше всех там жила, дак и она померла уже.

Тут моя сестра так ехидно и промолвила:

– Уж не с того ли света к вам эта бабушка приходила?

А тётя Рая задумалась:

– Кто его знает! Может, эта вековуха и приходила.

НЕ ПОПАЛАСЬ ПТИЧКА – УЛЕТЕЛА!

Как сейчас вижу эту старую женщину. Никогда не думала, что встречусь с чародейкой! А вот пришлось.

Было это в 1984 году. Точно год запомнила, потому что через два года случилась Чернобыльская катастрофа, и мы в те края уже не решались ездить. А в тот год посоветовали нам провести отпуск на юге Белоруссии, в деревне на берегу Днепра, совсем рядом с Украиной. Сняли небольшой домик со старым садом и видом на Днепр. Хорошо, вольготно. Почти всё время проводили на реке или в лес ходили за грибами и ежевикой. Соседи сначала к нам присматривались, а потом подружились с нами, даже на сенокосе мы им помогали. Люди добрые, приветливые. Только меня поразило, что все в округе отворачивались от одной больной старушки Анюты, чуждались её. А жила она прямо против нашего дома.

Сидит она одинокая на лавочке у своей хаты, возьму и подойду к ней. Она мне всю свою горемычную жизнь рассказала: как выдали её силой за нелюбимого, мужика грубого и жестокого, как в войну одна бедовала с детьми, как после войны заново и дом с мужем строили, и добро наживали. А то ведь в 46-м новорожденного сына не во что было завернуть. Ой, горе-то! И вот теперь одна… Муж умер давно, а сыновья разъехались по городам, даже весточки не шлют. Да ещё и болезни всякие навалились.

Я жалела Анюту, подходила каждый день к её скамейке, часто своим обедом угощала. Начали меня соседи предупреждать:

– Ты к ней не ходи. Она ведь колдунья!

А хозяин нашего дома даже историю рассказал, как она успешно ему зубы заговаривала.

Я по молодости этому не верила, пока она сама не начала рассказывать о своих чародейских делах. Видно, хотела мне своё «мастерство» передать, да я во-время спохватилась. Расскажу вам несколько эпизодов.

Раз я спрашиваю Анюту:

– Бабушка, говорят, вы знахарка, лечить людей можете. Это правда?

– Ой, моя птичка! (Она меня почему-то всегда так называла). Раньше лечила, а теперь сил нет. Ведь это какой тяжёлый труд! Вот послушай – один случай расскажу. После войны у нас на полях много мин и всякого железа оставалось. Ведь нашу деревню два раза немцы брали, и два раза наши отбивали. После войны молодые часто на поле калечились, особенно трактористы. Одного паренька убило миной, один сынок был у Агафьи. А в тот раз, о котором я расскажу, молодому мужику сильно ногу железом поранило. А ведь после войны прошло немало лет! Отвезли его в ближайший городок в больницу, лечили – лечили и залечили. Гангрена началась. Хотели ногу отрезать, а он ни в какую! Плачет, хоть и мужик, и говорит:

– Лучше я умру, а ногу отрезать не дам.

Конечно, была у него с матерью надежда на меня. Что говорить! Как привезли его домой, так тут же его мать ко мне и прибежала:

– Анюта, помоги! Дорого тебе заплачу за сына!

– Привози его ко мне. Чем могу, помогу.

И стала я его лечить. Сделала целебную мазь. Намазала больную ногу, холстом завязала всю плотно. И так молилась, что пот выступил на лице. Ведь все эти мои молитвы тайные очень сильные. Только даются они мне с большими трудами и с болью всего тела и души. И так он прожил в моей хате три дня. Каждый-то день я новую повязку ему делала и заклинала его от раны. На третий день он повеселел, дала я ему палку в руки и сказала:

– Теперь иди домой своими ногами.

– Да как я, тётя Аня, пойду. Ведь нога-то не даёт шагу сделать.

– Вставай и иди! Я знаю, что говорю.

Он встал и сделал несколько шагов. Оказалось, что идти может, нога не болит.

На прощание, я его предупредила:

– Неделю сиди один дома. Ни с кем не разговаривай. Не матерись! Не кури и не пей. Иначе вся твоя болезнь к тебе назад вернётся. Как хочешь. Сам решай, что тебе лучше.

Ушёл мужик, а я болеть снова начала. Так утомилась с ним. И вот пяти дней не прошло, как бежит его мать ко мне и плачет:

– Сын-то снова слёг! Все было хорошо. Да на четвёртый день не выдержал. Мужики к нему пришли и смеются над ним:

– Говорят, Анюта заколдовала тебя. Теперь не пьёшь и не куришь. Давай хоть в карты перекинемся.

А как сели за стол, пиво появилось, и трёп пошёл с матом. Часок посидели – а сын и на пол повалился. Так нога заболела. Переложили его на постель. Анюта, помоги!

Рассердилась я и отказываюсь. Не шуточное ведь дело – такую больную ногу вылечить. С гангреной не шутят!

Мать этого дурака плачет и не уходит. Умоляет помочь. Я не выдержала такой материнской печали и согласилась снова помочь.

Что ж! И снова его вылечила. Только какой ценой для себя! Думала – умру после этого. Вот, моя птичка, какой это труд! Правда, через год этот мужик попал в аварию на тракторе и погиб.

В голосе бабушки Анюты послышались и печаль, и гордость. А я ужаснулась этому рассказу. И до поры ему не верила.

Но вот пришлось убедиться самой, кто такая на самом деле эта старушка. Однажды я взяла миску с горячим супом и пошла через дорогу к Анюте. Я беспокоилась: старушка второй день не выходит на улицу. Не слегла ли? Действительно, я зашла в хату и вижу Анюта лежит на кровати и стонет. В её доме я была впервые, раньше мы беседовали на лавочке у дома. Было просторно, никаких перегородок, только за большой печью маленький чуланчик да кровать хозяйки стоит в нише с откинутым пологом. В красном углу большая старинная икона Богородицы, по полу важно разгуливает чернущий кот с жёлтыми хитрыми глазами. Этого кота я ни разу на улице не видела, хотя жили мы по соседству. Меня сразу какое-то смущение охватило, словно я под слабым током оказалась. Я покормила больную, а она просит:

– Не уходи! Посиди со мной. Как тяжело одной-то лежать. Какой-то груз меня давит. Тяжко!

Я села на скамейку у стены, и мы стали беседовать. Я хотела успокоить старушку. Сначала шёл обычный разговор, а потом постепенно Анюта словно взяла в свои руки течение беседы и без конца что-то говорила, и говорила… Я перестала понимать её речь и почувствовала сонливость и какое-то скрытое насилие, которое начало мной овладевать против моей воли. Одновременно я ощутила небывалое омерзение и желание выскочить на улицу. Я с трудом поднялась, словно кто меня удерживал, и в смущении пробормотала:

– Извините, бабушка Анюта! Меня дома ждут к обеду муж и дети.

Я выскочила из дома этой чародейки, которой почти удалось ввести меня в транс, как говорят современные экстрасенсы.

Что со мной происходила? Меня потряхивало, и всё тело ломило. На улице я перекрестилась и поцеловала нательный крест. Видимо, он меня и спас у последней черты. Не поймалась птичка – улетела!

НЕЗАБУДКИ

Мы часто не понимаем, что даже человек опустившийся, утративший дом, семью, работу, внешние приличия, а главное – надежду, Богом всё равно не забыт. Что невозможно человеку, то возможно Господу. Расскажу в связи с этим удивительную и очень печальную историю.

Долгое время мы посещали кладбищенскую церковь на окраине города. Нас очень привлекал туда её настоятель, человек глубоко верующий и очень горячий в своей вере. В те времена он многому нас научил и не только в церковной жизни, но и в бытовой. Он смело проповедовал, каким должен быть христианин и перед Богом, и перед людьми. Честно говоря, мы его побаивались, словно он был нашей совестью.

Приход был небольшой, все друг друга знали и старались поддержать друг друга в смутные 90-е годы. В отличие от церквей в центре города, у ограды нашего храма не было нищих. Видимо, им неуютно было среди могил, да и добираться пешком далеко и лень. Исключением был только один бомж. Высоченный мужчина, когда-то могучий и сильный, а теперь обтрепавшийся, пьющий, но всегда с добрым выражением на измятом лице. Старые прихожанки его жалели. Денег давали мало, у самих не было, но подкармливали. Бывало, идёшь ранним утром на службу в церковь и видишь, как Павел, так звали этого несчастного, уже сидит у дорожки на бугорке и с удовольствием ест принесённую ему картошку с хлебом. Жалкая картина!

Но видели мы порой и отвратительную картину: пьяный Павел валяется прямо на снегу, иногда на тропинке, и что-то бормочет невразумительное. И это недалеко от храма!

Между тем у всех создалось такое впечатление, что этот ужасный человек тоже прихожанин нашего храма. В минуты просветления он робко заходил в церковь, стоял у самых дверей и даже опускал какие-то монеты в ящик для пожертвований. Настоятель пытался неоднократно помочь бедолаге выкарабкаться из этой ямы пьянства и беспризорности, но всё было тщетно. Раза два он договаривался с психиатрической больницей и отправлял этого горького пьяницу на лечение от алкоголизма. Павел возвращался свежий, побритый, в чистой одежде, которую покупал ему настоятель. Все пожилые прихожанки очень радовались такому преображению человека. А сам Павел был весел и горд своим достойным видом. Однако этого праздника хватало ненадолго. Через неделю или две всё начиналось сначала. В конце концов, дошло до того, что этого мученика собственной страсти к вину перестали пускать даже в ночлежку. Никто не знал, где он ночует, да и не думали об этом, занятый тяготами собственной жизни.

И вдруг обнаружилось, что Павел ночами спит в грубо сколоченном туалете на кладбище. Поужасались: зима-то стоит свирепая. Страшно! Но опять никто ничего не смог сделать, чтобы спасти человека. И пришёл неизбежный конец: несчастного нашли утром замёрзшего и уже окоченевшего. Его похоронили, как хоронили бомжей в 90-е годы, то есть в чёрном мешке для мусора. Прихожане пожалели – пожалели падшую душу и вскоре о ней забыли…

Однако пришла весна, и на том бугорке, где обычно сидел Павел, собирая жалкую милостыню, расцвели незабудки… Вот ведь чудо! Никогда их здесь не росло, а тут весь холмик сплошь покрыли прекрасные нежные голубые цветы. Прихожане по пути в храм останавливались и с удивлением смотрели на этот праздничный холмик. Он казался фантастическим приветом из иного мира, словно умерший Павел безмолвно говорил нам:

– Люди, я всё равно вас люблю. Простите и вы меня.

И люди шептали крестясь:

– Бог простит!...

НОЧНОЙ ВИЗИТ

Давным-давно, ещё в молодости, жили мы на квартире у одной женщины. Комнатушка была небольшая, и наша кровать стояла вплотную к окну. В тех местах на окнах всегда были ставни. Мы их закрывали только зимой, а весной и летом предпочитали держать открытыми, хотя окна нашей избы располагались довольно низко. Любой человек при желании мог подойти к окну и посмотреть к нам в комнату. Однако мы жили на окраине города, улица наша всегда была пустынной, редкий прохожий спешил по ней.

Однажды, было это в начале мая, я неожиданно проснулась рано утром от стука ставней нашего окна. Кто-то с шумом их захлопнул, в комнате стало темно. Я села и спросонья посмотрела на окно. Вдруг половинки ставен приоткрылись, и в образовавшийся просвет на меня уставилась с усмешкой незнакомая молодая женщина. Её красивый и таинственный облик поразил меня. Форточка была приоткрыта, и я с испугом спросила незнакомку:

– Кто Вам нужен?

Но она молчала и так же загадочно на меня смотрела. Я разбудила мужа, он тоже успел увидеть это видение в окне. Но после этого ставни опять с грохотом захлопнулись, и больше уже никто к нам не заглядывал.

Нам стало не по себе. Мы разбудили наших хозяев и спросили:

– Вероятно, к вам пришла какая-то женщина. У нас в окно заглядывает.

– Да мы никого и не ждём. Вроде некому к нам приходить. Да ещё ночью! – ответила хозяйка.

Хозяин и мой муж оделись, хозяин взял с собой железный прут, который у него хранился в сенях, и они вышли на улицу. Вернулись растревоженные, и муж удивлённо сказал мне:

– Подхожу ближе к нашему окну, никого нет кругом. И главное – нет даже следов к окну и под окном. Там же грязь, глина. Любой бы след отпечатался. А ведь она, эта женщина, дурачила нас довольно долго. Должна была бы наследить!

Долго мы гадали, что же это было? Так и не разгадали.

АРМЕЙСКИЕ БЫВАЛЬЩИНЫ

У СТРАХА ГЛАЗА ВЕЛИКИ

Рассказывал мой дедушка одну бывальщину. Неужто и вправду так было? Вот его повествование:

«Наш полк в Первую мировую войну расположился в одном южном городишке. Ждали нового назначения и отдыхали. От нечего делать играли в карты, у кого деньги были – выпивали. Вечерами нередко собирались компаниями и дурачились. Народ-от всё молодой, задорный. И вот однажды поспорили наши солдаты, кто самый храбрый. Стали вспоминать разные случаи, когда шли боевые действия. Много мы тогда разных опасных случаев вспомнили. Оказалось, что в нашей компании почти все – молодцы и уже не один раз доказали свою храбрость. И тут один из солдат, ехидный такой парень, говорит:

– В бою-то легко быть смелым! Там в штыковой атаке или ты немца – или он тебя. А вот кто осмелится в полночь на кладбище пойти да кол забить между могилами? Вот того я зауважаю.

Все с презрением отвергли это предложение как какую-то детскую шалость и даже кощунство. Ведь все крест носили и молитовки, написанные матушками, за пазухой хранили. Да и приказ отправляться ждали с минуты на минуту. Однако был среди нас молоденький солдатик – новичок, вот он-то и смело вызвался сходить на кладбище. Мы его отговаривали от этой дури, но он заупрямился. В бою он еще ни разу не был и решил нам показать, что и он храбрец.

И вот вытащил он кол из изгороди и пошёл на кладбище. А мы продолжили беседовать. Но как-то тревожно нам было за молодого паренька. Его долго не было, и мы уже забеспокоились. А тут ещё послышался сигнал сбора, мы и заметались. Не бросать же бедного солдатика на кладбище! Видать что-то с ним случилось. Мы, человек пять, пошли его искать.

В темноте старое кладбище и впрямь страшило своей мрачностью и непроглядной темнотой. Но что поделаешь? Мы продолжали искать нашего однополчанина. Долго кричали, звали его, но никто не откликался. И тут в кромешной темени я натыкаюсь на кол, вбитый в землю, а рядом нашего бездыханного солдатика. Стали его поднимать, а его что-то не отпускает от земли. Конечно, и нам стало не по себе, хотя мы народ бывалый и ни в какую чертовщину не верим. Догадались достать спички, зажгли сухую ветку и тут мы увидели, что кол-то был вбит в полу шинели солдатика, поэтому он и не мог идти, а потом, видно, от страха потерял сознание. Решил, что его мертвецы не пускают от себя… Страшно подумать, что он, бедный, пережил тогда!

Пришлось новобранца доставлять в госпиталь, а потом его комиссовали. Говорят, вернулся домой, в свою деревню весь седой. А какой бы храбрый солдат из него вышел!»

КАК ОДИН НАШ СОЛДАТ ПЯТЕРЫХ НЕМЦЕВ В ПЛЕН ВЗЯЛ

Моя мать в Отечественную войну служила телефонисткой на границе с Норвегией, на полуострове Рыбачий. Там стояли наши зенитные батареи. Мать спустя годы нам рассказывала:

«Жили мы в землянках, которые с большим трудом были вырыты в каменистой почве. Продукты нам сбрасывали с самолётов, так как по морю добираться сюда очень опасно. Немцы бомбили и топили наши суда. И наш караван только чудом сюда добрался. Летом и осенью мы собирали ягоды и грибы, которых кругом была тьма. Недалеко от нас был «птичий базар» - это такой крутой скалистый берег. Солдаты лазили туда с риском для жизни и добывали птичьи яйца. Зимой нас засыпало снегами, с трудом откапывали вход в жильё. Весной затапливало талой водой, и только на верхних нарах можно было спать в землянках. Случалось нашим зениткам сбивать вражеские самолёты над морем, а иногда нам с болью приходилось видеть, как гибнет на наших глазах наш советский самолёт, сбитый фашистами. И ни чем мы не могли помочь нашим лётчикам.

Иногда в глухое зимнее время выдавались тихие дни. Как-то раз в такой спокойный день двое солдат отпросились поохотиться. Нередко на снегу видны были заячьи и лисьи следы. Командир отпустил, но приказал им держаться вместе. Мало ли что! Солдаты ушли на охоту. После их ухода где-то вдали промелькнул немецкий самолёт, и опять всё стихло.

Прошло время, и вот возвращается только один из солдат, какой-то сердитый, и говорит, оправдываясь:

– Васька чего-то на меня разозлился и отстал. Поругались мы с ним.

Прошли полчаса, и вдруг мы видим небывалую картину: под прицелом автомата наш солдат Василий ведёт пятерых немцев. Их сразу окружили. Началось расследование.

Оказалось, что это были десантники, которых сбросили с немецкого самолёта. Только они собрались вместе, как наш солдат выскочил из кустов с автоматом и закричал «Хенде хох! Бросай оружие!». Немцы подумали, что окружены солдатами, тут же бросили оружие и сдались. А Василий взял их на прицел и погнал в нашу часть.

Но самое интересное выяснилось позже. Автомат Василия был не заряжен! Весь боезапас остался у другого солдата, который его бросил и вернулся в часть первым.

Командиры рассудили так: отважного бойца Василия представили к награде, и он получил медаль «За мужество», а другой получил наказание. Какое не помню».

О ЖАДНОМ ПОЛЯКЕ

Наш односельчанин Петруша больно остёр был на язык. Вечно над кем-то подшучивал да небылицы разные плёл. Его даже Тёркиным прозвали в деревне. Вот и в этот его рассказ трудно поверить, но он клялся, что так всё и было, как он говорил нам:

«Вернулся я с фронта, как вы сами знаете, летом сорок пятого прямо из Польши. Мы её освобождали от фашистов и много нашей кровушки пролили. Многие поляки тогда нас благодарили и всячески угощали. Мы гордились нашей Победой и думали, что так и надо нас – победителей ублажать. Однако как-то в селе нарвались на очень прижимистого поляка. Мы подъехали к его усадьбе на танке, вышли попить водицы у колодца и перекусить. Наша полевая кухня не поспевала за нами. Ну, думаем, хозяева нас угостят как дорогих гостей. Не тут-то было! Сначала хозяин прятался от нас, мы сами вошли во двор и стали его звать: «Пан, пан!» Он вышел и так недружелюбно на нас уставился. Мы ему пытаемся объяснить, что пить хотим. Где у него колодец? Несколько раз повторили:

– Пить! Пить!

Тогда он осмелел, ухмыльнулся и показывает рукой: дескать, деньги давай! Мы, конечно, удивились, а я сразу догадался: этот жмот думает, что мы у него горилку просим. Он меня и рассмешил, и обозлил. И решил его проучить: пусть не думает, что все русские – пьяницы. Нашим танкистам и говорю:

Ребята, сейчас будет розыгрыш. Не мешайте мне.

Подошёл я поближе к поляку, говорю ему и руками помогаю, показываю:

– Нет у нас денег! Вот только один танк у нас. Купи за две бутылки.

Наши парни меня схватили:

– Ты что, очумел! Под трибунал пойдёшь, и мы с тобой!

Я им спокойно отвечаю:

– Не волнуйтесь! Танк при нас останется.

Я и сам всё это затеял как бы шутя. Не думал, что этот хозяин такой тупой и жадный. Да и к чему ему танк?

Однако поляк задумался и потом согласно кивнул головой. Вынес нам две большие бутылки горилки, вручил мне и собрался уже залезать на танк. Знал что ли, как им управлять?

Тут наши парни всполошились завели мотор, я едва успел заскочить к ним, и поехали, поехали… А поляк стоял на дороге и показывал нам вслед кулак.

Мы думали, что этим дело и закончится. Однако следом за нами этот скаред приехал на лошади в нашу часть и подал письменную жалобу. Переводчик перевёл с польского содержание и засмеялся: поляк серьёзно требовал вернуть ему танк. Прочитал командиру, а тот тоже давит смех и говорит через переводчика:

– Хорошо, мы разберёмся и вам письменно ответим.

Вызвали нас, и командир уже не смеялся, а стал очень злой. Кричит:

– Что, победители! Под трибунал захотели!

Все наши попритихли, а я и говорю:

– Товарищ командир, ведь он нам воды попить не дал. Сразу горилкой решил торговать. Меня зло взяло, вот и решил немного пошутить.

Командир смягчился и только сказал:

– Шуточки эти дорого бы всем вам обошлись. Но я понимаю, что вы не собирались танк продавать. Ладно, будем считать, что это произошло из-за непонимание языка.

КИРПИЧ

Приехал к нам в деревню один молодой офицер и рассказывал в нашей компании об одном смешном случае:

«В 1950-м году направили нас, молодых выпускников Иркутского военного училища, сразу в Польшу. А мы, дети войны, за эти годы так наголодались и холоду натерпелись, что жизнь в гарнизоне за границей показалась нам раем. Мы все исправно служили. Кормили нас прекрасно, так что многие парни как-то выправились, похорошели и даже как будто подросли. И конечно, мы повеселели, шутить стали. Мирная жизнь к нам возвращалась, и мы были полны надежд.

Прошёл год, и начали нас по очереди отправлять в отпуск. Все по родине скучали и ждали этого момента, когда увидят своих родных. Отъезд в отпуск обычно справляли весело. Отпускник устраивал небольшую пирушку на прощание. Только один офицер не отпраздновал свой отъезд. Он всё время нас чуждался, жил сам по себе и был вечно кислым и недовольным. Видно, не хватил лиха в военные годы. Поэтому и служба ему была в тягость, и хорошее питание – не в новость. И вот решили мы над ним подшутить. Тихонько подложили ему в чемодан кирпич. Знали, что с таким странным грузом задержат его на границе.

Так и вышло. Долго его мурыжили, говорят. Весь кирпич по мелким кусочкам обследовали, но, конечно, ничего не нашли, кроме глины. Не один раз допрашивали его, спрашивали, зачем он кирпич в Россию вёз. Он только кислился и отвечал одно и то же:

– Сослуживцы подсунули.

Так его и отпустили домой в конце концов. Но неделя отпуска была потеряна. Сообщили в наш гарнизон. Нас, конечно, наказали, но слегка. Сам командир чему-то улыбался. А того офицера с тех пор прозвали «Кирпич». Правда, он как-то среди нас пообтесался малость, стал помягче.

Людмила Яцкевич, доктор филологических наук, член Союза писателей России

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Людмила Яцкевич
Русская грусть
К девятому дню кончины автора
03.02.2022
Русские мужики и «Братцы чуриковцы»
Из цикла «Лжепророки»
14.12.2021
Широк человек… Возвращаясь к Н.А.Клюеву
Ответ на реплику Сергея Лапшина
24.10.2021
«Ракиты рыдают о рае…»
Памяти поэта Николая Клюева (22.10.1884 – 23.10.1937)
21.10.2021
Лжепророки
Рассказы
23.09.2021
Все статьи Людмила Яцкевич
Последние комментарии
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Русский танкист
24.04.2024 00:00
Россия должна повернуть реки Сибири в Казахстан!
Новый комментарий от Александр Миронов
23.04.2024 23:34
Жизнь и деяния Никиты Кукурузника
Новый комментарий от С. Югов
23.04.2024 23:11
Пророчества Ивана Ильина: почему травят любимого философа Путина
Новый комментарий от Константин В.
23.04.2024 22:09
Справедливость как воля Божия
Новый комментарий от prot
23.04.2024 22:03