Моя твоя сто разов не понимай

Всоветские времена со мной на филфаке учился диктор всесоюзного радио В.М. Он всегда носил с собой под мышкой толстую книгу, заглядывая в неё всякую свободную минутку. Поначалу мы предполагали, что это некий любимый до фанатизма автор. Позднее выяснилось, что это… словарь ударений. Требования к уровню владения языком в тогдашних СМИ были на высоком уровне, и негласно считалось, что дикторы и есть носители образцовой речи. Так оно и было. А что сейчас? Риторический вопрос.

Русский в 20 веке стал мировым: до 1991 года на нём говорило 312 млн. человек, сейчас 260 миллионов. Сокращение понятно, но не об этом речь:  говорят ли на русском правильно, сохраняя безбрежную красоту и богатство нашего языка? Ведь язык – это душа народа.

Известно - уничтожьте язык и не будет народа.

Почему же сегодня большинство журналистов, блогеров, работников масс-медиа, так очевидно беспомощны перед «великим и могучим»? Политики и депутаты, пускаясь в свободное плавание, то есть, начиная рассуждать, частенько демонстрируют потерю ориентации в пространстве и времени: не только вечные ошибки в употреблении числительных, нелепые стилевые конструкции, но даже и неумение употреблять падежные формы – вот что удручает безмерно. Всем известно, что эксперименты с языком, неуважение к нему – это без преувеличения осквернение души народа. Происходит это повсеместно: школьники и студенты, в большинстве своём даже не считающие лихостью материться через слово, а просто так у них теперь принято, не чувствуют убийственную тяжесть срамословия; делают это, к несчастью, бабульки и дедульки в магазинах и транспорте, продавцы и медперсонал, чиновники и спортсмены, учителя и учёные(?). Хотя, пожалуй, учителя и учёные, в большинстве своём – последний оплот, держащий оборону за нашу национальную культуру против мутного цунами поганых слов и неграмотной речи.

Это какая-то взаимная растерянность: языку приходится уворачиваться  от ударов интернетной лексики, от англоязычных заимствований и вульгаризации, а многие из его носителей, как неразумные дети, решают как-нибудь так сказать, как у них получится, и их всё равно поймут. Как-нибудь так. Сойдёт.

 Дорогие медийные персоны! Посмотрите на приведённые примеры, это не займет много времени, но может пригодиться. Все эти ляпы «пойманы» на лету: в основном из устной речи официальных лиц разных уровней, причём самых высоких в том числе, а также из журналистских комментариев и сводок. Ведь вы невольно тиражируете и ошибки, и вульгаризацию  языка, однако, точно так же можно транслировать правильные и красивые нормы, как это делали советские дикторы. Давайте полечим практический разговорный и письменный язык вместе!       

Сотня ляпов

1.«Пара минут». Оборот скачет по нашим СМИ, как шалая пара гнедых: «Продолжим через пару минут», «пара минут – и всё будет ясно». Впрочем, как раз паре запряжённых лошадей такое обобщение подходит. Обратимся к словарю:

ПА́РА -ы; ж. [нем. Paar]

  • 1. Два однородных или одинаковых предмета, употребляемые вместе и составляющие одно целое.
    П. чулок. Две пары ботинок, пара носков, глаз, ног и пр. ; Пара сил (спец.; две равные по величине и противоположные по направлению параллельные силы, приложенные к одному телу). // Один из таких двух предметов (по отношению к другому). Эта перчатка -пара к разорванной. // О предметах, употребляющихся совместно. Кофейная пара (чашка и блюдце для кофе).
     
  • 2. Разг. Предмет, состоящий из двух одинаковых, соединённых вместе частей:.
    Пара брюк, две пары щипцов, пара ножниц.
  • 3. Две лошади, запряжённые в экипаж, повозку и т.п.; запряжка в две лошади. Запрячь пару. Заложить экипаж, повозку парой. 

    4.
     Два существа, находящиеся вместе, объединённые чем-л. общим; двое, рассматриваемые как нечто целое. Влюблённая пара, супружеская пара, танцующие пары. Встать в пары. Делать что-л. в паре с кем-л. //Одно из двух существ, составляющих такое целое. Никак не может жениться, 

всё подбирает себе пару.

Итак, надо: через две минуты, через минуту и т.п.

2. Несчастное указательное местоимение тот (та, то, те)! Повальное распространение получили ошибочные выражения:

- «Не секрет о том, что…» Надо: Не секрет, что

- «Не в курсе о том, что…Надо: Не в курсе того, что…(неверное склонение указательного местоимения).

- «Убеждённость о том, что…» Надо: Убеждённость в том, что…

3.«Что мне не хватило в докладе»? Надо: ЧЕГО мне не хватило в докладе. Местоимение «что» склоняется! Родительный падеж очень часто ныне заменяется на именительный, будто мы иностранцы, избегающие падежных форм.  

4. «Необходимо повышать качество принимаемых законов»(ГосДума). Разве у законов есть степень качества? Возможно: Необходимо тщательнее прорабатывать содержание законов до их принятия.

5. «Такого разнообразия трудно себе представить». Надо: 1. Такое разнообразие трудно себе представить.

6.  «Не очень слежу эту тему…» Надо: Не очень слежу за этой темой..

7. «Насколько далеко задуманы их планы в головах…» Надо: Насколько далеко идут их планы? Или: Что в перспективном проекте?

8. «Продолжайте покупки, не выходя из дома!» Надо: Продолжайте покупать. Или: Продолжайте делать покупки.

9. «Забили панику после преступления» - смешение двух фразеологизмов. Надо: Забили тревогу… или: подняли панику…

 

 10. «Придает интерес к выступлению»… Надо: Возникает интерес к выступлению.. или: возрос интерес к выступлению.

11. «В смысл организаций не вписывается это..» Возможно: Организации с юридической точки зрения занимаются другой деятельностью.

12. «Из этого будем следовать» (ГосДума) Надо: Из этого будем исходить.

13. «Очень впечатлительный факт…» Надо: Очень впечатляющий факт.

14. «Слышится лёгкое недоумение…» Надо: «Раздались недоумевающие голоса» или «Лица выражали недоумение».

15. «Чемпионат обещает стать конкурентным…» Любой чемпионат и так есть соревнование. Возможно: «На чемпионате ожидается особенно острая борьба между…»

16. «Россия взяла под узду…» Частая ошибка смешения двух фразеологизмов: 1. Взять под уздцы или за узду; 2. Держать в узде.

17. «Он никогда бы не рискнул на подобный поступок». Надо:…не решился бы… или: не рискнул совершить.

18. «…личность преступника не разглашается»…(Пресс-служба МВД). Надо: сведения о личности не разглашаются.

19. «…пройдя полюс, с ним потеряли связь». Надо: Когда полюс был пройден, с ним потеряли связь.

20. «Рейс приземлился». Надо: самолёт приземлился, а рейс завершился.

21. « Мы благодарны тому, что…» Надо: Мы благодарны за то, что…

22. «Нам предстоит бюджет» (ГосДума). Надо: Нам предстоит принять (обсудить) бюджет.

23. «Люди опасаются защиты от…» Возможно: …люди опасаются, что защиты от…у них нет.

24. «Обсудили безопасность в стране». Надо: Обсудили проблемы (вопросы) безопасности в стране.

25. «Балкон грозится обрушиться». Надо: Есть угроза обрушения балкона.

26. « Минус у поезда один: расписание редкое». Надо: Поезд ходит очень редко. Или: Расписание составлено неудачно: поезд ходит редко.

27. «Дискуссия носила драматический эффект». Надо: Дискуссия была острой, драматичной.

28. « Он жил безвылазно оттуда». Надо: Он жил там безвылазно.

29. «Подтверждаю об участии». Надо: Подтверждаю участие.

30. «…воздействовать на такие гиганты, как…» Надо: Воздействовать на таких гигантов, как…

31. «…на прилавках одиноко». Возможно: …на прилавках скудный ассортимент продукции.

32. «Поделюсь точкой зрения». Надо: 1. Поделюсь мнением 2. Имею точку зрения на…

33. «Списку не суждено было осуществиться»( Избирком РФ). Надо: Предложенный список был отвергнут. Или: Список не прошёл по предъявляемым критериям…

34. «Вы можете узнать своё зрение!» (аптека «Айкрафт»). Надо: Вы можете проверить своё зрение. Или: Вы можете узнать, есть ли  у вас проблемы со зрением.

35. «Программа носит широкий круг вопросов» (депутат ГосДумы). Надо: Программа предлагает способы решения широкого круга проблем.

36. «Наболевшая оскомина». Соединение в одном двух фразеологизмов: 1. Наболевший вопрос 2. Набивший оскомину (речь о чём-то очень надоевшем).

37. «Чего недопустимо». Надо: Что недопустимо.

38. «Сегодня будет гостевой день. У нас в гостях будут гости… первый гость…» (ТВ канал «Москва-24») Недопустимая тавтология. Возможны замены: визит, визитёр, приглашённый  нами актёр (чиновник и пр.), посетитель, посещать.

39. «Поезд проезжает город мимо». Надо: Поезд не останавливается в городе; у поезда нет остановки в городе.

40. « Мы грозим потерять чистоту языка». Надо: …угроза потерять чистоту языка.

41. «Продолжила антироссийскую риторику». Надо: Придерживалась антироссийской риторики. Или: Продолжала использовать антироссийскую риторику.

42. « …следуя из этого, можно сказать…» Надо: …исходя из этого, можно сказать (сделать вывод).

43. «Не осознаёте о том, что…известно о том, что… радуюсь о том, что…» Надо: …не осознаёте того, что; известно то, что;  радуюсь тому, что…

44. «Рекомендовали оставаться по домам». Надо: Рекомендовали оставаться дома, но - разойтись по домам.

45. «Состояние раненых идёт на улучшение» (бывший министр Скворцова). Надо: Состояние раненых не вызывает опасений. (Раненые идут на поправку).

46. «Надо восстановить то, что случилось». Надо: Восстановить ход событий (восстановить разрушенное).

47. «Книга рассчитана для чтения». Надо: Книга рассчитана на читателей … Или: книга для чтения детьми, их родителями, учителями и т.п.

48. «Требовали их остановиться». Надо: Потребовали остановиться. Или: К ним предъявили требование остановиться.

49. «На основании полученных травм». Надо: В результате полученных травм.

50. «Расстояние приблизится или удалится». Надо: Расстояние сократится или увеличится. Или : …приблизиться на расстояние;…удалиться на расстояние.

51. «На этих кадрах хорошо помним время». Надо: Эти кадры напоминают нам о времени…

52. «О будущем прогнозы строить» (спорткомментатор). Надо: Прогнозировать будущие…(матчи, победы, условия игр и т.п.)

53. «Нам об этом будут молчать!» (политолог-эксперт). Надо: Нам об этом не скажут.

54. «Обратить внимание к этому виду занятий». Надо: Обратить внимание на этот вид занятий.

55. «Вам характерно» (из интервью). Надо: Для вас характерно

56. «Отправившись поплавать, её утащила волна в океан». Надо: Её увлекла волна в океан, когда она плавала.

57. «МИД опроверг просьбы». Правильно: Опровергают сведения, а просьбы отвергают.

58. «Минфин противоречит законам…» Надо:  Министерство финансов (своими действиями, постановлениями) вступает в противоречие с законами о…Или: Постановления Минфина не соответствуют законам о…

59. «Просить прощение». Надо: Просить прощения.

60. «Эффект картины заключался от света». Надо: Картина производила впечатление (эффект), благодаря правильно подобранному освещению. Или: сочетанию цветов, цветовой гамме.

61. «Доступная цена экономит ваш бюджет». Надо: 1. Доступная цена позволяет экономить. 2. Доступная цена помогает экономно рассчитать бюджет.

62. «Это играет важное значение». Ошибка в соединении двух выражений. Надо: Это имеет важное значение. Или: Это играет важную роль.

63. «Обсуждение откладывается на неопределённую перспективу». Надо: Обсуждение откладывается на неопределённое время. Или: Перспектива с обсуждением неясна.

64. «Произведения поэта, которые пользуются большим интересом». Надо: К произведениям поэта проявляют большой интерес. Или: Произведения поэта, пользующиеся большим спросом.

65. «…ответили на объяснения…» Надо: Объяснили, ответив на…(вопросы, претензии и т.п.).

66. «…ответили на советы…» Надо: Не приняли советов. Или: приняли советы.

67. «Как эти продукты отразились в притчах?» Надо: Какие из этих продуктов упомянуты в притчах?

68. «Развязать очередную горячую точку». ( политолог). Надо: Возникает очередная горячая точка. Или: Развязать войну.

69. «Президент сказал решение военного конфликта». Надо: Президент предложил вариант решения военного конфликта.

70. «Причастность к преступным группировкам». Надо: Принадлежность к преступным группировкам. Или: Причастность к преступлению.

71. «Это делает его самым продолжительным сотрудником». Надо: …самым востребованным сотрудником.

72. «Создавать в творческой направленности». Надо: Творческое созидание.

73. « О чём губернаторы обеспокоены?» (министр) Надо: Чем губернаторы обеспокоены: Или: О чём губернаторы беспокоятся?

74. «Крайне позитивный». Надо: Позитивный в огромной (превосходной) степени.

75. «У данной бабушки нет документов». Слово «данной» надо исключить.

76. «Он отметил о необходимости…» Надо: Он отметил, что необходимо…Или: Обратил внимание на необходимость

77.  «К сожалению, он умер (погиб)…» Надо: К несчастью, он умер (погиб).

78. «Присаживайтесь, пожалуйста». Надо: Садитесь, пожалуйста. «Присаживайтесь» - значит на минутку-другую, как бы на краешке стула.

79. «Закончил военную кафедру». Надо: Обучался на военной кафедре, прошёл полный курс.

80. «Нашла в себе силы на всю страну исправить ошибку молодости». (ток-шоу). Надо: Нашла в себе силы прилюдно признать ошибку молодости.

81. «Они были об этом не в курсе». Надо: Они были не в курсе дела.

82. «Инициативно обратился житель». Надо: Житель обратился с инициативой.

83. «Не могут объяснить что-то своими проблемами». Надо: Не могут объяснить свои проблемы.

84. «Франция пытается расследовать русский след». Надо: Франция ищет русский след. Или: Франция расследует (что-то).

85. «Не понимаем об их последствиях».  Надо: Не понимаем, какие будут последствия.

86. «Эта история не имеет никакого значения к этому случаю». Надо: Эта история не имеет никакого отношения к (чему-то).

87. «Тот уровень развития, который настигла Европа». Надо: Тот уровень развития, которого достигла Европа.

88. «Он создаёт впечатление человека». Надо: Он производит впечатление человека.

89. «Наша продукция пока желает лучшего». Надо: Наша продукция оставляет желать лучшего (это устойчивое словосочетание).

* * *

Далее юмористические ляпы. Так пишут наши дети. Все ли родители (они ведь уже получили аттестаты и дипломы) смогут помочь им исправить ошибки?

90. «В молодёжи существует противоположное направление».

91. «Речь Чацкого кипит умом».

92. «Уездный город – город, из которого уезжают».

93.  «Его захлебнуло фамусовское общество».

94.  «Там даются вечера и крупные взятки».

95.  «Надо заниматься исканием жизни».

96. «Эти слова у Базарова в крови».

97. «Героиня рассказа -  взбаламошенная женщина».

98. «В пьесе много моментов, в которых просматривается карьеризм».

99. «В эпизоде в сенях выплывает вся его низость».

100. «Автор сильно утрирует над обществом».

И совсем свежее: «Лера Кудрявцева до сих пор не может отойти от наклонностей мужа». ?!  Такое и исправлять ни к чему. Это какой-то девятый вал!

М.В.Ломоносов справедливо находил в русском языке «…великолепие ишпанского», «живость французского», «крепость немецкого», «нежность итальянского», «богатство и сильную в изображении краткость латинского и греческого языков».

Поэтому привыкать к дикостям подобного рода - «прокачай свой мозг», «сникерсни» и «моя твоя кое-как понимай» просто преступно.

Варламова Н.В., педагог, филолог, публицист

Загрузка...

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить
Введите комментарий

16. Ответ на 14, Порфирий:

освоить культурное наследие

Простите, но подобные фразы можно определить как "благоглупость". Наследие есть. Оно вокруг, его много. Оно не освоено. Вы думаете, что это просто так? Что можно немного напрячься и освоить? Нет. Потому как произошла архивация этого наследия. Оно перешло из живой, актуальной культуры в культурны осадок. Если есть время, гляньте, здесь я подробно описываю проблему: http://culturolog.ru/content/view/3355/. Надо вернуть наследие в зону актуальной культуры, а это очень непросто и требует большого труда (не потребителя, а тех, кто занимается институализацией культуры, культурной средой). Даром же работать особо никто не хочет (капитализм). Поэтому нужны инвестиции. Но и чисто деньгами ничего не решишь. Нужен интеллект, талант, воля. много чего нужно. что в нашу расслабленную эпоху в дефиците...

15. Ответ на 14, Порфирий:

Предлагаю Вашему вниманию прочтение Пушкина выдающимся актёром театра и кино И. Смоктуновским. Уверен, что лучше его никто не читает. https://www.youtube.com/watch?reload=9&v=CyZ5Kfp8NjQ

https://www.youtube.com/watch?v=qBOwzAjU_ls

14. Ответ на 11, Андрей Карпов:

Ну это тоже материал для анализа. Получается, что никаких взрослых авторитетов в публичном пространстве уже не осталось. Можно привести множество цитат из "мастеров слова", но они уже не сработают. Они прозвучат заезженно и большинство людей пройдёт мимо. Поэтому (в качестве последнего аргумента) достаётся сочинение шестиклассницы. Которое, по сути, нимало не является образцом самостоятельного мышления, а состоит сплошь из проекций и отражений взрослого дискурса. Идёт вполне постмодернистская отсылка к образу ребёнка. Ведь постят же люди в соцсетях умильные фотки детей. И Ваш пример - из этой серии. Это, в сущности, уход от серьёзного разговора. Могут ли дети сказать что-либо существенное в принципе? У них можно многому научиться, если за ними подсматривать. Но вот так, спросив в лоб, услышишь только то, что они думают, что надо сказать. А их собственное поведение (в том числе и языковое) строится на подражании - нам, взрослым, или более старшим детям, или кумирам из публичной среды... Поэтому вопрос опять возвращается к тому - любим ли мы свой язык, готовы ли мы получать удовольствие просто от погружения в добротный языковой материал... А что можно часто услышать? "Слишком много букв". Языковое пространство сжимается как шагреневая кожа. Язык теснит аудио-видео... Как мало сегодня, например, хороших текстов в радиочартах... Это тоже знак времени. По идее, нужны хорошие инвестиции в развитие площадок с хорошей языковой основой, включая телевидение, радио, различные конкурсы, обязательно с выходом на широкую аудиторию... Но это так, мечты...

Извините, если моя ссылка на детское сочинение показалась Вам несерьёзной. А что касается инвестиций, то я Вам отвечу. Нам бы освоить то культурное наследие, которое оставили наши предки. А с ними, при желании, легко встретиться в Рунете. Слышали ли Вы о "Старом радио"? Это кладезь словесного достояния. Предлагаю Вашему вниманию прочтение Пушкина выдающимся актёром театра и кино И. Смоктуновским. Уверен, что лучше его никто не читает. https://www.youtube.com/watch?reload=9&v=CyZ5Kfp8NjQ

Порфирий / 09.09.2020

13. Ответ на 7, согласнаАндрей Карпов:

Уважаемый Андрей! Согласна с Вашими аргуметами. Вначале не поняла. А способ, наверное, один: кто ясно мыслит, тот ясно излагает. Хотя нет + образность + много чего. Не один... Сложнейшая материя - язык. (Прошу не принимать во внимание клеветнический бред Потомка... Хотя мне самой даже с клинической точки зрения интересно, как далеко он зайдёт в своих болезненных фантазиях.)

12. Ответ на 10, Полтораки:

Неверно. Верно: "устами младенца глаголет истина". А школьница в сочинении "глаголет" не за истину, а за пятерку, т.е. пишет ровно то, что желает слышать учитель.

Извините, но цена Ваших комментариев, по-прежнему, один полторак.

Порфирий / 09.09.2020

11. Ответ на 9, Порфирий:

Из сочинения ученицы 6 класса.

Ну это тоже материал для анализа. Получается, что никаких взрослых авторитетов в публичном пространстве уже не осталось. Можно привести множество цитат из "мастеров слова", но они уже не сработают. Они прозвучат заезженно и большинство людей пройдёт мимо. Поэтому (в качестве последнего аргумента) достаётся сочинение шестиклассницы. Которое, по сути, нимало не является образцом самостоятельного мышления, а состоит сплошь из проекций и отражений взрослого дискурса. Идёт вполне постмодернистская отсылка к образу ребёнка. Ведь постят же люди в соцсетях умильные фотки детей. И Ваш пример - из этой серии. Это, в сущности, уход от серьёзного разговора.

Могут ли дети сказать что-либо существенное в принципе? У них можно многому научиться, если за ними подсматривать. Но вот так, спросив в лоб, услышишь только то, что они думают, что надо сказать. А их собственное поведение (в том числе и языковое) строится на подражании - нам, взрослым, или более старшим детям, или кумирам из публичной среды...

Поэтому вопрос опять возвращается к тому - любим ли мы свой язык, готовы ли мы получать удовольствие просто от погружения в добротный языковой материал... А что можно часто услышать? "Слишком много букв". Языковое пространство сжимается как шагреневая кожа. Язык теснит аудио-видео... Как мало сегодня, например, хороших текстов в радиочартах... Это тоже знак времени.

По идее, нужны хорошие инвестиции в развитие площадок с хорошей языковой основой, включая телевидение, радио, различные конкурсы, обязательно с выходом на широкую аудиторию... Но это так, мечты...

10. Ответ на 9, Порфирий:

Из сочинения ученицы 6 класса. Устами ребёнка - глаголет истина. Верно, Андрей?

Неверно. Верно: "устами младенца глаголет истина". А школьница в сочинении "глаголет" не за истину, а за пятерку, т.е. пишет ровно то, что желает слышать учитель.

Полтораки / 09.09.2020

9. Ответ на 7, Андрей Карпов:

Язык есть исповедь народа, В нём слышится его природа, Его душа и быт родной… П.Вяземский Свое сочинение хочу начать словами Дмитрия Сергеевича Лихачева, который замечательно сказал о нашем родном языке: «Родной язык – это душа нации. Нация, которая теряет свой подлинный, свой исторический язык, вместе с ним теряет и свою психологию, культуру, память о предках». Русский язык один из самых распространенных языков мира. История нашего языка перешла тысячелетий рубеж. Более двухсот миллионов человек считает его родным языком. Русский язык имеет большой словарный запас, который исчисляется десятками тысяч слов. Но, к сожалению, русский язык, как и многие языки, имеет свои проблемы. Наш язык очень засорен различными жаргонизмами, иностранными словами, просторечиями, а исконно русские слова забываются, наш родной язык постепенно «вымирает». Виссарион Григорьевич Белинский писал: «Употреблять иностранное слово, когда есть равносильное ему русское слово, - значит оскорблять и здравый смысл, и здравый вкус». А мы в современном мире только и делаем, что больше используем иностранные слова. Конечно, отчасти, это связано с взаимодействием различных мировых экономик, развитием технического прогресса и новыми научными достижениями. Но многие молодые люди, хорошо, а иногда и не очень, знающие иностранные языки вставляют в свою речь слова иностранного происхождения вместо исконно русских. Часто их речь просто очень сложно понять. Использование сквернословия, нецензурной лексики уничтожает русский язык. В современной России вызывает глубокое сожаление и тревогу то, что матерятся и старые, и молодые люди, и даже дети. Матерятся в семье, на работе, на улице, в телевизоре и на радио. Матерятся по поводу, но чаще без повода. Мат как заразная болезнь, и получается, что болеет вся наша страна. А ведь в стародавние времена материться считалось большим грехом. Чаще всего мат идет рука об руку с хамством, с унижением, агрессией. А ведь в русском языке так много слов, способных выразить любовь, заботу, поддержку. Еще в современном русском языке часто встречаются сокращенные слова. Они обедняет наш Великий русский язык. Они портят русскую речь, делают ее обрывочной и невнятной. Происходит деградация русского языка. Многие уже общаются, например, в Интернете только словами «норм» вместо нормально, «спс» вместо спасибо. Люди привыкают к этим коротким фразам, появляется привычка сокращать слова. Но мне кажется, про таких людей можно сказать, что они малообразованные или поверхностные люди. Мне кажется, нужно беречь наш язык от иностранных слов, слов -паразитов, сквернословия. Нужно следить за своей речью. Сохранение языка, забота о его развитии – это гарантия сохранения и развития русской культуры, которая богата образцами прекрасных произведений русских литературных классиков, где во всей красоте и величии предстает «могучий» русский язык. Закончить хотелось бы словами Анны Андреевны Ахматовой: «И мы сохраним тебя, русская речь, Великое русское слово. Свободным и чистым тебя пронесём. И внукам дадим, и от плена спасём Навеки». Из сочинения ученицы 6 класса. Устами ребёнка - глаголет истина. Верно, Андрей?

Порфирий / 09.09.2020

8. Ответ на 7, Андрей Карпов:

беда с языком лежит совсем в другой плоскости

Вы так серьёзно восприняли "мысли" чистяковой, которая совершенно серьёзно недавно утверждала, что Колчак виноват только в том, что мало сёк быдло...

Видимо, главная "плоскость" - моральная.

Та мораль, носительницей которой является чистякова, позволяет развивать только людоедский язык.

7. Ответ на 5, наталья чистякова:

С языком - беда! Его спасать надо. Какие тонкости, если депутат (!!!) говорит: "Усилия, предполагамые государством" вместо "предпринимаемые".

Ничего принципиально страшного с языком не происходит. Вернее, так: беда с языком лежит совсем в другой плоскости. Беда с языком состоит в отсутствии мощного пласта качественного словоупотребления. То, что чиновник переходит от ляпа к ляпу - ситуация обыденная. Эти ляпы ни на что не повлияют, не закрепятся как новые формы. А если даже что-то и закрепится, ну и что... У нас, например, уже практически закрепилась форма "устаканиться". Вульгарного происхождения, да... Но пройдёт ещё лет 50-100 и этот изначальный вульгарный налёт уже никто не заметит. Или вот сейчас идёт закрепление неправильной формы в молодёжном сленге, грозя распространиться оттуда на весь язык - "походу" вместо "похоже". Опять-таки, лет через 50 будут писать всюду будут писать "походу", а "похоже" может стать устаревшей формой. И ничего страшного не произойдёт.

Но в языке должна быть область, в которой развертывается всё богатство языка. И эта область должна быть высокостатусной. Вот этого нет. Литература обмельчала и загадилась. Общепризнанных авторитетов, с которых бы все брали языковой пример, нет.

То есть, как всегда, нам предлагают поставить защитное ограждение, бороться с негативом, запрещать, исправлять... Но это всё не работает. Это - тупиковый путь. Правильно - работать через позитив. Язык как камень, который надо намочить, и он засверкает. Надо найти способ побудить язык снова сверкать.

Наталья Варламова:
Секс – тоска по любви
Роман «Мы» и современность
10.06.2020
Одна эпидемия усиливает другую
О «креативном» кривлянии в условиях карантина
01.05.2020
Поп-гоп-психнаука
О моде на грани эпидемии
23.03.2020
Детоводители знают, куда ведут?
Отклик на статью о духовно-нравственном воспитании молодёжи
11.10.2019
Все статьи автора
Последние комментарии
Какая языковая политика нужна России
Новый комментарий от Русский Сталинист
2020-09-23 11:15
Органчик в голове
Новый комментарий от monarhist
2020-09-23 11:14
«Напрасно Ватикан начинает торговлю мученической кровью»
Новый комментарий от Валерий
2020-09-23 10:22
Рождение русского войска
Новый комментарий от Русский Сталинист
2020-09-23 09:45
Таблетки алчности
Новый комментарий от Русский Сталинист
2020-09-23 09:29
День начался настоящей мистикой
Новый комментарий от Валерий
2020-09-23 05:58