В богоспасаемом граде Владимире…

Памяти митрополита Евлогия (Смирнова; † 22.08.2020)

0
740
Время на чтение 5 минут

Еще со школьной скамьи все, что было связано с Владимиром, с Владимиро-Суздальской Русью, находила в моей душе особый отклик. Когда в учебнике по истории 7 класса я рассматривал владимирские храмы, то в душе ощущал небесную гармонию. Не раз бывал я в этом дивном граде - вот и сейчас представилась такая возможность. Повод – 9-й день преставления митрополита Евлогия (Смирнова).

По пути помолились в тех деревнях, где еще живы потомки единоверцев - хранителей древлего благочестия. В двух таких деревнях их всего по 5 человек в каждой. Молятся на дому и у поклонных крестов, воздвигнутых на местах порушенных храмов. Приятно было побывать в лесу на деревенском кладбище, посетил здесь свежие могилы. На одной могиле запомнились пронзительные глаза и скорбные лица семейной четы, похороненной рядом с погибшим сыном. Разрушающиеся дома чередуются с еще живыми, с ухоженными огородами и банями. Пруд, затянувшийся зеленным илом - его никто не собирается восстанавливать (на это потребуются миллионы).

Всегда, когда бываешь в сельской глубинке центральной России, заранее ощущаешь в душе печаль от созерцания ожидаемой разрухи - так было и на сей раз. В то же время были и отрадные моменты: новая асфальтная дорога, поклонные кресты при въезде и выезде из деревни. Стала более доступной «скорая помощь». Когда я был здесь последний раз семь лет назад, на всю деревню было всего два фонаря, а теперь их шесть - прогресс. Чистейший воздух. Звенящая тишина. Нет работы, мало людей. А ведь богатейшее государство мира могло бы существенно помочь: организовать малое производство, снизить цены на дрова, субсидировать тех, кто захочет здесь поселиться, помочь пожилым людям в ремонтах и т.д. И не мурыжить людей по много месяцев и даже лет, а за короткое время оформлять все необходимые документы. В некоторых заброшенных домах прописано по 15-20 человек – приезжих из южных республик.

Вспомнил рассказ одной нашей прихожанки о том, как она пыталась устроиться на работу в аэропорт. Все попытки оказались безуспешными. Когда она уже отчаялась в своей надежде устроиться там на работу, один из сотрудников, сжалившись над ней, поведал, что у них есть установка брать на работу только выходцев из Киргизии. Они очень сплочены, оперативно сообщают своим соплеменникам о том, что освободилась какая-то вакансия. А в это время коренные жители стоят в очереди. Староста деревни говорит: «А к нам приезжали иностранцы – сначала англичанин, потом француз – интересовались заброшенными домами, хотят их восстановить, поднимать хозяйство. Я набычился, невольно вырвалось: «Да ну вас, опять иллюзии, надо быть самим творцами своего счастья – хозяевами своей земли, а не полагаться на «добрых» дядей из-за бугра.

Ночь была беспокойной и практически бессонной - лаяла собака, храпел сосед.

Белокаменный Успенский собор Владимира был возведен в 1158–60 гг. по указанию св. князя Андрея Боголюбского, ставшего правителем всей Суздальской земли в 1157 году, после смерти своего отца Юрия Долгорукого. Изначально собор имел три притвора, три алтаря и пять глав. По высоте он превосходил ранее построенные в Киеве и Новгороде Софийские соборы (более 3-х метров). Роспись 1408 г. – Рублев и Черный. Новый иконостас 1774 года. В 1299 г. сюда перенесли резиденцию митрополита.

В Успенском соборе Владимира собирался участвовать в богослужениях на 9-й день преставления владыки Евлогия. Пришлось, однако, уехать раньше - в канун 9-го дня.

Зато сподобился совершить заупокойную литию по старому обряду у захоронения митрополита – в Георгиевском приделе собора. Несколько монахинь подобно рою трудолюбивых пчел хлопотали вокруг гробницы, украшая ее цветами. В приделе находится великая святыня - икона св. равноапостольного князя Владимира с частицей его мощей. Эту святыню владыка Евлогий привез из Киева. Незадолго до смерти митрополит Киевский Владимир передал ее ему. В самом соборе поразило обилие мощей. Кстати, Успенский собор после нескольких месяцев карантина вновь открылся в связи с погребением владыки. Под спудом находятся мощи нескольких владимирских архиереев и князей. Справа от иконостаса рака с мощами св. страстотерпца Глеба, а слева – св. благоверного князя Андрея Боголюбского. Удалось приложиться к Владимирской иконе Богородицы, находящейся слева от Царских врат. За алтарем собора открывается потрясающая панорама окрестностей.

Побывали также в Димитриевском соборе и в Рождественно-Богородичном мужском монастыре. В монастырской трапезной целая галерея древних подвижников (интересно, что все они были изображены с двуперстием).

Боголюбово, женский монастырь в нем находится буквально в 10 минутах езды от центра города. После поклонения Боголюбской иконе и другим святыням, находящимся в монастырском соборе, прочитали канон о единоумершем у захоронения недавно почившего схиархимандрита Петра (Кучера). Несколько монахинь во главе с благочинной уделили нам много внимания: накормили, провели в келью старца, подарили комплект фотографий с его изображением. На стенах коридора, где располагается келья старца, фотографии всех наших царей и Патриархов, а также картины по сюжетам российской истории. Келья. Под стеклом множество наград о. Петра, его китель с майорской звездочкой. Запомнился рассказ сестер, как старец, будучи уже в довольно тяжелом состоянии, приезжал на монастырские поля. Он очень удивил сестер, когда привез каждой те продукты, которые они очень хотели. В начале осени у старца случился инсульт, незадолго до смерти митрополит Владимирский Тихон постриг его в схиму. Возглашая «Вечную память», я от усталости и рассеяности вместо «и сотвори ему…», сказал было «и сохрани его».

Сестры быстро поправили. Вспомнил, как вскоре после окончания войны в престольный праздник храма Ильи Обыденного в Москве протодиакон, набрав полные легкие воздуха, на «развилке» сбился и возопил: «богоданному вождю Иосифу Виссарионовичу Сталину - вечная память» (вместо «многая лета»). Наступила оглушительная тишина и через несколько мгновений испуганный народ стал разбегаться, ломясь во все двери.

Приятным завершающим аккордом посещения обители было окунание в чудном источнике, находящемся за монастырской стеной. Помолились также на могиле отца Гавриила.

Всех, с кем мы общались, расспрашивали о почившем владыке Евлогии, жадно ловя все детали. Все неизменно говорили о нем, как о добром, доступном, молитвенном архиерее. Его службы были продолжительными, проповеди слушали, затаив дыхание. Ему было свойственно личностное отношение к каждому человеку.

Особенно запомнился рассказ одного маститого протоиерея: «владыка совершал до сорока с лишним служб в месяц. Никому не желал зла. Когда перед очередным собранием он, перекрестясь, говорил: «избави нас, Господи, от лукавого поспешения», мы все понимали, что будем совещаться до вечера. Иногда мы с ним не соглашались, но все равно получалось по его. Со стороны духовенства к нему были любовь и уважение. Это был кроткий, смиренный и мягкий архипастырь, милостивый отец. Он жил по Евангелию, без высоких слов. Он говорил просто и в тоже время богословски премудро. По поводу провинившихся говорил: «Давайте мы его попросим».

Познакомился с работой владыки «Данилов монастырь: дневник возрождения. К 30-летию открытия 1983-2013». Запомнились такие его слова: «Душа окончательно отходит в иной путь бытия, в мир бессмертия. О, как мы мало о том думаем и еще меньше веруем, а это, между прочим, истина из истин». Когда при переложении тела митрополита из каталки в гроб, лицо его приоткрыли, у меня в голове мелькнуло: «Вот, сейчас улыбнется». Вспомнил фотографии улыбающегося в гробу одного афонского старца. Каково же было мое удивление, когда возвратившийся с погребения знакомый иеромонах, поведал: «Многие были поражены, увидев улыбку на лице почившего архипастыря».

На стенде около Успенского собора , посвященном юбилею Победы, было написано, что к концу войны во Владимирской области было 35 открытых храмов (до революции их было около 700). Тогда епископом Владимирским был Онисим. На стенде в мужской обители, посвященном 800-летию епархии, приводилась такая статистика: у владыки Евлогия было около 300 церквей и 5 монастырей; в Александровской епархии -156 церквей и 10 монастырей; по Муромской епархии данных я, к сожалению, не успел прочитать – нужно было отправляться в обратный путь.

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Игумен Кирилл (Сахаров)
Как меня развели на «наместника Троице-Сергиевой Лавры»
Об одном из проявлений мошенничества
20.04.2024
Три дня в гостях у Григория Распутина
Как я жил на квартире Григория Ефимовича
01.04.2024
«Было необычно видеть такое большое количество людей»
На престольном празднике Данилова монастыря
20.03.2024
«Личность Грозного имеет прямое отношение к современности»
К 540-летию преставления царя Иоанна Грозного
13.03.2024
Ревнитель просвещения и самый известный гонитель старообрядцев в ХVIII веке
Заметки о Нижегородском архиепископе Питириме
11.03.2024
Все статьи Игумен Кирилл (Сахаров)
Последние комментарии
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Русский танкист
20.04.2024 14:28
Думенко и Пиллей вытолкают Русскую Церковь из ВСЦ?
Новый комментарий от Владимир Николаев
20.04.2024 13:27
На картошку!
Новый комментарий от Владимир Николаев
20.04.2024 13:05
Жизнь и деяния Никиты Кукурузника
Новый комментарий от С. Югов
20.04.2024 12:44
Россия в борьбе с западным спрутом
Новый комментарий от Дмитриев
20.04.2024 10:33