Примерно месяц тому назад один из читателей сайта «Ветрово», посвящённого творчеству иеромонаха Романа, попросил обратить внимание на самозванца, который создал на «Фейсбуке» страницу под именем Роман Матюшин (Иеромонах) и публикует там собственные стихи. «Стихи очень слабые, видно, что не отца Романа это страница, — написал читатель. — Но люди добавляются и комментируют». Открыв страницу самозванца (в терминологии «Фейсбука» — «профиль»), увидела, что стихами опубликованные там тексты назвать трудно:
* * *
Отец наш небесный (через несколько лет),
Сам покарает грешных людей,
Суд будет Страшный на этой земле,
Миллиарды погибнут в огне и воде,
Огромные камни с небес упадут,
Грешники души уже не спасут…
* * *
Как Ной я слышу голос Бога,
Такая у меня природа,
Совет от Пророка—поторопись,
С душой своей определись.
Для «правильных всяких»— Рая не будет,
Справедливость Суда восторжествует,
Будет много воды, много огня,
Будь в ожидании Судного дня…
* * *
Я не рекламный проспект,
И не коммерческий вестник,
Я проводник Его небесный…
* * *
По Библейским канонам следует жить,
Молиться в трудах, Семьей дорожить.
Не было похоже, чтобы самозванец пытался подделать стиль отца Романа, да и на пародию «стихи» не тянули (для того, чтобы создать пародию, требуется мастерство), поэтому я сочла эти публикации обыкновенным издевательством. «Смотрите, чем восхищаетесь, — словно говорил неизвестный. — Вот уровень вашей православной поэзии». Опубликованные «стихи» напомнили произведения китчевой группы «Нейромонах Феофан», играющей электронную музыку в якобы «древнерусском стиле», с примитивными текстами — только были ещё более местечкового уровня. И, может быть, больше всего огорчило то, что многие посетители лжестраницы поверили в то, что перед ними стихотворения отца Романа, и благодарили автора в комментариях. Некоторые из этих комментариев также показались мне завуалированным глумлением (возможно, их оставляли приятели самозванца), но другие явно были написаны от чистого сердца — именно так, как пишут некоторые читатели на сайте «Ветрово» или на одноимённом канале на YouTube: их авторы благодарили «отца Романа» за творчество, говорили о том, как много оно значит для них, соглашались с высказанными в «стихах» мыслями, желали автору здравия и многолетия. «Странно, — написал автор самого трезвого комментария. — Среди друзей этого лжеотца лжеромана есть лично знакомые мне люди, неглупые, продвинутые православные. Люди, вы что, не понимаете, что это фейк? Разве может о. Роман писать такую белиберду? Вы что, ослепли?».
В моей жизни был краткий эпизод, когда я подрабатывала администратором зала в одном небольшом детском театре. Однажды в этот театр привёз свой спектакль другой коллектив, и я, находясь в зрительном зале, от стыда за происходящее порой не могла смотреть на сцену. Нет, ничего непристойного там, конечно, не показывали, но это было такое торжество непрофессионализма и дурновкусия, что я испытывала почти физические мучения. А горше всего стало после спектакля, когда зрители (родители с маленькими детьми!), выходя из зала, от души благодарили за спектакль и произносили примерно такие слова: «Мы никогда не получали от театра такого удовольствия!» Так в чём же тогда разница, подумала я, между подлинным произведением искусства и «ширпотребом», если для зрителей (читателей, слушателей) всё едино? Существуют тысячи книг по искусствоведению, но кто из неспециалистов читает их, кто берёт с собой в музей или в зрительный зал? Только неоднократный опыт личного прикосновения к настоящему даёт противоядие против суррогата, но если такого опыта нет, человек доверчиво принимает из рук «творца» то, что ему предлагают.
То же и со стихотворениями иеромонаха Романа. На протяжении нескольких лет я постоянно занимаюсь их публикацией — в печатных изданиях и на сайте «Ветрово», и для меня появление каждого нового стихотворения — событие. Знаю, как долго и кропотливо отец Роман работал над ним, как непросто далась та или иная строчка, порой догадываюсь, какие мысли занимали его в это время, что стало причиной написания стихотворения. Даже выбор эпиграфа для стихотворения (в последнее время чаще всего из Священного Писания) – задача непростая и решается небыстро. После публикации стихотворения жду отзывов и, читая их, пытаюсь осознать — поняли или не поняли люди мысль автора, что трогает их, а что не очень, что причиняет им страдание (потому что попадает в болевую точку), а что — утешает и радует. И вдруг на моих глазах кто-то вываливает в социальной сети кучу словесного хлама, приписывает его отцу Роману, и множество людей верит и благодарит! «Это нормальная реакция, — написала в письме одна читательница. — Люди доверяют отцу Роману и его имени. Когда человек доверяет, у него падает уровень критического мышления». Конечно, это хорошая острастка, и для меня в том числе. Но если лично я надеюсь, что смогу отличить стихотворения иеромонаха Романа от подделки, то, несомненно, с лёгкостью допущу промах в чём-то другом. Известно, например, что люди ищут старцев, что порой за старцев выдают себя проходимцы, и те, кто попадает под их влияние, попадают в беду. Не нужно далеко ходить: когда на экраны вышел фильм «Остров», я не то чтобы была от него в восторге, но меня ничуть не удивил созданный в нём образ старца. Позже видела, что этот образ безмерно огорчает тех, кто знал настоящих старцев – например, отца Николая Гурьянова, на которого в основном и намекали создатели фильма, и поняла, что кривлянием (как и ничем другим) нельзя изобразить благодать. Когда осознаёшь, что и ты сам, и многие другие готовы слопать любое пойло, если оно будет подаваться под вывеской дорогого ресторана, внимательнее перечитываешь слова Спасителя: Берегитесь, чтобы кто не прельстил вас, ибо многие придут под именем Моим, и будут говорить: «я Христос», и многих прельстят (Мф. 24:4-5). Если кто-то с радостью принимает графоманские стишки за произведения иеромонаха Романа, а Петра Мамонова — за старца, то стоит ли удивляться тому, что однажды обманщика смогут принять за Христа? Обезопасить себя можно только знанием настоящего: если мы действительно узнаем Христа (а не будем делать вид, что узнали), то, конечно, не спутаем Его ни с кем другим.
Узнав о странице самозванца, тут же написала ему личное сообщение, ответа на которое, конечно, не получила. Вместе с читателями сайта «Ветрово» мы неоднократно жаловались администрации «Фейсбука» на фальшивый профиль — тщетно. Добились мы только того, что все, кто оставлял на лжестранице критические комментарии, были заблокированы самозванцем, и на ней стали публиковаться не только графоманские стихи, но и отрывки из настоящих стихотворений иеромонаха Романа. Затем мошенник перешёл в наступление и опубликовал такой пост:
«Обращаюсь к православному люду, кому не чуждо творить добро. Прошу оказать помощь сестре Татьяне в сборе пожертвований на строительство Храма и Поселка “Святая земля” в Нижегородской области.
Сестра Татьяна помогает,
Её дела Благословляю!»
Далее были даны номера банковских карт и приведён фрагмент из стихотворения отца Романа:
Закон безмолвия известен,
Навек умолкнуть для всего,
Не домогаться глупой чести,
Не знать, не слышать ничего…
В последующие дни на странице были опубликованы ещё две просьбы о материальной помощи, в которых, в числе прочего, говорилось, что их автор «редко бывает среди людей, но знаком и близок многим», «в социальной сети по просьбе сестёр Галины и Татьяны, которые уговорили… донести Слово Божье до нуждающихся в этом людей», и предупреждал, что «всякие бесы» могут создавать «недоразумения и неясности». Также мошенник обратил внимание читателей на то, что «в настоящее время демоны, бесы и всякого рода безбожники сеют раздор и раскол в Православном мире», что, на мой взгляд, может предварять дальнейшие высказывания на тему нестроений и раскола.
Пытаясь подвести предварительные итоги происходящего, хотелось бы обратить внимание не только на духовную сторону происходящего (на нашу слепоту, на лёгкость, с которой мы поддаёмся на обман и принимаем фальшивку за истину), но и на некоторые практические вопросы. Сейчас время деятельной проповеди, когда проповедники ищут новые формы обращения к нецерковному мiру, используя для этого все подручные средства, в том числе и социальные сети. Но посмотрите, насколько просто самозванцу, используя те же сети, ввести в заблуждение большую аудиторию. Создав страницу под чужим именем (например, под именем священника), можно не только с лёгкостью выманивать у посетителей деньги, но и выражать любые мысли, в действительности несвойственные тому, за кого выдаёт себя мошенник. Причём сила оказывается на стороне самозванца: он уже «занял» ваше имя, а значит, проходимцем становитесь вы. Таким образом можно опорочить чьё-то доброе имя (насколько мне известно, ситуация с лжестраницей отца Романа не единственная), отвратить от Церкви здравомыслящих людей и ввести в заблуждение более доверчивых, действительно сея «раздор и раскол в Православном мире». Конечно, мы не можем предотвратить появление таких самозванцев, но, если священники будут с осторожностью относиться к проповеди в социальных сетях, то поставят под сомнение и их лжепроповедь. Может быть, не стоит размениваться на социальные сети, а постараться обращаться к людям так, чтобы проповедник мог отвечать за каждое сказанное им слово, а слушатели были уверены, что тот, кто обращается к ним сейчас, — не проходимец в маске? Ведь для этого в наше время много возможностей: помимо амвона, есть книги, газеты, журналы, радио- и телевизионные передачи, канал YouTube, где зрители, по крайней мере, видят лицо говорящего. «Фейсбук», несмотря на кажущуюся свободу и универсальность, на поверку оказывается мертвее любой бюрократической системы: до администрации не достучаться, можно только бесконечно ставить в табличках галочки, заполнять всевозможные «формы», отправляя их в никуда и не получая здравого, человеческого ответа.
Пользуясь случаем, хочу сказать, что у иеромонаха Романа нет официальных страниц ни в каких социальных сетях. На «Фейсбуке», «ВКонтакте» и в «Одноклассниках» есть группы, которые называются так же, как и посвящённый его творчеству сайт — «Ветрово». Благодарим всех тех, кто оставляет комментарии в этих группах и на одноимённом канале на YouTube, но хотим ещё раз подчеркнуть, что отец Роман не сможет их прочитать и на них ответить. Пусть в наше время социальные сети для многих стали реальнее окружающего мiра, но монах остаётся монахом, он не в сети, не в мiру — он в Боге, и именно в этом заключается подлинность и его самого, и сказанного им слова. Благодарю и отца Романа за то, что он, несмотря на уединенный образ жизни, находит возможность присылать новые стихотворения для публикации на сайте «Ветрово» и даже отвечать иногда на вопросы читателей.
Поскольку на данный момент профиль Роман Матюшин (Иеромонах) по-прежнему не заблокирован, мы просим вас быть бдительными, не попадаться в ловушку и, по возможности, уберечь от неё окружающих.
Ольга Надпорожская, редактор сайта «Ветрово»