10 января в районном Центре детского творчества состоялся муниципальный этап очного тура смотра-конкурса музеев образовательных организаций Ленинградской области, посвященного 75-летию Великой Победы – об этом 16 января на страницах «УВ» рассказала Надежда Линникова: «Заявки подали всего три школы: Веревская, Гатчинская №4 и Пламенская. Тем не менее, члены жюри Ирина Пулина — главный специалист комитета образования, Александр Резвый — председатель Совета ветеранов, Виктория Чернова — директор ГДМ и Алевтина Смирнова — заместитель директора ЦДТ были готовы к серьёзной работе». «Самой непростой для понимания зрителей и жюри оказалась презентация виртуального музея «Мельница» из Верево. Хотя музей в Веревской школе появился ещё в шестидесятых годах прошлого века, но 1 ноября 2019 года здесь начал работать краеведческий кружок, одной из задач которого стала разработка и реализация новых музейных форматов — виртуального и интерактивного» - (уточнение: музей открыт 20 июня 2001 г. – Е.Ф.).
17-го января история «с самой непростой для понимания зрителей и жюри» презентацией получила ещё более непростое продолжение. В Веревскую школу пришло письмо за подписью заместителя председателя Комитета образования ГМР Н.А. Быстрых следующего содержания: «На основании служебной записки на имя Председателя Комитета образования ГМР от 13.01.2020, и в связи с решением конкурсной комиссии Смотра-конкурса по дисквалификации интерактивного музея «Мельница», прошу предоставить объяснительную записку: - о причинах дисквалификации музея (не соответствие критериям и т.д.) - о причинах, по которым школьный историко-краеведческий музей участия в конкурсе не принял. <…> Исп. Ю.В. Сандак (т. 43-346)».
Такого поворота никто, - кроме бывшего руководителя школьного музея Веревской школы Михайловой Л.П., которой с её слов эту информацию «сорока на хвосте принесла», - не ожидал. Согласно Положения Смотра-конкурса (п.8.3.), все участники Смотра-конкурса, не ставшие победителями и лауреатами Смотра-конкурса, должны были быть награждены дипломами участника Смотра-конкурса. Интерактивный музей «Мельница» награждён не был. А был – ни много, ни мало - дисквалифицирован. И признан «не участником». Мало того, пришло письмо с требованием «объяснить необъяснимое». Пришлось сильно взять себя в руки и начать разбираться. Давайте не забывать, что речь то идёт о школьном музее, а значит – о доверии детей! Кстати, детям уже тоже какая-то сорока что-то принесла на хвосте…
Если попробовать описать ситуацию в нескольких словах, то выглядит она так: к нам в школу поступило предложение участвовать в конкурсе школьных музеев. Мы на это предложение отозвались, заявившись в оговорённые условиями конкурса сроки, и были допущены до участия. Никаких замечаний по нашей заявке организаторами сделано не было – ни устных, ни письменных. На конкурс мы заявились в конкретной номинации – «интерактивные и виртуальные музеи», в данной номинации среди подавших заявку на участие в конкурсе мы были единственными. Два других участника выступали в номинации – «исторические музеи».
Далее, как было сказано в материале Надежды Линниковой: «Музеи представляли ребята-экскурсоводы и преподаватели: Елена Федотова — виртуальный музей «Мельница» Веревской школы (уточнение – в презентации музейного проекта «Мельницы», кроме меня, принимали участие члены Совета музея, ученики 8-а кл. – Новиков Алексей и Федотова Алла – Е.Ф.), Нина Никитина — «Краеведческий музей» Гатчинской школы №4, Николай Коугия — «Музей воинской славы XX века» Пламенской школы». «Оценив все презентации, жюри определило двух победителей. Ими стали музеи Гатчинской и Пламенской школ. Материалы победителей муниципального этапа будут направлены на областной этап конкурса в Центр «Ладога». Во-о-от… Наш же музей, вместо награждения, согласно п.8.3. Положения Смотра-конкурса, дипломом участника, был дисквалифицирован и признан не участвующим в конкурсе Муниципального этапа областного смотра-конкурса музеев образовательных организаций, в связи с тем, что 1) «Предоставленный материал не соответствует заданной теме; 2) Работа музея «Мельница» в стадии начала (результатов работы нет). Сам же Протокол был направлен в нашу школу только 17.01.20, в 14:21, после нашего запроса. Текстов же служебной записки на имя председателя комитета образования ГМР и решения конкурсной комиссии о дисквалификации нашего музея прислано не было, что, опять же, сильно затруднило наше понимание сложившейся ситуации. Согласно п.5.6. Положения Смотра-конкурса, говорящего о принципах, в т. ч., открытости проведения оценивания членами жюри, всё же хотелось бы получить возможность ознакомиться с этими текстами.
Согласно п.6.6. Положения Смотра-конкурса заявка включает в себя: обзорный видеоролик о школьном музее продолжительностью не более 3-х минут, характеризующий школьный музей, его экспозиции и экспонаты. - Содержание нашего ролика (2 мин. 49 сек.) соответствует историко-краеведческому направлению деятельности музея «Мельница». Ролик содержал в себе информацию о происхождении названия нашей деревни; о том, что одним из названий нашей деревни было финским – Мюллюкюля, в переводе – «деревня при мельнице». По сведениям местного краеведа Воронова А.П., мельница на речке Веревке существовала ещё в 18 в. К концу 19 в. деревня состояла из одной улицы, все дома были деревянными, крытыми в большинстве случаев тёсом, либо дранкой, изредка соломой. Историческое население, если учитывать хозяев домовладений, было исключительно финским, лютеранского вероисповедания. На момент переписи населения в 1896 г. в Малом Верево жили финны только одной фамилии – Вангонен. Одна из задач нашего проекта – найти всех Вангоненов, проживающих сейчас в Малом Верево. В ролике продемонстрирован найденный при разборе музейных материалов поздравительный конверт от губернатора Ленинградской области А.Ю. Дрозденко в адрес Вангонена А.И. Наш губернатор поздравлял жителя дер. Малое Верево Вангонена Александра Ивановича с 70-летием Победы. По каким-то причинам поздравление не было доставлено адресату в мае 2015 г., мы решили выяснить почему и отправились по указанному на конверте адресу. Так в нашей работе и переплелись две важные для нас темы – краеведческая и тема Великой Победы, о чём мы и попытались рассказать в очном туре.
Также в ролике-заявке была дана информация о Вангонен Т. М., одной из старейших жительниц Малого Верево, показан её дом. Тамаре Михайловне сейчас далеко за восемьдесят, когда-то она работала учительницей младших классов в Веревской школе. Двадцатого января с нами вышла на связь, написав нам ВКонтакте и вступив в группу «Большая история Малого Верево» (vk.com/myllykyla), её внучка Анна. И вечером того же дня мы связались с Вангоненом А. И., сыном Тамары Михайловны. Альберт Иванович рассказал, что ранее его мама передавала в школьный музей массу документов и фотографий, рассказывающих об истории семьи Вангоненов и о самой дер. Малое Верево. Говоря откровенно, лично я даже не надеюсь, что это всё сохранилось, хотя – вдруг, случится «сорока» и расскажет, за какой печкой поискать…
В ролике также звучит фрагмент рассказа жительницы Малого Верево, Голомзиной Зинаиды Петровны об истории нашей деревни и её людях, о том, как важно эту историю знать и помнить, рассказывать о ней школьникам и молодёжи.
Руководителем школьного музея «Мельница» я являюсь всего-то с 23-го декабря 2019 г. Поскольку, передача музея от прежнего руководителя музея Михайловой Л.П. новому, т.е. мне, из-за отсутствия учёта и регистрации музейных предметов, документов и печатных материалов, не произошла, мной было принято решение начать работу музея в новом формате – интерактивном. Поэтому, и ролик мы снимали, буквально выйдя за рамки не только музейной комнаты, но и самой школы. Ведь, интерактивный музей - это в первую очередь технологии, предполагающие активное участие широкой аудитории в работе музея. Интерактивность музея предполагает создание коммуникативной среды и имеет все возможности привлечь внимание к самому музею.
14 ноября 2019 г. нами создана группа «ВКонтакте» с названием – «Большая история Малого Верево». Размещённый 31-го декабря ролик нашей заявки на 10 января набрал более 10 000 просмотров. Сегодня – это более 11 000 просмотров. Благодаря тому, что мы стали работать в новом – интерактивном – формате, более активно продолжается устанавливаться связь с семьями Вангонен, имеющих прямое отношение к Малому Верево. У нас появились новые возможности развивать наш музейный проект в рамках поставленных задач. Результаты нашей исследовательской деятельности представлены в конкурсных печатных материалах - в тексте «Большая история Малого Верево», которые до сих пор находятся в распоряжении конкурсной комиссии.
Кроме печатных материалов, на очном туре нами была представлена более подробная видео-презентация о нашем музейном проекте. В съёмках презентации приняли участие: директор Веревской СОШ Дмитриева Н.С., глава администрации Веревского поселения Ковыляк С.М., учитель географии и ОПК Веревской СОШ Тарабунина С.Е., руководитель ВПК «Рубеж» Замыслов Н.В., жительница дер. Малое Верево Голомзина З.П., которые отметили важность патриотической и духовно-нравственной работы нашего музея со школьниками и молодёжью. Этот видеоролик, размещенный вечером 10-го января в нашей группе «Большая история Малого Верево», на сегодня набрал уже более 5 000 просмотров. Объективно – это очень хорошие показатели. Наша группа ВКонтакте активно посещается интернет-пользователями, соответственно, о нашем музее и наших проектах с каждым днём узнает всё больше людей – детей, молодёжи и взрослых.
Важно подчеркнуть, что в 2020-м году, в рамках подготовки школы к празднованию 75-летия Великой Победы, мы решили уделить самое пристальное внимание военно-патриотической теме, проведя с учащимися нашей школы настоящие краеведческие поиски и исследования и подготовив с ними для праздничных мероприятий музыкально-литературную композицию - «Наш самый главный праздник – День Победы». Об этом тоже сказано в наших конкурсных материалах.
А 27-го января – в календарную дату полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады - в гатчинском к/т «Победа», в 15 час., открывается художественно-документальная выставка «Помним», организованная силами нашего музея «Мельница» при участии Музея истории Гатчины и гатчинского общества ингерманландских финнов «Инкери-Сеура». Содержание выставки посвящено бессмертному подвигу ленинградцев-блокадников и защитников Ленинграда. Нами будет рассказано также и о трагических страницах жизни жителей Гатчины и Гатчинского района в годы войны – о концлагерях в оккупированном фашистами городе, о депортациях гражданского населения… В открытии выставки примут участие гости из Санкт-Петербурга, Москвы, Риги. Особенно значимо для нас участие в открытии нашей выставки представителей Дома Дружбы Ленинградской области и петербургской школы им. Шостаковича № 235 и её народного музея «А музы не молчали…». Проведение выставок – это одна из форм интерактивного формата работы музея «Мельница».
Учитывая всё вышесказанное, выражаю своё несогласие с тем, что предоставленный нами материал не соответствовал заданной теме и с тем, что нами на рассмотрение конкурсной комиссии не были представлены результаты проведённой работы. В Протоколе указано – «Работа музея «Мельница» в стадии начала (результатов работы нет)». Действительно, мы начали работу в новом формате совсем недавно, но мы уже имеем достаточно серьёзные результаты, и это можно проверить, т.к. конкурсный материал, как уже было выше сказано, до сих пор находится в распоряжении жюри.
Важно: Работая над этим объяснением, я ещё раз полностью прочитала Положение о смотре-конкурсе и мне бы хотелось обратить Ваше внимание на п.5 настоящего Положения Смотра-конкурса, определяющие количественный состав и работу жюри Смотра-конкурса: «5.2. Жюри состоит из председателя, заместителя председателя, ответственного секретаря и членов жюри». По факту-жюри состояло из председателя и трёх членов жюри, что подтверждается копией Протокола Смотра-конкурса: Председателя жюри – Пулиной И.А.; И трёх членов жюри – Резвого А.П., Черновой В.С., Смирновой А.А «5.3. Состав жюри утверждается распоряжением комитета образования ГМР Ленинградской области в количестве не менее 5 человек». Данный пункт соблюдён не был: жюри состояло из четырёх человек, что подтверждается всё той же копией Протокола Смотра-конкурса. «5.4. В состав жюри входят сотрудники государственных и школьных музеев, сотрудники Комитета образования ГМР, представители педагогической, научной общественности и общественных организаций». - Несоблюдение данного пункта Положения, привело, на мой взгляд, к необъективным выводам членов комиссии как минимум в части музееведения, этнографии и обществоведения. «5.7. Председатель жюри Смотра-конкурса обязан: осуществлять контроль за соблюдением настоящего Положения <…>». Не осуществил.
Учитывая всё вышеизложенное, можно настаивать на признании проведённого 10 января с.г. Смотра-конкурса недействительным с отменой его результатов. По-хорошему, этот Смотр-конкурс должен бы быть проведён заново, с новым составом жюри, но поскольку, согласно Положения, все сроки вышли, это вряд ли получится. Очень обидно, что всё так произошло, но, на мой взгляд, очень важно восстановить справедливость. Речь идёт о доверии наших учеников и о чести школьного музея. Да-да, речь идёт о доверии и чести.
На ближайшем занятии краеведческого кружка я расскажу своим ученикам, что означает пословица: "всё перемелется, мука будет"? И расскажу им о том, что пословица эта очень мудрая, говорящая нам всем, что не стоит сильно переживать из-за каких-то неурядиц в жизни, потому что пройдет время и все образуется, все станет на свои места и все будет хорошо. Пословица оптимистичная и учит нас верить в хорошее и лучшее. У главного героя повести Льва Толстого «Отрочество» Николеньки случались разные неудачи, вследствие чего он был очень огорчен. Николеньку утешил слуга. Как всегда, народная мудрость простая и верная. Слуга сказал Николеньке: «перемелется - мука будет». Эти слова Толстой посчитал главными, ключевыми, потому и вынес их в название главы повести "Отрочество". Последуем совету классика…
Елена Федотова, руководитель интерактивного школьного Музея «Мельница»