Чаю воскресения мертвых// И жизни будущего века
Многие православные помнят километровые очереди к поясу Пресвятой Богородицы в 2011 году, когда Святыню доставили со Святой Горы Афон в Москву на поклонение верующим. И тогда весь мир удивился и понял, что в русском народе ещё живо Православие, как чтут у нас на Руси Матерь Божию.
Чудный пояс этот был сплетён самой Пречистой Девой из верблюжьей шерсти, был с ней на протяжении всей Ея жизни, стал свидетелем многих чудес и событий, связанных с Нею. Но об одном из самых главных событий большинство людей и не знает, хотя знают, но не осознают!
После Крестной смерти Господа нашего Иисуса Христа и последующего славного Его Воскресения и Вознесения, Матерь Божия осталась жить в Иерусалиме. После сошествия на пятидесятый день по Воскресении Христовом на апостолов Святого Духа, те пошли проповедовать слово Евангелия по всему миру.
Продолжая жить на земле, помогая и поддерживая апостолов, Матерь Божия ждала того дня, когда снова встретится со своим Божественным Сыном. И вот настал этот день, Она получила от Архангела Гавриила пальмовую ветвь и оповещение о своём скором Успении, стала к нему готовиться.
Апостолы же с христианской проповедью разошлись по всем концам света. В день Успения Божией Матери было явлено одно из чудес, Господь доставил всех апостолов по воздуху в одно время, где бы они не находились для прощания с Нею.
После прощания и Успения Богородицы Сам Христос пришёл к своей Матери и забрал Ея святую душу к себе на Небо. Апостолы с большим благоговением и торжественностью отнесли Ея тело в специально приготовленную гробницу-пещеру и заложили камнем, также как и был в своё время погребен Ея сын.
Апостол же Фома, промыслом Божиим опоздал на прощание с Божией Матерью, пришел только на третий день после Ея Успения. Он сильно скорбел и сокрушался по этому поводу. Другие апостолы, чтоб его утешить решили открыть гробницу для того, чтоб он мог поклониться Ея честным останкам.
Что же обнаружили апостолы в гробнице Божией Матери на третий день после Ея Успения? Гроб был пуст, а в пещере стояло дивное благоухание. А когда вечером апостолы собрались для молитвы, оставаясь в недоумении, что же произошло с телом Богородицы, Пречистая Сама им явилась в великой славе в сопровождении Сил Небесных и тогда ученики Христовы поняли, что Господь её воскресил в теле также, как и сам воскрес на третий день после своей крестной смерти.
И здесь Апостол Фома практичный, сомневающийся, размышляющий, опять сыграл свою особую роль. Как в своё время с воскресшим Христом ему было необходимо осязательно удостовериться, что его Учитель действительно воскрес из мертвых.
Так и сейчас для его утешения, а также вещественного удостоверения своего воскрешения Матерь Божия передаёт апостолу свой пояс. По всей видимости, с этим, дорогим Ей поясом Она и была погребена. По своем воскресении в преображенном теле, Царица Небесная забрала этот пояс с собой на Небо.
А пытливый ученик Христов, «Фома неверующий» и здесь нуждался в осязательном уверении, для чего, возносимая ангелами на Небо воскрешённая Богородица и передала ему свой пояс, который по сей день хранится на Афоне, как величайшая Православная святыня - вещественное свидетельство Воскрешения (Пасхи) Божией Матери.
«Когда восходила Ты, Пречистая, к незапамятной славе, рукою Своей даровала апостолу Фоме Свой святейший пояс». Тропарь к празднику Положение Честного Пояса Пресвятой Богородицы.
И это стало первым случаем воскрешения человека в преображенном теле. Славное Воскрешение Господа нашего Иисуса Христа в этом смысле было воскрешением Богочеловека, а здесь именно человека.
Кто-то возразит, что было воскресение семи отроков эфесских, дочери Иаира, сына вдовы, четверодневного Лазаря и других. Но это было возвращение души в тленное тело, которое в свое время всё равно старело и умирало.
Воскрешение Богородицы стало первым исполнением слов Спасителя о том, что все воскреснут и явным примером того, о чём мы с надеждой молимся каждый раз в Символе Веры: «Чаю воскресения мертвых и жизни будущего века». Что вселяет в нас радость и уверенность, что мы тоже в своё время воскреснем и весь наш род, главное воскреснуть не в осуждение, а в спасение.
Таким образом, Успение Божией Матери пришлось на 15 августа по русскому стилю (28 августа по н.с.), а Воскрешение (Пасха) Божией Матери на 3-ий день - 17 (30 по н.с.) августа. Но почему то этот момент никак не отмечен? Мы празднуем Успение Богородицы, затем совершаем Чин Ея погребения и... всё! А где же важнейшее событие в жизни Приснодевы, Ея славное Воскрешение в преображённом теле, важнейшее удостоверение человечества в будущем всеобщем воскресении?
Празднуя Успение Божией Матери, мы забываем про её Воскрешение (Пасху). Это всё равно, если бы мы вспоминали Страстную Пятницу нашего Спасителя, его смерть на Кресте и положение Его во гроб и забывали про Светлое Христово Воскресение - Пасху Христову.
И что же мы имеем в богослужебной практике на сегодняшний день. 28 августа (по н.с.) празднуем Успение. А на 3-й день - 30 августа происходит Чин погребения Божией Матери! Обратите внимание, не Воскрешение на 3-й день, как было исторически, а Погребение! А про Воскрешение (Пасху) Богородицы ни слова!
И ещё один момент, который смущает, празднование Успения Богородицы происходит не семь дней, как принято в нашей церковной традиции, а девять. Девятый день, опять же день поминальный. А если отсчитать семь дней от 30 августа - дня, когда совершают погребение, то получаем 5 сентября - Отдание Успения, а по факту Отдание Погребения. Так что же мы по факту празднуем? Погребение Божией Матери вместо Воскрешения? Получается абсурд или злой умысел. Видимо кому-то очень хотелось похоронить идею общего Воскресения вместе с погребением Божией Матери.
А должно быть - 30 августа (на 3-й день по Успению) - Пасха Божией Матери, которая длится 7 дней и 5 сентября совершаем Отдание Пасхи Божией Матери. Тогда всё встанет на свои места! Успение и погребение Богородицы будет заканчиваться не скорбью, а радостью, нам в утешение и спасение.
Кто-то возразит, мы не должны ничего менять в Церковном круге Богослужения. Но мы принципиально ничего не меняем и не вносим ничего нового. Мы лишь пытаемся взглянуть на вопрос под другим углом зрения и высветить важнейший, упущенный нами момент.
Матерь Божия имеет величайшее смирение из всех людей и не требует никаких почестей, а только непрестанно печется о нашем спасении и любит всех, как родная мать, а мы сами порой не ценим Её и забываем отдать должную честь и вместо празднования погребения - праздновать Пасху Богородицы.
Скажут этого (празднования Воскрешения Божией Матери) не было в нашей традиции, потому что важно было сделать акцент именно на Воскресении (Пасхе) Христа. Безусловно, Воскресение Господа нашего Иисуса Христа является ключевым событием нашей истории и никто его не умаляет, а наоборот, через Воскрешение Матери Божией по образу Христова Воскресения в новом духовном преображённом теле дополняет и вселяет уверенность, что так же как Господь воскресил свою Пречистую Матерь, так и нас воскресит по втором своём пришествии.
Почему такие очевидные вещи были сокрыты от наших глаз? Понятно, враг рода человеческого непрестанно отводит нас от главного. Но в этом есть и Промысл Божий, чтоб дать нам это в подкрепление и утешение именно в наши последние времена, когда совершается уже в действии апокалипсис. Чтоб мы свой взор отвели от сует мирских и возвели свои очи на Небо и прославили Воскрешение Той, которая будет ходатаицей за нас грешных перед Своим Божественным Сыном.
Кто-то скажет Святые Отцы не включили информацию о Воскрешении Божией Матери в церковное Богослужение, так как это не имеет, возможно, большой важности для нашего спасения. Может на начальной стадии развития Христианства и не имело большого значения, но сейчас, когда проповедь о Христе разошлась по всему миру, важно и нужно подчеркнуть и дополнить Славное Воскресение Христа Пасхой Его Пречистой Матери, в которой положено начало исполнения обетования о всеобщем воскресении. И как это может быть не важно для нашего спасения?
Опять же хотим напомнить, что ничего нового мы не принесли. Многие знают эту историю с апостолами, которые не обнаружили тела Богородицы в Ея погребальной пещере. И мощей Богородицы нет. Все это знают. Но почему же мы так усердно празднуем Успение и Погребение забывая о самом главном - Воскресении (Пасхе) Божией Матери.
И все же практика празднования Воскресения (Пасхи) Божией Матери уже была. Все новое, это хорошо забытое старое! При святителе Филарете (Дроздове) в Гефсиманском скиту Троице-Сергиевой лавры был установлен, помимо Успения, также праздник Воскресения и Вознесения Божией Матери - 17 августа [30 августа по н.с.]. Накануне 17-го совершалось Иерусалимское последование, а 17-го, после Литургии, крестный ход с иконой Вознесения Божией Матери.
Вообще на Руси у нас должно быть четыре Пасхи: 1 - Пасха Господа нашего Иисуса Христа, 2 - малая Пасха (каждое воскресенье), 3 - Русская Пасха (чаемое нами возрождение монархии на Святой Руси через христоподражательный искупительный подвиг за Россию Царственных мучеников и всенародное покаяние) и 4 - Пасха Пресвятой Богородицы, которую праздновать необходимо на 3-ий день по Успении - 30 августа по новому стилю. И пост Успенский нужно по идее продлить на два дня и называть не Успенский, а Богородичный.
В подтверждение церковного почитания Воскрешения Божией Матери сложилась и иконография этого события, причем в разных Православных Поместных Церквях. Мы обнаружили греческий вариант, афонский, сербский, коптский, ну и конечно русский.
На иконе Воскресения Пресвятой Богородицы видна Ея погребальная пещера, гробница с благоухающими цветами, как символом благоухания, исходившего от Ея погребальных пелен, которые апостолы обнаружили на месте, где возлежала усопшая Божия Матерь. Ангел в славе возносит на Небо Ея воскресшее и преображенное тело. Апостол Фома получает в утешение, и в качестве вещественного доказательства в истинности события, Пояс Пресвятой Богородицы, который и поныне сохранился на Афоне.
А почитание святыни - пояса пресвятой Богородицы, есть почитание предмета, имеющего непосредственное отношение к Пасхе Божией Матери.
В окончании этой статьи хочется с радостью возгласить: «Матерь Божия Воскресе!», а в ответ услышать: «Истинно Воскресе Матерь Божия!».
Приложения:
1. Иконы Воскрешения (Пасхи) Божией Матери в русском каноническом стиле.
2. Афонская икона Воскрешения (Пасхи) Божией Матери
3. Греческая иконы Воскрешения (Пасхи) Божией Матери
4. Сербские икона Воскрешения (Пасхи) Божией Матери
5. Коптская икона Воскрешения (Пасхи) Божией Матери
6. Иерусалимская (в Гефсимании) мозаичная икона Воскрешения (Пасхи) Божией Матери
7. Пояс Пресвятой Богородицы
1. Иконы Воскрешения (Пасхи) Божией Матери в русском каноническом стиле
2. Афонская икона Воскрешения (Пасхи) Божией Матери
3. Греческая икона Воскрешения (Пасхи) Божией Матери
4. Сербские иконы Воскрешения (Пасхи) Божией Матери
5. Коптская икона Воскрешения (Пасхи) Божией Матери
6. Иерусалимская (в Гефсимании) мозаичная икона Воскрешения (Пасхи) Божией Матери и камень в Гефсимании на котором стоял апостол Фома, получая пояс от Воскресшей Богородицы
7. Пояс Пресвятой Богородицы с иконой на крышке Ея Воскресения и Вознесения
Источники:
1. Символ Веры, 11 член. «Чаю воскресение мертвых»
2. Свт. Димитрий Ростовский. Успение Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии.
3. Свт. Димитрий Ростовский. Житие и страдание святого Апостола Фомы
5. Свт. Филарет Дроздов. История чинопоследования Успения и Погребения Пресвятой Богородицы
Сергей Николаевич Зотов, председатель Калужской региональной общественной организации «Общество Царское Наследие»
51. Re: Пасха Пресвятой Богородицы
50. Ответ на 48., Инна Михайловна:
49. Ответ на 44., Нечернозёмец:
48. Ответ на 44., Нечернозёмец:
47. Ответ на 44., Нечернозёмец:
46. Ответ на 43., Нечернозёмец:
45. Ответ на 42., Андрей Козлов:
44. Ответ на 41., ерусалимецъ:
43. Ответ на 40., Инна Михайловна и М.Яблоков:
42. Ответ на 37., Нечернозёмец: