Как произошли и что означают черный, желтый и белый цвета русской государственной символизации

Часть 2

0
795
Время на чтение 17 минут

Часть 1

Ниже мы публикуем статью богослова, церковного писателя, миссионера, православного публициста Евстафия Николаевича Воронца (1846 – после 1914) – (см. подробнее о нем: Евстафий Воронец и его наследие.

Публикацию, специально для Русской Народной Линии, (по изд.: Как произошли и что означают черный, желтый и белый цвета русской государственной символизации: с образцом флага / изложил Е. Н. Воронец. – Харьков: Тип. "Мирный труд", 1912. – 22 [1] с., [1] л.) подготовил профессор А.Д. Каплин.

Постраничные примечания автора перенесены в окончание и оставлены без изменений. Жирный шрифт и курсив – автора.

+ + +

Происхождение и значение черного, желтого и белого цветов национально-русской государственной символизации.

Государственный символ,

по государственному праву,

есть отличительный видимый знак,

известного государства и народа,

эмблематично изображаемый

на государственных предметах:

на гербе, на печати, на монете, на знамени и т. п.

Такой символ выражает

отличительную идею и основы,

осуществлять которые

государство считает себя призванным [1].

+ + +

II

Соответственно таким вышеизложенным основным русским понятиям, вследствие своего важного государственного значения, Российский герб с черно-желто-белым сочетанием его эмблем, все в больших и больших случаях, предметах и видах стал проявляться, как символическое знамя всего русского, как эмблема всего государства Русского, во всем его пространстве, во всем его составе, со всеми гражданами от Самодержавного Царя до последнего простолюдина. И все Государи и Государыни на Руси постоянно эмблематично проявляли и чтили неизменные основы древнего Российского герба: в желтом поле черного двуглавого орла с Победоносцем в белом и на белом коне, – или же в упрошенной символизации этого герба, в сочетании основных его цветов: черного, желтого и белого. Так первый Русский Император Петр Великий установил первый Русский Императорский штандарт «по российскому гербу», то есть флаг, изображающий на желтом поле черного двуглавого орла с Победоносным всадником в белом и на белом коне [17] . Эти же основы Российского герба узаконены и по ныне для штандартов Их Императорских Величеств [18]. И первый флаг для частных Русских коммерческих судов Император Петр I в 1693 году повелел делать «по гербу Российского царствия из белой тафты с изображением на средине черною материю герба Его Царского Величества двуглавого черного орла с тремя над ним венцами, а в его ногах скипетра и яблока с крестом, все золоченных» [19]. И в последующие царствования очень многие государственные эмблематические предметы, например в войсковых знаменах и одеждах, повелевалось делать цветом «по Российскому гербу» [20]: «шляпы всем иметь с голуном золотым, с кисточками золотыми, с черным полем и с белым бантом...» и кокарды, как отличительный Российский знак [21], установлялись белого и черного с оранжевым цветом. Порядок этот сохранялся и в царствовании Императрицы Елизаветы Петровны... При Императоре Петре III появляются кокарды черно-желтые, но вместе сохранилась и белая. Будки для часовых и стойки для ружей красили также желтым и черным цветом. Императрица Екатерина II придавала высокое отличительное значение сочетанию черно-желто-белого цветов, что особенно выразилось в установлении этих цветов для ленты и ордена Св. Георгия, – как высшего военного Русского знака отличия. С царствования Императора Павла черный и оранжевый или желтый цвета утверждаются всюду и во всех предметах и в значках одежды государственной.

Император Александр I Благословенный окончательно установил для военных кокарду из сочетания основных цветов Российского герба, из черного, оранжевого и белого цветов [22]. Эта гербовая кокарда до ныне существует неизменно. В царствование Императора Николая 1 в 1834 году, в высочайше утвержденном Положении о гражданских мундирах, установлено в § 21: «Кокарда на шляпе под петлицею для всех одинаковая черная шелковая с оранжевою и серебряною полосами» [23]. А в 1857 году, для большого проявления русскими гражданами всех ведомств отличительно Русских государственных цветов Российского герба, установлено было всем и гражданским слугам государства Русского всех ведомств и наименований и всем, кому положено иметь кокарду, и на обыденных фуражках носить кокарду основных цветов Российского государственного герба в таком виде: «Средина кокарды – черная; первый внутренний круг оранжевый, второй черный, третий оранжевый, а крайний круг матовый – серебряный [24]». Эта государственная кокарда существует на Руси и в настоящее время.

Чрезвычайно демонстративно и внушительно выдается проявление Царями Русскими герба Российского и упрощенной его символизации – в основных цветах его, при священном короновании Государей Русских. В этом единственном в жизни Русских Царей и высоко знаменательном для народа святом акте принятия Ими «от Самого Бога» благословения на «Священный долг и бремя правления Самодержавного», – Российский герб царит и торжествует вместе с Помазанником Божиим и народом. Везде и всюду виден могучий, древний, уже 400 лет символизирующий власть Русских Царей, черный двуглавый орел в золоте и неразлучный с ним, блестящий белизною Московский Победоносец... И в высочайше утвержденных важнейших церемониалах Государи Императоры повелевают и высшему генералитету государства, при всенародном объявлении о Их Священном Короновании и Миропомазании, «иметь по мундиру, чрез правое плечо, шелковые шарфы трех (гербовых) цветов Империи» Русской – черного, оранжевого или золотого и белого, – «и такие же перевязки на левой руке»... Верхние эмблематические украшения балдахина, осеняющего шествие на коронование Помазанников Божиих, а также и тронов Их, или престолов, служащих эмблемою происхождения Их власти от Бога, – полны изображений Российского герба и символизирующих его цветов черного, золотого и белого [25].

Особенно же почетное проявление Российских гербовых цветов находится на многознаменательном государственном знамени. Знамя это уже второе столетие возобновляется из атласной, или газетной, или шелковой материи цвета всегда «золотого», с обеих сторон Государственный герб, вышитый или же расписанный красками; бахрома витая из золота, серебра и черного шелка. Голубая лента Ордена св. Андрея Первозванного укреплена вверху бантом; концы ленты украшены с обеих сторон двуглавыми серебряными позолоченными орлами; от них вверх идут подписи, шитые золотом; на одном конце: «с нами Бог» и годы начала государства русского (862) и принятия христианской религии (988), на другом: «с нами Бог» и годы принятия герба Византийской империи (1497) и еще титула всероссийской империи (1721). На банте медальон с серебряным золоченым орлом; от банта висят две трехцветные (черно-золото-серебряные) кисти. На древке серебряное позолоченное яблоко; на нем двуглавый орел серебряный же покрытый эмалью; при древке ручки в серебряной позолоченной оправе расписаны тремя цветами (черно-золото-белым). Знамя прикреплено к древку серебряными пуговицами на золотом галуне; кругом его золотая трехцветная (черно-золото-серебряная) обшивка. При знамени кожаные перевязи, покрытые глазетом с трехцветною (черно-золото-серебряною) каймою и подложенные малиновым бархатом. Древко и утверждение знамени деревянные, раскрашенные шахматами в гербовые государственные цвета: «черный, золотой и серебряный» [26]. Священное Знамя это пред каждым Коронованием возобновляется и с большой торжественностью, в присутствии Государя Императора, по молитвам святой Церкви, «освящается небесным благословением на страх всем врагам России, на дерзновение, силу и крепость воинству Русскому и на утверждение мира и избавление от всех нужд и бед отечества нашего». Вместе с тем оно служит символом «единства и могущества всех народов Российского Царства, символом объединения всех граждан Русских и беззаветной преданности Русскому Царю и отечеству и в самоотверженном исполнении каждым своего патриотического долга. Страшное врагам России, оно для Государей Русских служит знамением помощи от Господа Бога, чтобы во славу Его Пресвятого Имени, путем православной веры, добра и правды, мужественно, не взирая ни на какие преграды, вести Им народ Русский к благоденствию, величию и славе: да разумеют. языцы, яко с нами Бог»! [27]

Соответственно же высоко знаменательному государственному значению Российского герба проявление его, в упрощенной цветовой символизации, единодушно с Царем всеми гражданами государства Русского узаконил славный Царь-Освободитель Император Александр II. Именно в годы светлого возрождения России после тяжкого Севастопольского погрома, в годы высокого подъема Русского народного духа, Император Александр II, для всенародного проявления Российского герба в его упрощенной в цветах символизации, издал в 1858 году закон, устанавливающий, чтобы «знамена, флаги и другие предметы, употребляемые для украшений при торжественных случаях, были из гербовых цветов Империи Русской». Вот буквальное его описание, как это изложено в Собрании Законов Российской Империи:

«Описание Высочайше утвержденного рисунка расположения гербовых цветов Империи на знаменах, флагах и других предметах, употребляемых для украшений при торжественных случаях. Расположение сих цветов горизонтальное, верхняя полоса черная, средняя желтая (или золотая), а нижняя белая (или серебряная). Первые полосы соответствуют черному Государственному орлу в желтом или золотом поле и кокарда из сих двух цветов была основана Императором Павлом I, между тем, как знамена и другие украшения из сих цветов употреблялись уже во время Царствования Императрицы Анны Иоановны. Нижняя полоса белая или серебряная соответствует кокарде Петра Великого и Императрицы Екатерины II; Император же Александр I, после взятия Парижа в 1814 году, соединил правильную гербовую кокарду с древнею Петра Великого, которая соответствует белому или серебряному всаднику (Св. Георгию) в Московском гербе» [28].

Такое законодательное приобщение всего народа к участию в проявлении символизированных, выраженных цветами, основ Российского герба является вполне историчным, юридически-законным и естественным. Закон вообще, по государственному праву, есть нормированное определение всякого порядка и благоустройства общественного, изданное для целесообразного направления явлений общественной жизни. И содержание закона зависит не от произвола законодателя, а от понятий, быта и условий жизни народа. Законы создаются всею жизнью государства, в них изображается и прошлый и настоящий строй жизни народа... [29] И геральдическая символика имеет то важное значение, что она сохраняет и выражает смысл исторических событий, во многих отношениях, даже вернее и сильнее, чем писаные акты. В частном же, данном случае, при всемирном развитии государственной символизации во флагах, знаменах, кокардах народов, и при постоянно неизменном проявлении основ Российского герба [30] во всех предметах всех правительственных сфер государственной русской жизни, естественно явилась потребность регулировать, установить участие в этом и всех граждан русских, что и вызвало издание Императором Александром II узаконения об употреблении народом Гербовых символических черно-желто-белого сочетания цветов Империи Русской [31] при торжественных случаях... Но, вследствие страстного стремления ко всему западному и невнимания к народно-русским до-петровским идеалам и государственным основам, вследствие коллизии древнего, своего народно-русского, исторического с позднейшим иностранным и случайным, упомянутый закон, изданный вполне согласно с развитием исторических идеалов и потребностей народно-русских, закон Императора Александра II об употреблении на знаменах и флагах народа русского символических черно-желто-белых цветов 400-летняго Российского герба, был заслоняем, затушевыван некоторыми временными, случайными, не законодательными и административными распоряжениями, которые, хотя не имели силы уничтожить, отменить исторического неотмененного закона Императора Александра II, однако, мешали должному его выполнению и проявлению... Теперь, по-видимому, можно надеяться, что этот народно-исторический закон Императора Александра II будет восстановлен и в публичной практике на Руси.

Вкратце изложенные здесь, сведения об истинном происхождении и государственном значении отличительно-русского символа черно-желто-белого сочетания свидетельствуют сколь важно и правильно признание теперешним, Высочайше учрежденным, Особым Совещанием русскими национально-государственными цветами сочетания черного, желтого и белого цветов, как выражения упрощенной цветовой символизации основ 400-летняго высоко знаменательного Российского герба, того византийско-русского герба, пользуясь правами коего, после брака с греческою царевною Софиею Фоминичною, Великий русский Царь Иоанн III «раздрал завесу» между Русью и Европою и вследствие чего царство Русское вступило с того времени в оживленные сношения почти со всеми европейскими государствами, принимая от них ученых и специалистов по всем отраслям государственного благоустройства... Потому-то маститый русский историк Карамзин [32] и сказал: «Бракосочетанием с Софией Фоминичною Иоанн III раздрал завесу между Европою и нами; обратив на себя внимание держав, с любопытством обозревая престолы и царства, он принимал союзы с условием ясной пользы для России... Следствием этого было то, что Россия, как держава независимая, величественно возвысила главу свою на пределах Азии и Европы, спокойная внутри и не боясь врагов внешних... Отселе история России приемлет достоинство истинно-государственной, описывая деяния царства, приобретающего величие»...

Выяснение и напоминание времени, обстоятельств происхождения и великого государственного значения на Руси эмблематических государственных символическо-русских цветов черно-желто-белого сочетания убеждает в неправде голословных уверений некоторой части периодической печати, будто признание государственно-русскими символическими цветами черно-желто-белого сочетания есть «новшество» в истории русского знамени... Уверяющие, что это новшество на Руси забывают, или не хотят знать, что признание 400-летних эмблем государства русского и цветовых их символов в черно-желто-белых цветах зависит не от мнений отдельных лиц и не от временных распоряжений органов власти. Эмблемы и цвета эти суть неотъемлемые, истинные символические выражения важнейших созидательных факторов основных моментов славной истории и великого духа народа и государства русского.

Примечания

[17] Первое письменное сохранившееся упоминание о Русском морском штандарте было в бумагах Императора Петра I в 1703 году. См. Очерк Русск. Морск. Истор. Ф. Веселаго, изд. 1875 г. Морфлаг. Таблица и стр. 551–548.

[18] Свод. Морск. постановл. кн. X, Морской устав. Изд. 1886 г. стр. 247 стат., 1088 и 1092.

[19] В Москов. архив. Министр. Иностр. дел Приказн. дела древн. лет 1696 г. Свит. 632. Таблица Морск. флаг. у Веселаго в Очерке Русск. Морск. Истор. изд. 1875 г.

[20] 1-е Полн. Собр. Закон. Росс. Импер. том XIII, № 5836.

[21] Полн. Собр. Закон. Российск. Имп. том XIII, № 5886, парагр. 2-й. – Кокарда (cocarde) есть украшение на шляпе или другом головном уборе. Кокарда надевалась первоначально для различия партий во время споров. В общее употребление кокарда вошла во Франции в ХѴIII веке во время войны за испанский престол и семилетней войны. Еще кокарда в виде султанчика, или пучка перьев на головном уборе, издавна носилась кроатами и мадьярами. Впоследствии кокарда делалась из ленты одного или нескольких цветов, или в виде банта из материи, наконец, стала представляться металлическим кружком или овалом из красок государственных цветов. В Германии кокарду национальных цветов имеет право носить каждый неопороченный по суду гражданин. Лишение права носить национальную кокарду равносильно лишению чести... Республиканскими же декретами во Франции предписывалось носить кокарду даже женщинам и арестовывать всякого, кто не носил кокарды, а за срывание кокарды предавали военному суду...

[22] 2 Полн. Собр. Закон. Рос. Имп. Т. ХХХIII, кн. 3, изд. 1860 г., стр. 311. К № 33–289. Энциклопедия военных и морских наук. Сост. под. глав. редак. проф. Акад. Леера. Изд. 1888 г. Т. II, вып. 2-й, стр. 297.

[23] Полн. Собр. Закон. Росс. Импер. год 1834, № 6860.

[24] Полн. Собр. Закон. Росс. Имп. год 1857, том XXXII, отд. II, № 31758.

[25] Венчание Русских Государей на Царство. Изд. Гоппе, 1883 г. стр. 119 и 88, 84, 101–155 и проч. – В память Свящ. Коронования. изд. Гоппе 1896 г. часть 2-я стр. 179 и проч., часть 1-я стр. 58,59, 61, 54, 55 и проч.

[26] Моск. Оружейн. Палата. Изд. 2-е 1860 г. по Высочайшему соизволению. Отд. IV стр. 227. – Венчание Русских Государей на Царство. Изд. Гоппе 1883 г. стр. 88–89. Дни Свящ. Коронования. Изд. Левенсон 1896 г. стр. 156.

[27] В память Священного Коронования Их Императорских Величеств. Изд. Гоппе.1896 г., часть 2-я, стр. 179. Слова протопресвит. I. Л. Янышева 12 мая 1896 года. Также церков. молитва при освящении знамени. – В изд. Левенсона 1896 г., стр. 156–157.

[28] Полное Собрание Законов Росс. Импер., собр. второе, том ХХХIII отделение третье (книга 3) 1858 г. Приложения, Изд. 1860 г. Штаты и табели. Стран. 311. К № 33289–1858 г. июня 11. – На Руси издавна существовали и знамена и флаги гербовые, или родовые, которые помещались на теремах и на крыльцах жилищ и назывались «прапорами». Несколько таких русских древних гербовых знамен, или прапоров, сохраняются в Московской оружейной палате. Так в описях царской оружейной казны упоминается между прочим следующий «прапор» гербовой боярина Никиты Ивановича Романова (очень любимого народом дяди царя Алексея Михайловича): «Прапор, средина тафта белая, вшит гриф, тафта желтая, с мечем, в левой лапе держит клеймо (щит): повыше клейма писан орлик черный; опушка вшита в червчатую тафту, тафта желтая, откоски объярь черная, писаны главы львовы золотом и серебром, опушка тафта разных цветов; гротик железный, прорезан; древко по белой земле писано разными красками. По ярлыку написано: «прапор боярина Никиты Ивановича Романова». (Московская Оружейная Палата. Второе изд. 1860 года, напеч. по Высочайшему соизволению. Сост. Вельтманом, стр. 224–225).– Этому же боярину Никите Ивановичу Романову принадлежал английского строения Ботик, который Император Петр I нашел сложенным в амбаре при вещах родича своего Никиты Ив. Романова. Петр 1 заинтересовался этим Ботиком, так как Тимерман объяснил ему, что такой Ботик может плавать и против ветра. Петр приказал исправить этот Ботик и впервые катался на нем по реке Яиз и на Переяславском озере. На этом-то Романовском Ботике впоследствии впервые развивался гербовой черно-желто-белый Императорский стандарт. Ботик получил название «Дедушка Русского флота»... (у Веселаго в Очер. Рус. Морской Истории, часть 1, стр. 75, 76 и проч.).

[29] Лекции Русск. Государств. права. Ординар. профес. И. Москов. Унив. Алексеева, изд. 1892 г., стр. 231, 174–175.

[30] Во всех символических знаках одежды служащих государству, особенно военных, в красках предметов и регалий, принадлежащих правительству и государству, в ведомстве финансовом даже в цвете облигаций государственной ренты, которою предположено заменить все займы России...

[31] Вполне ошибочно стараются уверить некоторые исследователи, что в России национальные или народно-государственные цвета будто «установлены Петром I, который принял для русского флота три поперечные полосы: белую, синюю и красную; чертеж такого флага с собственноручными подписями Петра Великого, сделанными, как и самый чертеж, в октября 1699 г., хранится в Московск. главн. архиве Министерства иностранных дел». Так уверяют, например, в новом большом энциклоп. словаре издания 1897 г. Κ. К. Арсеньева и Ф. Ф. Петрушевского на стр. 721 сорокового полутома. Но по проверке этакого уверения оказывается, что указываемый чертеж флага Петровского к флагу символическо-русскому народному не относится, и о самом чертеже не доказано тех существенных его черт, которые обнаруживают неправильную тенденциозность пропаганды бело-сине-красного сочетания для общерусского народного флага. Именно: в Московском главном архиве министерства иностранных дел сохранился черновой указ, писанный в 1699 году Петром I к Украинцеву и не имеющий никакого отношения к флагам. Нa этой то «черновой» бумаге рукою Петра I нарисованы два трехполосных флага, из которых на одном означены почерком Государя цвета полос словами: «белое, синее, красное»,– там же на другом рисунке, таком же трехполосном, во весь флаг начертан диагональный (Андреевский) крест – Вот факт...– «Судя по времени, – замечает об этих рисунках Петра I г. Ф. Веселаго, – кажется весьма возможным, что этот рисунок (то есть оба чертежа) представляет одно из первых проявлений мысли Петра I о внесении в наш военный (тогда бело-сине-красный) флаг Андреевского креста. (Очерк русской морской истории. Ф. Веселаго. Министр. издания 1875 г., ч. 1-я, стр. 550).

[32] История Государства Российского Н. Карамзина. Изд. 1892 г. том VI, стр. 219, 3 и проч.

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Евстафий Воронец
Все статьи Евстафий Воронец
Последние комментарии
Об Иване Ильине sine ira et studio
Новый комментарий от Дмитрий Салихов
26.04.2024 17:11
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Русский Сталинист
26.04.2024 16:53
Победи себя – будешь непобедим!
Новый комментарий от Валерий Медведь
26.04.2024 16:49
История капитализма в России. Куда идем?
Новый комментарий от Советский недобиток
26.04.2024 16:26
Научные заслуги Ильина перечёркиваются его политическими заявлениями
Новый комментарий от Русский Сталинист
26.04.2024 16:19
Почему рядом с Николаем II было мало выдающихся государственных людей
Новый комментарий от Могилев на Днепре
26.04.2024 16:11
Не геометрические ребусы, но свидетельство о молитвенном опыте
Новый комментарий от Павел Тихомиров
26.04.2024 15:59