«Пойдем дорогою царскою, не своротим, ни направо, ни налево…» (Чис. 20, 17).
Политика русского мира должна быть ему органична, как душа русского человека органична слову Правды. Поэтому описание русской мечты должно быть наложено на образы и смыслы, которых время не касается. Они не имеют трансфрормации в вечности потому, что запечатаны верой в Триединого Бога – Он один не изменяем. Мы хотим видеть лучшее будущее для себя и своих детей, но для этого нам необходимо восстановить утраченную нами органику вечности с тем нетленным образом, к которому всегда стремилась душа русского человека.
«Мы рождены чтоб сказку сделать былью»
Год назад в Изборском клубе состоялся круглый стол на тему: «В поисках русской мечты и образа будущего». Во вступительном слове председатель Изборского клуба Александр Андреевич Проханов напомнил собравшимся, что главной целью создания Клуба является формирование идей и смыслов, направленных на объединение общества, развитие, укрепление и процветание нашего государства. Путеводной звездой на этом сложном тернистом пути должна стать русская мечта, которая как купол вмещает в себя, по его словам, бесконечное количество самых разных проявлений. Каждое из них стремится к улучшению мира, к его преображению, к его светоносности. «Только гармоничное общество, объединённое высшей целью, осенённое русской мечтой, способно осуществить прорыв, долгожданный рывок», - сказал А.П.
Не ошибусь, если скажу, что Александру Андреевичу действительно удалось собрать под купол своей мечты мыслящих, и болеющих за судьбу нашей страны людей. Со своей стороны мне также хочется поддержать устремлённость этого высокого собрания в осуществлении мечты о светлом будущем для нашего народа. Только в поисках этой мечты, в поисках той идеи, которая поведёт нас к намеченной цели, мы всегда должны помнить, что образ этой мечты должен быть такой высоты и чистоты, наполнен таким смыслом, ради которого не страшно будет и умереть.
Именно из этого энергийного начала и состоит вся динамика русской жизни, весь её непонятный для многих строй, когда всё происходит как в сказке. Сказочный витязь, оказавшийся на развилке трёх дорог, делает свой выбор - он идёт прямым путём, туда, где ему суждено будет умереть. Однако, происходит обратное: несмотря на то, что впереди его ждёт смерть, он всё же идёт на неё, но восстаёт как «феникс из пепла», становясь сильнее, мудрее, богаче. Русская сказка показывает нам, насколько велико значение правильного выбора в жизни человека (страны) и когда мы делаем этот выбор, было бы неплохо понять, что лежит в его основе и на что указывает нам народная мудрость.
Сейчас, когда мы в очередной раз поменяли однажды выбранный нашим народом путь, мы опять попали в шторм, который бросает нас то влево, то вправо, а в целом – вся наша жизнь трещит по швам. Весь государственный строй, вся его динамика нарушены только из-за того, что мы пошли незнакомой нам дорогой поэтому и забрели в дебри. Даже президент России, по сути своей традиционалист, волею судеб получивший в руки страну сделавшую резкий крен вправо, понял в какой-то момент своей жизни, что либеральная демократия, это не для нас.
«Современная либеральная идея «изжила себя окончательно», заявил президент России Владимир Путин в интервью газете The Financial Times накануне открытия саммита «большой двадцатки». По его словам, либералы пытались навязать миру свою волю, что привело к череде трагических последствий. Он добавил, что нельзя забывать об интересах «основной части населения».
Заметим, что именно эта - «основная часть населения», и представляет собой самоорганизующуюся структуру собственного жизнеобеспечения, которая (при традиционном взгляде на мир) называется государственным организмом. То есть президент Российской Федерации вполне сознательно дал нам понять, что интересы отдельной личности не должны вступать в противоречие с интересами государства. Такое противоречие можно сравнить с раковой клеткой в организме человека, если её вовремя не удаётся нейтрализовать, она захватит и уничтожит весь организм. Так и в государстве: любой человек, вступивший с ним в конфликт (духовный или прямой – насильственный ), способен довести этот организм до распада.
С другой стороны, под воздействием тех или иных конфликтов, погружаясь в состояние дисфункции, уже само государство не может поддерживать жизнь всей своей органичной целостности естественным путём и начинает использовать методы насильственного подчинения человека государству, что также может привести его к ослаблению с возможностью окончательной гибели.
Поэтому, когда мы пытаемся найти новую русскую мечту и предать ей конкретные черты, было бы неплохо вспомнить свой традиционный русский путь, который отличался именно тем, что гармонично сочетал в себе ( насколько это было возможно) государственное и частное, общественное и личное. И такие взаимоотношения в нашей стране когда-то были и нам, уже с высоты прожитых нашей страной лет, нужно лишь внимательно посмотреть на ту дорогу, по которой победоносно шли наши христолюбивые предки.
Не вернёмся на прямой путь русской жизни, совсем заблудимся, без этого мы никогда не сможем восстановить органику русской души и её устремлённость к Богу. Ведь только гармоничное общество, как об этом сказал в своём выступлении на круглом столе А. Проханов, способно осуществить прорыв, долгожданный рывок.
В этих словах А.П. всё же чувствуется некоторая недосказанность, и что он вкладывает в эти слова, нам не известно. Мне же думается, что в них говорится о рывке вверх, рывке с опорой на Божественную вертикаль, устремлённую в Вечность, а вовсе не тот собирательный объём «мечты-купола», в котором есть разные, по словам одного из членов клуба, – России. Именно в них (разных Россиях), по смыслу сказанного, и рождается вся множественность резервуара наших мечтаний. Только из этого бульона множественностей, на мой взгляд, вряд ли можно сформировать прямой и победоносный путь, поскольку там совершенно размыт образ и не обозначена высокая цель, без которой мы будем как «лебедь, рак и щука» выдыхаться из сил делая свои рывки, но при этом стоять на месте. Только прямая дорога с понятной целью может дать нам устойчивое основание для развития и только на ней может выстоять в тяжелейших условиях жизни каждый человек, гармонично развиваться и мирно жить любая страна.
Поэтому, когда мы говорим о русской мечте и создаём её словесную конструкцию, нужно всегда помнить, что вся она будет надёжной только в том случае, если правильно выбран базовый – духовный фундамент, в сердцевине которого сосредоточено целостное ядро Истины народной жизни.
Хочется думать, что Александр Андреевич говорил именно об этом: «Русская мечта – это категория таинственная и весьма сложноопределимая. В этой категории присутствует, может быть, много религиозного, метафизического и, конечно, поэтического. Это некая метафора. Но при всей её расплывчатости и некоторой даже сказочности русская мечта есть плазменное, огненное ядро, которое находится в недрах народа, и позволяет народу оставаться самим собой на всей линии его исторического движения. В этом ядре объяснение, почему этот народ таков, почему у него такие песни, такие герои, почему он выбирает такие пути для преодоления катастроф, почему он не унывает и не падает в самые грозные, страшные минуты своего пребывания на земле».
Однако, несмотря на всю метафоричность образа русской мечты, мы должны понимать, откуда в этом ядре реальная сила. Согласимся, что утратив её, не будет и того народа частью которого мы являемся, и о котором так печётся наша душа. Поэтому сейчас, когда мы так целеустремлённо занялись поисками «новой русской мечты», нужно спросить у себя: не является ли это признаком того, что мы являемся участниками распада именно этого «огненного ядра», которое позволяло народу, по словам А.П., оставаться самим собой? Ведь те черты, которые в нас появились, изменили не только внутренний мир русского человека, но и всей нашей страны. Эти черты, как инородные прививки, от которых мы слабеем, хиреем, заболеваем и быстрее умираем. Вернуть же свою былую мощь можно лишь в том случае, если мы сделаем попытку восстановить своё традиционное, с сильным духовным стержнем – русское силовое поле, а не мечтать о том туманном новом, которое вряд ли выдержит испытание вечностью. Поэтому, мечтая о нашем будущем, нам нужно соизмерять свои мечты с теми образами, которые наполняли жизнь нашего народа столетиями и давали ему силу. Без такой идентификации вряд ли у нас что-то получится.
И сейчас, прежде чем мы определимся с мечтами тех, кто не безразличен к судьбе своего народа и хочет ему блага, будет не лишним вспомнить, чем жили и о чём мечтали русские люди в России задолго до нас.
Образ мечты рождается в пределах настоящего
Священник Владимир Соколов в своей книге «Мистика или духовность» пишет: «Сегодня наш народ стоит перед выбором своего исторического пути – и от личностного духовного усилия будет зависеть наше будущее. Момент выбора ответственен – духовная ошибка, совершенная при этом выборе, может стоить миллионов человеческих жизней – она надолго может приостановить процесс воплощения в истории истинной (целостной) христианской идеи – идеи богочеловечества. Именно ее русский народ воспринял как свою национальную идею.
Исторический выбор всегда совершается в уникальных для своего времени условиях. Но нынешний выбор накладывает особую ответственность, потому что он совершается, во-первых, – уже в период духовного возмужания, во-вторых, – в труднейших условиях: в момент трагического разрыва со всем органическим укладом народной жизни, во время беспрецедентного еретического нивелирования сознания. В такой момент очень важно осознать: где же истинный корень народной жизни и почему произошел отрыв от этого корня?»
В словах о целостной христианской идее заложено, пожалуй, самое существенное – русского человека во все века вёл по дорогам его многотрудной жизни Образ Богочеловека – Иисуса Христа, а Православное Христианство было тем целостным ядром (корнем), которое давало русским и другим православным народам силу побеждать зло. И сейчас, когда своим мечтам о будущем мы пытаемся придать определённый образ, мы, конечно, имеем в виду то, что воплощение наших мечтаний будет победой над злом и несправедливостью, но будем ли мы при этом следовать за нетленным Образом Сына Божия – в этом весь вопрос и проблематика поставленной задачи. Если его не поднимать и говорить о государственном строительстве как о некой управленческой модели, в которой главная забота сводится к выбору экономической модели развития и решению социальных задач, нам вряд ли удастся наполнить нашу жизнь высоким смыслом, заложить в ней целостное гармоничное развитие.
К сожалению, многие русские люди давно утратили христианское мировоззрение и поэтому вряд ли смогут правильно воспринять смысл духовно – нравственной подоплёки мечтаний русской души хранящей память о Христе, поскольку, как совершенно верно сказал отец Владимир, произошло беспрецедентное еретическое нивелирование сознания человека. Тем не менее, если это сознание ещё имеет хоть какую-то степень свободы, то из приводимых размышлений всё же можно будет понять, когда и как произошёл распад того целостного ядра, которое давало всему нашему народу невероятную силу поднимать свою страну в самых тяжелейших условиях.
Подробно об этом можно прочесть в упомянутой выше книге, здесь же приведём лишь те мысли, в которых о.В. раскрывает духовную причину той трагедии, из-за которой наш народ свернул со своего пути и задал неверное направление нам – своим потомкам.
Особенно хочется отметить сказанное им про историю, которая более всего, – по слову автора, – определяется стереотипами сознания, и расставание с которыми происходит наиболее болезненно. Ведь история, продолжает о. В., – это настоящее, обращённое в прошлое, и если что-то меняется в нашем восприятии истории, то мы сразу должны изменить наше отношение к настоящему, в котором будет закладываться наше будущее.
Нам всем стоит прислушаться к сказанному, поскольку наша политическая система сегодня и состояние церкви в России воссоздают идеи прошлого, в котором было совершено много ошибок, так до сих пор и не осознанных нашим народом. И, если мы будем продолжать подходить к прошлому как к цепочке последовательно сменяющих друг друга пространственно-временных картинок отражающих социально-бытовую сторону жизни нашей страны и не заглядывать в духовные глубины происходящего, мы вряд ли сможем что-то изменить к лучшему в нашем будущем.
Не развяжем духовный узел - задохнёмся!
Действительно, духовная глубина человеческой жизни не постижима для внешнего взгляда, поэтому ответ о нашем будущем не лежит на поверхности, ведь влияние духа не осязаемо, хотя и вполне замечаемо, как пишет отец Владимир, и находится в метафизическом пространстве истории. То есть там, где происходит взаимодействие воли человека и Бога, а потому и вся история является нам как процесс богочеловеческий, смысл которого заключён в том, чтобы войти в вечную жизнь. Но уже с XVIII века главным делателем истории становится сам человек, который узурпировал это право, а Бог, как Промыслитель, предаётся забвению. Начинает нарушаться целостность человеческого бытия, состоящая из «синергии» (совместной деятельности – соработничестве Бога и свободной воли человека). Частность абсолютизируется, однако, человек не остаётся один на один со своей свободой, он – существо зависимое, и полностью включён своим естеством в духовное пространство окружающего его мира. Отказ от Бога означал лишь падение в тьму духовного невежества, потерю разума и прислужничество злу – содействию воле дьявольской. На поверхности же мы видим активное разрастание сект и проникновение в сознание человека всякого рода ересей, под воздействием которых меняется жизнь целой страны.
Характерно, что демократия возникает именно там, где появляется идея независимости тварного бытия от Творца. Недаром светское государство, делая ставку на самодостаточность человека, отделяет церковь от себя и вместо идеи богочеловечества активно «спонсирует» идею человекобожия. Именно на неё опирается всякая мысль, которая питается лукавством гордого ума, оставившего Бога за пределами своего сознания.
«Абсолютизированная частичность – главный признак всякой ереси; если она не осознана как частичность, то это непременно приведет душу народа к серьезным, а порою, и к смертельным болезням. Поэтому так важно осознанно отнестись к своему прошлому и, прежде всего, к ошибкам в этом прошлом, ибо, кто не извлекает уроков из прошлого, тот обречен на повторение ошибок прошлого в будущем». (о. Владимир Соколов, «Мистика или духовность»)
Эти ошибки святитель Игнатий Брянчанинов видел в состоянии современного ему монашества. «Это роскошное древо зеленеющее, но изнутри сгнившее. Первая же буря повалит его. А с ним и судьба России». «Судьбы монашества, - пишет о. В., - святитель связывал с судьбами России. К сожалению, его слова оказались пророческими. Нельзя объяснить все происшедшее у нас только западными или восточными влияниями – это лишь внешние факторы, способствовавшие ослаблению влияния Церкви. Ведь было же что-то внутри у нас гнилое, что откликнулось на эти дурные влияния.
Церковь – это онтологический и мистический центр мира, «соль земли» (Мф. 5, 13), то есть то внутреннее животворное ядро всей жизни на земле, которое определяет внешние процессы. Поэтому уместно поискать именно в нашей церковной жизни, если не причин, то хотя бы условий, которые способствовали появлению на нашей русской почве идеологического (частичного) подхода к жизни. Искать надо в монашеской среде, ибо судьбы Православия, по слову святителя, зависят от крепости монашества».
Точка регулировки
Если говорить о государстве как организме, в котором Церковь имеет свое воплощение в качестве животворящего ядра народной жизни, то увидим, что судьба Церкви, по слову святителя, действительно, имеет огромное влияние на судьбу нашего Отечества. Большинство святых, людей принесших самые богатые плоды миру, – монахи. Поэтому, все проблемы, с которыми мы сталкиваемся в нашей жизни сейчас, смогут быть решены только в том случае, если мы попытаемся понять ту глубину духовной несоразмерности в церкви, которая возникла несколько столетий назад и нарушила весь вековой строй церковной жизни, а с ним и российской государственности.
Церковь в государстве, это как сердце в организме человека – насыщая его кровью со всеми заложенными в ней питательными веществами, оно передаёт этому организму силу духа от присутствующей в крови души. Развернутое обоснование идентичности души с кровью дается в книге Левит, где утверждается, что «душа тела в крови», и «душа всякого тела есть кровь его» (Лев. 17:10–14). Так и Церковь в государстве – она питает его духовной энергией разума через очищение души человека. Поэтому, именно Церковь является точкой регулировки общественной жизни. Наша жизнь может быть разумно устроена только благодаря свободному взаимодействию человека с Богом, которое было однажды нарушено из-за утраты целостности монашеского пути.
«…Центральный духовный узел всей Российской истории – это спор «стяжателей» с «нестяжателями». Эти направления были лишь проявлением необходимых аспектов целостной духовной жизни Церкви – соборного и личностного. Они духовно дополняли друг друга, взаимно влияли друг на друга и были лишь различными проявлениями одного и того же Духа. Недаром Церковь канонизировала двух представителей этих направлений: Нила Сорского и Иосифа Волоцкого. В лице двух святых Церковь как бы признала законность и необходимость этих направлений», - пишет отец Владимир.
Нужно заметить, что соборное и личностное начало в Церкви, характеризуя собой целостность, отражается в главном символе христианской веры – Православном Кресте, в котором вертикальная (личностная) и горизонтальная (соборная) его грани, эту целостность и являют. Если одно нивелируется в пользу другого, то целостность нарушается.
Все мы, конечно, помним из истории Русской Православной Церкви нешуточные споры между двумя течениями внутри церковной жизни: «стяжателями» и «нестяжателям». Однако, далее споров между общинным и скитским укладом жизни монахов эти споры не заходили, и монашеская жизнь продолжалась во всём своём многообразии способов стяжании Духа Святого и подготовки себя к вечности.
«Конфликт возник не сразу, а впоследствии, когда последователи одного и другого направления стали спорить между собой, в результате чего победило все-таки (хоть и на время) одно направление – «стяжателей», ибо нормальная церковная жизнь потеряла взаимодополняющую полноту – из неё постепенно стала исчезать духовная вертикаль личностной устремленности к Богу, и всё больше и больше стала вытягиваться горизонталь соборно - социальной обращенности к земле» (о.Владимир).
«Можно сказать, что церковная жизнь, – пишет далее о. В. , - стала утрачивать характер крестоношения, ибо из креста исчезала его основа, – духовная вертикаль. Победу одержало одно направление. Эта тенденция стала увлекать Церковь в сторону частичного устроения духовной жизни, уводящей с креста, к которому изначально была предназначена и призвана Церковь, ибо духовный крест монашествующих, всё больше и больше склонялся к земле, – социальной горизонтали, потому что личностная вертикаль его, устремленная в Небо, была надломлена и уязвлена происками мамоны.
Была нарушена духовная иерархия, ибо монашествующие, реализующие духовную вертикаль, являются в Церкви живыми свидетелями подлинного христианского облика человека. Если исчезает или ослабляется это свидетельство и связь, то страдает все общество – ослабляются и социальные его связи. Поэтому обе тенденции, хотя и необходимы, но отнюдь не равноценны. Победа иосифлян означала прежде всего перерыв или замыкание Византийской традиции… В самом замысле и задании прп. Иосифа есть внутренняя опасность, не только в его житейских искажениях или приспособлениях. Эта опасность – перенапряжённость социального внимания».
Цитируя Флоровского отец Владимир Соколов пишет: «Побеждает бытовой или «социальный» идеал и в духовном обиходе среднего москвитянина второй половины XVI века уже нет места для созерцательного делания». Воцарение такого частичного подхода надолго исказило целостный духовный облик Православия. Лучшее доказательство тому – это то, что святость оскудела в эпоху торжества «стяжательства», так как она рождается только на кресте, но крест не воздвигался, церковная жизнь была слишком обращена к земле своей соборно-социальной горизонталью ».
Далее о.В. продолжает: «В этом духовном повороте видится источник всех последующих бед: влияние этого частичного выбора можно проследить вплоть до наших дней, ибо сегодняшнее всеобщее поклонение мамоне есть прямое следствие тогдашнего духовного выбора. Последовавшее за этими событиями развитие России под влиянием западного (индивидуалистического) начала, было извращенной реакцией на частичность в церковном сознании. Дух всегда стремится к целостности, – и потому Он подавал особую благодать для восполнения недостатка личностного начала, но этим благодатным призывом воспользовались те, кто развивал в себе индивидуалистическое секулярное начало. Хотя индивидуализм зарождался и укреплялся на этой не предназначенной ему энергии, в нем не могло осуществиться личностное обновление, потому что слишком занижены были идеалы, слишком прагматические цели осуществлялись.
О «нестяжателях» прот. Георгий Флоровский писал: «Заволжское движение было несравненной школой духовного бдения. Это был процесс духовного и нравственного сложения христианской личности… Разногласие между иосифлянством и заволжским движением можно свести к такому противопоставлению: завоевание мира на путях внешней работы в нем или преодоление мира через преображение и воспитание нового человека, через становление новой личности».
В дальнейшем, соборно-социальная тенденция «стяжательства» в церкви только развивалась и к началу ХХ века полностью сформировалась. На импульсе потребности социального воздействия на мир спаразитировал дух социализма, который породил разрушительный для личностного становления тоталитаризм».
«О том, что в России становилось всё меньше и меньше духовно-горящих проповедников Христовых, что и духовный уровень самих церковных деятелей оказывался всё ниже и ниже, а дело просвещения христианского всё более и более коснело в поверхностных штампах, как в самой Империи, так и за её пределами, постоянно писал на страницах своего дневника великий апостол Страны Восходящего Солнца, архиепископ Японский, святитель Николай (Касаткин; 1836-1912) , – например: «3/15 Марта 1896… впал в отчаяние: когда же Господь даст мне помощников и даст ли? Ужели моя беспрерывная молитва о сем, и почти о сем одном, – тщетна? Вот и академистов сколько воспитал, чая в них помощников себе, и ни единого! Хоть бы кто близко принял к сердцу дело Церкви, дело церковной школы, дело воспитания служителей Церкви! <…> Господи, когда же воспрянет Россия к делу Православия»?
«Ещё горестнее становятся дневниковые записи святителя Николая в период русско-японской войны 1904-1905 годов, где мы читаем правдиво-скорбные строки о становившейся уже тогда всё менее христианской России: «18/31 Июля 1904… Бьют нас японцы, ненавидят все народы. Господь Бог, по-видимому, гнев Свой изливает на нас. Да и как иначе? За что бы нас любить и жаловать? Дворянство наше веками развращалось крепостным правом и сделалось развратным до мозга костей. Простой народ веками угнетался тем же крепостным состоянием и сделался невежественен и груб до последней степени; служилый класс и чиновничество жили взяточничеством и казнокрадством, и ныне во всех степенях служения – поголовное самое беспросветное казнокрадство везде, где только можно украсть. Верхний класс – коллекция обезьян – подражателей и обожателей то Франции, то Англии, то Германии и всего прочего заграничного; духовенство, гнетомое бедностью, еле содержит катехизис – до развития ли ему христианских идеалов и освящения ими себя и других? <…> И при всем том мы – самого высокого мнения о себе: мы только истинные христиане, у нас только настоящее просвещение, а там – мрак и гнилость; а сильны мы так, что шапками всех забросаем… Нет, недаром нынешние бедствия обрушиваются на Россию – сама она привлекла их на себя. Только сотвори, Господи Боже, чтобы это было наказующим жезлом Любви Твоей! Не дай, Господи, вконец расстроиться моему бедному Отечеству! Пощади и сохрани его!»
Разве не является эта скорбная картина прошлого нашей страны ярким примером тому, что духовный узел народной жизни до сих пор не развязан: соборно-социальная грань «стяжательства» вновь начала усиливаться и главенствовать над всем строем церковной жизни, в то время как духовно - личностная придавливается всей этой мощью. Сможем ли мы найти механизм, при помощи которого возможно будет восстановить свободное движение духовных энергий личностного становления христианской личности, а с ней и всего государственного организма?
По личным представлениям автора, такому становлению может способствовать только полностью работающее сознание самого человека, о котором наука нам до сих пор ничего конкретно так и не сказала, отложив «трудную проблему сознания» (вопрос о зарождении субъективного) на неопределённое время. Как в таком случае мы можем определить, насколько правильно наше сознание отражает объективную реальность? Ведь отделив церковь от государства в революционное лихолетье прошлого века, советская власть «кастрировала» сознание людей, искусственно приостановив работу самой основной составляющей сознания человека – его «надсознания», которое отвечает за связь человека с Богом и активизирует в нём работу разума. Разум у человека – от Бога, это нужно понять и признать. Вся догматика Православия, весь упорядоченный веками строй церковной жизни с её Таинствами направлен именно на активизацию работы разума. Не восстановив связь человека с церковью на государственном уровне, говорить о преображении человека (если мы, конечно, этого хотим) будет невозможно, хотя становление отдельных личностей в Церкви, несмотря на всю существующую проблематику, умалить никогда не удастся.
Поэтому, когда мы пытаемся в своём сознании создать образ собирательной мечты о справедливой русской жизни и укреплении своей государственности, неплохо бы понять, на что опираются в своих мечтах наши лучшие философские умы, услышать, что они понимают под справедливостью и крепостью государства, какой фундамент закладывают в основание этой крепости. Ведь люди (народ) всегда шли за лучшими и сильными, теми, кто прокладывал путь для всех остальных.
Именно для этого мы обращаемся к мыслям тех, кого Александр Проханов собрал под эгидой Изборского клуба для поиска русской мечты, которая и должна сформировать идеи и смыслы, направленные на «объединение общества» и «процветание нашего государства».
(Продолжение следует)