Отклик на заметку, опубликованную на РНЛ 26.04.21919 «Даже гипотетически наука не может противоречить религии»
В последнее время тезис о якобы непротиворечии науки и веры звучит со всё нарастающей силой именно от представителей Церкви.
Но от проверки его истинности научным же (логическим) методом, как положено, с анализом исходных данных, последовательности предпосылок и следуемых выводов, экспериментальной проверкой и т.д. его декларантыпочему то упорно отказываются.
Перечислять все имеющиеся междунаукой и верой противоречия, пожалуй, устанет рука, но ключевым моментом, порождающим этот спор, является элементарный дилетантизм наших оппонентов в понимании науки и веры. А именно - стремление представить оба явления в принципиальном, а не реальном смысле. И вот, наука с их подачи предстаёт перед слушателем уже не как область, порождающая теории самозарождения мира и происхождения человека из бактерии через обезьяну, не как источник фантасмогорий о «тёмной материи» с «тёмной энергией», раздувших Вселенную, и даже не как источник откровенной лжи о том, что 2х2 может равняться 5, время можно повернуть вспять, а предметы могут находиться в разных местах одновременно, а единственно - как голый принцип познания мира вообще. Обретая безобидные и, как может показаться, даже благородные черты, но фактически отстоящий далеко от реальности. А ведь сама же наука настаивает на фактичности и на реальном восприятии вещей.
Но и веру они понимают так же узколобо - как признание бытия Бога. А меж тем вера - совсем иное. Верить - значит быть верным. В противном случае вере не противоречит не только наука, но и вся бесовская деятельность. Аргумент «противоречия между наукой и верой нет, т.к. существуют верующие учёные»приводит к летальному же противоречию. Ибо в таком случае самым «непротиворечивым» в данной ситуации предстаёт диавол, поскольку не просто верит в Бога, но даже лицезрел Его непосредственно. Поэтому-то данное понимание веры высмеяно апостолом ещё 2тыс лет назад. Верить - значит видеть мир, жить в нём и осмысливать его соответственно этой вере. И поскольку Христос - Истина, то истинным является для нас учение Его Церкви. Отсюда верой в подлинном смысле является мировидение, соответствующее её учению, и жизнь (деятельность), соответствующая этому мировидению.
Тогда во всех своих исследованиях ты должен видеть не случайность, а руку Божью, а в своих выводах указывать источник, причину и Куратора открываемых тобой законов природы. А где в современной науке вы видите подобную «научную деятельность»? Современный учёный оставляет свою веру по дороге на работу, лишь издали завидя свой НИИ. Одни - сознательно, считая этот подход правильным, а чувствующие в этом какое то несоответствие и фальшь - из страха быть высмеянными и осуждёнными научным сообществом.
Почему? - А потому, что наука, некогда отречась от Создателя изучаемого ею мира, задекларировала себя принципиально атеистической сферой познания. Не взирая на то, что это противоречит самому её определению. Из притворной лояльности она формально вынесла Его и всю духовную сферу «за рамки познаваемого», на деле же - утвердила этой мерой положение о неадекватности любой апелляции к этой категории. Но это лукавство обнаруживается каждый раз, когда вы упомянёте о Творце или каком-либо религиозном факте перед учёным сообществом. - Вас поднимут на смех и обвинят в мракобесии. Ваш рассказ о Божественном сотворении мира, воскресении мертвых, вечной жизни, чудотворных святынях и исцелениях от них, вызовет не спокойное указание на «ненаучность», а искривление лиц и раздражённые выкрики об «анти-научности». Во всём, чего ни коснись.
Противоречия между наукой и верой начинаются с самых фундаментальных положений:
1. Истина для веры - абсолютна. Для науки - относительна и меняется в зависимости от ситуации (системы отсчёта). Т.е. практически отсутствует.
2. Материальный мир для веры - сотворён Богом, функционирует благодаря Его энергии, под Его контролем и практически зависит от духовного состояния человека (-чества). Для науки все эти утверждения - антинаучная чушь.
3. Церковь учит о «нетленности» первозданного мира и возврате в это состояние мира будущего. Наука - категорически против возможности принципиальных изменений законов природы.
4. Для веры вражда, убийство, блуд, ложь, болезни, смерть и т.д. в живой природе - противоестественны. Для науки же они - нормальные, необходимые и полезные для эволюции проявления естественного отбора.
И т.д. и т.п.
Кончая частными фактами.
Так, если вы заявите учёным о реальности ангелов и бесов, а всякие полтергейсты и НЛО отнесёте к деятельности последних, наука станет крутить пальцем у виска. А если скажете, что у человека есть душа, молитва может исцелять неизлечимые болезни, а мёртвые могут воскресать - учёные прогонят вас пинками под зад из своей аудитории. И так - чего ни коснись.
Церковь на основании множества экспериментальных подтверждений покажет, что воздержание приводит к пользе для здоровья. Наука же в ответ предоставит вам исследования разных учёных (физиологов, сексологов, диетологов, психологов и пр.), подтверждающие от этого истощение, витаминное голодание, спермотоксикоз и депрессию.
То есть, у науки - своя фактология, а у Церкви - своя, и они кардинально противоречат друг другу.
Почему наши оппоненты, вопреки всему этому, твердят свою мантру о непротиворечии науки и веры? - Потому что удобно и хитро подменяют их понимание когда и где им удобно. Религию подменили одной верой в Бога. Науку же - если потребуешь у них, по правилам научного метода, обоснования и доказательства объективной верности своих тезисов - съедут к частным мнениям современных учёных, а как вопрос зайдёт о противоречиях науки с верой - сразу вспоминают идеальное, а не современное состояние науки. Но Церковь, так же как и наука, велит своим чадам анализировать реальность такой, какая она есть. К идеальным категориям нам велено лишь стремиться, а не подменять ими наличную действительность.
Но самое главное, Истина-Христос через Свою Церковь, предлагает нам истинную систему ценностей и приоритетов. Авторитет этого непосредственного Источника знаний так велик, что никакая наука никакими своими потугами никогда не сможет сравняться с ним в степени достоверности знаний. Так вот, занимая в этой истинной системе ценностей место где-то на задворках практической жизни, наука, к сожалению, даже не часто, а почти всегда угнетает веру в мировоззрении человека, когда тот начинает излишне доверять ей. Поэтому, у всех православных сциентистов вы обнаружите дефекты в виде недоверия либо Священному Писанию, либо Преданию и всегда - святым отцам. Потому что «учёные» что-то там «установили и доказали» якобы противоположное (например, что никакого исхода евреев из Египта не было вообще = Библия лжёт). А строгие и истинные правила аскетики в таком случае предписывают чёткий и определённый закон: «Если соблазняет тебя глаз - возьми и вырви его. Ибо лучше тебе с одним глазом войти в Царствие Божие...» Потому что по нашему несовершенству и недостатку рассуждения нам трудно блюсти «золотую середину» (слишком коварен стал змей и слишком лукавы стали мы).
Поэтому, православный брат, верь Богу и его святой Церкви и не покупайся ни на какие научные коврижки! Даже если тебе что-то непонятно в её учении и даже если всё внутри противится кажущейся нереальности описываемого. В этот момент вспомни об абсолютной истинности Источника её знания и смири себя перед Его величием. Иповерь опыту всех прошедших это - за такое смиренномудрое послушание через какое-то время Сама Истина уложит твоё понимание в самую стройную и непротиворечивую Теорию Всего. И ты увидишь тотальное превосходство и прогрессивность Теории Церкви над убогими и запоздалыми потугами науки разобраться в законах этого мира без Его Творца.
Ведь даже самый фундаментальный её «научный метод» был сформулирован святыми отцами задолго до учёных в иной, более объёмной форме: «Рассуждение - царица всех добродетелей».
Объективно, потеряв науку, по существу мы ничего не потеряем, и даже приобретём. - Окажемся в чистой природе с чистым воздухом и водой, будем здоровее сами, т.к. станем больше трудиться, и духовно будем чище, как были наши предки до всяких наук (поводов для гордыни было меньше). Потеряв же веру - потеряешь всё. И в этом мире и в будущем. Отсюда сделай вывод о том, чтО по-настоящему ценно, а что - «прах, возметаемый ветром от лица земли».
68. Ответ на 60., р.Б. Алексий:
67. Ответ на 64., М.Яблоков:
66. Ответ на 65., Андрей Карпов:
65. Ответ на 63., М.Яблоков:
64. Ответ на 59., В.Р.:
63. Ответ на 54., Андрей Карпов:
62. Ответ на 57., В.Р.:
61. Ответ на 52., Сергей Швецов:
60. Ответ на 55., Сергей из НН:
59. Ответ на 39., Ник Ликашин: