Всякий, кто побывал на недавней православной выставке в ДК им. И.Газа, наверное, запомнил стенд, посвящённой Православной общине в Индии. Молодой священник-индиец, о.Климент Нехамаийа, производил впечатление мягкого, доброжелательного интеллигента, и трудно было поверить, что община, которую он возглавляет, живёт так, как жили первые христиане Римской империи: среди жестоких гонений и удивительных Божиих чудес. Сам о. Климент рассказывает так:
- В Индии с большим подозрением относятся к христианам, устраивая на них гонения, сжигая церкви. Вы, наверное, привыкли смотреть красочные индийские фильмы, где все поют и танцуют на фоне чудесной, пышно цветущей природы, и думаете, как замечательно там жить. Но христианам здесь жить нелегко... Если бы мы - православные индийцы - сказали, что Иисус Христос - один из богов, все бы восприняли это спокойно, ведь Индия - языческая страна, где царит многобожие. И одним богом больше, одним меньше - это никого бы не взволновало. Но когда мы говорим, что Господь Бог - Един, и нет и не может быть других богов... вот тут-то и вспыхивает вражда. Принявших христианство собственная семья считает предателями, утративших честь, поскольку они оставили религию праотцев, которую народ исповедует тысячелетиями. Их могут выгнать из дома, могут даже убить (слава Богу, в моей семье все православные - мама, братья, сёстры)... Такому отношению есть объяснение: Индия долгое время находилась под гнётом Британии, а христианство у нас воспринимается как европейская религия, а значит - британская. Фанатики-индусы не любят европейскую религию и европейскую культуру, считая, что христианство разрушает наши национальные устои. Но милостивый Господь уже не раз являл нам всевозможные чудеса. Бывали случаи, когда кто-то из язычников серьёзно заболевал, и медицина была безсильна помочь. Тогда люди приходили к нам и просили помолиться нашему Богу за них. Мы молимся за страждущих всей общиной и... люди получают исцеление. Конечно, это происходит не потому что мы такие «святые», а только по милости Божией. Такие случаи не редки. И люди начинают осознавать, что боги, которым поклонялись предки - это всё сказки, а настоящий, реальный Бог один, и это - Иисус Христос.
Интервью с о.Климентом называется «ИДИ В РОССИЮ, В СЕМИНАРИЮ».
Быть может, недалёк тот день, когда вся Индия выйдет на берега своих великих рек и примет крещение - как это случилось в Древней Руси. Сегодня нам говорят, будто крещение нашего Отчества было насильственным и сопровождалось великими репрессиями к язычникам (хотя профессиональные историки утверждают обратное!). Но вот, что пишет «Православный Санкт-Петербург» в статье, посвящённой памяти св. равноап. Князя Владимира:
- Нам ли, пережившим «Второе крещение Руси», неоязычники пытаются говорить о «насильственном насаждении Владимиром чуждой народу религии»? Насильственном?!. Я обращаюсь к тем, кто ещё помнит 80-90-е годы... Помните ли вы, братья и сестры, как милиция дубинками загоняла нас в храмы? Помните, как на работе от нас настойчиво требовали справку о крещении? Как безжалостно расстреливали тех, кто шёл против Церкви? Не помните такого? И я почему-то не помню. Наверное, потому, что ничего подобного не было и в помине. Наоборот! Когда возвращаешься мыслью в эпоху «Второго Крещения», припоминается что-то радостное, светлое, долгожданное!.. А может быть, если даст Господь человечеству ещё несколько веков жизни, то через тысячу лет какие-нибудь умники начнут бубнить: «В 80-90-е годы ХХ века в России была предпринята попытка насильственной христианизации... По стране прокатились страшные репрессии к неверующим...» Но я думаю, что наши предки из Х века точно так же, как и мы в ХХ веке, крестившись, вдруг почувствовали у себя под ногами твёрдую почву - и возрадовались. Русский народ легко сбросил с себя языческие обноски и с удовольствием переоблачился в христианские обновы.
Статья о Владимире Святом называется «А ЗАЧЕМ РУСЬ КРЕСТИЛАСЬ?..»
Да, Русь при князе Владимире крестилась радостно и охотно. Но почему же крестили наших предков не их родными, понятными, добрыми славянскими именами, а чужими, греческими? Этот вопрос не так прост, как кажется, и, видимо поэтому ему посвящены сразу два материала в июльском номере «Православного Санкт-Петербурга». Вот, что говорится в одном из этих материалов («ИМЯ ТВОЁ - ПТИЦА В РУКЕ...»):
- На Руси греческие миссионеры почему-то исполнились твердолобой строгости и ни за что не захотели оставлять нашим предкам их языческие имена, хотя сами-то прозывались порой не слишком по-христиански. В сознании своей культурной исключительности греки искренне полагали, что их имена святы уже потому только, что они греческие, а русские плохи уже потому, что они русские. Вот и пошло... А в синодальную эпоху и сама Православная Церковь в России называлась не Православной, а Греко-Кафолической, и православная вера - греческой верой. Ну и, понятно: в Греко-Кафолической Церкви откуда взяться русскому имени? Вот и запрещали русским людям звать своих дочерей Светланами. Приходит крестьянин в церковь крестить своё дитя... Денег у него нет, чтоб попа подмазать... А коли нет, так получит дитя имя согласно прейскуранту: чем дешевле, тем неблагозвучнее. Как в известной басне: «Ексакоскудиан... Прескудия... Коздоя...» В той басне родители младенца так говорили с кумом, допустившим, чтобы ребёнка окрестили Ексакоскудианом:
- Как-как зовут мальца? -
На куме не было лица:
- Ек... сам... кустом... Демьян!
- «Сам под кустом Демьян»?!
Ай, братцы, да он пьян!
А вот второй материал на ту же тему («КАК ВЫ ЛОДКУ НАЗОВЁТЕ...»):
- Нам говорят: имена при Крещении должны быть православные. Но тогда как понимать такие (в святцах прописанные): Горгоний - принадлежащий Горгоне адской, Исидор - дар египетской богини Изиды... А смысловой перевод некоторых имён повергает в изумление: Псой - мясо на чреслах, Сатир - похотливый, Спиридон - круглая плетёная корзина, Уар - кривоногий, Клавдия - хромоногая, Силан - фонтанная труба, Виссарион - кашляющий... Например, вашу долгожданную дочь будут звать Клавдия Виссарионовна - т.е. «хромоножка кашляющая». Иные имена более похожи на клички, за употребление которых мы ругаем детей. «Не смей говорить «серый» вместо Сергей!» Некоторые имена просто неприятно звучат для русского слуха: Гавиний, Хусдазат... Кстати, оказывается, замечательный смысл у имени Иуда - «славный». Но кто захочет назвать своего сына так? А в святцах это имя есть! А вот русских замечательных имён - Добрыня, Надёжа, Храбр... - нет.
Конечно, вопрос с именами - очень сложен, и, видимо, разрешён будет ещё не скоро, и не нами, сотрудниками «Православного Санкт-Петербурга». А мы по-прежнему пишем о русских храмах, о русских батюшках:
- ...О.Дмитрий Амбарцумов всегда говорил, что хотел бы посвятить Варваринский храм русским женщинам, которые трудились здесь во время блокады, душившей Ленинград. Близ Рахьи были торфяные разработки, и вот стоя по восемь часов по пояс в ледяном торфе, женщины и девушки нарезали его пластами, нагружали на вагонетки и затем это безценное топливо отправляли в умирающий от лютой стужи и голода Ленинград. Они добровольно избрали этот каторжный труд, чтобы помочь ближним своим. Многие умерли... Выживших я ещё застал. Эти старенькие, сгорбленные бабушки были самыми преданными прихожанками, самыми стойкими молитвенницами. И храм наш в честь всех этих мучениц, несвятых святых - погибших и выживших. Отдельно хочется рассказать о Нине Ильиничне Митицкой. Она в 80 лет приняла монашеский постриг с именем Варвары. Юная Нина уходила на фронт по дороге, которая стала называться вскоре «Дорогой жизни». По этой же дороге Нина вернётся с войны домой, уже без ноги... «Нас, молодых сестричек, - рассказывала Нина Ильинична, - собрали сначала на Мельничном ручье, там брезентовые палатки уже были переполнены ранеными. Мы делали всё: ассистировали врачам, делали перевязки, кормили тяжелораненых, топили печки-буржуйки. Потом лагерь свернули, двинулись дальше, через Ладогу. Машина, в которой ехала я, шла последней. Немолодой, почерневший от усталости водитель спросил: «Машину водить умеешь?» Я мотнула головой: «Не... На велосипеде каталась, на планерах летала...» - «Значит, руль в руках держала. Хорошо. Поедешь со мной в кабине». Едем по льду. Он говорит: «Внимательно следи, что и как я делаю, пока я не отключился». Потом посадил меня за руль, показал, как давить на газ. Вскоре он потерял сознание от голода и переутомления. Как я довела машину, не знаю, не иначе как руль за меня Ангел-Хранитель держал. Вокруг темень, фары включать нельзя, - немцы где-то рядом, а силуэт передней машины едва виден. Вдруг я почувствовала - под колесами земля. Нас окружили, втащили машину на берег, потом повели в палатку, накормили, напоили горячим чаем, подозреваю, что со спиртом. Повар подмигнул: «Я вам, девчонки, в рисовую кашу изюму кинул...»
Это отрывок из статьи «ПОЮ БОГУ МОЕМУ, ПОКА Я ЕСТЬ», а сколько ещё различных интересных материалов мы подготовили для июльского номера вы узнаете, когда прочтёте весь этот выпуск газеты «Православный Санкт-Петербург».