Государственная служба, как и всякий общественный институт, требует для эффективной работы вполне определенных идей справедливости. На наш взгляд, современная бюрократия далека от пользования подобными идеями. В будущей Российской империи, мы верим, будет действовать свой Табель о рангах. Для его составления было бы полезным осмыслить опыт использования «Табеля о рангах» 1722 года. Поскольку язык законодателя в нем сложен для восприятия нынешним поколением, мы взяли на себя труд переложить на современный русский язык текст поясняющих пунктов документа.
Перевод мы предваряем небольшим комментарием о нравственных идеях табеля о рангах Петра I. Учреждение сколько-нибудь устойчивого порядка нуждается в идее справедливости даже в таком, казалось бы, бездушном деле как функционирование бюрократии. Чувство справедливости позволяет воспринимать установленные нормы как явление разумное и правильное, и, следовательно, снижать уровень принуждения к следованию порядку. По направленности мы могли бы выделить два вида справедливости. Внутренняя справедливость направлена на отношения между сослуживцами и заключается в установлении порядка продвижения по должностям, внешняя - на отношения с обществом и регламентирует порядок привлечения на службу лиц со стороны, а также аттестацию, признание заслуг.
Потомство Государя согласно пункта 1 возвышается над системой рангов, что сближает её с византийскими типиконами.
Внутренняя справедливость достигается реализацией пунктов 2, 3, 4, 6, 7, 9-12, 17. Пункт 2 регламентирует сферы компетенции военнослужащих морских и сухопутных сил. Пункты 3, 4 и 7 описывают условия наложения штрафов за нарушение указа. Пункт 6 - об условиях выхода в отставку с получением ранга. Пункты 9 и 10 о рангах среди лиц женского пола. Пункт 12 о преимуществе основного чина в присвоении рангов и титулов. Пункт 17 о временном характере рангов у служащих на небольших должностях.
Внешняя справедливость нашла свое отражение в пунктах 5, 8, 13, 14, 16, 18, 19. Пункт 5 требует аттестации от лиц, приходящих с иностранной службы. Пункт 8 весьма важен: он препятствует присвоению рангов детям дворян без службы. Пункты 13 и 14 особенно подчеркивают необходимость образования для поступления посторонних лиц на службу и выслуги для движения по лестнице чинов. Пункт 16 направлен против дворян-самозванцев и упорядочивает получение дворянства и гербов. Пункт 18 описывает порядок реабилитации несправедливо осужденных служащих.
Пункт 19 требует соответствия между чином и демонстрацией своего положения. На наш взгляд правильно, что этим пунктом ограничивается статусное потребление благ. Однако бережливые служащие принуждаются к уровню трат в соответствии с чином. Было бы полезней установить нижний порог приличий в демонстрации статуса для всех чинов общий, а верхний - для каждого чина свой.
Особенно нам хотелось бы выделить пункт 15, который гласит о получении потомственного дворянства за службу. При этом он не даёт дворянства детям, рожденным до получения потомственного дворянства отцом. Это вполне привычно для западноевропейских стан, где стремление ограничить рост элиты присутствовало всегда и выражалось в различных формах: майорате, целибате священства, организации крестовых походов и т.п. Поскольку Табель был составлен на основании уложений о службе французского, шведского, австрийского в период интеллектуального ученичества России, то и данная норма нами была воспринята. Она представляется не вполне естественной, поскольку произвольно лишает прав дворянства часть потомства на основании только срока рождения, а вовсе не деловых качеств. Да и проецирование подобной нормы на наследование титула в царствующем роде обнажает ее неправильность. Это хорошо иллюстрируется примером внутридинастического конфликта между ветвями рода Романовых, произошедших от Николая I. Великий Князь Александр Николаевич (будущий Александр II) родился тогда, когда его отец еще не был наследником престола (при бездетном Александре I Цесаревичем считался его следующий по старшинству брат Великий Князь Константин Павлович), а Великий Князь Константин Николаевич появился на свет как дитя багрянородное, т.е. уже у Царя Николая I. На этом основании партия Константиновичей сомневалась в легитимности Александра II и лелеяла претензии на престол, пока не была разгромлена через опорочивание Великого Князя Николая Константиновича и отстранение от дел государственных его отца. Таким образом, норма, указанная в пункте 15, сегрегирует потомство лиц, приобретших наследственные права дворянства, и потому представляется нам несправедливой. Естественным было бы предоставление равных прав потомству одного лица.
Мы не будем описывать все недостатки документа, поскольку это потребовало бы отдельной работы и составления собственного табеля, но назовем главное: не прописана идея нравственного характера службы. В самодержавной монархии Государь Всероссийский есть выразитель православного идеала устроения жизни. Поэтому служба ему - помощь в нравственном устроении страны. В таком случае нарушения по службе, безнравственная частная жизнь служащего это не только проступки, а измена нравственному предназначению службы, своего рода поругание святыни. При этом воззрении чем выше служебное положение лица, тем больший ущерб авторитету службы наносит его проступок и тем строже оно должно наказываться. В XVIII столетии подобного прописать не могли по неразработанности теории самодержавной монархии, но в будущем принцип усиления взысканий в служебной иерархии надлежит сделать непреложным. Этот святой принцип в табеле не прописан и вообще редко соблюдается, а в нынешнее либеральное время тем более. Но времена меняются, и служащие лица меняются вместе с ними. Нравственный характер службы, мы уверены, вообще способен в будущем дать экономию на количестве служащих и упростить делопроизводство.
Ниже приводятся поясняющие пункты к «Табелю о рангах всех чинов, воинских, статских и придворных: о том, какие чины соответствуют каждому классу, о преимуществе старшинства по времени вступления в чин у лиц одного класса, о безусловном преимуществе воинских чинов над иными у лиц одного класса».
«К учрежденной вышеобъявленной табели рангов прилагаются настоящие пункты о том, каким образом каждому надлежит поступать в соответствии с данными рангами.
1. Принцы, которые от Нашей крови происходят, и те, которые c Нашими принцеccами сочетаны: имеют при всяких случаях председательство и ранг над всеми князьями и высокоранговыми служащими Российского государства.
2. Ранги морские с сухопутными в одной команде определяются следующим образом: если оба в одном ранге, то, независимо от времени нахождения в чине, на море надлежит командовать морскому над сухопутным, а на земле сухопутному над морским.
3. Кто выше своего ранга будет себе требовать почести, или сам место возьмет выше данного ему ранга, тому за каждый случай платить штраф, равным двум месяцам жалованья. А если нарушитель без жалованья служит, то ему надлежит заплатить штраф, соответствующий жалованью тех чинов, которые с ним равного ранга и действительно жалованье получают. Из штрафных денег осведомитель получает третью часть, а остальные употребляются для финансирования госпиталя.
Однако данное соблюдение рангов не требуется в тех случаях, когда служащие соберутся частным порядком как добрые друзья или в публичных ассамблеях. Соблюдение рангов требуется в церквях при службе Божьей, дворцовых церемониях, аудиенции послов, торжественных столах, в чиновных съездах, при браках, крещениях, и других подобных публичных торжествах и погребениях. Штраф равного размера налагается и на того, кто уступит своё место служащему в более низком ранге, о чём надлежит прилежно смотреть фискалам, дабы этим подать стремление к службе и право получать честь прилежным, а не нахалам и тунеядцам. Вышеописанный штраф налагается на лиц мужского и женского пола в равной степени.
4. Штраф равного размера налагается на служащих, требующих себе ранга, но без предъявления соответствующего патента.
5. Также никто не имеет права ранг взять по аттестации, которую он получил при прохождении службы в других государствах, до тех пор, пока Мы ему этой аттестации не подтвердим. Данное подтверждение каждому лицу будет пожаловано без затруднений после оценки состояния его заслуг.
6. Без патента отставка никому не даёт ранга, кроме случаев, когда отставка дана будет за Нашей рукой.
7. Все замужние женщины считаются в рангах по чинам своих мужей. И когда они несоответственно этому рангу поступят, то обязаны заплатить штраф такой же, какой бы должен был заплатить муж за подобное нарушение.
8. Сыновьям князей, графов, баронов, знатнейшего дворянства Российского государства, а также сыновьям служителей знатнейшего ранга Мы позволяем, из уважения к их знатной породе их или знатным чинам их отцов, свободный доступ, по сравнению с другими лицами более низких чинов, в публичные ассамблеи, где находится Двор, а также Мы охотно желаем видеть, чтоб они от других лиц и во всех иных случаях отличались по своему достоинству. Однако же для этого Мы никому никакого ранга не присваиваем, пока они Нам и Отечеству услуг не окажут, и не получат за них аттестации.
9. Все девицы, пока они замуж не выданы, у которых отцы находятся в 1-м ранге, получают ранг над всеми женами, которые в 5-м ранге обретаются, а именно ниже генерала-майора, но выше бригадира. Девицы, у которых отцы во 2-м ранге, - над женами, которые в 6-м ранге, то есть ниже бригадира, но выше полковника. А девицы, у которых отцы в 3-м ранге, - над женами 7-го ранга, то есть ниже полковника, но выше подполковника. И прочие соответственно этому, как следуют их ранги.
10. Дамы и девицы при Дворе, пока действительно находятся в своих чинах, получают следующие ранги:
Обер-гофмейстерина, состоящая у Её Величества Государыни Императрицы, имеет ранг над всеми дамами.
Действительные статс-дамы, состоящие у Её Величества Государыни Императрицы, следуют за женами действительных тайных советников.
Действительные камер-девицы имеют ранг с женами президентов коллегий.
Гоф-дамы - с женами бригадиров.
Гоф-девицы - с женами полковников.
Гофмейстерина и гофмейстерины наших Цесаревен - с действительными стац-дамами, которые состоят при Её Величестве Императрице.
Камер-девицы, состоящие при государынях Цесаревнах, следуют за гоф-дамами при Её Величестве Государыне Императрице.
Гоф-девицы государынь цесаревен следуют за гоф-девицами, состоящими при Её Величестве Государыне Императрице.
11. Законные дети и потомки всех российских или чужестранных служащих, которые находятся или до выбытия со службы действительно были в восьми первых рангах, имеют на вечные времена дворянство и равную честь с лучшим родовитым дворянством во всяком достоинстве и превосходстве, хотя б они по происхождению своему из низкой породы были, и прежде от коронованных глав никогда в дворянское достоинство не были произведены или снабжены гербом.
12. Если кто-либо из наших высших и низших служащих, имеет два и более действительных чина, или получает ранг выше, чем полагается ему по чину, в котором он фактически служит, то он приобретает ранг высшего из его чинов. Но когда он в низшем чине свое дело выполняет, то не может на этой службе иметь более высокий ранг или титул, чем тот, что полагается по тому чину, в котором он непосредственно служит.
13. Поскольку статские чины прежде не были установлены законом, то из дворян почти никто или весьма немногие надлежащим порядком снизу свой высший чин заслужили. Однако ныне необходимость требует достаточного количества служащих в высших чинах, вследствие этого надлежит брать в такие чины тех, кто будет годен к службе, даже если они ранее никакого чина не имели. Но так как подобное производство в ранге будет оскорбительно воинским людям, которые, получив свои ранги в течение многолетней и столь жестокой службы, увидят себе равную себе особу или выше без заслуг, то следует статскому лицу, возведенному в чин, заслуживать соответствующий ранг установленное количество лет. Для этого надлежит сведения о лицах, пожалованных чином статским из-за нынешней нужды не по установленному порядку, передавать списком из Сената фискалу, чтобы фискалы могли вести надзор над присвоением рангов согласно данного указа. А чтобы впредь на вакантные места служащих не со стороны приглашать, но производить в порядке, аналогичном воинскому чинопроизводству, надлежит теперь установить в статских коллегиях по шесть или семь человек, или меньше, коллежских юнкеров. Расширение штата юнкеров происходит только после доклада с обоснованием необходимости данной меры.
14. Дворянских детей в коллегиях надлежит производить снизу, а именно: сначала в коллегии-юнкера, если они обучены, освидетельствованы от коллегии, представлены в Сенате, и получили патенты. Молодых дворян, которые не учились, но приняты на службу по необходимости и нехватке обученных, сначала записывать в титулярные коллегии-юнкера, и служить им без ранга, поскольку действительного коллегии-юнкерства ранги не присваиваются.
Время выслуги для присвоения звания на военной службе |
||
звание |
годы |
месяцы |
капрал |
1 |
|
сержант |
1 |
|
фендрик |
1 |
6 |
поручик |
2 |
|
капитан |
2 |
|
майор |
2 |
|
подполковник |
2 |
|
полковник |
3 |
6 |
Капральские и сержантские лета засчитываются тем лицам, которые учились и подлинно научились тому, что для службы в коллежских правлениях необходимо. А именно для осуществления правого суда, торговли внешней и внутренней к прибыли и экономии империи, в чем надлежит их свидетельствовать.
Лиц, которые обучатся вышеупомянутым наукам, следует по решению коллегии посылать в чужие края группами по несколько человек для практического усовершенствования в тех науках.
Если знатные особы окажут услуги, то могут за свои труды производиться в более высокие ранги, как это делается и в воинской службе для тех, кто покажет какую свою выслугу. Но в данном случае производство следует осуществлять только в Сенате, и только с Нашей подписью.
15. Воинские чины, которые не из дворян дослужатся до обер-офицерства, при получении вышеуказанного чина, считаются дворянами также, как и их дети, которые родятся после присвоения обер-офицерства. Если же по получении дворянства детей не будет, то отец может подать челобитную о прежде рожденных детях. В таком случае дворянство подобает давать и подобным отпрыскам, но только одному сыну, а именно тому, о котором будет просить отец. В аналогичных случаях прочие чины, как гражданские, так и придворные, которые произведены в соответствующие ранги не из дворян, не могут испросить дворянства для ранее рожденных детей.
16. Никому кроме Нас, и других коронованных глав не принадлежит право, кого пожаловать в дворянское достоинство гербом и печатью, однако нередко оказывается, что некоторые лица сами себя называют дворянами, а в действительности не из дворян, другие же самовольно приняли герб, которого их предки не получали ни от предков Наших, ни от иностранных коронованных глав, и при том имеют смелость иногда такой герб избрать, каким только владетельные государи и немногие знатнейшие фамилии обладают. Поэтому Мы тем лицам, к которым описанные случаи относятся, настоящим указом милостиво напоминаем, чтоб каждый от подобного непристойного поступка впредь остерегался под угрозой последующего бесчестья и наложения штрафа. Всем объявляется, что для данных дел определили мы герольдмейстера. В дальнейшем надлежит всем для этого дела к нему подавать донесение и требовать решения в установленном порядке: тем, кто имеет дворянство и на него гербы, необходимо доказывать, что им или их предкам все это было даровано или они волей предков Наших либо Нашею милостью приведены в эту честь. Если же кто-либо своих дворянских прав доказать не может, то такому лицу давать срок полтора года на изыскания. А потом требовать, чтобы окончательно доказал свои права. Если и в этом случае не докажет, но будет настаивать, что является подлинно дворянином, то о таком лице сообщать в Сенат, а по рассмотрении дела в Сенате доносить нам для окончательного решения.
О лицах, которые будут просить о повышении за явные успехи по службе, следует наводить справки в коллегиях. При подтверждении подлинных заслуг надлежит доносить о том Сенату, а Сенату представлять Нам же. Лицам, которые дослужились до обер-офицерства, независимо от того, русские они или иностранцы, из дворянства или не из дворянства, следует давать гербы в соответствии с характером их заслуг. Кроме того подобает давать гербы тем лицам, которые, хотя в воинской службе не были и ничего не заслужили, но могут доказать древность своего дворянства не меньше ста лет.
Иностранцам, состоящим в Нашей службе, надлежит доказать свои дворянство и герб дипломами либо официальными свидетельствами от собственного их правительства.
17. Также нижеуказанные чины, а именно президентов и вице-президентов в надворных судах, обер-ландрихтеров в резиденции, президентов магистрата в резиденции, обер-комисаров в коллегиях, воевод, обер-рентмейстеров и ландрихтеров в губерниях и провинциях, казначеев при монетном деле, директоров над пошлинами в портах, обер-экономии-комиссаров в губерниях, обер-комиссаров в губерниях, асессоров в надворных судах в губерниях, камериров при коллегиях, ратманов в резиденции, почтмейстеров, комиссаров при коллегиях, камериров в провинциях, земских комиссаров, асессоров в провинциальных судах, земских рентмейстеров и им подобных не надлежит за вечный чин считать, но за служебное положение. Их должности не суть чины, поэтому подобные лица имеют ранг, до тех пор, пока находятся в действительной службе. Когда же они меняют чин или выходят в отставку, то уже данным рангом пользоваться не могут.
18. Лица, которые отставлены за тяжкие преступления, наказаны публично на площади или хотя бы только обнажены, или были под следствием и пытками, пожизненно лишаются имеющегося титула и ранга. Они могут быть восстановлены в правах и чести только Нашей собственной волей за особые заслуги, о чём объявляется публично.
Разъяснение о находившихся под следствием и пыткой.
Во время следствия и пытки бывает, что многие злодеи, по злобе, других оговаривают. После установления факта оговора, лицо, которое необоснованно подверглось пытке, больше не может причисляться к лицам бесчестным, и получает от Нас грамоту с обстоятельствами его невиновности.
19. Поскольку знатность и достоинство чина какой-либо особы часто тем принижается, что убор и прочие поступки не достигают высоты чина, а также многие, наоборот, нередко разоряются, когда они в уборе поступают выше своего чина и имения, то Мы напоминаем милостиво, чтобы каждый имел такие наряд, экипаж, и ливрею, каких его чин и аттестация требуют.
В соответствии с настоящим указом надлежит поступать всем, остерегаясь описанных штрафных санкций и более сурового наказания.
Дан за подписью Нашей собственной руки и государственною Нашей печатью в резиденции Нашей.
Вышеописанное - табель и пункты - подписаны собственною Его Императорского Величества рукою так: Петр
В Преображенском 24 января 1722 года».