В работе с православной точки зрения рассмотрена роль во всемирной истории «Римского проекта» - Римской Империи, в подданство которой по факту своего рождения «написался» при своем Воплощении Господь, превратив тем самым Рим в мистический образ неразрушимого христианского Царства, - Вечного Рима, - в его трех временных и геополитических ипостасях. Позитивным смыслом земной истории после Воскресения Христа стало противостояние Вечного Рима мировому злу, предтечам будущего антихриста.
Рим потомков Энея и Ромула стал Царством, в котором воплотился Сын Божий, потому, что смог верно и своевременно определить тогдашнюю «столицу Земного Ада» ‒ Карфаген, ‒ и стереть ее своими легионами с лица Земли. Именно тогда Рим стал Катехоном - Удерживающим мировое зло. В этом безсмертная на все времена заслуга Римской Армии, сохранившей свою доблесть до конца дней Рима Первого, и передавшей ее армиям Рима Второго и Третьего.
Но эту вечную славу Римской Армии затеняет в глазах многих и многих тень, внесенная в общественное сознание, - описанное в Евангелиях издевательство, якобы римских, ‒ как считается, ‒ солдат над Христом. Совершенно непонятное по своей немотивированной жестокости.
И основная часть работы посвящена расследованию, кто на самом деле участвовал в уничижении и распятии Христа, чтобы свет истины развеял вековую тень над славой и доблестью Армий Вечного Рима.
Священство и Царство,
или «Римский проект» и его роль во всемирной истории
Величайшие дары Божии, данные людям Высшим
человеколюбием, - это Священство и Царство.
Оба происходят от одного источника
и украшают человеческую жизнь.
Император Юстиниан
Прежде, чем сказать слово в защиту Римской Армии, попытаемся, в доступном нам приближении осознать с православной точки зрения смысл мировой истории в целом. Вернее, даже не в целом, в целом смысл очевиден - отбор необходимого числа кандидатов в Царство Небесное, Небесный Иерусалим, описанный в 21 главе Откровения Иоанна.
В данном случае нас интересует в Божием замысле мировой истории роль «Римского Проекта», - Римской Империи, в подданство которой по факту своего рождения «написался» при своем Воплощении Господь. И с момента Его Воплощения в Вифлееме божественная благодать через Христа перешла на Рим, превратив его в мистический образ неразрушимого христианского Царства.
Именно на нерушимость этого Священного Римского Царства указывает старец Филофей в своем письме о Третьем Риме, как последнем Вечном Царстве: «Инако же Ромейское Царьство неразрушимо, яко Господь в Римскую власть написася»[1]. Рождество Христово придало сакральный смысл бытию сформировавшейся к тому же времени Империи.
Под ракурсом «Римского проекта», смысл земной истории представляется следующим:
От потопа до Воплощения Бога-Слова в Иисуса Христа
Во-первых, это творение человеческой общности, в среде которой могла родиться Пресвятая Дева Мария, и образоваться первичный круг людей, способных:
‒ воспринять земную проповедь Христа, и
‒ благовествовать Его учение в ойкумене после Воскресения Спасителя и Сошествия Святого Духа на апостолов.
Иными словами, создание своего рода Священства. Таковым стали праотец Авраам и его потомки, то есть ‒ «избранный народ израильский». [Отметим, что очевидно и несомненно существовало два Израиля еще до Христа ‒ Израиль пророков и Израиль фарисеев, саддукеев и «космополитических денежных мешков»].
Во-вторых, ‒ создание государственности, охватывающей тогдашнюю ойкумену-вселенную (в ее содержательном смысле), и свободную от сатанинских культов, в которой опять же:
‒ мог достаточно безопасно (в земном смысле) воплотиться, родиться Сын Божий;
‒ и могла, также в относительной безопасности, осуществиться первоначальная проповедь апостолов до краев тогдашней ойкумены.
То есть, создание Царства, в котором могло реализовать себя созданное Священство. Таким Царством, в подданство которого написался при своем Воплощении Господь, и стала Римская Империя. В ней и произошла встреча Священства и Царства.
Человек Бога и человек судьбы - Авраам и Эней
Представляется символичным то, что в основании Священства, и в основании Царства-Империи стоят типологически и психологически очень похожие люди: Авраам и Эней. На это обратил внимание в своем замечательном исследовании «Эней - человек судьбы» академик Владимир Николаевич Топоров: «В типологической классификации религиозного сознания людей веры Эней стоит рядом с библейским Авраамом и мог бы быть назван "средиземноморским Авраамом".
Разве не то же ли слышал не раз Эней свыше, что и Авраам? -
"Пойди из земли твоей, от родства твоего и из дома твоего, в землю, которую Я укажу тебе.
И Я произведу от тебя великий народ, и благословлю тебя, и возвеличу имя твое ... и благословятся в тебе все племена земные" (Быт. 12:1-3).
И разве не также очертил Анхиз [отец Энея при встрече их в царстве мертвых] Энею сужденную ему новую землю, как Господь Аврааму? ... (Быт. 13:14-16; Энеида VI, 795-801).
И разве, наконец, блуждание Энея на кораблях по морю и внимание голосу судьбы и знакам свыше не то же ли в своей глубине, что и странствия Авраама со стадами по пустыне, прислушивание к слову Господа и попытки постижения знамений ("и сие будет знамение завета..." Быт. 17:11, ср. Быт. 9:12)?
Море или пустыня, корабли или стада только уточняют акценты, но не ставят под сомнение единство "человека судьбы" и "человека Бога", Энея и Авраама»[2].
Понятно, - отмечает здесь Топоров, - что «один и тот же дождь или семя, упавшие на разную почву, дают разные плоды»[3].
Эти плоды одного Божественного семени, одного и того же Божественного дождя и дали на одной почве Священство, на другой - Империю-Царство.
Для нас, наследников Вечного Рима, понимание единого по существу происхождения, единства Божественного корня Священства и Царства особенно важно. Недаром академик Топоров в авторской Аннотации к так и неизданной по неизвестным мне причинам второй части «Человека судьбы», отмечает, что усвоение непонятых пока в полной мере уроков Вергилия и его героя - «одна из существенных задач русской культуры, более того - России, ее государственного разума и воли и общественной, гражданственной жизни».
В Roma Aeterna встретились и навсегда слились воедино вера Авраама: - Аврам поверил Господу, и Он вменил ему веру в праведность (Быт. 15:6), - и верность Энея: - Одолела путь непосильный /Верность святая твоя? От тебя и не ждал я иного. (Энеида VI, 687-688).
Недаром, Верность - древнейшее божество Рима. С первых дней Города в нем был храм Верности. И пока вера и верность были основным фактором существования для «контрольного пакета» народа Римской Империи в каждой ее временной и пространственной ипостаси, Империя стояла несокрушимо.
От Воскресения до Армагеддона
Позитивным же смыслом земной истории после Воплощения, Воскресения и Вознесения Христа и Сошествия Святаго Духа на апостолов видится противостояние Вечного Рима в его трех временных и геополитических ипостасях мировому злу, предтечам будущего антихриста.
Но для победы в этом противостоянии Вечному Риму необходимо было всякий век и год его бытия отчетливо представить и осознать, где находится сегодня и сейчас «сердце» этого мирового зла, его сосредоточие.
Иными словами, кто, на сегодняшний день является главным субъектом, проводящим волю «князя мира сего», разрушающим Божий мир, чтобы из обломков его воздвигнуть свое всемирное царство. И где этот субъект дислоцирован.
Как справедливо замечено, адских сил - легион.
Но где-то ведь должна быть и штаб-квартира, столица земного Ада. Причем, как существует трансляция во времени и пространстве Римской Империи, так существует и пространственно-временная трансляция этой штаб-квартиры сил зла.
Удерживающий
Рим потомков Энея и Ромула стал Царством, в котором воплотился Сын Божий, потому, что смог верно и своевременно определить тогдашнюю «столицу Земного Ада» ‒ Карфаген, ‒ и стереть ее своими легионами с лица Земли.
Карфаген, владыка Запада, претендовавший на гегемонию в Средиземноморье, тогдашней ойкумене, воплощал в себе, говоря просто и без прикрас, сатанизм в язычестве. Богов Карфагена Честертон назвал бесами. Боги-бесы Карфагена требовали человеческих, желательно детских, жертвоприношений, и поощряли самые разнузданные разврат и беззаконие, разносимые на черных Карфагенских судах по всему Средиземноморью.
За то, что Рим уничтожил Карфаген, - в буквальном смысле слова стерев его с лица земли, ‒ выполнив по сути волю Божию уничтожить Ханаан с его сатанинскими культами, что не смог или не захотел исполнить «избранный народ израильский», ‒ Риму и дано было создать тысячелетнюю империю, которая транслируясь в различные государственные и этнические формы, просуществовала почти до нашего времени.
Во всяком случае до Первой мировой войны, почти до ее конца.
Разгромом Карфагена Рим ответил на вопрос, по какому пути станет развиваться отныне история. В этой главной из войн, которые велись до сих пор, речь, в конечном счете, шла не о захвате территорий и торговых путей, а о дальнейшем пути, по которому пойдет человечество.
Честертон говорит, что если бы не Рим, то человечество прожило бы следующие две тысячи лет в иной реальности, не «греко-римской», а «карфагенской»:
- Не нам судить и гадать, каким образом и когда спасла бы мир милость Господня; но я убежден, что все было бы иначе, если бы Христос родился в Финикийской, а не в Римской империи. Мы должны быть благодарны терпению Пунических войн за то, что через века Сын Божий пришел к людям, а не в бесчеловечный улей ...
И это правда.
Но мы должны быть благодарны терпению Пунических войн, быть может, за гораздо большее. Вполне, на мой взгляд, возможен вариант, что никаких двух тысяч лет просто бы не было. Мы помним, что до всемирного потопа уже был весьма развитая цивилизация, с городами, ремеслами, искусствами, более чем вероятно - и науками. И Господь поставил на этой цивилизации единовременный жирный крест, который мог запечатлеть и конец истории, если бы не нашелся праведный Ной.
Отцы Церкви указывают, что объединение тогдашнего мира в рамках Римской Империи, где соблюдались закон и порядок, и можно было безопасно пройти вдоль и поперек все Средиземноморье и его окрестности, стало важным моментом в деле апостольской проповеди.
Но не только апостольская проповедь, но и возможность самого Воплощения могла быть поставлена под вопрос в империи Карфагена, где лучшим приношением главному богу был младенец-первенец. Дело даже не в том, что Господь не нашел бы возможность обезопасить Своего Сына, а в том, счел бы Он нужным вообще спасать такое объединенное человечество. Это был бы уже трижды неудачный эксперимент, считая первыми двумя ‒ Адама и потоп.
Так что не только свой Город, но и всех нас спасли Римские легионы грудью вставшие на пути сатанинской цивилизации «всемирного Ханаана».
По сути, именно тогда Рим стал Катехоном - Удерживающим мировое зло.
В этом безсмертная на все времена заслуга Римской Армии, и ее вождей в Пунических войнах Публия Корнелия Сципиона и Публия Корнелия Сципиона Эмилиана Африканских, ‒ воинов совершенно изумительных человеческих, не говоря уж о полководческих, качеств, коих так и тянет назвать «христианами до Христа».
Сципион Африканский Старший
Представляется не просто странным, что при нашем знании всех завоевателей и «потрясателей вселенной», нам практически ничего не говорят имена этих людей, благодаря воинским подвигам и самоотвержению которых вообще уцелел мир, который мы сейчас зовем своим.
Видно не те акценты расставляют для нас стандартные курсы всемирной истории.
Последние легионы
Стоит ли говорить, что свою доблесть Римская Армия сохранила до конца Первой Римской Империи, Первого Рима, даже, в некотором смысле пережив его.
Здесь мы говорим не просто о Западной Римской Империи, а именно о Первой Римской Империи, империи Первого Рима, считая датой ее падения 476 год, когда Сенат Рима, в послании к Императору Восточной Римской Империи Зенону, от своего имени и имени Римского Народа, формально заявил, что не находит нужным и не желает сохранять на Западе Империи преемственный ряд императоров и впервые формально юридически соглашался на то, «чтобы столица всемирной империи была перенесена из Рима в Константинополь».
Именно в 476 году произошла «трансляция империи» собственно Римской ‒ империи Первого Рима, в империю Рима Второго, Римско-Цареградскую, как в будущем произойдет уже «трансляция империи» Римско-Цареградской в империю Третьего Рима ‒ Римско-Московскую.
476 год стал годом прекращения существования не просто Западной Римской Империи, а Первой Римской Империи, годом прекращения бытия Рима как столицы единой Римской Империи, а отнюдь не только Западной Империи. Именно поэтому 476 год и был воспринят большинством населения римско-ориентированной Западной Европы как год падения Вечного Рима и вселенской катастрофы, вызвавшей «шок в генах» у этого населения на долгие годы и века[4].
В период, когда собственно римское общество все более разлагалось, последней организованной силой Империи и ее становым хребтом осталась Армия. Большинство в ней составляли наемники из всех племен империи, а иной раз и из живущих за ее пределами, получившие, казалось бы, лишь поверхностное воздействие римской культуры и римского духа. И все же, справедливости ради следует признать, что если и сохранялся где-то еще неукротимый дух раннего Рима, то только в его легионах.
Великий полководец Рима времен упадка Флавий Стилихон (ок. 358 - 22.08.408) по отцу был вандалом и при этом потомственным высшим римским офицером. Романизированный германец, выдвинутый в главнокомандующего войсками империи - magister militum - самим Императором Феодосием Великим, и женатый на Его племяннице и приемной дочери Серене, Стилихон на несколько лет смог поддержать величие Западной Римской империи, а с ней и всей империи Первого Рима.
Стилихон и Серена
Именно ему довелось отразить в 402 году натиск готов, ведомых самим Аларихом на Рим. В 405 году Стилихоном были разгромлены орды задунайских германцев под начальством Радагайса, хотя для этого пришлось вызвать из Британии последние римские легионы.
И это тоже говорит о боевом духе, до конца не покинувшем легионеров Рима.
Стоит представить себе этот миг истории, когда по приказу, который не нес в себе уже почти никакой материальной силы, римские британские легионы сразу оставили свои обжитые за столетия базы, и по все еще прекрасным тогда римским дорогам пошли в свой последний бой.
В благодарность растленные римские патриции, во главе с придворным евнухом Олимпием, обвинили спасителя Рима в измене и подло убили в 408 году. Гибель Стилихона от рук «своих» дорого обошлась Империи - в 410 году Аларих спокойно взял, разграбил и поджег Рим.
И все же еще спустя десятилетия армия Первого Рима смогла свершить свой последний, не меркнущий в веках подвиг, подобный чуду. Под водительством «последнего из римлян» Флавия Аэция[5], на сей раз действительно последнего из отмеченных в Анналах истории великих полководцев Первого Рима, жарким летом 451 года на Каталаунских полях Римская Армия смогла остановить и повернуть вспять гуннские полчища Аттилы, грозившие стереть с лица Европы остатки Римской цивилизации.
Атилла и Аэций на Каталаунских полях
Последние легионы Рима
В 453 году Атиллу постигла не вполне разъясненная смерть на его очередной свадьбе. Считается, что он захлебнулся на брачном ложе собственной кровью, шедшей у него иногда из носа. Ходили, впрочем, слухи, что уйти Аттиле помогла молодая жена с помощью простого кинжала. Смерть Аттилы почти мгновенно унесла в небытие и его империю. Держава гуннов распалась уже в 454 году и, казалось, непосредственная угроза Риму в очередной раз отведена.
Благодарностью за Каталаунскую победу Императора Валентиниана III, - ничтожества, решившего, что раз нет Аттилы, можно обойтись и без Аэция, - стало собственноручное убийство Валентинианом «последнего героя Первой империи» в сентябре 454 года во время императорской аудиенции. Спустя год Рим будет разграблен вандалами, которым никто не сможет помешать предать Вечный город самому страшному разорению в его истории.
Еще через 20 лет падет и сама Первая Римская империя, ‒ как свидетельствуют Святые Отцы, благодарность привлекает дары Божии, а неблагодарность отвращает их. Очень современная мысль.
Но даже после падения Великого Города, еще долгие десятилетия оставшиеся в далеких гарнизонах легионы, защищая тень ушедшего величия, продолжат и в безнадежной борьбе сдерживать натиск варваров на остатки Империи, которая уже не могла оценить их усилия[6]. Пусть нет на престоле Рима Императора, но пока руки держат оружие, они будут сражаться за Вечный Рим, напоминая нам последние полки Белой Гвардии - Русской Армии Врангеля лета 1920 года.
Похоже, что именно в них воскрес дух последних римских легионов. Как писал об этих Белых полках митрополит Вениамин (Федченков), глава военного духовенства Вооруженных сил Юга России (с 11 мая 1920 года ‒ Русской Армии): «Это было не только неразумно, а почти безумно. Но люди тогда не рассуждали, а жили порывами сердца.
Сердце же требовало борьбы за Русь, буквально "до последней пяди земли". ...
Да уж очень не хотелось уступать Родину "космополитам-интернационалистам", "евреям" (так было принято думать и говорить про всех комиссаров), социалистам, безбожникам, богоборцам, цареубийцам, чекистам, черни.
Ну, пусть и погибнем, а все же - за родную землю, за "единую, великую, неделимую Россию". За нее и смерть красна! ... У нас есть еще клочок земли, есть осколки армии, и мы должны бороться! Мы хотим бороться! Мы будем бороться!..»[7]. До конца!
Последние полки армии Вечного Рима, остатки Русской Императорской Армии, возглавляемые наиболее монархически настроенными вождями Белого Движения, такими как Кутепов, Врангель, Дитерихс[8], погибали, но не сдавались.
Как говорит наш последний певец Русской Армии Кавад Раш: «Белая Армия не была разгромлена, она была выдавлена из Крыма красными, превосходившими ее в десятки раз.
Духовно Белая Армия - это лучшая Армия за всю историю России»[9].
Возможно лучшей Армией Первого Рима и были его последние легионы. Римский воинский дух навечно воплотился в последних солдатах Рима.
Собрали на Него весь полк?
Но на этой вечной славе Римской Армии, славе ее легионов от Ромула, Сципионов, Цезаря, Траяна до Стилихона и Аэция лежит внедренное в общественное сознание темное пятно, способное в глазах многих, перевесить все сказанное выше в ее память и защиту.
Пятно это - описанное в Евангелиях издевательство, якобы римских, ‒ как считается, ‒ солдат над Христом. Совершенно непонятное по своей немотивированной жестокости. И вдобавок, при очевидном расположении их начальника Пилата (а такое ‒ подчиненными уясняется быстро!) к Странному Узнику.
Когда читаешь строки Евангелий, или профессионально-богословское изложение того, что случилось, когда «собрали на Него весь полк», пребываешь в состоянии горестного недоумения: воину неприлично и нетипично быть палачом. Ладно, прикажут распять каких-нибудь «спартаковцев», ‒ то быстро, четко, по всей Аппиевой дороге. Но не добавляя к страданиям на Кресте мелочной злобы и издевательств. А, например, в известном фильме Мела Гибсона «Страсти Христовы» над Христом издеваются вообще одни римские солдаты.
Будто забыты издевательства и избиения при аресте и в приёмных обоих первосвященников:
Допрос у Кайафы[10]
Евангелие от Матфея, глава 26:
65 Тогда первосвященник разодрал одежды свои и сказал: Он богохульствует! на что́ еще нам свидетелей? вот, теперь вы слышали богохульство Его!
66 как вам кажется? Они же сказали в ответ: повинен смерти.
67 Тогда плевали Ему в лице и заушали Его; другие же ударяли Его по ланитам
68 и говорили: прорекѝ нам, Христос, кто ударил Тебя?
От Марка, глава 14:
63 Тогда первосвященник, разодрав одежды свои, сказал: на что еще нам свидетелей?
64 Вы слышали богохульство; как вам кажется? Они же все признали Его повинным смерти.
65 И некоторые начали плевать на Него и, закрывая Ему лице, ударять Его и говорить Ему: прореки. И слуги били Его по ланитам.
От Луки, глава 22:
63 Люди, державшие Иисуса, ругались над Ним и били Его;
64 и, закрыв Его, ударяли Его по лицу и спрашивали Его: прореки, кто ударил Тебя?
65 И много иных хулений произносили против Него.
Обычно в Новом Завете об Армии Рима говорится в исключительно теплых тонах: здесь и центурион Евангелия от Матфея, умоляющий Христа исцелить отрока, даже не заходя, к нему, недостойному, в дом: «скажи только слово, и выздоровеет слуга мой!», на что Господь ответил: «и в Израиле не нашел Я такой веры» [Мф 7:8,10].
И центурион, будущий св. мученик Лонгин, сказавший у Креста, увидев смерть Христа: «воистину человек этот был Сын Божий» [Мк 15:39]. Плохо вяжется эта фраза с якобы состоявшимся несколько часов назад, получается скорее всего солдатами того же Лонгина, зверским избиением Беззащитного Узника.
Вспомним также центуриона Корнилия из Деяний Апостолов, и человеколюбивого Юлия ‒ центуриона-сотника Августова полка, сопровождавшего Апостола Павла в Рим.
Да и зачем храбрым римским солдатам, не склонявшим перед врагом головы в открытом бою, издеваться над Непонятным для них Узником, претендующим якобы на звание царя в глухой римской провинции Иудее? Не на звание же Кесаря Рима, которого они присягали защищать, покушался преданный своими же галилеянин.
Откуда же такая жестокость?
Римские воинские подразделения и местная «охранка»
«Ларчик» открывается достаточно просто.
Большинство читателей Евангелий не замечают, что под словами «воины» в Новом Завете названы две совершенно отличные друг от друга их разновидности: собственно легионеры Рима, и военнослужащие, если так можно выразиться, «внутренних войск» Иудеи, вербующиеся из местного населения и подчиняющиеся собственному иудейскому начальству.
Это и храмовая стража, и воины Ирода Антипы, и воины, охранявшие мытарей, ‒ нечто вроде тогдашней полиции, ДПС и охраны налоговых инспекторов.
Именно эти «воины» подходили к Иоанну Крестителю с вопросом: «а нам что делать?». «Это были не римские воины, а евреи-наемники, служившие во вспомогательных частях»[11].
На свой вопрос «воины» получили ответ, странный для вопрошающего солдата, но являющийся заветом навсегда для служителей полиции, а говоря шире - служителей Фемиды, всех времен и народов: «Никого не обижайте, не клевещите, и довольствуйтесь своим жалованием». [Лк 3:14]. В ц-сл. Переводе второй совет Крестителя звучит как «ни оклеветавàйте». ‒ Не шейте ложных дел, одним словом!
Этих «воинов» посылали первосвященники и фарисеи схватить Христа, услышав споры о Нем в народе, как о Мессии: «Услышали фарисеи такие толки о Нем в народе, и послали фарисеи и первосвященники служителей ‒ схватить Его». [Ин 7:32].
В.Н. Кузнецова переводит вторую часть этого стиха как: «И тогда первосвященники и фарисеи послали храмовую стражу схватить Его». И дает следующий комментарий на этот стих: «В Храме была своя стража, выполнявшая полицейские функции; она состояла из левитов и подчинялась начальнику Храма»[12].
Именно они «взяли» Иисуса в Гефсиманском саду, а затем доставили Его уже неоднократно избитого к Претории.
Ин 18:2. Знал же это место и Иуда, предатель Его, потому что Иисус часто собирался там с учениками Своими.
3 Итак Иуда, взяв отряд воинов и служителей от первосвященников и фарисеев, приходит туда с фонарями и светильниками и оружием. ...
12 Тогда воины и тысяченачальник, и служители Иудейские взяли Иисуса и связали Его ...
Как видим, и войск у первосвященников было немало, если даже тысяченачальник имелся.
Следует отметить, что Иоанн единственный из Евангелистов, который вообще говорит об отряде воинов. Матфей, Марк и Лука говорят просто о ведомом Иудой «множестве народа с мечами и кольями, от первосвященников и книжников и старейшин народных» (Мф. 26:47; Мк. 14:43; Лк. 47, 52). Но что касается отряда воинов у Иоанна, то здесь обычно следует комментарий, что это был якобы отряд именно римских воинов. На самом деле, за римских этих воинов можно принять, только полностью проигнорировав слова апостола Иоанна из той же главы 18, ст. 4-6:
4 Иисус же, зная все, что с Ним будет, вышел и сказал им: кого ищете?
5 Ему отвечали: Иисуса Назорея. Иисус говорит им: это Я. Стоял же с ними и Иуда, предатель Его.
6 И когда сказал им: это Я, они отступили назад и пали на землю.
Зрелище падающей на землю, находящейся «при исполнении», римской когорты или хотя бы центурии, ‒ зрелище, безусловно не имеющее прецедентов за всю историю Римской Армии, и одному ему должны были бы быть посвящены тома, хотя бы по военной психологии.
Ведь слова Христа не были магией, а падать на землю от слов предполагаемого преступника легионерам Рима мало присуще. Раскопки Помпеи сохранили на века облик стоящего на посту римского легионера, не согнувшего головы даже под огненным смерчем.
Взятие Иисуса в Гефсимании[13]
Вот храмовая стража и местный ОМОН, неоднократно имевшие возможность видеть Иисуса в храме, слышать его слова и рассказы о творимых Им чудесах, включая недавнее воскрешение Лазаря, а возможно и быть свидетелями таковых, те могли попервоначалу впасть в священный трепет, узнав Кого им предстояло арестовать и доставить. И эти свои трепет и озноб вымещать потом на «неоправдавшем» свое ‒ в иудейском понимании ‒ «величие», Узнике.
Они же, очевидно, составляли ту кустодию, - охрану на латыни, - которая охраняла Гроб Господень, и которые за хорошие деньги, полученные от первосвященников готовы были подтвердить, что ученики украли тело Христа.
Мф 27: 65 Пилат сказал им: имеете стражу; пойдите, охраняйте, как знаете.
66 Они пошли и поставили у гроба стражу, и приложили к камню печать.
По ц-сл.: 65 Речé же им Пилат: мате кустодю: идте, утвердте, якоже вéсте.
66 Они же шéдше утвердша гроб, знàменавша[14] кàмень с кустодею.
Некоторые комментаторы, как например Свят. Херсонский Иннокентий (Борисов), специально подчеркивают, что архиереи и книжники, решив охранять гроб Господень, первоначально решили не использовать иудейскую храмовую стражу, в которой «у первосвященников не было недостатка», но пришли к Пилату за Римской стражей, как более надежной и снимающей все возможные возникнуть вопросы.
Но Пилат, вынужденно пошедший навстречу их повышенной бдительности, непосредственно иметь с ней дело не захотел, «выразив, впрочем, свое недоверие к чистосердечию синедриона тем, что сам нисколько не принял в ней непосредственного участия», и воинов своих на это дело не дал: «У вас есть кустодя, - отвечал Пилат (так называлась военная стража при храме), подите, возьмите из нее, сколько угодно, и стерегите гроб, как знаете». И Святитель продолжает: «Против такого мнимого доверия нечего было возразить, и первосвященники, взяв нужное число воинов, отправились в вертоград Иосифов»[15].
Также есть все основания считать, что именно воины местных «внутренних войск» принимали основное участие в издевательствах над Христом, уже после того как Он предстал перед судом Пилата, и под их конвоем Он прошел свой Крестный путь на Голгофу, и они же, по иудейскому обычаю делили у креста одежду Христа и кидали о ней жребий.
Рассмотрим вопрос подробнее.
Что говорят евангелисты
Матфей и Марк
Матфей и Марк определенно говорят, что Иисуса истязали воины игѐмона. Читаем у Матфея в главе 27:
25 И, отвечая, весь народ сказал: кровь Его на нас и на детях наших.
26 Тогда отпустил им Варавву, а Иисуса, бив, предал на распятие.
27 Тогда воины правителя, взяв Иисуса в преторию, собрали на Него весь полк
28 и, раздев Его, надели на Него багряницу;
29 и, сплетши венец из терна, возложили Ему на голову и дали Ему в правую руку трость; и, становясь пред Ним на колени, насмехались над Ним, говоря: радуйся, Царь Иудейский!
30 и плевали на Него и, взяв трость, били Его по голове.
31 И когда насмеялись над Ним, сняли с Него багряницу, и одели Его в одежды Его, и повели Его на распятие.
Марк в главе 15:
15 Тогда Пилат, желая сделать угодное народу, отпустил им Варавву, а Иисуса, бив, предал на распятие.
16 А воины отвели Его внутрь двора, то есть в преторию, и собрали весь полк,
17 и одели Его в багряницу, и, сплетши терновый венец, возложили на Него;
18 и начали приветствовать Его: радуйся, Царь Иудейский!
19 И били Его по голове тростью, и плевали на Него, и, становясь на колени, кланялись Ему.
20 Когда же насмеялись над Ним, сняли с Него багряницу, одели Его в собственные одежды Его и повели Его, чтобы распять Его.
Иоанн
Однако у Иоанна этот эпизод Страстей Господних дан в несколько смягченном виде в главе 19:
1 Тогда Пилат взял Иисуса и велел бить Его.
2 И воины, сплетши венец из терна, возложили Ему на голову, и одели Его в багряницу,
3 и говорили: радуйся, Царь Иудейский! и били Его по ланитам.
И если из Матфея и Марка можно заключить, что повели Его на распятие римские солдаты, то у Иоанна, это звучит так:
12 С этого времени Пилат искал отпустить Его. Иудеи же кричали: если отпустишь Его, ты не друг кесарю; всякий, делающий себя царем, противник кесарю.
13 Пилат, услышав это слово, вывел вон Иисуса и сел на судилище, на месте, называемом Лифо́стротон, а по-еврейски Гаввафа.
14 Тогда была пятница перед Пасхою, и час шестый. И сказал Пилат Иудеям: се, Царь ваш!
15 Но они закричали: возьми, возьми, распни Его! Пилат говорит им: Царя ли вашего распну? Первосвященники отвечали: нет у нас царя, кроме кесаря.
16 Тогда наконец он предал Его им на распятие[16]. И взяли Иисуса и повели.
Здесь уже можно предположить, что повел Иисуса именно иудейский ОМОН.
Лука
И наконец в Евангелии от Луки описание последних часов Господа перед казнью дополняется в главе 23 следующим важным эпизодом:
4 Пилат сказал первосвященникам и народу: я не нахожу никакой вины в этом человеке.
5 Но они настаивали, говоря, что Он возмущает народ, уча по всей Иудее, начиная от Галилеи до сего места.
6 Пилат, услышав о Галилее, спросил: разве Он Галилеянин?
7 И, узнав, что Он из области Иродовой, послал Его к Ироду, который в эти дни был также в Иерусалиме.
8 Ирод, увидев Иисуса, очень обрадовался, ибо давно желал видеть Его, потому что много слышал о Нем, и надеялся увидеть от Него какое-нибудь чудо,
9 и предлагал Ему многие вопросы, но Он ничего не отвечал ему.
10 Первосвященники же и книжники стояли и усильно обвиняли Его.
11 Но Ирод со своими воинами, уничижив Его и насмеявшись над Ним, одел Его в светлую одежду и отослал обратно к Пилату. [в светлую одежду: в греческом оригинале, буквально: «блистающую, сияющую». Как предполагают некоторые комментаторы, это могла быть пурпурная царская (ср. Мк 15:17) или белоснежная одежда[17]].
Иисус у Ирода
12 И сделались в тот день Пилат и Ирод друзьями между собою, ибо прежде были во вражде друг с другом.
И далее в той же главе 23:
13 Пилат же, созвав первосвященников и начальников и народ,
14 сказал им: вы привели ко мне человека сего, как развращающего народ; и вот, я при вас исследовал и не нашел человека сего виновным ни в чем том, в чем вы обвиняете Его;
15 и Ирод также, ибо я посылал Его к нему; и ничего не найдено в Нем достойного смерти;
16 итак, наказав Его[18], отпущу.
18 Но весь народ стал кричать: смерть Ему! а отпусти нам Варавву.
19 Варавва был посажен в темницу за произведенное в городе возмущение и убийство.
20 Пилат снова возвысил голос, желая отпустить Иисуса.
21 Но они кричали: распни, распни Его!
22 Он в третий раз сказал им: какое же зло сделал Он? я ничего достойного смерти не нашел в Нем; итак, наказав Его, отпущу.
23 Но они продолжали с великим криком требовать, чтобы Он был распят; и превозмог крик их и первосвященников.
24 И Пилат решил быть по прошению их,
25 и отпустил им посаженного за возмущение и убийство в темницу, которого они просили; а Иисуса предал в их волю.
26 И когда повели Его, то, ...
Здесь по смыслу всего текста: И когда [они] повели Его, то, ...
Следовательно, и у Луки Иисуса ведут на казнь местные «полицаи».
Отчего Пилат и Ирод сделались друзьями
Но важнее другое. В Евангелии от Луки, во многом самом «фундированном», во всяком случае из синоптических, ни слова не сказано об избиении Христа римскими легионерами, но, напротив, ‒ иудейскими воинами Ирода Антипы. Именно они по приказу своего владыки, не дождавшегося в пятницу 14 нисана от Иисуса чудес, и вообще знаков внимания, «уничижили Его и насмеялись над Ним», после чего одели в «светлую одежду».
Уничижение Иисуса[19]
И, наконец, становится ясным, отчего Пилат и Ирод сделались друзьями. С одной стороны, Ирод, как и Пилат, вопреки первосвященникам, не признал Иисуса виновным, а во-вторых, избавил Пилата от «черной работы» бичевания приглянувшегося игѐмону узника, которого он посильно старался спасти.
При этом соединяется время наказания по Матфею-Марку и Луке.
Судя по времени распятия Иисуса, после «визита» Христа к Ироду и возвращения Его в преторий, времени на новое наказание Его уже в претории с очередным переодеванием в светлые одежды, просто не оставалось.
(Продолжение следует)
[1] Послание монаха псковского Елеазарова монастыря Филофея дьяку М.Г. Мисюрю Мунехину с изложением концепции «Третьего Рима». //Синицына Н.В. Третий Рим. Истоки и эволюция русской средневековой концепции (XV-XVI вв.). - М.: Издательство «Индрик», 1998, с. 336-346. С. 343.
[2] Топоров В.Н. Эней - человек судьбы: (к «средиземноморской» персонологии). - М.: Радикс, 1993. Ч. 1. С. 34-35.
[3] Там же. С. 35.
[4] См. напр. в: Эдуард Гиббон. История упадка и крушения Римской империи. - М., 1994; Федорова Е.В. Люди императорского Рима. - М., 1990; Кузенков Павел. История Византии. Беседа 5-я. /Православие.Ru. 24 мая 2016 года. Трансляцию Империи Первого Рима в Рим Второй рассматриваем здесь в геополитическом и юридическом аспекте, в отличие от инока Филофея, который рассматривает эту трансляцию в смысле духовном и относит ко временам после Карла Великого и папы Формоза.
[5] Флавий Аэций (лат. Flavius Aetius; ок. 390-454) ‒ последний из величайших римских полководцев Западной Римской империи, последний ее герой и оплот перед распадом, трехкратный консул (432, 437 и 446 гг.), удостоившийся от историков эпитета «последний из римлян». Аэций родился в Дуросторуме на Дунае в Нижней Мезии (это тот Доростол, в котором в 971 году принял свое последнее сражение с войсками Императора Иоанна Цимисхия Великий Князь Святослав Игоревич, ныне Силистрия или Силистра в Болгарии). По происхождению фракиец, а по мнению некоторых историков славянин. В некотором смысле можно сказать - русский. Аэций возглавил армию империи в 429 году, 19 лет спустя после того, как столица мира Рим впервые за 8 веков была разграблена вестготами Алариха. На протяжении 25 лет Аэций успешно отбивал ограниченными силами набеги варваров на владения Западной Римской империи, выступая в роли не только военачальника, но и фактического руководителя империи при слабом Императоре Валентиниане. Аэций наиболее известен в историографии своей победой над Аттилой в битве на Каталаунских полях в 451 году. Подр. см., напр.: Парницкий Теодор. Аэций, последний римлянин. - М., 1969.
[6] Точно известно, например, что наместник Галлии Афраний Сиагрий удерживал Суассонскую область по крайней мере до 486 года. Продолжали сражаться с варварами гарнизоны Норика и Реции.
[7] Митрополит Вениамин (Федченков). На рубеже двух эпох. - М.: Отчий дом, 1994. С. 232-233.
[8] Белые полки последней Белой армии, под командованием генерал-лейтенанта Михаила Константиновича Дитерихса, провозгласившего лозунгом Белого движения восстановление монархии, сражались с «космополитами-интернационалистами» в 1922 году в Приамурье, но духовно едины с полками Белой армии, стоявшими до конца в 1920 году в Крыму.
[9] Раш Кавад. Слово о кадетском братстве. //Раш Кавад. Время офицеров. Письма к русскому офицеру. Изд. 2-е. - СПб., 2012. С. 715. Следует подчеркнуть, что, начиная с Великой Отечественной войны, армией Вечного Рима в определенной степени стала Красная, затем Советская, а ныне Российская Армия.
[10] Гравюра Юлиуса Шнорра фон Карольсфельда. /80 иллюстраций Нового завета Юлиуса Шнорра фон Карольсфельда.
[11] Комм. к стиху Лк 3:14 современного перевода Евангелия от Луки с греческого В.Н. Кузнецовой, под ред. игумена Иннокентия (Павлова). //Евангелист Лука. Радостная Весть. Деяния Апостолов. /Перевод и примечания В.Н. Кузнецовой. - М., 1998. С. 27. Валентина Николаевна Кузнецова ‒ духовная дочь отца Александра Меня, по благословению и с непосредственным участием которого в середине 1980-х годов она начала работу над переводом «Радостная Весть». Поэтому есть все основания считать, что приведенный комментарий восходит к о. Александру Меню, которому посвящен перевод. А отец Александр разбирался в тонкостях иудейской жизни времен Иисуса Христа очень хорошо.
[12] Евангелист Иоанн. Радостная Весть. Письма. Откровение. /Перевод и примечания В.Н. Кузнецовой. - М., 1999. С. 46.
[13] Гравюра Юлиуса фон Карольсфельда.
[14] В древнейшем Остромировом Евангелии вместо «знàменавша кàмень» стоит «запечатлéвше кàмень», что на мой взгляд образнее.
[15] Свят. Иннокентий Херсонский. Последние дни земной жизни Господа нашего Иисуса Христа. Глава XXIX: Кустодя.
[16] Выделения в евангельских цитатах здесь и далее мои. - БГ.
[17] См, напр. комм. к Лк 23:11 в упомянутом переводе В.Н. Кузнецовой.
[18] Лк 23:16, 22 - наказать - дословно в греческом оригинале: «наставить на ум, поучить, исправить, вразумить». Похоже, что Пилат по простоте душевной, в качестве «наказания» просто собирался посоветовать Христу быть осторожнее впредь, и не связываться с местным церковным руководством.
[19] Гравюра Юлиуса фон Карольсфельда. Не знаю, честно говоря, какой трактовки на страсти Господни придерживался художник, но на римских солдат изображенные на рисунке мало похожи.
1. Re: В защиту римской армии