Доклад на Седьмых Пюхтицких чтениях (11-12 декабря 2018 года)
Разговор о святых неизменно важен, потому что каждому из нас необходим пример того, как жить со Христом и во Христе. И каждый опытно знает, как по-разному складываются наши внутренние отношения с разными святыми: одни святые нам ближе, чем другие, они будто врываются в нашу жизнь, сами делая шаг навстречу; путь к знакомству и пониманию других может быть долог и непрост, но все они дают нам реальные образцы истинно евангельской жизни во всем ее разнообразии. Так же и в каждой стране есть свой сонм особо любимых святых.
Представляется вполне уместным говорить о почитании св. вмц. Варвары в Пюхтицкой обители, которой она незримо покровительствуют. Две игуменьи монастыря, сыгравшие решающую роль в ее устроении, сохранении и развитии, носили имя этой святой. Храм богадельни освящен в честь вмц. Варвары и свт. Алексия, обитель благоговейно хранит икону святой с частицей ее мощей.
Евгений Поселянин писал: «Святая великомученица Варвара по искренности чистой души своей и по великой ревности, которую она проявила по Боге, принадлежит к величайшим подвижницам христианства, хоть подвиг ее продолжался короткое время. Ее можно сравнить с прекрасным благоухающим цветком, который был сорван для того, чтобы украсить чертоги Небесного Отца». (2)
В России святую любят особо и с самых ранних времен. Возможно, благодаря тому факту, что ее мощи издревле находились в Киеве.
Здесь чтят ее мудрость. Наблюдая за красотой природы, она открыла Единого Бога и полюбила Его. Потом, будучи научена основам христианской веры, совсем юная Варвара сумела воспринять догмат о Святой Троице, часто недоступный и, казалось бы, более опытным и зрелым умам.
Особо известна эта святая в России помощью в причащении Христовых Таин и избавлении от внезапной смерти. Обращение к ней в этих случаях связано с тем эпизодом ее жития, когда по дороге на казнь она молились Богу, чтобы Он даровал благодать Свою всякому человеку, который будет вспоминать ее и ее страдания, чтобы не приблизилась к такому человеку внезапная болезнь, не похитила его нечаянная смерть. (1)
Однако святую Варвару любят не только у нас. Оказавшись несколько лет назад в начале зимы в Ливане, я была удивлена, что день этой святой отмечается там большими семейными празднествами. Позже я прочла, что такие торжества характерны не только для Ливана, но для Сирии, Палестины, Грузии, Иордании, Греции, Македонии, Болгарии. А также особо чтят ее в Польше, Чехии, Франции, Германии и Латинской Америке, хотя в большинстве этих стран ее праздники носят более светский характер.
В Ливане праздник великомученицы называется «бурбара». В этот день после Литургии дети наряжаются в костюмы и маски и обходят дома, прославляя святую. Вероятно, маски когда-то имели языческие корни, но эта традиция была переосмыслена в христианском ключе, и в день святой Варвары дети словно помогают ей укрыться от преследующих ее отца и римских воинов. Они поют песни, восхваляющие святую, получают подарки. В этот день готовится специальное блюдо из вареных зерен пшеницы, семян граната, изюма, аниса, орехов, апельсинов. Оно напоминает наше сочиво, но существенно разнообразнее по составу.
Конечно, нас более интересует не бытовой аспект праздника, а его духовное содержание.
По преданию, св. Варвара родилась в городе Гелиополисе/Илиополе. В то время (III - начало IV века) один из двух городов с этим именем находился в Египте, другой в Сирии (Финикии). Большинство христианских историков склоняются к тому, что св. Варвара родилась в Гелиополисе финикийском. Сегодня это город Баальбек в Ливане, на самой границе с Сирией.
Его руины, огромный храмовый ансамбль масштабом и разнообразием превосходят схожие руины римского времени как Европы, так и Азии.
До древнеримской эпохи это была территория Финикии с ее высокоразвитой цивилизацией. Глядя на сохранившиеся руины Гелиополиса-Баальбека, можно представить себе, каким красивым и богатым был этот город во времена св. Варвары. В какой роскоши, должно быть, выросла будущая великомученица, чей отец был представителем аристократии.
Поскольку почти все материалы о почитании святой Варвары в Ливане и Сирии опубликованы на арабском языке, мне пришлось лично обращаться в разные монастыри и учебные заведения, чтобы получить ответ на вопрос - за что почитают великомученицу в этих странах.
Баламанд - крупнейший православный университет на Востоке, исторически связанный с Баламандским монастырем, бывшим некогда основным центром православной мысли в этом регионе.
Отец Абуна Бассам Нассиф, преподающий в нем богословие, пояснил в ответном письме, что св. Варвара особо почитается в этих местах, потому что она была родом отсюда и остатки раннего храма (IV века), ей посвященного, сохранились в Баальбеке, но еще более потому, что вся история этих земель - это история непрекращающегося христианского мученичества, которое продолжается и сегодня. Мы и сами почти ежедневно слышали и до сих пор слышим об этом в новостях. Это ощущается в каждом районе Ливана, особенно в тех, что близки к Сирии. Живущие там монашествующие понимают, что должны быть готовы к мученичеству в любую минуту.
В одной из проповедей, сказанных в храме вмч. Георгия в пригороде Сайды (библейский Сидон), говорилось о том, что исповедничество Варвары началось задолго до ее физического мученичества, тогда, когда она отреклась от всех богатств и привычек аристократической жизни ради познания Христа. В современном обществе, сделавшем комфорт одной из главных жизненных целей, ее пример особенно важен.
Мужской монастырь прп. Силуана Афонского и женский Иоанна Крестителя составляют Семейство Святой Троицы и были основаны в горном селении Дума матушкой Мариам и другими учениками архим. Софрония Сахарова. Они много занимаются переводами, издательской, просветительской деятельностью. Насельники и насельницы проводят жизнь в трудах, созерцании и уединении. Мужской монастырь полностью закрыт для внешнего мира, женский открыт только на время служб. Они прислали мне английский перевод арабского Синаксария, в котором святая Варвара прославляется как ходатаица за всех, находящихся в напастях, больных инфекционными болезнями. Она покровительствует тем, чьи профессии особенно опасны - шахтерам, артиллеристам, оружейникам. Это связано с эпизодом ее жития, в котором рассказывается, как гроза поразила ее отца за преследование дочери. (4)
Очень важна для Востока тема семьи, поэтому в день св. Варвары почти всегда говорится о воспитании детей, об отношениях детей и родителей. На одном из сайтов ливанской марунитской церкви (наиболее многочисленной в этой стране) было написано: «Тщетно отец святой Варвары пытался отделить ее башней от мира. И мы не можем оградить наших детей от него. Но мы можем послать их в мир и научить, как там находить Христа».
В Грузии день святой Варвары называется «Барбароба». В этот день готовят лобиани, собирается вся семья. А в церкви на службе присутствует много детей и подростков, так как святая считается их покровительницей. Только в Тбилиси в ее честь возведены четыре храма. Поэтому и там тема семьи и христианского воспитания детей особенно часто обсуждается в день памяти святой. Об этом говорили мне все грузинские священнослужители, у которых я спрашивала о значении св. Варвары для Грузии. Пожалуй, об этом аспекте редко говорится в праздник святой.
В Болгарии Варварин день зовется «женским Рождеством», хозяйки пекут лепешки и хлеб, чтобы раздавать соседям и бедным. Святую просят о ходатайстве в защите детей от болезней. Есть даже поверие, что святая родилась в Болгарии. (5)
В разных городах Греции существуют разные традиции празднования дня святой, основными участницами которого всегда являются девочки и девушки. Особенно красив ее праздник в городке Драма, где пускают по волнам озера маленькие модели, «лодочки молитвы», с зажженными свечами в воспоминание о сохранения этого городка от турецкого осквернения по молитвам великомученицы.
На греческом сайте, посвященном великомученице, говорится о том, как важен ее пример доверия к Богу, готовности следовать Его воле без колебаний. Вместо некогда горячей любви получила она от отца ненависть и смерть, но не пошатнулась, а с кротостью и в мирном устроении шла избранным путем, полностью доверяя Господу, вверяя Ему себя. (7)
Старец Паисий Святогорец особенно любил эту святую. В детстве он ходил в храм, освященный в честь великомученицы. Он говорил, что любовь к святой позволяет вести с ней внутренний диалог, и рассказывал о случае, когда однажды серьезно больной, находясь в больнице, он посетовал, что святая не помогает ему, а он ее так почитает. И тут же появились до того долго отсутствовавшие врачи, которые сделали все, чтобы облегчить положение старца. Произошло это в день памяти великомученицы.
Когда-то св. Варвара глубоко почиталась и в католической церкви. Не случайно ее изображение есть во многих католических храмах и в музеях Ватикана. Многие города (16 во всем мире - от Испании и Португалии до Латинской Америки и Филиппин) названы ее именем (Санта Барбара). Фигура святой включена в композицию «Сикстинской Мадонны». В католической живописи Варвара показана с башней, лилией, иногда с чашей, что говорит о том, что раньше и здесь к ней обращались за помощью в своевременном причащении Святых Таин. Однако после некоторых решений Тридентского собора (XVI века) почитание святых ослабевает. Сегодня ряд католических церквей относит св. Варвару к четырнадцати малым помощникам и целителям, формально же она была исключена из списка католических святых в 60-ые годы XX века за «недостатком исторических фактов», такова официальная формулировка. (3, 6) И лишь светские праздники тех, кто считает ее своей покровительницей - пожарников, оружейников, шахтеров, военнослужащих ракетных войск и др. - широко отмечаются в странах Запада, в США, Австралии фейерверками и салютами. В Чехии и некоторых других славянских странах сохранилась традиция срывать в этот день вишневые ветки и ставить их дома, чтоб они расцвели к Рождеству. Но это, к сожалению, уже просто красивые обычаи, внутренний смысл которых утрачен.
А мы, надеюсь, достойно встретим праздник великомученицы:
Тропарь, глас 8:
Варвару святую почтим: вражия бо сети сокруши, и яко птица избавися от них, помощию и оружием Креста, всечестная.
Юлия Робертовна Редькина, ведущий переводчик редакционно-издательского отдела Эрмитажа, Санкт-Петербург
Использованная литература
1. Минея. Декабрь. М.: Издательский совет Русской Православной Церкви, 2008. С. 121-148.
2. Поселянин Е. Избранные жития святых. М.: Артос-медиа, 2011. С. 54-65.
3. Catholic online. St Barbara. Режим доступа: https://www.catholic.org/saints/saint.php?saint_id=166
4. Holy Trinity Family. Режим доступа: https://holytrinityfamily.blogspot.com/
5. Mantov, Dimiter. Folk Dishes from St. Dimitri's to St. George's Day. Sofia: Svetulka 44 Publishing House, 1997.
6. New World Encyclopedia. Режим доступа: http://www.newworldencyclopedia.org/entry/Saint_Barbara
7. Saint Barbara Resource Page (Mystagogy Resource Center). Режим доступа: https://www.johnsanidopoulos.com/2015/12/saint-barbara-resource-page.html