Предлагаем вниманию читателей текст одного из наиболее ярких докладов, прозвучавших на закрытии II Международной научно-практической конференции «Евразийское пространство: добрососедство, партнерство, диалог культур и цивилизаций». Организаторами конференции выступили правительство Брянской области, управление молодежной политики и общественных проектов департамента внутренней политики, филиал РАНХиГС, а также член Попечительского Совета организации «Россия Православная» депутат Областной Думы М.М. Иванов.
В своем докладе я хочу остановиться на тех болевых точках и уязвимых местах интеграционных процессов на евразийском пространстве, которые создают угрозу и ставят под удар наше единство.
Наверно кому-то мой доклад покажется пессимистичным и даже резким, но мы должны реально оценивать свои возможности, чтобы продолжать интеграцию и давать адекватные ответы на возникающие угрозы и вызовы. Путь к победе, писал 2500 лет назад Сунь-Цзы в трактате «Искусство войны», лежит через глубинный анализ ситуации и оценку собственных возможностей.
На пространстве Евразии существует несколько интеграционных проектов - СНГ (с1992 г.), ОДКБ (с 1992 г.), ЕвразЭС (с 2001 г.), ШОС (с 2001 г.).
Следуя известной формуле Махатмы Ганди: «Сначала вас не замечают, потом над вами смеются, потом борются с вами. А потом, вы побеждаете», евразийская интеграция в настоящее время находится в точке борьбы. Нас заметили, над нами смеялись, а сейчас с нами борются. И фронт этой борьбы идет в разных плоскостях и на разных уровнях - военно-политическом, экономическом, культурно-информационном, образовательном, спортивном, идейном наконец. А цель любой борьбы - победа над противником.
Я буду использовать термин противник, так как называть наших визави коллегами или партнерами уже нет никакого смысла. Они сами отказались от этого.
Нельзя недооценивать нашего противника. Он хитер и изворотлив. Он использует наши слабые места и мы сами часто даем ему повод. Война - есть путь обмана, писал Сунь-Цзы, без него невозможна победа. Война, как один из методов политики, требует умения «отступать от добра» писал 500 лет назад Макиавелли.
Более века назад Маккиндер выдвинул понятие географической оси истории, воплощением которой на карте мира является Мировой Остров, т.е. Евразия, центром Евразии, ее сердцем является Хартленд - Срединная земля, географически совпадающая примерно с границами Российской империи и СССР. Именно на пространстве Мирового Острова идет борьба за Хартленд. Тот кто победит в этой борьбе будет править миром. Россия в настоящее время окружена по всему периметру границ базами и другими военными объектами НАТО и США. США любым способом, хоть тушкой хоть чучелом, пытаются закрепится в Евразии и на постсоветском пространстве. Государства Прибалтики напрямую включены в структуры НАТО, в других постсоветских республиках действуют информационные центры, бюро и др. якобы невоенные объекты США и НАТО. Такое информбюро открыто в 2017 году в Кишиневе. А уже в этом году Агентство связи и информации НАТО получило доступ к базам данным, серверам и сетям вооруженных сил Молдовы. Иностранные специалисты будут контролировать основные параметры криптографической защиты вооруженных сил страны, а в дальнейшем возьмут под контроль все государственные учреждения Молдовы.
В Казахстане, Киргизии, Украине, Молдове, Грузии, Азербайджане, Армении, Узбекистане открыты десятки биолабораторий и мониторинговых биостанций США с бюджетом в сотни миллионов долларов. Под видом сугубо гражданской направленности скрывается сбор разведданных, проводятся эксперименты с вирусами, ведется мониторинг флоры, фауны регионов. Сотрудники лабораторий наделены дипломатическим иммунитетом, а их деятельность засекречена. И я напомню, что Казахстан, Киргизия и Армения являются странами-основательницами и членами ОДКБ. К силам быстрого реагирования НАТО по периметру российской границы присоединились Финляндия, Швеция, Украина, Грузия, не являющиеся членами НАТО. Крупнейшие воинские контингенты находятся в непосредственной близости от России - в Германии и Японии (до 40 тыс. в каждой из стран). В Румынии и Польше строятся базы ПРО НАТО. Центр стратегической коммуникации НАТО работает в Риге. Участниками особой партнерской программы НАТО являются - Украина, Грузия, Молдова, Азербайджан, Армения, Казахстан, Сербия.
Под нажимом США в ЕС создается система военного Шенгена - свободного перемещения воинских соединений и военных грузов по территории ЕС. Кто и что будет перемещать? Греция, Италия, Германия? Нет. Естественно это создается для удобства США беспрепятственно передвигать свои контингенты по Европе.
Украина стала центром сбора разведданных, американские и натовские военные внимательно отслеживают опыт ведения войны на востоке Украины, так как армии ДНР и ЛНР построены и действуют по российским принципам. Не вступая открыто в войну они получают ценную информацию о местности, о способах развертывания и снабжения, о методах ведения войны, психологии населения, о потенциальных возможностях тыловых территорий.
ОДКБ, существующая с 1992 года и включающая 6 бывших советских республик имеет достаточно много уязвимых мест, которые может потенциально использовать противник. Это в первую очередь несогласованность военно-политических позиций стран-участниц. Например, наличие биолабораторий (референс-лабораторий) США, участие в программе «Партнерство ради мира», в которую входит кстати и Россия, участие в особых партнерских программах НАТО, участие в военных учениях. Так осенью 2017 года руководство Армении заявило об участие военного контингента страны в учениях НАТО на территории Грузии. И только в последний момент Армения от участия отказалась без объяснения причин. С 2003 года на территории Казахстана регулярно проводятся международные миротворческие учения. В них участвуют военные контингенты стран-членов НАТО и стран СНГ (без России). В Казахстане по стандартам НАТО идет обучение контингента миротворческого батальона «Казбат». Страны ОДКБ не приняли участие в российской операции в Сирии. Хотя могли бы поддержать Россию, отправив в САР саперные или медицинские подразделения, военную полицию, оказывать техобеспечение операции и не участвовать напрямую в боевых действиях. ОДКБ вызывает интерес у ряда стран. Но сложная внутриполитическая обстановка в Сербии и катастрофическая в Афганистане - странах-наблюдательницах ОДКБ не сделают организацию стабильнее после потенциального их вступления. На постсоветском пространстве сохраняется напряженность на межэтнической почве. Так, на фоне столкновений между киргизами и узбеками, которые вспыхнули 10-13 июня 2010 года в городе Ош, глава Временного правительства Киргизии Роза Отунбаева обратилась к Дмитрию Медведеву с просьбой задействовать силы ОДКБ для разрешения вспыхнувших столкновений. Российская сторона, классифицировав конфликт в Кыргызстане, как внутригосударственный, отказалась от введения сил ОДКБ. Последнее стало причиной резкой критики организации со стороны президента Белоруссии А. Лукашенко за «неспособность урегулировать ситуацию в государстве-члене ОДКБ». Имея 20 тыс. КСОР (коллективные силы оперативного реагирования, 5 тыс. КСБР (коллективные силы быстрого развертывания) за 25 лет ОДКБ не проявила себя как эффективная организация. А всё потому, что ряд ее членов хотят усидеть на двух, трех стульях одновременно. А это ни к чему хорошему не приводит. В Госдуме было высказано предложение наложить более жесткие обязательства перед Россией на членов ОДКБ. Каждый наш союзнический договор должен носить взаимообязывающий характер. А не так: вышел из ОДКБ, вошел в ОДКБ, на каких-то политических площадках поддержал, на каких-то не поддержал. Сегодня улыбаюсь России, а завтра, задрав штаны бегу на учения НАТО. Надо себя позиционировать более жестко.
Важным стратегическим партнером России является Китай. При том, что негласно между РФ и КНР существует договоренность о том, что постсоветское пространство - это сфера РФ, Китай не оставляет надежд на укрепление и своих позиций. Китай аккуратно выдёргивает из ОДКБ слабых участников. Так в августе 2016 года по инициативе КНР Афганистан, Пакистан, Китай и Таджикистан заявили о четырехстороннем военном сотрудничестве.
Вызывают опасения амбиции нынешнего ситуационного союзника России - Турции. Эти амбиции можно обозначить термином «неоосманизм». Особое внимание в своей политике Анкара уделяет тюркским республикам постсоветского пространства. С начала 1990-х годов Турция пытается выстроить с этими республиками различные «интеграционные поля» в культурной, образовательной и экономической сфере. С 1992 года проводится саммит государств тюркоязычных народов, который в 2009 году перерос в международную организацию - Совет Сотрудничества тюркоязычных народов (Тюркский совет). Участниками этой организации являются Турция, Азербайджан, Киргизия и Таджикистан. С 1998 года Турцией, Казахстаном, Азербайджаном, Киргизией и Туркменистаном проводится Конференция глав специальных служб тюркоязычных государств. Кроме того, в последнее время специалисты отмечают тенденции усиления «мягкой силы» Турции в Центральной Азии и некоторых субъектах России, проводниками которой являются различные турецкие фонды и организации (ТИКА, ТЮРКСОЙ например). Эффективность турецкой мягкой силы ярко проявляется в Гагаузии.
Болевыми точками интеграции и потенциальными направлениями ударов противника являются экономика, тлеющие межнациональные конфликты. Противник может применять целый ряд болезненных инструментов для достижения свих целей используя рычаги экономического воздействия. Сохраняется олигархизация экономики на постсоветском пространстве. Идет отток капиталов. Активы евразийских государств хранятся в зарубежных финансовых институтах в зарубежных ценных бумагах. Страны Евразии включены в обязательства перед транснациональными компаниями и международными финансовыми структурами, в которых лидируют США. Всё это позволяет противнику использовать режимы персональных, коллективных и других видов санкций. Экономическая элита ряда стран находится в полной зависимости. И, зададим себе вопрос, а чья тогда эта элита???
Приведу лишь несколько примеров. Так, бывший главный судья Англии и Уэльса лорд Гарри Вульф был назначен в этом году главой высшего экономического суда в Казахстане, который создан на базе Международного финансового центра Астаны. В нем помимо Гарри Вульфа будут работать еще 8 судей из Великобритании. «Это первый суд такого рода в Евразии», - сказал лорд Вульф. Право МФЦА ориентируется на принципы, нормы и прецеденты права Англии и Уэльса и стандарты ведущих мировых финансовых центров. На территории МФЦА правосудие будет основано на английском праве. «Это то, в чем они (казахстанцы) вообще не имеют опыта», - сказал Г. Вульф. - Это будет признаком независимости суда и его судей». Вопрос - зачем? Почему высший экономический суд отдан в распоряжение британской короне?? Другой пример добровольного самоограничения национального суверенитета - все судьи КС Молдовы имеют гражданство Румынии. Так в чьих интересах будет работать суды Молдовы и Казахстана?
Серьезной угрозой для успеха ЕвразЭС выступают экономические ограничения, наложенные на Россию странами Запада в рамках реализации санкционной политики. Наши союзники - как Минск, так и Астана не заинтересованы в конфронтации на какой бы то ни было стороне. Другой, уже более фундаментальной проблемой ЕвразЭС является сырьевой характер экономик России и Казахстана. Это создает риски, обусловленные прямой зависимостью экономики ЕвразЭС от цен на углеводороды, в частности, на нефть. В то же время, универсальных рецептов и рекомендаций, по способам перестройки экономик стран ЕвразЭС на инновационные рельсы эксперты не дают.
Препятствием для масштабного развития евразийского интеграционного процесса являются нерешенные противоречия на постсоветском пространстве. Например, одним из таких противоречий является проблема водопользования в Центрально-Азиатском регионе. Суть проблемы заключается в неравномерном распределении водных ресурсов. С одной стороны, необеспеченные энергоресурсами «горные» страны региона Таджикистан и Кыргызстан контролируют основные водные артерии (бассейны рек Амударья и Сырдарья), а промышленно развивающиеся, энергетические обеспеченные Казахстан, Узбекистан и Туркменистан находятся от первых в определенной зависимости. Следует отметить, что в период существования СССР, при столь нелюбимой многими современными политиками плановой системе экономики, проблема подачи воды для нужд народного хозяйства решалась именно из единого центра - Министерством водного хозяйства СССР. И только после распада СССР, когда этот единый механизм управления был разрушен, и появились собственные планы ведения хозяйства у каждой из бывших союзных республик, возникла конфликтная ситуация. В СМИ и в политических кругах Киргизии, Казахстана и Узбекистана водная тема стала подниматься и обсуждаться уже под явным ракурсом обвинений в адрес своих соседей. Разжечь тлеющий водный конфликт также возможно. А ведь за этим стоят судьбы миллионы людей и будущее государств Центральной Азии.
Конечно, лучше всего побеждать не вступая в сражение, так говорил Сунь-Цзы. Россия показала, что эффективно может это делать в ситуации с возвращением Крыма. И мы всегда оцениваем свой потенциал. Без этого невозможна победа. Президент В. Путин в 2007 году в Мюнхене заявил, что «Россия - страна с более чем тысячелетней историей, и практически всегда она пользовалась привилегией проводить независимую внешнюю политику. Мы не собираемся изменять этой традиции и сегодня. Вместе с тем, мы хорошо видим, как изменился мир, реалистично оцениваем свои собственные возможности и свой собственный потенциал».
Борьба за интеграцию в Евразии будет продолжаться.
Какую тактику мы должны использовать для достижения нашей стратегической победы? На мой взгляд, наша тактика должна заключаться в следующем:
- добиваться победы не вступая в военные конфликты;
- достигать максимального результата с минимальном риском;
- проводить глубокий анализ ситуации, сил противника и собственных возможностей;
- недопущение спешки, ненависти и страха в принятие решений;
- управлять противником: заманивать в ловушки, изматывать дезинформацией, проникать в ряды его сторонников, вносить сомнения у его союзников, наносить удары по уязвимым местам;
- наступать когда противник не ждет и бить туда, где он не подготовлен;
- не полагаться на случайные обстоятельства, а самим создавать необходимые обстоятельства.
Однако никогда не нужно забывать, что «если ты идешь на борьбу с чудовищами, опасайся того чтобы самому не стать чудовищем».
Роман Новожеев, Сопредседатель Общества гагаузско-русской дружбы «Кардашлар», кандидат исторических наук, доцент.
Брянск. 01.03.2018 г.