Во имя Отца и Сына, и Святого Духа!
Дорогие, братья и сестры, в кинофильме «Покаяние» режиссера Абуладзе одна из героинь произносит такую фразу: «Если эта дорога не ведет к храму, то зачем такая дорога нужна?»
В этих словах заключена и трагедия, и истина нашей эпохи. Совсем недавно шла ожесточенная борьба с Церковью - Ей тогда нашли «альтернативную» идеологию и мораль. Было отвергнуто «единое на потребу» нашей жизни - и тогда произошло нравственное падение, которое погребло под своими обломками и огромное безбожное государство, ибо: «Без Меня не можете творить ничего» (Ин. 15:5). Впрочем, сегодня у нас на Украине история та же, как с большевиками в 1917-м: активно набирают обороты погромы храмов канонической Церкви, происходит последовательная и системная дискредитация священнослужителей в СМИ, моделируется законодательная база для ущемления прав верующих УПЦ. То есть имеется та же большевистская попытка «отменить Бога» на отдельно взятой территории.
Но евангельская аксиома здесь очевидна: не бывает морали вне Бога. Ведь: «Если Господь не созиждет дома, напрасно трудятся строющие его» (Пс. 126:1).
Большевики 70 с небольшим лет упорно отрицали существование Бога, бессмертие души человеческой, и утверждали, что все творение - только дело слепого случая и удачного стечения обстоятельств (эволюционная модель мира). Они тогда говорили: «Почему, если ваш Бог существует, то не откроет Себя миру? Почему предпочитает оставаться загадкой?» В их словах всегда звучала злая ирония или непримиримый богоборческий запал. (На Украине сегодня антиправославные настроения выражаются иной формулировкой: не заменить ли нам «москальску церкву» своим раскольничьим интернационалом? Но шариковская суть подхода остается та же). И мы тогда начинали сомневаться - а восторжествует ли когда-нибудь Православие, «оживут ли кости сии?» (Иез. 37:3). И смиренно отвечали себе же: «Только Ты, Господи, знаешь это!» (Иез. 37:3).
Бог - Существо абсолютное, сверкатегориальное, находящееся и пребывающее выше и мысли, и слова. Определить логически Творца - это в определенной мере объять и ограничить словесной формулой. Но как накладывать границы на Безграничного? В этом отношении определение Бога будет таково, что Он непостижимый и неизреченный. Одним из врожденных, присущих человеку знаний, является религиозное чувство и т.н. «инстинкт вечности». Божество не может быть воспринято непосредственно нашими органами чувств, поскольку не имеет ни материального, ни физико-энергетического субстрата. Наш разум вращается в области конечных и ограниченных предметов и явлений, где все имеет свою причину и последствия.
Есть ли вообще доказательства Божия бытия? Да, есть. Но они имеют не безусловную (аксиоматическую) и не логическую, а интуитивную основу, а поэтому носят не внешний, а личностный внутренний характер. То есть само религиозное чувство человека дает познание Бога как несомненной реалии. «Царство Божие внутри вас есть» (Лк. 17:21).
Сегодня православный храм перестал быть для наших людей предметом восхищения и удивления. А ведь это - дом Божий. О чем свидетельствует храм? О вечности, о Царстве Небесном. Если сознание человека включено в реальность бытия, т.е. когда он живет с сознанием предстоящего ему вечного пребывания в ином, духовном мире, то всякий раз, когда его взгляд падает на иконы храма, на лампады, когда обоняет кадильный дым, или слышит неторопливый распев батюшки, потрескивание свечей в уютном полумраке клироса - все это снова и снова напоминает о главном, чего никогда не забывается нами - о бренности жизни, о ее скоротечности, которая, тем не менее, стремится «замылить» все это своей суетой. Поневоле вспоминаются строки современного русского поэта:
Я люблю эту землю русскую
И небес голубую хрусталь.
Колокольные звоны музыкой
По просторам уносятся вдаль.
И убранство церквей в полумраке,
Запах ладана, треск свечей.
Молчаливая Богоматерь
Будто б спросит: «Ты чей?»
В деревенских церквушках и храмах
Притаилась России душа.
Здесь искала покой моя мама,
Вот и я захожу не дыша.
И родной, и далекий, и близкий
Смотрит Бог, и откуда-то свет
Тихо льется, склоняюсь я низко.
И Господь мне дает ответ.
Какой же ответ дает нам Господь, тем более сегодня, в неделю Торжества Православия?
Как известно, этот праздник наиболее связан с реабилитацией иконы и триумфальной победой над иконоборчеством, которое было осуждено и отвергнуто на VII Вселенском Соборе еще в 787г. И здесь лишь один эпизод, штрих, небольшой спектр полноводной реки Православия, о которой можно говорить бесконечно долго. Но эпизод важный и существенный.
Если стены храма отгораживают нас от внешнего мира, который «во зле лежит», то икона соединяет с людьми во Христе и создает свой особый мир, который дает Сам Бог (Ин. 14:27). Храмовая икона - не антураж, не «произведение искусства», не «портретная живопись» и не цветные литографии с нимбами, - но окно в Горний мир, через который надмирная святость являет себя грешному миру. Икона органично вписана в таинственную жизнь Литургии, в устройство храмового пространства - со свечами, ладаном, облачением священника, вкусом просфоры, особыми песнопениями. Нельзя подменить сакральную сущность иконы ее эстетической ценностью. Являясь неотъемлемой частью Литургии, икона выступает посредником между молящимся и Образом, к которому верующий обращает свою молитву. Икона здесь служит той лестницей в небо, по которой верующий духовно восходит в иное пространство и время.
В отличие от произведений античного искусства, икона исповедует совершенно иной по своему характеру образ. Она совсем не стремится воплотить и передать зримую внешнюю красоту, привычную человеческому глазу, соизмеряющему пропорции и краски образа с натуральными пропорциями и красками материального мира. Икона пишется по совершенно другим принципам. Главное в том, что истинное мастерство в иконописании основывалось на всей жизни самого иконописца - на его внешнем и внутреннем устроении и личном духовном преображении. То есть, для иконописца самым важным являлась святость жизни и способность воспринимать и переживать духовный мир, а уж затем ценилось мастерство его как художника.
Икона - это косвенное исповедание Боговоплощения: «Бог явил Себя во плоти...» (1Тим. 3:16). Однако следует знать, что Существо Божие не изобразимо. Если ветхозаветное Откровение - это откровение голосом (все на Синае «слышали голос Бога» (Втор. 4:12), то новозаветное Откровение - это видение воплотившегося Бога («что видели очи наши...» (Ин. 3:11). Поэтому «В начале было Слово» (Ин. 1:1). Бог-Слово стал видим, поэтому - описуем, а поэтому - изобразим. Икона стала формой духовной жизни с момента Боговоплощения. Иконоборчество длилось более 100 лет и всегда инспирировалось византийскими императорами. Но в восьмом веке победа над иконоборческой ересью стала очевидной.
Торжество Православия - это не только победа над иконоборчеством, но это торжество всех принятых догматов Семи Вселенских Соборов. А это истины и о природе Христа (христология), и тринитарное учение (о Боге в Троице сущем), и экклезиология (о природе Церкви и Ее устроении) и многое, многое другое. Установлен же сам праздник был на Поместном Константинопольском Соборе в 842 году.
Так будем же стоять, братья и сестры, в святом нашем Православии по молитвам угодников Божиих, ангелов и Самого Спасителя нашего Иисуса Христа. Да укрепит Он нас в вере, сохранит и помилует всех. Аминь.