Торжество Православия

Проповедь, произнесенная 25 февраля 2018 года в храме Святителя Николая Чудотворца по ул.Милютенко г.Киева

0
758
Время на чтение 5 минут

Во имя Отца и Сына, и Святого Духа!

Дорогие, братья и сестры, в кинофильме «Покаяние» режиссера Абуладзе одна из героинь произносит такую фразу: «Если эта дорога не ведет к храму, то зачем такая дорога нужна?»

В этих словах заключена и трагедия, и истина нашей эпохи. Совсем недавно шла ожесточенная борьба с Церковью - Ей тогда нашли «альтернативную» идеологию и мораль. Было отвергнуто «единое на потребу» нашей жизни - и тогда произошло нравственное падение, которое погребло под своими обломками и огромное безбожное государство, ибо: «Без Меня не можете творить ничего» (Ин. 15:5). Впрочем, сегодня у нас на Украине история та же, как с большевиками в 1917-м: активно набирают обороты погромы храмов канонической Церкви, происходит последовательная и системная дискредитация священнослужителей в СМИ, моделируется законодательная база для ущемления прав верующих УПЦ. То есть имеется та же большевистская попытка «отменить Бога» на отдельно взятой территории.

Но евангельская аксиома здесь очевидна: не бывает морали вне Бога. Ведь: «Если Господь не созиждет дома, напрасно трудятся строющие его» (Пс. 126:1).

Большевики 70 с небольшим лет упорно отрицали существование Бога, бессмертие души человеческой, и утверждали, что все творение - только дело слепого случая и удачного стечения обстоятельств (эволюционная модель мира). Они тогда говорили: «Почему, если ваш Бог существует, то не откроет Себя миру? Почему предпочитает оставаться загадкой?» В их словах всегда звучала злая ирония или непримиримый богоборческий запал. (На Украине сегодня антиправославные настроения выражаются иной формулировкой: не заменить ли нам «москальску церкву» своим раскольничьим интернационалом? Но шариковская суть подхода остается та же). И мы тогда начинали сомневаться - а восторжествует ли когда-нибудь Православие, «оживут ли кости сии?» (Иез. 37:3). И смиренно отвечали себе же: «Только Ты, Господи, знаешь это!» (Иез. 37:3).

Бог - Существо абсолютное, сверкатегориальное, находящееся и пребывающее выше и мысли, и слова. Определить логически Творца - это в определенной мере объять и ограничить словесной формулой. Но как накладывать границы на Безграничного? В этом отношении определение Бога будет таково, что Он непостижимый и неизреченный. Одним из врожденных, присущих человеку знаний, является религиозное чувство и т.н. «инстинкт вечности». Божество не может быть воспринято непосредственно нашими органами чувств, поскольку не имеет ни материального, ни физико-энергетического субстрата. Наш разум вращается в области конечных и ограниченных предметов и явлений, где все имеет свою причину и последствия.

Есть ли вообще доказательства Божия бытия? Да, есть. Но они имеют не безусловную (аксиоматическую) и не логическую, а интуитивную основу, а поэтому носят не внешний, а личностный внутренний характер. То есть само религиозное чувство человека дает познание Бога как несомненной реалии. «Царство Божие внутри вас есть» (Лк. 17:21).

Сегодня православный храм перестал быть для наших людей предметом восхищения и удивления. А ведь это - дом Божий. О чем свидетельствует храм? О вечности, о Царстве Небесном. Если сознание человека включено в реальность бытия, т.е. когда он живет с сознанием предстоящего ему вечного пребывания в ином, духовном мире, то всякий раз, когда его взгляд падает на иконы храма, на лампады, когда обоняет кадильный дым, или слышит неторопливый распев батюшки, потрескивание свечей в уютном полумраке клироса - все это снова и снова напоминает о главном, чего никогда не забывается нами - о бренности жизни, о ее скоротечности, которая, тем не менее, стремится «замылить» все это своей суетой. Поневоле вспоминаются строки современного русского поэта:

Я люблю эту землю русскую

И небес голубую хрусталь.

Колокольные звоны музыкой

По просторам уносятся вдаль.

И убранство церквей в полумраке,

Запах ладана, треск свечей.

Молчаливая Богоматерь

Будто б спросит: «Ты чей?»

В деревенских церквушках и храмах

Притаилась России душа.

Здесь искала покой моя мама,

Вот и я захожу не дыша.

И родной, и далекий, и близкий

Смотрит Бог, и откуда-то свет

Тихо льется, склоняюсь я низко.

И Господь мне дает ответ.

Какой же ответ дает нам Господь, тем более сегодня, в неделю Торжества Православия?

Как известно, этот праздник наиболее связан с реабилитацией иконы и триумфальной победой над иконоборчеством, которое было осуждено и отвергнуто на VII Вселенском Соборе еще в 787г. И здесь лишь один эпизод, штрих, небольшой спектр полноводной реки Православия, о которой можно говорить бесконечно долго. Но эпизод важный и существенный.

Если стены храма отгораживают нас от внешнего мира, который «во зле лежит», то икона соединяет с людьми во Христе и создает свой особый мир, который дает Сам Бог (Ин. 14:27). Храмовая икона - не антураж, не «произведение искусства», не «портретная живопись» и не цветные литографии с нимбами, - но окно в Горний мир, через который надмирная святость являет себя грешному миру. Икона органично вписана в таинственную жизнь Литургии, в устройство храмового пространства - со свечами, ладаном, облачением священника, вкусом просфоры, особыми песнопениями. Нельзя подменить сакральную сущность иконы ее эстетической ценностью. Являясь неотъемлемой частью Литургии, икона выступает посредником между молящимся и Образом, к которому верующий обращает свою молитву. Икона здесь служит той лестницей в небо, по которой верующий духовно восходит в иное пространство и время.

В отличие от произведений античного искусства, икона исповедует совершенно иной по своему характеру образ. Она совсем не стремится воплотить и передать зримую внешнюю красоту, привычную человеческому глазу, соизмеряющему пропорции и краски образа с натуральными пропорциями и красками материального мира. Икона пишется по совершенно другим принципам. Главное в том, что истинное мастерство в иконописании основывалось на всей жизни самого иконописца - на его внешнем и внутреннем устроении и личном духовном преображении. То есть, для иконописца самым важным являлась святость жизни и способность воспринимать и переживать духовный мир, а уж затем ценилось мастерство его как художника.

Икона - это косвенное исповедание Боговоплощения: «Бог явил Себя во плоти...» (1Тим. 3:16). Однако следует знать, что Существо Божие не изобразимо. Если ветхозаветное Откровение - это откровение голосом (все на Синае «слышали голос Бога» (Втор. 4:12), то новозаветное Откровение - это видение воплотившегося Бога («что видели очи наши...» (Ин. 3:11). Поэтому «В начале было Слово» (Ин. 1:1). Бог-Слово стал видим, поэтому - описуем, а поэтому - изобразим. Икона стала формой духовной жизни с момента Боговоплощения. Иконоборчество длилось более 100 лет и всегда инспирировалось византийскими императорами. Но в восьмом веке победа над иконоборческой ересью стала очевидной.

Торжество Православия - это не только победа над иконоборчеством, но это торжество всех принятых догматов Семи Вселенских Соборов. А это истины и о природе Христа (христология), и тринитарное учение (о Боге в Троице сущем), и экклезиология (о природе Церкви и Ее устроении) и многое, многое другое. Установлен же сам праздник был на Поместном Константинопольском Соборе в 842 году.

Так будем же стоять, братья и сестры, в святом нашем Православии по молитвам угодников Божиих, ангелов и Самого Спасителя нашего Иисуса Христа. Да укрепит Он нас в вере, сохранит и помилует всех. Аминь.

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Виктор Чернышев
Духовное преемство гуманизма, материализма и сатанизма
Начнётся борьба с Богом в пользу сатаны
21.02.2022
Духовная преемственность гуманизма, материализма и сатанизма
Современное безбожное общество восхищается прогрессом, который обусловил процесс деградации духовной жизни человека
16.02.2022
«Будем помнить свое призвание к "жизни будущаго века" через крещение»
Проповедь, произнесенная 16 января в Свято-Воскресенском храме Киева
17.01.2022
Сокровенная добродетель
На праздник Успения Божией Матери, 28 августа 2021 г.
26.08.2021
Все статьи Виктор Чернышев
Последние комментарии
История России на духовно-политической карте
Новый комментарий от РомКа
25.04.2024 10:37
Правда Православия и ложь «христианских» либералов
Новый комментарий от Павел Тихомиров
25.04.2024 10:32
О чём говорят американские конспирологи
Новый комментарий от Павел Тихомиров
25.04.2024 09:36
Потерянное время
Новый комментарий от Дмитрий_белорус
25.04.2024 01:01
«Регионы должны укрупняться»
Новый комментарий от учитель
24.04.2024 22:24