Общие аспекты психики человека (или что такое психика) с точки зрения христианской антропологии

Часть 3. Идеалистический подход к понятию «психика»

Петр Добросельский 
0
14.09.2017 470



Часть 1 Общие сведения о психологии и психике

Часть 2. Материалистический подход к понятию «психика»

«Тогда сказал он (богач, точнее его душа, находясь в аду - П.Д.): так прошу тебя, отче, пошли его в дом отца моего, ибо у меня пять братьев; пусть он засвидетельствует им, чтобы и они не пришли в это место мучения» (Лк. 16: 27, 28).

3.1. вступление

Другим, противоположным, подходом к пониманию психики является отождествление ее с душою[1]. Особенностью и недостатком такого подхода является то, что «идеалистическая психология видит в психике (только - П.Д.) проявление особой, независимой от материи и подчиняющей ее себе духовной субстанции и не может решить так называемую психофизическую проблему, объяснить связь психики с телом»[2] (1).

При этом следует отметить, что в различных периодах жизни души[3] ее состояние, способности и их проявления имеют определенные особенности. В частности, жизнь души, разъединенной с телом (т. е. - отдельной души), существенно отлична от жизни той же души, соединенной с телом (т. е. - человека). Поэтому, в настоящем разделе мы рассмотрим общие вопросы способностей отдельной души, а затем (в других разделах) - общие вопросы психики человека.

3.2. способности (силы) отдельной души

Как известно, душа после физической смерти человека продолжает сознательную жизнь и сохраняет способности чувствовать, мыслить, желать. «Душа человека бессмертна. Она создана способною жить не только в теле, но продолжать сознательное и самостоятельное бытие и по расторжении с ним своей связи, то есть по смерти тела. Свойство бессмертия усвояется душе как в Ветхом, так и в Новом Завете» - говорит прот. Н. Малиновский (2: 192). Описание этого (подтверждение этому) мы находим в Библии, церковной истории, рассказах христианских писателей, а также воспоминаниях различных людей, переживших клиническую смерть. Представим некоторые сведения из указанных источников.

Из Библии

В Ветхом Завете приведена беседа царя Саула с пророком Самуилом, душу которого вызвала аэндорская волшебница по просьбе Саула (1 Цар. 28: 7-19). Ответ пророка Самуила царю Саулу (1 Цар. 28: 16-19) показывает сохранение ясности ума Самуила после его физической смерти. Свт. Лука (Войно-Ясенецкий) пишет об этом так: «Разговор царя Саула с призраком пророка Самуила, которого вызвала для него аэндорская волшебница (1 Цар. 28: 13-15), свидетельствует о том, что в духе Самуила после его смерти сохранились все воспоминания о его военной жизни, все способности ума, воли и чувства. Это же несомненно относительно Моисея и Илии[4], явившихся при Преображении Господнем на Фаворе» (3: 264, 265). В другом месте свт. Лука о явлении Моисея и Илии говорит: «Знаем мы, что в день Преображения явились величайшие пророки - Моисей и Илия - и беседовали с Иисусом о последних событиях Его жизни. Если явились они, если беседовали с Ним, значит, они знали, чем кончится земная жизнь Спасителя, значит дух их жил, значит, не пребывали во тьме души их, а жили напряженной жизнью духовной» (4: 174).

В притче о богаче и Лазаре (Лк. 16: 19-31), богач после своей смерти (точнее его душа), находясь в аду и будучи в муках, просит Авраама послать Лазаря к оставшимся на земле пяти братьям, чтобы засвидетельствовать им какие мучения ожидают человека, ведущего неправедную жизнь, после его смерти. Богач полагал, что если кто из мертвых придет к ним, то его братья покаются и тогда не придут в это место мучения.

Таким образом, душа богача сохранила:

- чувства. Душа мучается и сострадает своим братьям;

- способность мыслить. Душа делает умозаключение[5], в котором выводит суждение об ожидаемой братьев богача участи после их смерти на основании двух суждений: о том, что неправедная жизнь человека на земле влечет за собой страдания его души после физической смерти, и о том, что его братья ведут неправедную жизнь;

- память. Душа помнит о своей неправедной жизни на земле;

- волю. Несмотря на мучения и невозможность помочь себе самой душа желает и настойчиво стремится помочь своим братьям.

Монах Митрофан говорит об этом так: «Силы души, действуя на земле, с переходом в загробный мир проявляются и там. Так, упоминаемый в Евангелии Спасителем богач (Лк. 16: 22-25) после смерти душой сходит в ад. Здесь Иисусом Христом представлена вся деятельность души в аде во всем своем объеме. Все силы души в деятельности: сознание представляет причины неизбежного уже бедствия; действия чувств внутренних и внешних производит безотрадное мучение; и, наконец, деятельность воли безуспешно стремится к облегчению положения души» (5: 166).

О том, что физическая смерть не влечет за собой потерю невещественного сознания также говорится в Отк. 6: 9-11: «И когда Он снял пятую печать, я увидел под жертвенником души убиенных за слово Божие и за свидетельство, которое они имели. И возопили они громким голосом, говоря: доколе, Владыка Святый и Истинный, не судишь и не мстишь живущим на земле за кровь нашу? И даны были каждому из них одежды белые, и сказано им, чтобы они успокоились еще на малое время, пока и сотрудники их и братья их, которые будут убиты, как и они, дополнят число».

Из церковной истории, рассказов христианских писателей и воспоминаний людей, переживших клиническую смерть

«Наши умершие, близкие наши, являясь нам, говорят с нами о нашей жизни, они направляют жизнь нашу, иногда обличают нас, удерживают от неправильного пути жизни, иногда указывают, как надо исправить пороки наши; если так, значит, они знают все, что касается жизни нашей, значит, бессмертны души их, продолжают жить напряженной, интенсивной жизнью» (свт. Лука (Войно-Ясенецкий) (4: 175).

«Из собственного опыта живой, сердечной молитвы можем знать, что святые приняты в ближайшее общение с Богом. А по собственному же опыту знаем, что в общении с Богом посредством молитвы, веры ум наш необыкновенно просветляется, и принимает самые обширные размеры действия: в это время он видит то, чего в обыкновенном состоянии не видит. Из этого следует, что святые, будучи в общении с Богом, притом чистые, отрешенные от тела, имеют ум самый светлый, дальнозрящий, и наши сердечные молитвы слышат, и, если они угодны Богу и нам полезны, непременно исполняют» (св. праведный Иоанн Кронштадтский) (6: 99).

«Главная цель, для которой являются на землю отшедшие души[6], - это, как говорит св. Григорий Великий, то, чтобы просить совершения за них, для их успокоения бескровной жертвы и молитв. Опыт показывает, что христианские души всегда являются именно за тем, чтобы просить за себя молитв, или раздачи милостыни, или путешествий ко святым местам, или уплаты их неуплаченных долгов, или же за тем, чтобы побудить живых к добродетели, к исправлению жизни и вообще к богоугодной жизни. Часто они при своем явлении сообщают о состоянии, в котором находятся умершие в другой жизни, и при этом они просят о помощи и предостерегают живущих на земле о тех несчастиях, какие ожидают грешников в загробной жизни. Они рассказывают об аде, о добрых и злых ангелах, о строгости суда Божия к грешникам и Божием милосердии к праведникам» (свщ. Григорий Дьяченко) (7: 101, 104, 239, 240).

«Согласно рассказам, первое, что происходит с умершим, - это то, что он выходит из тела и существует совершенно отдельно от него. Он часто способен видеть все окружающее, включая собственное мертвое тело и попытки его оживления; он ощущает, что находится в состоянии безболезненной теплоты и легкости, как если бы он плавал; он совершенно не в состоянии воздействовать на свое окружение речью или прикосновением, и поэтому часто ощущает большое одиночество; его мыслительные процессы обычно становятся намного быстрее, чем когда он был в теле ... Кстати сказать, существует удивительное объективное доказательство того, что человек действительно находится в этот момент (при клинической смерти - П.Д.) вне тела - иногда люди способны пересказать разговоры или сообщить точные подробности событий, которые происходили даже в соседних комнатах или еще дальше, пока они были мертвы. Среди прочих примеров такого рода доктор Кублер-Росс упоминает об одном замечательном случае, когда слепая видела и затем ясно описала все происходящее в комнате, где она "умерла", хотя, когда она снова вернулась к жизни, она опять была слепа, - это потрясающее свидетельство того, что видит не глаз (и мыслит не мозг, ибо после смерти умственные способности обостряются), но скорее душа, которая, пока тело живо, выполняет эти действия через физические органы, а когда мертво - своей собственной силой (д-р Элизабет Кублер-Росс "Смерти нет").

Православного христианина ничто тут не должно удивлять, ибо описанный здесь опыт - это то, что христианам известно как отделение души от тела в момент смерти. Для нашего времени безверия характерно, что люди редко прибегают к христианскому словарю или осознают, что это их душа отделилась от тела и теперь переживает все это; обычно они просто бывают озадачены тем состоянием, в котором оказываются» (иеромонах Серафим (Роуз) (8: 17).

«Самым замечательным случаем выхода из тела, описанным в православных житиях, является, вероятно, случай со св. Андреем, Христа ради юродивым, Константинопольским (Х век), который в то время, когда тело его явно лежало на снегу городской улицы, был вознесен в духе и созерцал рай и третье небо, а затем часть увиденного поведал своему ученику, который и записал случившееся (Жития святых, 2 октября). Такое дается по Божией милости и совершенно не зависимо от человеческого желания или воли ...

"Земная" сторона "выхода из тела" хорошо описана в книге директора Института психофизических исследований в Оксфорде (Англия) Салии Грин "Выход из тела" (Нью-Йорк, 1975). В ответ на обращение, сделанное в октябре 1966 года через британскую прессу и радио, Институт получил около 400 ответов от людей, утверждавших, что они лично выходили из тела. Такая реакция говорит о том, что подобный опыт в наше время совсем не редкость и что кто имел его, теперь с большей готовностью, чем ранее, говорит об этом, не боясь прослыть "тронутым". В отношении "посмертного" опыта то же самое отмечают д-р Муди и другие исследователи. Упомянутые 400 человек получили по два вопросника, а книга явилась результатом сравнения и анализов ответов.

Описанные в этой книге опыты почти все были невольными, вызванными различными физическими условиями - стрессом, усталостью, болезнью, несчастным случаем, анестезией, сном. Почти все они происходили вблизи от тела (а не в царстве духов), и сделанные наблюдения очень сходны с рассказами людей, имевших "посмертный" опыт: человек видит свое собственное тело снаружи, обладает всеми чувствами (хотя в теле мог быть глухим и слепым), не способен дотрагиваться до своего окружения или взаимодействовать с ним, плавает в воздухе, испытывая огромное удовольствие и легкость, ум действует яснее, чем обычно. Некоторые описывали встречу с умершими родственниками или же путешествия в места, которые, казалось, не принадлежали обычной реальности (иеромонах Серафим (Роуз) (8: 113, 114, 115).

«Обращаясь в письме к своей умирающей сестре, епископ Феофан Затворник пишет: "Ведь ты не умрешь. Тело твое умрет, а ты перейдешь в другой мир, живая, себя помнящая и весь окружающий мир узнающая" ("Душеполезное чтение", август 1894).

После смерти душа жива, и чувства ее обострены, а не ослаблены. Св. Амвросий Медиоланский учит: "Поскольку душа продолжает жить после смерти, остается добро, которое не теряется со смертью, но возрастает. Душа не удерживается никакими препятствиями, ставимыми смертью, но более деятельна, потому что действует в своей собственной сфере без всякой связи с телом, которое ей, скорее, бремя, чем польза" (св. Амвросий. "Смерть как благо").

Прп. авва Дорофей суммирует учение ранних отцов по этому вопросу: "Ибо души помнят все, что было здесь, как говорят отцы, и слова, и дела, и мысли, и ничего из этого не могут забыть тогда. А сказано в псалме: В той день погибнут вся помышления его (Пс. 145: 4); это говорится о помышлениях века сего, то есть о строении, имуществе, родителях, детях и всяком деянии и поучении. Все сие о том, как душа выходит из тела, погибает... А что она сделала относительно добродетели или страсти, все то помнит и ничего из этого для нее не погибает... И ничего, как я сказал, не забывает душа из того, что сделала в этом мире, но все помнит по выходе из тела, и притом лучше и яснее, как освободившаяся от земного сего тела" (прп. авва Дорофей. "Поучение 12").

Великий подвижник V века прп. Иоанн Кассиан ясно формулирует активное состояние души после смерти в ответе еретикам, верившим в то, что душа после смерти бессознательна: "Души после разлучения с телом бывают не праздны, не остаются без всякого чувства; это доказывает евангельская притча о богатом и Лазаре (Лук. 16: 19-31) ... Души умерших не только не лишаются своих чувств, но не теряют и расположений своих, то есть надежды и страха, радости и скорби, и нечто из того, чего ожидают себе на всеобщем суде, они начинают уже предвкушать... они еще живее становятся и ревностнее прилепляются к прославлению Бога. И действительно, если, рассмотрев свидетельства Священного Писания о природе самой души по мере нашего смысла, несколько порассудим, то не будет ли, не говорю, крайней глупостью, но безумием - хоть слегка подозревать, что драгоценнейшая часть человека (то есть душа), в которой, по блаженному апостолу, заключается образ Божий и подобие (1 Кор. 11: 7; Кол. 3: 10), по отложении этой дебелости телесной, в которой она находится в настоящей жизни, будто становится бесчувственною - та, которая содержит в себе всякую силу разума, своим причастием даже немое и бесчувственное вещество плоти делает чувствительным? Отсюда следует, и свойство самого разума требует того, чтобы дух по сложении этой плотской дебелости, которая ныне ослабляется, свои разумные силы привел в лучшее состояние, восстановил их более чистыми и более тонкими, а не лишился их"...

Современные "посмертные" опыты сделали людей потрясающе осведомленными о сознательности души после смерти, о большей остроте и быстроте ее умственных способностей» (иеромонах Серафим (Роуз) (8: 196, 197, 198).

Приведем выдержки из работы прот. М. Овчинникова: «Между жизнью и смертью»[7].

«Дальше (после автокатастрофы - П.Д.) реанимация, нейрохирургия, кровь, боль и смерть ... Мои повреждения были столь серьезными, что в первые дни после аварии врачи не могли дать никакой гарантии, что я выживу.

Первое, что я вспомнил, было ясное ощущение - душа моя покидала тело. Происходило это шесть раз... Разумеется, эти моменты остались только в моей памяти, как - то зафиксировать их в тяжелые для меня минуты я не мог. Настолько неожиданно и резко это произошло, что я, к сожалению, смутно помню сам момент расставания души с телом. Хорошо помню ощущение легкости, когда, как при глубоком вздохе, пришло прекрасное ощущение освобождения от больной, разломанной плоти. Постепенно, но вполне реально включалось восприятие звука, цвета, формы. Я уходил в неповторимо прекрасный восхитительный мир, причем впечатление неземного, неощущаемого ранее состояния нарастало. Сквозь болевой, кровавый мрак вдруг постепенно появился непередаваемо чудесный свет - он был похож не на сполохи лампы, прожектора или светильника, это был весь мир, пронизанный светом - жизнью» (9: 40, 41).

«В жизнеописании святителя Иоанна Златоуста рассказывается, что когда святитель писал толкования на писания апостола Павла, тот в это время стоял возле Иоанна и шептал ему на ухо свои мысли. Это наблюдал в течение трех ночей подряд келейник святителя - св. Прокл (впоследствии сам ставший Константинопольским патриархом). Таким образом, само авторство толкования следует приписывать не только святителю Иоанну, но и самому апостолу Павлу, поскольку в толкование вкладывались и мысли апостола» (Н. Е. Пестов) (10: 152).

«Человек есть такое существо, в котором бесконечное начало соединяется с конечным телом, которое, рождаясь во времени, затем, по самой природе своей должно продолжаться в вечность: с запасом приобретенных на земле мыслей, стремлений, привязанностей оно переходит в новую жизнь ... Переходя за гроб, душа уносит с собой все, что принадлежит ей; все наклонности, привычки добрые и худые, все страсти, с которыми они сроднились и сжились, сопровождают ее и за гроб» (Е. Тихомиров) (11: 65, 239).

Архиепископ Антоний говорит об ограничении возможностей души: «Продолжая жить после смерти тела, душа всем своим существом располагает полнотою личности и самосознания. Она чувствует, сознает, воспринимает, рассуждает ... Однако не будем забывать того, что душа вне тела - неполный человек, потому не все, возможное людям, возможно их душам. Несмотря на то, что души после смерти тела обладают полнотою личности и совершают все психические функции, возможности их ограничены. Так, например, человек живя на земле, может покаяться и более или менее сам изменить свою жизнь, от греха вернуться к Богу. Душа же сама не может, хотя бы и хотела, коренным образом измениться и начать новую жизнь, которая совершенно отличалась бы от ее жизни на земле, приобрести то, чего она не имела, будучи человеком» (цит. по 12 10-12).

Н. Е. Пестов отмечает, что в рассказах о своих переживаниях после разлучения с телом, вернувшиеся из загробного мира неизменно повторяют следующие моменты:

«- ушедшая из тела душа мыслит, чувствует и переживает события так же, как переживала и мыслила, будучи в теле. Вся жизнь сохраняется в ее памяти;

- по смерти душа входит в общение с Ангелами или бесами;

- душа подвергается суду за все проступки, слова и намерения, проявленные при жизни тела и не покрытые покаянием;

- переживания души после смерти тела сохраняются в памяти после возвращения души в тело и оказывают на душу сильнейшее впечатление.

Обычно эти переживания совершают в душе духовный переворот: нерадивые души начинают жизнь богоугодную, иногда принимают монашество, а иноки - уходят в затвор и т. п. Для всех них земная жизнь теряет, обычно, в той или иной мере свою привлекательность. И они начинают думать преимущественно о подготовке к той будущей жизни, реальность которой они познали на своем личном опыте» (10: 97).

В православной литературе, включая Жития святых, приведено большое количество рассказов о явлении душ умерших живым людям. В этих рассказах души: совершают разумные действия; обладают памятью (хранят воспоминания о жизни на земле); вступают в общение с живыми; заботятся о живых, наставляют их и помогают им. Всё это говорит о сознательной жизни души после ее разъединения с телом.

3.3. особенности состояния отдельной души

и проявления её сил

§1. В отдельной душе можно выделить следующие особенности ее состояния и проявления сил, по сравнению с душой, соединенной с телом:

● реализация душой своих способностей видеть, слышать, мыслить, чувствовать, желать и др. происходит без содействия (соучастия) тела.

Вследствие этого, душа человека может, например, видеть и слышать, даже если сам человек, при земной жизни, был слепым и глухим. Также отмечается усиление некоторых психических способностей, в частности, мышления;

● отсутствуют, так называемые, телесные (точнее душевно - телесные) страсти. Действительно, хотя тело само по себе, как вещество, не является греховным, с другой стороны, при соединении с душой оно оказывает определенное и очевидное влияние на ее чувства, мысли и желания. Поэтому мы и просим Господа: «...очисти, Господь, смиренную мою душу от всякой скверны плоти и духа» (молитвы на сон грядущим. Молитва 1-я, святого Макария Великого, к Богу Отцу) и Ангела - хранителя: «...не дай возможности злому демону подчинить меня себе преобладанием этого смертного тела...» (молитвы утренние. Молитва 9-я, к Ангелу - хранителю).

Одним из примеров такого влияния является желание насыщения вещественного тела, обусловленное получением при этом невещественною душою чувства удовольствия, а также и другие аналогичные желания, например, сексуального характера. Другим примером связи состояния тела и состояния души может являться то, что на основании определенных телесных анализов можно судить о предрасположенности человека к алкоголизму (то есть пристрастия к алкоголю, или страсти пьянства). Если данный тест дает положительные результаты, то тестируемому рекомендуется особо внимательно относится к принятию алкогольных напитков, чтобы указанная предрасположенность не перешла в алкогольную зависимость. Указанные чувства и желания их получить можно условно назвать душевно-телесными[8].

В отличие от них, для душевных состояний, чувств и желаний (например, гордости, зависти, чувств прекрасного и возвышенного) так же, как и для душевно - духовных (например, страха Божия, любви Божией) - наличие тела не является обязательным условием. Такие состояния, чувства и желания могут испытывать и бестелесные существа - души людей после их физической смерти и ангелы. Так, например, бестелесный дьявол первый грех совершил из-за гордости, а затем - из зависти к блаженству прародителей. О душевных удовольствиях епископ Эмесский Немесий пишет: «Душевные (удовольствия - П.Д.), конечно, те, которые свойственны одной только душе, самой по себе, каковы удовольствия, возникающие при занятиях науками и при созерцании» (13: 115).

Заметим, что в вечерних молитвах, при исповедании грехов повседневных, также говорится о грехах душевных и телесных. Таким образом, при отделении души от тела, количество ее возможных страстей уменьшается за счет устранения тех из них, которые связанны с телом.

● становится невозможным самостоятельное освобождение от вины за прегрешения через раскаяние и, в соответствии с этим, - самостоятельное изменение состояния души (например, переход от мучений в аду к блаженству в Царстве Небесном).

Данное положение, объясняется тем, что наличие тела создает дополнительные соблазны (похоти плоти), которые отсутствуют у духовных разумных существ - ангелов и душ умерших людей. В связи с этим, именно человеку (поскольку у него больше соблазнов) и дарована возможность прощения грехов через покаяние. По мнению Немесия, епископа Эмесского: «Ведь один только человек - из всех одаренных разумом существ - имеет то преимущество, что удостаивается прощения через покаяние: ни демоны, ни ангелы не могут получить прощения через раскаяние. В этом более всего сказывается и обнаруживается милосердие и правосудие Божие. Ангелы, не имея никаких неотразимых побуждений, вовлекающих в грех, но по природе, будучи свободными от телесных страстей и удовольствий, по всей справедливости не могут получить никакого прощения через раскаяние; человек же есть не только разумное, но и животное существо, - причем, животные потребности и страсти часто порабощают (увлекают) разум. Поэтому, когда человек, отрезвившись (придя в себя), избегает этого и достигает добродетелей, то получает заслуженную милость, то есть, прощение. И как смех является свойством человеческой природы, так как одному ему это только присуще - и всякому, и всегда, - так в том, что происходит по благодати (то есть, Божией), свойственно человеку, преимущественно перед прочими разумными тварями, освобождаться от вины за прегрешения через раскаяние. Ведь одному только человеку - и всякому, и всегда - дается это на время земной жизни: но после смерти уже нет» (13: 28, 29).

Св. Иоанн Дамаскин говорит, что «он (Ангел - П.Д.) неспособен к раскаянию, потому что - и бестелесен. Ибо человек получил раскаяние по причине немощи тела» (14: 118). Прот. Николай Погребняк пишет: «Но за гробом покаяния нет. И строго предупреждает нас об этом свт. (Иоанн златоуст - П.Д.): "Но когда отойдем туда, то, хотя бы оказали самое сильное раскаяние, никакой уже не будет пользы, и сколько бы не скрежетали зубами, ни сокрушались и ни молились тысячекратно, никто и с конца перста не подаст капли нам, объятым пламенем, но мы услышим то же, что и известный богач, - что пропасть велика между нами и вами утвердися (Лк. 16: 26). Покаемся же здесь, увещеваю, и познаем Господа своего, как познать надлежит. Тогда только должно будет отринуть надежду на покаяние, когда мы будем во аде, потому что там только бессильно и бесполезно это врачевство, а доколе мы здесь, оно если и в самой старости будет употреблено, оказывает великую силу. Посему и диавол употребляет все усилия, чтобы вкоренить в нас помысл отчаяния, ибо он знает, что если мы и немного покаемся, это будет для нас не бесплодно" (свт. Иоанн Златоуст. Творения)» (15).

Со смертью заканчивается время наших земных деяний («время посева») и начинается время воздаяния за них («время жатвы»). «Легко для Господа - в день смерти воздать человеку по делам его. Минутное страдание производит забвение утех, и при кончине человека открываются дела его» (Сир. 11: 26, 27).

Св. апостол Павел наставляет: Бог «воздаст каждому по делам его: тем, которые постоянством в добром деле ищут славы, чести и бессмертия, - жизнь вечную; а тем, которые упорствуют и не покоряются истине, но предаются неправде, - ярость и гнев» (Рим. 2: 6-8); «...ибо всем нам должно явиться пред судилище Христово, чтобы каждому получить соответственно тому, что он делал, живя в теле, доброе или худое» (2 Кор. 5:10); «Что посеет человек, то и пожнет: сеющий в плоть свою от плоти пожнет тление, а сеющий в дух от духа пожнет жизнь вечную. Делая добро, да не унываем, ибо в свое время пожнем, если не ослабеем. Итак, доколе есть время, будем делать добро всем, а наипаче своим по вере» (Гал. 7-10).

Свт. Григорий Богослов учит: «Настоящее время есть время делания, а будущее - время воздаяния (Слово 19)» (16: 543). Свт. Тихон Задонский пишет: «Смерть никого не оставляет, и чем дольше живем, тем ближе она к нам. Этот предел Божий как неизвестен нам, так и весьма страшен. Неизвестен, поскольку смерть похищает без разбора старых и молодых, младенцев и юношей, готовых и неготовых, праведных и грешных. Страшен, поскольку отсюда начинается нескончаемая, непрестающая, всегда пребывающая вечность. Отсюда мы отходим или в вечное блаженство, или в вечную муку; или в место радости или в место плача. Отсюда мы начинаем или вечно жить. Или вечно умирать; или вечно царствовать на небе со Христом и святыми Его, или вечно страдать в аду с сатаной и ангелами его» (17: 1862).

«В загробном мире перед душой две дороги - к свету или от него, и душа после смерти тела уже не может выбирать дорогу. Дорога предопределена жизнью человека на земле» (Е. И. Дудкин) (12: 11).

§2. Вместе с этим, во втором периоде жизни души (см. сноску 3) еще возможно улучшение ее состояния. Однако не по собственному ее желанию и не через свои мучения, а по определенной помощи извне, причем это относится не ко всем душам вообще, а только к тем из них, которые своей жизнью на земле (в соединение с телом) создали предпосылки к этому.

«...Как для скончавшихся в нечестии и нераскаянности и совершенно погасивших в себе дух Христов (1 Сол. 5: 19) ничего не помогут никакие молитвы живущих еще братий, подобно тому, как ничего не могут сделать для оживления гнилых семян, потерявших начало растительной жизни, ни влияние солнца, ни благорастворенный воздух, ни питательная влага ... Св. Иоанн Дамаскин пишет: "Каждый человек, имевший в себе малую закваску добродетелей, но не успевший превратить оную в хлеб, - поелику, несмотря на свое желание, не смог сего сделать или по лености, или по беспечности, или потому, что отлагал со дня на день, и сверх чаяния постигнут и пожат кончиною, - не будет забыт праведными Судиею и Владыкою, но Господь по смерти его возбудит его родных, ближних и друзей, направить мысли их, привлечет сердца и преклонит души к оказанию ему пособия и помощи ... А тот, кто вел жизнь порочную, которая была вся усеяна тернием и исполнена скверн и нечистот, который никогда не внимал совести, но с беспечностью и ослеплением погружался в мерзость похотей, удовлетворяя всем желаниям плоти и нимало не заботясь о душе, - которого все мысли заняты были плотоугодием и который в таком состоянии постигнут кончиною, - сему никто не прострет руки, но так будет с ним поступлено, что ему не подадут помощи ни супруга, ни дети, ни братия, ни родственники, ни друзья: поелику, Бог не призрит на него (Слово об усопших в вере)"...

По учению православному, души очищаются от грехов и заслуживают от Бога помилование не сами собою и не через свои мучения, но по молитвам Церкви, силою бескровной жертвы, и эти-то молитвы не только помогают страждущим, облегчают их участь, но и освобождают их от мучений (Православное исповедание, ч. 1, ответ на вопрос 64)» (Е. Тихомиров) (18: 209, 236).

Приведем некоторые конкретные примеры изменения (улучшения) состояния души в загробном мире.

Св. Григорий Двоеслов, папа Римский, повествует о замечательных случаях действенной помощи душам умерших по молитвам и жертвоприношениям за них. Он говорит, что «в его время жил один пресвитер, который часто ходил в баню. Однажды, придя в баню, он увидел подошедшего к нему незнакомца, который начал ему прислуживать; он прислуживал также и по окончании бани, Так повторялось несколько раз. Пресвитер, желая отблагодарить незнакомца, взял однажды в баню две просфоры. Незнакомец пришел и на этот раз стал помогать пресвитеру снимать сапоги и подавать полотенце после купания. Пресвитер дает ему за его усердие и любовь обе просфоры, но незнакомец изрек с горькими слезами: "Отче! Что ты делаешь! Ведь это хлеб св., мне его есть нельзя. Я, которого ты видишь, был господином этих мест, но за мои грехи осужден. Если ты хочешь оказать мне свою любовь, то принеси этот хлеб Господу и помолись обо мне у Престола Божия и если меня в следующий раз здесь не увидишь, то твоя молитва будет услышана". Пресвитер целую неделю со слезами молился о душе этого незнакомца, принося за него каждый день бескровную жертву. Когда он снова посетил баню, незнакомец ему не явился» (цит. по 19: 6, 7). Другой рассказ св. Григория Двоеслова: «Один брат за нарушения обета нестяжания, лишен был по смерти, в страх другим, церковного погребения и молитвы в течение 30-ти дней; а потом, из сострадания к его душе, в продолжение следующих 30-ти дней за него была приносима бескровная жертва с молитвою. В последний из этих дней, усопший явился в видении оставшемуся в живых родному брату своему и сказал: "Доселе худо было мне, а теперь уже я благополучен, ибо сегодня получил приобщение"» (цит. по 18: 223, 224).

Св. Иоанн Дамаскин говорит, что «у одного из святых мужей был ученик, живший беспечно. Что же? Смерть застигла его в такой беспечности. Милосердный Отец Небесный, подвигнутый слезами и воплями старца, открыл ему того юношу горящим в пламени даже до выи, подобно немилосердному богачу, упоминаемому в притчи о Лазаре. Когда же св. подверг себя строгим подвигам поста и молитвы, с крепким воплем умоляя Бога, то увидел его, объятого пламенем до пояса; наконец, когда св. муж присоединил болезни к болезням (то есть еще более усилил свою молитву), то Бог в видении явил его (юношу) старцу изъятым из пламени и совершенно свободным» (цит. по 18: 225).

Обычай совершать молитвы и приносить жертвы за усопших существует издревле. Так в Ветхом Завете повествуется о сражении иудеев под предводительством своего вождя Иуды Маккавее. Когда, после битвы иудеи стали хоронить своих павших воинов, то «нашли они у каждого из умерших под хитонами посвященные Иамнийским идолам вещи, что закон запрещал Иудеям: и сделалось всем ясно, по какой причине они пали. Итак, все прославили праведного Судию Господа, открывающего сокровенное, и обратились к молитве, прося, да будет совершенно изглажен содеянный грех; а доблестный Иуда увещевал народ хранить себя от грехов, видя своими глазами, что случилось по вине падших. Сделав же сбор по числу мужей до двух тысяч драхм серебра, он послал в Иерусалим, чтобы принести жертву за грех, и поступил весьма хорошо и благочестно, помышляя о воскресении; ибо, если бы он не надеялся, что павшие в сражении воскреснут, то излишне и напрасно было бы молиться о мертвых. Но он помышлял, что скончавшимся в благочестии уготована превосходная награда, - какая святая и благочестивая мысль! - Посему принес за умерших умилостивительную жертву, да разрешатся от греха» (2 Мак. 12: 40-45).

Таким образом, здесь дано важное библейское свидетельство о значении для умерших приносимых за них молитв и искупительных жертв со стороны живых. Отметим, что в Православии существуют специальные правила поминовения умерших (усопших) православных христиан.

§3. Положение о возможности улучшения посмертной жизни души после частного суда может быть обосновано, на наш взгляд, следующими рассуждениями. Поскольку душа человеческая (духовная субстанция) и человек (духовно-вещественная субстанция) не являются тождественными существами, то окончательное воздаяние за добродетели и грехи данного человека должен, по суду справедливости, нести именно этот же человек в соответствии со своими делами при земной жизни[9], а не одна его душа. Св. Иоанн Дамаскин говорит: «Если только одна душа упражнялась в подвигах добродетели, то одна только она и будет увенчана. И если одна только она постоянно пребывала в удовольствиях, то по справедливости одна только она была бы и наказываема. Но так как ни к добродетели, ни к пороку душа не стремилась отдельно от тела, то, по справедливости, то и другое вместе получат и воздаяние...» (14: 340).

Свщч. епископ Горазд пишет: «Полную награду и полное наказание не получат люди сейчас же после частичного суда над ними, но только после Суда последнего, так как участие в наградах и наказаниях должны принять по справедливости не только душа, но и тело, а это произойдет только после всеобщего воскресения ... Полная отплата настанет на последнем Суде, что видно из слов апостола Павла, что в день оный, т. е. в день всеобщего Суда, даст ему Господь, праведный Судия, венец правды (2 Тим. 4: 8)» (20: 70, 115. См. ответы на вопросы 306, 468).

Архиеп. Антоний (Амфитеатров) считает, что «цель всеобщего воскресения тела есть та, чтобы будущую вечную жизнь, к которой предназначена и для которой искуплена Христом Спасителем душа человеческая, разделяло бы с нею и тело, обновленное через смерть и воскресение. Ибо тело не есть только мертвое орудие человека, но существенная половина его состава, и справедливость требует, чтобы, если душа будет наслаждаться блаженством за добрые дела, - и тело разделяло бы с нею сие блаженство, как верный и усердный сотрудник ее в оных; если же душа осудится на вечные мучения за злые дела, - и тело участвовало в нем, поелику всегда имеет деятельное участие в злых делах человека, и таким образом воздаяние человеку было полное» (21: 263).

Протопресвитер Михаил Помазанский полагает, что «с телесной смертью человека не навсегда прекращается связь души с телом. Настанет некогда время, когда тела человеческие восстанут в обновленном виде и опять соединятся навсегда со своими душами, чтобы получить участие в вечном блаженстве или мучении, соответственно тому, что при участии тел совершено было людьми доброго или худого в течение земной жизни (2 Кор. 5:10)» (22: 104).

Иными словами, отдельная, хотя и самостоятельная, часть человека - душа не может нести полную ответственность за дела всего человека в целом. Именно поэтому частный суд (после физической смерти человека) не является окончательным судом. Здесь еще нет всей полноты награды или наказания и возможно улучшение состояния души. Однако не по собственному ее желанию и не через ее мучения, а по определенной помощи извне, причем это относится не ко всем душам вообще, а только к тем из них, которые при земной жизни (в соединении с телом) создали предпосылки к этому (28: 763-767).

§4. Ряд авторов придерживается мнения, что после физической смерти душа уже не может раскаяться.

Св. Иоанн Дамаскин пишет: «Должно же знать, что чем именно служит для людей смерть, этим для Ангелов служит падение. Ибо после падения для них невозможно покаяние, подобно тому, как и для людей оно невозможно после смерти» (14: 123).

Свт. архиеп. Лука (Войно-Ясенецкий) говорит: «В бессмертном духе человеческом продолжается вечная жизнь и бесконечное развитие в направлении добра или зла после смерти тела, мозга и сердца... Вечное блаженство праведников и вечную муку грешников надо понимать так, что бессмертный дух первых, просветленный и могущественно усиленный после освобождения от тела, получает возможность бес предельного развития в направлении добра и Божественной любви, в постоянном общении с Богом и все ми бесплотными силами. А мрачный дух злодеев и богоборцев в постоянном общении с диаволом и ангелами его будет вечно мучиться своим отчуждением от Бога, святость Которого познает, наконец, и той невыносимой отравой, которую таит в себе зло и ненависть, беспредельно возрастающие в непрестанном общении с центром и источником зла, сатаной!» (3: 283. См. гл. 9 «Бессмертие»).

Е. И. Дудкин так комментирует данное высказывание: «Самое страшное в этих словах архиепископа то, что в момент смерти тела уже определилось все дальнейшее развитие души в направлении к добру или злу. В загробном мире перед душой две дороги - к свету или от него, и душа после смерти тела уже не может выбирать дорогу. Дорога предопределена жизнью человека на земле» (12: 11).

По словам архиеп. Антония: «Душа же сама не может, хотя бы и хотела, коренным образом измениться и начать новую жизнь, которая совершенно отличалась бы от ее жизни на земле, приобрести то, чего она не имела, будучи человеком. Именно в таком смысле надо понимать слова о том, что за гробом нет покаяния. Душа живет там и развивается в том направлении, которое начала на земле» (цит. по 12: 12).

По мнению Иоанна, епископа Смоленского «Если вы здесь (в земной жизни - П.Д.) владеете собой, там (в загробном мире - П.Д.) уже вы ничего не сможете с собой сделать; все в вас и с вами перейдет туда и разовьется в бесконечность...

Душа человека, отрешаясь от тела, с многократной силой продолжает развивать в себе те качества, которые она приобрела в земной жизни ... Вследствие этого праведники бесконечно утверждаются в добродетелях и преданности св. воле Божией, а нераскаянные грешники - в нечестии и ненависти к Богу» (цит. по 10: 102).

Однако следует отметить, что в притче о богаче и Лазаре (Лк. 16: 19-31) говорится о том, что, несмотря на мучения и невозможность помочь себе самой, душа богача дважды стремилась помочь оставшимся на земле братьям (Лк. 16: 28, 30). Она просила Авраама послать к ним Лазаря, говоря: пусть он засвидетельствует им, чтобы и они не пришли в это место мучения (Лк. 16: 28), так как полагала, что если кто из мертвых придет к ним, покаются (Лк. 16: 30).

Таким образом, душа богача хотела, чтобы его братья покаялись, изменили свою жизнь и не пришли в это место мучения. Из этого можно сделать вывод, что душа богача и сама раскаялась, ведь иначе она не смогла бы желать раскаяния оставшихся братьев. Вот как говорит об этом иеромонах Серафим (Роуз) со ссылкой на митр. Московского и Коломенского Макария (Булгакова): «Настоящее христианское отношение к смерти основано на осознании критической разницы между этой жизнью и грядущей. Митр. Макарий (Булгаков) в следующих словах подытожил библейское и отеческое учение по этому вопросу: "Смерть есть предел, которым ограничивается время подвигов для человека и начинается время воздаяния, так что по смерти невозможно ни покаяние, ни исправление жизни. Эту истину выразил Христос Спаситель Своею притчею о богатом и Лазаре, из которой видно, что тот и другой немедленно по смерти получили воздаяние, и богатый, как ни мучался в аду, не мог через покаяние освободиться от своих страданий" (Лк. 16: 26)» (8: 189).

Приведем еще одно аналогичное высказывание: «Конечно, души, заключенные в ад, и неожесточенные во зле, могут глубоко раскаиваться в грехах земной жизни, чувствовать к ним отвращение, мыслимо и сердцем смремиться к добру, к которому были иногда равнодушны на земле; но в аде они не имеют никакой возможности принести плоды, достойные покаяния и оправдать свое стремление к добру делами любви и милосердия. Этот недостаток плодов покаяния и добрых дел, по благому устроению Божию, заменяют для них молитвы Церкви об умерших, благотворения, совершаемые на земле по их завещанию, или во имя их, особенно же принесение за них безкровной жертвы, предстательство за них святых в Церкви Небесной (Апок. 8: 3, 4) и, наконец, всесильное ходатайство пред Отцем самого Искупителя (Евр. 7: 5)» (23. См. гл. «О правосудии Божием»).

Другим примером раскаяния в загробном мире является приведенный выше рассказ Григория Двоеслова о пастыре и помогавшем ему в бане незнакомце. Когда пресвитер захотел отблагодарить его за помощь двумя просфорами, то «незнакомец изрек с горькими слезами: "Отче! Что ты делаешь! Ведь это хлеб св., мне его есть нельзя. Я, которого ты видишь, был господином этих мест, но за мои грехи осужден ... помолись обо мне у Престола Божия» (цит. по 19: 6, 7). Из этого рассказа, помимо того, что незнакомец сожалел о своих грехах, то есть раскаялся в них, также следует, что незнакомец по собственному желанию усердно прислуживал пресвитеру, чтобы тот помолился за него и то, что усердие незнакомца было вознаграждено. Это, в свою очередь, показывает нам, что раскаяние отдельной души всё же возможно, но само по себе не позволяет изменить ее состояние в загробном мире. Для этого требуется помощь из вне.

§5. Таким образом, состояние, а также силы отдельной души и особенности их проявлений существенно отличаются от таковых при соединение души с телом. При этом душа в загробном мире:

● сохраняет свои способности чувствовать, мыслить, желать. Заметим, что если бы душа по смерти тела лишалась бы, например, чувств (страха, ужаса, радости, счастья, любви), то какой бы был смысл в суде Божьем, определяющим, где находиться душе: мучиться в аду или блаженствовать в раю? Кроме того, при отсутствии чувств, также становятся ненужными ум и воля, поскольку эти понятия являются коррелятивными, то есть одно из них предполагает и другие (29: 135-137). Это указывает на то, что после физической смерти (смерти тела, включая мозг) умирает (исчезает) не сама возможность мыслительных и других процессов (чувств, желаний), а только их внешнее, видимое проявление. Таким образом, эти процессы не являются свойствами (способностями) мозга, а являются свойствами души и сохраняются (и даже обостряются) при ее разъединении с телом;

● по-видимому, может раскаяться, однако это раскаяние не будет принято само по себе. Состояние души (блаженство или мучения, а также их степень или величина) после ее расставания с телом, также не может быть изменено по желанию самой души. Оно может быть изменено по молитвам Церкви, родных, близких и других людей, а также их определенных деяний, но только в том случае, если человек еще при жизни на земле смог создать определенное основание для этого.

СПИСОК ЦИТИРУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Философская Энциклопедия. В 5-х т. - М.: Советская энциклопедия. Под редакцией Ф. В. Константинова. 1960-1970.

2. Малиновский Н., свщ. Православное догматическое богословiе: в 4-х тт. - Т. 2. - Ч. 2.: Ученiе о Боге Творце и Промыслителе мiра. - Предъустроенiе Богомъ человеческаго спасенiя. - Ставрополь, 1902.

3. Лука (Войно-Ясенецкий), свт. Наука и религия. Дух, душа и тело. - Троицкое слово; Феникс, 2001.

4. Свт. Лука (Войно-Ясенецкий). Спешите идти за Христом! Проповеди в Симферополе (1946-1948 гг.). - 2-е изд., испр. - М.: Храм свв. Космы и Дамиана на Маросейке, 2000.

5. Загробная жизнь. Труд монаха Митрофана. - Киев: Радуга, 1991.

6. Иоанн Кронштадтский: сборник / сост. В. А. Десятников. - М.: Патриот, 1992.

7. Дьяченко Г., свщ. Тайная жизнь души после телесной смерти. М.: Отдых христианина, 2001.

8. Серафим (Роуз), иер. Душа после смерти. Современные «посмертные» опыты в свете учения Православной Церкви. - М.: Изд. Сретенского мон-ря, 1997.

9. Овчинников М., прот. Между жизнью и смертью. Свидетельства с порога вечности. - М.: Паломник, 2005.

10. Пестов. Н. Е. Современная практика православного благочестия: в 2-х тт. - Т. 1. - СПб.: Сатисъ, 2002.

11. Тихомиров Е. Загробная жизнь или последняя участь человека. - Ч. 1 - М., 1995.

12. Образ погребения православного христианина / Сост. Е. И. Дудкин. - Воронеж, 2001.

13. Немесий, еп. Эмесский. О природе человека // Учителя неразделенной церкви. - М.: Учебно-информационный экуменический центр апостола Павла; МГУ, 1996.

14. Св. Иоанн Дамаскин. Точное изложение православной веры. - М.: Ладья, 2000.

15. Погребняк Н., прот. Троицкая родительская суббота. Святоотеческое наследие и иконографические параллели// Московские епархиальные ведомости. - 2004. - № 4-5.

16. Творения иже во святых отца нашего Григория Богослова, Архиепископа Константинопольского. - Т. I-II. - Изд-во П. П. Сойкина.

17. Иоанн (Маслов), схиархим. Симфония по творениям святителя Тихона Задонского - М.: Самшит-издат, 2003.

18. Тихомиров Е. Загробная жизнь или последняя участь человека. - Ч. 2. - М., 1995.

19. Кирилл (Павлов), архим. Проповеди о достоверности загробной жизни и молитвенном поминании усопших. - Троице-Сергиева Лавра; Кристина и Ольга, 1995.

20. Горазд, священномуч., еп. 1168 вопросов и ответов о православной вере. М.: Крутицкое Патриаршее Подворье; Изд-во. Св. Кирилла и Мефодия, 2001.

21. Антоний (Амфитеатров), архим. Догматическое богословие Православной Кафолической Восточной Церкви, съ присовокуплениемъ общаго введенiя въ курсъ богословскихъ наукъ.- 8-е изд. - СПб.: Типографiя Александра Якобсона, 1862.

22. Помазанский М., протопр. Догматическое богословие. - Клин: Христианская жизнь, 2001.

23. Православное учение о искупительной жертве Спасителя на Кресте. - Изд-во Почаевской Лавры, 2002. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.wco.ru/biblio/books/sacrifice/Main.htm, свободный. - Загл. с экрана.

24. Гиппенрейтер Ю. Б. Введение в общую психологию: курс лекций. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://logopediya.com/psixologiya/259.php, свободный. - Загл. с экрана.

25. Размышления о бессмертной душе. О естестве и назначении души / Сост. Иоанн (Крестьянкин), архим. - Псков: Свято-Успенский Псково-Печерский мон-рь, 1999.

26. Вечные загробные тайны. Как живут наши умершие, их союз с живыми, их блаженство и муки. По учению Священного Писания, Отцов и Учителей Церкви / сост. Антоний, игум. - 4-е изд. - М.: Афонский Русский Пантелеимонов мон-рь, 1908.

27. Философский словарь / под ред. И. Т. Фролова. - 7-е изд., перераб. и доп. - М.: Республика, 2001.

28. Добросельский П. В. О полемических аспектах происхождения, грехопадения и цели земной жизни человека. - М.: Благовест, 2009.

29. Добросельский П. В. Общие аспекты православной психологии. - 2-е изд. испр. и доп. - М.: Грифон, 2011. - 336 с. - (Очерки православной антропологии. Вып. 6).



[1] См. сноску 1 в ч. 1: Общие сведения о психологии и психике.

[2] Ю.Б. Гиппенрейтер о психофизической проблеме пишет: «И в наши дни продол­жает дискутироваться одна проблема, которая имеет не конкретно-научный, а методологический характер. В ис­тории естествознания она получила название психофизи­ческой, а с конца XIX в. - психофизиологической проблемы. Эти два названия употребляются и сейчас как синонимы ... Нужно сразу сказать, что до сих пор нет окончатель­ного и общепринятого решения психофизиологической проблемы. Это связано с ее чрезвычайной сложностью.

В чем суть этой проблемы? Формально она может быть выражена в виде вопроса: как соотносятся физио­логические и психические процессы? На этот вопрос предлагалось два основных варианта решения. Первое получило название принципа психофизичес­кого взаимодействия. В наивной форме оно было изло­жено еще у Р. Декарта. Он считал, что в головном мозге имеется шишковидная железа, через которую душа воз­действует на животных духов, а животные духи - на душу. Второе решение известно как принцип психофизи­ческого параллелизма. Суть его состоит в утверждении невозможности причинного взаимодействия между пси­хическими и физиологическими процессами...» (24. См. гл. 13: Введение в общую психологию).

[3] «Архим. Иоанн (Крестьянкин) говорит: «Из Священного Писания мы знаем, что жизнь души нашей имеет три периода (с двумя переходными гранями из одного периода в другой).

1-й период - жизнь души в теле человека (жизнь души при 1-ом (временном) ее соединении с телом - от момента зарождения человека до момента его физической смерти - П.Д.).

2-й период - жизнь души, освободившейся от тела... (жизнь отдельной души (без тела) - от момента разъединения души с телом до момента всеобщего воскресения - П.Д.).

3-й период - новая жизнь души в своем теле, в котором она находилась во время земной жизни (жизнь души при 2-ом (вечном) ее соединении с преобразованным телом - от момента всеобщего воскресения - П.Д.)» (25: 167, 171).

Монах Митрофан о состояниях (периодах жизни) души пишет так: «Душе от Бога назначается пройти три состояния, составляющие ее вечную жизнь: в утробе матери, на земле и за гробом» (45: 9). При этом «загробная жизнь человека состоит из двух периодов: загробная жизнь до воскресения мертвых и всеобщего суда - жизнь души*; загробная жизнь после этого суда - вечная жизнь человека» (45: 159). В свою очередь, загробная жизнь до воскресения мертвых включает в себя как жизнь души от разлучения с телом до частного суда, так и жизнь души от частного суда до всеобщего суда (5: 162).

* Игумен Антоний называет этот период «сенью смертной»: «время от разлучения души с телом до второго пришествия Христова на землю в Священном Писании называется сенью смертною (Пс. 22: 4). По вступлению в сень смертную тело человека будет пребывать в земле до гласа последней трубы архангельской и уподобляется зерну, брошенному в землю, для ожидания будущих плодов» (26: 9).

[4] В отношении Моисея нет сомнений в том, что при Преображении Господнем на Фаворе явилась именно душа пророка, поскольку в Библии конкретно сказано о физической смерти Моисея (Втор. 34: 5-7). В отношении же пророка Илии нельзя сказать определенно явилась ли его душа или явился сам пророк в бессмертном теле, поскольку Илия еще до смерти был взят на небо (4 Цар. 2: 1, 11). Отметим, что предположение о явлении Илии в бессмертном теле не противоречит словам о первенстве Иисуса Христа в воскресении из мертвых, сказанным в: 1 Кор. 15: 20, 23; Кол. 1: 18; Откр. 1: 5. См. подробнее о данном вопросе в ст. «Почему Иисус Христос назван первенцем из умерших» (http://ruskline.ru/analitika/2016/05/10/pochemu_iisus_hristos_nazvan_pervencem_iz_umershih/).

[5] «Умозаключение - рассуждение, в ходе которого из одного или нескольких суждений, называемых посылками умозаключения, выводится новое суждение (называемое заключением или следствием), логически вытекающее из посылок. Переход от посылок к заключению всегда совершается по какому-либо правилу логики (правилу вывода)» (27: 586. См. «Умозаключение»).

[6] Свщ. Григорий Дьяченко по данному вопросу пишет: «Души усопших, конечно, являются и могут являться на землю не по своей собственной воле, а только по повелению и допущению Божию. Бог повелевает и допускает им являться только для каких-нибудь особенных, достойных его, целей ... Бог по Своему милосердию и всемогуществу дозволяет являться душам усопших только очень редко...» (7: 100).

[7] «Наш современник, прот. Михаил Овчинников, попавший в жестокую автокатастрофу, не оставляющих ему никаких шансов на жизнь, выжил вопреки прогнозам врачей. Пережив в это труднейшее время несколько клинических смертей, пройдя через нестерпимые муки, чудом Божиим возвращенный из небытия, отец Михаил нашел в себе в себе силы написать обо всем происшедшим с ним, детально проанализировать свои ощущения на грани между жизнью и смертью ... Из истории Православия известно немало подобных случаев. Но эта книга уникальна тем, что отец Михаил, лично переживший умирание и возвращение к жизни, свидетельствует о своем посмертном опыте не только как пациент, но и как пастырь» (8: 2).

[8] О душевно - телесных чувствах, называя их телесными, епископ Эмесский Немесий говорит: «Телесные же удовольствия - те, которые происходят через участие души и тела и которые по этому называются телесными; таковы удовольствия, касающиеся пищи и совокуплений. Но никто не мог бы подыскать удовольствий, свойственных одному только телу» (13:116). Аналогично этому, в отношении удовольствий, св. Иоанн Дамаскин говорит: «Из удовольствий одни суть душевные, другие - телесные. И душевные, конечно, суть те, которые свойственны одной только душе - самой по себе, каковы - удовольствия, чувствуемые при занятиях науками и при созерцании. Телесные же удовольствия - те, которые происходят через участие души и тела и которые поэтому называются телесными; [это -] все, касающееся пищи и совокуплений, и подобного. Но никто не мог бы найти удовольствий, свойственных одному только телу» (14: 157).

[9] «Всем нам должно явиться пред судилище Христово, чтобы каждому получить соответственно тому, что он делал, живя в теле, - доброе или худое» (2 Кор. 5: 10). «Общий Судия придет со славою воздать каждому по делам его» (Молитвы утренние. Молитва 5-я, святого Василия Великого).

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; Челябинское региональное диабетическое общественное движение «ВМЕСТЕ»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне.

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/ru/documents/7755/
https://ria.ru/20201221/inoagenty-1590270183.html
https://ria.ru/20201225/fbk-1590985640.html

РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

14. Re: Общие аспекты психики человека (или что такое психика) с точки зрения христианской антропологии

Вероятно, эта статья помещена в назидание тем, кто видит какой-то смысл в психологии. Его нет, кто бы этим ни занимался.
Lucia / 16.09.2017 08:16

13. Ответ на 8., Лев Хоружник:

В притче о богаче и Лазаре (Лк. 16: 19-31), богач после своей смерти (точнее его душа), находясь в аду и будучи в муках, просит Авраама послать Лазаря к оставшимся на земле пяти братьям, чтобы засвидетельствовать им какие мучения ожидают человека, ведущего неправедную жизнь, после его смерти. Богач полагал, что если кто из мертвых придет к ним, то его братья покаются и тогда не придут в это место мучения.Таким образом, душа богача сохранила:- чувства. Душа мучается и сострадает своим братьямУ св. Нила Мироточивого другое мнение по поводу души богача. Не о братьях богач заботился, а о том, чтобы погубить Лазаря.

Уже до Нила Мироточивого добрались. Смотрю вы неусыпно клепаете ересь. И что интересно, "яростные борцы" с ересями, так спокойно реагируют на эту статью, диву даёшься.....
eka / 16.09.2017 07:01

12. Ответ на 11., Андрей Карпов:

"православной схоластикой"?

Шаляпина не слышал, но мне Рабинович напел.
М.Яблоков / 16.09.2017 06:14

11. Re: Общие аспекты психики человека (или что такое психика) с точки зрения христианской антропологии

А в чем автор видит задачу? Какую насущную (жизненную) проблему он хочет решить своим исследованием?Не являются ли подобные тексты своего рода "православной схоластикой"?
Андрей Карпов / 15.09.2017 19:22

10. Ответ на 9., Lucia:

Да, любой считает, что разобраться с историей, психологией или философией - это ему раз плюнуть. Особенно, если никогда их не изучал))))))

"Ничто нас так не окрыляет, как отсутствие конкретных знаний." (с)
М.Яблоков / 15.09.2017 18:25

9. Ответ на 5., М.Яблоков:

В том-то и дело, что позиция автора четко не обозначена. Сейчас модно так.

Да, любой считает, что разобраться с историей, психологией или философией - это ему раз плюнуть. Особенно, если никогда их не изучал))))))
Lucia / 15.09.2017 17:53

8. Re: Общие аспекты психики человека (или что такое психика) с точки зрения христианской антропологии

<i>В притче о богаче и Лазаре (Лк. 16: 19-31), богач после своей смерти (точнее его душа), находясь в аду и будучи в муках, просит Авраама послать Лазаря к оставшимся на земле пяти братьям, чтобы засвидетельствовать им какие мучения ожидают человека, ведущего неправедную жизнь, после его смерти. Богач полагал, что если кто из мертвых придет к ним, то его братья покаются и тогда не придут в это место мучения. Таким образом, душа богача сохранила: - чувства. Душа мучается и сострадает своим братьям</i> У св. Нила Мироточивого другое мнение по поводу души богача. Не о братьях богач заботился, а о том, чтобы погубить Лазаря.
Лев Хоружник / 15.09.2017 15:37

7. Версия для печати Общие аспекты психики человека

Для написания этой статьи, необходима специальная подготовка. Обычный человек такого не напишет.....
eka / 15.09.2017 14:21

6. Ответ на 5., М.Яблоков:

В том-то и дело, что позиция автора четко не обозначена. Сейчас модно так.

) Яблоков и Лукиа возобновили заседания кружка юных психологов.

5. Ответ на 4., Lucia:

В том-то и дело, что позиция автора четко не обозначена. Сейчас модно так.
М.Яблоков / 15.09.2017 10:06
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:
Петр Добросельский
Первородный грех
Первый грех в роде человеческом и его последствия. Часть 3
07.04.2020
Первородный грех
Первый грех в роде человеческом и его последствия. Часть 2
01.04.2020
Первородный грех
Первый грех в роде человеческом и его последствия. Часть 1
24.03.2020
Борьба со злом
О различном отношении к врагам
11.02.2020
Виновны ли потомки Адама и Евы в их грехопадении в раю и его последствиях
Об отношении рода человеческого к первородному греху в христианском богословии
24.01.2020
Все статьи Петр Добросельский
Последние комментарии
Идеология Третьего Рима
Новый комментарий от Анатолий Степанов
23.10.2021 23:01
Православные антидержавники активизировались
Новый комментарий от Анатолий Степанов
23.10.2021 22:48
Не будем ждать создания прививки от глупости
Новый комментарий от Константин В.
23.10.2021 20:04
Царство ближних
Новый комментарий от Полтораки
23.10.2021 19:37
Охранять и нести Свет Христов всему миру
Новый комментарий от Алексей Ощепков
23.10.2021 18:29
Обыкновенный феминизм
Новый комментарий от Владимир Петрович
23.10.2021 16:41