В защиту Римской Армии

К вопросу о том, кто непосредственно принимал участие в страстях Христовых

10.04.2017 600

 

Прежде, чем сказать наше слово в Защиту Римской Армии, попытаемся, в доступном нам приближении осознать с православной точки зрения смысл мировой истории в целом. Вернее, даже не в целом, в целом как раз смысл очевиден - отбор необходимого числа кандидатов в Царство Небесное, Небесный Иерусалим, описанный в 21 главе Откровения Иоанна, после чего земная история закрывается.

В данном случае нас интересует в Божием замысле мировой истории роль «Римского Проекта», Римской Империи, во власть которой по факту своего рождения записался при своем Воплощении Господь. И с момента Его Воплощения в Вифлееме божественная благодать через Христа перешла на Рим, превратив его в мистический образ неразрушимого христианского Царства.

Именно на нерушимость этого Священного Римского Царства указывает старец Филофей в своем письме о Третьем Риме, как последнем Вечном Царстве: «Инако же Ромейское Царьство неразрушимо, яко Господь в Римскую власть написася».

Рождество Христово придало сакральный смысл бытию сформировавшейся к тому же времени Империи. Под этим ракурсом рассмотрения, смысл земной истории до Воплощения Бога Слова в Иисуса Христа представляется следующим.

Во-первых, это творение человеческой общности, в среде которой могла родиться Пресвятая Дева Мария, и образоваться первичный круг людей, способных:

‒ воспринять земную проповедь Христа, и

‒ благовествовать Его учение в ойкумене после Воскресения и Троицы.

Иными словами, создание своего рода Священства с большой буквы. Таковым стали праотец Авраам и его потомки ‒ «избранный народ израильский». [Отметим, что очевидно и несомненно существовало два Израиля еще до Христа ‒ Израиль пророков и Израиль фарисеев, саддукеев и космополитических денежных мешков].

Во-вторых, ‒ создание государственности, охватывающей тогдашнюю ойкумену-вселенную (в ее содержательном смысле), и свободную от сатанинских культов, в которой опять же:

‒ мог достаточно безопасно (в земном смысле) воплотиться, родиться Сын Божий;

‒ и могла, также в относительной безопасности, осуществиться первоначальная проповедь апостолов до краев тогдашней ойкумены.

То есть, создание Царства, в котором могло реализовать себя созданное Священство. Таким Царством, в подданство которого записался при своем Воплощении Господь, и стала Римская Империя.

В ней и произошла начальная встреча Священства и Царства.

Позитивным же смыслом земной истории после Воплощения, Воскресения и Вознесения Христа и Сошествия Святаго Духа на апостолов видится противостояние Вечного Рима в его трех временных ипостасях мировому злу, предтечам будущего антихриста.

Но для победы в этом противостоянии Вечному Риму необходимо было всякий век и год его бытия отчетливо представить и осознать, где находится сегодня и сейчас «сердце» этого мирового зла, его сосредоточие.

Иными словами, кто, на сегодняшний день является главным субъектом, проводящим волю «князя мира сего», разрушающим Божий мир, чтобы из обломков его воздвигнуть свое всемирное царство. И где этот субъект дислоцирован.

Как справедливо замечено, адских сил - легион. Но где-то ведь должна быть и штаб-квартира, столица земного Ада. Причем, как существует трансляция во времени и пространстве Римской Империи, так существует и пространственно-временная трансляция этой штаб-квартиры сил зла.

Рим потомков Энея и Ромула стал Царством, в котором воплотился Сын Божий, потому, что смог верно и своевременно определить тогдашнюю «столицу Земного Ада» ‒ Карфаген, ‒ и стереть еесвоими легионами с лица Земли. Карфаген, владыка Запада, претендовавший на гегемонию в Средиземноморье, тогдашней ойкумене, воплощал в себе, говоря просто и без прикрас, сатанизм в язычестве. Богов Карфагена Честертон назвал бесами. Боги-бесы Карфагена требовали человеческих, желательно детских, жертвоприношений, и поощряли самые разнузданные разврат и беззаконие, разносимые на черных Карфагенских судах по всему Средиземноморью.

За то, что Рим уничтожил Карфаген, - в буквальном смысле слова стерев его с лица земли, ‒ выполнив по сути волю Божию уничтожить Ханаан с его сатанинскими культами, что не смог или не захотел исполнить «избранный народ израильский», ‒ Риму и дано было создать тысячелетнюю империю, которая транслируясь в различные государственные и этнические формы, просуществовала почти до нашего времени. Во всяком случае до Первой мировой войны, почти до ее конца.

В этом безсмертная на все времена заслуга Римской Армии, и ее вождей в Пунических войнах Публия Корнелия Сципиона и Публия Корнелия Сципиона Эмилиана Африканских, ‒воинов совершенно изумительных по своим человеческим, не говоря уж о полководческих, качествам, коих так и тянет назвать «христианами до Христа».

Разгромом Карфагена Рим ответил на вопрос, по какому пути станет развиваться отныне история. В этой главной из войн, которые велись до сих пор, речь, в конечном счете, шла не о захвате территорий и торговых путей, а о дальнейшем пути, по которому пойдет человечество.

Римские легионыгрудью встали на пути сатанинской цивилизации «всемирного Ханаана».

По сути, именно тогда Рим стал Катехоном - Удерживающим мировое зло.

Стоит ли говорить, что свою доблесть Римская Армия сохранила до конца Первой Римской Империи, Первого Рима, даже, в некоторым смысле пережив его.

[Здесь мы говорим не просто о Западной Римской Империи, а именно о Первой Римской Империи, империи Первого Рима, считая датой ее падения 476 год, когда Сенат Рима, в послании к Императору Восточной Римской Империи Зенону, от своего имени и имени Римского Народа, формально заявил, что они не находят нужным и не желают сохранять на Западе Империи преемственный ряд императоров и формально юридическивпервые «соглашались на то, чтобы столица всемирной империи была перенесена из Рима в Константинопольиотказывались от прававыбирать своего повелителя».

Именно в 476 году произошла «трансляция империи» собственно Римской‒ империи Первого Рима, в империю Рима Второго, Римско-Цареградскую, как в будущем произойдет уже «трансляция империи» Римско-Цареградской в империю Третьего Рима ‒ Римско-Московскую.

476 год стал годом прекращения существования не просто Западной Римской Империи, а Первой Римской Империи, годом прекращения бытия Рима как столицы единой Римской Империи, а отнюдь не только Западной Империи. Именно поэтому 476 год и был воспринят большинством населения римско-ориентированной Западной Европы как год падения Вечного Римаи вселенской катастрофы, вызвавшей «шок в генах» у этого населения на долгие годы и века].

В период, когда собственно римское общество все более разлагалось, последней организованной силой Империи и ее становым хребтом осталась Армия. Большинство в ней составляли наемники из всех племен империи, а иной раз и из живущих за ее пределами, получившие, казалось бы, лишь поверхностное воздействие римской культуры и римского духа. И все же, справедливости ради следует признать, что если и сохранялся где-то еще неукротимый дух раннего Рима, то только в его легионах.

Великий полководец Рима времен упадка Флавий Стилихон (ок. 358 - 22.08.408) по отцу был вандалом и при этом потомственным высшим римским офицером. Романизированный германец, выдвинутый в главнокомандующего войсками империи - magistermilitum - самим Императором Феодосием Великим, и женатый на Его племяннице и приемной дочери Серене, Стилихон на несколько лет смог поддержать величие Западной Римской империи, а с ней и всей империи Первого Рима.

Именно ему довелось отразить в 402 годунатискготов, ведомых самим Аларихом на Рим. В 405 году Стилихоном были разгромлены орды задунайских германцев под начальством Радагайса,хотя для этого пришлось вызвать из Британии последние римские легионы.

И это тоже говорит о боевом духе, до конца не покинувшем легионеров Рима.

Стоит представить себе этот миг истории, когда по приказу, который не нес в себе уже почти никакой материальной силы, римские британские легионы сразу оставили свои обжитые за столетия базы, и по все еще прекрасным тогда римским дорогам пошли в свой последний бой.

В благодарность растленные римские патриции, во главе с придворным евнухом Олимпием, обвинили спасителя Рима в измене и подло убили в 408 году. Гибель Стилихона от рук «своих» дорого обошлась Империи -в410 году Аларих спокойно взял, разграбил и поджег Рим.

И все же еще спустя десятилетия армия Рима смогла свершить свой последний, не меркнущий в веках подвиг, может быть свое последнее чудо.Подводительством «последнего римлянина», уроженца Нижнего ДунаяФлавия Аэция[1], на сей раз действительно последнего из отмеченных в Анналах истории великих полководцев Первого Рима, жарким летом 451 года на Каталаунских полях она смогла остановить и повернуть вспять гуннские полчища Аттилы, грозившие стереть с лица Европы остатки Римской цивилизации. В 453 году Атилла был убит, и держава гуннов распалась. Благодарностью ничтожного Императора Валентиниана III, решившего, что раз нет Аттилы, можно обойтись и без Аэция, стало собственноручное убийство Валентинианом «последнего героя империи», посвятившего свою жизнь спасению Рима, в сентябре 454 года во время императорской аудиенции.Спустя год Рим будет разграблен вандалами, которым никто не сможет помешать предать Вечный город самому страшному разорению в его истории.

Еще через 20 лет падет и сама Западная Римская империя, ‒как свидетельствуют Святые Отцы, благодарность привлекает дары Божии, а неблагодарность отвращает их. Очень современная мысль.

Но даже после падения Великого Города, еще долгие десятилетия оставшиеся в далеких гарнизонах легионы продолжатв уже безнадежной борьбе сдерживать натиск варваров на остаткиИмперии, которая даже не могла оценить их усилия,защищая тень ушедшего величия[2]. Пусть нет уже на престоле Императора, но пока руки держат оружие, они будут воевать за Вечный Рим,напоминая этим последние полки Белой Гвардии - Русской Армии Врангеля лета 1920 года.

Похоже, что именно в них воскрес дух последних римских легионов. Как писал обэтих Белых полкахмитрополит Вениамин (Федченков), глава военного духовенства Вооруженных сил Юга России (с 11 мая 1920 года ‒ Русской Армии): «Это было не только неразумно, а почти безумно. Но люди тогда не рассуждали, а жили порывами сердца. Сердце же требовало борьбы за Русь, буквально "до последней пяди земли". ... Да уж очень не хотелось уступать Родину "космополитам-интернационалистам", "евреям" (так было принято думать и говорить про всех комиссаров), социалистам, безбожникам, богоборцам, цареубийцам, чекистам, черни.

Ну, пусть и погибнем, а все же - за родную землю, за "единую, великую, неделимую Россию". За нее и смерть красна! ... У нас есть еще клочок земли, есть осколки армии, и мы должны бороться! Мы хотим бороться!Мы будем бороться!..»[3]. До конца!

Последние полки армии Вечного Рима, остатки Русской Императорской Армии, возглавляемые наиболее монархически настроенными вождями Белого Движения, такими как Кутепов, Врангель, Дитерихс[4],погибали, но не сдавались.

Как говорит наш последний певец Русской Армии Кавад Раш: «Белая Армия не была разгромлена, она была выдавлена из Крыма красными, превосходившими ее в десятки раз. Духовно Белая Армия- это лучшая Армия за всю историю России»[5].

Возможно лучшей Армией Первого Рима и былиего последние легионы. Римский воинский дух навечно воплотился в последних солдатах Рима. Но на этой вечной славе Римской Армии, славе ее легионов от Ромула, Сципионов, Цезаря, Траяна до Стилихона и Аэция лежит внедренное в общественное сознание темное пятно, способное в глазах многих, перевесить все сказанное выше в ее память и защиту. Пятно это - описанное в Евангелиях издевательства, римских,‒как считается, ‒солдат над Христом. Совершенно непонятное по своей неспровоцированной и немотивированной жестокости. И вдобавок, при очевидном расположении их начальника Пилата (а такое ‒подчиненными уясняется быстро!) к Странному Узнику.

Когда читаешь строки Евангелий, или слушаешь профессионально-богословское изложение того, что случилось, когда «собрали на Него весь полк», пребываешь в состоянии горестного недоумения: воину неприлично и нетипично быть палачом. Ладно, прикажут распять каких-нибудь «спартаковцев»,‒ то быстро, четко, по всей Аппиевой дороге. Но не добавляя к Страданиям Креста мелочной злобы и издевательств. А, например, в известном фильме Мела Гибсона «Страсти Христовы» издеваются над Христом вообще одни римские солдаты.

Будто забыты издевательства и избиения при аресте и в приемных обоих первосвященников.

[Евангелие от Матфея, глава 26:

       65        Тогда первосвященник разодрал одежды свои и сказал: Он богохульствует! на что́ еще нам свидетелей? вот, теперь вы слышали богохульство Его!

       66        как вам кажется? Они же сказали в ответ: повинен смерти.

       67        Тогда плевали Ему в лице и заушали Его; другие же ударяли Его по ланитам

       68        и говорили: прореки нам, Христос, кто ударил Тебя?

От Марка, глава 14:

       63        Тогда первосвященник, разодрав одежды свои, сказал: на что еще нам свидетелей?

       64        Вы слышали богохульство; как вам кажется? Они же все признали Его повинным смерти.

       65        И некоторые начали плевать на Него и, закрывая Ему лице, ударять Его и говорить Ему: прореки. И слуги били Его по ланитам.

От Луки, глава 22:

63   Люди, державшие Иисуса, ругались над Ним и били Его;

       64        и, закрыв Его, ударяли Его по лицу и спрашивали Его: прореки, кто ударил Тебя?

       65        И много иных хулений произносили против Него].

Обычно в Новом Завете об Армии Рима говорится в исключительно теплых тонах: здесь и центурион Евангелия от Матфея, умоляющий Христа исцелить отрока, даже не заходя, к нему, недостойному, в дом: «скажи только слово, и выздоровеет слуга мой!», на что Господь ответил: «и в Израиле не нашел Я такой веры» [Мф. 7:8,10].И центурион, будущий св. мученик Лонгин, сказавший у Креста, увидев смерть Христа: «воистину человек этот был Сын Божий» [Мк. 15:39]. Плохо вяжется эта фраза с якобы состоявшимся несколько часов назад, получается скорее всего солдатами того же Лонгина, зверским избиением Беззащитного Узника. Вспомним также центуриона Корнилия из Деяний Апостолов, и человеколюбивого Юлия‒центуриона-сотника Августова полка, сопровождавшего Апостола Павла в Рим.

Да и зачем храбрым римским солдатам, не склонявшим перед врагом головы в открытом бою, издеваться над Непонятным для них Узником, претендующим якобы на звание царя в глухой римской провинции Иудее? Не на звание же Кесаря Рима, которого они присягали защищать, покушался преданный своими же галилеянин. Откуда же такая жестокость?

«Ларчик» открывается достаточно просто. Большинство читателей Евангелий не замечают, что под словами «воины» в Новом Завете названы две совершенно отличные друг от друга их разновидности: собственно легионеры Рима, и военнослужащие, если так можно выразиться, «внутренних войск» Иудеи, вербующиеся из местного населения и подчиняющиеся собственному иудейскому начальству.

Это и храмовая стража, и воины Ирода Антипы, и воины, охранявшие мытарей, ‒ нечто вроде тогдашней полиции, ДПС и охраны налоговых инспекторов.

Именно эти «воины» подходили к Иоанну Крестителю с вопросом: «а нам что делать?». [«Это были не римские воины, а евреи-наемники, служившие во вспомогательных частях». /Комм. к стиху Лк. 3:14 современного перевода Евангелия с греческого В.Н. Кузнецовой, под ред. игумена Иннокентия (Павлова). - М., 1998, 1999. Этот комментарий восходит к о. Александру Меню, которому посвящен перевод. А отец Александр разбирался в тонкостях иудейской жизни времен Иисуса Христа очень хорошо].

На свой вопрос«воины» получили ответ, странный для вопрошающего солдата, но являющийся заветом навсегда для служителей полиции, а говоря шире - служителей Фемиды,‒всех времен и народов: «Никого не обижайте, не клевещите, и довольствуйтесь своим жалованием». [Лк. 3:14. В ц-сл. переводе второй совет Крестителя звучит как «ни оклеветавàйте». ‒ Не шейте ложных дел, одним словом!].

Этих «воинов» посылали первосвященники и фарисеи схватить Христа, услышав споры о Нем в народе, как о Мессии: «Услышали фарисеи такие толки о Нем в народе, и послали фарисеи и первосвященники служителей ‒ схватить Его». [Ио. 7:32. В.Н. Кузнецова переводит вторую часть этого стиха как: «И тогда первосвященники и фарисеи послали храмовую стражу схватить Его». И дает следующий комментарий на этот стих: «В Храме была своя стража, выполнявшая полицейские функции; она состояла из левитов и подчинялась начальнику Храма»].

Именно они «взяли» Иисуса в Гефсиманском саду, а затем доставили Его уже неоднократно избитого к Претории.

[Ио 18: 2. Знал же это место и Иуда, предатель Его, потому что Иисус часто собирался там с учениками Своими.

       3 Итак Иуда, взяв отряд воинови служителейот первосвященников и фарисеев, приходит туда с фонарями и светильниками и оружием. ...

       12 Тогда воины и тысяченачальник, и служители Иудейские взяли Иисуса и связали Его ...

Как видим, и войск у первосвященников было немало, если даже тысяченачальник имелся.

Следует отметить, что Иоанн единственный из Евангелистов, который вообще говорит об отряде воинов. Матфей, Марк и Лука говорят просто о ведомом Иудой «множестве народа с мечами и кольями, от первосвященников и книжников и старейшин народных» (Мф. 26:47; Мк. 14:43; Лк. 47, 52). Но что касается отряда воинов у Иоанна, то здесь обычно следует комментарий, что это был якобы отряд именно римских воинов. На самом деле, за римских этих воинов можно принять, только полностью проигнорировав слова апостола Иоанна из той же главы 18, ст. 4-6:

       4 Иисус же, зная все, что с Ним будет, вышел и сказал им: кого ищете?

       5 Ему отвечали: Иисуса Назорея. Иисус говорит им: это Я. Стоял же с ними и Иуда, предатель Его.

       6 И когда сказал им: это Я, они отступили назад и пали на землю.

Зрелище падающей на землю, находящейся «при исполнении», римской когорты или хотя бы центурии, ‒ зрелище, не имеющее прецедентов за всю историю Римской Армии, безусловно «сильнее Фауста Гете», и одному ему должны были бы быть посвящены тома, хотя бы по военной психологии. Ведь слова Христа не были магией, а падать на землю от слов предполагаемого преступника легионерам Рима мало присуще. Раскопки Помпеи сохранили на века облик стоящего на посту римского легионера, не согнувшего головы даже под огненным смерчем. Вот храмовая стража и местный ОМОН, те могли попервоначалу действительно впечатлиться. И это свое «впечатление» и вымещать потом на, «неоправдавшем» свое ‒ в иудейском понимании ‒ «величие», Узнике].

Они же составляли ту кустодию, которая охраняла Гроб Господень, и которые за хорошие деньги, полученные от первосвященников готовы были подтвердить, что ученики украли тело Христа.

[Мф. 27:     65 Пилат сказал им: имеете стражу; пойдите, охраняйте, как знаете.

                   66 Они пошли и поставили у гроба стражу, и приложили к камню печать.

По ц-сл.:    65 Речé же им Пилат: ùмате кустодùю: идùте, утвердùте, якоже вéсте.

                   66 Они же шéдше утвердùша гроб, знàменав шакàмень с кустодùею].

Также есть все основания считать, что именно эти воины местных «внутренних войск» принимали основное участие в издевательствах над Христом, уже после того как Он предстал перед судом Пилата, и под их конвоем Он прошел свой Крестный путь на Голгофу, и они же, по иудейскому обычаю делили у креста одежду Христа и кидали о ней жребий.

Рассмотрим вопрос подробнее.

Первые два евангелиста Матфей и Марк определенно говорят, что Иисуса истязали воины игемона.Это Матфей в главе 27:

       25        И, отвечая, весь народ сказал: кровь Его на нас и на детях наших. /Мк 15, 15 Ин 19, 1/

       26        Тогда отпустил им Варавву, а Иисуса, бив, предал на распятие.

       27        Тогда воины правителя, взяв Иисуса в преторию, собрали на Него весь полк

       28        и, раздев Его, надели на Него багряницу;

       29        и, сплетши венец из терна, возложили Ему на голову и дали Ему в правую руку трость; и, становясь пред Ним на колени, насмехались над Ним, говоря: радуйся, Царь Иудейский!

       30        и плевали на Него и, взяв трость, били Его по голове.

       31        И когда насмеялись над Ним, сняли с Него багряницу, и одели Его в одежды Его, и повели Его на распятие.

И Марк в главе 15:

       15        Тогда Пилат, желая сделать угодное народу, отпустил им Варавву, а Иисуса, бив, предал на распятие.

       16        А воины отвели Его внутрь двора, то есть в преторию, и собрали весь полк,

       17        и одели Его в багряницу, и, сплетши терновый венец, возложили на Него;

       18        и начали приветствовать Его: радуйся, Царь Иудейский!

       19        И били Его по голове тростью, и плевали на Него, и, становясь на колени, кланялись Ему.

       20        Когда же насмеялись над Ним, сняли с Него багряницу, одели Его в собственные одежды Его и повели Его, чтобы распять Его.

Однако у Иоанна этот эпизод Страстей Господних дан в несколько смягченном виде в главе 19:

       1          Тогда Пилат взял Иисуса и велел бить Его.

       2          И воины, сплетши венец из терна, возложили Ему на голову, и одели Его в багряницу,

       3          и говорили: радуйся, Царь Иудейский! и били Его по ланитам.

И если из Матфея и Марка можно заключить, что повели Его на распятие римские солдаты, то у Иоанна, это звучит так:

       12        С этого времени Пилат искал отпустить Его. Иудеи же кричали: если отпустишь Его, ты не друг кесарю; всякий, делающий себя царем, противник кесарю.

       13        Пилат, услышав это слово, вывел вон Иисуса и сел на судилище, на месте, называемом Лифо́стротон, а по-еврейски Гаввафа.

       14        Тогда была пятница перед Пасхою, и час шестый. И сказал Пилат Иудеям: се, Царь ваш!

       15        Но они закричали: возьми, возьми, распни Его! Пилат говорит им: Царя ли вашего распну? Первосвященники отвечали: нет у нас царя, кроме кесаря.

       16        Тогда наконец он предал Его им на распятие. И взяли Иисуса и повели.

Здесь уже можно предположить, что повел Иисуса именно иудейский ОМОН.

И наконец в Евангелии от Луки описание последних часов Господа перед казнью дополняется в главе23 следующим важным эпизодом:

       4          Пилат сказал первосвященникам и народу: я не нахожу никакой вины в этом человеке.

       5          Но они настаивали, говоря, что Он возмущает народ, уча по всей Иудее, начиная от Галилеи до сего места.

       6          Пилат, услышав о Галилее, спросил: разве Он Галилеянин?

       7          И, узнав, что Он из области Иродовой, послал Его к Ироду, который в эти дни был также в Иерусалиме.

       8          Ирод, увидев Иисуса, очень обрадовался, ибо давно желал видеть Его, потому что много слышал о Нем, и надеялся увидеть от Него какое-нибудь чудо,

       9          и предлагал Ему многие вопросы, но Он ничего не отвечал ему.

       10        Первосвященники же и книжники стояли и усильно обвиняли Его.

       11        Но Ирод со своими воинами, уничижив Его и насмеявшись над Ним, одел Его в светлую одежду и отослал обратно к Пилату. [всветлую одежду: В греческом оригинале, буквально: «блистающую, сияющую». Как предполагают некоторые комментаторы, это могла быть пурпурная царская (ср. Мк 15:17) или белоснежная одежда. /См, напр. комм. к Лк. 23:11 в упомянутом переводе В.Н. Кузнецовой].

       12        И сделались в тот день Пилат и Ирод друзьями между собою, ибо прежде были во вражде друг с другом.

И далее в той же главе 23:

       22        Он в третий раз сказал им: какое же зло сделал Он? я ничего достойного смерти не нашел в Нем; итак, наказав Его, отпущу.

       23        Но они продолжали с великим криком требовать, чтобы Он был распят; и превозмог крик их и первосвященников.

       24        И Пилат решил быть по прошению их,

       25        и отпустил им посаженного за возмущение и убийство в темницу, которого они просили; а Иисуса предал в их волю.

       26        И когда повели Его, то, ...

Здесь по смыслу всего текста: И когда [они] повели Его, то, ...

Следовательно, и у Луки Иисуса ведут на казнь местные «полицаи».

Но важнее другое. В Евангелии от Луки, во многом самом «фундированном», во всяком случае из синоптических, ни слова не сказано об избиении Христа римскими легионерами, но, напротив, ‒ иудейскими воинами Ирода Антипы. Именно они по приказу своего владыки, не дождавшегося в пятницу 14 нисана от Иисуса чудес, и вообще знаков внимания, «уничижили Его и насмеялись над Ним», после чего одели в «светлую одежду».

И, наконец, становится ясным, отчего Пилат и Ирод сделались друзьями. С одной стороны, Ирод, как и Пилат, вопреки первосвященникам, не признал Иисуса виновным, а во-вторых, избавил Пилата от «черной работы» бичевания приглянувшегося игемону узника, которого он посильно старался спасти. При этом соединяется время наказания по Матфею-Марку и Луке. Судя по времени распятия Иисуса, после отсыла Христа к Ироду и возвращения Его в преторию,времени на новое наказание Его уже в претории с очередным переодеванием в светлые одежды, просто не оставалось.

[Следует осознать и понять, что Пилат сделал для спасения Иисуса практически все возможное, кроме одного. Он не рискнул подставить свою голову вместо головы Странного Узника. Напомним о пресловутом «законе об оскорблении величества», неоднократно применявшемся по свидетельству Тацита (Tac. Ann., I, 73) в последние годы царствования императора Тиберия. Именно на очевидном «намеке» первосвященников на этот закон и «сломался» Пилат. Обратимся вновь к Евангелию от Иоанна, глава 19:

Ио 19: 9 И опять вошел в преторию и сказал Иисусу: откуда Ты? Но Иисус не дал ему ответа.

       10 Пилат говорит Ему: мне ли не отвечаешь? не знаешь ли, что я имею власть распять Тебя и власть имею отпустить Тебя?

       11 Иисус отвечал: ты не имел бы надо Мною никакой власти, если бы не было дано тебе свыше; посему более греха на том, кто предал Меня тебе.

       12 С этого времени Пилат искал отпустить Его. Иудеи же кричали: если отпустишь Его, ты не друг кесарю; всякий, делающий себя царем, противник кесарю.

       13 Пилат, услышав это слово, вывел вон Иисуса и сел на судилище, на месте, называемом Лифо́стротон, а по-еврейски Гаввафа.

       14 Тогда была пятница перед Пасхою, и час шестый. И сказал Пилат Иудеям: се, Царь ваш!

       15 Но они закричали: возьми, возьми, распни Его! Пилат говорит им: Царя ли вашего распну? Первосвященники отвечали: нет у нас царя, кроме кесаря.

       16 Тогда наконец он предал Его им на распятие...

О том, что у Пилата были все основания не просто опасаться, но быть уверенным, что подобный донос от первосвященников и иных влиятельных лиц Иудеи дойдет до Рима и будет принят во внимание, свидетельствуют римские источники. Так Моммзен, ссылаясь на них, говорит, что иудейское влияние в Риме еще до Цезаря было столь сильно, что римские наместники не рисковали вмешиваться в дела иудеев своих провинций. Было чревато. А всем известный Марк Туллий Цицерон говорил об иудеях: «Ты знаешь, Лелий, что это за шайка, как они держатся вместе, какое влияние оказывают на собраниях. Поэтому я буду говорить тихим голосом, чтобы меня могли слышать только судьи, потому что найдется много людей, готовых натравить эту толпу на меня и на каждого порядочного человека, а мы не хотим этого облегчить...» (подробнее см.: Шафаревич И.Р. Трехтысячелетняя загадка. Глава 2. Античность. Текст есть в инете). Как видим, Цицерон не боялся громогласно обличать весьма влиятельного в Риме политика Луция Сергия Катилину, ‒ потомка сподвижника царевича Энея Сергеста, от которого и произошел патрицианский род Сергиев, ‒ но опасался поднять голос против членов иудейской сплоченной диаспоры. Почти сто лет спустя во времена Пилата, это влияние могло многократно возрасти. И Пилат, видимо, знал это очень хорошо].

Становится понятной злоба, с которой иудейские воины могли издеваться над Пленником, вообразившимСебя Царем Иудейским, да вдобавок Машиахом. Что было абсолютно безразлично солдатам Рима.

Однако, есть еще один аргумент, который приводится сторонниками «римских» зверств. Следы крови на Туринской Плащанице указывают на то, что человеку в нее завернутому, было дано тридцать девять ударов плетью, с вплетенными в нее металлическими шариками. Это, действительно, римская военная плеть. Но число-то ударов, именно такое, каковое полагалось по иудейскому закону: сорок без одного, ‒так неоднократно бывал наказан соотечественниками Апостол Павел.

Помилуйте, откуда римским легионерам, пришедшим с прокуратором в ненавидимый им город Иерусалим, знать тонкости местного законодательства? Вот «воинам» первосвященника и Ирода Антипы оно было прекрасно известно. Можно сказать, впитано с молоком матери.

А то, что они пользовались римским орудием наказания, так это и «полицаи» Великой Отечественной войны пользовались немецким, употребляя его против «своих» казалось бы людей, с жестокостью, от которой приходили в ужас германские СС. Известно любому, занимавшемуся хоть немного историей Отечественной войны, что эсесовцы бывало расстреливали своих местных «союзников» из айнзатцгрупп, не выдерживая их бессмысленногозверства.Чаще всего это касалось бандеровцев, но и единомышленных им литовцев, латышей и прочих эстонцев тоже. Так что избивать Царя Иудейского римской плетью было для местных служителей порядка вполне естественно.

Подводя предварительный итог, видим, что в самом подробном синоптическом Евангелии от Луки, издевательства римских солдат над Христом отсутствуют вообще, а в Евангелии от Иоанна присутствуют в виде «битья по ланитам».

Так же по двум последним евангелиям практически стопроцентно следует, что на распятие Иисуса ведут также «местные». Тогда становятся понятными издевательства над Христом по дороге, ведь именно там, свидетельствует Туринская Плащаница, Господь сломал переносицу, упав на дорогу под тяжестью Креста, со связанными за спиной руками. Становится понятной и дележка одежд казнимых, столь недостойная, пришедших с прокуратором в ИерусалимлегионеровXIIМолниеносного легиона[6]. Кстати, Отцы Церкви первых веков нимало не сомневались, что издевались у Креста над Спасителем именно иудейские воины. Так в нашем знаменитом Стоглаве, в Главе XV приводится «Правило семнадцатое СвятителяИоаннаМилостивого[7] в поучение попам».

В Правиле этом, посвященному вразумлению Иоанном Милостивым иерея, служившего вечерню без стихаря, говорится в частности:

«и служи яко іерейХристовъ, воскладывайѳелонь на Вечерняхъ и на Заутреняхъ, и Крестъ носи. Како соблазнился еси, отлагаеши начальство іерейству, поставленъеси, первое діякономъвъ стихарь, и потомъѳелонь на тявозложенъ, како главы не храниши, и наконецъсяонаго не держиши, начало іерействуотвергъ, діяконства и всего причта священническаго,

и якоже о Христе раздираеши ризу отъ ризы,

якожеоніипервіи злодеи жидовстіи воиныраздраша и раздѣлиша стихарь Господень».

То есть у Святителя Иоанна Милостивого, несомненно пребывавшего в русле традиции древней Церкви, не было сомнений, что у Креста делили одежду Господа именно иудейские воины.

А за два с лишним века до Иоанна Милостивого преподобный Ефрем Сирин, знаменитый в том числе своим знанием иврита, этнографии и географии Палестины, занимающий одно из первых мест среди экзегетов православия, в своем «Слове на Великий Пяток. О Кресте и о разбойнике», писал:

«Так сказав и видя, что не убедились иудеи, Пилат вышел из претории, оставив их идти и делать, что хотят. Но среди мятежных иудеев в молчании предстояла Премудрость, и Слово не дало слова. Они же зловредно отринув Его, распяли. И тотчас все поколебалось.

Каждая стихия приведена в потрясение: сокрылся день, омрачилось небо, погрязли глубины поднебесной, возрыдала земля, невольно принявшая на себя Крест, и приведена в смятение насильственным колебанием. Распались гробы, как остном (жалом), расторгнутые Крестом; возопили камни, возгласив гневно, обнажился храм, не терпя невыносимой дерзости; солнце отвратилось от дерзких и скрылось в ночь, поколебалась тварь.

Но иудеи, хотя видели столько ужасов, однако же не дали места печали.

По крайней мере, невольно почтили и, сами того не ведая, прославили Его тем, чем покушались обесчестить; в виде осмеяния присудили Ему почесть, и воздали, что принадлежало Ему; ругаясь, поклонялись Ему, но, думая посмеяться, сами были осмеяны, потому что исповедали свое рабство.

Издеваясь, облекли Его в хламиду, и собственными своими руками облачили Его как царя.

Увенчали Его терниями, как земля невозделанная;

растворили оцет, как ни к чему негодный виноградник;

поднесли желчь, как народ не гостеприимный;

подали губку, как Врачу душ;

принесли трость, которою и написано их отвержение;

распяли вместе с разбойниками, но один из распятых нашел в Нем райского Вратаря».

Здесь за все, что приписывается у Матфея и Марка римским воинам, Ефрем Сирин обличает воинов иудейских,‒ как в пытках и издевательствах перед казнью, так и в распятии, и в последних «ругательствах» у креста.

Косвенно это следует, впрочем, из свидетельства Луки в главе 23:

       36        Также и воины ругались над Ним, подходя и поднося Ему уксус

       37        и говоря: если Ты Царь Иудейский, спаси Себя Самого.

Последние слова не могли не представлять унизительной насмешки и оскорбления распятого, именно в глазах иудеев. В то время как, еще раз повторим, воинам Кесаря, былив принципе не интересны такого рода претензии каких-то «нацменов» на главенство в их провинциях. Подавить эти претензии они конечно могли, если прикажут, но эмоционального отклика вызвать у них это не могло.

И еще более очевидно национальная принадлежность воинов, охраняющих распятых в первые часы казни, следует из слов Матфея в главе 27:

       46        а около девятого часа возопил Иисус громким голосом: Или́, Или́! лама́ савахфани́? то есть: Боже Мой, Боже Мой! для чего Ты Меня оставил?

       47        Некоторые из стоявших там, слыша это, говорили: Илию зовет Он.

       48        И тотчас побежал один из них, взял губку, наполнил уксусом и, наложи́в на трость, давал Ему пить;

       49        а другие говорили: постой, посмотрим, придет ли Илия спасти Его.

Понятно, что «один из них» мог быть только один из охраняющих, ‒ «гражданских» бы не допустили. Также понятно, что ассоциация с пророком Илией могла быть только у аборигенов.

Но как же, ‒ напрашивается вопрос, ‒ ведь все библеисты Нового времени дружно говорят, что только римляне могли совершить казнь, поскольку иудеям это было якобы запрещено. А один из римских пап последних времен, и вовсе отмазал даже иудейскую верхушку ‒ народ-то действительно нельзя целиком обвинять, ‒от вселенского злодеяния.

На самом деле, запрещение иудеям совершать самим казни, если и было, то соблюдалось весьма поверхностно. Самого Господа несколько раз порывались побить камнями, не спрашивая никаких римлян. То же и с женщиной, взятой в прелюбодеянии, ‒ там ссылались исключительно на закон Моисеев, а не на Римское право. Не на основе последнего был забит камнями Первомученик диакон Стефан. И уж точно не спрашивал разрешения римских властей Ирод Антипа, преподнося Саломее на блюде голову Иоанна Крестителя. И если «квалифицированная» казнь на Кресте действительно требовала утверждения римского начальства, то уж исполнение ее Пилат вполне мог передать в жаждущие руки иудейских специалистов.

Так что, судя по совокупности фактов, собственно римские воины появились у Креста, для контроля над исполнением приговора, уже после того, как сами иудеи обратились к Пилату с просьбой снять распятых со крестов, дабы не омрачать великий день Пасхи. И командовал этими воинами центурион Лонгин со своим знаменитым копьем. Апостол Иоанн в главе 19 говорит об этом так:

       31        Но так как тогда была пятница, то Иудеи, дабы не оставить тел на кресте в субботу, ‒ ибо та суббота была день великий, ‒ просили Пилата, чтобы перебить у них голени и снять их.

       32        Итак пришли воины, и у первого перебили голени, и у другого, распятого с Ним.

       33        Но, придя к Иисусу, как увидели Его уже умершим, не перебили у Него голеней,

       34        но один из воинов копьем пронзил Ему ребра, и тотчас истекла кровь и вода.

       35        И видевший засвидетельствовал, и истинно свидетельство его; он знает, что говорит истину, дабы вы поверили.

Судя по остальным Евангелиям, Римский отряд подошел незадолго до смерти Христа, необычайные обстоятельства которой и вызвали у центуриона возглас: «Человек этот был Сын Божий», хотя, наверное, в то время сотник вкладывал в эти слова еще языческое понимание.

Копье Лонгина засвидетельствовало лишь уже наступившую смерть Богочеловека. Все остальное было делом рук «своих».

Так что крови Христа на Армии Рима нет.

Честь Армии Первого Рима необходимо восстановить и потому, что именно она является духовной предтечей Армии Третьего Рима, ‒ Русского Христолюбивого Воинства.И тень, брошенная на Римскую Армию, косвенно падает и на нас.

 



[1]Флавий Аэций (лат. FlaviusAetius; ок. 390-454) ‒последний из величайших римских полководцев Западной Римской империи, последний ее герой и оплот перед распадом, трехкратный консул (432, 437 и 446 гг.), удостоившийся от историков эпитета «последний из римлян». Аэций родился в Дуросторуме на Дунае в Нижней Мезии (это тот Доростол, в котором в 971 году принял свое последнее сражение с войсками Императора Иоанна Цимисхия Великий Князь Святослав Игоревич, ныне Силистрия или Силистра в Болгарии). По происхождению фракиец, а по мнению некоторых историков славянин. В некотором смысле можно сказать - русский. Аэций возглавил армию империи в 429 году, 19 лет спустя после того, как столица мира Рим впервые за 8 веков была разграблена вестготами Алариха. На протяжении 25 лет Аэций успешно отбивал ограниченными силами набеги варваров на владения Западной Римской империи, выступая в роли не только военачальника, но и фактического руководителя империи при слабом Императоре Валентиниане. Аэций наиболее известен в историографии своей победой над Аттилой в битве на Каталаунских полях в 451 году.

[2]Точно известно, например, что наместник Галлии Афраний Сиагрий удерживал Суассонскую область по крайней мере до 486 года. Продолжалисражаться с варварами гарнизоны Норика и Реции.

[3] Митрополит Вениамин (Федченков). На рубеже двух эпох. - М.: Отчий дом, 1994. С. 232-233.

[4]Белые полки последней Белой армии, под командованием генерал-лейтенанта Михаила Константиновича Дитерихса, провозгласившего лозунгом Белого движения восстановление монархии, сражались с «космополитами-интернационалистами» в 1922 году в Приамурье, но духовно едины с полками Белой армии, стоявшими до конца в 1920 году в Крыму.

[5] Раш Кавад. Слово о кадетском братстве. //Раш Кавад. Время офицеров. Письма к русскому офицеру. Изд. 2-е. - СПб., 2012. С. 715.

[6]XII Молниеносный(Молнией вооруженный) (Legio XII Fulminata) ‒ римский легион, сформированный Юлием Цезарем в 58 году до н.э. для войны с гельветами, первоначально носил имя Victrix(победитель).Символ легиона ‒ изображение молнии (удар молнией в Древнем Риме считался особым благоприятным знаком богов). Существуют различные трактовки этого названия, но, скорее всего оно означает, что легион действовал на врагов подобно ударам молнии. В войсках Марка Антония XIIлегион упоминается под именем Antiqua (древний, старый).С 14 года н.э. до 58 года XIIлегион дислоцирован в провинции Сирия, частью которой являлась Иудея, где известен уже как «Fulminata». Подразделения легиона в этот период используются для подавления восстаний и поддержания порядка в провинции. Во время Иудейской войны легионом Фульмината командовал будущий император Веспасиан. После войны по его приказу легион переведен в Каппадокию. Считается, что именно к этому легиону принадлежали Сорок Севастийских мучеников, казненные в 320 году в городе Себастии.Последние записи о легионе датируются началом V века. Возможно, что легион просуществовал до самого распада первой Римской империи в 476 году. //См. напр., Махлаюк А.В., Негин А.Е. Римские легионы в бою. - М., 2009 (стр. 100, 112) и др. ист.

[7]Свят. Иоанн Милостивый (ок. сер. VI в. ‒ок. 619) - Патриарх Александрийский. Память совершается в день его смерти ‒ 25 ноября (12 ноября по юлианскому календарю).

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить
Введите комментарий

10. ответ 8, М.Яблоков:

- А большевики и так прокляты, так разоряли алтари Господни. А, ты, Миша, присягнув на верность проклятой большевисткой армии, видать теперь, открестившись от клятвы, алтари Божьи воздвигаешь. Ну, и кто ты после этого? Благословенный богослов? Молчал бы уже...

Олег В / 18.04.2017

9. Ответ на 8., М.Яблоков:

А большевики и так прокляты, так разоряли алтари Господни.

Яблоков сбросил на "большевиков" матерь всех бомб. С помощью Госдепа, естественно.

Потомок подданных Императора Николая II / 17.04.2017

8. Ответ на 7., Лев Хоружник:

Неужели ты здесь дерзнешь заявить, что большевики - это молитвенники русского народа?! )Так ты уже и дерзнул...Хотел, подобно Валааму, проклясть, а получилось, что благословил! Смотри же, не закончи как Валаам...

Дурак ты. Приписал мне все идиотские мысли и рад ) А большевики и так прокляты, так разоряли алтари Господни.

М.Яблоков / 17.04.2017

7. Ответ на 5., М.Яблоков:

Неужели ты здесь дерзнешь заявить, что большевики - это молитвенники русского народа?! )

Так ты уже и дерзнул...Хотел, подобно Валааму, проклясть, а получилось, что благословил! Смотри же, не закончи как Валаам...

Лев Хоружник / 17.04.2017

6. Ответ на 2., М.Яблоков:

Слащев - клятвопреступник.

Не бОльший, чем Алексеев, Корнилов, Деникин, Колчак, Врангель и проч.

Русский Сталинист / 17.04.2017

5. Ответ на 4., Лев Хоружник:

Неужели ты здесь дерзнешь заявить, что большевики - это молитвенники русского народа?! )

М.Яблоков / 17.04.2017

4. Ответ на 3., М.Яблоков:

Это же каким надо было быть отморозком, чтобы перейти на сторону красных - молильщиков русского народа!..

Воистину, по Фрейду оговорка. По мимо своей воли, а таки признал красных спасителями русского народа, его "молильщиками"!

Лев Хоружник / 17.04.2017

3. Re: В защиту Римской Армии

Это же каким надо было быть отморозком, чтобы перейти на сторону красных - молильщиков русского народа!..

М.Яблоков / 17.04.2017

2. Re: В защиту Римской Армии

Слащев - клятвопреступник.

М.Яблоков / 17.04.2017

1. Re: В защиту Римской Армии

<i>«Красные – мои враги, но они сделали главное – моё дело: возродили великую Россию! А как они её назвали – мне на это плевать!» </i> Генерал Слащёв – Крымский Спасибо за интересную статью. Однако же, думается, что знаменитый Слащёв – Крымский, один из лучших белых полководцев, не согласился бы с тем, что боевой дух белых армий в целом можно сравнить с боевым духом древнеримских легионов. Тот же Слащёв обвинял Врангеля в том, что он действовал больше в интересах Антанты, чем России. А вот сам Слащёв, перешедший затем на сторону красных, был вполне древнеримский полководец, ни чем своей чести не запятнавший!

Лев Хоружник / 16.04.2017
Борис Галенин:
Народ России – многообразие в единстве
Слово за Круглым столом движения «Россия Православная»
29.10.2019
Слово Виктору Николаевичу Тростникову
На вторую годовщину ухода
29.10.2019
Слово Виктору Николаевичу Тростникову
На вторую годовщину ухода
29.10.2019
Слово Виктору Николаевичу Тростникову
На вторую годовщину ухода
29.10.2019
Слово Виктору Николаевичу Тростникову
На вторую годовщину ухода
29.10.2019
Все статьи автора