В наши дни
излюбленной темой светских СМИ и Интернета стала Церковь. Журналисты и прочие
авторы, словно состязаясь между собой в злословии, перетирают именно те
недостатки в Ней, которые свойственны человеческой природе. Нет бы поступить по
любви и доброжелательно подсказать, как эти недостатки выправить. Но для этого
надо знать Бога, утруждать себя познанием Его, болеть душой за всё происходящее
в Церкви.
А что есть Церковь? Это общество людей, объединённых верой во Христа Иисуса.
Она наполнена людьми самыми разными и далеко не все они святы, ибо суть
человецы грешные, с больным естеством, несущим на себе печать повреждённости
первородным, Адамовым грехом. Таковы все мы. Свят в Церкви только Христос и
избранные, коих именуют святыми. Свят в Церкви и живущий в Ней Дух, Он же есть
Бог. Верующий люд от патриарха до мирянина составляет тело Церкви, главой
которой является Христос.
В Церкви врачуются, или говоря языком церковным, спасаются от болезней греха и
вечных страданий ада через понуждающую жизнь во Христе, исполняя Евангелие и
Заповеди. Верующие врачуются по образу больных в медицинском учреждении. Только
в клинике лечатся у конкретного доктора, а в Церкви - от Христа через принятие
благодати Духа Святого.
Часто люди, не владея этими элементарными понятиями, городят заборы как им
вздумается - будь то профессиональные журналисты или отдельные умники, от ветра
головы своея дерзающие вторгаться со своими суждениями в незнакомую им сферу
бытия. Их нелепые толки о жизни Церкви равносильны обвинению больных, сидящих в
очереди на приём к врачу: они, хворые, видите ли, не так сидят, не так встают,
не то говорят и вообще зачем они тут и что здесь делают?
Но очевидно же, что в клинике главное не то, как мы ведём себя перед дверью
врачебного кабинета, а с какой целью мы сюда пришли, -поправить своё
расшатанное здоровье и не умереть. Эта аналогия вполне применима и к Церкви, и
к такому её образованию, как монастыри.
Кто по своему невежеству критикует Церковь, тот не понимает Её высокого
предназначения, цели и смысла происходящего в Ней. Именно так выглядят
критиканы, вздумавшие в последнее время поливать грязью Малоярославецкий Черноостровский
Свято-Никольский женский монастырь. Читаешь их словоизлияния и понимаешь, что
за всем этим стоит не просто дремучее невежество, а расстройство здравого
смысла. Повод к этому коллективному безумию дала несчастная послушница,
которая, не разобравшись в сути монашества (а для этого надо, как минимум,
иметь желание понять игуменью и оказывать ей сердечное послушание), так и не
смогла стать послушницей. А значит, она не поняла Христа.
Естественно, напрашивается вопрос к этой «послушнице»: тебя что силой держали в
монастыре? Взаперти, под семью замками? Но ведь это не так, мы живём не в эпоху
крепостного права. Многие из тех, кто приходят в монастыри, оказываются здесь,
чтобы испытать себя, попробовать, по силам ли им этот тернистый путь избранных.
Но если человек понял, что это не его, он добровольно покидает обитель и никто
его не удерживает. Процесс вполне естественный, повсеместный. «Невольник - не
богомольник», - говорят святые отцы, и это на самом деле так. Бывает, что
человек проходит много монастырей, пока найдёт свой - близкий по духу, и ничего
страшного в том нет! Недаром народная мудрость гласит: «Рыба ищет где глубже,
человек - где лучше». Права выбора никто не отменял.
Хочется спросить и журналистов: чем объяснить то наслаждение, с каким вы
муссируете измышления несостоявшейся послушницы? Вас-то что заставляет
соучаствовать в её страшном грехе- грехе Хама, который увидев наготу отца,
подленько посмеялся над ней, да ещё не постеснялся о том разнести другим. А вы
и не сможете толком ответить на мой вопрос - разве может слепой увидеть
на себе грязь и мерзость?! Зато ответ на него есть в Церкви, в Священном
Писании. Причина вашей словесной активности кроется в гордости, высокомерии и
тщеславии. Когда неумный хочет выглядеть умным, то делает
это за счёт Церкви - Матери нашей. Ибо сказано: «Кому Церковь не Мать, тому Бог
- не Отец».
Попробуйте, господа журналисты и незадачливая послушница, написать что-нибудь
омерзительное о семье, в которой вы выросли, - о родителях, дедах, об их грехах
и слабостях, которые есть у каждого. Любители рыться в чужом белье покажите
сначала гардероб своего грязного белья - да непременно на площади! Вот это
будет по-комсомольски, уж это будет захватывающее зрелище! Но вы этого не
сделаете, потому как нормальному человеку сотворить подобное не позволит
чувство собственного достоинства и семейной чести, а в вашем случае -
сущность вашего естества - воспалённая гордыня. Куда как легко судачить о
других, нежели о себе и о своих близких.
В этой связи мне вспоминается мой давний разговор со старцем в Троице-Сергиевой
Лавре. Когда я стал открывать ему недостатки ближнего, он мне тут же заградил
уста: «Засунь нос себе за пазуху и нюхай своё». Другой старец о том же самом
выразился даже афористично: «Знай про себя - и хватит с тебя». Апостол Павел
сказал ещё интересней: «Таковых исправляйте духом кротости и любви». Только те,
кто накидываются на Малоярославецкий монастырь, столь возвышенной цели перед
собой не ставят.
Господа, вашу бы энергию да в мирных целях! Почему бы на средства от чёрного
пиара монастыря не построить такой же прекрасный детский приют, как в ругаемой
вами обители?! Странно, журналистам никогда не приходило в голову вытаскивать
на всеобщее обозрение тот негатив, который процветал у великого педагога
Макаренко в его детском учреждении. Разве там всё было так уж гладко? Но
если Макаренко с его питомцами - эталон педагогического таланта, то в
Малоярославецком монастыре тогда - рай седьмого неба. Говорю об этом с
уверенностью, потому что мне не раз доводилось бывать в вышеупомянутой обители.
Также я давно знаю матушку-игуменью. Вижу труды её и на своей практике знаю,
чего они стоят. Всем злопыхателям вместе взятым и полпроцента таких трудов не
понести. Как настоятель и священник я имею вполне конкретное представление о
женском монастыре как таковом. И со всей ответственностью заявляю: чтобы не
только создать, но и удержать, развить его, необходим высший пилотаж воли,
знаний, характера, молитвы, трудолюбия, самоотречения, мудрости,
проницательности...
Надо заметить, Адам не справился с Евой, с её природой и змеиным обольщением.
Можно себе представить, насколько женские монастыри сложнее мужских. Однако
мать Николая, нынешняя игумения Малоярославецкой обители, не только справляется
с этой наисложнейшей задачей, но ещё взяла на себя дополнительную ношу-
воспитывает детей с искалеченной психикой из сложных семей, невзирая на своё
нездоровье. Вы, хулители этой обители, попробуйте взять с улицы или из детдома
хотя бы по два таких ребёнка и покажите положительные результаты, каких
достигла мать Николая!
Мы знаем, кто поднял скандал вокруг монастыря, кто дышит в саркастических
произведениях антицерковной псевдопублицистики. Мы знаем, кто это. Это зло, у
которого никогда не было недостатка в прислужниках. Зло почивает на лоне
гордыни и тщеславия. Родной дом и местопребывание этого зла - Ад, а хозяин его
- дьявол.
Насельницам же монастыря и матушке-игуменье хочется сказать: «Радуйтесь и
веселитесь - к вам пришёл Христос и благодарите святителя Николая, вымолившего
вам такую милость: поношения, оплевания, заушения как Христу, идущему на
Голгофу». Ибо сказано: «Не ропщи, а терпи и люби». Молитесь за распинателей
ваших - и будет вам утешение: быть может, кто-нибудь из них спасётся как сотник
Лонгин».
Всем нам помоги Господь! И научи быть мудрыми, ибо за всякое слово дадим Там
ответ. Не только мы, но и наши дети и весь наш род. Вся эта печатная болтовня
вокруг Малоярославецкого монастыря - рассуждения без Бога. А Бога надо знать и
понимать. Об этом хорошо сказано не только в Священном Писании и в творениях
святых отцов, но и в произведениях мудрых мыслителей, как, например, в «Книге
раздумий» И. Ильина. Не пожелавшие познать Бога будут в безумии своём рубить
под собой сук - на погибель себе. Сук этот - Церковь Православная. Гибель Её
приведёт к царству Содома и Гоморры, как уже было в истории Отечества в 1917
году, перешедшему в страдания 1941 года.
Вы к этому стремитесь, господа?
Вы к этому призываете свою аудиторию?
Архимандрит Георгий (Евдачев), настоятель Мещовского Свято-Георгиевского монастыря